Проект разработан в целях актуализации подходов по реализации инвестиционных проектов. Он будет выступать единым документом, исключающим необходимость обращения инвесторов к множеству актов в целях уяснения льгот и преференций, порядка их получения, а также иных аспектов реализации проектов (по земельным, архитектурно-строительным, налоговым, таможенным и другим вопросам).
Статья 1 1. Инвестиционный договор – письменное соглашение между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь в лице уполномоченного органа о реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, с предоставлением льгот и (или) преференций, предусмотренных настоящим Законом (далее, если не предусмотрено иное – инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора) 1. Из чего следует, что «инвестиционный договор» –это «соглашение о реализации инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций». Соответственно, предметом «инвестиционного договора» является «реализация инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций». В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях) содержится следующее определение термина: «Инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций, подтверждаемый документами, обосновывающими условия, способы осуществления инвестиций, источники их финансирования, а также сроки реализации такого проекта». Из чего следует, что «инвестиционный проект» – это «комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций», но не их результат, который может вообще отсутствовать (?!). На практике в качестве предмета инвестиционного договора указывается «инвестиционная деятельность, осуществляемая Инвестором по реализации инвестиционного проекта». При этом результат «инвестиционной деятельности» не входит в предмет инвестиционного договора. 2. С какой целью должны заключатся «инвестиционные договоры»? Указанные договоры являются двухсторонними – их сторонами являются инвестор и Республика Беларусь. Цели инвесторов при заключении указанных договоров очевидны – получение прибыли. А какие цели у Республики Беларусь при заключении указанных договоров? Достигается ли при заключении указанных договоров какая-либо цель для Республики Беларусь и если достигается, то такая именно? Указанная в ч. 2 ст. 17 Закона об инвестициях цель заключения инвестиционных договоров («В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций…») является односторонней, «облегчающей жизнь» только одной стороне договора – инвестору. С какой целью инвестору предоставляются «льготы и (или) преференции»? При этом «создание дополнительных условий для осуществления инвестиций» само по себе не достаточно для достижения каких-либо целей другой стороны договора – Республики Беларусь. Так, «создание дополнительных условий для осуществления инвестиций» не означает автоматически решения каких-либо проблем, выполнения каких-либо планов и т.п. Не инвестиции сами по себе, а их использование в соответствии с декларируемыми целями и достижение декларируемого результата могут решить какие-либо проблемы, достичь показателей государственных программ и т.п. 3. С учетом вышеизложенного, предлагается: 1) определить цель(и) «осуществления инвестиций путем реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров» – цель(и) инвестиционных договоров; 2) в предмет инвестиционных договоров, предусматривающих строительство объектов, включить результат их реализации – объект строительства. 2. Специальный инвестиционный договор – инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта, предусматривающего организацию производства новой или усовершенствованной продукции на территории Республики Беларусь с применением дополнительных мер стимулирования по ее продаже Что понимается под «новой или усовершенствованной продукции»? Необходимо указанный(е) термин(ы) определить в данном Законе. Статья 3 1. Отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются: настоящим Законом, Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», принятыми в соответствии с ними актами законодательства в сфере инвестиций; международными договорами Республики Беларусь и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством о таможенном регулировании 1. Между тем, «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов» регулируются не только указанными актами, но и упоминаемыми далее в проекте Закона «налоговым законодательством…, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». В связи с этим актуален вопрос о соотношении «законодательства в сфере инвестиций» с иным указанным выше отраслевым законодательством. 2. Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 21 проекта Закона «Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на… строительство объектов с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат их стоимости, а также проведения компенсационных посадок». При этом «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов» в отношении указанных в подп. 1.1 п. 1 ст. 21 проекта Закона прав инвестора являются «льготами и (или) преференциями» в природоохранной сфере, а не в «сфере архитектуры и строительства». Так, отношения, связанные с «удалением объектов растительного мира, компенсационными выплатами их стоимости, а также проведения компенсационных посадок» регулируются Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире». 3. С учетом вышеизложенного, предлагается заменить «законодательством о таможенном регулировании» на «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательством об охране окружающей среды». В части особенностей предоставления льгот и (или) преференций отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются соответственно налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности 1. Между тем, «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов», регулируются «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а «в части предоставления льгот и (или) преференций», в т.ч. и «особенностей их предоставления» – «законодательством в сфере инвестиций». Таким образом, «налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании, законодательство об охране и использовании земель, законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержит общие нормы, а «законодательство в сфере инвестиций» – специальные нормы, регулирующие указанные отношения. 2. В ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) содержится следующее требование нормотворческой техники: «В целях обеспечения полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании и излишние отсылочные и бланкетные нормы, а также меры по реализации его положений». При этом «Нормативные правовые предписания, которыми устанавливаются исключения из общего правила, включаются, как правило, в нормативный правовой акт, содержащий общее правило» (ч. 6 п. 2 ст. 28 Закона о НПА). Предлагаемым законопроектом устанавливаются «льготы и (или) преференции» в отношениях, «связанных с реализацией инвестиционных проектов», а также «особенности их предоставления», т.е. фактически устанавливаются «исключения из общего правила», установленного «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Соответственно, «налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании, законодательство об охране и использовании земель, законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» должно содержать указание на такое «исключение из правил» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций». Для примера, в ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержатся следующие нормы: «Особенности проведения капитального ремонта, текущего ремонта жилых помещений, жилых домов, выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий устанавливаются жилищным законодательством. Особенности выполнения ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях устанавливаются законодательством о культуре». 2. С учетом вышеизложенного предлагается: 1) исключить ч. 2 п. 1 ст. 3 из проекта Закона; 2) дополнить ст. 41 проекта Закона положениями, предусматривающими дополнение «налогового законодательства, законодательства о таможенном регулировании, законодательства об охране и использовании земель, законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды» нормами, содержащими особенности применения указанного законодательства к «отношениям, связанным с реализацией инвестиционных проектов», в части «предоставления льгот и (или) преференций при реализации инвестиционных проектов» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций» по аналогии с ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона № 300-З. Статья 8 Инвестиционный договор заключается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, на основании решения: Совета Министров Республики Беларусь; Управления делами Президента Республики Беларусь; Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь. В решении Совета Министров Республики Беларусь, при этом, определяется уполномоченный орган из числа республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов Законопроект не содержит каких-либо иных требований к содержанию указанных решений указанных органов, с чем согласится нельзя. 1. Согласно абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) заказчикам, застройщикам, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до разработки проектной документации на строительство объектов устанавливается обязанность по разработке и утверждению предпроектной (предынвестиционной) документации (абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 26). Такая документация разрабатывается и утверждается заказчиками, застройщиками «в составе раздела обоснования инвестиций, задания на проектирование и иной документации» и в ней указываются: необходимость, техническая возможность, экономическая целесообразность осуществления инвестиций в строительство объектов; требования к земельному участку, ограничения по использованию земельного участка (при возведении, реконструкции объектов); варианты объемно-планировочных и технологических решений; сведения об инженерных нагрузках; источники и объемы финансирования; оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду); расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий строительства и эксплуатации объектов (ч. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 26). Соответственно, до заключения инвестиционного договора должна разрабатываться «предпроектная (предынвестиционная) документация». Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки». Так, согласно п. 4.8 ТКП 45-1.02-298 «Обоснование инвестиций разрабатывается в соответствии с разделом 6 и используется заказчиком для… разработки бизнес-плана инвестиционного проекта согласно [3] для обоснования возможности привлечения инвестиций, получения кредитов и займов, целесообразности оказания мер государственной поддержки», где [3] – Положение о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов». Обоснование инвестиций должно содержать разделы, определенные в п. 6.1.2 ТКП 45-1.02-298-2014, в т.ч. «общая характеристика» и «мощность (вместимость, пропускная способность)» объекта строительства. Перечень основных технико-экономических и финансовых показателей объекта строительства, рекомендуемых для утверждения, приведены в Приложении Г к ТКП 45-1.02-298-2014, включая «Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции)», «Характеристики объекта (вместимость, наполняемость, пропускная способность и др.)». Без этих характеристик возможно заключение инвестиционных договоров с указанием в качестве «объекта инвестиционной деятельности» абстрактных объектов строительства. Соответственно, предлагается дополнить ст. 8 проекта Закона частью следующего содержания: «В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается строительство объектов, то в решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта указываются основные технико-экономические и финансовые показатели объекта строительства согласно разработанной предпроектной (предынвестиционной)документации [обоснование инвестиций]». 2. Для строительства любого объекта требуется земельный участок, расположенный в определенном месте. Данная проблема особенно актуальна в случаях, когда инвестор (инвесторы) претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, либо на изменение целевого назначения имеющегося у него земельного участка с целью строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте. Очевидно, что отсутствие проработки вопроса о месте размещения земельного участка для строительства объекта может препятствовать реализации инвестиционного договора из-за планировочных ограничений (санитарно-защитные зоны и др.), отсутствия либо проблем с обеспечением объекта строительства инженерной и транспортной инфраструктурой (сети, дороги и др.). При этом градостроительные регламенты запрещают размещения объектов определенного функционального назначения и(или) с определенными показателями мощности (вместимости, пропускной способности) в определенных функциональных зонах. Соответственно, место размещения земельного участка должно быть определено до заключения инвестиционного договора. Для строительства любого объекта требуется земельный участок определенных размеров, причем размеры земельных участков для размещения различных объектов зависят от функционального назначения и мощности (вместимости, пропускной способности) объекта. Очевидно, что отсутствие проработки вопроса о размере земельного участка для строительства объекта может препятствовать реализации инвестиционного договора из-за планировочных ограничений (санитарно-защитные зоны и др.), проблем с обеспечением объекта строительства инженерной и транспортной инфраструктурой (сети, дороги и др.), прав и законных интересов третьих лиц. Также очевидно, что целью реализации инвестиционного договора должно являться проектирование и строительство объекта с конкретными технико-экономическими показателями, а не абстрактного «объекта вложения инвестиций». Согласно подп. 1.2 п. 1 Приложения Г к ТКП 45-1.02-298-2014 к «Основным технико-экономическим и финансовым показателям, включаемых в распорядительный документ об утверждении (одобрении) обоснования инвестиций» для «объектов жилищно-гражданского назначения» относится «Общая площадь земельного участка». Согласно п. 7.4.31 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» «Размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания принимают в соответствии с приложением А». Соответственно, предпроектная (предынвестиционная) документация [обоснование инвестиций] определяет размер земельного участка, необходимый для строительства объектов общественного назначения. Также можно рассчитать размер земельного участка, необходимый для строительства объектов производственного назначения. Предпринимательская деятельность, в т.ч. инвестиционная деятельность, является рисковой(ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Соответственно, если заинтересованное лицо (инвестор) ошиблось при предварительных расчетах размера испрашиваемого земельного участка для строительства объекта, то эта «ошибка» является частью предпринимательского риска и «компенсации» последствий ошибки быть не должно. Тем более, что у заинтересованного лица в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», имеется возможность обратится «с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка». Согласно п. 5 ст. 9 проекта Закона «В решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора также определяются… место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных специальным инвестиционным договором». В ч. 1 п. 1 ст. 20 проекта Закона упоминается «либо иного земельного участка в намечаемом месте его размещения требуемого размера для строительства и обслуживания объектов…». Соответственно, предлагается дополнить ст. 8 проекта Закона частью следующего содержания: «В решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта также определяются место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором». Статья 9 4. Продукция, производство которой на территории Республики Беларусь организуется в соответствии со специальным инвестиционным договором, должна соответствовать критериям ее отнесения к продукции собственного производства либо требованиям ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, а также отвечать одному из следующих требований: … значительно усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся на территории Республики Беларусь в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или определение (наименование) Что именно понимается под «значительно усовершенствована»? Каковы критерии «значительного усовершенствования», где они установлены (кто их будет определять)? Предлагается излагать нормы законопроекта без использования оценочных категорий. Статья 12 1. Инвестиционный договор должен содержать следующие обязательные условия: 1.1. объект, объем, источники и условия осуществления инвестиций 1. Что именно понимается под «объектом осуществления инвестиций»? Согласно абз. 5 п. 1 ст. 31 проекта Закона «Решение о включении в перечень должно содержать… наименование объектов, строительство, оснащение которых предусмотрено отдельным инвестиционным проектом…». Аналогично предлагается после «объект» добавить «(наименование объектов, строительство которых предусмотрено инвестиционным проектом)». 2. Отсутствие каких-либо требований к описанию «объекта осуществления инвестиций» позволяет описывать данный «объект» в инвестиционном договоре, предусматривающем строительство объектов, максимально абстрактно, например «Автомобильный завод», «Многофункциональный центр», «Медицинский центр», «Досуговый центр», «Клуб любителей бега», с неопределеннымифункциональным назначением, мощностью (вместимостью, пропускной способностью), набором и функциональным назначением помещений в его составе. На практике нередко в инвестиционные договоры включаются подобные положения: «Функциональное назначение и технико-экономические показатели объектауточняются в процессе разработки проектной документации». В итоге происходит подмена предмета инвестиционного договора неопределенным «объектом осуществления инвестиций». Очевидно, что целью реализации инвестиционного договора должно являться проектирование и строительство объекта с конкретными (указанными в инвестиционном договоре) функциональным назначением и основными технико-экономическими характеристиками, а не абстрактного «объекта вложения инвестиций». С учетом замечаний и предложений по ст. 8 проекта Закона предлагается изложить подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 12 проекта Закона в следующей редакции: «1.2. основные технико-экономические и финансовые показатели объекта строительства согласно разработанной предпроектной (предынвестиционной) документации [обоснование инвестиций] в случае, если инвестиционным договором предусматривается строительство объектов; 1.3. место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором;» Подпункты 1.2-1.9 п. 1 считать подп. 1.4-1.11 п. 1 ст. 12 соответственно. 1.9. требования о конфиденциальности информации Что именно понимается под «требования о конфиденциальности информации»? О какой именно «информации» идет речь? Реализация инвестиционного договора, предусматривающего строительство объекта, на практике часто затрагивает права и законные интересы третьих лиц (например, собственников сносимых в процессе реализации инвестиционного договора объектов недвижимости). Соответственно, необходимо определить, к какому виду информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, из указанных в ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», относится указанная в подп. 1.9 п. 1 ст. 12 проекта Закона информация. Статья 20 1. Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, либо иного земельного участка в намечаемом месте его размещения требуемого размера для строительства и обслуживания объектов, в том числе для строительства и обслуживания инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для функционирования таких объектов (далее для целей настоящего раздела, если не предусмотрено иное, - земельный участок) в соответствии с законодательством об охране и использовании земель Кто, в каком порядке и на какой стадии инвестиционного процесса «намечает» «место размещения земельного участка для строительства и обслуживания объектов»? В каком документе это указывается? Как указывалось выше, «намечаемое место» размещения земельного участка «для строительства и обслуживания объектов» должно быть определено в инвестиционном договоре. Соответственно, предлагается заменить «намечаемом месте его размещения» на «определенном в инвестиционном договоре месте его размещения». Статья 21 1. Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на: … 1.3 размещение объектов, базовые размеры санитарно-защитных зон которых превышают базовые размеры санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, предусмотренные градостроительными проектами, при условии обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья населения от вредного воздействия таких объектов путем разработки на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации проекта санитарно-защитной зоны и установления расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов. 1. Для «обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья населения от вредного воздействия таких объектов» необходимо снижение «вредного воздействия таких объектов» на «здоровье населения» путем снижения выбросов, отходов и т.п., подтвержденное «проектом санитарно-защитной зоны» и «установлением расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов». 2. Любые проекты, в т.ч. и «проекты санитарно-защитной зон» могут быть двух видов: 1) разработанные; 2) утвержденные в установленном порядке после прохождения установленных законодательством процедур согласования и получения заключения экспертиз по ним. Только вторые виды проектов порождают юридические последствия, а первых можно разработать несколько разных для одного и того же объекта. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З) санитарно-защитные зоны «организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», подлежат «государственной санитарно-гигиенической экспертизе». 3. С учетом вышеизложенного, предлагается изложить в следующей редакции: «1.3 размещение объектов, базовые размеры санитарно-защитных зон которых превышают базовые размеры санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, предусмотренные градостроительными проектами, при условии обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия таких объектов, подтвержденное заключением санитарно-гигиенической экспертизы, выданным по разработанным на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации проектом санитарно-защитной зоны и установления расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов». 1.4. разработку проектной документации на строительство объектов по техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе, при условии адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь, и получения положительных заключений органов государственной экспертизы Республики Беларусь, в том числе органа государственной экологической экспертизы 1. Действующее законодательство, в т.ч. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», не наделяет инвесторов подобными правами. 2. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможности разработки кем-либо проектной документации на строительство объектов «по техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям)», в т.ч. «действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе». 3. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможность и порядок «адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь»; 4. Согласно действующего законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработка любой проектной документации на строительство объектов осуществляется в соответствии с требованиями не «нормативов (нормативных правил, условий, требований), действующих в Республике Беларусь», а в соответствии с требованиями «строительных норм и правил», предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ № 217). 5. Что именно понимается под «техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе»? Указанные «технические нормативы» относятся к какой области законодательства? Только ли к законодательству в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности? При разработке проектной документации на строительство объектов следует учитывать не только «строительные нормы и правила», но и требования иных отраслей законодательства. Так, согласно абз. 3 ст. 14 Закона № 340-З «Санитарно-эпидемиологическими требованиями являются требования к… проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства». При этом «санитарно-эпидемиологические требования» содержатся в «санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах», которые являются «техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации» (абз. ч. 1 п. 2 ст. 26 Закон о НПА), а также «являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и «обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь» (ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 340-З). Также к «техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации» в области охраны окружающей среды относятся «экологические нормы и правила» (абз. ч. 1 п. 2 ст. 26 Закон о НПА), «являющиеся обязательными для соблюдения» и которыми «устанавливаются правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативы качества окружающей среды, технологические нормативы, иные требования в области охраны окружающей среды» (абз. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»). Не ясно, можно ли при разработке проектной документации вместо требований указанных выше обязательных «технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации» в области санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды учитывать требования «технических нормативов (нормативных правил, условий, требований), действующих в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе»? 6. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможности и не устанавливает какие-либо требования к «адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь». Соответственно, осуществление такой «адаптации» на практике вызывает сомнения. 7. Не ясно, что именно понимается под «нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь»? 8. По проектной документации проводится государственная (строительная) экспертиза, а по некоторым проектам проводятся иные государственные экспертизы в случаях, определенных законодательством. 9. Предлагается изложить в следующей редакции: «1.4. разработку проектной документации на строительство объектов по техническим нормативным правовым актам (нормативным правилам, условиям, требованиям) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе, при условии адаптации этой документации к требованиям актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, и получения положительных заключений органов государственной экспертизы Республики Беларусь, в том числе органа государственной экологической экспертизы, в случаях, когда законодательство предусматривает проведение экспертиз по указанной документации;» 1.7. изменение функционального состава объекта, его отдельных частей, в том числе до завершения их строительства, если такие изменения согласованы соответствующими областным (Минским городским) и районным (городским) исполнительными комитетами в соответствии с градостроительными регламентами, природоохранными требованиями, противопожарными, санитарными, строительными и иными нормами и правилами 1. Основания для применения указанного права инвестором отсутствуют, соответственно, инвестор может реализовать это право произвольно, в т.ч. и без каких-либо оснований, с чем согласится нельзя. 2. Что именно понимается под «изменение функционального состава объекта»? С учетом упоминания далее «его отдельных частей» можно предположить, что речь идет об изменении «функционального назначения объекта строительства», с чем согласится нельзя по следующим причинам: 1) заключение инвестиционного договора предполагает строительство объекта с конкретным функциональным назначением и для его изменения необходимо вносить изменение в инвестиционный договор; 2) градостроительные регламенты определяются в градостроительных проектах (являются их частями), при этом градостроительный проект фактически может определять «функциональное назначение объекта и его отдельных частей» и их изменение в этом случае недопустимо. Так, согласно п. 8.2.2 строительных норм СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования» чертеж детального плана выполняют с нанесением «функциональных зон по преимущественному использованию», а в Приложении Л «Основные технико-экономические показатели детального плана» к СН 3.01.02-2020 содержатся показатели детального плана, которые рассчитываются с учетом «функционального назначения объекта и его отдельных частей» и их изменение приведет к невозможности достижения утвержденных «основных технико-экономических показателей детального плана», что недопустимо. 3. Очевидно, что «функциональный состав объекта, его отдельных частей» долж
08.12.2022 22:17:32
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
5.0
105
Окончание 3. Очевидно, что «функциональный состав объекта, его отдельных частей» должен соответствовать целевому назначению используемого для реализации инвестиционного договора земельного участка. 4. С учетом вышеизложенного предлагается: 1) определить закрытый перечень оснований для применения инвестором указанного в подп. 1.7 п. 1 ст. 21 проекта Закона права; 2) заменить «изменение функционального состава объекта, его отдельных частей» на «изменение функционального назначения отдельных частей объекта»; 3) заменить «градостроительными регламентами» на «градостроительными проектами, в том числе градостроительными регламентами, целевым назначением используемого для реализации инвестиционного договора земельного участка». Статья 41 С учетом замечаний и предложений по ст. 3 проекта Закона предлагается дополнить ст. 41 проекта Закона положениями, предусматривающими дополнение «налогового законодательства, законодательства о таможенном регулировании, законодательства об охране и использовании земель, законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды» нормами, содержащими особенности применения указанного законодательства к «отношениям, связанным с реализацией инвестиционных проектов», в части «предоставления льгот и (или) преференций при реализации инвестиционных проектов» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций» по аналогии с ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона № 300-З.
09.12.2022 10:24:55
Ассоциация
Юрист
НОВИЧОК
0
1.2
16
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1 Элемент текста : Разделы 1 и 2
Наши замечания к проекту изложены в приложенном файле.
Хотелось бы отметить, что Проектом Закона Республики Беларусь «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» предусмотрено множество льгот и механизмов для реализации инвестиционных проектов, предусмотрена помощь в реализации продукции для бюджетных учреждений (гос. закупка из одного источника). Однако, не существует преференций и гарантий для реализации продукции изготавливаемой в рамках инвестиционного проекта, которая предназначена для населения (не для госучреждений). Как показывает практика, в основном инвестиционные проекты не реализуются из-за отсутствия сбыта продукции. Поэтому, для достижения целей, указанных в Проекте Закона, необходимо обеспечить реализацию любой продукции, выпущенной в рамках инвест.проекта, в том числе в торговых объектах. Для этого необходимо предусмотреть в Законе возможность беспрепятственного включения продукции в ассортиментные перечни товаров подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни без изучения потребительского спроса на эти товары, утвержденные постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74 (в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25 октября 2022 г. № 68), с целью реализации продукции в обязательном порядке и в заявленном объеме, не менее 30 % от объема товаров-аналогов, реализуемых в торговых объектах (торговых и аптечных сетях).
Для образца, можно использовать ранее действовавшее Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июля 2003 г. № 34 (утратило силу постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 36), «Рекомендации по разработке и утверждению обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов»:
«2. При разработке ассортиментного перечня собственник торгового объекта предусматривает удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70 %, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для торговых объектов резидентов свободных экономических зон, иностранных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте определяется в соглашениях, заключаемых местными исполнительными и распорядительными органами.
Для специализированных торговых объектов, осуществляющих торговлю товарами, не производимыми в республике или производимыми в недостаточных объемах, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте может устанавливаться в ином размере.
Необходимо учитывать, что по товарам, вырабатываемым отечественными производителями в объемах, достаточных для удовлетворения покупательского спроса, аналогичный ассортимент импортного производства не должен превышать 30 % от количества разновидностей по данной группе товаров, имеющихся в продаже.
3. При выделении мест под строительство супер- и гипермаркетов, торговых центров (в первую очередь строящихся с участием иностранного капитала) предусматривать будущим владельцам реализацию в указанных торговых объектах не менее 70 % белорусских товаров (в общем объеме розничного товарооборота).».
Также, необходимо учесть требования Национального плана действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.12.2021 N 710.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.12.2021 N 710 утвержден Национальный план действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 год.
В связи с этим, необходимо добавить в Проект Закона Республики Беларусь «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» (далее - Закон) требования, изложенные в Национальном плане действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 год, так, например,
1) четвертый абзац пункта 1, статьи 3 Закона изложить в следующей редакции:
В части особенностей предоставления льгот и (или) преференций отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются соответственно налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством о развитии "зеленой" экономики и об обращении с отходами, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
2) пункт 4, статьи 9 Закона изложить в следующей редакции:
Продукция, производство которой на территории Республики Беларусь организуется в соответствии со специальным инвестиционным договором, должна соответствовать критериям ее отнесения к продукции собственного производства и требованиям ее отнесения к промышленной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, при условии, что продукция производится из сырья и материалов происхождения Республики Беларусь, изготавливаемых в достаточном объеме в Республике Беларусь, или продукция является экологически безопасной (перерабатываемой), изготовленной из натуральных или биоразлагаемых материалов, обеспечивающая снижение негативного воздействия на окружающую среда, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, а также отвечать одному из следующих требований: ранее не выпускалась на территории Республики Беларусь; значительно усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся на территории Республики Беларусь в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или определение (наименование) с учетом экологичных технологий, способствующих сокращению СО2 и выбросов парниковых газов (для достижения углеродной нейтральности).
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь»
Общественное обсуждение
4Проект разработан в целях актуализации подходов по реализации инвестиционных проектов. Он будет выступать единым документом, исключающим необходимость обращения инвесторов к множеству актов в целях уяснения льгот и преференций, порядка их получения, а также иных аспектов реализации проектов (по земельным, архитектурно-строительным, налоговым, таможенным и другим вопросам).
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 1 по 11 декабря 2022 г.
30.11.2022 09:57:16
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Инвестиционный договор – письменное соглашение между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь в лице уполномоченного органа о реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору
экономики) для осуществления инвестиций, с предоставлением льгот и (или) преференций, предусмотренных настоящим Законом (далее, если не предусмотрено иное – инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора)
1. Из чего следует, что «инвестиционный договор» – это «соглашение о реализации инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций». Соответственно, предметом «инвестиционного договора» является «реализация инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций». В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях) содержится следующее определение термина: «Инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций, подтверждаемый документами, обосновывающими условия, способы осуществления инвестиций, источники их финансирования, а также сроки реализации такого проекта». Из чего следует, что «инвестиционный проект» – это «комплекс мероприятий, предусматривающий осуществление инвестиций», но не их результат, который может вообще отсутствовать (?!). На практике в качестве предмета инвестиционного договора указывается «инвестиционная деятельность, осуществляемая Инвестором по реализации инвестиционного проекта». При этом результат «инвестиционной деятельности» не входит в предмет инвестиционного договора.
2. С какой целью должны заключатся «инвестиционные договоры»? Указанные договоры являются двухсторонними – их сторонами являются инвестор и Республика Беларусь. Цели инвесторов при заключении указанных договоров очевидны – получение прибыли. А какие цели у Республики Беларусь при заключении указанных договоров? Достигается ли при заключении указанных договоров какая-либо цель для Республики Беларусь и если достигается, то такая именно? Указанная в ч. 2 ст. 17 Закона об инвестициях цель заключения инвестиционных договоров («В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций…») является односторонней, «облегчающей жизнь» только одной стороне договора – инвестору. С какой целью инвестору предоставляются «льготы и (или) преференции»? При этом «создание дополнительных условий для осуществления инвестиций» само по себе не достаточно для достижения каких-либо целей другой стороны договора – Республики Беларусь. Так, «создание дополнительных условий для осуществления инвестиций» не означает автоматически решения каких-либо проблем, выполнения каких-либо планов и т.п. Не инвестиции сами по себе, а их использование в соответствии с декларируемыми целями и достижение декларируемого результата могут решить какие-либо проблемы, достичь показателей государственных программ и т.п.
3. С учетом вышеизложенного, предлагается:
1) определить цель(и) «осуществления инвестиций путем реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров» – цель(и) инвестиционных договоров;
2) в предмет инвестиционных договоров, предусматривающих строительство объектов, включить результат их реализации – объект строительства.
2. Специальный инвестиционный договор – инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта, предусматривающего организацию производства новой или усовершенствованной продукции на территории Республики Беларусь с применением дополнительных мер стимулирования по ее продаже
Что понимается под «новой или усовершенствованной продукции»? Необходимо указанный(е) термин(ы) определить в данном Законе.
Статья 3
1. Отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются:
настоящим Законом, Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», принятыми в соответствии с ними актами законодательства в сфере инвестиций;
международными договорами Республики Беларусь и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством о таможенном регулировании
1. Между тем, «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов» регулируются не только указанными актами, но и упоминаемыми далее в проекте Закона «налоговым законодательством…, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». В связи с этим актуален вопрос о соотношении «законодательства в сфере инвестиций» с иным указанным выше отраслевым законодательством.
2. Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 21 проекта Закона «Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на… строительство объектов с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат их стоимости, а также проведения компенсационных посадок». При этом «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов» в отношении указанных в подп. 1.1 п. 1 ст. 21 проекта Закона прав инвестора являются «льготами и (или) преференциями» в природоохранной сфере, а не в «сфере архитектуры и строительства». Так, отношения, связанные с «удалением объектов растительного мира, компенсационными выплатами их стоимости, а также проведения компенсационных посадок» регулируются Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире».
3. С учетом вышеизложенного, предлагается заменить «законодательством о таможенном регулировании» на «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательством об охране окружающей среды».
В части особенностей предоставления льгот и (или) преференций отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются соответственно налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
1. Между тем, «отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов», регулируются «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а «в части предоставления льгот и (или) преференций», в т.ч. и «особенностей их предоставления» – «законодательством в сфере инвестиций». Таким образом, «налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании, законодательство об охране и использовании земель, законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержит общие нормы, а «законодательство в сфере инвестиций» – специальные нормы, регулирующие указанные отношения.
2. В ч. 1 п. 4 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) содержится следующее требование нормотворческой техники: «В целях обеспечения полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании и излишние отсылочные и бланкетные нормы, а также меры по реализации его положений». При этом «Нормативные правовые предписания, которыми устанавливаются исключения из общего правила, включаются, как правило, в нормативный правовой акт, содержащий общее правило» (ч. 6 п. 2 ст. 28 Закона о НПА). Предлагаемым законопроектом устанавливаются «льготы и (или) преференции» в отношениях, «связанных с реализацией инвестиционных проектов», а также «особенности их предоставления», т.е. фактически устанавливаются «исключения из общего правила», установленного «налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Соответственно, «налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании, законодательство об охране и использовании земель, законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» должно содержать указание на такое «исключение из правил» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций». Для примера, в ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержатся следующие нормы:
«Особенности проведения капитального ремонта, текущего ремонта жилых помещений, жилых домов, выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий устанавливаются жилищным законодательством.
Особенности выполнения ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях устанавливаются законодательством о культуре».
2. С учетом вышеизложенного предлагается:
1) исключить ч. 2 п. 1 ст. 3 из проекта Закона;
2) дополнить ст. 41 проекта Закона положениями, предусматривающими дополнение «налогового законодательства, законодательства о таможенном регулировании, законодательства об охране и использовании земель, законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды» нормами, содержащими особенности применения указанного законодательства к «отношениям, связанным с реализацией инвестиционных проектов», в части «предоставления льгот и (или) преференций при реализации инвестиционных проектов» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций» по аналогии с ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона № 300-З.
Статья 8
Инвестиционный договор заключается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, на основании решения:
Совета Министров Республики Беларусь;
Управления делами Президента Республики Беларусь;
Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
В решении Совета Министров Республики Беларусь, при этом, определяется уполномоченный орган из числа республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов
Законопроект не содержит каких-либо иных требований к содержанию указанных решений указанных органов, с чем согласится нельзя.
1. Согласно абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) заказчикам, застройщикам, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до разработки проектной документации на строительство объектов устанавливается обязанность по разработке и утверждению предпроектной (предынвестиционной) документации (абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 26). Такая документация разрабатывается и утверждается заказчиками, застройщиками «в составе раздела обоснования инвестиций, задания на проектирование и иной документации» и в ней указываются: необходимость, техническая возможность, экономическая целесообразность осуществления инвестиций в строительство объектов; требования к земельному участку, ограничения по использованию земельного участка (при возведении, реконструкции объектов); варианты объемно-планировочных и технологических решений; сведения об инженерных нагрузках; источники и объемы финансирования; оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду); расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий строительства и эксплуатации объектов (ч. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 26). Соответственно, до заключения инвестиционного договора должна разрабатываться «предпроектная (предынвестиционная) документация».
Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки». Так, согласно п. 4.8 ТКП 45-1.02-298 «Обоснование инвестиций разрабатывается в соответствии с разделом 6 и используется заказчиком для… разработки бизнес-плана инвестиционного проекта согласно [3] для обоснования возможности привлечения инвестиций, получения кредитов и займов, целесообразности оказания мер государственной поддержки», где [3] – Положение о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов».
Обоснование инвестиций должно содержать разделы, определенные в п. 6.1.2 ТКП 45-1.02-298-2014, в т.ч. «общая характеристика» и «мощность (вместимость, пропускная способность)» объекта строительства. Перечень основных технико-экономических и финансовых показателей объекта строительства, рекомендуемых для утверждения, приведены в Приложении Г к ТКП 45-1.02-298-2014, включая «Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции)», «Характеристики объекта (вместимость, наполняемость, пропускная способность и др.)». Без этих характеристик возможно заключение инвестиционных договоров с указанием в качестве «объекта инвестиционной деятельности» абстрактных объектов строительства.
Соответственно, предлагается дополнить ст. 8 проекта Закона частью следующего содержания:
«В случае если проектом инвестиционного договора предусматривается строительство объектов, то в решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта указываются основные технико-экономические и финансовые показатели объекта строительства согласно разработанной предпроектной (предынвестиционной) документации [обоснование инвестиций]».
2. Для строительства любого объекта требуется земельный участок, расположенный в определенном месте. Данная проблема особенно актуальна в случаях, когда инвестор (инвесторы) претендует на предоставление земельного участка для строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, либо на изменение целевого назначения имеющегося у него земельного участка с целью строительства объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте. Очевидно, что отсутствие проработки вопроса о месте размещения земельного участка для строительства объекта может препятствовать реализации инвестиционного договора из-за планировочных ограничений (санитарно-защитные зоны и др.), отсутствия либо проблем с обеспечением объекта строительства инженерной и транспортной инфраструктурой (сети, дороги и др.). При этом градостроительные регламенты запрещают размещения объектов определенного функционального назначения и(или) с определенными показателями мощности (вместимости, пропускной способности) в определенных функциональных зонах. Соответственно, место размещения земельного участка должно быть определено до заключения инвестиционного договора.
Для строительства любого объекта требуется земельный участок определенных размеров, причем размеры земельных участков для размещения различных объектов зависят от функционального назначения и мощности (вместимости, пропускной способности) объекта. Очевидно, что отсутствие проработки вопроса о размере земельного участка для строительства объекта может препятствовать реализации инвестиционного договора из-за планировочных ограничений (санитарно-защитные зоны и др.), проблем с обеспечением объекта строительства инженерной и транспортной инфраструктурой (сети, дороги и др.), прав и законных интересов третьих лиц. Также очевидно, что целью реализации инвестиционного договора должно являться проектирование и строительство объекта с конкретными технико-экономическими показателями, а не абстрактного «объекта вложения инвестиций».
Согласно подп. 1.2 п. 1 Приложения Г к ТКП 45-1.02-298-2014 к «Основным технико-экономическим и финансовым показателям, включаемых в распорядительный документ об утверждении (одобрении) обоснования инвестиций» для «объектов жилищно-гражданского назначения» относится «Общая площадь земельного участка». Согласно п. 7.4.31 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» «Размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания принимают в соответствии с приложением А». Соответственно, предпроектная (предынвестиционная) документация [обоснование инвестиций] определяет размер земельного участка, необходимый для строительства объектов общественного назначения.
Также можно рассчитать размер земельного участка, необходимый для строительства объектов производственного назначения. Предпринимательская деятельность, в т.ч. инвестиционная деятельность, является рисковой (ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Соответственно, если заинтересованное лицо (инвестор) ошиблось при предварительных расчетах размера испрашиваемого земельного участка для строительства объекта, то эта «ошибка» является частью предпринимательского риска и «компенсации» последствий ошибки быть не должно. Тем более, что у заинтересованного лица в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», имеется возможность обратится «с заявлением в соответствующий местный исполнительный комитет за согласованием места размещения дополнительного земельного участка».
Согласно п. 5 ст. 9 проекта Закона «В решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора также определяются… место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных специальным инвестиционным договором». В ч. 1 п. 1 ст. 20 проекта Закона упоминается «либо иного земельного участка в намечаемом месте его размещения требуемого размера для строительства и обслуживания объектов…».
Соответственно, предлагается дополнить ст. 8 проекта Закона частью следующего содержания:
«В решении Совета Министров Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о реализации инвестиционного проекта также определяются место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором».
Статья 9
4. Продукция, производство которой на территории Республики Беларусь организуется в соответствии со специальным инвестиционным договором, должна соответствовать критериям ее отнесения к продукции собственного производства либо требованиям ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, а также отвечать одному из следующих требований:
…
значительно усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся на территории Республики Беларусь в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или определение (наименование)
Что именно понимается под «значительно усовершенствована»? Каковы критерии «значительного усовершенствования», где они установлены (кто их будет определять)?
Предлагается излагать нормы законопроекта без использования оценочных категорий.
Статья 12
1. Инвестиционный договор должен содержать следующие обязательные условия:
1.1. объект, объем, источники и условия осуществления инвестиций
1. Что именно понимается под «объектом осуществления инвестиций»? Согласно абз. 5 п. 1 ст. 31 проекта Закона «Решение о включении в перечень должно содержать… наименование объектов, строительство, оснащение которых предусмотрено отдельным инвестиционным проектом…». Аналогично
предлагается после «объект» добавить «(наименование объектов, строительство которых предусмотрено инвестиционным проектом)».
2. Отсутствие каких-либо требований к описанию «объекта осуществления инвестиций» позволяет описывать данный «объект» в инвестиционном договоре, предусматривающем строительство объектов, максимально абстрактно, например «Автомобильный завод», «Многофункциональный центр», «Медицинский центр», «Досуговый центр», «Клуб любителей бега», с неопределенными функциональным назначением, мощностью (вместимостью, пропускной способностью), набором и функциональным назначением помещений в его составе.
На практике нередко в инвестиционные договоры включаются подобные положения: «Функциональное назначение и технико-экономические показатели объекта уточняются в процессе разработки проектной документации». В итоге происходит подмена предмета инвестиционного договора неопределенным «объектом осуществления инвестиций». Очевидно, что целью реализации инвестиционного договора должно являться проектирование и строительство объекта с конкретными (указанными в инвестиционном договоре) функциональным назначением и основными технико-экономическими характеристиками, а не абстрактного «объекта вложения инвестиций».
С учетом замечаний и предложений по ст. 8 проекта Закона предлагается изложить подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 12 проекта Закона в следующей редакции:
«1.2. основные технико-экономические и финансовые показатели объекта строительства согласно разработанной предпроектной (предынвестиционной) документации [обоснование инвестиций] в случае, если инвестиционным договором предусматривается строительство объектов;
1.3. место размещения земельного участка и его ориентировочная площадь в случае необходимости предоставления такого земельного участка инвестору (инвесторам) для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором;»
Подпункты 1.2-1.9 п. 1 считать подп. 1.4-1.11 п. 1 ст. 12 соответственно.
1.9. требования о конфиденциальности информации
Что именно понимается под «требования о конфиденциальности информации»? О какой именно «информации» идет речь?
Реализация инвестиционного договора, предусматривающего строительство объекта, на практике часто затрагивает права и законные интересы третьих лиц (например, собственников сносимых в процессе реализации инвестиционного договора объектов недвижимости).
Соответственно, необходимо определить, к какому виду информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, из указанных в ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», относится указанная в подп. 1.9 п. 1 ст. 12 проекта Закона информация.
Статья 20
1. Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, либо иного земельного участка в намечаемом месте его размещения требуемого размера для строительства и обслуживания объектов, в том числе для строительства и обслуживания инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для функционирования таких объектов (далее для целей настоящего раздела, если не предусмотрено иное, - земельный участок) в соответствии с законодательством об охране и использовании земель
Кто, в каком порядке и на какой стадии инвестиционного процесса «намечает» «место размещения земельного участка для строительства и обслуживания объектов»? В каком документе это указывается? Как указывалось выше, «намечаемое место» размещения земельного участка «для строительства и обслуживания объектов» должно быть определено в инвестиционном договоре.
Соответственно, предлагается заменить «намечаемом месте его размещения» на «определенном в инвестиционном договоре месте его размещения».
Статья 21
1. Инвестор (инвесторы) и (или) организация в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора имеют право на:
…
1.3 размещение объектов, базовые размеры санитарно-защитных зон которых превышают базовые размеры санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, предусмотренные градостроительными проектами, при условии обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья населения от вредного воздействия таких объектов путем разработки на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации проекта санитарно-защитной зоны и установления расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов.
1. Для «обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья населения от вредного воздействия таких объектов» необходимо снижение «вредного воздействия таких объектов» на «здоровье населения» путем снижения выбросов, отходов и т.п., подтвержденное «проектом санитарно-защитной зоны» и «установлением расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов».
2. Любые проекты, в т.ч. и «проекты санитарно-защитной зон» могут быть двух видов:
1) разработанные;
2) утвержденные в установленном порядке после прохождения установленных законодательством процедур согласования и получения заключения экспертиз по ним.
Только вторые виды проектов порождают юридические последствия, а первых можно разработать несколько разных для одного и того же объекта.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З) санитарно-защитные зоны «организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», подлежат «государственной санитарно-гигиенической экспертизе».
3. С учетом вышеизложенного, предлагается изложить в следующей редакции:
«1.3 размещение объектов, базовые размеры санитарно-защитных зон которых превышают базовые размеры санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, предусмотренные градостроительными проектами, при условии обеспечения достаточного уровня безопасности для здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия таких объектов, подтвержденное заключением санитарно-гигиенической экспертизы, выданным по разработанным на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации проектом санитарно-защитной зоны и установления расчетных размеров санитарно-защитных зон для этих объектов».
1.4. разработку проектной документации на строительство объектов по техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе, при условии адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь, и получения положительных заключений органов государственной экспертизы Республики Беларусь, в том числе органа государственной экологической экспертизы
1. Действующее законодательство, в т.ч. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», не наделяет инвесторов подобными правами.
2. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможности разработки кем-либо проектной документации на строительство объектов «по техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям)», в т.ч. «действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе».
3. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможность и порядок «адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь»;
4. Согласно действующего законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработка любой проектной документации на строительство объектов осуществляется в соответствии с требованиями не «нормативов (нормативных правил, условий, требований), действующих в Республике Беларусь», а в соответствии с требованиями «строительных норм и правил», предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ № 217).
5. Что именно понимается под «техническим нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе»? Указанные «технические нормативы» относятся к какой области законодательства? Только ли к
законодательству в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности?
При разработке проектной документации на строительство объектов следует учитывать не только «строительные нормы и правила», но и требования иных отраслей законодательства.
Так, согласно абз. 3 ст. 14 Закона № 340-З «Санитарно-эпидемиологическими требованиями являются требования к… проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства». При этом «санитарно-эпидемиологические требования» содержатся в «санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах», которые являются «техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации» (абз. ч. 1 п. 2 ст. 26 Закон о НПА), а также «являются частью законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и «обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь» (ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Закона № 340-З).
Также к «техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации» в области охраны окружающей среды относятся «экологические нормы и правила» (абз. ч. 1 п. 2 ст. 26 Закон о НПА), «являющиеся обязательными для соблюдения» и которыми «устанавливаются правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативы качества окружающей среды, технологические нормативы, иные требования в области охраны окружающей среды» (абз. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Не ясно, можно ли при разработке проектной документации вместо требований указанных выше обязательных «технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации» в области санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды учитывать требования «технических нормативов (нормативных правил, условий, требований), действующих в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе»?
6. Действующее законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не предусматривает возможности и не устанавливает какие-либо требования к «адаптации этой документации к нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь». Соответственно, осуществление такой «адаптации» на практике вызывает сомнения.
7. Не ясно, что именно понимается под «нормативам (нормативным правилам, условиям, требованиям), действующим в Республике Беларусь»?
8. По проектной документации проводится государственная (строительная) экспертиза, а по некоторым проектам проводятся иные государственные экспертизы в случаях, определенных законодательством.
9. Предлагается изложить в следующей редакции:
«1.4. разработку проектной документации на строительство объектов по техническим нормативным правовым актам (нормативным правилам, условиям, требованиям) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, действующим в Российской Федерации, Китайской Народной Республике или Европейском союзе, при условии адаптации этой документации к требованиям актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, и получения положительных заключений органов государственной экспертизы Республики Беларусь, в том числе органа государственной экологической экспертизы, в случаях, когда законодательство предусматривает проведение экспертиз по указанной документации;»
1.7. изменение функционального состава объекта, его отдельных частей, в том числе до завершения их строительства, если такие изменения согласованы соответствующими областным (Минским городским) и районным (городским) исполнительными комитетами в соответствии с градостроительными регламентами, природоохранными требованиями, противопожарными, санитарными, строительными и иными нормами и правилами
1. Основания для применения указанного права инвестором отсутствуют, соответственно, инвестор может реализовать это право произвольно, в т.ч. и без каких-либо оснований, с чем согласится нельзя.
2. Что именно понимается под «изменение функционального состава объекта»? С учетом упоминания далее «его отдельных частей» можно предположить, что речь идет об изменении «функционального назначения объекта строительства», с чем согласится нельзя по следующим причинам:
1) заключение инвестиционного договора предполагает строительство объекта с конкретным функциональным назначением и для его изменения необходимо вносить изменение в инвестиционный договор;
2) градостроительные регламенты определяются в градостроительных проектах (являются их частями), при этом градостроительный проект фактически может определять «функциональное назначение объекта и его отдельных частей» и их изменение в этом случае недопустимо. Так, согласно п. 8.2.2 строительных норм СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования» чертеж детального плана выполняют с нанесением «функциональных зон по преимущественному использованию», а в Приложении Л «Основные технико-экономические показатели детального плана» к СН 3.01.02-2020 содержатся показатели детального плана, которые рассчитываются с учетом «функционального назначения объекта и его отдельных частей» и их изменение приведет к невозможности достижения утвержденных «основных технико-экономических показателей детального плана», что недопустимо.
3. Очевидно, что «функциональный состав объекта, его отдельных частей» долж
08.12.2022 22:17:32
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ3. Очевидно, что «функциональный состав объекта, его отдельных частей» должен соответствовать целевому назначению используемого для реализации инвестиционного договора земельного
участка.
4. С учетом вышеизложенного предлагается:
1) определить закрытый перечень оснований для применения инвестором указанного в подп. 1.7 п. 1 ст. 21 проекта Закона права;
2) заменить «изменение функционального состава объекта, его отдельных частей» на «изменение функционального назначения отдельных частей объекта»;
3) заменить «градостроительными регламентами» на «градостроительными проектами, в том числе градостроительными регламентами, целевым назначением используемого для реализации инвестиционного договора земельного участка».
Статья 41
С учетом замечаний и предложений по ст. 3 проекта Закона предлагается дополнить ст. 41 проекта Закона положениями, предусматривающими дополнение «налогового законодательства, законодательства о таможенном регулировании, законодательства об охране и использовании земель, законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды» нормами, содержащими особенности применения указанного законодательства к «отношениям, связанным с реализацией инвестиционных проектов», в части «предоставления льгот и (или) преференций при реализации инвестиционных проектов» с отсылкой к «законодательству в сфере инвестиций» по аналогии с ч.ч. 2 и 3 ст. 1-1 Закона № 300-З.
09.12.2022 10:24:55
Юрист
НОВИЧОКРаздел : 1 Элемент текста : Разделы 1 и 2
Наши замечания к проекту изложены в приложенном файле.
Хотелось бы отметить, что
Как показывает практика, в основном инвестиционные проекты не реализуются из-за отсутствия сбыта продукции.
Поэтому, для достижения целей, указанных в Проекте Закона, необходимо обеспечить реализацию любой продукции, выпущенной в рамках инвест.проекта, в том числе в торговых объектах. Для этого необходимо предусмотреть в Законе возможность беспрепятственного включения продукции в ассортиментные перечни товаров подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни без изучения потребительского спроса на эти товары, утвержденные постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74 (в редакции постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25 октября 2022 г. № 68), с целью реализации продукции в обязательном порядке и в заявленном объеме, не менее 30 % от объема товаров-аналогов, реализуемых в торговых объектах (торговых и аптечных сетях).
Для образца, можно использовать ранее действовавшее Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июля 2003 г. № 34 (утратило силу постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 36), «Рекомендации по разработке и утверждению обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов»:
«2. При разработке ассортиментного перечня собственник торгового объекта предусматривает удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70 %, если иное не установлено настоящим пунктом.
Для торговых объектов резидентов свободных экономических зон, иностранных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте определяется в соглашениях, заключаемых местными исполнительными и распорядительными органами.
Для специализированных торговых объектов, осуществляющих торговлю товарами, не производимыми в республике или производимыми в недостаточных объемах, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте может устанавливаться в ином размере.
Необходимо учитывать, что по товарам, вырабатываемым отечественными производителями в объемах, достаточных для удовлетворения покупательского спроса, аналогичный ассортимент импортного производства не должен превышать 30 % от количества разновидностей по данной группе товаров, имеющихся в продаже.
3. При выделении мест под строительство супер- и гипермаркетов, торговых центров (в первую очередь строящихся с участием иностранного капитала) предусматривать будущим владельцам реализацию в указанных торговых объектах не менее 70 % белорусских товаров (в общем объеме розничного товарооборота).».
Также, необходимо учесть требования Национального плана действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.12.2021 N 710.
11.12.2022 23:58:24
Юрист
НОВИЧОКПостановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.12.2021 N 710 утвержден Национальный план действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 год.
В связи с этим, необходимо добавить в Проект Закона Республики Беларусь «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь» (далее - Закон) требования, изложенные в Национальном плане действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 год, так, например,
1) четвертый абзац пункта 1, статьи 3 Закона изложить в следующей редакции:В части особенностей предоставления льгот и (или) преференций отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, регулируются соответственно
налоговым законодательством, законодательством о таможенном регулировании, законодательством об охране и использовании земель, законодательством о развитии "зеленой" экономики и об обращении с отходами, законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
2) пункт 4, статьи 9 Закона изложить в следующей редакции:
Продукция, производство которой на территории Республики Беларусь организуется в соответствии со специальным инвестиционным договором, должна соответствовать критериям ее отнесения к продукции собственного производства и требованиям ее отнесения к промышленной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, при условии, что продукция производится из сырья и материалов происхождения Республики Беларусь, изготавливаемых в достаточном объеме в Республике Беларусь, или продукция является экологически безопасной (перерабатываемой), изготовленной из натуральных или биоразлагаемых материалов, обеспечивающая снижение негативного воздействия на окружающую среда, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, а также отвечать одному из следующих требований:
ранее не выпускалась на территории Республики Беларусь;
значительно усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся на территории Республики Беларусь в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или определение (наименование) с учетом экологичных технологий, способствующих сокращению СО2 и выбросов парниковых газов (для достижения углеродной нейтральности).
12.12.2022 00:24:32
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться