Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Обсуждение проекта
Mari K
4
24.04.2025

Чем обоснована необходимость передачи
более 50% имущества таможенного предстателя государству (Республике Беларусь)?

Почему данное требование установлено только по отношению к таможенному представителю, в отличие от других участников рынка таможенных услуг: владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, операторов электронной торговли?

Почему коммерческие юридические лица не могут быть таможенными представителями?

Введение данного требования окажет отрицательное влияние на развитие социально-экономической сферы нашего государства: создание дискриминационных конкурентных, порождение монополизации. Большинство действующих таможенных представителей будут вынуждены уйти с рынка, что может увеличить уровень безработицы.

В связи с этим предлагаю рассмотреть следующую редакцию п. 3 ст. 298 Закона о ТР РБ относительно включения юридических лиц в реестр таможенных представителей:

Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица (при одновременном выполнении следующих условий):

- с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;

- имущество которых находится в собственности лиц государств – членов ЕАЭС.

ТатьянаАА
1
24.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»


В данном пункте прослеживается мысль
о полном устранении частных таможенных представительств. Не очень понятно, почему предложен такой пункт и как он обоснован экономически. Ведь частники уплачивают в бюджет республики более 25 000 000 долларов в год. Нужны ли такие потери? Это решение ударит по нашему государству. Этот пункт может быть выгодным для отдельного госпредприятия, но не для государства!

Предлагаю исключить данный пункт из проекта НПА.

Константин_TP
6
24.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 25 Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:...


Не согласен с предлагаемым пунктом
3 статьи 298 по следующим причинам:

  1. нарушает Конституцию Республики Беларусь, Гражданский кодекс в части равенства субъектов хозяйствования;
  2. нарушает антимонопольное законодательство и уничтожает конкуренцию на рынке таможенных услуг;
  3. является несоразмерным вмешательством в предпринимательскую деятельность;
  4. наносит прямой экономический ущерб частным представителям и рынку труда;
  5. противоречит заявленным целям законопроекта и публичной позиции Президента.

1. Нарушение равенства

Требование, чтобы доля государства в уставном фонде таможенного представителя превышала 50 %, дискриминирует частные компании по признаку формы собственности. Конституционный принцип (ст.13 Конституции) равных условий для всех участников хозяйственной жизни утрачивается, поскольку критерий не связан с профессиональной компетентностью или надёжностью. Также предлагаемая норма противоречит принципу равенства участников гражданского оборота, закреплённому в ст. 2 Гражданского кодекса: «субъекты… равны перед законом и не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

2. Ограничение конкуренции

Фактически с рынка выводятся все частные таможенные представители, что ведёт к монополизации услуг государственными структурами. Сокращение числа игроков ослабит стимулы к повышению качества и сдерживанию цен, нарушит антимонопольное законодательство и ухудшит деловой климат. Это прямо противоречит части 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции»: «Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц.»

3. Несоразмерность вмешательства

Полный запрет на участие частных компаний — чрезмерная мера для заявленной цели «повышения контроля». Ущерб свободе экономической деятельности несопоставим с потенциальной пользой.

4. Экономический удар по действующим компаниям

Большинство частных представителей не смогут передать контрольный пакет государству и будут исключены из реестра. Это приведёт к ликвидации бизнеса, потере рабочих мест квалифицированных декларантов и уменьшению налоговых поступлений, а участники ВЭД лишатся выбора посредника и гибкости сервиса.

5. Противоречие заявленным целям и позиции Президента

Законопроект декларирует «совершенствование условий» и «упрощение процедур», однако создаёт новые барьеры и бюрократию.

В феврале 2025 года Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями частных предприятий подчеркнул:

«Развитие комфортной бизнес-среды — один из приоритетов государственной экономической политики… Мы должны исходить исключительно из интересов своей экономики. Власть в равной степени заинтересована, чтобы частный и государственный секторы, а также иностранные предприятия работали на общее благо людей и страны. Это говорит о том, что мы должны поставить в равные условия частные и государственные формы собственности предприятий. В равные условия!»

А также Президент требовал объективной оценки регулирующего воздействия:

«По каждому правовому акту должна быть просчитана реальная польза (или вред) вводимых новшеств для всей экономики».

Возникают сомнения в том, что рассматриваемый нормативный акт подвергался вышеуказанному анализу, так как предлагаемое ограничение несёт риск подорожания услуг, замедления внешней торговли, потере налогов для государства.

Предлагаю:

  1. Исключить из текста требование о более чем 50-процентной доле государства («имущество которых находится…») как дискриминационное.
  2. Сохранить действующий порядок включения в реестр таможенных представителей, опираясь на профессиональные и финансовые критерии, одинаковые для всех форм собственности.
Вячеслав Тушкин
7
24.04.2025
Цитата
Право на включение в реестр таможенных
представителей имеют юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства-члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З  "О нормативных правовых актах"  к основным требованиям нормотворческой техники относится ясность, простота и доступность языка изложения нормативно правового акта, исключающее различное толкование его нормативных правовых предписаний, отсутствие внутренних противоречий. На мой взгляд данная норма составлена таким образом, что её можно трактовать двояко: в реестр таможенных представителей могут включаться юридические лица соответствующие всем 3 условиям, перечисленным в данном пункте либо в реестр таможенных представителей могут включаться юридические лица соответствующие одному из условий, указанных в данном пункте. В случае необходимости введения данной нормы предлагаю сделать данные условия как одно из условий. В реестр таможенных представителей имеют право на включения юридические лица соответствующие одному из условий: либо учредителями (участниками, собственниками имущества) являются только лица государства-члена ЕАЭС либо  имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы. 2.
Цитата
имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единицы.
Если авторы законопроекта подразумевают, что юридическими лицами, которые желают быть включенными в реестр таможенных представителей должны выполняться все 3 условия, то данная норма, на мой взгляд, является дискриминирующей по отношению к частному бизнесу, оказывающему услуги таможенного представителя. Фактически вся данная отрасль становится государственной. Снижается интерес к инвестированию в данную отрасль экономики. Одним из конкурентных преимуществ таможенных представителей Республики Беларусь среди всех таможенных представителей ЕАЭС является более высокое качество оказания услуг. Введение данной нормы, на мой взгляд может нивелировать данное преимущество, которое увеличивает транзитную привлекательность Республики Беларусь.  Разнообразие участников рынка таможенных услуг способствует совершенствованию методов предоставления услуг, что положительно сказывается на уровне, оказываемых услуг.  Также данная норма может способствовать монополизации рынка отдельными его участниками, что повысит на рынке цены за услуги таможенных представителей, что противоречит усилиям Президента Республики Беларуси и Правительства Республики Беларусь по сдерживанию цен.  В случае, если в результате принятия данной нормы произойдет сокращение лиц, оказывающих услуги таможенных представителей это может негативно сказаться и на связанных областях, к примеру, на банковской сфере так как таможенные представители часто используют банковскую гарантию как основу поручительства перед таможенными органами. Таможенные представители зачастую оказывают сразу комплекс таможенных услуг -  совершение таможенных операций и поручительство. Сокращение таможенных представителей приведет к уменьшению размера, выданных банковских гарантий.  На мой взгляд для совершенствования условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела необходимо в закон о таможенном регулировании ввести понятие "таможенных услуг", унифицировать гражданско-правовую форму отношений таможенных представителей с декларантами (указать для каких конкретно таможенных операций должны заключаться договора поручений (так как понятие таможенных операций, содержащееся в Таможенном кодексе ЕАЭС может предполагать достаточно широкий перечень действий) и ввести единые требования для договоров поручений таможенных представителей с декларантами). Таким образом, все участники рынка таможенных представителей будут действовать по одинаковой правовой форме и смогут честно конкурировать предлагая различные методы предоставления услуг, снижая свои издержки дозволенными экономическими методами.  
SM
2
24.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 25


Пункт 25 в его текущей редакции:

 
противоречит ст. 401, 402, 404 ТК ЕАЭС и ст. 3 Договора о ЕАЭС;

 нарушает ст. 13 Конституции и Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности»;

  препятствует реализации Директивы Президента № 4 о развитии предпринимательства;

  создаёт экономические и репутационные риски для Беларуси.

При доработке проекта исключить дискриминирующие требования к форме собственности таможенных представителей и не изменять требования подпункта 1.1 пункта 1 статьи 310 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

oksbroker
2
24.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Любой законопроект в Республике не должен противоречить нормам Конституции Республики Беларусь.
25. Пункт 3 статьи 298:


...Право на включение в реестр таможенных
представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице. Указанная норма нарушает статью 13 Конституции Республики Беларусь, согласно нормам которой Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не понятно, какие цели для белорусской экономики преследует указанные нормы в законодательном акте, кроме как  отток иностранных инвестиций из страны, рост безработицы, увеличение неплатежеспособных предприятий, основным видом деятельности которых является осуществление деятельности таможенного представителя и тем самым снижение налоговых платежей в бюджет.
AlexandrOl
1
24.04.2025

Предлагаемые изменения в Закон о таможенном
регулировании касательно таможенных представителей фактически исключает нахождение в реестре частных компаний, а это около 80% от общего количества.

Подход заложенный в п.25 «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.» - противоречит Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. N 743 «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года:

«Для повышения заинтересованности граждан в частной инициативной деятельности и динамичного роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить работу по совершенствованию правоотношений в области собственности, предусматривающую, с одной стороны, дальнейшую оптимизацию государственной собственности, а с другой - обеспечение безусловных гарантий защиты и развития частной собственности.

В этих целях предусматривается:

обеспечение гарантий прав частной собственности, равенства форм собственности, недопущения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государственных органов».

Пунктом 1 статьи 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2015 г. обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Статья 4 Договора в качестве одной из основных целей Союза определяет стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.

Таможенные представители на территории Республики Беларусь оказывают услуги не только субъектам хозяйствования Республики Беларусь, но и другим субъектам хозяйствования, зарегистрированным в странах ЕАЭС.

Внесение изменений в Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» ухудшит положение не только частного бизнеса в Республике Беларусь, но и положение на рынке услуг ЕАЭС, так как у потребителей не останется выбора между таможенными представителя разной формы собственности.

На сегодняшний день в реестре таможенных представителей Российской Федерации зарегистрировано 766 организаций, в реестре Казахстана – 577, Кыргызской Республики – 164, в Республике Беларусь - 79 (на 18.04.2025) и только 15 являются государственными. Подавляющее большинство таможенных представителей во всех странах ЕАЭС имеют частную форму собственности.

Кроме того, велика вероятность ухудшения качества услуг. Номенклатура товаров весьма разнообразна, а работа с каждым типом имеет свои особенности и требует специфических знаний, в том числе связанных с классификацией товара и законодательным регулированием. Отсутствие достаточного опыта в этих вопросах может негативно отразиться на качестве выполняемой услуги и как следствие увеличит нагрузку на таможенные органы.

Дельта
1
24.04.2025

            Считаем необходимым высказать
свое мнение относительно предложенных в законопроекте (Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь») изменений в п.3 ст. 298 и подп. 1.1 п. 1 ст. 310 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон).

            В частности, пунктом 25 законопроекта предложено часть 2 пункта 3 ст. 298 Закона дополнить абзацем 4, согласно которому право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Безусловно, отнесение отдельных видов деятельности к тем, которые могут осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности, осуществляется соответствующим законом Республики Беларусь.

Фактически предложенное изменение закрепляет именно такой подход, при котором деятельность в качестве таможенного представителя может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности, т.е. субъектами права которых является Республика Беларусь или административно-территориальная единица.

Является ли данный подход обоснованным или закрепляет неравенство форм собственности и предоставляет исключительное право государственным или с преобладающей долей государственного участия юридическим лицам?

Разработчик законопроекта не потрудился обосновать предложенное изменение с точки зрения предоставленного государственным и с долей государственного участия юридическим лицам исключительного права на осуществление вида деятельности.

В связи с чем, учитывая неочевидность данного подхода, отсутствие законодательно закрепленного государственного приоритета на осуществление деятельности таможенного представителя за юридическими лицами государственной формы собственности или с долей государственного участия, предложенное изменение можно расценить в качестве дискриминационного в отношении юридических лиц частной формы собственности.

Так, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В разделе «Сокращение государственного регулирования и повышение степени экономической свободы» главы 4 Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь  – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2018 № 743, для активизации частной предпринимательской инициативы, содействия стабильному росту эффективности предпринимательской деятельности и улучшения отраслевой структуры экономики предусматривается:

проведение целенаправленной политики, организационной работы и мер по стимулированию и поддержке частной инициативной деятельности;

создание равных условий функционирования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

В дополнение к этому, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 28 февраля 2025 на совещании по новой системе регулирования цен озвучил требование: «Отношение к частникам и государственным предприятиям должно быть одинаковым (по данным БЕЛТА).

На основании вышеприведенных тезисов, основанных на нормах права, полагаем предложенное изменение п.3 ст. 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» должно быть исключено из законопроекта.

           Пунктом 31 законопроекта предложено подп. 1.1 п. 1 ст. 310 Закона изменить путем ужесточения уже имеющегося в Законе требования и введения нового требования.

В данной части законопроектом установлено, что включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.

Указанным изменением требуемое количество специалистов по таможенному декларированию увеличивается с двух до не менее десяти, при этом, вводится дополнительно ограничение для данных специалистов - не работающих по совместительству в других организациях.

Осуществление деятельности в качестве таможенного представителя – является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, относящимся согласно ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» к «Прочая вспомогательная деятельность в области перевозок» (код 52290; этот подкласс включает деятельность таможенных агентов (представителей).

Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли.

Согласно Закону Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», исходя из средней численности работников за календарный год выделяют малые (до 100 человек) и средние организации (от 101 до 250 человек).

Соответственно с учетом типа организации по численности сотрудников, учитывая цели деятельности коммерческой организации, объемы оказываемых услуг при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя и сбалансированности расходов и доходов, потребность таких организаций в специалистах по таможенному декларированию может сильно отличаться.

В связи с чем, приказное навязывание заведомо завышенного числа аттестованных специалистов создает барьер для юридических организаций с небольшой численностью в осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя.

Указанное обстоятельство нарушает заявленную в преамбуле Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» цель – создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.  

            В связи с чем, считаем, что предложенное изменение подп. 1.1 п. 1 ст. 310 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»в части увеличения минимального числа специалистов по таможенному декларированию должно быть исключено из законопроекта.    

           Кроме того, считаем излишним в законопроекте указание на требование для специалистов по таможенному декларированию - не работающих по совместительству в других организациях.

В п. 2 ст. 308 Закона установлено, что специалист по таможенному декларированию вправе работать по трудовому договору только у одного таможенного представителя.

Согласно ч. 1 ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.

           Таким образом, работа по совместительству осуществляется по трудовому договору также, как и работа по основному месту работы, в связи с чем, установленное в п. 2 ст. 308 Закона ограничение не допускает работу специалиста по таможенному декларированию, в том числе, на условиях совместительства у другого таможенного представителя, в связи с чем, дополнительное указание на данное ограничение является избыточным и понижает качество нормативно-правового акта.  

A_M_L2
2
24.04.2025
Изменения, касающиеся обязательного наличия
в штате не менее 10 специалистов (а не как ранее 2) и нахождения в собственности государства 50% имущества представителя, будут иметь массу негативных последствий: 1) Закрытие большого количества представительств и, как следствие, потеря налоговых резидентов. Большинство таможенных представителей являются частными предприятиями (в т.ч. совместными с иностранными организациями). Запрет на их деятельность приведет к их ликвидации. 2) Потеря рабочих мест и, как следствие, увеличение безработицы в данной отрасли экономики. 3) Данная норма противоречит принципам конкуренции и равноправия ввиду запрета деятельности в зависимости от местоположения субъекта. 4) Многие таможенные представители также являются таможенными перевозчиками и международными экспедиторами. Наличие такого статуса позволяет доставлять груз "от двери до двери". Лишение статуса тампреда серьезно затруднит международные перевозки, что идет вразрез с вектором развития экспортоориентированного сегмента экономики страны (закрепленного, к примеру, Указом Президента РБ №155 от 17.04.2025). 5) Снижение конкуренции на рынке приведет к неминуемому снижению качества услуг. 6) Норма о наличии 10 сотрудников противоречит норме Таможенного кодекса ЕАЭС, закрепленной в п. 2 статьи 402 ТК ЕАЭС ("Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения <...> в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям").  7) Многие компании сотрудничают с таможенными представителями на протяжении долгого времени. Переход к новым специалистам вызовет дополнительные издержки и ошибки при декларировании товаров. 8) Уменьшается количество мест для распределения выпускников ВУЗов, что еще больше усложняет поиск работы для молодых специалистов без опыта.
Pavel Stain
1
24.04.2025

1. Установление ограничений по осуществлению
деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного представителя, в зависимости от: наличия в уставном капитале доли государственной собственности, гражданства учредителя физического лица, государства регистрации юридического лица

Нарушение положений Статьи 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 13. Собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.)

Нарушение положений Статьи 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.)

Нарушение положений Статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях" (Статья 7. Ограничения при осуществлении инвестиций. 2. Ограничения при осуществлении инвестиций могут устанавливаться на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав, свобод и законных интересов других лиц.)

Нарушение положений Статьи 5 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях" (Статья 5. Основные принципы осуществления инвестиций. Осуществление инвестиций основывается на следующих принципах: принцип равенства инвесторов - инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации).

Нарушение положений Статьи 12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях" (Статья 12. Права инвесторов 1. Инвесторы имеют право на: 1.1. осуществление инвестиций на территории Республики Беларусь).

2. Установление численности работников таможенного представителя, специалистов по таможенному декларированию не менее 10 человек.

Численность работников определяется нанимателем самостоятельно с учетом экономических показателей деятельности организации и потребностей процесса выполнения работ и (или) оказания услуг. Установление такой обязанности может привести к финансовой несостоятельности организации. При этом действующий минимальный порог в 2 работника логичен, но также противоречит законодательству и здравому смыслу. Кроме того, хозяйственное общество определив свою деятельность как деятельность в области таможенного дела, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам - есть работа для 1 специалиста, работает 1 специалист. Есть работа для 100 специалистов, работает 100 специалистов.  

Нарушение положений статьи 5 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З (ред. от 22.04.2024) "О поддержке малого и среднего предпринимательства" в форме вмешательства в деятельность. (Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции. Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В соответствии с Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" Статья 1. Основные положения о хозяйственном обществе …Хозяйственное общество несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком. в суде. Может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, а также предмету деятельности, если он указан в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

3. Установление ограничений прав гражданина на работу по профессии у разных нанимателей

Нарушение положений Статьи 23 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.)

Нарушение положений Статьи 41 Конституции Республики Беларусь 1994 года. (Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Нарушение положений Статьи 14 Кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З "Трудовой кодекс Республики Беларусь" (Статья 14. Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений. Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.

Виталий Вит
3
24.04.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Параграф : 298 Пункт : 3 Абзац : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более
пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых
принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.


Важно учитывать еще, что  таможенный представитель
несет с  декларантом, от имени которого он совершает таможенные операции,  солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. А в случае невозможности исполнить солидарную обязанность непосредственно таможенным представителем, обеспечить поступление таможенных платежей могут учредители (участники) юридического лица «частной формы собственности» в порядке привлечения последних к субсидиарной ответственности по долгам таможенного представителя.  На сегодняшний день большая часть таможенных представителей являются представителями частной формы собственности и  ответственность по уплате платежей они несут своим имуществом. В случае, если солидарную обязанность исполняет таможенный представитель, имущество которого находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы, фактически происходит уплата таможенных платежей за счет бюджетных средств. Ликвидируя таможенных представителей частной формы собственности данная норма закона практически лишает поступления уплаты платежей в случае наступления солидарной ответственности, т.е. это приведет к убыткам в бюджете.