• оценка эффективности норм Закона № 227-З; • выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения Закона № 227-З; • выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии мер по надлежащей реализации Закона № 227-З.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
• актуальности правового регулирования общественных отношений Законом № 227-З, наличии неэффективных норм; • наличии пробелов, коллизий, иных правовых неопределенностей, внутренних противоречий в Законе № 227-З, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения; • положительных и отрицательных последствиях применения действующей редакции Закона № 227-З; • необходимости корректировки Закона № 227-З (по возможности с конкретными формулировками норм).
Высказаться на Форуме можно с 8 по 30 апреля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
08.04.2025 09:00:00
Никита Милто
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.8
1
Согласно Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь № 16/46 от 07.08.2023 г. для оценки степени риска наступления банкротства применяются два основных коэффициента: коэффициент обеспеченности обязательств имуществом и коэффициент просроченных обязательств. Хотелось бы порекомендовать, для более эффективного их применения, разработать бота на основе ИИ (искусственный интеллект), с помощью которого юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на основе имеющихся у него данных, отчетностей, а также иных документов, мог оценить свою состоятельность, а также получить практические рекомендации, при обнаружении ИИ недочётов.
08.04.2025 17:41:06
Наталья Дейнека
Юрист
НОВИЧОК
1
0.8
1
1.
п.4 ст. 65 Закона на первом собрании кредиторов принимается решение об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей.
Данная норма не нашла своего отражения в практике. Кроме того, непонятен механизм её реализации, так как избранный кредитор не обладает правом опубликования сведений на ЕГРСБ, соответственно, при отсутствии управляющего не будет соблюден порядок проведения собраний (комитета) кредиторов.
Рекомендация: исключить их п.4 ст. 65 Закона формулировку «об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей». 2.
п. 7 ст. 109 Закона оценка стоимости имущества должника действительна в течение установленного судом срока для проведения санации или ликвидационного производства в отношении должника.
В действующей редакции Закона суд не устанавливает срок ликвидационного производства.
Рекомендация: исключить в п. 7 ст. 109 Закона слово «судом».
3.
п. 1 ст. 147 Закона после реализации всех мероприятий, предусмотренных планом ликвидации должника - юридического лица или планом прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока ликвидационного производства обязан разместить в Едином реестре отчет по итогам ликвидационного производства, который должен содержать сведения, указанные в пункте 1 статьи 145 настоящего Закона.
п. 3 ст. 147 Закона собрание кредиторов по вопросу завершения ликвидационного производства созывается и проводится управляющим не позднее чем за 30 дней до истечения установленного срока ликвидационного производства.
Установленные пп.1, 3 ст. 147 Закона сроки излишни. Зачастую, кредиторам хватает времени изучить отчет управляющего и принять соответствующее решение по его утверждению в 10-дневный срок.
По сути, АУ необходимо завершить все мероприятия, установленные планом ликвидации, за 45 дней до установленного окончания срока ликвидационного производства. Ввиду и без того сжатых сроков ликвидационного производства, данная норма фактически еще больше урезает промежуток времени, в котором управляющий может выполнять установленные планом мероприятия. Формально, последние 30 дней ликвидационного производства даются управляющему лишь для подготовки протокола собрания кредиторов по завершению и отправки документов в суд (однако стоит учесть, что и протокол подлежит опубликованию не позднее 5 рабочих дней с момента проведения собрания). Остаётся вопрос: для каких целей такой большой промежуток между публикацией отчёта и окончанием срока ликвидационного? Сокращение установленных ст. 147 сроков поможет работать управляющему эффективнее.
Предлагается сделать единообразие в сроках проведения собрания кредиторов по вопросам продления и завершения ликвидационного производства.
Рекомендация: в п.1 ст. 147 изменить срок опубликования отчета с 45 дней до 20 дней, в п. 3 ст. 147 Закона изменить срок проведения собрания кредиторов с 30 дней до 10 рабочих дней.
4.
Согласно п. 7 ст. 54 Закона Расчет вознаграждения по итогам дела о несостоятельности или банкротстве производится управляющим и представляется собранию (комитету) кредиторов для его проверки и в суд для сведения.
При 100% удовлетворении требований кредиторов, собрание кредиторов теоретически невозможно будет собрать для проверки правильности расчета вознаграждения по итогам дела (на практике такие случае уже встречались).
Кроме того, остается риск злоупотребления кредиторами своими правами, т.к. при неполном удовлетворении требований кредиторов, последним проблематично утвердить правильность расчета вознаграждения, т.к. формально решается вопрос о «дополнительной выплате» управляющему, а, по мнению некоторых кредиторов недопустимо дополнительно назначать вознаграждение АУ при неполном погашении их требований. В частности, госорганы могут не согласовать расчет доп. вознаграждения с целью недопущения признаков коррупционной составляющей.
Рекомендация: поручить проверку правильности расчетов вознаграждения по итогам дела территориальным органам по вопросам санации и банкротства Минэкономики.
11.04.2025 15:59:14
ptoma
Юрист
НОВИЧОК
1
1.8
5
Согласно п.6 ст. 9 Закона N 227-З: В случае непредъявления антикризисным управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности любой кредитор вправе самостоятельно обратиться в суд с таким иском на сумму его неудовлетворенных требований. Иск о привлечении к субсидиарной ответственности подается в процедуре ликвидационного производства до вынесения определения о его завершении (п. 2, 3 ст. 9 Закона N 227-З). Конкретизировать в какой момент может быть предъявлен иск кредитором (может ли данный момент, с учетом срока исковой давности, выходить за рамки ликвидационного производства).
18.04.2025 08:14:53
Boston_Legal
Юрист
НОВИЧОК
0
0.8
1
1. Согласно пункту 6 статьи 70 Закона от 13.12.2022 № 227-З "Об урегулировании неплатежеспособности":
Цитата
Управляющий рассматривает предъявленные требования кредитора, по результатам их рассмотрения принимает решение о признании, о непризнании или о частичном признании требований кредитора и вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. Решение управляющего, принятое по результатам рассмотрения требований кредитора, размещается в Едином реестре в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения таких требований.
Пробел: не уточнено, как должно выглядеть такое решение управляющего в Реестре, в каком виде надо представить его суду при споре о требовании. 2. Вся информация по делам о банкротстве, несостоятельности, по спорам, связанным с ними публикует в Едином реестре. Пробел: не всем кредиторам и должникам известны и понятны возможности работы в этом Реестре, поскольку подробно нигде это не расписано и известно только владельцам, оператору Реестра и неширокому кругу лиц. Такое непонимание зачастую влияет на своевременность поиска нужной сторонам информации и, впоследствии, на возможность защитить свои права и интересы.
21.04.2025 16:45:40
ptoma
Юрист
НОВИЧОК
0
1.8
5
В ст. 142 Закона N 227-З конкретизировать порядок распределения денежных средств между залоговыми кредиторами в ситуации, когда имеется несколько залоговых кредиторов и, соответственно, несколько объектов залога. Нормы Закона прямо не предусматривают, что вырученные от продажи залогового имущества средства должны направляться на погашение требований именно того кредитора, которому имущество должника предоставлялось в залог. Из содержания ст. 142 Закона можно сделать вывод, что распределению подлежат все денежные средства, полученные от продажи всех объектов залога, т.е. залоговые кредиторы получают денежные средства от продажи не только "своего" залога. Вместе с тем с учетом правовой природы залога распределение денежных средств, полученных от реализации залогового имущества, должно осуществляться в зависимости от продажи залогового имущества тому кредитору, которому оно было предоставлено в залог, в пределах очереди.
26.04.2025 11:36:53
Ванькович Денис
Юрист
НОВИЧОК
0
5.8
5
Согласно п.п. 5.23 п. 5 ст. 38 Закона управляющий должен разместить в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ) заявление должника о несостоятельности/банкротстве, заявление кредитора о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 38 Закона срок размещения - в максимально короткие сроки (Департамент по санации и банкротству таким сроком считает 5 рабочих дней). Общий анализ правовых норм дает основания полагать, что такое заявление должно быть размещено управляющим в ЕРСБ не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства/введения защитного периода. Вместе с тем инструментарий реализации данной обязанности у управляющего отсутствует, по факту чего он (управляющий) фактически не может уложиться в обозначенные сроки, поскольку такое заявление (его надлежащим образом заверенная копия) не направляется судом в адрес управляющего совместно с определением об открытии конкурсного производства/введении защитного периода, а может быть получена управляющим лишь при изучении дела о банкротстве в экономическом суде (ознакомление с делом о банкротстве возможно в суде после удовлетворения ходатайства управляющего об ознакомлении с делом о банкротстве и размещении получения копий материалов дела о банкротстве, что занимает значительно больший период времени) либо путем "личных контактов". Пример: 16.01.2025 экономический суд вынес определение об открытии конкурсного производства, заранее не уведомив управляющего вообще о проведении судебного заседания. Управляющий узнал о вынесении указанного определения лишь 25.01.2025 в день получения посредством почтовой связи копии определения об открытии конкурсного производства, а для того, чтобы получить копию заявления кредитора о банкротстве управляющему пришлось "подключить" личные связи и получить скан копии указанного документа, хотя формально установленные сроки уже были не соблюдены (ходатайство управляющего было удовлетворено и управляющий ознакомился с делом о банкротстве лишь 29.01.2025). Подобная суматоха кажется вдвойне бессмысленной, если учесть, что в размещении заявления о несостоятельности/банкротстве вовсе отсутствует какая-либо необходимость, поскольку всю информацию можно почерпнуть из определения суда и поскольку доступ к такому документу (заявлению о несостоятельности/банкротстве) в последние примерно месяцев 6 как ограничен (начиная с ноября 2024 года у меня не получилось просмотреть ни одного заявления в ЕРСБ ввиду того, что такой документ нельзя ни открыть, ни скачать). Посему выходит, что в размещении указанного документа отсутствует практическая целесообразность, а наличие обязанности о размещении указанного документа в строго обозначенные сроки при отсутствии у управляющего возможности заполучить его в установленные сроки лишь создает условия для формальной подачи в отношении управляющего жалобы со стороны любого участника дела о банкротстве, а также "придирок" со стороны республиканских органов государственного управления в сфере неплатежеспособности, что значительно снижает продуктивность проведения как самой процедуры, так и деятельности управляющего, поскольку заставляет управляющего акцентировать свое внимание не на основных задачах, а на второстепенных. Рекомендации: исключить обязанность размещения в ЕРСБ управляющим заявления должника о несостоятельности/банкротстве, заявления кредитора о банкротстве.
30.04.2025 11:22:08
Ванькович Денис
Юрист
НОВИЧОК
0
5.8
5
2. В ст. 52 Закона содержатся основания, при которых полномочия управляющего могут быть прекращены судом. Вместе с тем в указанном перечне прямо не содержится такого основания прекращения полномочий управляющего как «отзыв управляющим своего согласия на назначение в производство по делу о несостоятельности или банкротстве» (формулировка примерная). Как известно одним из условий назначения управляющего в производство по делу о несостоятельности/банкротстве является наличие от кандидата в управляющие соответствующего согласия на назначение такого кандидата управляющим. При этом нормы, указывающей на то, что такое согласие является безотзывным в Законе № 227-З не содержится. Учитывая это, а также то, что деятельность управляющего является в т.ч. предпринимательской деятельностью, целью которой является извлечение прибыли, и принимая во внимание наличие в гражданских правоотношениях такого принципа как «свободы договора», то подразумевается, что в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве управляющий может отозвать свое согласие на назначение в управляющие, что является одним из оснований прекращения его полномочий и формально подпадает под основание, декларированное п.п. 1.8. п. 1 ст. 52 Закона. Однако механизм отзыва управляющим согласия в Законе № 227-З не нашел своего отражения, что де-юре подразумевает отсутствие у управляющего юридической возможности отозвать свое согласие уже будучи назначенным управляющим в деле о несостоятельности или банкротстве. Отсутствие в Законе № 227-З механизма отзыва управляющим своего согласия и отсутствие прямого указания на то, что отзыв управляющим своего согласия является основанием прекращения судом его полномочий противоречит принципу «свободы договора». А если принимать во внимание и тот факт, что в настоящее время отсутствует правовое регулирование сроков и размера выплат основного вознаграждения управляющему из средств республиканского бюджета (п. 13 ст. 54 Закона) и не применения в таких случаях института аналогии закона, то отсутствие механизма отзыва согласия вовсе является формой «закабаления» управляющего. Рекомендации: предусмотреть в Законе № 227-З норму, закрепляющую механизм отзыва управляющим своего согласия на назначение управляющим в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве, а также предусмотреть в ст. 52 Закона в качестве самостоятельного основания прекращения судом полномочий управляющего отзыв управляющим своего согласия.
30.04.2025 12:06:47
Ванькович Денис
Юрист
НОВИЧОК
0
5.8
5
3. Согласно п. 4 ст. 65 Закона на первом собрании кредиторов принимается решение в т.ч. об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей. Данная норма мертвая, поскольку не доказала свою эффективность и не нашла своего подтверждения на практике. На формализм данной нормы дополнительно указывает и то обстоятельство, что механизм ее реализации также не нашел своего отражения в Законе № 227-З. Если исходить из буквального толкования данной нормы, то избранный условный кредитор уполномочен лишь на «созыв и проведение» собраний кредиторов/заседаний комитета кредиторов, что предполагает то, что опубликование соответствующих документов в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ) все также остается за управляющим, а условный кредитор должен предоставить управляющему составленный им протокол собрания кредиторов/заседания комитета кредиторов и иные документы. А каковы действия управляющего в случае, если таковой кредитор, являясь недобросовестным, например, не составляет/затягивает с составлением/отказывается составлять протокол собрания кредиторов/заседания комитета кредиторов и (или) обеспечить передачу управляющему соответствующих документов для изучения и их размещения в ЕРСБ? Какие бы меры не были предусмотрены (а их по факту и нет) все они лишь будут способствовать затягиванию проведения процедуры несостоятельности или банкротства, фокусировке внимания и усилий управляющего не на основных задачах проведения процедуры, а на второстепенных (бюрократических). К тому же если все-же наступили (высока вероятность наступления в будущем) такие условия, при которых управляющий не может исполнять свои обязанности, то априори подразумевается то, что такие условия будут существовать длительный период времени и требуется либо назначение нового управляющего, либо назначение иного лица для временного исполнения полномочий управляющего, а посему делегирование первому собранию кредиторов полномочий на принятие решения об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей является избыточным. Рекомендации: исключить норму, предусматривающую делегирование первому собранию кредиторов полномочий на принятие решения об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей.
30.04.2025 12:50:08
Ванькович Денис
Юрист
НОВИЧОК
0
5.8
5
4. В п. 1 ст. 65 Закона декларирована обязанность проведения управляющим первого собрания кредиторов в срок, не превышающий 75 дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства. Согласно п. 8 ст. 63 Закона собрание кредиторов правомочно если о дате, времени, месте, способе и повестке дня первого собрания кредиторов кредиторы надлежащим образом уведомлены. В свою очередь п. 9 ст. 63 Закона говорит о том, что надлежащим уведомлением признается размещение управляющим соответствующих сведений не позднее чем за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов соответствующих сведений в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ). Требования п. 5 ст. 102 Закона говорят о том, что не позднее семи рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства управляющий обязан разместить в ЕРСБ в т.ч. сведения о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов. Совокупный анализ указанных норм говорит о том, что управляющий должен разместить в ЕРСБ соответствующие сведения о проведении первого собрания кредиторов (о дате, времени и месте проведения) не позднее семи рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства, а вопросы повестки дня должны быть размещены не позднее 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов. Возникает множество вопросов: «Как уведомление кредиторов более чем за 2 месяца до даты проведения первого собрания кредиторов будет способствовать надлежащему проведению процедуры несостоятельности или банкротства?», «В чем юридический и практический смысл уведомления кредиторов о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов более чем за 2 месяца до его проведения, а о повестке дня – за 10 дней до его проведения?», «Как управляющий, еще не будучи ознакомленным ни с самим делом о банкротстве, ни с положением и состоянием должника, ни с его должностными лицами, ни с иными имеющими значение обстоятельствами дела может определить, например, место проведения этого первого собрания кредиторов?» и иными подобными вопросами. К тому же обязанность, декларированная п. 5 ст. 102 Закона (в части размещения сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов), значительно сужает временные рамки, предоставленные п. 9 ст. 63 Закона управляющему для надлежащего уведомления кредиторов о дате, времени, месте, способе и повестке дня проведения собрания кредиторов. Логично же предположить, что исходя из удобства, а также принципов добросовестности и разумности управляющий дабы соблюсти все требования Закона будет одновременно размещать сведения о дате, времени, месте, способе и повестке дня первого собрания кредиторов, т.е. размещать указанные сведения не позднее 7 рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства. А как управляющие в такой сжатый срок надлежащим образом определяют вопросы повестки дня собрания кредиторов? Ответ прост – исходя из своего эмпирического опыта и только. А посему выходит, что обязанность, декларированная в п. 5 ст. 102 Закона в части размещения в ЕРСБ сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов является крайне нецелесообразной и объективно необоснованной, склоняющей управляющих к формальной постановке вопросов повестки дня первого собрания кредиторов. Я обосновано полагаю, что уведомление кредиторов не позднее чем за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов более чем обосновано и никоим образом не сказывается негативно на проводимой процедуре. Рекомендации: из п. 5 ст. 102 Закона исключить обязанность размещения управляющим в ЕРСБ сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности»
18Задачами правового мониторинга являются:
• оценка эффективности норм Закона № 227-З;
• выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения Закона № 227-З;
• выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии мер по надлежащей реализации Закона № 227-З.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
• актуальности правового регулирования общественных отношений Законом № 227-З, наличии неэффективных норм;
• наличии пробелов, коллизий, иных правовых неопределенностей, внутренних противоречий в Законе № 227-З, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
• положительных и отрицательных последствиях применения действующей редакции Закона № 227-З;
• необходимости корректировки Закона № 227-З (по возможности с конкретными формулировками норм).
Высказаться на Форуме можно с 8 по 30 апреля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
08.04.2025 09:00:00
Пользователь
НОВИЧОКРеспублики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь № 16/46 от 07.08.2023 г. для оценки степени риска наступления банкротства применяются два основных коэффициента: коэффициент обеспеченности обязательств имуществом и коэффициент просроченных обязательств. Хотелось бы порекомендовать, для более эффективного их применения, разработать бота на основе ИИ (искусственный интеллект), с помощью которого юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на основе имеющихся у него данных, отчетностей, а также иных документов, мог оценить свою состоятельность, а также получить практические рекомендации, при обнаружении ИИ недочётов.
08.04.2025 17:41:06
Юрист
НОВИЧОК1.
п.4 ст. 65 Закона на первом собрании
кредиторов принимается решение об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей.
Данная норма не нашла своего отражения в практике. Кроме того, непонятен механизм её реализации, так как избранный кредитор не обладает правом опубликования сведений на ЕГРСБ, соответственно, при отсутствии управляющего не будет соблюден порядок проведения собраний (комитета) кредиторов.
Рекомендация: исключить их п.4 ст. 65 Закона формулировку «об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей». 2.
п. 7 ст. 109 Закона оценка стоимости имущества должника действительна в течение установленного судом срока для проведения санации или ликвидационного производства в отношении должника.
В действующей редакции Закона суд не устанавливает срок ликвидационного производства.
Рекомендация: исключить в п. 7 ст. 109 Закона слово «судом».
3.
п. 1 ст. 147 Закона после реализации всех мероприятий, предусмотренных планом ликвидации должника - юридического лица или планом прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока ликвидационного производства обязан разместить в Едином реестре отчет по итогам ликвидационного производства, который должен содержать сведения, указанные в пункте 1 статьи 145 настоящего Закона.
п. 3 ст. 147 Закона собрание кредиторов по вопросу завершения ликвидационного производства созывается и проводится управляющим не позднее чем за 30 дней до истечения установленного срока ликвидационного производства.
Установленные пп.1, 3 ст. 147 Закона сроки излишни. Зачастую, кредиторам хватает времени изучить отчет управляющего и принять соответствующее решение по его утверждению в 10-дневный срок.
По сути, АУ необходимо завершить все мероприятия, установленные планом ликвидации, за 45 дней до установленного окончания срока ликвидационного производства. Ввиду и без того сжатых сроков ликвидационного производства, данная норма фактически еще больше урезает промежуток времени, в котором управляющий может выполнять установленные планом мероприятия. Формально, последние 30 дней ликвидационного производства даются управляющему лишь для подготовки протокола собрания кредиторов по завершению и отправки документов в суд (однако стоит учесть, что и протокол подлежит опубликованию не позднее 5 рабочих дней с момента проведения собрания). Остаётся вопрос: для каких целей такой большой промежуток между публикацией отчёта и окончанием срока ликвидационного? Сокращение установленных ст. 147 сроков поможет работать управляющему эффективнее.
Предлагается сделать единообразие в сроках проведения собрания кредиторов по вопросам продления и завершения ликвидационного производства.
Рекомендация: в п.1 ст. 147 изменить срок опубликования отчета с 45 дней до 20 дней, в п. 3 ст. 147 Закона изменить срок проведения собрания кредиторов с 30 дней до 10 рабочих дней.
4.
Согласно п. 7 ст. 54 Закона Расчет вознаграждения по итогам дела о несостоятельности или банкротстве производится управляющим и представляется собранию (комитету) кредиторов для его проверки и в суд для сведения.
При 100% удовлетворении требований кредиторов, собрание кредиторов теоретически невозможно будет собрать для проверки правильности расчета вознаграждения по итогам дела (на практике такие случае уже встречались).
Кроме того, остается риск злоупотребления кредиторами своими правами, т.к. при неполном удовлетворении требований кредиторов, последним проблематично утвердить правильность расчета вознаграждения, т.к. формально решается вопрос о «дополнительной выплате» управляющему, а, по мнению некоторых кредиторов недопустимо дополнительно назначать вознаграждение АУ при неполном погашении их требований. В частности, госорганы могут не согласовать расчет доп. вознаграждения с целью недопущения признаков коррупционной составляющей.
Рекомендация: поручить проверку правильности расчетов вознаграждения по итогам дела территориальным органам по вопросам санации и банкротства Минэкономики.
11.04.2025 15:59:14
Юрист
НОВИЧОКнепредъявления антикризисным управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности любой кредитор вправе самостоятельно обратиться в суд с таким иском на сумму его неудовлетворенных требований. Иск о привлечении к субсидиарной ответственности подается в процедуре ликвидационного производства до вынесения определения о его завершении (п. 2, 3 ст. 9 Закона N 227-З). Конкретизировать в какой момент может быть предъявлен иск кредитором (может ли данный момент, с учетом срока исковой давности, выходить за рамки ликвидационного производства).
18.04.2025 08:14:53
Юрист
НОВИЧОК№ 227-З "Об урегулировании неплатежеспособности":
Управляющий рассматривает предъявленные требования кредитора, по результатам их рассмотрения принимает решение о признании, о непризнании или о частичном признании требований кредитора и вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. Решение управляющего, принятое по результатам рассмотрения требований кредитора, размещается в Едином реестре в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения таких требований.
21.04.2025 16:45:40
Юрист
НОВИЧОКраспределения денежных средств между залоговыми кредиторами в ситуации, когда имеется несколько залоговых кредиторов и, соответственно, несколько объектов залога. Нормы Закона прямо не предусматривают, что вырученные от продажи залогового имущества средства должны направляться на погашение требований именно того кредитора, которому имущество должника предоставлялось в залог. Из содержания ст. 142 Закона можно сделать вывод, что распределению подлежат все денежные средства, полученные от продажи всех объектов залога, т.е. залоговые кредиторы получают денежные средства от продажи не только "своего" залога. Вместе с тем с учетом правовой природы залога распределение денежных средств, полученных от реализации залогового имущества, должно осуществляться в зависимости от продажи залогового имущества тому кредитору, которому оно было предоставлено в залог, в пределах очереди.
26.04.2025 11:36:53
Юрист
НОВИЧОКп.п. 5.23 п. 5 ст. 38 Закона управляющий должен разместить в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ) заявление должника о несостоятельности/банкротстве, заявление кредитора о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 38 Закона срок размещения - в максимально короткие сроки (Департамент по санации и банкротству таким сроком считает 5 рабочих дней). Общий анализ правовых норм дает основания полагать, что такое заявление должно быть размещено управляющим в ЕРСБ не позднее 5 рабочих дней со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства/введения защитного периода. Вместе с тем инструментарий реализации данной обязанности у управляющего отсутствует, по факту чего он (управляющий) фактически не может уложиться в обозначенные сроки, поскольку такое заявление (его надлежащим образом заверенная копия) не направляется судом в адрес управляющего совместно с определением об открытии конкурсного производства/введении защитного периода, а может быть получена управляющим лишь при изучении дела о банкротстве в экономическом суде (ознакомление с делом о банкротстве возможно в суде после удовлетворения ходатайства управляющего об ознакомлении с делом о банкротстве и размещении получения копий материалов дела о банкротстве, что занимает значительно больший период времени) либо путем "личных контактов". Пример: 16.01.2025 экономический суд вынес определение об открытии конкурсного производства, заранее не уведомив управляющего вообще о проведении судебного заседания. Управляющий узнал о вынесении указанного определения лишь 25.01.2025 в день получения посредством почтовой связи копии определения об открытии конкурсного производства, а для того, чтобы получить копию заявления кредитора о банкротстве управляющему пришлось "подключить" личные связи и получить скан копии указанного документа, хотя формально установленные сроки уже были не соблюдены (ходатайство управляющего было удовлетворено и управляющий ознакомился с делом о банкротстве лишь 29.01.2025). Подобная суматоха кажется вдвойне бессмысленной, если учесть, что в размещении заявления о несостоятельности/банкротстве вовсе отсутствует какая-либо необходимость, поскольку всю информацию можно почерпнуть из определения суда и поскольку доступ к такому документу (заявлению о несостоятельности/банкротстве) в последние примерно месяцев 6 как ограничен (начиная с ноября 2024 года у меня не получилось просмотреть ни одного заявления в ЕРСБ ввиду того, что такой документ нельзя ни открыть, ни скачать). Посему выходит, что в размещении указанного документа отсутствует практическая целесообразность, а наличие обязанности о размещении указанного документа в строго обозначенные сроки при отсутствии у управляющего возможности заполучить его в установленные сроки лишь создает условия для формальной подачи в отношении управляющего жалобы со стороны любого участника дела о банкротстве, а также "придирок" со стороны республиканских органов государственного управления в сфере неплатежеспособности, что значительно снижает продуктивность проведения как самой процедуры, так и деятельности управляющего, поскольку заставляет управляющего акцентировать свое внимание не на основных задачах, а на второстепенных. Рекомендации: исключить обязанность размещения в ЕРСБ управляющим заявления должника о несостоятельности/банкротстве, заявления кредитора о банкротстве.
30.04.2025 11:22:08
Юрист
НОВИЧОК2. В ст. 52 Закона
содержатся основания, при которых полномочия управляющего могут быть прекращены судом. Вместе с тем в указанном перечне прямо не содержится такого основания прекращения полномочий управляющего как «отзыв управляющим своего согласия на назначение в производство по делу о несостоятельности или банкротстве» (формулировка примерная). Как известно одним из условий назначения управляющего в производство по делу о несостоятельности/банкротстве является наличие от кандидата в управляющие соответствующего согласия на назначение такого кандидата управляющим. При этом нормы, указывающей на то, что такое согласие является безотзывным в Законе № 227-З не содержится. Учитывая это, а также то, что деятельность управляющего является в т.ч. предпринимательской деятельностью, целью которой является извлечение прибыли, и принимая во внимание наличие в гражданских правоотношениях такого принципа как «свободы договора», то подразумевается, что в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве управляющий может отозвать свое согласие на назначение в управляющие, что является одним из оснований прекращения его полномочий и формально подпадает под основание, декларированное п.п. 1.8. п. 1 ст. 52 Закона. Однако механизм отзыва управляющим согласия в Законе № 227-З не нашел своего отражения, что де-юре подразумевает отсутствие у управляющего юридической возможности отозвать свое согласие уже будучи назначенным управляющим в деле о несостоятельности или банкротстве. Отсутствие в Законе № 227-З механизма отзыва управляющим своего согласия и отсутствие прямого указания на то, что отзыв управляющим своего согласия является основанием прекращения судом его полномочий противоречит принципу «свободы договора». А если принимать во внимание и тот факт, что в настоящее время отсутствует правовое регулирование сроков и размера выплат основного вознаграждения управляющему из средств республиканского бюджета (п. 13 ст. 54 Закона) и не применения в таких случаях института аналогии закона, то отсутствие механизма отзыва согласия вовсе является формой «закабаления» управляющего. Рекомендации: предусмотреть в Законе № 227-З норму, закрепляющую механизм отзыва управляющим своего согласия на назначение управляющим в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве, а также предусмотреть в ст. 52 Закона в качестве самостоятельного основания прекращения судом полномочий управляющего отзыв управляющим своего согласия.
30.04.2025 12:06:47
Юрист
НОВИЧОК3. Согласно
п. 4 ст. 65 Закона на первом собрании кредиторов принимается решение в т.ч. об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей. Данная норма мертвая, поскольку не доказала свою эффективность и не нашла своего подтверждения на практике. На формализм данной нормы дополнительно указывает и то обстоятельство, что механизм ее реализации также не нашел своего отражения в Законе № 227-З. Если исходить из буквального толкования данной нормы, то избранный условный кредитор уполномочен лишь на «созыв и проведение» собраний кредиторов/заседаний комитета кредиторов, что предполагает то, что опубликование соответствующих документов в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ) все также остается за управляющим, а условный кредитор должен предоставить управляющему составленный им протокол собрания кредиторов/заседания комитета кредиторов и иные документы. А каковы действия управляющего в случае, если таковой кредитор, являясь недобросовестным, например, не составляет/затягивает с составлением/отказывается составлять протокол собрания кредиторов/заседания комитета кредиторов и (или) обеспечить передачу управляющему соответствующих документов для изучения и их размещения в ЕРСБ? Какие бы меры не были предусмотрены (а их по факту и нет) все они лишь будут способствовать затягиванию проведения процедуры несостоятельности или банкротства, фокусировке внимания и усилий управляющего не на основных задачах проведения процедуры, а на второстепенных (бюрократических). К тому же если все-же наступили (высока вероятность наступления в будущем) такие условия, при которых управляющий не может исполнять свои обязанности, то априори подразумевается то, что такие условия будут существовать длительный период времени и требуется либо назначение нового управляющего, либо назначение иного лица для временного исполнения полномочий управляющего, а посему делегирование первому собранию кредиторов полномочий на принятие решения об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей является избыточным. Рекомендации: исключить норму, предусматривающую делегирование первому собранию кредиторов полномочий на принятие решения об определении кредитора (кредиторов), уполномоченного на созыв и проведение собраний кредиторов (заседаний комитета кредиторов) в случае отсутствия управляющего или невозможности исполнения им своих обязанностей.
30.04.2025 12:50:08
Юрист
НОВИЧОК4. В п. 1 ст. 65 Закона декларирована обязанность
проведения управляющим первого собрания кредиторов в срок, не превышающий 75 дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства. Согласно п. 8 ст. 63 Закона собрание кредиторов правомочно если о дате, времени, месте, способе и повестке дня первого собрания кредиторов кредиторы надлежащим образом уведомлены. В свою очередь п. 9 ст. 63 Закона говорит о том, что надлежащим уведомлением признается размещение управляющим соответствующих сведений не позднее чем за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов соответствующих сведений в Едином реестре сведений о банкротстве (далее - ЕРСБ). Требования п. 5 ст. 102 Закона говорят о том, что не позднее семи рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства управляющий обязан разместить в ЕРСБ в т.ч. сведения о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов. Совокупный анализ указанных норм говорит о том, что управляющий должен разместить в ЕРСБ соответствующие сведения о проведении первого собрания кредиторов (о дате, времени и месте проведения) не позднее семи рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства, а вопросы повестки дня должны быть размещены не позднее 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов. Возникает множество вопросов: «Как уведомление кредиторов более чем за 2 месяца до даты проведения первого собрания кредиторов будет способствовать надлежащему проведению процедуры несостоятельности или банкротства?», «В чем юридический и практический смысл уведомления кредиторов о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов более чем за 2 месяца до его проведения, а о повестке дня – за 10 дней до его проведения?», «Как управляющий, еще не будучи ознакомленным ни с самим делом о банкротстве, ни с положением и состоянием должника, ни с его должностными лицами, ни с иными имеющими значение обстоятельствами дела может определить, например, место проведения этого первого собрания кредиторов?» и иными подобными вопросами. К тому же обязанность, декларированная п. 5 ст. 102 Закона (в части размещения сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов), значительно сужает временные рамки, предоставленные п. 9 ст. 63 Закона управляющему для надлежащего уведомления кредиторов о дате, времени, месте, способе и повестке дня проведения собрания кредиторов. Логично же предположить, что исходя из удобства, а также принципов добросовестности и разумности управляющий дабы соблюсти все требования Закона будет одновременно размещать сведения о дате, времени, месте, способе и повестке дня первого собрания кредиторов, т.е. размещать указанные сведения не позднее 7 рабочих дней со дня открытия в отношении должника конкурсного производства. А как управляющие в такой сжатый срок надлежащим образом определяют вопросы повестки дня собрания кредиторов? Ответ прост – исходя из своего эмпирического опыта и только. А посему выходит, что обязанность, декларированная в п. 5 ст. 102 Закона в части размещения в ЕРСБ сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов является крайне нецелесообразной и объективно необоснованной, склоняющей управляющих к формальной постановке вопросов повестки дня первого собрания кредиторов. Я обосновано полагаю, что уведомление кредиторов не позднее чем за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов более чем обосновано и никоим образом не сказывается негативно на проводимой процедуре. Рекомендации: из п. 5 ст. 102 Закона исключить обязанность размещения управляющим в ЕРСБ сведений о дате, времени и месте проведения первого собрания кредиторов.
30.04.2025 14:19:59
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться