Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 2 Элемент текста : Установить, что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют до истечения указанного в таких решениях срока и не подлежат продлению, а при отсутствии в них срока действия – до 1 июля 2026 г. включительно. что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют до истечения указанного в таких решениях срока и не подлежат продлению, а при отсутствии в них срока действия – до 1 июля 2026 г. включительно.
Предлагается новая редакция пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма»:
«2. Установить, что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют в течение двух лет с момента их принятия и не подлежат продлению.»
Обоснование
Проектом Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее ‒ Положение), регламентирован порядок принятия районными исполнительными комитетами решений о применении физическими лицами сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (далее ‒ сбор) и установлен максимальный срок действия таких решений: один год с возможностью однократного продления еще на один год (пункты 10, 11 Положения). Введение названного временного ограничения обусловлено тем, что сбор представляет собой льготный режим налогообложения. Действующая в 2025 г. фиксированная ставка сбора составляет лишь 42 белорусских рубля в месяц (п. 2 ст. 375 НК). Если решение о применении сбора не принималось, за деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма уплачивается единый налог на профессиональный доход, минимальная ставка которого составляет 10 % от денежного выражения профессионального дохода (п. 1 ст. 3812 НК).
Положительно оценивая новацию законодательства, отметим, что требует дополнительной проработки вопрос о сроке действия тех решений исполкомов о применении сбора, которые приняты до вступления в силу Положения. Названные решения делятся на два вида: 1) устанавливающие сроки, в течение которых применяется сбор, и 2) выданные на бессрочный период. В отношении последних пунктом 2 проекта Указа срок действия ограничен (до 1 июля 2026 г. включительно). Касательно решений первого вида Указ содержит формулировку «действуют до истечения указанного в таких решениях срока и не подлежат продлению».
Полагаем, что формулировка пункта 2 Указа ставит плательщиков сбора в неравные условия, чем нарушает закрепленный НК принцип равенства налогообложения.
Во-первых, срок применения сбора согласно решениям исполкомов, принятым до вступления в силу Положения, может превышать, в том числе значительно, двухлетний период, устанавливаемый пунктами 10, 11 Положения. Предложенная редакция пункта 2 Указа не ограничивает срок действия таких решений. Это позволяет отдельным субъектам агроэкотуризма на долгосрочной основе получать существенную налоговую выгоду, что создает для них преференциальное положение на рынке, а также оказывает негативное влияние на формирование доходной части местных бюджетов.
Во-вторых, решения, принятые исполкомами до вступления в силу Положения, могут устанавливать менее, чем двухлетний срок применения сбора. Поскольку такие решения действуют до истечения указанного в них сроков , а сроки не подлежат продлению, субъекты агроэкотуризма, в отношении которых они приняты, оказываются в менее выгодном положении, чем субъекты, получившие решение после вступления в силу Положения (для последних максимальный срок действия льготного режима налогообложения с учетом продления составит два года). В аналогичной ситуации оказываются и субъекты агроэкотуризма, в отношении которых решения второго вида (бессрочные) приняты менее, чем за полтора года до вступления в силу Положения. Общий период применения льготного налогового режима для них также составит меньше двух лет.
Следует учитывать и возможную коррупционную составляющую. Положение вступает в силу с 01.01.2026 (п. 10 Указа); до этой даты исполкомы могут принимать решения, устанавливающие длительные сроки применения сбора, в том числе многократно превышающие максимальный двухлетний срок, закрепленный Указом. Согласно пункту 2 Указа такие решения будет действовать до истечения указанного в них срока, давая значительные налоговые преимущества на многие годы субъектам агроэкотуризма, в отношении которых они приняты.
Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 2 НК, устанавливающему принцип равенства налогообложения, налоги, сборы (пошлины) не могут иметь дискриминационный характер; нормы законодательства, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Предоставление отдельным субъектам агроэкотуризма права на использование льготного режима налогообложения в виде уплаты сбора как на срок, превышающий, так и на срок, меньший общеустановленного двухлетнего (с учетом продления) периода, определенно, нарушает данный принцип.
В обосновании необходимости издания Указа указано, что установление срока действия решений исполкомов направлено на обеспечение единообразного для всех плательщиков применения норм. Полагаем, что срок действия решений о применении сбора, принятых до вступления в силу Положения, для всех субъектов целесообразно ограничить двумя годами ‒ максимальным периодом действия сбора, установленным пунктами 10, 11 Положения.
Предлагаем следующую редакцию пункта 2 Указа:
«2. Установить, что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют в течение двух лет с момента их принятия и не подлежат продлению.».
Таким образом, субъекты агроэкотуризма, использовавшие право на двухлетнее применение сбора на дату вступления в силу Указа, должны будут с 01.01.2026 г. перейти на уплату единого налога на профессиональный доход. Плательщикам, уплачивающим сбор в течение меньшего срока, будет позволено продолжить применение льготного режима налогообложения до истечения двухлетнего периода. Это общее правило применимо и к субъектам агроэкотуризма, в отношении которых были приняты соответствующие решения исполкомов без указания сроков их действия.
На 1 января 2025 г. сбор применяли 344 субъекта агроэкотуризма из 1408, т. е. почти четверть. В настоящее время плательщики сбора вправе осуществлять такие высокодоходные виды деятельности, как проведение презентаций, юбилеев, банкетов, культурных мероприятий, мастер-классов и др.
При уплате единого налога на профессиональный доход местные бюджеты могли бы получать значительные налоговые доходы. Более того, оказание услуг в сфере агроэкотуризма по договорам с туроператорами и иными организациями означало бы применение повышенной ставки единого налога на профессиональный доход (20 %).
В перспективе следует более тщательно изучить данный льготный налоговый режим и условия применения сбора (п. 10 Положения) на предмет возможного исключения из числа плательщиков тех субъектов агроэкотуризма, которые оказывают услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществляют высокодоходные виды деятельности. Устранение излишних налоговых льгот оказывает позитивное влияние на налоговую систему и способствует достижению сбалансированности бюджетов.
16.06.2025 20:59:39
OrrinVel
Юрист
НОВИЧОК
0
2.8
2
Предложения по внесению изменений в законопроект об агроэкотуризме
1. Уточнение формулировок видов деятельности
Текущая формулировка:
«Проведение банкетов, юбилеев, презентаций»
Проблема: Формулировка допускает трактование агроусадьбы как банкетного зала или кафе, что ведёт к нечестной конкуренции с субъектами общественного питания, упрощённому налогообложению и рискам нарушения санитарных норм.
Предложение: Заменить на:
«Организация тематических мероприятий, отражающих традиционный уклад сельской жизни (дегустации, деревенские праздники, мастер-классы, интерактивные мероприятия), с участием не более 25 гостей одновременно, и исключительно в рамках проживания или экскурсионных программ.»
2. Проведение мероприятий (свадеб, юбилеев и др.)
Проблема: В практике агроусадеб часто проводятся массовые мероприятия с 50–100 и более приглашёнными, что противоречит сути агроэкотуризма и законодательным ограничениям, но юридически оформляется через один договор (например, на одного «туриста»).
Предложение: Добавить в законопроект норму:
«Количество участников мероприятий (включая гостей агроэкотуриста) не может превышать 25 человек одновременно. В случае превышения данного лимита хозяйствующий субъект утрачивает право на упрощённый налоговый режим и обязан зарегистрироваться в иной правовой форме (например, ИП или юридическое лицо).»
Также:
«Договор на оказание услуг агроэкотуризма должен содержать информацию о количестве проживающих и приглашённых лиц (при наличии мероприятий), а также перечень предоставляемых услуг. Ответственность за достоверность сведений несёт владелец усадьбы.»
3. Количество комнат в жилом доме
Проблема: Некоторые агроэкоусадьбы не прошли аттестацию, та как имели более 10 комнат, при этом процесс перепланировки непростой и затратный.
Предложение: Чётко зафиксировать:
«В целях осуществления агроэкотуристической деятельности допускается использование не более 10 жилых комнат, предназначенных для приёма туристов. При наличии в доме большего количества комнат, для целей агроэкотуризма могут использоваться только помещения в пределах этого лимита.» И тут останется зафиксировать в законе для каких целей можно будет использовать оставшиеся комнаты. Например: для проживания собственников агроусадьбы и (или) членов их семей, сдачи внаем и др. или установить запрет для чего их нельзя использовать.
4. Производство и переработка продукции
Проблема: Формулировка «переработка сельхозпродукции» допускает трактовки, при которых под видом агроусадьбы можно фактически осуществлять промышленную деятельность.
Предложение: Добавить:
«Разрешается переработка сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебном или арендованном участке, исключительно для нужд туристов (например, угощение, мастер-классы), но не в целях оптовой или розничной реализации на рынке или в торговых точках.»
5. Обеспечение справедливой конкуренции
Проблема: Агроусадьбы платят фиксированную ставку (например, 1 БВ в месяц), при этом могут оказывать услуги, сравнимые с профессиональными объектами общественного питания.
Предложение: Ввести дифференцированный механизм оплаты:
1 БВ — при приёме не более 10 туристов и без организации платных мероприятий;
2–3 БВ — если оказываются дополнительные платные услуги (мероприятия, мастер-классы, дегустации с алкоголем);
При оказании услуг питания для 25+ человек или проведении регулярных банкетов — переход на ИП/юрлицо с соответствующими налогами
17.06.2025 12:56:28
Tatsiana Zen
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.8
1
Возражение к проекту изменений Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма» в части исключения из перечня оказываемых услуг "проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий" Дорогие коллеги! Мы, владельцы агроэкоусадеб, и те, кто непосредственно работает в сфере агроэкотуризма, хотим выразить свою обеспокоенность предложением исключить из перечня услуг «проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий». Это решение создаёт ряд проблем, которые могут негативно сказаться на всей отрасли, и на людях, которые поддерживают развитие здорового туризма. 1. Активный отдых — важная часть агроэкотуризма. Для большинства наших гостей важным аспектом является не только отдых в тишине, но и возможность активно провести время на природе. Велосипеды, лодки, игры в волейбол и футбол — это те виды активности, которые дают нашим посетителям тот самый «другой» отдых. Если исключить эти услуги, мы потеряем ту самую аудиторию, которая ищет не просто ночлег на природе, а люди потеряют возможность получать желаемый отдых. 2. Физкультурные мероприятия способствуют укреплению семьи. Многие наши гости приезжают не просто на выходные, а для того, чтобы провести время с семьей, на свежем воздухе. Прогулки, игры, спортивные занятия — это идеальный способ укрепить семейные связи, воспитать у детей любовь к спорту и природе. Нам важно, чтобы дети видели пример активного и здорового образа жизни от своих родителей. 3. Мы уже вложились в развитие спортивной инфраструктуры. Не секрет, что многие агроэкоусадьбы уже много лет строят спортивные площадки, закупают велосипеды и байдарки, создают условия для активного отдыха. Всё это делалось не просто так — мы вкладываем деньги в то, что находим нужным и востребованным. Если теперь нам ограничат возможность предлагать эти услуги, многие наши усилия окажутся напрасными. 4. Нестабильность тормозит развитие. Внезапные изменения в законодательстве создают риски для всех. Мы вкладываем средства, строим планы на будущее, и если завтра нас лишат возможности проводить физкультурные мероприятия, это нанесёт удар по стабильности всего бизнеса. Это важный элемент для долгосрочного развития агроэкотуризма. 5. Потенциальные последствия для имиджа отрасли. Если такие услуги, как спортивные мероприятия, будут исключены, это откроет дорогу менее цивилизованным форматам отдыха — вечеринкам с алкоголем, громкой музыкой и прочими элементами, которые не соответствуют философии агроэкотуризма. Мы рискуем утратить имидж качественного и безопасного туризма. Мы искренне надеемся, что наше мнение будет учтено и что в перечне услуг агроэкотуризма останется возможность проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия. Это не просто выгода для бизнеса, но и необходимость для развития туризма, ориентированного на здоровье, семью и устойчивое развитие сельских территорий.
19.06.2025 00:04:32
ValIA
Юрист
НОВИЧОК
0
1.8
1
Являюсь землепользователем участка, расположенного в непосредственной близости от действующей агроэкоусадьбы., т.е смежные участки. В п.7 Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма прописано требование для проведения мероприятий получение письменного согласия землепользователей участков, находящихся в непосредственной близости. Данное требование не прописано в перечне административных процедур. В договорах так называемый субъект агроэкотуризма не прописывает проведение мероприятий, а фактически люди приезжают отпраздновать день рождение, юбилей и т.д. (Это видно из протокола опроса милиции). Фактически мероприятия проводятся, требования по согласию якобы есть, но не прописана процедура получения этого согласия. Данную процедуру оформления следует доработать. Отсутствуют лица, уполномоченные фиксировать нарушение деятельности в сфере агротуризма. Считаю необходимым установить требование по количеству проживающих агроэкотуристов, исходя из количества мест для проживания. К примеру: на мой вопрос одному из членов комиссии, проводившего якобы объективную оценку агроэкоусадьбы, о проживании четырнадцати человек в одной комнате с хозяйкой при отсутствии для них кроватей, получила ответ, что агроэкотуристов данные условия проживания устраивают, а законодательством минимальное количество жилых комнат и количества агроэкотуристов не закреплено. Подчеркну, что такие условия устраивают, так как фактически празднуя, к примеру, день рождения, а по договору - проживая, данные граждане пришили в так называемую агроусадьбу, находящуюся в одном километре от города выпить алкоголя, поиграть в час ночи в мяч, взяв его в аренду (аренда мяча допустима законодательством), сопровождая игру громкими криками. Кафе, спортивные клубы имеют режим рабочего времени. Для агроэкоусадеб нет данных требований. Круглосуточно неограниченное количество так называемых агротуристов гуляют под окнами соседей в состоянии алкогольного опьянения с неподобающим нормальным людям поведением, лишая нас спокойной тихой деревенской жизни. В п.7 Положения прописано не допускать совершений действий, нарушающих спокойствие граждан. Но опять же, каким образом мы сможем доказать, что к примеру 30 или 50 человек, а может быть и тысяча (ведь нет требований по количеству проживающих), находясь на территории агроэкоусадьбы, нарушают наше спокойствие. Милиция не способна из большого количества людей установить лицо, совершившее хулиганский поступок (ответственность только по ст. 19.1 Мелкое хулиганство, за нарушение спокойствия ответственности нет. В нашей практике имеются протоколы по привлечению агротуристов по ст. Оскорбление. Опять же субъект агротуризма по-прежнему осуществляет деятельность, не смотря на факты допущения со стороны своих так называемых агроэкотуристов оскорбления соседей. Запрещать деятельность при имеющихся фактах не закреплено законодательством. Предлагаю к пункту 7. Положения о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранные требования, требования пожарной безопасности и иные обязательные для соблюдения требования добавить требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем и оценке их пригодности к эксплуатации, архитектурных требований, т.е соблюдение ТКП. Предлагаю внести изменения в законодательные акты для возможности привлечения к ответственности субъектов агроэкотуризма за нарушение законодательства в сфере агроэкотуризма, установив ответственных по ведению административного процесса, расширить перечень пунктов ст.24.47 Кодекса об административных правонарушениях. Предлагаю оставить все возможные мероприятия (спортивные, культурные, свадьбы, банкеты и т.д) на агроэкоусадьбах, расположенных на хуторах, в нежилых деревнях или находящиеся на достаточном расстоянии от ближайших домов, чтобы не нарушать спокойной жизни деревенских жителей. Исключить возможность оказания любой деятельности в сфере агроэкотуризма в плотной жилой застройке, так как всегда найдутся как недобросовестные так называемые субъекты, так и недобросовестные так называемые агроэкотуристы.
19.06.2025 14:57:14
Garry1972
Юрист
НОВИЧОК
0
1.8
1
Предложения к обсуждению проекту Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма»
В проекте Указа, уже на этапе раскрытия терминологии, на субъект агроэкотуризма налагается ряд ограничений и дополнительных требований (с неясной природой данных требований), как в перечне, Приложение 1 к проекту Указа, так и в Положении об осуществлении деятельности, утв. проектом Указа, например, требования в п.6 данного Положения, п.7 Положения закреплены рамки видов деятельности (выход за которые запрещен), деятельность можно осуществлять только после предоставления в исполком заявления по форме, установленной Минспортом.
И далее, контроль за сбором за осуществление деятельности осуществляет налоговый орган, который информирует исполком (п.12 Положения) и т.д. и т.п. То есть, для контроля за деятельностью субъекта агроэкотуризма определено несколько государственных регуляторов. Следует обратить внимание на п.13 Положения, как субъект агроэкотуризма может быть «легко вычеркнут из списка» таковых, но, при этом, в проекте Указа не прослеживается ни одного элемента защитного механизма для данного субьекта.
Следует понимать, что искусственное создание проблемы излишней законодательной «зарегулированности», в частности, возникновение необходимости подачи дополнительной отчетности, получения дополнительных разрешений на совершение тех или иных действий (а, в случае неисполнения – обязательно санкции) и, как следствие, необходимость содержания в штате дополнительных сотрудников, отвечающих за возникшее новое «бумажное» направление, что неминуемо приводит к дополнительным затратам и, как следствие, удорожанию производимых товаров (работ, услуг), а, кроме этого, приводит к снижению эффективности, «гибкости» работы самого субъекта хозяйствования, что в динамично меняющихся рыночных условиях критично важно.
Меж тем, Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (далее – Директива № 2) предусматривает, что государственным органам на всех уровнях государственного управления необходимо уделять максимальное внимание повышению результативности работы с гражданами, представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе эффективной реализации поступающих инициатив по различным вопросам жизнеобеспечения. Дебюрократизация должна носить всеобщий, тотальный характер, проникать во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивать деятельность всех государственных структур.
Очевидно, что появление дополнительных законодательных барьеров для субъектов хозяйствования не будет способствовать их развитию и стимулированию привлечения инвесторов для создания новых субъектов. Как гласят части третья и четвертая пункта 1.3 Директивы № 2, депутатам всех уровней, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь рекомендовано:
-принимать исчерпывающие меры, направленные на решение на местах актуальных проблем жизнедеятельности населения, а также участие в реализации системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики;
-стимулировать заинтересованность людей в развитии своих регионов, в том числе посредством участия в территориальном общественном самоуправлении, а также в реализации гражданских инициатив.
При этом, разумеется, роль субъектов агроэкотуризма в обеспечении жизнедеятельности и обслуживания населения, а также в региональном развитии, переоценить трудно.
Для понимания проблемы развития агроэкотуризма не лишним будет использование зарубежного опыта и проблем развития данной сферы:
1. Россия и СНГ:
- Развитие агротуризма часто идёт за счёт энтузиазма местных жителей, но нехватка инфраструктуры и господдержки тормозит рост.
- Юридическая неопределённость: статус агроусадьбы не всегда закреплён в законах, что создаёт проблемы с налогами и разрешениями.
- В Беларуси и Казахстане есть успешные примеры госпрограмм поддержки сельского туризма.
2. Китай:
- Активная государственная политика: агротуризм интегрирован в стратегию развития сельских территорий.
- Крупные инвестиции в инфраструктуру (дороги, гостиницы, цифровизацию).
- Делается упор на культурный туризм (этнодеревни, традиционные ремёсла).
Предлагается 5 ключевых решений:
1. Чёткий юридический статус агроусадеб
- Закрепить в законодательстве понятие "агротуристическая усадьба" с упрощёнными требованиями к оформлению (по аналогии с самозанятостью или фермерскими хозяйствами).
2. Финансовая и инфраструктурная поддержка
- Создать льготные кредитные программы и гранты для владельцев агроусадеб (как в Китае).
- Развивать дороги, интернет и логистику в сельских районах.
3. Налоговые льготы
- Ввести пониженные налоговые ставки или "налоговые каникулы" для агротуризма на первые 3-5 лет работы.
4. Образовательные программы и стандарты
- Организовать курсы для владельцев усадеб (гостеприимство, маркетинг, экологические стандарты).
- Разработать систему добровольной сертификации для повышения качества услуг.
5. Продвижение через единую цифровую платформу
- Создать национальный агрегатор агроусадеб (по типу Airbnb) с господдержкой для привлечения туристов.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма»
Юрист
НОВИЧОКПункт : 2 Элемент текста : Установить,
что
решения
о
применении
субъектами
агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными
исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу
пункта 1 настоящего Указа, действуют до истечения указанного в таких
решениях срока и не подлежат продлению, а при отсутствии в них срока
действия – до 1 июля 2026 г. включительно.
что
решения
о
применении
субъектами
агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности
по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными
исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу
пункта 1 настоящего Указа, действуют до истечения указанного в таких
решениях срока и не подлежат продлению, а при отсутствии в них срока
действия – до 1 июля 2026 г. включительно.
Предлагается новая редакция
пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма»:
«2. Установить, что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют в течение двух лет с момента их принятия и не подлежат продлению.»
Обоснование
Проектом Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее ‒ Положение), регламентирован порядок принятия районными исполнительными комитетами решений о применении физическими лицами сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (далее ‒ сбор) и установлен максимальный срок действия таких решений: один год с возможностью однократного продления еще на один год (пункты 10, 11 Положения). Введение названного временного ограничения обусловлено тем, что сбор представляет собой льготный режим налогообложения. Действующая в 2025 г. фиксированная ставка сбора составляет лишь 42 белорусских рубля в месяц (п. 2 ст. 375 НК). Если решение о применении сбора не принималось, за деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма уплачивается единый налог на профессиональный доход, минимальная ставка которого составляет 10 % от денежного выражения профессионального дохода (п. 1 ст. 3812 НК).
Положительно оценивая новацию законодательства, отметим, что требует дополнительной проработки вопрос о сроке действия тех решений исполкомов о применении сбора, которые приняты до вступления в силу Положения. Названные решения делятся на два вида: 1) устанавливающие сроки, в течение которых применяется сбор, и 2) выданные на бессрочный период. В отношении последних пунктом 2 проекта Указа срок действия ограничен (до 1 июля 2026 г. включительно). Касательно решений первого вида Указ содержит формулировку «действуют до истечения указанного в таких решениях срока и не подлежат продлению».
Полагаем, что формулировка пункта 2 Указа ставит плательщиков сбора в неравные условия, чем нарушает закрепленный НК принцип равенства налогообложения.
Во-первых, срок применения сбора согласно решениям исполкомов, принятым до вступления в силу Положения, может превышать, в том числе значительно, двухлетний период, устанавливаемый пунктами 10, 11 Положения. Предложенная редакция пункта 2 Указа не ограничивает срок действия таких решений. Это позволяет отдельным субъектам агроэкотуризма на долгосрочной основе получать существенную налоговую выгоду, что создает для них преференциальное положение на рынке, а также оказывает негативное влияние на формирование доходной части местных бюджетов.
Во-вторых, решения, принятые исполкомами до вступления в силу Положения, могут устанавливать менее, чем двухлетний срок применения сбора. Поскольку такие решения действуют до истечения указанного в них сроков , а сроки не подлежат продлению, субъекты агроэкотуризма, в отношении которых они приняты, оказываются в менее выгодном положении, чем субъекты, получившие решение после вступления в силу Положения (для последних максимальный срок действия льготного режима налогообложения с учетом продления составит два года). В аналогичной ситуации оказываются и субъекты агроэкотуризма, в отношении которых решения второго вида (бессрочные) приняты менее, чем за полтора года до вступления в силу Положения. Общий период применения льготного налогового режима для них также составит меньше двух лет.
Следует учитывать и возможную коррупционную составляющую. Положение вступает в силу с 01.01.2026 (п. 10 Указа); до этой даты исполкомы могут принимать решения, устанавливающие длительные сроки применения сбора, в том числе многократно превышающие максимальный двухлетний срок, закрепленный Указом. Согласно пункту 2 Указа такие решения будет действовать до истечения указанного в них срока, давая значительные налоговые преимущества на многие годы субъектам агроэкотуризма, в отношении которых они приняты.
Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 2 НК, устанавливающему принцип равенства налогообложения, налоги, сборы (пошлины) не могут иметь дискриминационный характер; нормы законодательства, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Предоставление отдельным субъектам агроэкотуризма права на использование льготного режима налогообложения в виде уплаты сбора как на срок, превышающий, так и на срок, меньший общеустановленного двухлетнего (с учетом продления) периода, определенно, нарушает данный принцип.
В обосновании необходимости издания Указа указано, что установление срока действия решений исполкомов направлено на обеспечение единообразного для всех плательщиков применения норм. Полагаем, что срок действия решений о применении сбора, принятых до вступления в силу Положения, для всех субъектов целесообразно ограничить двумя годами ‒ максимальным периодом действия сбора, установленным пунктами 10, 11 Положения.
Предлагаем следующую редакцию пункта 2 Указа:
«2. Установить, что решения о применении субъектами агроэкотуризма – физическими лицами сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, принятые местными исполнительными и распорядительными органами до вступления в силу пункта 1 настоящего Указа, действуют в течение двух лет с момента их принятия и не подлежат продлению.».
Таким образом, субъекты агроэкотуризма, использовавшие право на двухлетнее применение сбора на дату вступления в силу Указа, должны будут с 01.01.2026 г. перейти на уплату единого налога на профессиональный доход. Плательщикам, уплачивающим сбор в течение меньшего срока, будет позволено продолжить применение льготного режима налогообложения до истечения двухлетнего периода. Это общее правило применимо и к субъектам агроэкотуризма, в отношении которых были приняты соответствующие решения исполкомов без указания сроков их действия.
На 1 января 2025 г. сбор применяли 344 субъекта агроэкотуризма из 1408, т. е. почти четверть. В настоящее время плательщики сбора вправе осуществлять такие высокодоходные виды деятельности, как проведение презентаций, юбилеев, банкетов, культурных мероприятий, мастер-классов и др.
При уплате единого налога на профессиональный доход местные бюджеты могли бы получать значительные налоговые доходы. Более того, оказание услуг в сфере агроэкотуризма по договорам с туроператорами и иными организациями означало бы применение повышенной ставки единого налога на профессиональный доход (20 %).
В перспективе следует более тщательно изучить данный льготный налоговый режим и условия применения сбора (п. 10 Положения) на предмет возможного исключения из числа плательщиков тех субъектов агроэкотуризма, которые оказывают услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществляют высокодоходные виды деятельности. Устранение излишних налоговых льгот оказывает позитивное влияние на налоговую систему и способствует достижению сбалансированности бюджетов.
16.06.2025 20:59:39
Юрист
НОВИЧОКПредложения по внесению изменений в законопроект
об агроэкотуризме
1. Уточнение формулировок видов деятельности
Текущая формулировка:
«Проведение банкетов, юбилеев, презентаций»
Проблема: Формулировка допускает трактование агроусадьбы как банкетного зала или кафе, что ведёт к нечестной конкуренции с субъектами общественного питания, упрощённому налогообложению и рискам нарушения санитарных норм.
Предложение: Заменить на:
«Организация тематических мероприятий, отражающих традиционный уклад сельской жизни (дегустации, деревенские праздники, мастер-классы, интерактивные мероприятия), с участием не более 25 гостей одновременно, и исключительно в рамках проживания или экскурсионных программ.»
2. Проведение мероприятий (свадеб, юбилеев и др.)
Проблема: В практике агроусадеб часто проводятся массовые мероприятия с 50–100 и более приглашёнными, что противоречит сути агроэкотуризма и законодательным ограничениям, но юридически оформляется через один договор (например, на одного «туриста»).
Предложение: Добавить в законопроект норму:
«Количество участников мероприятий (включая гостей агроэкотуриста) не может превышать 25 человек одновременно. В случае превышения данного лимита хозяйствующий субъект утрачивает право на упрощённый налоговый режим и обязан зарегистрироваться в иной правовой форме (например, ИП или юридическое лицо).»
Также:
«Договор на оказание услуг агроэкотуризма должен содержать информацию о количестве проживающих и приглашённых лиц (при наличии мероприятий), а также перечень предоставляемых услуг. Ответственность за достоверность сведений несёт владелец усадьбы.»
3. Количество комнат в жилом доме
Проблема: Некоторые агроэкоусадьбы не прошли аттестацию, та как имели более 10 комнат, при этом процесс перепланировки непростой и затратный.
Предложение: Чётко зафиксировать:
«В целях осуществления агроэкотуристической деятельности допускается использование не более 10 жилых комнат, предназначенных для приёма туристов. При наличии в доме большего количества комнат, для целей агроэкотуризма могут использоваться только помещения в пределах этого лимита.» И тут останется зафиксировать в законе для каких целей можно будет использовать оставшиеся комнаты. Например: для проживания собственников агроусадьбы и (или) членов их семей, сдачи внаем и др. или установить запрет для чего их нельзя использовать.
4. Производство и переработка продукции
Проблема: Формулировка «переработка сельхозпродукции» допускает трактовки, при которых под видом агроусадьбы можно фактически осуществлять промышленную деятельность.
Предложение: Добавить:
«Разрешается переработка сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебном или арендованном участке, исключительно для нужд туристов (например, угощение, мастер-классы), но не в целях оптовой или розничной реализации на рынке или в торговых точках.»
5. Обеспечение справедливой конкуренции
Проблема: Агроусадьбы платят фиксированную ставку (например, 1 БВ в месяц), при этом могут оказывать услуги, сравнимые с профессиональными объектами общественного питания.
Предложение: Ввести дифференцированный механизм оплаты:
1 БВ — при приёме не более 10 туристов и без организации платных мероприятий;
2–3 БВ — если оказываются дополнительные платные услуги (мероприятия, мастер-классы, дегустации с алкоголем);
При оказании услуг питания для 25+ человек или проведении регулярных банкетов — переход на ИП/юрлицо с соответствующими налогами17.06.2025 12:56:28
Пользователь
НОВИЧОКРеспублики Беларусь «О развитии агроэкотуризма» в части исключения из перечня оказываемых услуг "проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий" Дорогие коллеги! Мы, владельцы агроэкоусадеб, и те, кто непосредственно работает в сфере агроэкотуризма, хотим выразить свою обеспокоенность предложением исключить из перечня услуг «проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий». Это решение создаёт ряд проблем, которые могут негативно сказаться на всей отрасли, и на людях, которые поддерживают развитие здорового туризма. 1. Активный отдых — важная часть агроэкотуризма. Для большинства наших гостей важным аспектом является не только отдых в тишине, но и возможность активно провести время на природе. Велосипеды, лодки, игры в волейбол и футбол — это те виды активности, которые дают нашим посетителям тот самый «другой» отдых. Если исключить эти услуги, мы потеряем ту самую аудиторию, которая ищет не просто ночлег на природе, а люди потеряют возможность получать желаемый отдых. 2. Физкультурные мероприятия способствуют укреплению семьи. Многие наши гости приезжают не просто на выходные, а для того, чтобы провести время с семьей, на свежем воздухе. Прогулки, игры, спортивные занятия — это идеальный способ укрепить семейные связи, воспитать у детей любовь к спорту и природе. Нам важно, чтобы дети видели пример активного и здорового образа жизни от своих родителей. 3. Мы уже вложились в развитие спортивной инфраструктуры. Не секрет, что многие агроэкоусадьбы уже много лет строят спортивные площадки, закупают велосипеды и байдарки, создают условия для активного отдыха. Всё это делалось не просто так — мы вкладываем деньги в то, что находим нужным и востребованным. Если теперь нам ограничат возможность предлагать эти услуги, многие наши усилия окажутся напрасными. 4. Нестабильность тормозит развитие. Внезапные изменения в законодательстве создают риски для всех. Мы вкладываем средства, строим планы на будущее, и если завтра нас лишат возможности проводить физкультурные мероприятия, это нанесёт удар по стабильности всего бизнеса. Это важный элемент для долгосрочного развития агроэкотуризма. 5. Потенциальные последствия для имиджа отрасли. Если такие услуги, как спортивные мероприятия, будут исключены, это откроет дорогу менее цивилизованным форматам отдыха — вечеринкам с алкоголем, громкой музыкой и прочими элементами, которые не соответствуют философии агроэкотуризма. Мы рискуем утратить имидж качественного и безопасного туризма. Мы искренне надеемся, что наше мнение будет учтено и что в перечне услуг агроэкотуризма останется возможность проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия. Это не просто выгода для бизнеса, но и необходимость для развития туризма, ориентированного на здоровье, семью и устойчивое развитие сельских территорий.
19.06.2025 00:04:32
Юрист
НОВИЧОКв непосредственной близости от действующей агроэкоусадьбы., т.е смежные участки. В п.7 Положения о порядке осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма прописано требование для проведения мероприятий получение письменного согласия землепользователей участков, находящихся в непосредственной близости. Данное требование не прописано в перечне административных процедур. В договорах так называемый субъект агроэкотуризма не прописывает проведение мероприятий, а фактически люди приезжают отпраздновать день рождение, юбилей и т.д. (Это видно из протокола опроса милиции). Фактически мероприятия проводятся, требования по согласию якобы есть, но не прописана процедура получения этого согласия. Данную процедуру оформления следует доработать. Отсутствуют лица, уполномоченные фиксировать нарушение деятельности в сфере агротуризма. Считаю необходимым установить требование по количеству проживающих агроэкотуристов, исходя из количества мест для проживания. К примеру: на мой вопрос одному из членов комиссии, проводившего якобы объективную оценку агроэкоусадьбы, о проживании четырнадцати человек в одной комнате с хозяйкой при отсутствии для них кроватей, получила ответ, что агроэкотуристов данные условия проживания устраивают, а законодательством минимальное количество жилых комнат и количества агроэкотуристов не закреплено. Подчеркну, что такие условия устраивают, так как фактически празднуя, к примеру, день рождения, а по договору - проживая, данные граждане пришили в так называемую агроусадьбу, находящуюся в одном километре от города выпить алкоголя, поиграть в час ночи в мяч, взяв его в аренду (аренда мяча допустима законодательством), сопровождая игру громкими криками. Кафе, спортивные клубы имеют режим рабочего времени. Для агроэкоусадеб нет данных требований. Круглосуточно неограниченное количество так называемых агротуристов гуляют под окнами соседей в состоянии алкогольного опьянения с неподобающим нормальным людям поведением, лишая нас спокойной тихой деревенской жизни. В п.7 Положения прописано не допускать совершений действий, нарушающих спокойствие граждан. Но опять же, каким образом мы сможем доказать, что к примеру 30 или 50 человек, а может быть и тысяча (ведь нет требований по количеству проживающих), находясь на территории агроэкоусадьбы, нарушают наше спокойствие. Милиция не способна из большого количества людей установить лицо, совершившее хулиганский поступок (ответственность только по ст. 19.1 Мелкое хулиганство, за нарушение спокойствия ответственности нет. В нашей практике имеются протоколы по привлечению агротуристов по ст. Оскорбление. Опять же субъект агротуризма по-прежнему осуществляет деятельность, не смотря на факты допущения со стороны своих так называемых агроэкотуристов оскорбления соседей. Запрещать деятельность при имеющихся фактах не закреплено законодательством. Предлагаю к пункту 7. Положения о соблюдении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранные требования, требования пожарной безопасности и иные обязательные для соблюдения требования добавить требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем и оценке их пригодности к эксплуатации, архитектурных требований, т.е соблюдение ТКП. Предлагаю внести изменения в законодательные акты для возможности привлечения к ответственности субъектов агроэкотуризма за нарушение законодательства в сфере агроэкотуризма, установив ответственных по ведению административного процесса, расширить перечень пунктов ст.24.47 Кодекса об административных правонарушениях. Предлагаю оставить все возможные мероприятия (спортивные, культурные, свадьбы, банкеты и т.д) на агроэкоусадьбах, расположенных на хуторах, в нежилых деревнях или находящиеся на достаточном расстоянии от ближайших домов, чтобы не нарушать спокойной жизни деревенских жителей. Исключить возможность оказания любой деятельности в сфере агроэкотуризма в плотной жилой застройке, так как всегда найдутся как недобросовестные так называемые субъекты, так и недобросовестные так называемые агроэкотуристы.
19.06.2025 14:57:14
Юрист
НОВИЧОКПредложения к обсуждению проекту Указа
Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма»
В проекте Указа, уже на этапе раскрытия терминологии, на субъект агроэкотуризма налагается ряд ограничений и дополнительных требований (с неясной природой данных требований), как в перечне, Приложение 1 к проекту Указа, так и в Положении об осуществлении деятельности, утв. проектом Указа, например, требования в п.6 данного Положения, п.7 Положения закреплены рамки видов деятельности (выход за которые запрещен), деятельность можно осуществлять только после предоставления в исполком заявления по форме, установленной Минспортом.
И далее, контроль за сбором за осуществление деятельности осуществляет налоговый орган, который информирует исполком (п.12 Положения) и т.д. и т.п. То есть, для контроля за деятельностью субъекта агроэкотуризма определено несколько государственных регуляторов. Следует обратить внимание на п.13 Положения, как субъект агроэкотуризма может быть «легко вычеркнут из списка» таковых, но, при этом, в проекте Указа не прослеживается ни одного элемента защитного механизма для данного субьекта.
Следует понимать, что искусственное создание проблемы излишней законодательной «зарегулированности», в частности, возникновение необходимости подачи дополнительной отчетности, получения дополнительных разрешений на совершение тех или иных действий (а, в случае неисполнения – обязательно санкции) и, как следствие, необходимость содержания в штате дополнительных сотрудников, отвечающих за возникшее новое «бумажное» направление, что неминуемо приводит к дополнительным затратам и, как следствие, удорожанию производимых товаров (работ, услуг), а, кроме этого, приводит к снижению эффективности, «гибкости» работы самого субъекта хозяйствования, что в динамично меняющихся рыночных условиях критично важно.
Меж тем, Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (далее – Директива № 2) предусматривает, что государственным органам на всех уровнях государственного управления необходимо уделять максимальное внимание повышению результативности работы с гражданами, представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе эффективной реализации поступающих инициатив по различным вопросам жизнеобеспечения. Дебюрократизация должна носить всеобщий, тотальный характер, проникать во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивать деятельность всех государственных структур.
Очевидно, что появление дополнительных законодательных барьеров для субъектов хозяйствования не будет способствовать их развитию и стимулированию привлечения инвесторов для создания новых субъектов. Как гласят части третья и четвертая пункта 1.3 Директивы № 2, депутатам всех уровней, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь рекомендовано:
-принимать исчерпывающие меры, направленные на решение на местах актуальных проблем жизнедеятельности населения, а также участие в реализации системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики;
-стимулировать заинтересованность людей в развитии своих регионов, в том числе посредством участия в территориальном общественном самоуправлении, а также в реализации гражданских инициатив.
При этом, разумеется, роль субъектов агроэкотуризма в обеспечении жизнедеятельности и обслуживания населения, а также в региональном развитии, переоценить трудно.
Для понимания проблемы развития агроэкотуризма не лишним будет использование зарубежного опыта и проблем развития данной сферы:
1. Россия и СНГ:
- Развитие агротуризма часто идёт за счёт энтузиазма местных жителей, но нехватка инфраструктуры и господдержки тормозит рост.
- Юридическая неопределённость: статус агроусадьбы не всегда закреплён в законах, что создаёт проблемы с налогами и разрешениями.
- В Беларуси и Казахстане есть успешные примеры госпрограмм поддержки сельского туризма.
2. Китай:
- Активная государственная политика: агротуризм интегрирован в стратегию развития сельских территорий.
- Крупные инвестиции в инфраструктуру (дороги, гостиницы, цифровизацию).
- Делается упор на культурный туризм (этнодеревни, традиционные ремёсла).
Предлагается 5 ключевых решений:
1. Чёткий юридический статус агроусадеб
- Закрепить в законодательстве понятие "агротуристическая усадьба" с упрощёнными требованиями к оформлению (по аналогии с самозанятостью или фермерскими хозяйствами).
2. Финансовая и инфраструктурная поддержка
- Создать льготные кредитные программы и гранты для владельцев агроусадеб (как в Китае).
- Развивать дороги, интернет и логистику в сельских районах.
3. Налоговые льготы
- Ввести пониженные налоговые ставки или "налоговые каникулы" для агротуризма на первые 3-5 лет работы.
4. Образовательные программы и стандарты
- Организовать курсы для владельцев усадеб (гостеприимство, маркетинг, экологические стандарты).
- Разработать систему добровольной сертификации для повышения качества услуг.
5. Продвижение через единую цифровую платформу
- Создать национальный агрегатор агроусадеб (по типу Airbnb) с господдержкой для привлечения туристов.
21.06.2025 11:11:17
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться