Проектом предусмотрены правовые основания по введению с 1 января 2025 г. маркировки ювелирных изделий, а также осуществления дистанционной торговли ювелирными изделиями, маркированными средствами идентификации.
В тексте проекта Указа несколько раз упоминается про знаки защиты и защищенные материальные носители, при этом прямого указания на обязанность использовать именно защищенные средства идентификации в тесте Указа нет. Просьба пояснить и внести необходимые правки.
15.08.2024 16:09:19
Татьяна Таш
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.4
1
Полагаю, что разрешение интернет-торговли маркированными ювелирными изделиями любой страны происхождения, а не только РБ негативно повлияет на развитие розничных торговых объектов (сетей) на территории РБ, поскольку из норм указа, на сколько я понимаю, следует, что интернет-торговлю ювелирными изделиями смогут осуществлять такие масштабные маркетплейсы как Озон и Вайлдберрис, что в долгосрочной перспективе приведет к их монополизации и вытеснению ими существующих игроков местного ювелирного рынка.
22.08.2024 10:41:13
ALISAGR
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.4
1
Добрый день! Данный законопроект приведет к тому, что сильно пострадают белорусские производители ювелирных изделий, в частности производители, которые реализуют ювелирные изделия, через торговые точки. При таком указе, конкурировать торговым обьектам с маркетплейсами, в том числе российскими, станет практически невозможным. При продаже ювелирных изделий через маркетплейс, затратная часть минимальна, по сравнению с продажей, через торговый обьект.
22.08.2024 13:14:31
Ксения Д
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.4
1
А как же "купляйте беларускае"? Снятие ограничений в виде продаж маркированного товара, произведенного только в Республике Беларусь, приведет к поглащению нас Россией. Вся ювелирка закроется, особенного гос. предприятия (Кристалл). Белорусский рынок не справится с конкуренцией. В России более масштабный уровень производста, Кристалл с ними даже и не сравнится. Представляете, как упадет прибыль в белорусских организациях? А за прибылью идут и отчисления в бюджет...
22.08.2024 13:16:32
Михаил Легков
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
4
ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» в рамках публичного обсуждения рассмотрело проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий» и сообщает следующее.
Прежде всего отмечаем, что в 2019 году ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» (далее - Завод) одним из первых поддержало инициативу Министерства финансов Республики Беларусь (далее – Минфин) по реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий. Завод в качестве отечественного производителя ювелирных изделий до настоящего момента является активным участником пилотного проекта по маркировке, предусмотренного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2019 № 492 «О реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий» (далее – пилотный проект). На всех этапах реализации пилотного проекта Завод осуществлял тесное взаимодействие с Минфином и оператором пилотного проекта РУП «Издательство Белбланкавыд» по всем вопросам маркировки, а также выступал в качестве площадки для тестирования всех этапов маркировки в рамках пилотного проекта. Участие в пилотном проекта позволило Заводу:
реализовать использование нового способа маркировки ювелирных изделий, который позволяет осуществлять контроль каждой единицы ювелирного изделия на всех этапах ее жизненного цикла – от изготовления до вывода из оборота;
обеспечить возможность потребителям проверить все заявленные параметры изделия, что увеличило доверие к производимой продукции;
представить свою продукцию для потребителей через интернет-торговлю.
Количественные показатели участия Завода в пилотном проекте также свидетельствуют о ежегодном росте маркируемой продукции.
С учетом вышеназванных факторов ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» положительно оценивает результаты пилотного проекта.
Вместе с тем проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий» (далее – проект Указа) предусматривает введение обязательной маркировки ювелирных изделий средствами идентификации с 1 января 2025 г. При этом исходя из обоснования необходимости принятия (издания) Указа предполагается, что обязательная маркировка будет иметь несколько этапов по аналогии с имеющимся опытом Российской Федерации. К сожалению, такие этапы и сроки их реализации в обосновании не определены, в связи с чем затруднительно делать полный прогноз последствий принятия Указа для представителей ювелирного бизнеса.
Считаем возможным высказать мнение, что в настоящий момент отсутствуют основания, позволяющие обеспечить беспрерывный и безболезненный для бизнеса переход к обязательной маркировке ювелирных изделий в такие короткие сроки. При этом данное мнение сформировано с учетом следующих основных факторов.
Так, в частности, мы считаем, что к введению обязательной маркировки ювелирных изделий с 1 января 2025 года будут в полной мере готовы исключительно несколько активных участников пилотного проекта, в том числе Завод. При этом иные участники ювелирного рынка Республики Беларусь, в том числе представители государственного сектора торговли, которые не имели опыта работы с маркировкой ювелирных изделий в рамках добровольного пилотного проекта, не смогут оперативно обеспечить обращение ювелирных изделий в рамках функционирования обязательной системы маркировки, что негативно скажется на всех участниках ювелирного рынка, в том числе отечественных производителях ювелирных изделий. Также введение обязательной маркировки потребует от субъектов ювелирного рынка привлечения ряда ресурсов (финансовых, трудовых и иных), что в условиях невысокой маржинальности ювелирного бизнеса в такие короткие сроки может стать затруднением для ряда его участников.
Кроме того, в настоящий момент существует и ряд нерешенных технических проблем при функционировании автоматизированной информационной системы маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь (далее – АИС). В частности, необходима доработка функций действующей системы маркировки по следующим основным направлениям:
внедрение возможности формирования отчетов (отчет по использованным кодам маркировки, отчет по использованию защищенных товарных ярлыков, отчет по отгруженной продукции за определенный период в разрезе контрагентов с возможностью детализации до кодов маркировки, отчет по наличию изделий в АИС) в личном кабинете на платформе https://i.datamark.by, что обеспечило бы возможность выявления технических сбоев и сличения с учетными данными
внедрение пакетных решений, обеспечивающих интеграцию системы маркировки с основными, система учета (прежде всего с системами учета, функционирующих на базе платформы 1С);
внедрение пакетных решений в процессы выгрузки/загрузки данных в АИС (на текущий момент длительность загрузки большого объема данных не позволяет оперативно отгружать выпускаемую продукцию);
внедрение возможности получения статусов по перечню поданных заявлений на проведение пробирных работ.
При этом считаем целесообразным произвести доработку вышеназванных функций АИС не в рамках этапов функционирования обязательной системы маркировки ювелирных изделий, а на этапе пилотного проекта.
Также считаем, что в связи с тем, что предлагаемая проектом Указа система обязательной маркировки ювелирных изделий является самостоятельной системой и действующее законодательство по вопросам маркировки товаров на данную систему не распространяется, разработка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, определенные в пункте 2 проекта Указа, может потребовать значительного времени с учетом особенностей ювелирной отрасли. Для безболезненного и беспрепятственного перехода на обязательную маркировку считаем целесообразным, чтобы такие нормативные акты были приняты до даты введения обязательной маркировки, чтобы субъектам ювелирной отрасли были понятны все правила работы в условиях действия системы обязательной маркировки ювелирных изделий. При этом исходя из пункта 7 проекта Указа компетенция Совета Министров Республики Беларусь на решение вопросов, определенных в пункте 2 проекта Указа, возникнет только с 1 января 2025, то есть в момент, когда обязательная маркировка уже будет действовать. Несвоевременное и (или) неполное нормативно-правовое обеспечение работы новой системы маркировки может также негативно отразиться на субъектах ювелирного бизнеса.
Дополнительно также отмечаем, что для ювелирного бизнеса период с ноября по март является периодом активного покупательского спроса, в связи с чем «перестройка» работы под новые условия в данный период времени может негативно сказаться на производственной деятельности всех субъектов отечественного ювелирного рынка. В связи с этим оптимальным временем для налаживания функционирования новой системы обязательной маркировки ювелирных изделий считаем период с апреля по август.
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть возможность продления пилотного проекта не менее чем на один год и введения обязательной маркировки ювелирных изделий в Республике Беларусь не ранее 31 августа 2025 года, что позволит:
всем ответственным участникам ювелирного рынка протестировать все этапы маркировки в рамках пилотного проекта;
на уровне нормативных правовых актов определить этапы обязательной маркировки и сроки их реализации, что позволит бизнесу планировать свою деятельность в рамках обозначенных сроков;
произвести планомерное обеспечение предприятий всеми ресурсами для беспрерывного и безболезненного перехода к обязательной маркировке ювелирных изделий.
По нашему мнению, предлагаемый подход к сроку введения обязательной маркировки ювелирных изделий является взвешенным и обоснованным и будет направлен на защиту внутреннего рынка ювелирных изделий, что в целом коррелируется с общим подходом государства к регулированию общественных отношений в различных сферах.
Кроме того, по аналогии с опытом Российской Федерации, в которой не предусмотрена маркировка ювелирных изделий из серебра, а также их клеймение, считаем целесообразным вводить обязательную маркировку исключительно для ювелирных изделий из золота, а для изделий из серебра и иных драгоценных металлов предусматривать добровольную маркировку (например, проведение маркировки при экспорте продукции в государства-участники ЕАЭС, в которых маркировка является обязательной, для использования в дистанционной торговле и т.д.). Такая позиция основана на необходимости реализации базового принципа интеграции в рамках деятельности Союзного государства: создание равных условий деятельности для субъектов хозяйствования двух стран. Считаем, что отечественным производителем следует предоставить больше «свободы» в части работы с серебром, а государству при необходимости - усилить контрольные функции. В связи с этим целесообразно было бы системно дополнительно рассмотреть вопрос гармонизации нашего законодательство с законодательством Российской Федерации в части клеймения ювелирных изделий из серебра (согласно пункт 2 статьи 12.1 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства осуществляются на добровольной основе).
Отдельно также хотелось бы отметить, что считаем целесообразным установить этапы обязательной маркировки по аналогии с этапами, предусмотренными в Российской Федерации. При этом дополнительно следует рассмотреть вопрос целесообразности использования защищенных материальных носителей (бирок, этикеток) на каждом из этапов маркировки. Данный вопрос имеет существенное значение для субъектов ювелирной отрасли и в связи с тем, что защищенные носители (бирки, этикетки) значительно дороже по сравнению с обычными носителями (бирками, этикетками), что прямым образом влияет на себестоимость ювелирных изделий. Также стоит отметить, что даже на этапе пилотного проекта возникают вопросы относительно возможности предоставления его участникам качественных защищенных носителей, соответствующих требованиям участников пилотного проекта (плотность и цвет бумаги, глубина перфорации и иные характеристики). Кроме того, отдельного обсуждения заслуживает вопрос порядка маркировки остатков ювелирных изделий с учетом опыта имеющегося Российской Федерации по данному вопросу (в настоящий момент появилась информация, что в Российской Федерации обязательная маркировка остатков ювелирных изделий откладывается на год - до 1 сентября 2025 года).
Также дополнительно отмечаем, что проектом Указа предусматривается установление права дистанционной торговли изделиями как произведенными в республике, так и ввезенными на ее территорию для реализации.
Считаем возможным высказать следующее мнение в отношении данного вопроса.
Прежде всего отмечаем, что 1 июля 2024 вступил в силу новый пакет санкционных ограничений Европейского союза, установленных Регламентом Совета ЕС № 2024/1865 и Решением Совета № 2024/1864, который в том числе установил запрет на импорт золота и ювелирных изделий, алмазов, экспортируемых из Республики Беларусь. Таким образом, настоящий момент отечественные производители ювелирных изделий необоснованно лишены возможности экспортировать свою продукцию в страны Европейского союза. С учетом взаимосвязанности логистических цепочек в Европе вышеназванный заперт фактически действует в отношении всех стран европейского континента. Считаем, что в таких условиях открытие рынка дистанционной торговли для импортной ювелирной продукции из стран Европейского союза, является нецелесообразным и не отвечающим интересам отечественных производителей ювелирных изделий.
При этом в отношении продукции производства иных государств, в том числе государств-участниц ЕАЭС, считаем целесообразным рассмотреть такую возможность исключительно после введения в Республике Беларусь обязательной маркировки, наносимой непосредственно на ювелирные изделия, что позволит обеспечить контроль каждой единицы товара, реализуемого посредством дистанционной торговли на всех этапах его цикла – от изготовления (ввоза) до вывода из оборота (реализации конечному потребителю).
Такой подход к вышеназванному вопросу позволит защитить отечественный ювелирный рынок от наполнения контрафактной и некачественной ювелирной продукцией, станет дополнительным механизмом защиты права потребителей на качественные товары, а также обеспечит защиту внутреннего ювелирного рынка и дополнительную защиту и поддержку отечественным производителям ювелирных изделий
Также в целях исключения правовой неопределенности и обеспечения ясности и непротиворечивости норм проекта Указа, считаем необходимым Перечень ювелирных и других изделий без нанесенных на них или их товарные ярлыки (бирки, этикетки или иные носители) средств идентификации либо с нанесенными на них или их товарные ярлыки (бирки, этикетки или иные носители) средствами идентификации, на которые не распространяется запрет обращения на территории Республики Беларусь (Приложение 1 к проекту Указа) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18. Ювелирные и другие изделия, скупленные у физических лиц организациями, которым предоставлены лицензии на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и (или) услугой которых является скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе.».
ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» заранее выражает благодарность за внимание к поставленным нами вопросам, а также дополнительно сообщает, что готовы и в дальнейшем взаимодействовать с Минфином по вопросам введения обязательной маркировки, в том числе выступать в качестве площадки по тестированию системы маркировки до момента ввода обязательной маркировки ювелирных изделий в Республике Беларусь.
22.08.2024 17:49:44
wanhekeys
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
1
Предлагаемые изменения в законодательство дают возможность не только местным организациям осуществлять интернет-торговлю любыми промаркированными ювелирными изделиями (что безусловно позитивный момент), но и иностранным, которые достаточно легко могут зарегистрировать юр. лицо в нашей стране. Есть опасения, что наш рынок сильно потеснят вновь созданные юр. лица, которые де-юре будут юр. лицами РБ, а де-факто – иностранными с большими производственными мощностями. Кроме того, затраты на «содержание» интернет-магазина несравнимы с затратами на стационарный торговый объект, соответственно наши ювелирные организации будут не конкурентноспособны по стоимости ювелирных изделий, особенно тех, которые импортируются из той же Российской Федерации. Нерентабельные торговые объекты будут закрываться, так как не смогут конкурировать, люди будут терять рабочие места, особенно это ударит по малым городам в которых не так много вариантов для трудоустройства, новые торговые объекты открываться не будут из-за нецелесообразности. Онлайн торговля будет развиваться, но как бы это не уничтожило оффлайн..
23.08.2024 08:11:31
ОАО Белювелирторг
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : ОАО «Белювелирторг» рассмотрело проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий». По результатам рассмотрения полагаем разумным введение обязательной маркировки ювелирных и других изделий осуществить в более поздний срок – приоритетно с 01.01.2026. Это позволит Совету Министров Республики Беларусь и Министерству финансов Республики Беларусь принять в развитие Указа соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, перечисленным в п. 2 проекта Указа, в частности порядка маркировки изделий и их остатков, перечня уполномоченных складов. Исключение из пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. № 36 «О реализации ювелирных изделий через интернет-магазины» слов «по 31 августа 2024 г.» и «произведенными в Республике Беларусь и» считаем нецелесообразным в виду малой доли реализации ювелирных изделий через интернет-магазины (согласно информации, изложенной в обосновании к проекту Указа), а так же с целью защиты интересов производителей и торговых сетей, имеющих стационарные торговые объекты.
23.08.2024 12:28:02
EGO-ART
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
1
ОДО "ЭГО-АРТ", участник пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий, рассмотрело проект Указа «О маркировке ювелирных и других изделий». Наша точка зрения полностью совпадает с мнением уважаемых коллег из ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА», описанного выше, поэтому описывать детально не видим смысла. Хочется добавить- при сложившихся факторах видим целесообразным запуск обязательной маркировки не с 1 августа 2025, как предлагают уважаемые коллеги ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА», а с 1 января 2026 года, при условии доработки системы и тестирования участниками пилотного проекта во второй половине 2025 года. Для небольших компаний такого рода изменения являются серьезными, а сама система должна быть готова и адаптирована к реальным условиям рынка. С уважением, ОДО "ЭГО-АРТ"
23.08.2024 15:23:17
Компания ПроРАМПО
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
1
Ознакомившись с проектом Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий» (далее - Указ) и обоснованием необходимости его принятия, направляем свою позицию по планируемым изменениям действующего законодательства.
Компания ООО «ПроРАМПО» как первая негосударственная ювелирная компания в Беларуси, получившая лицензию Министерства финансов Республики Беларусь на осуществление деятельности по продаже ювелирных изделий, имеет большой опыт работы в сфере осуществления производства и торговли ювелирными изделиями. Полагаем, что этот опыт может быть полезен при обсуждении проектов нормативных правовых актов и выработке предложений и рекомендаций по вопросам совершенствования деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Мы видим, что интернет-торговля ювелирными украшениями имеет серьезные перспективы наряду со стандартными продажами, в т.ч. в связи с желанием покупателей совершать покупки в более удобном для них формате, не ограничиваясь временными рамками работы торговых объектов, и с минимальными затратами своего личного времени, а также по причине вовлечения в покупки более молодого поколения.
Как один из участников пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий, мы верим в дальнейший рост интернет-продаж в ювелирной отрасли, поэтому наша компания продолжит активное развитие этого направления.
Вместе с тем, предлагаемые изменения законодательства вызывают у нас ряд серьезных вопросов. требующих обсуждения и дополнительного урегулирования.
Во-первых, введение обязательной маркировки ювелирных изделий уже с 1 января 2025 года (через 4 месяца) вызовет большую напряженность на ювелирном рынке и негативно скажется на ведении бизнеса, так как промаркировать все ювелирные изделия в такие короткие сроки будет абсолютно невозможно.
К тому же анализ реализации проекта по введению обязательной маркировки ювелирных изделий в Российской Федерации показывает, что даже примененное поэтапное внедрение системы контроля не позволило осуществить его в запланированные сроки. Так, обязательная маркировка остатков ювелирных изделий, срок введения которой был установлен на 1 сентября 2024 года, откладывается на 1 (один) год, до 1 сентября 2025 года. Решение о переносе сроков было принято после обращений ювелирных компаний, заявивших о невозможности маркировки всех остатков к ранее установленному сроку.
В обосновании применения Указа определены полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению:
сроков введения маркировки ювелирных изделий,
порядка маркировки ювелирных изделий и остатков ювелирных изделий,
состава информации, подлежащей внесению в систему маркировки субъектами хозяйствования и др.
Т.е. в самом проекте Указа эти вопросы не регламентированы, в связи с чем в настоящее время не представляется возможным оценить нюансы и проблемы, которые могут возникнуть при реализации и применении вносимых изменений в законодательство в практической деятельности. Поэтому полагаем, что до введения законодательного требования о маркировке ювелирных изделий необходимо принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок, сроки введения маркировки и иные вопросы, связанные с реализацией проекта.
Учитывая изложенное, считаем необходимым пересмотреть сроки введения обязательной маркировки ювелирных изделий. Просим установить их не ранее 1 января 2026 года и только после принятия всех необходимых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с маркировкой ювелирных изделий. Только в таком случае будет возможен плавный переход на применение новых кодов маркировки без негативных последствий для производственной и торговой деятельности белорусских ювелирных компаний.
Во-вторых, несмотря на имеющиеся положительные моменты, предлагаемые изменения законодательства в перспективе вызовут ухудшение условий работы для белорусских производителей и продавцов ювелирных изделий.
Установление права дистанционной торговли ювелирными изделиями как произведенными в республике, так и ввезенными на ее территорию для реализации, откроет возможности для работы в этой сфере российским маркетплейсам, что негативно скажется на деятельности белорусских ювелирных компаний.
В обосновании необходимости принятия Указа пояснено, что дистанционную торговлю ювелирными изделиями на территории Республики Беларусь смогут осуществлять только резиденты Республики Беларусь, что будет служить защитой для добросовестных отечественных производителей. Однако это не сможет обеспечить защиту белорусских производителей, так как любой нерезидент может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации компании в Республике Беларусь. В день обращения будет создана новая компания, которая будет являться резидентом Республики Беларусь. Эта компания сможет получить лицензию на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и начать осуществление такой деятельности.
Российские маркетплейсы давно имеют компании, зарегистрированные в Республике Беларусь. Если они получат возможность осуществлять торговлю ювелирными изделиями, у них будут явные преимущества, и самое главное из них – это небольшая затратная часть. Маркетплейсам для ведения бизнеса нужны только небольшие пункты выдачи и минимальное количество персонала, которые у них уже есть. Белорусские ювелирные компании имеют высокую затратную часть в связи с необходимостью содержать большое количество стационарных магазинов, которые должны соответствовать ряду повышенных требований, вызванных спецификой товара, начиная с их местонахождения и заканчивая требованиями о технической укрепленности: это арендная плата, особенно высокая в крупных населенных пунктах и столице, коммунальные расходы, оборудование сейфовой комнаты, тревожной кнопки, заработная плата работникам и связанные с ее выплатой обязательные страховые взносы. Белорусским ювелирным компаниям, как государственной, так и частной формы собственности, будет очень сложно продолжать свою деятельность при таких явно неравных условиях конкуренции. Это приведет к вынужденной оптимизации постоянных затрат компаний, сокращению количества торговых объектов, что в свою очередь приведет к потере рабочих мест и снижению уровня заработной платы. Деятельность белорусских ювелирных компаний станет нерентабельной, что в дальнейшем приведет к ликвидации действующих участников рынка и постепенной утрате ювелирного рынка Беларуси, а государственный бюджет – к неполучению налоговых платежей в значительном размере.
Учитывая изложенное, в целях недопущения негативных последствий от изменений действующего законодательства и условий осуществления предпринимательской деятельности для белорусских ювелирных компаний, предлагаем:
1)изменить срок введения обязательной маркировки ювелирных изделий, установив его не ранее 1 января 2026 года;
3)предусмотреть в нормативных правовых актах освобождение от обязанности маркировки остатков ювелирных изделий;
4)вынести проект Указа и проекты других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы по введению обязательной маркировки ювелирных изделий иустановлению права дистанционной торговли ювелирными изделиями, на профессиональное обсуждение с привлечением причастных специалистов и представителей белорусских ювелирных компаний, в том числе в связи с необходимостью разработки действенных мер по защите интересов белорусских производителей в изменившихся условиях осуществления деятельности.
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий»
Общественное обсуждение
11Проектом предусмотрены правовые основания по введению с 1 января 2025 г. маркировки ювелирных изделий, а также осуществления дистанционной торговли ювелирными изделиями, маркированными средствами идентификации.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 15 по 24 августа 2024 г.
13.08.2024 16:56:38
Пользователь
НОВИЧОК15.08.2024 16:09:19
Пользователь
НОВИЧОК22.08.2024 10:41:13
Пользователь
НОВИЧОКДанный законопроект приведет к тому, что сильно пострадают белорусские производители ювелирных изделий, в частности производители, которые реализуют ювелирные изделия, через торговые точки.
При таком указе, конкурировать торговым обьектам с маркетплейсами, в том числе российскими, станет практически невозможным. При продаже ювелирных изделий через маркетплейс, затратная часть минимальна, по сравнению с продажей, через торговый обьект.
22.08.2024 13:14:31
Пользователь
НОВИЧОК22.08.2024 13:16:32
Юрист
НОВИЧОКООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» в рамках публичного обсуждения рассмотрело проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий» и сообщает следующее.
Прежде всего отмечаем, что в 2019 году ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» (далее - Завод) одним из первых поддержало инициативу Министерства финансов Республики Беларусь (далее – Минфин) по реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий. Завод в качестве отечественного производителя ювелирных изделий до настоящего момента является активным участником пилотного проекта по маркировке, предусмотренного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2019 № 492 «О реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий» (далее – пилотный проект). На всех этапах реализации пилотного проекта Завод осуществлял тесное взаимодействие с Минфином и оператором пилотного проекта РУП «Издательство Белбланкавыд» по всем вопросам маркировки, а также выступал в качестве площадки для тестирования всех этапов маркировки в рамках пилотного проекта. Участие в пилотном проекта позволило Заводу:
реализовать использование нового способа маркировки ювелирных изделий, который позволяет осуществлять контроль каждой единицы ювелирного изделия на всех этапах ее жизненного цикла – от изготовления до вывода из оборота;
обеспечить возможность потребителям проверить все заявленные параметры изделия, что увеличило доверие к производимой продукции;
представить свою продукцию для потребителей через интернет-торговлю.
Количественные показатели участия Завода в пилотном проекте также свидетельствуют о ежегодном росте маркируемой продукции.
С учетом вышеназванных факторов ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» положительно оценивает результаты пилотного проекта.
Вместе с тем проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий» (далее – проект Указа) предусматривает введение обязательной маркировки ювелирных изделий средствами идентификации с 1 января 2025 г. При этом исходя из обоснования необходимости принятия (издания) Указа предполагается, что обязательная маркировка будет иметь несколько этапов по аналогии с имеющимся опытом Российской Федерации. К сожалению, такие этапы и сроки их реализации в обосновании не определены, в связи с чем затруднительно делать полный прогноз последствий принятия Указа для представителей ювелирного бизнеса.
Считаем возможным высказать мнение, что в настоящий момент отсутствуют основания, позволяющие обеспечить беспрерывный и безболезненный для бизнеса переход к обязательной маркировке ювелирных изделий в такие короткие сроки. При этом данное мнение сформировано с учетом следующих основных факторов.
Так, в частности, мы считаем, что к введению обязательной маркировки ювелирных изделий с 1 января 2025 года будут в полной мере готовы исключительно несколько активных участников пилотного проекта, в том числе Завод. При этом иные участники ювелирного рынка Республики Беларусь, в том числе представители государственного сектора торговли, которые не имели опыта работы с маркировкой ювелирных изделий в рамках добровольного пилотного проекта, не смогут оперативно обеспечить обращение ювелирных изделий в рамках функционирования обязательной системы маркировки, что негативно скажется на всех участниках ювелирного рынка, в том числе отечественных производителях ювелирных изделий. Также введение обязательной маркировки потребует от субъектов ювелирного рынка привлечения ряда ресурсов (финансовых, трудовых и иных), что в условиях невысокой маржинальности ювелирного бизнеса в такие короткие сроки может стать затруднением для ряда его участников.
Кроме того, в настоящий момент существует и ряд нерешенных технических проблем при функционировании автоматизированной информационной системы маркировки ювелирных изделий Республики Беларусь (далее – АИС). В частности, необходима доработка функций действующей системы маркировки по следующим основным направлениям:
внедрение возможности формирования отчетов (отчет по использованным кодам маркировки, отчет по использованию защищенных товарных ярлыков, отчет по отгруженной продукции за определенный период в разрезе контрагентов с возможностью детализации до кодов маркировки, отчет по наличию изделий в АИС) в личном кабинете на платформеhttps://i.datamark.by , что обеспечило бы возможность выявления технических сбоев и сличения с учетными данными
внедрение пакетных решений, обеспечивающих интеграцию системы маркировки с основными, система учета (прежде всего с системами учета, функционирующих на базе платформы 1С);
внедрение пакетных решений в процессы выгрузки/загрузки данных в АИС (на текущий момент длительность загрузки большого объема данных не позволяет оперативно отгружать выпускаемую продукцию);
внедрение возможности получения статусов по перечню поданных заявлений на проведение пробирных работ.
При этом считаем целесообразным произвести доработку вышеназванных функций АИС не в рамках этапов функционирования обязательной системы маркировки ювелирных изделий, а на этапе пилотного проекта.
Также считаем, что в связи с тем, что предлагаемая проектом Указа система обязательной маркировки ювелирных изделий является самостоятельной системой и действующее законодательство по вопросам маркировки товаров на данную систему не распространяется, разработка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, определенные в пункте 2 проекта Указа, может потребовать значительного времени с учетом особенностей ювелирной отрасли. Для безболезненного и беспрепятственного перехода на обязательную маркировку считаем целесообразным, чтобы такие нормативные акты были приняты до даты введения обязательной маркировки, чтобы субъектам ювелирной отрасли были понятны все правила работы в условиях действия системы обязательной маркировки ювелирных изделий. При этом исходя из пункта 7 проекта Указа компетенция Совета Министров Республики Беларусь на решение вопросов, определенных в пункте 2 проекта Указа, возникнет только с 1 января 2025, то есть в момент, когда обязательная маркировка уже будет действовать. Несвоевременное и (или) неполное нормативно-правовое обеспечение работы новой системы маркировки может также негативно отразиться на субъектах ювелирного бизнеса.
Дополнительно также отмечаем, что для ювелирного бизнеса период с ноября по март является периодом активного покупательского спроса, в связи с чем «перестройка» работы под новые условия в данный период времени может негативно сказаться на производственной деятельности всех субъектов отечественного ювелирного рынка. В связи с этим оптимальным временем для налаживания функционирования новой системы обязательной маркировки ювелирных изделий считаем период с апреля по август.
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть возможность продления пилотного проекта не менее чем на один год и введения обязательной маркировки ювелирных изделий в Республике Беларусь не ранее 31 августа 2025 года, что позволит:
всем ответственным участникам ювелирного рынка протестировать все этапы маркировки в рамках пилотного проекта;
на уровне нормативных правовых актов определить этапы обязательной маркировки и сроки их реализации, что позволит бизнесу планировать свою деятельность в рамках обозначенных сроков;
произвести планомерное обеспечение предприятий всеми ресурсами для беспрерывного и безболезненного перехода к обязательной маркировке ювелирных изделий.
По нашему мнению, предлагаемый подход к сроку введения обязательной маркировки ювелирных изделий является взвешенным и обоснованным и будет направлен на защиту внутреннего рынка ювелирных изделий, что в целом коррелируется с общим подходом государства к регулированию общественных отношений в различных сферах.
Кроме того, по аналогии с опытом Российской Федерации, в которой не предусмотрена маркировка ювелирных изделий из серебра, а также их клеймение, считаем целесообразным вводить обязательную маркировку исключительно для ювелирных изделий из золота, а для изделий из серебра и иных драгоценных металлов предусматривать добровольную маркировку (например, проведение маркировки при экспорте продукции в государства-участники ЕАЭС, в которых маркировка является обязательной, для использования в дистанционной торговле и т.д.). Такая позиция основана на необходимости реализации базового принципа интеграции в рамках деятельности Союзного государства: создание равных условий деятельности для субъектов хозяйствования двух стран. Считаем, что отечественным производителем следует предоставить больше «свободы» в части работы с серебром, а государству при необходимости - усилить контрольные функции. В связи с этим целесообразно было бы системно дополнительно рассмотреть вопрос гармонизации нашего законодательство с законодательством Российской Федерации в части клеймения ювелирных изделий из серебра (согласно пункт 2 статьи 12.1 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства осуществляются на добровольной основе).
Отдельно также хотелось бы отметить, что считаем целесообразным установить этапы обязательной маркировки по аналогии с этапами, предусмотренными в Российской Федерации. При этом дополнительно следует рассмотреть вопрос целесообразности использования защищенных материальных носителей (бирок, этикеток) на каждом из этапов маркировки. Данный вопрос имеет существенное значение для субъектов ювелирной отрасли и в связи с тем, что защищенные носители (бирки, этикетки) значительно дороже по сравнению с обычными носителями (бирками, этикетками), что прямым образом влияет на себестоимость ювелирных изделий. Также стоит отметить, что даже на этапе пилотного проекта возникают вопросы относительно возможности предоставления его участникам качественных защищенных носителей, соответствующих требованиям участников пилотного проекта (плотность и цвет бумаги, глубина перфорации и иные характеристики). Кроме того, отдельного обсуждения заслуживает вопрос порядка маркировки остатков ювелирных изделий с учетом опыта имеющегося Российской Федерации по данному вопросу (в настоящий момент появилась информация, что в Российской Федерации обязательная маркировка остатков ювелирных изделий откладывается на год - до 1 сентября 2025 года).
Также дополнительно отмечаем, что проектом Указа предусматривается установление права дистанционной торговли изделиями как произведенными в республике, так и ввезенными на ее территорию для реализации.
Считаем возможным высказать следующее мнение в отношении данного вопроса.
Прежде всего отмечаем, что 1 июля 2024 вступил в силу новый пакет санкционных ограничений Европейского союза, установленных Регламентом Совета ЕС № 2024/1865 и Решением Совета № 2024/1864, который в том числе установил запрет на импорт золота и ювелирных изделий, алмазов, экспортируемых из Республики Беларусь. Таким образом, настоящий момент отечественные производители ювелирных изделий необоснованно лишены возможности экспортировать свою продукцию в страны Европейского союза. С учетом взаимосвязанности логистических цепочек в Европе вышеназванный заперт фактически действует в отношении всех стран европейского континента. Считаем, что в таких условиях открытие рынка дистанционной торговли для импортной ювелирной продукции из стран Европейского союза, является нецелесообразным и не отвечающим интересам отечественных производителей ювелирных изделий.
При этом в отношении продукции производства иных государств, в том числе государств-участниц ЕАЭС, считаем целесообразным рассмотреть такую возможность исключительно после введения в Республике Беларусь обязательной маркировки, наносимой непосредственно на ювелирные изделия, что позволит обеспечить контроль каждой единицы товара, реализуемого посредством дистанционной торговли на всех этапах его цикла – от изготовления (ввоза) до вывода из оборота (реализации конечному потребителю).
Такой подход к вышеназванному вопросу позволит защитить отечественный ювелирный рынок от наполнения контрафактной и некачественной ювелирной продукцией, станет дополнительным механизмом защиты права потребителей на качественные товары, а также обеспечит защиту внутреннего ювелирного рынка и дополнительную защиту и поддержку отечественным производителям ювелирных изделий
Также в целях исключения правовой неопределенности и обеспечения ясности и непротиворечивости норм проекта Указа, считаем необходимым Перечень ювелирных и других изделий без нанесенных на них или их товарные ярлыки (бирки, этикетки или иные носители) средств идентификации либо с нанесенными на них или их товарные ярлыки (бирки, этикетки или иные носители) средствами идентификации, на которые не распространяется запрет обращения на территории Республики Беларусь (Приложение 1 к проекту Указа) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18. Ювелирные и другие изделия, скупленные у физических лиц организациями, которым предоставлены лицензии на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющей работой и (или) услугой которых является скупка драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе.».
ООО «Ювелирный завод «ЗОРКА» заранее выражает благодарность за внимание к поставленным нами вопросам, а также дополнительно сообщает, что готовы и в дальнейшем взаимодействовать с Минфином по вопросам введения обязательной маркировки, в том числе выступать в качестве площадки по тестированию системы маркировки до момента ввода обязательной маркировки ювелирных изделий в Республике Беларусь.
22.08.2024 17:49:44
Пользователь
НОВИЧОК23.08.2024 08:11:31
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : ОАО «Белювелирторг» рассмотрело проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке ювелирных и других изделий».
По результатам рассмотрения полагаем разумным введение обязательной маркировки ювелирных и других изделий осуществить в более поздний срок – приоритетно с 01.01.2026. Это позволит Совету Министров Республики Беларусь и Министерству финансов Республики Беларусь принять в развитие Указа соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, перечисленным в п. 2 проекта Указа, в частности порядка маркировки изделий и их остатков, перечня уполномоченных складов.
Исключение из пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. № 36 «О реализации ювелирных изделий через интернет-магазины» слов «по 31 августа 2024 г.» и «произведенными в Республике Беларусь и» считаем нецелесообразным в виду малой доли реализации ювелирных изделий через интернет-магазины (согласно информации, изложенной в обосновании к проекту Указа), а так же с целью защиты интересов производителей и торговых сетей, имеющих стационарные торговые объекты.
23.08.2024 12:28:02
Пользователь
НОВИЧОКС уважением, ОДО "ЭГО-АРТ"
23.08.2024 15:23:17
Пользователь
НОВИЧОК23.08.2024 15:46:39
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться