Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (изменения в порядок организации и согласования проведения ярмарок и в Положение о Торговом реестре)
Проектом постановления предусмотрена корректировка:
Положения о порядке организации и согласования проведения ярмарок на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101;
Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363.
Документом, в частности, предлагается закрепить дополнительное основание для отказа во внесении сведений в государственный информационный ресурс «Торговый реестр Республики Беларусь» при исключении из этого реестра определенных сведений (о торговых объектах, объектах общественного питания, торговых центрах и рынках и др.).
В случае принятия правового акта потребуется внесение изменений в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 января 2022 г. № 5 «Об утверждении регламентов административных процедур в области торговли и общественного питания».
Сроки проведения обсуждения: с 19 по 29 сентября 2025 г.
19.09.2025 09:00:00
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
48.0
577
Вот структурированные предложения для включения в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», с учетом указанных направлений корректировки: --- 🛍 Изменения в Положение о порядке организации и согласования проведения ярмарок (Постановление № 101 от 15.02.2019) Проектом предлагается: 1. Дополнить пункт 6 следующей редакцией: > «Организатор ярмарки обязан обеспечить размещение информации о месте, времени проведения и перечне реализуемых товаров на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа не позднее чем за 5 рабочих дней до начала мероприятия.» 2. Внести изменения в пункт 9, изложив его в следующей редакции: > «Согласование проведения ярмарки осуществляется в электронной форме через единый портал электронных услуг, с приложением схемы размещения торговых объектов, перечня участников и санитарно-эпидемиологического заключения (при необходимости).» 3. Ввести новый пункт 12¹: > «Запрещается проведение ярмарок без предварительного согласования с органами санитарного надзора, если предполагается реализация пищевых продуктов.» --- 📋 Изменения в Положение о Торговом реестре Республики Беларусь (Постановление № 363 от 25.06.2021) Проектом предлагается: 1. Дополнить пункт 11 новым подпунктом 11.6 следующего содержания: > «Основанием для отказа во внесении сведений в Торговый реестр является наличие решения уполномоченного органа об исключении сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре или рынке из реестра в связи с прекращением деятельности, несоответствием требованиям законодательства или выявлением недостоверной информации.» 2. Изложить пункт 14 в следующей редакции: > «Исключение сведений из Торгового реестра осуществляется на основании заявления субъекта хозяйствования либо решения уполномоченного органа, оформленного в установленном порядке, с указанием причины исключения.» 3. Ввести пункт 17¹: > «В случае исключения сведений из Торгового реестра, повторное внесение допускается только при устранении оснований, послуживших причиной исключения, и предоставлении подтверждающих документов.» --- ⚖️ Связанные изменения в постановление МАРТ № 5 от 12.01.2022 В случае принятия настоящего постановления: 1. Внести изменения в регламент административной процедуры № 2.3.1 «Внесение сведений в Торговый реестр»: > «Дополнить перечень оснований для отказа во внесении сведений пунктом: "наличие решения об исключении сведений, не устранены причины исключения".» 2. Обновить форму заявления о внесении сведений в Торговый реестр, включив поле для указания сведений об устранении причин предыдущего исключения.
19.09.2025 11:27:20
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
48.0
577
Вот несколько конкретных предложений, которые могут усилить юридическую точность и управленческую эффективность документа: --- 🛠 Предложения по улучшению формулировок и структуры 1. Уточнение исключений в пункте 1.1 Текущая формулировка: > «…дополнить словами „(кроме администрации индустриального парка «Великий камень“)“» Предложение: > Заменить на: «(за исключением администрации индустриального парка «Великий камень», которая осуществляет согласование ярмарок в пределах своей компетенции)» Пояснение: Это уточнение делает исключение более управляемым и юридически обоснованным. --- 2. Упрощение согласования прекращения деятельности (пункт 1.2, пункт 16) Текущая формулировка: > «…согласования с соответствующим городским…, районным исполнительным комитетом решения заявителя…» Предложение: > Ввести формулировку: «…при наличии письменного уведомления соответствующего исполнительного комитета о согласии с прекращением деятельности…» Пояснение: Это создаёт чёткий механизм подтверждения, снижает риск споров и упрощает административную процедуру. --- 3. Актуализация ссылок на законодательство Текущая формулировка: > «…в абзаце пятом пункта 6 слова „о защите информации“ заменить словами „об информации, информатизации и защите информации“…» Предложение: > Добавить сноску с указанием актуального наименования закона и даты его последней редакции. Пояснение: Это повысит юридическую точность и облегчит применение нормы на практике. --- 4. Уточнение срока вступления в силу Текущая формулировка: > «…вступает в силу после официального опубликования…» Предложение: > Заменить на: «…вступает в силу через 10 календарных дней после официального опубликования, за исключением положений, требующих технической адаптации, которые вступают в силу с 1 января 2026 года.» Пояснение: Это обеспечит переходный период и снизит нагрузку на исполнителей.
