[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Пункт : 16 Часть : 3 Элемент текста : Для оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, являются:........
Предлагаем этот абзац установить в следующей редакции: Для оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, является один из следующих документов:...... Так как порой для мелких белорусских производителей наличие сертификата продукции собственного производства уже достижение, а про акт экспертизы порой и не слышали......
26.07.2024 15:23:39
Анна_Z
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 4 Пункт : 30 Часть : 2 Элемент текста : Отмена процедуры закупки допускается в случаях отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к участникам процедуры закупки, в случае выявления нарушений законодательства при организации и проведении процедуры закупки.
Предлагаем изложить в новой редакции: "Отмена процедуры закупки допускается в случаях отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к предмету закупки, требований к участникам процедуры закупки, в случае выявления нарушений законодательства при организации и проведении процедуры закупки."
26.07.2024 15:26:34
Анна_Z
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение 1 п. 21 Закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 100 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности
Изложить в новой редакции : "Закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности"
Для крупной организации порог в 100 БВ очень мал и приведет к большому документообороту, на мелочные закупки
26.07.2024 15:44:25
Zakupki2025
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
1
1. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. «Цена предложения – стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником». В то же время «товары – вещи», а «предложение – совокупность предоставленных документов юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, участвующего в процедуре закупки, в соответствии с которыми оно предлагает поставлять или реализовывать иным способом товары (выполнять работы, оказывать услуги)». Почему «Цена предложения» не предполагает включение дополнительных расходов на налоги, доставку?
При этом «ориентировочная стоимость предмета закупки – общая стоимость предмета закупки, включающая предполагаемую сумму выплат закупающей организацией поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (далее – поставка) товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (при необходимости), определенная с учетом конъюнктуры рынка, на основании проектной (предпроектной, прединвестиционной) документации или иными способами, предусмотренными закупающей организацией (организаторами)».
2. Часть 2 пункта 9 Положения. Какими документами, для получения приоритета в процедуре закупки, участник-производитель должен подтвердить свой статус? Также сбытовая организация? Также нет уточнения, относительно каких производителей применяется приоритет: отечественных или любых? При этом в ГЛАВЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ дано определение относительно только термина «отечественный производитель».
Указано как предоставить приоритет, но не прописано как участник (разного статуса: отечественный производитель, производитель других стран, сбытовая организация) должен подтвердить свой статус.
3. Пункт 11 Положения. Каким документом участник должен подтвердить информацию об аффилированности лиц и в какие сроки после окончания процедуры закупки, и по какому виду процедуры? Как проверять резидентов, нерезидентов?
4. Часть 1 пункта 14 Положения: Товары согласно приложению 4 к Положению иностранного происхождения (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке.
Как применить Часть 2 пункта 14 Положения по отношению к части 1 данного пункта, если справка об отсутствии производства закупаемого товара на территории РБ должна составляться на дату принятия решения о допуске товара иностранного происхождения к участию в процедуре закупки, т.е. в период проведения процедуры. Как эту норму применить до начала процедуры?
5. Абзац 2 подпункта 17.2 пункта 17 Положения. При ИКР осуществляется путем направления запроса в адрес ТОЛЬКО отечественных производителей, а приобретение товаров с применением ЗОИ согласно пунктам 5-7, 9, 15, 16, 24-27 и 45 приложения 2 к Положению осуществляется у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. При этом Решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением ЗОИ у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается закупающей организацией на основании результатов ИКР. Как изучать конъюнктуру рынка у сбытовых организаций?
6. Часть 3 пункта 25 Положения. При применении преференциальной поправки: начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15 либо путем выбора наименьшей из цен участников, допущенных к торгам. Вопрос: при выборе наименьшей из цен участников, как установить начальную ставку с учетом преф.поправки? Не достаточно информации для применения данной нормы.
7. Пункт 9 приложения 2 к Положению. Закупки товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки… При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых величин. Данная норма относится ко всем приобретаемым товарам по п.9 приложения 2 или это возможно применить относительно товаров по каждому отдельному коду ОКРБ, однородным товарам? В случае использования данного лимита=5000 базовых величин в год, оставшиеся товары, стоимостью от 100 до 1000 базовых величин, приобретать через конкурентные процедуры? Кто будет участвовать в таких процедурах? А организация при этом, заведомо зная, что процедура будет несостоявшаяся, обязана будет на платной основе размещать приглашение на ЭТП и работать себе в убыток!!!
26.07.2024 15:45:36
Анна_Z
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.5
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Приложение2 п.2 Приобретение товаров собственного производства у их производителя. Для целей настоящего абзаца документами, подтверждающими собственное производство, являются документы, указанные в абзацах втором и четвертом части второй пункта 13 Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Изложить в следующей редакции: "2. Приобретение товаров собственного производства у их производителя. Для целей настоящего абзаца документами, подтверждающими собственное производство, является один из следующих документов, указанные в абзацах втором и четвертом части второй пункта 13 Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств."
26.07.2024 15:47:06
Анна_Z
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : п.1 Приложения 2
п.1 Исключить из Приложения 2 и включить его в Приложение 1 для упрощения закупок с перечисленными организациями.
26.07.2024 15:48:51
Юрист Л
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
1
1) Предлагаем пункт 9 приложения 2 к проекту Постановления после слов «объем закупок» дополнить словами «однородных товаров (работ, услуг)».
Так как согласно пункту 9 приложения 2 к проекту Постановления у закупающей организации не будет возможности, в случае необходимости, оперативно осуществлять закупки товаров (работ, услуг) при достижении предела в 5000 базовых величин, а также вынудит заказчиков проводить конкурентные процедуры закупок на малые суммы, что в свою очередь значительно затруднит процесс приобретения необходимых товаров (работ, услуг) и значительно увеличит нерациональное использование трудовых ресурсов.
2) «Для подтверждения статуса сбытовой организации (официального торгового представителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют указанный договор (соглашение) или устав, подтверждающий правомочие на реализацию товаров, либо их копии.». Предоставление указанных договоров (соглашений) на практике невозможно. Предлагаем упростить данный пункт.
26.07.2024 15:54:19
yulia1307
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
1
Пункт 1 Положения
В термине «товары» исключить слова «включая предоставляемые по договору аренды (в том числе финансовой аренды (лилизинга))».
Подпункт 10.1 пункта10 Положения
Не допускается к процедуре закупки юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:
не соответствующее требованиям, установленным в документации о закупке;
включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам;
включенное в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности;
включенное в перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности;
включенное в перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданств, причастных к экстремистской деятельности;
аффилированное с закупающей организацией (организатором);
Не допускается к процедуре закупки юридическое лицо, подвергшееся административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное в статье 24.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Каким образом закупающая организация будет осуществлять проверку данной информации?
Предлагаю, возложить на ЭТП проверку наличия участника при проведении процедур закупок либо возложить ответственность на участника при предоставлении данной информации в своем предложении.
Пункт 27 Положения
Участник процедуры закупки вправе внести изменения и (или) дополнения в предложение или отозвать его до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Бывают случаи, когда после вскрытия конвертов участник обращается с просьбой о внесении изменений в предложении, так как заметил описку. Как быть в такой ситуации, принимать его заявление?
Пункт 28 Положения
Комиссия по закупкам осуществляет рассмотрение предложений и выбирает участника-победителя или признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в срок не более двадцати рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений. С учетом особенностей и (или) сложности предмета закупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения предложений и выбора участника-победителя, но не более шестидесяти рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.
Это очень маленький срок, так как имеются закупки, которые подлежат согласованию с управляющей компанией холдинга и уложиться в 20 рабочих дней, а иногда даже и 60 не представляется возможным. Предлагаю, чтобы заказчик сам определял срок рассмотрения предложений.
Протокол комиссии по закупкам выбора участника-победителя (участников-победителей) процедуры закупки или признании ее несостоявшейся размещается закупающей организацией (организатором) на электронной торговой площадке (направляется участникам процедуры закупки в случае проведения процедуры закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения) в течение трех рабочих дней с даты его подписания. Предлагаем размещать выписку из протокола, а не сам протокол, а также увеличить срок до 7 рабочих дней. Также непонятно необходимо ли размещать протокол об отмене процедуры запроса ценовых предложений.
Приложение №2 п.10
Закупки товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов и поставляемых (выполняемых, оказываемых) единственным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Каким документом это должно подтверждаться?
Приложение №2 п.9 Исключить либо оставить в редакции постановления №229.
Приложение №2 п.19,21 перенести в приложение №1.
Пункт 2.6 Постановления предусматривает размещение закупок на ЭТП и Белорусской товарной бирже. С 01.01.2025 года возможность размещения закупок на сайте icetrade.by будет отсутствовать?
26.07.2024 15:59:42
Lexmaster
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
1
1. Абзац пятнадцатый части шестой пункта 1 проекта Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, утверждаемого постановлением Совета Министров Республики Беларусь (далее – проект Положения) после слова «предоставление» дополнить словом «ценового»;
2. Второе предложение части четвертую пункта 7 проекта Положения после слов «из состава комиссии по закупкам» дополнить словами «на период проведения закупки, по отношению к которой имеется заинтересованность исключаемого члена комиссии»;
3. Часть шестую пункта 28 проекта Положения изложить в следующей редакции:
«Закупающая организация (организатор) вправе при проведении процедуры запроса ценовых предложений, конкурса предусмотреть возможность улучшения условий предложений участников, как посредством снижения цены, так и изменения иных условий, выступающих критериями оценки, в целях повышения конкурентоспособности своего предложения. Порядок проведения улучшения условий предложений участников должен быть предусмотрен в порядке осуществления закупок за счет собственных средств, а также документацией о закупке.»;
4. Последнее предложение части третьей пункта 9 проекта Положения изложить в следующей редакции: «Для подтверждения статуса сбытовой организации (официального торгового представителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют документ (договор, доверенность, устав или иной документ), подтверждающий правомочие на реализацию товаров, либо его копию».
26.07.2024 16:09:36
Алла777
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
1
К проекту постановления имеется много замечаний. В частности:
1) В качестве целей подготовки данного проекта декларируется разработка единого порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для организаций республиканского и местного уровня для исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их осуществления, и обеспечения консолидации правого регулирования в данной сфере. Однако, данных целей постановление не достигает:
- В п. 3 Обоснования к проекту постановления и в п 2.1. указано, что постановление распространяется и на хоз. общества, 25 % акций (долей) которых принадлежит административно-территориальной единице (АТЕ), однако, в п. 8 постановления местным Советам депутатов рекомендуется признать утратившими силу решения, определяющие порядок осуществления закупок за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями;
- В ч. 2 п. 1 Положения указано «Отношения при осуществлении закупок за счет собственных средств, не урегулированные Положением, должны быть урегулированы закупающей организацией (организатором) в порядке осуществления закупок за счет собственных средств», что не соответствует информации, указанной в Обосновании относительно п. 1 Положения, согласно которой «исключается обязательность наличия локального порядка закупок» а так как далеко не все отношения регулирует Положение, в частности, оно не устанавливает никаких пороговых значений для проведения той или иной конкурентной процедуры закупки и поэтому закупающие организации будут устанавливать их в своих Порядках закупок. Как определять ориентировочную стоимость организации также должны будут определить самостоятельно.
В п. 28 Положения указано, что «порядок снижения цены предложений участников ЗЦП должен быть предусмотрен в Порядке осуществления закупок, а также документацией о закупке» (в то время как в Обосновании декларируется об исключении обязанности наличия локального порядка закупок).
Т.о., ни о каком едином подходе к порядке осуществления закупок говорить также не приходится, этой цели Положение также не достигает, при этом, организациям придется разрабатывать новые Порядки закупки, хотя Порядки закупок уже были нами разработаны исходя из имеющихся у нас специфик, а теперь придется разрабатывать исходя из прихотей законодателя далее – МАРТ, действующего сугубо в интересах РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусской универсальной товарной биржи», напрочь игнорируя интересы закупающих организаций (подача предложений только ч-з ЭТП для большинства из нас – абсолютна нецелелесообразна, так как для нужд производства, во многих случаях необходимо приобретение импортных сырья и материалов. Иностранные компании не будут заморачиваться с получением ЭЦП, оплачивать размещение предложений. Они просто не будут участвовать, а вместо них, в лучшем случае поучаствуют посредники.
2) В Обосновании п. 15 Положения указано, что «перечень случаев применения ЗОИ сформирован с учетом положений постановления № 229 и приложения № 1 к нему, но это вовсе не так.
- В приложении № 1 к постановлению № 229 приведен перечень товаров (работ, услуг) на закупки которых не распространяется действие данного постановления. Так, в п. 9 установлено, что на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке действие постановления не распространяется в связи с чем, как осуществлять данные закупки закупающие организации решали сами, согласно же п. 9 приложения к положению закупки на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по данной сделке на дату принятия решения о проведении процедуры закупки – это ЗОИ, а не случай, когда Положение не применяется. Что такое для производственного предприятия 100 базовых величин – капля в море. Далее указано «При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых величин». Из данного текста, так как нигде не оговорено, что речь идет об однородных товарах, следует, что в календарном году закупающая организация вправе применить ЗОИ лишь на сумму, не превышающую 5000 базовых величин. Это – маразм, при этом в Обосновании (с претензией на того, чтобы закупающие организации не злоупотребляли правом на неприменения, установленной в постановлении № 229 возможности его неприменения неограниченного количества раз по закупкам на сумму до 1000 базовых величин, обманчиво указано об установлении в Положении ограничения это суммой в 5000 базовых величин.
Т.о., Положением устанавливается новое пороговое значение в 100 базовых величин вместо действующих 1000 базовых величин. Чем руководствуется МАРТ, если даже в гос. закупках пороговое значение для неприменения норм закона куда больше?
В Обосновании по п. 22 и 23 Положения идет речь о наличии возможности не размещения на ЭТП документации о закупки, однако, в п. 24 Положения устанавливается обязанность по ее обязательному размещению на ЭТП, за исключением проведения закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения (какую информацию можно к ней
относить не разъяснено).
3) Положение предусматривает проведение всех конкурентных процедур на ЭТП, для чего участникам необходимо будет иметь ЭЦП и оплачивать размещение предложения, что финансово выгодно данным операторам, так как они теперь будут получать средства сразу от двух сторон (от заказчика и участника), но не выгодно для самих сторон процедуры закупки: так заказчикам придется тратить время на распечатку предложений, а также денежные средства на приобретение бумаги, а участникам оплачивать возможность подачи предложения, чего раньше от них не требовалось. Справочно: Не факт, что иностранная компания, получившая ЭЦП и оплатившая подачу предложения сможет разместить его на ЭТП, В настоящее время, иностранные компании (достоверно знаю информацию о невозможности открытия процедур закупок в ИС «Тендеры» компаниями из следующих стран: Турция, Индия, Италия, Китай) не могут даже отрыть присланную им ссылку на процедуру закупки.
4) Положение допускает возможность подачи участниками заявления о не размещении в открытом доступе информации об их участии. а так как для закупающих организаций вменяется обязанность по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, поэтому в отношении данных участников в протоколе должны указываться их регистрационные номера. Т.о., бедному секретарю комиссии, для того, чтобы незапутаться в части размещения/не размещения сведений об участниках надо будет готовить соответствующих список, и указывать в протоколе информацию почему в отношении некоторых участников приводятся лишь регистрационный номер.
Т.о., закупающие организации обязаны будут размещать вышеуказанные протоколы на ЭТП в установленный Положением срок, не позднее трех рабочих дней со дня его подписания (что считать датой подписания не понятно, при этом нигде не оговорено, что протокол может размещаться в виде документа в формате «word», как не оговорено и то, что его размещение закупающая организация не должна будет оплачивать».
Несмотря на установлении обязанности по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, закупающая организация, в случае заключения договора по результатам процедуры закупки не на ЭТП по-прежнему обязана будет размещать сведения о результатах процедуры закупки, при этом, в Положении не оговорено, что данное размещение не оплачивается закупающими организациями (Справочно: в настоящее время для этого требуется оплата).
Т.о., в отношении несостоявшейся процедуры закупки, закупающая организация должна будет разместить соответствующий протокол и дополнительно разместить результат процедуры закупки (ибо это – «позволит в полном объеме получить статистическую информацию о проводимых процедурах закупок, заключенных договорах и их товарных позициях …», хотя эту же информация будет доступа из Отчета об общей стоимости договоров, который, согласно п. 4 постановления закупающая организация должна разместить в ИС «Тендеры» не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в настоящее время размещение данного отчета подлежит оплате).
5) Вместо действующих оснований для ЗОИ (всего 5 оснований), приводится перечень в 35 позиций, при этом, к их проведению еще и устанавливаются различные дополнительные требования, которые по разным позициям отличаются, что только затрудняет применение Положения. Ряд позиций для применения ЗОИ должен быть указан среди оснований для не применения Положения, например, приобретение специфических товаров (п.7);закупки конкретных товаров у конкретного поставщика, определенного решением Президента РБ или СМ (п. 8); закупки товаров, не имеющих аналогов (п. 10); закупки по п. 11 приложения 2 (автомобильный бензин и прочее); закупки товаров для проведения испытаний в целях определения возможности их использования в процессе собственного производства (п. 18) и многие другие пункты.
6) Положение существенно расширяет перечень, кто не может быть участником, а так как проверить соответствие данным требованиям комиссия самостоятельно не сможет, поэтому участникам придется все это перечислять в совеем заявлении, а для участники об этом должны будут знать. Т.о., достаточно долгий период процедуры будут признаваться несостоявшимся в связи с несоответствием участников.
7) В п. 10.1. Положения устанавливается, что к участию в процедуре закупки не допускается лицо, аффилированное с закупающей организацией. Кроме этого, участник – победитель не должен быть аффилирован с участниками, допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).
При этом истребования соответствующего заявления установлено только в отношении участника-победителя электронного аукциона. Из чего можно сделать вывод, что законодатель в п. 10.1 Положения некорректно сформулирован данную мысль из-за чего данное требование распространено на победителей – и других конкурентных процедур закупок.
8) Положение дублирует действующие основания для отмены процедуры, в частности в качестве основания для отмены предусматривается необходимость изменения предмета закупки и (или) требований к участникам, в связи с чем при необходимости изменения требований к предмету закупки отменить процедуру закупки нельзя (для этого, необходимо указать, что отмена процедуры закупки допустима при возникновении необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет закупки и (или) требования к предмету закупки).
9) Постановление № 229 было разработано в 2012 году, Данное постановление позволяет закупающим организациям, исходя из закрепленных в нем положений, самостоятельно устанавливать механизм осуществления закупок, что организации сделала в своих Порядках закупок, учтя имеющуюся у них специфику, написав его доступным для работников языком (в отличии от норм Положения, для понимания которого уже очевидно, что от МАРТ потребуется написание целого ряда разъяснений, что говорит о том, что его текст, как минимум нуждается в серьезной корректировке).
С введением в действия Положения, закупающие организации, с одной стороны, должны будут обучить работников на соответствующих семинарах, с другой стороны, стороны им придется разработать новые Порядки закупок, с которыми также необходимо будет ознакомить работников. Все это негативно скажется на деятельности предприятия, ибо закупочная деятельность просто остановиться…
Так как, участники также не будут знать новые требований, поэтому достаточно долго процедуры закупок будут признаваться несостоявшимся.
10) В Обосновании сказано, что в проекте Положения учтены пожелания гос, организаций, на самом же деле для подготовки возражений организациям был предоставлен лишь один день, и это на нормативный документ, состоящий из 78 листов. Разве это нормально?
Вывод: Следует сохранить постановление № 229, с внесением в него изменений, касающихся требований к составу участников процедур закупок, с объявлением о проведении процедуры закупки в ИС «Тендеры», а не проведением ее в электронном формате.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Общественное обсуждение
106Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2 Пункт : 16 Часть : 3 Элемент текста : Для оценки достижения минимальной доли документами,
подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам,
являются:........
Предлагаем этот абзац установить в следующей редакции:
Для оценки достижения минимальной доли документами,
подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам,
является один из следующих документов:......
Так как порой для мелких белорусских производителей наличие сертификата продукции собственного производства уже достижение, а про акт экспертизы порой и не слышали......
26.07.2024 15:23:39
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 4 Пункт : 30 Часть : 2 Элемент текста : Отмена процедуры закупки допускается в случаях отсутствия
финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ,
услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к участникам
процедуры закупки, в случае выявления нарушений законодательства
при организации и проведении процедуры закупки.
Предлагаем изложить в новой редакции:
"Отмена процедуры закупки допускается в случаях отсутствия
финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ,
услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к предмету закупки, требований к участникам
процедуры закупки, в случае выявления нарушений законодательства
при организации и проведении процедуры закупки."
26.07.2024 15:26:34
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение 1 п. 21 Закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 100 базовых
величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о
проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по
проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или)
финансовой отчетности
Изложить в новой редакции :
"Закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 1000 базовых
величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о
проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по
проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или)
финансовой отчетности"
Для крупной организации порог в 100 БВ очень мал и приведет к большому документообороту, на мелочные закупки
26.07.2024 15:44:25
Пользователь
НОВИЧОК1. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. «Цена предложения – стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником». В то же время «товары – вещи», а «предложение – совокупность предоставленных документов юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, участвующего в процедуре закупки, в соответствии с которыми оно предлагает поставлять или реализовывать иным способом товары (выполнять работы, оказывать услуги)». Почему «Цена предложения» не предполагает включение дополнительных расходов на налоги, доставку?
При этом «ориентировочная стоимость предмета закупки – общая стоимость предмета закупки, включающая предполагаемую сумму выплат закупающей организацией поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (далее – поставка) товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (при необходимости), определенная с учетом конъюнктуры рынка, на основании проектной (предпроектной, прединвестиционной) документации или иными способами, предусмотренными закупающей организацией (организаторами)».
2. Часть 2 пункта 9 Положения. Какими документами, для получения приоритета в процедуре закупки, участник-производитель должен подтвердить свой статус? Также сбытовая организация? Также нет уточнения, относительно каких производителей применяется приоритет: отечественных или любых? При этом в ГЛАВЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ дано определение относительно только термина «отечественный производитель».
Указано как предоставить приоритет, но не прописано как участник (разного статуса: отечественный производитель, производитель других стран, сбытовая организация) должен подтвердить свой статус.
3. Пункт 11 Положения. Каким документом участник должен подтвердить информацию об аффилированности лиц и в какие сроки после окончания процедуры закупки, и по какому виду процедуры? Как проверять резидентов, нерезидентов?
4. Часть 1 пункта 14 Положения: Товары согласно приложению 4 к Положению иностранного происхождения (за исключением происходящих из государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника) в случае, если для участия в таких процедурах закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и соответствующих требованиям документации о закупке.
Как применить Часть 2 пункта 14 Положения по отношению к части 1 данного пункта, если справка об отсутствии производства закупаемого товара на территории РБ должна составляться на дату принятия решения о допуске товара иностранного происхождения к участию в процедуре закупки, т.е. в период проведения процедуры. Как эту норму применить до начала процедуры?
5. Абзац 2 подпункта 17.2 пункта 17 Положения. При ИКР осуществляется путем направления запроса в адрес ТОЛЬКО отечественных производителей, а приобретение товаров с применением ЗОИ согласно пунктам 5-7, 9, 15, 16, 24-27 и 45 приложения 2 к Положению осуществляется у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. При этом Решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением ЗОИ у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается закупающей организацией на основании результатов ИКР. Как изучать конъюнктуру рынка у сбытовых организаций?
6. Часть 3 пункта 25 Положения. При применении преференциальной поправки: начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15 либо путем выбора наименьшей из цен участников, допущенных к торгам. Вопрос: при выборе наименьшей из цен участников, как установить начальную ставку с учетом преф.поправки? Не достаточно информации для применения данной нормы.
7. Пункт 9 приложения 2 к Положению. Закупки товаров (работ, услуг) на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки… При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых величин. Данная норма относится ко всем приобретаемым товарам по п.9 приложения 2 или это возможно применить относительно товаров по каждому отдельному коду ОКРБ, однородным товарам? В случае использования данного лимита=5000 базовых величин в год, оставшиеся товары, стоимостью от 100 до 1000 базовых величин, приобретать через конкурентные процедуры? Кто будет участвовать в таких процедурах? А организация при этом, заведомо зная, что процедура будет несостоявшаяся, обязана будет на платной основе размещать приглашение на ЭТП и работать себе в убыток!!!
26.07.2024 15:45:36
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Приложение2 п.2 Приобретение товаров собственного производства у их
производителя. Для целей настоящего абзаца документами,
подтверждающими собственное производство, являются документы,
указанные в абзацах втором и четвертом части второй пункта 13
Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за
счет собственных средств.
Изложить в следующей редакции:
"2. Приобретение товаров собственного производства у их
производителя. Для целей настоящего абзаца документами,
подтверждающими собственное производство, является один из следующих документов,
указанные в абзацах втором и четвертом части второй пункта 13
Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за
счет собственных средств."
26.07.2024 15:47:06
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : п.1 Приложения 2
п.1 Исключить из Приложения 2 и включить его в Приложение 1 для упрощения закупок с перечисленными организациями.
26.07.2024 15:48:51
Юрист
НОВИЧОК1) Предлагаем пункт 9 приложения 2 к проекту Постановления после слов «объем закупок» дополнить словами «однородных товаров (работ, услуг)».
Так как согласно пункту 9 приложения 2 к проекту Постановления у закупающей организации не будет возможности, в случае необходимости, оперативно осуществлять закупки товаров (работ, услуг) при достижении предела в 5000 базовых величин, а также вынудит заказчиков проводить конкурентные процедуры закупок на малые суммы, что в свою очередь значительно затруднит процесс приобретения необходимых товаров (работ, услуг) и значительно увеличит нерациональное использование трудовых ресурсов.
2) «Для подтверждения статуса сбытовой организации (официального торгового представителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют указанный договор (соглашение) или устав, подтверждающий правомочие на реализацию товаров, либо их копии.». Предоставление указанных договоров (соглашений) на практике невозможно. Предлагаем упростить данный пункт.
26.07.2024 15:54:19
Юрист
НОВИЧОКПункт 1 Положения
В термине «товары» исключить слова «включая предоставляемые по договору аренды (в том числе финансовой аренды (лилизинга))».
Подпункт 10.1 пункта10 Положения
Не допускается к процедуре закупки юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:
не соответствующее требованиям, установленным в документации о закупке;
включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам;
включенное в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности;
включенное в перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности;
включенное в перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданств, причастных к экстремистской деятельности;
аффилированное с закупающей организацией (организатором);
Не допускается к процедуре закупки юридическое лицо, подвергшееся административному взысканию за административное правонарушение, предусмотренное в статье 24.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Каким образом закупающая организация будет осуществлять проверку данной информации?
Предлагаю, возложить на ЭТП проверку наличия участника при проведении процедур закупок либо возложить ответственность на участника при предоставлении данной информации в своем предложении.
Пункт 27 Положения
Участник процедуры закупки вправе внести изменения и (или) дополнения в предложение или отозвать его до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Бывают случаи, когда после вскрытия конвертов участник обращается с просьбой о внесении изменений в предложении, так как заметил описку. Как быть в такой ситуации, принимать его заявление?
Пункт 28 Положения
Комиссия по закупкам осуществляет рассмотрение предложений и выбирает участника-победителя или признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в срок не более двадцати рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений. С учетом особенностей и (или) сложности предмета закупки может быть установлен более длительный срок рассмотрения предложений и выбора участника-победителя, но не более шестидесяти рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений.
Это очень маленький срок, так как имеются закупки, которые подлежат согласованию с управляющей компанией холдинга и уложиться в 20 рабочих дней, а иногда даже и 60 не представляется возможным. Предлагаю, чтобы заказчик сам определял срок рассмотрения предложений.
Протокол комиссии по закупкам выбора участника-победителя (участников-победителей) процедуры закупки или признании ее несостоявшейся размещается закупающей организацией (организатором) на электронной торговой площадке (направляется участникам процедуры закупки в случае проведения процедуры закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения) в течение трех рабочих дней с даты его подписания. Предлагаем размещать выписку из протокола, а не сам протокол, а также увеличить срок до 7 рабочих дней. Также непонятно необходимо ли размещать протокол об отмене процедуры запроса ценовых предложений.
Приложение №2 п.10
Закупки товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов и поставляемых (выполняемых, оказываемых) единственным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Каким документом это должно подтверждаться?
Приложение №2 п.9 Исключить либо оставить в редакции постановления №229.
Приложение №2 п.19,21 перенести в приложение №1.
Пункт 2.6 Постановления предусматривает размещение закупок на ЭТП и Белорусской товарной бирже. С 01.01.2025 года возможность размещения закупок на сайте icetrade.by будет отсутствовать?
26.07.2024 15:59:42
Юрист
НОВИЧОК1. Абзац пятнадцатый части шестой пункта 1 проекта Положения о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, утверждаемого постановлением Совета Министров Республики Беларусь (далее – проект Положения) после слова «предоставление» дополнить словом «ценового»;
2. Второе предложение части четвертую пункта 7 проекта Положения после слов «из состава комиссии по закупкам» дополнить словами «на период проведения закупки, по отношению к которой имеется заинтересованность исключаемого члена комиссии»;
3. Часть шестую пункта 28 проекта Положения изложить в следующей редакции:
«Закупающая организация (организатор) вправе при проведении процедуры запроса ценовых предложений, конкурса предусмотреть возможность улучшения условий предложений участников, как посредством снижения цены, так и изменения иных условий, выступающих критериями оценки, в целях повышения конкурентоспособности своего предложения. Порядок проведения улучшения условий предложений участников должен быть предусмотрен в порядке осуществления закупок за счет собственных средств, а также документацией о закупке.»;
4. Последнее предложение части третьей пункта 9 проекта Положения изложить в следующей редакции: «Для подтверждения статуса сбытовой организации (официального торгового представителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют документ (договор, доверенность, устав или иной документ), подтверждающий правомочие на реализацию товаров, либо его копию».
26.07.2024 16:09:36
Пользователь
НОВИЧОКК проекту постановления имеется много замечаний. В частности:
1) В качестве целей подготовки данного проекта декларируется разработка единого порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для организаций республиканского и местного уровня для исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их осуществления, и обеспечения консолидации правого регулирования в данной сфере. Однако, данных целей постановление не достигает:
- В п. 3 Обоснования к проекту постановления и в п 2.1. указано, что постановление распространяется и на хоз. общества, 25 % акций (долей) которых принадлежит административно-территориальной единице (АТЕ), однако, в п. 8 постановления местным Советам депутатов рекомендуется признать утратившими силу решения, определяющие порядок осуществления закупок за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями;
- В ч. 2 п. 1 Положения указано «Отношения при осуществлении закупок за счет собственных средств, не урегулированные Положением, должны быть урегулированы закупающей организацией (организатором) в порядке осуществления закупок за счет собственных средств», что не соответствует информации, указанной в Обосновании относительно п. 1 Положения, согласно которой «исключается обязательность наличия локального порядка закупок» а так как далеко не все отношения регулирует Положение, в частности, оно не устанавливает никаких пороговых значений для проведения той или иной конкурентной процедуры закупки и поэтому закупающие организации будут устанавливать их в своих Порядках закупок. Как определять ориентировочную стоимость организации также должны будут определить самостоятельно.
В п. 28 Положения указано, что «порядок снижения цены предложений участников ЗЦП должен быть предусмотрен в Порядке осуществления закупок, а также документацией о закупке» (в то время как в Обосновании декларируется об исключении обязанности наличия локального порядка закупок).
Т.о., ни о каком едином подходе к порядке осуществления закупок говорить также не приходится, этой цели Положение также не достигает, при этом, организациям придется разрабатывать новые Порядки закупки, хотя Порядки закупок уже были нами разработаны исходя из имеющихся у нас специфик, а теперь придется разрабатывать исходя из прихотей законодателя далее – МАРТ, действующего сугубо в интересах РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусской универсальной товарной биржи», напрочь игнорируя интересы закупающих организаций (подача предложений только ч-з ЭТП для большинства из нас – абсолютна нецелелесообразна, так как для нужд производства, во многих случаях необходимо приобретение импортных сырья и материалов. Иностранные компании не будут заморачиваться с получением ЭЦП, оплачивать размещение предложений. Они просто не будут участвовать, а вместо них, в лучшем случае поучаствуют посредники.
2) В Обосновании п. 15 Положения указано, что «перечень случаев применения ЗОИ сформирован с учетом положений постановления № 229 и приложения № 1 к нему, но это вовсе не так.
- В приложении № 1 к постановлению № 229 приведен перечень товаров (работ, услуг) на закупки которых не распространяется действие данного постановления. Так, в п. 9 установлено, что на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке действие постановления не распространяется в связи с чем, как осуществлять данные закупки закупающие организации решали сами, согласно же п. 9 приложения к положению закупки на сумму более 100, но не более 1000 базовых величин по данной сделке на дату принятия решения о проведении процедуры закупки – это ЗОИ, а не случай, когда Положение не применяется. Что такое для производственного предприятия 100 базовых величин – капля в море. Далее указано «При этом годовой объем закупок, которые закупающая организация за календарный год вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5000 базовых величин». Из данного текста, так как нигде не оговорено, что речь идет об однородных товарах, следует, что в календарном году закупающая организация вправе применить ЗОИ лишь на сумму, не превышающую 5000 базовых величин. Это – маразм, при этом в Обосновании (с претензией на того, чтобы закупающие организации не злоупотребляли правом на неприменения, установленной в постановлении № 229 возможности его неприменения неограниченного количества раз по закупкам на сумму до 1000 базовых величин, обманчиво указано об установлении в Положении ограничения это суммой в 5000 базовых величин.
Т.о., Положением устанавливается новое пороговое значение в 100 базовых величин вместо действующих 1000 базовых величин. Чем руководствуется МАРТ, если даже в гос. закупках пороговое значение для неприменения норм закона куда больше?
В Обосновании по п. 22 и 23 Положения идет речь о наличии возможности не размещения на ЭТП документации о закупки, однако, в п. 24 Положения устанавливается обязанность по ее обязательному размещению на ЭТП, за исключением проведения закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения (какую информацию можно к ней
относить не разъяснено).
3) Положение предусматривает проведение всех конкурентных процедур на ЭТП, для чего участникам необходимо будет иметь ЭЦП и оплачивать размещение предложения, что финансово выгодно данным операторам, так как они теперь будут получать средства сразу от двух сторон (от заказчика и участника), но не выгодно для самих сторон процедуры закупки: так заказчикам придется тратить время на распечатку предложений, а также денежные средства на приобретение бумаги, а участникам оплачивать возможность подачи предложения, чего раньше от них не требовалось. Справочно: Не факт, что иностранная компания, получившая ЭЦП и оплатившая подачу предложения сможет разместить его на ЭТП, В настоящее время, иностранные компании (достоверно знаю информацию о невозможности открытия процедур закупок в ИС «Тендеры» компаниями из следующих стран: Турция, Индия, Италия, Китай) не могут даже отрыть присланную им ссылку на процедуру закупки.
4) Положение допускает возможность подачи участниками заявления о не размещении в открытом доступе информации об их участии. а так как для закупающих организаций вменяется обязанность по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, поэтому в отношении данных участников в протоколе должны указываться их регистрационные номера. Т.о., бедному секретарю комиссии, для того, чтобы незапутаться в части размещения/не размещения сведений об участниках надо будет готовить соответствующих список, и указывать в протоколе информацию почему в отношении некоторых участников приводятся лишь регистрационный номер.
Т.о., закупающие организации обязаны будут размещать вышеуказанные протоколы на ЭТП в установленный Положением срок, не позднее трех рабочих дней со дня его подписания (что считать датой подписания не понятно, при этом нигде не оговорено, что протокол может размещаться в виде документа в формате «word», как не оговорено и то, что его размещение закупающая организация не должна будет оплачивать».
Несмотря на установлении обязанности по размещению на ЭТП протокола выбора участника-победителя или признания ее несостоявшейся, закупающая организация, в случае заключения договора по результатам процедуры закупки не на ЭТП по-прежнему обязана будет размещать сведения о результатах процедуры закупки, при этом, в Положении не оговорено, что данное размещение не оплачивается закупающими организациями (Справочно: в настоящее время для этого требуется оплата).
Т.о., в отношении несостоявшейся процедуры закупки, закупающая организация должна будет разместить соответствующий протокол и дополнительно разместить результат процедуры закупки (ибо это – «позволит в полном объеме получить статистическую информацию о проводимых процедурах закупок, заключенных договорах и их товарных позициях …», хотя эту же информация будет доступа из Отчета об общей стоимости договоров, который, согласно п. 4 постановления закупающая организация должна разместить в ИС «Тендеры» не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в настоящее время размещение данного отчета подлежит оплате).
5) Вместо действующих оснований для ЗОИ (всего 5 оснований), приводится перечень в 35 позиций, при этом, к их проведению еще и устанавливаются различные дополнительные требования, которые по разным позициям отличаются, что только затрудняет применение Положения. Ряд позиций для применения ЗОИ должен быть указан среди оснований для не применения Положения, например, приобретение специфических товаров (п.7);закупки конкретных товаров у конкретного поставщика, определенного решением Президента РБ или СМ (п. 8); закупки товаров, не имеющих аналогов (п. 10); закупки по п. 11 приложения 2 (автомобильный бензин и прочее); закупки товаров для проведения испытаний в целях определения возможности их использования в процессе собственного производства (п. 18) и многие другие пункты.
6) Положение существенно расширяет перечень, кто не может быть участником, а так как проверить соответствие данным требованиям комиссия самостоятельно не сможет, поэтому участникам придется все это перечислять в совеем заявлении, а для участники об этом должны будут знать. Т.о., достаточно долгий период процедуры будут признаваться несостоявшимся в связи с несоответствием участников.
7) В п. 10.1. Положения устанавливается, что к участию в процедуре закупки не допускается лицо, аффилированное с закупающей организацией. Кроме этого, участник – победитель не должен быть аффилирован с участниками, допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).
При этом истребования соответствующего заявления установлено только в отношении участника-победителя электронного аукциона. Из чего можно сделать вывод, что законодатель в п. 10.1 Положения некорректно сформулирован данную мысль из-за чего данное требование распространено на победителей – и других конкурентных процедур закупок.
8) Положение дублирует действующие основания для отмены процедуры, в частности в качестве основания для отмены предусматривается необходимость изменения предмета закупки и (или) требований к участникам, в связи с чем при необходимости изменения требований к предмету закупки отменить процедуру закупки нельзя (для этого, необходимо указать, что отмена процедуры закупки допустима при возникновении необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет закупки и (или) требования к предмету закупки).
9) Постановление № 229 было разработано в 2012 году, Данное постановление позволяет закупающим организациям, исходя из закрепленных в нем положений, самостоятельно устанавливать механизм осуществления закупок, что организации сделала в своих Порядках закупок, учтя имеющуюся у них специфику, написав его доступным для работников языком (в отличии от норм Положения, для понимания которого уже очевидно, что от МАРТ потребуется написание целого ряда разъяснений, что говорит о том, что его текст, как минимум нуждается в серьезной корректировке).
С введением в действия Положения, закупающие организации, с одной стороны, должны будут обучить работников на соответствующих семинарах, с другой стороны, стороны им придется разработать новые Порядки закупок, с которыми также необходимо будет ознакомить работников. Все это негативно скажется на деятельности предприятия, ибо закупочная деятельность просто остановиться…
Так как, участники также не будут знать новые требований, поэтому достаточно долго процедуры закупок будут признаваться несостоявшимся.
10) В Обосновании сказано, что в проекте Положения учтены пожелания гос, организаций, на самом же деле для подготовки возражений организациям был предоставлен лишь один день, и это на нормативный документ, состоящий из 78 листов. Разве это нормально?
Вывод: Следует сохранить постановление № 229, с внесением в него изменений, касающихся требований к составу участников процедур закупок, с объявлением о проведении процедуры закупки в ИС «Тендеры», а не проведением ее в электронном формате.
26.07.2024 16:30:16
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться