Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (об обращении с отходами)
Обсуждение проекта
Мария
17
09.09.2025

Предложение для рассмотрения с проектом
изменений в данное постановление и проектом изменений в постановление Совмина 818.

Рассмотреть возможность разработки одной инструкции на все подразделения субъекта хозяйствования с согласованием этой инструкции в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту регистрации субъекта хозяйствования.

Разрабатывать одну инструкцию для всего субъекта хозяйствования раньше нужно было всегда, но возникал вопрос в согласовании по месту осуществления деятельности, если это все области и Минск, то необходимо было согласование во всех семи комитетах. С декабря 2020 года этот вопрос решили внесением положения о праве на разработку отдельных инструкций в пределах областей и города Минска, чем был решен вопрос согласования – каждая инструкция согласовывается в одном территориальном органе. Очень положительное изменение.

Есть субъекты хозяйствования, у которых есть подразделения по всей стране, но они небольшие, в результате их работы не образуются специфические отходы или отходы в больших количествах. Например, речь о торговых объектах, если всего несколько торговых точек, мелких складов, пунктов приема или выдачи и т.п., разбросанных по областям, или, например, есть много объектов, но из отходов там образуется только 9120400, макулатура, отходы упаковки, лампы, батарейки. В таких случаях удобно иметь одну инструкцию на все объекты, и это не запрещено, но невозможно с точки зрения согласования.

Возможно, при соблюдении каких-нибудь ограничивающих критериев, например, общее количество образующихся отходов, виды образующихся отходов, возможно реализовать вышеуказанное предложение. Это может снизить нагрузку на территориальные органы, уменьшить финансовые (при разработке сторонними  организациями) и временные затраты субъектов на разработку инструкций.
Пользователь Елена
1
10.09.2025

Вопрос: проходят НПА Минприроды юридическую
экспертизу на предмет соответствия эталонным нормативным понятиям, поскольку:

1.       В настоящее время:

Закон №271-З «Об обращении с отходами» указывает, что субъект хозяйствования обязан вести учёт, а НПА Минприроды от №45 дополняет, что и обособленное подразделение - по месту образования (поступления) – разъяснения понятий нет ни в Законе, ни Инструкции №45.

В реальности:

Подведомственные структуры Минприроды требуют вести учёт по структурным подразделениям если они территориально расположены отдельно.

Вывод: о каком рациональном расходовании природных ресурсов и сокращении образования бумажных отходов может идти речь, если плодятся тома книг учёта ПОД- 9, содержащие записей по «пару строчек»?

Предлагаю в форму ПОД-9 :

- ввести столбец «Место образования отхода (указывается наименование структурного подразделения)»;

- для редко образующихся отходов «Итого за месяц» заменить «Итого за квартал».

2.       При обсуждении изменений в Инструкцию №45 предполагают, что «Инструкция должна будет включать порядок обращения с отходами, образующимися в процессе эксплуатации имущества» юрлица и ИП, осуществляющих эксплуатацию совместного домовладения.

Вопрос: будет ли такой порядок распространятся только на данный конкретный случай - «эксплуатацию совместного домовладения между юр.лицом и ИП», или он коснётся имущества всех юридических лиц ( иначе говоря не заставят ли организации описывать обращение с отходами исходя из эксплуатируемого имущества – что нельзя допустить).

3.       Объекты по заготовке, сортировке или использованию большинства отходов должны быть созданы в радиусе 100 км, а не возить 20 кг. отходов через всю Беларусь (особенно накладно это бюджетным организациям).

Пользователь:    Елена

Alena Khatkevich
4
10.09.2025

Предложение
о внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.10.2010 N 45 (далее – Постановление):

Отказаться от обязательного согласования всей инструкции по обращению с отходами производства с территориальными органами Минприроды и ограничиться согласованием только двух ключевых элементов:
1. Карты-схемы хранения отходов производства (п. 19 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция о порядке разработки));
2. Расчета-обоснования количества отходов для временного хранения (одна транспортная единица) (п. 20 Инструкции о порядке разработки).
Остальные разделы инструкции не требуют согласования, так как их содержание уже регулируется действующим законодательством, а контроль за их исполнением осуществляется в рамках государственного контроля в области обращения с отходами.
Обоснование отказа от согласования всей инструкции
1. Инструкция — внутренний документ субъекта хозяйствования
Согласно пункту 6 Инструкции о порядке разработки:
«Разработанная инструкция по обращению с отходами утверждается руководителем субъекта хозяйствования, который обеспечивает достоверность сведений, указанных в ней, и их соответствие законодательству».
Это означает, что инструкция — внутренний нормативный документ, ответственность за который несет руководитель. Она не может изменять положения государственных правовых актов, а служит инструментом реализации требований законодательства.
2. Все положения, включаемые в инструкцию по обращению с отходами производства не зависит от усмотрения субъекта хозяйствования, а определяется (дублируют нормы) нормативными правовыми актами:
2.1. Раздел "Ответственные за организацию обращения с отходами производства", предусмотренный пунктом 10 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных требований, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует положения статьи 19 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", в частности — подпункт 1.6 пункта 1, который устанавливает обязанность субъектов хозяйствования назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами.
2.2. Раздел "Образование отходов производства", предусмотренный пунктом 11 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно ссылочный и исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует требования Положения о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 N 818, которое является специализированным нормативным актом.
Таким образом, сам факт разработки и утверждения нормативов образования отходов регулируется на уровне Правительства. Инструкция по обращению с отходами лишь фиксирует наличие внутреннего порядка, соответствующего этому Положению.
2.3. Раздел "Учет отходов производства", предусмотренный пунктом 12 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный и ссылочный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует требования:
2.3.1. Главы 9 экологических норм и правил, утвержденных постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т, которое является специализированным нормативным актом;
2.3.2. Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17;
2.3.3. Постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022 N 90 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указаний по ее заполнению".
Согласование данного раздела с территориальными органами Минприроды является избыточным. Для обеспечения прозрачности и контроля достаточно:
- наличия у субъекта хозяйствования правильно заполненных форм ПОД-9 и ПОД-10, акта инвентаризации;
- возможности представления этих документов по запросу контролирующих органов в ходе проверок.
2.4. Разделы "Сбор и хранение отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства" предусмотренные пунктами 13, 14 и 15 Инструкции о порядке разработки, в значительной степени дублирует требования действующего законодательства, в частности:
2.4.1. требования Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами";
2.4.2. требования технических нормативных правовых актов (ТНПА), например главы 8 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 N 5-Т;
2.4.3. требования по проектированию и эксплуатации объектов. Для субъектов, эксплуатирующих объекты хранения отходов, дополнительные требования (перечень отходов, описание объектов) уже учтены на этапе проектирования и государственной экологической экспертизы, и регистрации объектов в реестре.
Таким образом содержание, перечисленных в настоящем пункте, разделов не устанавливает новых требований, а лишь фиксирует исполнение обязанностей, установленных законом, ссылается на действующие ТНПА, воспроизводит данные из проектной и разрешительной документации.
2.5. Раздел "Перевозка отходов производства", предусмотренный пунктом 16 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью определено и детализировано действующими правовыми актами, в первую очередь:
2.5.1. Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами";
2.5.2. Инструкцией о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 09.12.2008 № 112;
2.5.3. Законодательством о перевозке опасных грузов
Раздел "Перевозка отходов производства" — дублирующий, а не нормативный и воспроизводит требования, уже закрепленные в нормативных правовых актах.
2.6. Приложение "Образующиеся отходы производства", предусмотренное пунктом 17 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно информационный и исполнительный характер, поскольку:
2.6.1. Все сведения, включаемые в приложение, формируются в ходе обязательной инвентаризации отходов, регламентированной отдельным нормативным актом. Содержание приложения полностью определяется результатами инвентаризации отходов производства, которая проводится в порядке, установленном Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17.
2.6.2. Классификация отходов жестко регламентирована общегосударственным классификатором ОКРБ 021-2019 или на основании заключения о степени опасности, выданного в порядке, установленном Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС от 29.11.2019 № 41/108/65.
Это означает, что сама классификация не зависит от усмотрения субъекта хозяйствования, а определяется объективными данными и нормативными документами. Следовательно, согласование этих сведений в рамках инструкции является избыточным.
Исходя из вышеизложенного согласование всей инструкции — избыточная административная нагрузка для органов Минприроды.
Требование о согласовании всех разделов инструкции не предотвращает нарушения (они выявляются при проверках), не влияет на качество учета или перевозки. Такие требования ведет к затратам времени и ресурсов, как для субъектов хозяйствования, так и для органов Минприроды, и к формализации процесса. Согласование инструкции по обращению с отходами производства сводится к сопоставлению положений законодательства и формулировок в инструкции.
На практике реальный контроль осуществляется через проверки, отчетность, лицензирование и мониторинг, а не через согласование внутреннего документа субъекта хозяйствования.
Согласование двух элементов, которые полностью охватывают ключевые экологические риски, связанные с временным хранением отходов:
объемом накопления отходов — чтобы не превышал возможности мест хранения и не создавал угрозу загрязнения (регулируется п. 20 Инструкции о порядке разработки — расчет одной транспортной единицы);
местом размещения объектов хранения — чтобы не нарушались санитарные, экологические и противопожарные нормы (регулируется п. 19 Инструкции о порядке разработки — карта-схема хранения).
Рекомендация по изменению постановления
Предлагается включить в новую редакцию постановления следующее положение:
«Согласование инструкции по обращению с отходами производства с территориальным органом Минприроды осуществляется в части:
приложения "Карта-схема хранения отходов производства";
приложения "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Остальные разделы инструкции подлежат утверждению руководителем субъекта хозяйствования и контролю в рамках:
- государственного контроля в области обращения с отходами;
- государственного санитарного надзора в области обращения с отходами;
- лицензионного контроля;
- представления статистической отчетности.
Alena Khatkevich
4
10.09.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7


Предлагается внести
в Инструкцию, утвержденную постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45, положение, закрепляющее дату начала действия инструкции по обращению с отходами.

Обоснование необходимости закрепления даты начала действия инструкции

В настоящее время пункт 6 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 устанавливает, что срок действия согласования инструкции составляет пять лет и исчисляется с даты, указанной на титульном листе инструкции в грифе согласования. Это означает, что дата, проставляемая в грифе согласования, формально определяет начало срока действия согласования, но не определяет саму дату начала применения инструкции как внутреннего локального нормативного документа.

Между тем, инструкция по обращению с отходами — это документ, утверждаемый субъектом хозяйствования (п. 6 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22.10.2010 № 45), и она вступает в силу с даты ее утверждения руководителем.

Предложение

Для устранения правовой неопределенности и обеспечения единства правоприменительной практики предлагается включить в п. 7 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (постановление Минприроды от 22.10.2010 № 45) следующее положение:

«7-1. Инструкция по обращению с отходами вступает в силу со дня ее согласования территориальным органом Минприроды.»