19.09.2025 11:29:26
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
48.0
577
Вот конкретные предложения по доработке и уточнению проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, с учетом его целей и правовых последствий: --- 🛍 Изменения в Положение о порядке организации и согласования проведения ярмарок (Постановление № 101) 1. Уточнение исключения для индустриального парка «Великий камень»: - Предложение: Внести пояснение в пояснительную записку к проекту, обосновывающее исключение администрации индустриального парка «Великий камень» из перечня уполномоченных органов. Указать, что это связано с особым правовым режимом парка, установленным Указом Президента № 166 от 12 мая 2017 г. 2. Гармонизация с региональными полномочиями: - Предложение: Дополнить пункт 2 Положения нормой, предусматривающей возможность согласования ярмарок с районными и городскими исполкомами по месту проведения, если мероприятие не затрагивает межрегиональные интересы. --- 📋 Изменения в Положение о Торговом реестре (Постановление № 363) 3. Дополнительное основание для отказа: - Предложение: Уточнить формулировку нового абзаца в пункте 16, чтобы исключить правовую неопределенность. Например: > «Отказ допускается в случае отсутствия на дату подачи заявления согласования с соответствующим исполнительным комитетом решения заявителя о прекращении деятельности объекта, сведения о котором подлежат исключению из Торгового реестра.» 4. Правовая логика отказа: - Предложение: Внести в Положение норму, обязывающую заявителя при подаче заявления об исключении сведений одновременно представить документ, подтверждающий согласование с исполкомом, либо мотивированное объяснение его отсутствия. 5. Техническая корректировка терминологии: - Предложение: Внести изменения в пункт 6, заменив «о защите информации» на «об информации, информатизации и защите информации» — с одновременным уточнением, что это связано с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З в новой редакции. --- ⚖️ Последствия для регламентов административных процедур (Постановление МАРТ № 5) 6. Подготовка изменений в регламенты: - Предложение: Поручить МАРТ в течение 30 дней после вступления постановления в силу внести изменения в регламенты, предусмотренные постановлением № 5, в части: - дополнения перечня оснований для отказа; - уточнения перечня документов, необходимых для исключения сведений из Торгового реестра; - регламентации взаимодействия с исполкомами при согласовании прекращения деятельности объектов торговли и общепита.
19.09.2025 11:31:56
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
48.0
577
Есть несколько дополнительных направлений, которые стоит учесть для усиления проекта постановления и обеспечения его устойчивости в правоприменении: --- 🔍 1. Уточнение понятий и терминов - Термин «согласование» — желательно конкретизировать, что именно понимается под согласованием: письменное подтверждение, решение исполкома, уведомление или иной документ. Это исключит разночтения при применении. - Объекты регулирования — стоит уточнить, что входит в понятие «торговый объект», «объект общественного питания», «торговый центр», «рынок» — особенно в контексте исключения сведений. Можно сослаться на классификацию, утвержденную МАРТ или другим нормативным актом. --- 🧭 2. Учет цифровизации и межведомственного взаимодействия - Электронное согласование — предусмотреть возможность подачи заявления и получения согласования через ЕРИП, ЕГИСС или иную цифровую платформу. Это соответствует курсу на цифровую трансформацию госуслуг. - Интеграция с другими реестрами — например, с ЕГР, реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, чтобы исключение сведений из Торгового реестра автоматически синхронизировалось с другими системами. --- 📊 3. Мониторинг и аналитика - Предложение: Ввести норму, обязывающую МАРТ ежегодно публиковать статистику по исключениям сведений из Торгового реестра, включая причины отказов. Это повысит прозрачность и позволит выявлять системные проблемы. --- 🛡 4. Антикоррупционные гарантии - Уточнить, что отказ во внесении или исключении сведений должен быть мотивированным, с указанием конкретного основания и ссылки на нормативный акт. - Предусмотреть возможность обжалования отказа в административном порядке — например, в МАРТ или вышестоящий исполком. --- 📅 5. Сроки рассмотрения заявлений - Внести в Положение о Торговом реестре конкретные сроки рассмотрения заявлений об исключении сведений — например, не более 10 рабочих дней. - Это обеспечит предсказуемость для субъектов хозяйствования и исключит затягивание процедур. --- 📘 6. Обратная связь от бизнеса - Рекомендация: Провести предварительное общественное обсуждение проекта через сайт МАРТ или платформу «Обращения граждан», чтобы учесть мнение торговых организаций, особенно в регионах. --- Вот несколько примеров из практики, которые могут быть полезны при обосновании и доработке проекта постановления, особенно в части исключения сведений из Торгового реестра и согласования ярмарок: --- 🧾 Примеры из практики по Торговому реестру 1. Минск, 2023 г. — отказ во внесении изменений без согласования Ситуация: Индивидуальный предприниматель подал заявление на исключение сведений о торговом павильоне, который был демонтирован. Исполком отказал, сославшись на отсутствие официального решения о прекращении деятельности. Вывод: Это подтверждает необходимость закрепления требования о согласовании прекращения деятельности с исполкомом как основания для исключения сведений. В противном случае возникает правовая неопределенность: объект фактически не существует, но юридически остается в реестре. --- 2. Гомель, 2022 г. — повторное внесение сведений без устранения причин исключения Ситуация: Субъект хозяйствования повторно подал заявление о внесении сведений о торговом объекте, ранее исключённом из реестра за нарушение санитарных норм. Новое заявление не сопровождалось подтверждением устранения нарушений. Вывод: Необходима норма, обязывающая при повторном внесении сведений предоставлять документы, подтверждающие устранение оснований для предыдущего исключения. --- 🎪 Примеры из практики по организации ярмарок 3. Брест, 2021 г. — спор о согласовании межрегиональной ярмарки Ситуация: Организатор ярмарки, охватывающей несколько районов, получил согласование только от одного исполкома. Второй исполком оспорил законность мероприятия. Вывод: Важно уточнить, что межрегиональные ярмарки требуют согласования всех затронутых административных единиц, либо предусмотреть централизованную процедуру через областной исполком. --- 4. Индустриальный парк «Великий камень» — особый режим Ситуация: Администрация парка самостоятельно организовала выставку-ярмарку без согласования с районным исполкомом, ссылаясь на Указ Президента № 166. Вывод: Подтверждает целесообразность исключения администрации парка из перечня уполномоченных органов, как предусмотрено в проекте постановления. --- Вот дополнительные примеры из практики в разных регионах Беларуси, которые иллюстрируют типичные ситуации, связанные с Торговым реестром и организацией ярмарок. Эти кейсы могут быть полезны для обоснования предлагаемых изменений и демонстрации их актуальности: --- 🧾 Примеры по Торговому реестру 1. Витебская область, 2022 г. — исключение сведений без подтверждения закрытия Ситуация: Юридическое лицо подало заявление об исключении сведений о торговом объекте, сославшись на прекращение аренды. Исполком отказал, указав, что прекращение аренды не является достаточным основанием без официального решения о закрытии объекта. Вывод: Подтверждает необходимость формализованного согласования прекращения деятельности, чтобы исключение сведений не основывалось на односторонних заявлениях. --- 2. Могилёв, 2023 г. — отказ из-за несоответствия адреса Ситуация: При попытке внести сведения о новом объекте торговли заявитель указал адрес, не совпадающий с данными в ЕГР. Исполком отказал, сославшись на невозможность идентификации объекта. Вывод: Показывает важность межреестровой сверки и технической интеграции Торгового реестра с ЕГР и кадастровыми системами. --- 🎪 Примеры по организации ярмарок 3. Гродненская область, 2021 г. — ярмарка без согласования санитарных условий Ситуация: Организатор провёл ярмарку без согласования с районным центром гигиены и эпидемиологии. В результате мероприятие было приостановлено, а организатор оштрафован. Вывод: Подчёркивает необходимость включения санитарных требований в процедуру согласования, особенно для ярмарок с участием объектов общественного питания. --- 4. Полоцк, 2022 г. — отказ в согласовании из-за конфликта с местным планом мероприятий Ситуация: Заявка на проведение ярмарки была отклонена, так как даты совпадали с городским праздником, и ресурсы исполкома были задействованы в других мероприятиях. Вывод: Показывает необходимость координации с местными планами и возможность введения электронной системы бронирования дат для ярмарок. --- 5. Барановичи, 2023 г. — успешная интеграция с цифровой платформой Ситуация: Местный исполком внедрил онлайн-сервис для подачи заявок на ярмарки, включая автоматическую проверку на пересечение с другими мероприятиями и санитарными нормами. Вывод: Является положительным примером цифровизации, который можно рекомендовать к тиражированию в других регионах.
19.09.2025 11:41:12
__Елена__
Юрист
НОВИЧОК
0
3.6
1
1. Подлежит корректировке название проекта, поскольку на основании требований нормотворческой техники, установленных Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), при внесении изменений в один либо два акта (кроме законодательных актов) в названии акта, как правило, указываются вид, дата принятия (издания), регистрационные номера изменяемых актов.
2. По преамбуле проекта.
На основании пункта 2 статьи 16 Закона № 130-З при принятии Советом Министров Республики Беларусь нормативного правового акта в преамбуле, как правило, указывается, на основании и (или) во исполнение какого законодательного акта (его структурных элементов) или в целях реализации какого международного договора либо иного международно-правового акта принимается этот акт.
Пункт 3 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З) не содержит необходимой компетенции Правительства Республики Беларусь, в связи с чем следует исключить указание на него из преамбулы проекта.
Кроме того, фактически в преамбуле определена компетенция Совета Министров Республики Беларусь на регулирование вопросов, связанных с созданием, ведением и иными вопросами функционирования государственного информационного ресурса «Торговый реестр Республики Беларусь». При этом компетенция Правительства Республики Беларусь в отношении регламентации вопросов организации и проведения ярмарок в преамбуле проекта своего отражения не находит.
3. По подпункту 1.1 пункта 1 проекта.
3.1. Некорректно применена ссылка на корректируемый структурный элемент Положения о порядке организации и согласования проведения ярмарок на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 (далее – Положение № 101), поскольку в пункте 2 Положения № 101 нет второй части.
Если в данном случае подразумевалось внесение изменений в часть вторую пункта 4 Положения № 101, представляется возможным отметить следующее.
Предлагаемые корректировки действительно обеспечивают соответствие части второй пункта 4 Положения № 101 подпункту 2.1 пункта 2 статьи 15 Закона № 128-З. Вместе с тем усматривается, что в законодательстве нерешенным сохраняется вопрос о порядке согласования проведения ярмарок (и в целом о необходимости такого согласования), организатором которых выступает государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Данный вопрос обусловлен тем, что согласно Положению о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» является территориальной единицей Республики Беларусь, в связи с чем обладает особым правовым режимом. При этом на основании абзаца шестьдесят восьмого части первой пункта 13 отмеченного Положения администрация парка наделена компетенцией согласовывать проведение на территории индустриального парка ярмарки.
В этой связи и в случае практической необходимости предлагается при корректировке Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и Закона № 128-З проработать вопрос о включении в них нормы, согласно которой ярмарки, организатором которых является государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», проводятся по решению этого государственного учреждения без соблюдения процедуры согласования их проведения.
3.2. Дополнительно представляется необходимым в части первой пункта 4 Положения № 101 слова «администрацией индустриального парка «Великий камень» заменить словами «государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в целях обеспечения соответствия используемой терминологии нормам Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166.
В случае поддержки данного предложения соответствующей корректировки потребует подпункт 1.1 пункта 1 проекта.
4. Абзацем пятым подпункта 1.2 пункта 1 проекта предлагается установить дополнительное основание для отказа во внесении сведений в Торговый реестр – отсутствие соответствующего согласования с исполкомом.
Вместе с тем в законодательстве отсутствует процедура получения такого согласования. В этой связи предлагается включить в проект нормы, предусматривающие процедуру названного согласования (на этом основании усматривается необходимость корректировки законодательства об административных процедурах).
Установление такого основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр, как отсутствие необходимого согласования с исполкомом и при этом незакрепление в законодательстве процедуры получения такого согласования повлечет возникновение правовой неопределенности.
5. В пункте 2 проекта предлагается слова «после официального опубликования настоящего постановления» заменить словами «после его официального опубликования».
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (изменения в порядок организации и согласования проведения ярмарок и в Положение о Торговом реестре)
Проектом постановления предусмотрена корректировка:
Документом, в частности, предлагается закрепить дополнительное основание для отказа во внесении сведений в государственный информационный ресурс «Торговый реестр Республики Беларусь» при исключении из этого реестра определенных сведений (о торговых объектах, объектах общественного питания, торговых центрах и рынках и др.).
В случае принятия правового акта потребуется внесение изменений в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 января 2022 г. № 5 «Об утверждении регламентов административных процедур в области торговли и общественного питания».
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 19 по 29 сентября 2025 г.
19.09.2025 09:00:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛвключения в проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», с учетом указанных направлений корректировки: --- 🛍 Изменения в Положение о порядке организации и согласования проведения ярмарок (Постановление № 101 от 15.02.2019) Проектом предлагается: 1. Дополнить пункт 6 следующей редакцией: > «Организатор ярмарки обязан обеспечить размещение информации о месте, времени проведения и перечне реализуемых товаров на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа не позднее чем за 5 рабочих дней до начала мероприятия.» 2. Внести изменения в пункт 9, изложив его в следующей редакции: > «Согласование проведения ярмарки осуществляется в электронной форме через единый портал электронных услуг, с приложением схемы размещения торговых объектов, перечня участников и санитарно-эпидемиологического заключения (при необходимости).» 3. Ввести новый пункт 12¹: > «Запрещается проведение ярмарок без предварительного согласования с органами санитарного надзора, если предполагается реализация пищевых продуктов.» --- 📋 Изменения в Положение о Торговом реестре Республики Беларусь (Постановление № 363 от 25.06.2021) Проектом предлагается: 1. Дополнить пункт 11 новым подпунктом 11.6 следующего содержания: > «Основанием для отказа во внесении сведений в Торговый реестр является наличие решения уполномоченного органа об исключении сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре или рынке из реестра в связи с прекращением деятельности, несоответствием требованиям законодательства или выявлением недостоверной информации.» 2. Изложить пункт 14 в следующей редакции: > «Исключение сведений из Торгового реестра осуществляется на основании заявления субъекта хозяйствования либо решения уполномоченного органа, оформленного в установленном порядке, с указанием причины исключения.» 3. Ввести пункт 17¹: > «В случае исключения сведений из Торгового реестра, повторное внесение допускается только при устранении оснований, послуживших причиной исключения, и предоставлении подтверждающих документов.» --- ⚖️ Связанные изменения в постановление МАРТ № 5 от 12.01.2022 В случае принятия настоящего постановления: 1. Внести изменения в регламент административной процедуры № 2.3.1 «Внесение сведений в Торговый реестр»: > «Дополнить перечень оснований для отказа во внесении сведений пунктом: "наличие решения об исключении сведений, не устранены причины исключения".» 2. Обновить форму заявления о внесении сведений в Торговый реестр, включив поле для указания сведений об устранении причин предыдущего исключения.
19.09.2025 11:27:20
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛкоторые могут усилить юридическую точность и управленческую эффективность документа: --- 🛠 Предложения по улучшению формулировок и структуры 1. Уточнение исключений в пункте 1.1 Текущая формулировка: > «…дополнить словами „(кроме администрации индустриального парка «Великий камень“)“» Предложение: > Заменить на: «(за исключением администрации индустриального парка «Великий камень», которая осуществляет согласование ярмарок в пределах своей компетенции)» Пояснение: Это уточнение делает исключение более управляемым и юридически обоснованным. --- 2. Упрощение согласования прекращения деятельности (пункт 1.2, пункт 16) Текущая формулировка: > «…согласования с соответствующим городским…, районным исполнительным комитетом решения заявителя…» Предложение: > Ввести формулировку: «…при наличии письменного уведомления соответствующего исполнительного комитета о согласии с прекращением деятельности…» Пояснение: Это создаёт чёткий механизм подтверждения, снижает риск споров и упрощает административную процедуру. --- 3. Актуализация ссылок на законодательство Текущая формулировка: > «…в абзаце пятом пункта 6 слова „о защите информации“ заменить словами „об информации, информатизации и защите информации“…» Предложение: > Добавить сноску с указанием актуального наименования закона и даты его последней редакции. Пояснение: Это повысит юридическую точность и облегчит применение нормы на практике. --- 4. Уточнение срока вступления в силу Текущая формулировка: > «…вступает в силу после официального опубликования…» Предложение: > Заменить на: «…вступает в силу через 10 календарных дней после официального опубликования, за исключением положений, требующих технической адаптации, которые вступают в силу с 1 января 2026 года.» Пояснение: Это обеспечит переходный период и снизит нагрузку на исполнителей.
19.09.2025 11:29:26
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛи уточнению проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, с учетом его целей и правовых последствий: --- 🛍 Изменения в Положение о порядке организации и согласования проведения ярмарок (Постановление № 101) 1. Уточнение исключения для индустриального парка «Великий камень»: - Предложение: Внести пояснение в пояснительную записку к проекту, обосновывающее исключение администрации индустриального парка «Великий камень» из перечня уполномоченных органов. Указать, что это связано с особым правовым режимом парка, установленным Указом Президента № 166 от 12 мая 2017 г. 2. Гармонизация с региональными полномочиями: - Предложение: Дополнить пункт 2 Положения нормой, предусматривающей возможность согласования ярмарок с районными и городскими исполкомами по месту проведения, если мероприятие не затрагивает межрегиональные интересы. --- 📋 Изменения в Положение о Торговом реестре (Постановление № 363) 3. Дополнительное основание для отказа: - Предложение: Уточнить формулировку нового абзаца в пункте 16, чтобы исключить правовую неопределенность. Например: > «Отказ допускается в случае отсутствия на дату подачи заявления согласования с соответствующим исполнительным комитетом решения заявителя о прекращении деятельности объекта, сведения о котором подлежат исключению из Торгового реестра.» 4. Правовая логика отказа: - Предложение: Внести в Положение норму, обязывающую заявителя при подаче заявления об исключении сведений одновременно представить документ, подтверждающий согласование с исполкомом, либо мотивированное объяснение его отсутствия. 5. Техническая корректировка терминологии: - Предложение: Внести изменения в пункт 6, заменив «о защите информации» на «об информации, информатизации и защите информации» — с одновременным уточнением, что это связано с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З в новой редакции. --- ⚖️ Последствия для регламентов административных процедур (Постановление МАРТ № 5) 6. Подготовка изменений в регламенты: - Предложение: Поручить МАРТ в течение 30 дней после вступления постановления в силу внести изменения в регламенты, предусмотренные постановлением № 5, в части: - дополнения перечня оснований для отказа; - уточнения перечня документов, необходимых для исключения сведений из Торгового реестра; - регламентации взаимодействия с исполкомами при согласовании прекращения деятельности объектов торговли и общепита.
19.09.2025 11:31:56
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛкоторые стоит учесть для усиления проекта постановления и обеспечения его устойчивости в правоприменении: --- 🔍 1. Уточнение понятий и терминов - Термин «согласование» — желательно конкретизировать, что именно понимается под согласованием: письменное подтверждение, решение исполкома, уведомление или иной документ. Это исключит разночтения при применении. - Объекты регулирования — стоит уточнить, что входит в понятие «торговый объект», «объект общественного питания», «торговый центр», «рынок» — особенно в контексте исключения сведений. Можно сослаться на классификацию, утвержденную МАРТ или другим нормативным актом. --- 🧭 2. Учет цифровизации и межведомственного взаимодействия - Электронное согласование — предусмотреть возможность подачи заявления и получения согласования через ЕРИП, ЕГИСС или иную цифровую платформу. Это соответствует курсу на цифровую трансформацию госуслуг. - Интеграция с другими реестрами — например, с ЕГР, реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, чтобы исключение сведений из Торгового реестра автоматически синхронизировалось с другими системами. --- 📊 3. Мониторинг и аналитика - Предложение: Ввести норму, обязывающую МАРТ ежегодно публиковать статистику по исключениям сведений из Торгового реестра, включая причины отказов. Это повысит прозрачность и позволит выявлять системные проблемы. --- 🛡 4. Антикоррупционные гарантии - Уточнить, что отказ во внесении или исключении сведений должен быть мотивированным, с указанием конкретного основания и ссылки на нормативный акт. - Предусмотреть возможность обжалования отказа в административном порядке — например, в МАРТ или вышестоящий исполком. --- 📅 5. Сроки рассмотрения заявлений - Внести в Положение о Торговом реестре конкретные сроки рассмотрения заявлений об исключении сведений — например, не более 10 рабочих дней. - Это обеспечит предсказуемость для субъектов хозяйствования и исключит затягивание процедур. --- 📘 6. Обратная связь от бизнеса - Рекомендация: Провести предварительное общественное обсуждение проекта через сайт МАРТ или платформу «Обращения граждан», чтобы учесть мнение торговых организаций, особенно в регионах. --- Вот несколько примеров из практики, которые могут быть полезны при обосновании и доработке проекта постановления, особенно в части исключения сведений из Торгового реестра и согласования ярмарок: --- 🧾 Примеры из практики по Торговому реестру 1. Минск, 2023 г. — отказ во внесении изменений без согласования Ситуация: Индивидуальный предприниматель подал заявление на исключение сведений о торговом павильоне, который был демонтирован. Исполком отказал, сославшись на отсутствие официального решения о прекращении деятельности. Вывод: Это подтверждает необходимость закрепления требования о согласовании прекращения деятельности с исполкомом как основания для исключения сведений. В противном случае возникает правовая неопределенность: объект фактически не существует, но юридически остается в реестре. --- 2. Гомель, 2022 г. — повторное внесение сведений без устранения причин исключения Ситуация: Субъект хозяйствования повторно подал заявление о внесении сведений о торговом объекте, ранее исключённом из реестра за нарушение санитарных норм. Новое заявление не сопровождалось подтверждением устранения нарушений. Вывод: Необходима норма, обязывающая при повторном внесении сведений предоставлять документы, подтверждающие устранение оснований для предыдущего исключения. --- 🎪 Примеры из практики по организации ярмарок 3. Брест, 2021 г. — спор о согласовании межрегиональной ярмарки Ситуация: Организатор ярмарки, охватывающей несколько районов, получил согласование только от одного исполкома. Второй исполком оспорил законность мероприятия. Вывод: Важно уточнить, что межрегиональные ярмарки требуют согласования всех затронутых административных единиц, либо предусмотреть централизованную процедуру через областной исполком. --- 4. Индустриальный парк «Великий камень» — особый режим Ситуация: Администрация парка самостоятельно организовала выставку-ярмарку без согласования с районным исполкомом, ссылаясь на Указ Президента № 166. Вывод: Подтверждает целесообразность исключения администрации парка из перечня уполномоченных органов, как предусмотрено в проекте постановления. --- Вот дополнительные примеры из практики в разных регионах Беларуси, которые иллюстрируют типичные ситуации, связанные с Торговым реестром и организацией ярмарок. Эти кейсы могут быть полезны для обоснования предлагаемых изменений и демонстрации их актуальности: --- 🧾 Примеры по Торговому реестру 1. Витебская область, 2022 г. — исключение сведений без подтверждения закрытия Ситуация: Юридическое лицо подало заявление об исключении сведений о торговом объекте, сославшись на прекращение аренды. Исполком отказал, указав, что прекращение аренды не является достаточным основанием без официального решения о закрытии объекта. Вывод: Подтверждает необходимость формализованного согласования прекращения деятельности, чтобы исключение сведений не основывалось на односторонних заявлениях. --- 2. Могилёв, 2023 г. — отказ из-за несоответствия адреса Ситуация: При попытке внести сведения о новом объекте торговли заявитель указал адрес, не совпадающий с данными в ЕГР. Исполком отказал, сославшись на невозможность идентификации объекта. Вывод: Показывает важность межреестровой сверки и технической интеграции Торгового реестра с ЕГР и кадастровыми системами. --- 🎪 Примеры по организации ярмарок 3. Гродненская область, 2021 г. — ярмарка без согласования санитарных условий Ситуация: Организатор провёл ярмарку без согласования с районным центром гигиены и эпидемиологии. В результате мероприятие было приостановлено, а организатор оштрафован. Вывод: Подчёркивает необходимость включения санитарных требований в процедуру согласования, особенно для ярмарок с участием объектов общественного питания. --- 4. Полоцк, 2022 г. — отказ в согласовании из-за конфликта с местным планом мероприятий Ситуация: Заявка на проведение ярмарки была отклонена, так как даты совпадали с городским праздником, и ресурсы исполкома были задействованы в других мероприятиях. Вывод: Показывает необходимость координации с местными планами и возможность введения электронной системы бронирования дат для ярмарок. --- 5. Барановичи, 2023 г. — успешная интеграция с цифровой платформой Ситуация: Местный исполком внедрил онлайн-сервис для подачи заявок на ярмарки, включая автоматическую проверку на пересечение с другими мероприятиями и санитарными нормами. Вывод: Является положительным примером цифровизации, который можно рекомендовать к тиражированию в других регионах.
19.09.2025 11:41:12
Юрист
НОВИЧОК1. Подлежит корректировке
название проекта, поскольку на основании требований нормотворческой техники, установленных Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), при внесении изменений в один либо два акта (кроме законодательных актов) в названии акта, как правило, указываются вид, дата принятия (издания), регистрационные номера изменяемых актов.
2. По преамбуле проекта.
На основании пункта 2 статьи 16 Закона № 130-З при принятии Советом Министров Республики Беларусь нормативного правового акта в преамбуле, как правило, указывается, на основании и (или) во исполнение какого законодательного акта (его структурных элементов) или в целях реализации какого международного договора либо иного международно-правового акта принимается этот акт.
Пункт 3 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З) не содержит необходимой компетенции Правительства Республики Беларусь, в связи с чем следует исключить указание на него из преамбулы проекта.
Кроме того, фактически в преамбуле определена компетенция Совета Министров Республики Беларусь на регулирование вопросов, связанных с созданием, ведением и иными вопросами функционирования государственного информационного ресурса «Торговый реестр Республики Беларусь». При этом компетенция Правительства Республики Беларусь в отношении регламентации вопросов организации и проведения ярмарок в преамбуле проекта своего отражения не находит.
3. По подпункту 1.1 пункта 1 проекта.
3.1. Некорректно применена ссылка на корректируемый структурный элемент Положения о порядке организации и согласования проведения ярмарок на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 (далее – Положение № 101), поскольку в пункте 2 Положения № 101 нет второй части.
Если в данном случае подразумевалось внесение изменений в часть вторую пункта 4 Положения № 101, представляется возможным отметить следующее.
Предлагаемые корректировки действительно обеспечивают соответствие части второй пункта 4 Положения № 101 подпункту 2.1 пункта 2 статьи 15 Закона № 128-З. Вместе с тем усматривается, что в законодательстве нерешенным сохраняется вопрос о порядке согласования проведения ярмарок (и в целом о необходимости такого согласования), организатором которых выступает государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Данный вопрос обусловлен тем, что согласно Положению о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» является территориальной единицей Республики Беларусь, в связи с чем обладает особым правовым режимом. При этом на основании абзаца шестьдесят восьмого части первой пункта 13 отмеченного Положения администрация парка наделена компетенцией согласовывать проведение на территории индустриального парка ярмарки.
В этой связи и в случае практической необходимости предлагается при корректировке Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и Закона № 128-З проработать вопрос о включении в них нормы, согласно которой ярмарки, организатором которых является государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», проводятся по решению этого государственного учреждения без соблюдения процедуры согласования их проведения.
3.2. Дополнительно представляется необходимым в части первой пункта 4 Положения № 101 слова «администрацией индустриального парка «Великий камень» заменить словами «государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в целях обеспечения соответствия используемой терминологии нормам Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166.
В случае поддержки данного предложения соответствующей корректировки потребует подпункт 1.1 пункта 1 проекта.
4. Абзацем пятым подпункта 1.2 пункта 1 проекта предлагается установить дополнительное основание для отказа во внесении сведений в Торговый реестр – отсутствие соответствующего согласования с исполкомом.
Вместе с тем в законодательстве отсутствует процедура получения такого согласования. В этой связи предлагается включить в проект нормы, предусматривающие процедуру названного согласования (на этом основании усматривается необходимость корректировки законодательства об административных процедурах).
Установление такого основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр, как отсутствие необходимого согласования с исполкомом и при этом незакрепление в законодательстве процедуры получения такого согласования повлечет возникновение правовой неопределенности.
5. В пункте 2 проекта предлагается слова «после официального опубликования настоящего постановления» заменить словами «после его официального опубликования».
19.09.2025 22:24:52
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться