• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» (вопросы содержания и благоустройства мест погребения)

8
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: проект постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» [PDF].

Прилагаемая информация: обоснование к проекту постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» [PDF].

Прилагаемая информация: финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» [PDF].

Документы, в которые вносятся изменения:
постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10 июня 2016 г. № 17 «Об утверждении Правил содержания и благоустройства мест погребения» ;
постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 10 «Об утверждении Типовых правил по предоставлению и резервированию за плату участков для захоронения, мест в колумбарии» .

Организатор общественного обсуждения: Министерство жилищно-коммунального хозяйства .

Сроки проведения обсуждения: с 26 апреля по 5 мая 2025 г.

26.04.2025 09:00:00

sudeikiss

Пользователь

НОВИЧОК
1
1.8 1
### **Проект изменений в законодательство Республики Беларусь**   **в сфере содержания мест погребения и ответственности за нарушения**  

#### **1. Ответственность частных организаций и родственников**  
**Предлагаемые изменения:**  
- **За самовольные захоронения** (без разрешения или в неотведённых местах):    
- Штраф для граждан: **от 20 до 50 базовых величин**.    
- Штраф для ИП и юрлиц: **от 100 до 200 базовых величин** с обязательным устранением нарушения (перезахоронение за счет нарушителя).    
- Конфискация незаконно установленных памятников, оград и иных сооружений.  
- **За самовольное увеличение участков для захоронения** (расширение границ могилы, установка дополнительных конструкций):    
- Штраф для граждан: **от 10 до 30 базовых величин**.    
- Штраф для организаций:  **от 50 до 100 базовых величин** с требованием восстановления первоначальных границ.  

- **Обязанность частных организаций:**    
- Ввести обязательное **ежегодное аудиторское обследование** кладбищ с отчетностью в МинЖКХ.

- Установить **персональную ответственность** руководителей организаций за отсутствие контроля над соблюдением норм.   #### **2. Ограничение вырубки деревьев на кладбищах**  


**Предлагаемые изменения:**  
- Запретить **самовольное удаление деревьев** на территориях кладбищ без согласования с местными органами ЖКХ.  
- Разрешить вырубку **только в случаях:**    
- Аварийного состояния дерева (по заключению дендролога).    
- Планировки новых участков (при наличии проекта и компенсационного озеленения).  
- Наказание за незаконную вырубку:     - Штраф для граждан: **от 10 до 30 базовых величин**.    
- Штраф для организаций: **от 50 до 150 базовых величин** + обязательная посадка новых деревьев (1:3).  

#### **3. Дополнительные меры контроля**   - Ввести **электронный реестр захоронений** с привязкой к кадастровой карте для исключения самозахватов.   - Обязать частные организации **устанавливать четкие границы участков** (столбики, ограждения).  
- Разрешить родственникам **оформлять право долгосрочной аренды** места погребения (на 50 лет) для предотвращения споров.  
### **Обоснование**   Предлагаемые меры:  
- Усилят контроль за использованием земель кладбищ.  
- Снизят количество нарушений за счет высоких штрафов.  
- Сохранят экологический баланс (защита зеленых насаждений).  
- Упорядочат деятельность частных организаций в сфере погребения.  

**Рекомендация:** Закрепить изменения в новых редакциях **Правил содержания мест погребения** (2016) и **Типовых правил** (2021).   *(При необходимости можно доработать финансово-экономическое обоснование под конкретные суммы штрафов и затрат на реализацию.)* *Предложение о введении лицензирования для частных организаций в похоронной сфере**  **с механизмами контроля и ответственности**  

#### **1. Введение обязательного лицензирования**   **Условия получения лицензии:**   - Наличие **специального помещения** (морги, ритуальные залы) с соблюдением санитарных норм.   - Наличие **квалифицированного персонала** (обучение по программе МинЖКХ).   - **Финансовая гарантия** (депозит или страховка для покрытия возможных убытков клиентов).   - Соблюдение **правил захоронения**, экологических и санитарных требований.   **Срок действия лицензии:** **5 лет** с возможностью продления после проверки.  

#### **2. Наказания за нарушения и лишение лицензии**  
**Основания для штрафов и приостановки деятельности:**   | **Нарушение** | **Первое нарушение** | **Повторное нарушение (в течение года)** |   |--------------|---------------------|------------------------------------------|   |
Работа без лицензии | Штраф **200–500 базовых величин** + приостановка деятельности до оформления лицензии | **Лишение права на получение лицензии на 3 года** + штраф **1000 базовых величин** |   | Нарушение санитарных норм | Штраф **50–100 базовых величин** + требование устранить нарушения в **30-дневный срок** | Приостановка лицензии на **6 месяцев** + штраф **200 базовых величин** |   | Обман клиентов (незаконные наценки, подмена услуг) | Штраф **100–300 базовых величин** + возмещение ущерба | **Лишение лицензии** + запрет на деятельность в сфере **5 лет** |   | Самовольные захоронения/расширение участков | Штраф **200 базовых величин** + принудительное устранение нарушения | **Лишение лицензии** + запрет на работу в отрасли **10 лет** |   **Экстренное лишение лицензии** – при угрозе жизни людей (например, нарушение правил хранения тел).  

#### **3. Контроль и прозрачность**   - **Ежегодные проверки** комиссией МинЖКХ + внеплановые рейды.  
- **Публичный реестр лицензированных организаций** с отзывами и историей нарушений.   - Обязательная **фиксация всех услуг в электронном договоре** (для исключения мошенничества).  
### **Обоснование**   - **Защита прав граждан** – исключение недобросовестных игроков.   - **Повышение стандартов услуг** – через требования к помещениям и персоналу.   - **Снижение экологических рисков** – контроль за захоронениями и состоянием кладбищ.  
**Рекомендация:** Закрепить в новом **Положении о лицензировании похоронной деятельности**, внести поправки в КоАП.   *(Финансово-экономическое обоснование может включать расчеты пошлин за лицензию и затрат на контроль.)*

28.04.2025 19:03:24

Михаил Дунец

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 35 Абзац : 1


Правила содержания и благоустройства мест
погребения, глава 2, пункт 35, абзац 1 начать словами или отредактировать с учётом следующих предложений: - С целью учёта исторически сложившихся традиций запрещена вырубка зрелых здоровых деревьев на территории кладбища, создающих особый дух мест последнего упокоения Человека. Набравшая моду сплошная вырубка вековых деревьев и кустарников оказывают крайне угнетающее действие на местное население, фактически это неуважение к памяти наших предков. Бесспорно, что удалению подлежат 1) засохшие и больные деревья, 2)зрелые деревья, молодая поросль деревьев, кустарники с могил и внутрикладбищенских главных дорожек или проездов, в том числе угрожающие падением здоровые деревья после обследования согласно данных Правил. При желании погребения умершего рядом с близким родственником, и в случае наличия на предполагаемом месте могилы здорового дерева как общеландшафтного элемента, место захоронения должно быть смещено без вырубки дерева. Внутрикладбищенские проезды и проходы на старых кладбищах должны быть устроены с учётом сложившегося ландшафта. Существующие декоративные и лесные кустарники должны быть сохранены в местах, где они не затрудняют уход за могилами. Для защиты территории кладбища от ветров высаживать соответствующие кустарники по периметру кладбища снаружи и (или) внутри ограды, на центральных аллеях при необходимости (в лесу такой необходимости нет).

29.04.2025 18:56:46

Людмила2901

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 4 Пункт : 35 Абзац : 1 Элемент текста : В местах общественного пользования территорий мест
погребения (на пешеходных дорожках, газонах, площадках,
автомобильных парковках и т.п.), поселковыми, сельскими
исполнительными комитетами, специализированной организацией
выполняются работы по обращению с объектами растительного мира,
включающие озеленение территорий, обрезку и формовку деревьев и
кустарников, удаление опасных деревьев и инвазивных растений, корчевку
пней, своевременное скашивание и удаление травы, сорных растений.


В ч.1 п. 35 Проекта Правил после слов "автомобильных
парковках" добавить ", по периметру ограждения мест погребения", т.е. изложить ч.1 в следующей редакции:

«35. В местах общественного пользования территорий мест погребения (на пешеходных дорожках, газонах, площадках, автомобильных парковках , по периметру ограждения мест погребения и т.п.), поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, специализированной организацией выполняются работы по обращению с объектами растительного мира, включающие озеленение территорий, обрезку и формовку деревьев и кустарников, удаление опасных деревьев и инвазивных растений, корчевку пней, своевременное скашивание и удаление травы, сорных растений".

Данное дополнение считаю необходимым, т.к. деревья зачастую растут вдоль ограждения кладбища, а это является местом общественного пользования и не относится к какому-то конкретному захоронению. В том случае, если эти деревья засохшие или относятся к инвазивным видам растений, то они представляют опасность для надмогильных сооружений. Для того, чтобы на практике не возникало вопросов кем и за чей счет эти деревья должны быть удалены, полагаю целесообразным оговорить данный случай в нормативном документе, несмотря на то, что перечень примеров в данной статье не является исчерпывающим и содержит оговорку "и т.п.".

02.05.2025 16:10:00

Людмила2901

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Пункт : 3 Подпункт : 6 Элемент текста : размещение зданий и сооружений, в том числе административного корпуса, магазина, ритуальной площадки, беседок, общественных туалетов, контейнерных площадок для сбора отходов, независимой от городской самостоятельной тупиковой водопроводной сети для поливных целей либо емкости для технической воды, дренажной системы канализации, освещения, центральной арки, радиосети, скамеек, ограждения места погребения по всему периметру высотой не менее одного метра, хозяйственного двора.


Пункт 3.6. изложить в следующей редакции:
"размещение зданий и сооружений, в том числе административного корпуса, магазина, ритуальной площадки, беседок, общественных туалетов, контейнерных площадок для сбора отходов, независимой от городской самостоятельной тупиковой водопроводной сети для поливных целей либо емкости для технической воды, дренажной системы канализации, освещения, центральной арки, радиосети, скамеек, хозяйственного двора, ограждения места погребения по всему периметру высотой не менее одного метра. При этом ограждение места погребения должно быть выполнено в стиле единой композиции по всему периметру, иметь надлежащий эстетический вид, препятствовать проникновению крупных животных (лошадей, коров, лосей и т.п.)".

Конкретизацию требований к ограждению места погребения считаю необходимым, чтобы, во-первых, ограждение кладбища имело эстетический вид, во-вторых, чтобы ограждение защитило от причинения животными вреда памятникам и элементам благоустройства.

02.05.2025 16:41:20

Alex Reaper

Пользователь

НОВИЧОК
0
6.8 6

Редакционные правки.

Абзац третий
подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

«Содержание и благоустройство мест погребения, расположенных на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется областными исполнительными комитетами, в том числе управление территориями зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим (далее - специальные органы областного уровня) и которое проводится в рамках мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе предусмотренных государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.»

Полагаю, что предложение не в полной мере согласовано. Содержание и благоустройство «осуществляются», а не «осуществляется», «в том числе управление» заменить на «которыми осуществляется, в том числе управление», «и которое проводится» исключить.

Абзац тридцать первый подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

«35. В местах общественного пользования территорий мест погребения (на автомобильных пешеходных дорожках, газонах, площадках, парковках и т.п.), поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, специализированной организацией выполняются работы по обращению с объектами растительного мира, включающие озеленение территорий, обрезку и формовку деревьев и кустарников, удаление опасных деревьев и инвазивных растений, корчевку пней, своевременное скашивание и удаление травы, сорных растений.»

Абзац тридцать девятый подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

При проведении обрезки деревьев и кустарников в местах общего пользования территорий мест погребения поселковые, сельские исполнительные комитеты, специализированная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся соответствующие места погребения, специальные органы областного уровня руководствуются Правилами содержания озелененных территорий, утвержденными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13 января 2020 г. № 1.

Абзац сорок третий подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

«35-1. Учет объектов растительного мира в местах общего пользования территорий мест погребения осуществляется поселковыми, сельскими исполнительными комитетами специализированными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся соответствующие места погребения.

Терминологию следует унифицировать.

Абзац сорок четвертый подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

Учет объектов растительного мира проводится в период с апреля по октябрь месяцы и возможен в период проведения инвентаризации мест погребения, по результатам которого оформляется ведомость учета согласно приложению 2 к настоящим Правилам.»;

Употребление слова «месяцы» в данном контексте некорректно.

Абзацы пятьдесят первый и пятьдесят пятый подпункта 1.1 пункта 1 Проекта.

«в частях второй и пятой пункта 48 слово «приложению» заменить словами «приложению 1»;

«в приложении к этим Правилам после столбца»

Возможно, необходимо согласовать ссылку на наименование приложения, либо изложить его в новой редакции как приложение 1.

Проект Приложения 2.

Всего, (шт.) в т.ч. деревьев, (шт.) в т.ч. кустарников, (шт.)

После запятой сокращение «шт.» в скобки заключать не нужно

02.05.2025 19:23:12

Игорь Валерьевич

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
1.0 113
Общая характеристика Правил содержания
и благоустройства мест погребения и проекта по их изменению

Правила содержания и благоустройства мест
погребения, утвержденные Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10.06.2016 № 17 (далее – Правила), а также проект Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «Об изменении постановлений» (далее – Проект), которым предлагается внести изменения в Правила, содержат внутренние противоречия и иные недостатки, создающие «правовую неопределенность», которая в п. 14 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) определяется как «отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения».
Также многие положения Правил и Проекта
требуют толкования и разъяснений. Между тем, в п. 5 Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» содержится требование «обеспечивать высокое качество нормотворчества, …не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений».
Пункт 1
…
Настоящие Правила распространяют свое
действие на специализированные организации, иные юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, а также на физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих либо участвующих в осуществлении похоронного дела на территории Республики Беларусь.

Кто такие «физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих либо участвующих в осуществлении похоронного дела на территории Республики Беларусь»? В Законе Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 55-З) не упоминаются лица «осуществляющие либо участвующие в осуществлении похоронного дела на территории Республики Беларусь».
Между тем, согласно ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона о
НПА «Нормативный правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие».
Субъекты, на которых распространяется
действие Правил, определены в ч. 2 ст. 20-1 Закона № 55-З: «Специализированные организации, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, связанные с организацией похорон, в местах погребения, физические лица при посещении мест погребения обязаны соблюдать Правила содержания и благоустройства мест погребения». Соответственно, необходимо привести ч. 2 п. 1 Правил в соответствие с ч. 2 ст. 20-1 Закона № 55-З, изложив в следующей редакции: «Настоящие Правила распространяют свое действие на специализированные организации, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, связанные с организацией похорон, в местах погребения, физические лица при посещении мест погребения».
Пункт 2
2. В настоящих Правилах используются основные
термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле», а также следующие термины и их определения:

В Правилах также используются термины,
определенные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире» (далее – Закон № 205-З), например, «озеленение», «объекты растительного мира», «насаждения», а также термины, определенные Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности), например, «проектная документация», «возведение», «реконструкция», «пусковые комплексы (очереди) строительства» и др.
Соответственно, предлагается добавить
«Законом Республики Беларусь «О растительном мире, Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
место захоронения – часть пространства
места погребения
, где непосредственно произведено захоронение и покоится тело (останки) умершего, урна с прахом (пеплом);

Что такое «пространство места погребения»?
Согласно ст. 1 Закона № 55-З «место погребения
– земельный участок с размещенными на нем отдельными могилами, склепами, кладбищем, колумбарием». В подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле содержится следующее определение термина: «земельный участок – часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями)».
Далее по тексту Правил используется термин
«территория места погребения», например в определении термина «ритуальная площадка – часть территории места погребения…».
Согласно подп. 1.84 п. 1 ст. 1 Кодекса об архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности «территория – ограниченное пространство…».
Предлагается «пространства» заменить
на «территории».
Термин «инвазивные растения»
Проектом предлагается дополнить п. 2 Правил
абзацем следующего содержания:
инвазивные растения – растения, находящиеся
за пределами их естественного ареала, распространение и численность которых создают угрозу жизни или здоровью граждан, сохранению биологического разнообразия, причинения вреда отдельным отраслям экономики

Определение данного термина заимствовано
из ст. 1 Закона № 205-З.
С учетом предложения по корректировке
абз. 1 п. 2 Правил (см. выше) предлагается не дополнять п. 2 Правил определением термина «инвазивные растения», а использовать для целей Правил определение указанного термина из ст. 1 Закона № 205-З.
Термин «опасные деревья»
Проектом предлагается дополнить п. 2 Правил
абзацем следующего содержания:
опасные деревья – деревья, создающие
своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, представляющие угрозу целостности надмогильных сооружений (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, имеющие опасный наклон и иные повреждения, болезни);

1. Из чего следует, «опасными деревьями»
будут признаваться не только «деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан», но и «представляющие угрозу целостности надмогильных сооружений», с чем согласится нельзя.
2. Что такое «опасный наклон»? Какой «наклон»
является «опасным»?
3. В ст. 1 Закона № 205-З содержится универсальное
определение указанного термина: «опасные деревья – деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на зданиях, сооружениях, других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений)».
4. С учетом предложения по корректировке
абз. 1 п. 2 Правил (см. выше) предлагается не дополнять п. 2 Правил определением термина «опасные деревья», а использовать для целей Правил определение указанного термина из ст. 1 Закона № 205-З.
Пункт 3
3. При планировке места погребения помимо
соблюдения основных требований к созданию мест погребения, определенных статьей 19 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле», необходимо принимать во внимание следующие особенности:

Что такое «принимать во внимание»? Каким
образом «принимать во внимание»?
Предлагается «принимать во внимание» заменить
на «предусматривать» либо «осуществлять».
3.1. учет исторически сложившихся традиций
ориентации захоронений, рельефа, существующих зеленых насаждений и подъездных путей, возможности выделения пусковых комплексов (очередей) строительства;

Что такое «зеленые насаждения»?
Предлагается «зеленые насаждения» заменить
на термин «насаждения», определение которого содержится в ст. 1 Закона № 205-З.
3.2. разделение территории места погребения
на сектора (участки) (далее – сектора) и очередность их использования для захоронения;

1. Что включают в себя «сектора (участки)»?
Использование неопределенных законодательством и многозначных терминов влечет правовую неопределенность и проблемы правоприменения. Так, не ясно, на какую именно территорию «места погребения» распространяется содержащийся в ч. 1 п. 12 Правил запрет посадки деревьев «в границах секторов»?
2. С учетом содержащегося в ст. 1 Закона №
55-З определения термина «место погребения» (см. выше) «территория места погребения» разделяется на «отдельные могилы, склепы, кладбище, колумбарий». С учетом определения терминов «могила», «склеп», «кладбище» и «колумбарий», содержащихся в ст. 1 Закона № 55-З, разделение «территории» на «сектора (участки)» возможно только в отношении «кладбища», что подтверждается положениями ч.ч. 1 п. 21 Правил.
3. Для исключения правовой неопределенности
необходимо дополнить п. 2 Правил определением термина «сектора (участки) (далее – сектора)» с указанием частей территории «мест погребения», которые включаются в «сектора». С учетом ч. 4 п. 4, ч. 1 п. 21, ч. 2 ст. 35 (в предлагаемой Проектом редакции) и ч. 1 п. 39 Правил «сектора» должны включать «участки для захоронения», а также «прилегающие к ним территории (проходы и проезды между участками для захоронения)».
Предлагается следующая редакция:
«сектор (участок) (далее – сектор)» – часть
территории кладбища с [размещенными на ней] участками для захоронения, а также проходы и проезды между ними».
3.3. объекты транспортной инфраструктуры,
включая направления, размеры и благоустройство
подъездов, проездов и пешеходных дорожек;
1. Какие объекты относятся к «объекты транспортной
инфраструктуры»? Расположенные только в границах территории «мест погребения» либо также и за их границами?
2. Что такое «подъезды»? Где именно они расположены:
в границах «места погребения» либо за их пределами?
3. Что такое «пешеходные дорожки»? Согласно
подп. 2.47 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – ПДД), «пешеходная дорожка – выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная и пешеходная дорожка» и (или) дорожной разметкой 1.30 либо 1.31 соответственно». Вряд ли на практике такие объекты размещаются на территории «мест погребения».
В ч. 2 п. 9 Правил упоминаются «тротуары».
В подп. 2.72 п. 2 ПДД содержится определение следующего термина: «тротуар – элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами».
Предлагается «пешеходных дорожек» заменить
на «тротуаров».
3.4. размещение и виды зеленых насаждений,
ассортимент древесно-кустарниковых пород, цветочных растений и газонных травосмесей;

Предлагается «зеленые насаждения» заменить
на «насаждения».
3.6. размещение зданий и сооружений,
в том числе административного корпуса, магазина, ритуальной площадки, беседок, общественных туалетов, контейнерных площадок для сбора отходов, независимой от городской самостоятельной тупиковой водопроводной сети для поливных целей либо емкости для технической воды, дренажной системы канализации, освещения, центральной арки, радиосети, скамеек, ограждения места погребения по всему периметру высотой не менее одного метра, хозяйственного двора.

1. Что такое «здания и сооружения»? Возможно
ли отнести «ритуальную площадку», «контейнерные площадки для сбора отходов», «освещение», «скамейки» и «хозяйственный двор» к «зданиям и сооружениям»?
2. Что такое «размещение освещения»?
Предлагается «освещения» заменить на «опоры
освещения».
3. Что такое «контейнерная площадка для
сбора отходов»?
Необходимо дополнить п. 2 Правил определением
термина «контейнерная площадка для сбора отходов».
4. Что такое «хозяйственный двор»? Представляется,
что «хозяйственный двор» – часть территории «места погребения», а не «здание и сооружение».
Необходимо дополнить п. 2 Правил определением
термина «хозяйственный двор».
5. В ст. 1 Закона № 55-З при определении термина
«содержание и благоустройство места погребения» упоминается «капитальных строений (зданий, сооружений), иных строений».
Термин «капитальное строение (здание, сооружение)»
определен в подп. 1.31 п. 1 ст. 1 Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Аналогичное определение указанного термина содержится в подп. 1.9 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 №133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Термин «строение» отраслевым законодательством не определен, а применение ч. 2 п. 102 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, для целей Порядка не представляется возможным.
В подп. 1.10 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь
от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» содержится следующее определение термина: «нестационарный объект общественного питания – объект общественного питания, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями…».
6. Предлагается изложить в следующей редакции:
«3.6. размещение капитальных строений
(зданий, сооружений),
[иных строений] и конструкций, в том числе административного корпуса, магазина, ритуальной площадки, беседок, общественных туалетов, контейнерных площадок для сбора отходов, независимой от городской самостоятельной тупиковой водопроводной сети для поливных целей либо емкости для технической воды, дренажной системы канализации, опор освещения, центральной арки, радиосети, скамеек, ограждения места погребения по всему периметру высотой не менее одного метра, а также хозяйственного двора».
Пункт 4
4. Территория места погребения оборудуется
удобными подъездами, обеспечивающими доступ к месту погребения автомобильного транспорта с гробом (автомобилей-катафалков) для организации похорон, а также позволяющими производить работы транспортными средствами и иной техникой, участвующими в выполнении работ по содержанию и благоустройству мест погребения, в том числе озеленению, и разделяется проездами, пешеходными дорожками и аллеями на сектора.

1. Что такое «удобными подъездами»? Какие
«подъезды» являются «удобными»?
2. Если «Территория места погребения… разделяется
проездами, пешеходными дорожками и аллеями на сектора», то «удобные подъезды» размещаются за ее пределами. Соответственно, «территория места погребения» не может быть «оборудована удобными подъездами, обеспечивающими доступ к месту погребения».
3. Термин «оборудование» применим к «оборудованию»,
а не к «капитальным строениям (зданиям, сооружениям»), которыми являются в т.ч. «подъезды».
4. Для производства «работ транспортными
средствами и иной техникой, участвующими в выполнении работ по содержанию и благоустройству мест погребения, в том числе озеленению» на «территории места погребения» необходимы:
1) «удобные подъезды» за пределами «территории
места погребения»;
2) «удобные проезды» на «территории
места погребения».
5. В абз. 2 ч. 1 п. 30 Правил упоминается «благоустройство
мест погребения, обеспечение надлежащего порядка и чистоты на территории мест погребения и прилегающих к ним территориях в границах, определенных…». Для выполнения таких работ необходим доступ не только к «территории мест погребения», но и к «прилегающих к ним территориям».
6. В абз. 2 ч. 1 п. 30 Правил упоминается «ремонт
подъездных дорог».
7. Предлагается изложить в следующей редакции:
«4. Подъездные дороги к месту погребения
должны обеспечивать беспрепятственный доступ к месту погребения и прилегающей к нему территории автомобильного транспорта с гробом (автомобилей-катафалков) для организации похорон, а также транспортных средств и иной техники, участвующих в выполнении работ по содержанию и благоустройству мест погребения, в том числе озеленению.
Территория места погребения разделяется
проездами, тротуарами и аллеями на сектора.»
На объектах транспортной инфраструктуры
(подъездах, проездах, аллеях, пешеходных дорожках) мест погребения, расположенных преимущественно в городской черте, устанавливаются указатели направлений на объекты (в том числе сектора, места общественного пользования) места погребения.

1. В отношении использования терминов «подъезды»
и «пешеходные дорожки» – см. выше.
2. Что такое «места общественного пользования»?
Отсутствие определения данного термина
влечет правовую неопределенность (см. далее).
Пункт 8
8. Учет общих площадей мест погребения,
площадей секторов, наличия надмогильных сооружений и памятников, зеленых насаждений, различных строений (домов скорби, бытовых помещений, общественных туалетов и других строений), колумбариев, сооружений водопровода и других инженерных сетей и сооружений осуществляется при их технической инвентаризации. В целях выявления произошедших изменений и отражения их в материалах инвентаризации обследование производится один раз в пять лет.

Что такое «памятники»? Если имеется в виду
«надгробный памятник», который является «надмогильным сооружением» (ст. 1 Закона № 55-З), то слова «и памятников» следует исключить.
Пункт 11
Площадь зеленых насаждений принимается
в размере не менее 20 процентов общей площади места погребения.

Аналогичное положение содержится в ч. 11
ст. 19 Закона № 55-З. С учетом требования ч. 2 п. 3 ст. 28 Закона о НПА предлагается ч. 3 п. 11 из Правил исключить.
Пункт 12
12. На действующих и строящихся местах
погребения не допускается посадка деревьев в границах секторов.

1. Как указывалось выше, термин «сектор»
не определен, что вызывает правовую неопределенность в части данного запрета.
2. В ч. 10 ст. 20 Закона № 55-З содержится более
широкий запрет: «На территории [любых!] мест погребения запрещается… производить посадку деревьев и иных насаждений вне специально отведенных мест».
С целью устранения правовой неопределенности
предлагается:
1) изложить ч. 1 п. 12 Правил в следующей редакции:
«Посадка деревьев и иных насаждений осуществляется
на специально отведенных для этого местах»;
2) дополнить Правила положением о необходимости
наличия на территории мест погребения «специально отведенных мест для посадки деревьев и иных насаждений».
3. Проектом предлагается ч. 2 п. 12 Правил
изложить в следующей редакции:
Посадка кустарников допускается
по согласованию с поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, специализированной организацией, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся соответствующие места погребения на специально отведенных для этого местах, в соответствии со схемой места погребения (при наличии).

При этом ч. 1 п. 12 Правил не требует согласования
с кем-либо посадки «деревьев», что нелогично.
Что такое «схема места погребения»? Кто
ее должен разрабатывать, в каком порядке, каком составе, кто должен ее утвердить? В каких случаях ее «наличие» обязательно?
Пункт 30
30. В целях содержания и благоустройства
места погребения специализированные организации, лица, обслуживающие сельские места погребения, выполняют следующие работы:

Проектом предлагается абз. 2 ч. 1 п. 30 Правил
изложить в следующей редакции:
благоустройство мест погребения,
обеспечение надлежащего порядка и чистоты на территории мест погребения и прилегающих к ним территориях в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня, включая ремонт, изготовление, приобретение, обустройство мест временного хранения отходов, установку и замену урн, контейнеров для сбора отходов, скамеек, общественных туалетов, ремонт подъездных дорог, сторожевую охрану

Термин «благоустройство мест погребения»
не определен Правилами, что влечет правовую неопределенность в части состава соответствующих работ по «благоустройству».
содержание в исправном состоянии зданий,
сооружений, в том числе колумбариев, объектов транспортной инфраструктуры, водопроводной и канализационной сетей, водоотводных систем и устройств, других инженерных сооружений и элементов благоустройства;

Термин «элементы благоустройства» не определен
Правилами и иных законодательством, не ясен их состав, что влечет правовую неопределенность в части состава соответствующих работ по «содержанию в исправном состоянии».
Проектом предлагается абз. 5 ч. 1 п. 30 Правил
изложить в следующей редакции:
озеленение мест погребения, учет и уход
за зелеными насаждениями, удаление опасных деревьев и инвазивных растений, корчевку пней в местах общественного пользования территорий мест погребения

Что такое «места общественного пользования»?
Термин «места общественного пользования»
не определен Правилами, не ясен их состав, что влечет правовую неопределенность в части состава соответствующих работ.
Пункт 32
32. Территория мест погребения (проезды,
дорожки, клумбы, газоны, другие места общественного пользования) очищается от мусора, снега и опавшей листвы, регулярно поливается в летнее время и посыпается песком зимой.

Термин «места общественного пользования»
не определен Правилами, не ясен их состав, что влечет правовую неопределенность в части состава соответствующих работ.
Пункт 33
33. Элементы благоустройства, находящиеся
на территории места погребения либо размещенные на прилегающей к месту погребения территории и используемые для целей обеспечения его функционирования, включая объекты наружного освещения, транспортной инфраструктуры (проезды, подъезды, ритуальные площадки, автомобильные парковки, аллеи, пешеходные дорожки и т.п.) с различными видами покрытия, водоотводные системы и устройства, ограждения, малые архитектурные формы (скамейки, урны и другое), отдельно стоящие и встроенно-пристроенные общественные туалеты, биотуалеты, контейнерные площадки с контейнерами, содержатся в надлежащем, пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

1. Термин «элементы благоустройства» не
определен Правилами и иных законодательством, не ясен их состав, что влечет правовую неопределенность. Открытый перечень («и т.п.», «и другое») объектов «транспортной инфраструктуры» и «малых архитектурные форм» влечет правовую неопределенность в части выполнения работ по их «содержанию в надлежащем, пригодном для эксплуатации состоянии».
Устранение правовой неопределенности
возможно путем отнесения к «элементам благоустройства» закрытого (ограниченного) перечня объектов. Предлагается дополнить п. 2 Правил определением термина «элементы благоустройства» путем перечисления объектов, «находящихся на территории места погребения либо размещенные на прилегающей к месту погребения территории и используемые для целей обеспечения его функционирования» без использования «и т.д.» (закрытый перечень), включив в него в т.ч. «велосипедные стоянки и велосипедные парковки» (в п.п. 3.4 и 3.5 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» содержатся определения терминов «велосипедная парковка» и «велосипедная стоянка» соответственно).
Пункт 35
Проектом предлагается п. 35 Правил изложить
в следующей редакции:
В местах общественного пользования
территорий мест погребения (на пешеходных дорожках, газонах, площадках, автомобильных парковках и т.п.), поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, специализированной организацией выполняются работы по обращению с объектами растительного мира, включающие озеленение территорий, обрезку и формовку деревьев и кустарников, удаление опасных деревьев и инвазивных растений, корчевку пней, своевременное скашивание и удаление травы, сорных растений.

1. Что такое «места общественного пользования»?
Открытый перечень («и т.п.») «мест общественного пользования» влечет правовую неопределенность в части выполнения «работ по обращению с объектами растительного мира».
С целью устранения правовой неопределенности
необходимо дополнить п. 2 Правил определением термина «места общественного пользования» путем перечисления объектов, которые являются «местами общественного пользования» без использования «и т.д.» (закрытый перечень).
2. Что такое «озеленение территорий»?
Удалению также могут подлежать деревья,
кустарники, представляющие угрозу целостности надмогильных сооружений при условии принятия решения комиссией о возможности их удаления в соответствии с частью седьмой настоящего пункта.

С учетом предлагаемого Проектом дополнения
п. 2 Правил определением термина «опасные деревья» (см. выше), «деревья, представляющие угрозу целостности надмогильных сооружений» будут признаваться «опасными деревьями», которые не «могут подлежать удалению», а «должны подлежать удалению».
На практике серьезную проблему представляют
деревья и кустарники, произрастающие «вне специально отведенных мест» (ч. 10 ст. 20 Закона № 55-З) и затрудняющие (препятствующие) «выполнению работ по содержанию и благоустройству мест погребения», а также произрастающие вблизи надмогильных сооружений деревья и кустарники с мощной корневой системой, представляющие угрозу их целостности (повреждение фундамента).
С учетом замечаний по термину «опасные
деревья» (см. выше) предлагается изложить абз. 3 п. 35 Правил в следующей редакции:
«Удалению также могут подлежать деревья,
кустарники, произрастающие вне специально отведенных мест и затрудняющие [препятствующие] выполнение работ по содержанию и благоустройству мест погребения, представляющие угрозу целостности надмогильных сооружений, при условии принятия решения комиссией о возможности их удаления в соответствии с частью седьмой настоящего пункта».
При проведении обрезки деревьев и кустарников
в местах общего пользования территорий мест погребения поселковые, сельские исполнительные комитеты, специализированная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся соответствующие места погребения, специальные органы областного уровня руководствуются Правилами содержания озелененных территорий, утвержденными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 13 января 2020 г. № 1.

Что такое «места общего пользования»
территорий мест погребения и чем они отличаются от ранее упоминаемых в Правилах «мест общественного пользования»?
Проектом предлагается дополнить Правила
пунктом 35-1 следующего содержания:
35-1. Учет объектов растительного мира
в местах общего пользования территорий мест погребения осуществляется поселковыми, сельскими исполнительными комитетами специализированными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся соответствующие места погребения.

1. Что такое «места общего пользования»
территорий мест погребения и чем они отличаются от ранее упоминаемых в Правилах «мест общественного пользования»?
2. Учет объектов растительного мира в иных
местах «территорий мест погребения» кем и в каком порядке производится? Неужели это «бесхозные» объекты растительного мира, не подлежащие учету?
Пункт 36
36. Содержание (эксплуатация) мест общественного
пользования
(проездов, пешеходных дорожек, газонов, площадок и других мест) на территории мест погребения, а также участков для захоронения и мест в колумбарии, определяемых перечнями, устанавливаемыми местными исполнительными и распорядительными органами, производится регулярно. Места общественного пользования очищаются от песка, мусора, снежных, ледяных и снежно-ледяных образований, обрабатываются при необходимости противогололедными средствами.

1. Что такое «места общественного пользования»
на территории мест погребения? Открытый перечень («и других мест») влечет правовую неопределенность в части выполнения «работ по содержание (эксплуатации)» таких «мест».
2. С целью устранения правовой неопределенности
необходимо дополнить п. 2 Правил определением термина «места общественного пользования» путем перечисления объектов, которые являются «местами общественного пользования» без использования «и т.д.» (закрытый перечень).

04.05.2025 22:15:37

Михаил Дунец

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2


Предлагаю следующие изменения в постановление
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10 июня 2016 г. #17 "Об утверждении Правил содержания и благоустройства мест погребения" :- Глава 2. Планировка места погребения.Пункт 3.4 дополнить и изложить в следующей редакции: - размещение и виды зелёных насаждений, ассортимент древеснокустарниковых пород, цветочных растений и газонных травосмесей, используя в качестве ландшафтобразующих элементов здоровых деревьев и кустарников, уже растущих на территории планируемого места погребения; Пункт 11 абзац 2 дополнить словами: - Существующая растительность в виде отдельных деревьев и групп деревьев должны быть использованы не только как опорные точки при проектировании и закладке проездов и проходов, но и внутри границ новых секторов как естественные природные ландшафтные элементы растительного мира, присущие исторически сложившимся традициям устройства кладбищ. Пункт 12 абзац 1 изменить и изложить в следующей редакции: - На строящихся местах погребения не допускается посадка новых деревьев в границах секторов. Пункт 12 дополнить абзацем 2:- Деревья, произрастающие в границах секторов на действующих местах погребения, удаляются только в случае их аварийного состояния, согласно требованиям настоящих Правил. Дальше по тексту.

05.05.2025 03:34:44

Alex Reaper

Пользователь

НОВИЧОК
1
6.8 6

Выше в своем сообщении, юрист, профессионал
Игорь Валерьевич изложил свою позицию профессионально, но при этом с эмоциями и достаточно хаотично. Тем не менее, по итогам анализа сообщения можно заключить, куда следует двигаться в отношении правового регулирования организации мест погребения в стратегическом плане.

1. Погребение в земле, как бы оно не соответствовало определенным традициям, устарело. Необходимо создавать «дворцы памяти», большие сооружения с подземной и наземным частями, где будет находится прах покойных и информация об их биографии в электронной форме. Такие погребальные ячейки, в этом нет ничего антихристианского.

2. Установить льготы для родственников, которые готовы эксгумировать, кремировать и перезахоронить умерших в дворцах памяти.

3. Кладбища с подземным захоронением должны постепенно уходить в прошлое. Никакой древесно-кустарниковой растительности на оставшихся кладбищах быть не должно, они должны быть газонными, без оградок, скамеек, и с небольшими унифицированными памятниками.

4. Кладбище в целом, должно быть объектом общего пользования, ни тело покойного, ни могила ни памятник не являются объектом права частной собственности, отвечать за них должно только государство.

5. В случае реализации указанной концепции не будет вопросов ни с ДКР, ни с подъездами.

6. Жестко запретить использование в похоронном деле пластиковых венков, цветов, гробов, памятников с элементами пластика, стекла и металла, определить кремацию как приоритетную форму захоронения.

05.05.2025 11:44:41

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте