Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (об обращении с отходами)
Описание проекта
Проект правового акта: Проект постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45».

Проект постановления подготовлен в целях совершенствования законодательства об обращении с отходами с учетом практики его применения.

Проектом вносится ряд изменений в Инструкцию о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45, в частности:

  • изменение срока, в течение которого юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства и обратиться в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования, в случае изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;
  • предоставление возможности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление общим имуществом совместного домовладения, разрабатывать инструкции по обращению с отходами производства. Инструкции должны будут включать порядок обращения с отходами, образующимися в процессе эксплуатации названного имущества;
  • урегулирование вопроса, связанного с деятельностью подрядчиков, выполняющих краткосрочные строительно-монтажные работы на строительной площадке (объекте строительства) заказчиков. Изменение будет распространяться на случаи, при которых затруднительно (либо невозможно) в сроки, предусмотренные законодательством разработать, утвердить и согласовать новую инструкцию по обращению с отходами производства;
  • урегулирование отношений, связанных с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по заготовке, сортировке отходов;
  • и иное.

Прилагаемая информация:
Обоснование необходимости принятия постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45».

Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45».

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .

Сроки проведения обсуждения: с 1 по 11 сентября 2025 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
01.09.2025
Окончание обсуждения:
11.09.2025
Количество сообщений:
14
Количество участников:
7
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
01.09.2025
Предложения, которые можно включить в проект
постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об изменении постановления № 45: --- 📌 Предложения по внесению изменений 1. ⏳ Сроки разработки новой инструкции > В случае изменения перечня отходов производства, направляемых на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны в течение 30 календарных дней разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства и представить ее на согласование в соответствующий территориальный орган Минприроды. 2. 🏢 Совместное домовладение > Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление общим имуществом совместного домовладения, предоставляется право разрабатывать инструкции по обращению с отходами производства. Такие инструкции должны включать: - перечень отходов, образующихся в процессе эксплуатации имущества; - порядок их сбора, хранения, передачи на утилизацию или обезвреживание; - меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. 3. 🏗️ Строительно-монтажные работы > В случаях выполнения краткосрочных строительно-монтажных работ, при которых невозможно в установленные сроки разработать и согласовать инструкцию по обращению с отходами, подрядчики могут использовать временную инструкцию, утвержденную заказчиком, содержащую: - перечень предполагаемых отходов; - порядок их временного хранения; - способы передачи на утилизацию или обезвреживание. 4. ♻️ Заготовка и сортировка отходов > Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по заготовке и сортировке отходов, обязаны: - вести учет поступающих и отсортированных отходов; - обеспечивать условия безопасного хранения; - соблюдать требования по передаче отходов на дальнейшую переработку, обезвреживание или захоронение. 5. 📄 Электронный документооборот > При подаче документов на согласование инструкции допускается предоставление только бумажной версии с подписями, без обязательного дублирования на электронном носителе, если иное не предусмотрено законодательством.
Игорь Борисёнок
650
01.09.2025
Учитывая цели проекта (совершенствование
законодательства с учетом практики) и вносимые изменения (сроки разработки инструкций, управление общим имуществом, подрядчики на стройках, заготовка и сортировка отходов), вот несколько направлений для анализа и конкретные предложения: I. Изменение срока разработки новой инструкции при изменении перечня отходов: •  Проблема: Текущий срок может быть недостаточным или избыточным для разработки новой инструкции. •  Предложение 1: "Провести анализ временных затрат предприятий на разработку новой инструкции при изменении перечня отходов и установить оптимальный срок, учитывающий сложность производства и объем образующихся отходов. Срок должен быть дифференцированным в зависимости от категории предприятия по объему образующихся отходов." •  Обоснование: Оптимальный срок позволит предприятиям качественно разработать инструкцию и избежать нарушений законодательства. •  Предложение 2: "Предусмотреть возможность продления срока разработки инструкции по обоснованному запросу предприятия в случае возникновения объективных трудностей." •  Обоснование: Возможность продления срока позволит предприятиям избежать штрафных санкций при возникновении непредвиденных обстоятельств. II. Разработка инструкций для управления общим имуществом совместного домовладения: •  Проблема: Отсутствие четкого регулирования может привести к ненадлежащему обращению с отходами в многоквартирных домах. •  Предложение 3: "Разработать типовую форму инструкции по обращению с отходами, образующимися в процессе эксплуатации общего имущества совместного домовладения, с учетом требований по раздельному сбору отходов и правил благоустройства." •  Обоснование: Типовая форма упростит процесс разработки инструкции и обеспечит ее соответствие требованиям законодательства. •  Предложение 4: "Установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление общим имуществом совместного домовладения, за соблюдение требований инструкции по обращению с отходами и организацию раздельного сбора отходов." •  Обоснование: Установление ответственности повысит эффективность управления отходами в многоквартирных домах. •  Предложение 5: "Предусмотреть возможность финансирования мероприятий по обращению с отходами, образующимися в процессе эксплуатации общего имущества совместного домовладения, за счет средств, поступающих от жильцов на содержание общего имущества." •  Обоснование: Финансирование обеспечит реализацию мероприятий по обращению с отходами. III. Урегулирование деятельности подрядчиков на строительных площадках: •  Проблема: Краткосрочный характер работ может затруднять разработку и согласование инструкций для подрядчиков. •  Предложение 6: "Разрешить заказчикам строительства включать в свою инструкцию по обращению с отходами положения, регулирующие деятельность подрядчиков на строительной площадке, с указанием видов отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков, и порядка их сбора, хранения и передачи." •  Обоснование: Это позволит упростить процедуру обращения с отходами на строительной площадке и избежать необходимости разработки отдельных инструкций для каждого подрядчика. •  Предложение 7: "Установить ответственность заказчика строительства за соблюдение подрядчиками требований инструкции по обращению с отходами на строительной площадке." •  Обоснование: Установление ответственности заказчика строительства повысит контроль за обращением с отходами на строительной площадке. IV. Урегулирование деятельности по заготовке, сортировке отходов: •  Проблема: Отсутствие четких требований к деятельности по заготовке и сортировке отходов может привести к нарушениям экологических норм и правил. •  Предложение 8: "Установить требования к местам осуществления деятельности по заготовке и сортировке отходов, предусматривающие наличие твердого покрытия, ограждения, контейнеров для раздельного сбора отходов и оборудования для предотвращения загрязнения окружающей среды." •  Обоснование: Четкие требования к местам осуществления деятельности по заготовке и сортировке отходов снизят риск загрязнения окружающей среды. •  Предложение 9: "Установить требования к ведению учета отходов, поступающих на заготовку и сортировку, и отчетности об их дальнейшем использовании, обезвреживании или захоронении." •  Обоснование: Учет и отчетность позволят контролировать движение отходов и предотвращать их несанкционированное размещение. •  Предложение 10: "Предусмотреть обязательное лицензирование деятельности по заготовке и сортировке отходов, содержащих опасные компоненты." •  Обоснование: Лицензирование позволит обеспечить контроль за деятельностью по обращению с опасными отходами. V. Общие предложения: •  Предложение 11: "Разработать и утвердить методические рекомендации по применению изменений, вносимых в Инструкцию по обращению с отходами производства." •  Обоснование: Методические рекомендации помогут предприятиям правильно применять новые требования. •  Предложение 12: "Предусмотреть переходный период для адаптации предприятий к новым требованиям." •  Обоснование: Переходный период позволит предприятиям подготовиться к новым требованиям и избежать нарушений законодательства. Дополнительные рекомендации: •  Проанализируйте существующую практику обращения с отходами в Республике Беларусь и выявите проблемные вопросы. •  Изучите международный опыт регулирования обращения с отходами и примените лучшие практики. •  При подготовке предложений учитывайте интересы как государственных органов, так и предприятий. Учитывая важность эффективного обращения с отходами для обеспечения экологической безопасности, предлагаю тщательно проработать все аспекты и привлечь к обсуждению широкий круг заинтересованных лиц.
Ольга Леник
13
01.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 9 Элемент текста : В абзаце пятом пункта 9 после слов «для объектов хранения» дополнить словами «за исключением объектов хранения ПХБ-содержащих отходов».
Мария
17
02.09.2025
В редакции п.14 Инструкции предлагаю составлять
один перечень отходов, направляемых на заготовку и использование, так как на заготовку и использование направляются одни и те же отходы, даже одновременно один отход может направляться, например при больших объемах образования, в две организации, в одну на заготовку, во вторую - на использование.
Игорь Борисёнок
650
04.09.2025
Предложения, которые можно включить в проект
постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об изменении постановления № 45, с учетом содержания проекта и практики применения законодательства: --- 📘 Предложения по формулировке изменений 1. ⏱ Изменение сроков подачи новой инструкции > В случае изменения перечня отходов производства, направляемых на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение, субъекты хозяйствования обязаны в течение 30 календарных дней разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства и представить ее на согласование в территориальный орган Минприроды. 2. 🏢 Инструкции для совместного домовладения > Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление общим имуществом совместного домовладения, вправе разрабатывать инструкции по обращению с отходами производства. Такие инструкции должны включать: - перечень отходов, образующихся в процессе эксплуатации имущества; - порядок их сбора, хранения, передачи на утилизацию или обезвреживание; - меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. 3. 🏗 Упрощение для подрядчиков > В случае выполнения строительно-монтажных работ продолжительностью не более 90 календарных дней, подрядчики вправе использовать инструкцию, утвержденную заказчиком, содержащую: - перечень отходов, образующихся в процессе работ; - порядок их временного хранения; - способы передачи на утилизацию или обезвреживание; - указание на места временного хранения отходов, предусмотренные проектом организации строительства или планом производства работ. 4. ♻️ Заказчики и сортировка отходов > Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по заготовке и сортировке отходов, обязаны: - вести учет поступающих отходов; - указывать сведения об оборудовании (наименование, год выпуска), используемом для заготовки и сортировки; - указывать проектную мощность объекта (в тоннах в год); - соблюдать требования по безопасному хранению и передаче отходов на переработку. 5. 📄 Уточнение терминологии > В Инструкции заменить термин «использование» на «заготовка, использование» в соответствующих пунктах, отражающих расширение видов деятельности, связанных с обращением с отходами.
Игорь Борисёнок
650
04.09.2025
Предложения для проекта постановления
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (об обращении с отходами), основанные на предоставленной информации: 1. Об изменении срока разработки и согласования инструкции: •  "В пункте [номер пункта] Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45, слова "[текущий срок]" заменить словами "[новый срок]". Это изменение позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям более эффективно адаптироваться к изменениям в перечне отходов производства." 2. О предоставлении возможности разработки инструкции для управления общим имуществом совместного домовладения: •  "Инструкцию о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45, дополнить пунктом [номер пункта] следующего содержания: "[Текст пункта, разрешающего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, управляющим общим имуществом совместного домовладения, разрабатывать инструкции по обращению с отходами производства, образующимися в процессе эксплуатации этого имущества]". Это позволит обеспечить надлежащее обращение с отходами, образующимися в процессе эксплуатации общего имущества совместного домовладения." 3. Об урегулировании вопроса с деятельностью подрядчиков на строительных площадках: •  "В пункте [номер пункта] Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45, добавить следующее предложение: "[Текст предложения, уточняющего порядок обращения с отходами производства, образующимися у подрядчиков, выполняющих краткосрочные строительно-монтажные работы на строительной площадке (объекте строительства) заказчиков]". Данное изменение позволит избежать необоснованных административных барьеров при выполнении краткосрочных строительно-монтажных работ." 4. Об урегулировании отношений, связанных с заготовкой и сортировкой отходов: •  "Инструкцию о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45, дополнить разделом [номер раздела] следующего содержания: "[Текст раздела, регламентирующего деятельность по заготовке и сортировке отходов, включая требования к документации и порядку учета отходов]". Это позволит создать четкие и прозрачные правила для осуществления деятельности по заготовке и сортировке отходов." 5. Общие положения: •  "Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования." •  "Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обеспечить разъяснение положений настоящего постановления заинтересованным лицам." Важные замечания: •  Номера пунктов: Замените "[номер пункта]" на фактические номера пунктов в Инструкции. •  Точный текст: Замените "[Текст пункта...]" и "[Текст раздела...]" на точные формулировки, которые будут включены в Инструкцию. Необходимо юридически точно сформулировать эти пункты и разделы. •  Согласование: Убедитесь, что все изменения согласованы с заинтересованными сторонами и соответствуют действующему законодательству. •  Обоснование: В пояснительной записке к проекту постановления необходимо подробно обосновать необходимость каждого изменения и ожидаемый эффект от его внедрения.
Svetlana Sh
4
04.09.2025

Пункт 9 «место (адрес) осуществления субъектом
хозяйствования деятельности, связанной с обращением с отходами производства, за исключением их перевозки и (или) обращения с отходами производства, образующимися у субъекта хозяйствования (подрядчика) при выполнении им строительно-монтажных работ на строительной площадке (объекте строительства), длительность которых не превышает 90 календарных дней;» дополнительно добавить и мобильные установки по использованию отходов. Это связано с тем, что мобильная установка по использованию отходов может работать по всей территории страны и на объекте субъекта хозяйствования задействована на 2-3 дня. За этот период невозможно разработать и согласовать инструкцию по обращению с отходами производства. Кроме того, не всегда мобильные установки работают только на объектах строительства. Одним из примеров может быть следующее, если природопользователь осуществляет замену опоры освещения, то бетонный осветительный столб требует дробления до его перевозки на объекты использования.

Мария
17
04.09.2025
В какой раздел необходимо включать отходы
с кодом 9120400, направляемые на сортировку? Так как это единственный отход производства, который может быть направлен на сортировку, а в альтернативе он только захоранивается, предлагаю отходы, направляемые на сортировку, отражать в разделе "Захоронение отходов производства", изменив наименование раздела на "Сортировка и захоронение отходов производства" и внеся соответствующие изменения по тексту.
Мария
17
04.09.2025
П. 8 Инструкции о порядке разработки и утверждения
инструкции по обращению с отходами производства дополнить абзацем следующего содержания: "Помимо разделов и приложений, поименованных в настоящем пункте, по усмотрению субъектов хозяйствования в Инструкцию могут включаться иные разделы и приложения, необходимые им для организации обращения с отходами производства." На сегодняшний день при согласовании инструкций территориальные органы Минприроды не согласовывают инструкции, в которых есть какие-либо разделы и приложения, не указанные в п.8. Но многие включали в инструкции порядки обращения с отдельными отходами, учитывающие специфику работы организации, формы ПОДов, сопроводительных паспортов, накладных на внутреннее перемещение, внутренних отчетов для учета отходов, даже примеры тары для сбора отходов и т.п. Это делало инструкцию рабочим документом, который можно было вручить исполнителю в подразделении и у него сразу было все необходимое для работы с отходами. Особенно это актуально для крупных организаций, где большое количество подразделений и ответственных за обращение с отходами, где процесс организации обращения с отходами сложен. Сейчас инструкция по обращению с отходами больше документ в стол, так как в основном содержит ссылки на НПА и ТНПА, а не у каждого работника производственного цеха есть доступ к ИПС, чтобы искать по ссылкам в инструкции нужные формы документов.  
Мария
17
09.09.2025

П. 5 Инструкции:

Абзац первый части
первой дополнить: «, если это предусмотрено договором об использовании имущества. При этом собственник объекта обязан предоставлять копию инструкции по обращению с отходами арендодателям (ссудополучателям) в течение 3 рабочих дней после получения согласованной инструкции по обращению с отходами, а арендатор (ссудополучатель) несет ответственность за соблюдение инструкции по обращению с отходами после ее получения».

Обоснование: исключить неоднозначность, кто разрабатывает инструкцию, если в договоре аренды данный вопрос не урегулирован. Если инструкцию разработают как арендодатель, так и арендатор, то какая из них будет первоочередной, ведь в постановлении определено право арендодателя на разработку инструкции для арендаторов, а не обязанность? Обязанность по предоставлению копии инструкции арендатору также необходимо закрепить, чтобы у арендатора всегда была в наличии актуальная копия инструкции от арендодателя.

П. 12 Инструкции:

Из абзаца четвертого слова «дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства» исключить.

Обоснование: возможно, это требование было необходимо в прошлом, сейчас в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлено, что ПОД-10 заполняется ежемесячно. Привязка к конкретному дню заполнения излишняя, получается, что нельзя ни раньше на день, ни позже на день, это усложняет работу, но не имеет практического значения.