5. Согласно п. 2 ст. 67 Закона предусмотрено, что в случае, когда количество кредиторов менее установленного размера (менее 10), то на первом собрании кредиторов может быть принято решение об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов. Такое построение правовой нормы априори порождает путаницу и правовую неопределенность, не говоря уже о том, что в Законе № 227-З не раскрыто значение и содержание тех самых «функций» комитета кредиторов (осмелюсь предположить, что в Законе «функции» комитета кредиторов трактуются и отождествляются с термином «полномочиями», что является ошибочным, так как полномочия комитета кредиторов определяются через совокупность его прав и обязанностей и отвечают на вопрос «что может делать?», а функции представляют собой основные направления действия/деятельности комитета кредиторов в деле о несостоятельности или банкротстве и отвечают на вопрос «для чего это делается?»). Так, исходя из смысла и духа Закона можно сделать вывод, что комитет кредиторов представляет собой группу уполномоченных кредиторами лиц из числа кредиторов должника, правомочных оперативно принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию комитета кредиторов без необходимости проведения собрания кредиторов (что в свою очередь дополнительно способствует реализации принципа процессуальной экономии). Отсюда следует, что одной из функций комитета кредиторов является экономическая (процессуально-экономическая). Если же предположить, что собранию кредиторов переходят функции комитета кредиторов, то неясно, о чем именно идет речь и как эти функции реализуются на практике (например, созывается собрание кредиторов и на него приходят «избранные» кредиторы; на собрании кредиторов никто из кредиторов не имеет право воздержаться от голосования и т.п.). Дополнительно некорректность построения нормы выражается еще и в том, что из ее буквального толкования подразумевает наличие двух обязательных органов – собрания кредиторов и комитета кредиторов. Однако этого не может быть, так как комитет кредиторов имеет юридическую силу лишь с момента своего образования и в случае принятия собранием кредиторов решения об не образовании комитета кредиторов, то такой орган юридически и не существует. А для того, чтобы передать собранию кредиторов функции комитета кредиторов необходимо, чтобы такой орган существовал. Отсюда следует, что для передачи собранию кредиторов функций комитета кредиторов необходимо сначала принять решение о создании (образовании) комитета кредиторов, а в последующем принять решение об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов без/с упразднения/ем комитета кредиторов. Дополнительную сложность создает и то, что норма допускает не принятие собранием кредиторов решения об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов. В таком случае теоретически предполагается, что управляющий должен обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения собрания кредиторов о неосуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов, что лишь способствует затягиванию процедуры, а также излишней забюрократизированности и теоретизированности процедуры, потому как предполагается, что у собрания кредиторов будет отсутствовать юрисдикция (компетенция) в тех либо иных вопросах. Рекомендации: из ст. 67 Закона убрать норму, позволяющую ставить на голосование перед собранием кредиторов вопрос об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
30.04.2025 15:19:16
Ваш эксперт
Юрист
НОВИЧОК
0
1.8
1
Статья 9. Субсидиарная ответственность по обязательствам должника
Необходимо конкретизировать определение «виновные (умышленные) действия», какие конкретно действия будут подпадать под указанное определение в случае подачи иска, т.к. в судебном разбирательстве о привлечении к субсидиарной ответственности всегда ответчик в своей позиции ссылается на отсутствие приговора по уголовному делу и не возможности привлечения его в субсидиарной ответственности. На практике большой процент удовлетворенных исков без наличия приговора. Указанное изменение поможет единообразно применять указанную норму закона.
Статья 34. Перечисление денежных средств, необходимых для выплаты вознаграждения управляющему
Предусмотреть возможность открывать специальный счет для должника, находящегося в ликвидации или прекращении деятельности для бронирования средств для перечисления управляющему согласно п.1 ст. 34. На практике возникает проблема с консолидацией денежных средств на расчетном счету в случае наличия арестов и АИС ИДО. Любые денежные средства списываются, соответственно не возможно оплатить из средств должника, даже при наличии имущества. В связи с чем зафиксировано значительное количество прекращенных дел по банкротству. По факту подобная подача заявления о банкротстве является лишь формальным действием, связанным с необходимостью подачи заявления в суд, т.е. должник изначально знал о такой необходимости и невозможности внесения указанной суммы, однако ответственности за такие действия нет. Более того, необходимо понимать, что подача заявления в суд приводит к целому ряду процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявления, а именно направление копий заявлений ответчикам и иным заинтересованным лицам, назначение и проведение судебного заседания, рассмотрение заявления по существу дела, ознакомление и исследование материалов дела, вынесение постановления суда с дальнейшим его направлением участникам процесса. Огромные процессуальные, временные и финансовые расходы. А позже рассмотрение ходатайства управляющего о прекращении дела и вынесения нового постановления.
Также необходимо внести соответствующие изменении и в ГК РБ и Положение о ликвидации и прекращении деятельности
Статья 38. Размещение в Едином реестре сведений об управляющих, сведений по делам о несостоятельности или банкротстве и по делам по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством
Огромное количество сведений, подлежащих размещению согласно ст. 38 Закона при чем в короткие сроки. Приходится много времени затрачивать на публикации и проведения соответствующих оплат, вместо того, чтобы сконцентрироваться на непосредственной работе по выявлению активов и возможности взыскать задолженность, в т.ч. путем подачи соответствующих исков, на подготовку и составление которых уходит очень много времени и сил.
Особенно сильно это ощущается при большом количестве кредиторов и необходимости сканирования и размещения бюллетеней, листов регистрации и иных документов к собранию кредиторов и по его итогу. Иногда это занимает далеко не один день.
Статья 54. Вознаграждение и иные выплаты управляющему
Пунктом 13 ст. 54 Закона предусмотрено, что в случае подачи заявления о банкротстве прокурором, органом финансовых расследований Комитета государственного контроля, налоговым, таможенным органами, органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, иным государственным органом, представителем работников должника, а также должником в случае, указанном в пункте 2 статьи 34 настоящего Закона, при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств для выплаты управляющему основного вознаграждения после вынесения определения суда о завершении ликвидационного производства управляющему осуществляются выплаты денежных сумм в счет оплаты услуг по проведению процедуры банкротства из средств республиканского бюджета в порядке и размере, установленных Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. По состоянию на сегодняшний день документа для таких выплат не предусмотрено. Однако управляющий несет огромное количество затрат, связанных с ведением дела о банкротстве, в том числе и по публикации обязательной информации. В связи с чем управляющие отказываются брать дела с отсутствием имущества для возможного погашения хоть частично вознаграждения управляющего.
Дело находится в производстве управляющего минимум полгода, свои функции и обязательства управляющий осуществляет ежедневно, в связи с чем считаю целесообразным ввести выплату минимального вознаграждения из бюджета по итогам дела. Что в свою очередь поможет госорганам, подающим заявления в суд, найти управляющего в дело о банкротстве.
Статья 146. Передача оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и осуществления иных необходимых выплат и (или) нереализованного имущества должника. Списание имущества должника
Пунктом 14 ст. 146 Закона установлено, что нереализованное движимое имущество, в том числе * задолженность, не переданное управляющим собственнику имущества должника – юридического лица, учредителям (участникам) должника или лицу, уполномоченному собственником имущества должника – юридического лица, учредителями (участниками) должника, может быть передано управляющим безвозмездно иным заинтересованным лицам.
На практике это привело к созданию нового бизнеса, направленного на безвозмездное получение нереализованного имущества банкрота с целью его дальнейшей реализации в качестве предпринимательской деятельности. Считаем подобный алгоритм действий недопустимым в процедурах банкротства.
Необходима доработка функционала сайта Банкрот гов бай по реализации имущества по прямым договорам.
Статья 147. Отчет управляющего по итогам ликвидационного производства
После реализации всех мероприятий, предусмотренных планом ликвидации должника – юридического лица или планом прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя, управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока ликвидационного производства обязан разместить в Едином реестре отчет по итогам ликвидационного производства, который должен содержать сведения, указанные в пункте 1 статьи 145 настоящего Закона (п.1 ст.147 Закона). Считаем нецелесообразным размещение отчета за столь длительный промежуток времени. На практике за полтора месяца до окончания срока ликвидационного производства еще многое меняется и в суд направляется иной отчет, с другими цифрами и данными. Достаточно за 5 дней до проведения собрания кредиторов по итогам ликвидационного производства. Также как и нет необходимости проводить собрание кредиторов за 30 дней до окончания срока ликвидационного производства, достаточно 10 рабочих дней до окончания.
Статья 148. Завершение ликвидационного производства
В п.3 ст.148 Закона предусмотрено, что банковские счета должника подлежат закрытию управляющим до исключения должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения суда о завершении ликвидационного производства. Управляющий должен представить копию такого определения в банки, в которых открыты счета должника.
В прежнем законе счета закрывались после исключения из ЕГР.
На практике управляющие столкнулись с проблемой закрытия счетов до исключения из ЕГР, т.к. в базах банков числится задолженность и они технически не могут это сделать. А управляющий не может погасить указанную задолженность ввиду отсутствия денежных средств и нарушения погашения очередности платежей.
Норма закона не указывает на списание задолженностей предъявленных и не заявленных управляющему после завершения процедуры банкротства, за иск. ст.219.
Статья 219. Требования кредиторов после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя
После исключения должника – индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такое лицо освобождается от исполнения обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и иных обязательств, требования по которым были предъявлены и признаны в производстве по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя, за исключением требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, либо о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью физических лиц, либо о выплате алиментов, а также иные требования личного характера, не удовлетворенные в порядке исполнения решения суда о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства либо не заявленные в ходе производства по делу о банкротстве в отношении должника – индивидуального предпринимателя, сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя. Также сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя требования кредиторов по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности должником – индивидуальным предпринимателем, не заявленные в ходе производства по делу о его банкротстве.
Т.е. есть если требования не заявлялись в процедуре банкротства не будут списываться, в связи с чем кредитору не выгодно заявляться в банкротстве, а подавать в суд после исключения из ЕГР. Таким образом институт банкротства для ИП утрачивает саму суть процедуры, ее смысл и актуальность.
Статья 224. Розыск и возврат имущества отсутствующего должника
П.2 - по ходатайству управляющего при выявлении им имущества отсутствующего должника, достаточного для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения управляющему, суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве в упрощенном порядке, установленном настоящей главой, и провести процедуру банкротства в общем порядке.
На практике ходатайство не подается, определение судами не выносится, что говорит о том, что норма не соблюдается надлежащим образом.
30.04.2025 17:24:20
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
1. Солидарна и поддерживаю предложение Натальи Дейнека от 11.04.2025 15:59:14 об исключении в п. 7 ст. 109 Закона слово «судом».
30.04.2025 23:49:24
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
2. В пунктах 1 и 3 статьи 110 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» закреплено, что управляющий не позднее чем за пять дней до даты проведения первого собрания кредиторов, помимо плана санации (ликвидации), размещает в ЕГРСБ отчет о своей деятельности в конкурсном производстве. Однако функционал ЕГРСБ в настоящее время не предусматривает специального раздела для размещения управляющими отчета о своей деятельности в конкурсном производстве. В опубликованном Департаментом по санации и банкротству сообщении от 7 мая 2024 г. «О фактах неразмещения сведений» особо обращено внимание на то, что размещение сведений должно осуществляться именно в соответствующем разделе ЕГРСБ и что размещение сведений в несоответствующем разделе будет считаться фактом их неразмещения. На практике некоторые управляющие отчет о своей деятельности в конкурсном производстве в ЕГРСБ размещают в подразделы «План ликвидации (прекращения деятельности) и изменения/дополнения» раздела «Планы» и подраздел «Конкурсное производство» раздела «Отчёты/справки» соответствующего должника. Однако в таком случае наименование «отчет о своей деятельности в конкурсном производстве» в ЕГРСБ корректно не отображается (отображается наименование «отчетам управляющего по итогам конкурсного производства»).
Предложение: В целях единообразия практики, а также правильного понимания кредиторами и управляющими нормативно или методически (на уровне руководящего письма Департамента по санации и банкротству) закрепить в каком именно разделе ЕГРСБ управляющим надлежит размещать отчеты о своей деятельности в конкурсном производстве (а кредиторам, соответственно, искать такие отчёты).
30.04.2025 23:50:25
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
3. В части 3 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 декабря 2024 г. №8 «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатёжеспособности» содержатся разъяснения о том, какие именно сведения должны быть отражены в отчете управляющего по итогам конкурсного производства. Однако при этом отсутствуют какие-либо нормативные требования или руководящие разъяснения Верховного Суда Республики Беларусь или Департамента по санации и банкротству относительно того, какие сведения должен содержать упоминаемый в пунктах 1 и 3 статьи 110 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» отчет управляющего о своей деятельности в конкурсном производстве. В этой связи на практике существует правовая неопределенность по вопросу чем именно по своему содержанию (или иным критериям, помимо наименования) отчёт управляющего о своей деятельности в конкурсном производстве отличается от отчета управляющего по итогам конкурсного производства.
Предложение:В целях единообразия правоприменительной практики и устранения существующей правовой неопределённостинормативно или методически (на уровне руководящего письма Департамента по санации и банкротству) закрепить какие именно обязательные сведения должен содержать упоминаемый в пунктах 1 и 3 статьи 110 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» отчет управляющего о своей деятельности в конкурсном производстве.
30.04.2025 23:50:57
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
4.Согласно пункту 1 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» обязательному размещению в ЕГРСБ в сроки, установленные настоящим Законом, а если такие сроки не установлены - в максимально короткий срок после возникновения соответствующих обстоятельств подлежат сведения по делам о несостоятельности (банкротстве). При этом в силу подпункта 5.21 пункта 5 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» подлежат обязательному размещению в ЕГРСБ отчеты управляющего по итогам конкурсного производства. Однако, в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 112 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» конкретизирован лишь порядок исчисления срока представления такого отчета в суд (не позднее чем за семь рабочих дней до установленной судом даты проведения судебного заседания по итогам конкурсного производства). В отношении же порядка исчисления срока (то есть, календарной даты или события, которыми определено начало срока) размещения такого отчёта в ЕГРСБ (в отличие, например, от порядка исчисления срока размещения отчета управляющего о своей деятельности или отчета по итогам ликвидационного производства) ни Закон «Об урегулировании неплатёжеспособности», ни опубликованное Департаментом по санации и банкротству сообщение «О порядке и сроках представления временными (антикризисными) управляющими отчетов» от 23 октября 2024 г. прямого указания не содержат.
Предложение:В целях единообразия правоприменительной практики и устранения существующей правовой неопределённостинормативно или методически (на уровне руководящего письма Департамента по санации и банкротству) закрепить какая именно дата (или какое именно событие) для целей исчисления (для определения начала течения) пятидневного (в рабочих днях) срока размещения в ЕГРСБ отчета управляющего по итогам конкурсного производства понимается под содержащимся в пункте 1 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» выражением «после возникновения соответствующих обстоятельств» (дата истечения двухмесячного срока для предъявления кредиторами своих требований; дата проведения собрания кредиторов, на котором согласован такой отчёт; иная дата или событие; или конкретная иная).
30.04.2025 23:51:20
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
5. В силу подпункта 5.21 пункта 5 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» в ЕГРСБ обязательному размещению управляющим подлежат «отчеты и справки управляющего, документы, указанные в пункте 1 статьи 100, пункте 1 статьи 112, пункте 3 статьи 126, пункте 2 статьи 147 настоящего Закона». При этом в указанной правовой норме не конкретизировано какие именно справки управляющего подлежат обязательному размещениюв ЕГРСБ. В опубликованном Департаментом по санации и банкротству сообщении «О порядке и сроках представления временными (антикризисными) управляющими отчетов» от 23 октября 2024 г. содержится указание на необходимость размещения в максимально короткий срок в ЕГРСБ: в защитном периоде - «справки о достоверности фактов, изложенных в заявлении о несостоятельности или банкротстве, и наличии(отсутствии) оснований для подачи заявления о несостоятельности или банкротстве и оснований для открытия конкурсного производства»; в конкурсном производстве - «отчета управляющего по итогам конкурсного производства, иных документов».Вместе с тем, функционал ЕГРСБ в настоящее время не предусматривает специального раздела для размещения управляющим справки (по установленной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10 мая 2023 г. №8 форме) о наличия (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами. В связи с чем существует правовая неопределенность относительно: 1) как наличия самой необходимости для управляющего обязательно размещать в ЕГРСБ справку (по установленной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10 мая 2023 г. №8 форме) о наличия (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами (либо, например, достаточно во исполнение разъяснений из части 3 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 декабря 2024 г. №8 «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатёжеспособности» приводить размещенном в ЕГРСБ отчете управляющего по итогам конкурсного производства сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами?); 2) так и конкретного раздела в ЕГРСБ, в который необходимо размещать такую справку, и порядка исчисления крайнего срока её размещения (в случае действительной необходимости обязательной её размещения).
Предложение:Для устранения существующей правовой неопределённостиметодически (на уровне руководящего письма Департамента по санации и банкротству) разъяснить наличие или отсутствие необходимости для управляющего обязательного размещения в ЕГРСБ справки (по установленной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10 мая 2023 г. №8 форме) о наличия (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами. Если же необходимость обязательного размещения в ЕГРСБ справки о наличии (отсутствии) таких признаков все же имеется, то дополнительно методически (на уровне руководящего письма Департамента по санации и банкротству) закрепить:
в каком именно разделе ЕГРСБ управляющим надлежит размещать справки о наличии (отсутствии) таких признаков (принимая во внимание закреплённый Департаментом по санации и банкротству в сообщении от 7 мая 2024 г. «О фактах неразмещения сведений» подход, согласно которому размещение сведений в несоответствующем разделе будет считаться фактом их неразмещения);
какая именно дата (или какое именно событие) для целей исчисления (для определения начала течения) пятидневного (в рабочих днях) срока размещения в ЕГРСБ справки о наличии (отсутствии) таких признаков понимается под содержащимся в пункте 1 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» выражением «после возникновения соответствующих обстоятельств» (дата составления справки; иная дата или событие)?
30.04.2025 23:51:46
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
6. Согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 103 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» со дня открытия конкурсного производства органы управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель в срок, установленный судом, но не превышающий 15 дней со дня открытия конкурсного производства, обязаны обеспечить передачу управляющему документов, связанных с ведением бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, составлением отчетности, иной документации, обязанность по ведению (составлению) и хранению которой установлена законодательством, печатей и штампов, иного имущества должника. В случае неисполнения органами управления должника – юридического лица, должником – индивидуальным предпринимателем указанной обязанности управляющий не позднее трех дней после истечения срока, в течение которого должна быть обеспечена передача таких документов, печатей и штампов, иного имущества должника, должен обратиться в суд с ходатайством о понуждении указанных лиц к исполнению этой обязанности.
Вместе с тем указанная подпункте 1.5 пункта 1 статьи 103 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» обязанность органов управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель (и, соответственно, закрепленный в этой же норме механизм понуждения к исполнению посредством обращения управляющего в суд с соответствующим ходатайством) уже по объёму возложенной на управляющего абзацем 5 статьи 107 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» корреспондирующей обязанности«истребовать у органов управления должника – юридического лица, должника – индивидуального предпринимателя документы, связанные с ведением бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, составлением отчетности, иную документацию,обязанность по ведению (составлению) и хранению которой установленазаконодательством, печати и штампы, иное имущество должника, полный список кредиторов и * с указанием суммы задолженности». Указанная правовая коллизия имеет своим прямым следствие то, что под влиянием судебной практики управляющие вынуждены или изначально заявлять ходатайство без истребования полного списка кредиторов и * с указанием суммы задолженности или во избежание частичного удовлетворения судом «уточнять» (сужать, исключать из него «полный список кредиторов и * с указанием суммы задолженности») предмет своего ходатайств уже во время рассмотрения его рассмотрения судом.
Предложение: Согласовать (гармонизировать) между собой на законодательном уровне нормы подпункта 1.5 пункта 1 статьи 103 и абзаца 5 статьи 107 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности»: т.е., либо дополнить перечисление в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 103 указанием на «полный список кредиторов и * с указанием суммы задолженности», либо, напротив, исключить абзаца 5 статьи 107 Закона слова «полный список кредиторов и * с указанием суммы задолженности».
30.04.2025 23:52:09
Наталья Зарецкая
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
7
7. Подпунктом 2.3 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» установлено, что, индивидуальными предпринимателями для открытия текущих (расчетных) банковских счетов, помимо заявления на открытие текущего (расчетного) банковского счета, представляются в банк копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации.
Вместе с тем указанная правовая норма не учитывает сложившую практику:
Случаи отсутствия открытого расчетного банковского счета у должников-индивидуальных предпринимателей на момент открытия конкурсного производства отнюдь не редки и распространены повсеместно, а зачастую индивидуальные предпринимателя, в особенности, фактически прекратившие свою деятельность (т.е., без соблюдения установленного порядка такого) либо не передают (в том числе, по результатам примененного принудительного исполнения через ОПИ после вынесения судами по ходатайствам управляющих определений о понуждении к исполнению обязанности) управляющим свидетельство о государственной регистрации по причине утери, либо передача такого свидетельства объективна невозможна по иным причинам. Получить дубликат (даже за плату) такого свидетельства о государственной регистрации в регистрирующем органе управляющий в настоящее время без активного содействия со должника-индивидуального предпринимателя объективно не имеет возможности, поскольку в регистрирующий орган по устоявшейся практике и исходя из утвержденной формы бланка свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (его дубликата) обязательно требуется помимо документа об оплате дубликата предоставить еще и фотографию должника-индивидуального предпринимателя. Соответственно, обращение управляющего в регистрирующий орган за получением дубликата свидетельства о государственной регистрации должника - индивидуального предпринимателя при отсутствии фотографии должника-индивидуального предпринимателя бессмысленно: поскольку регистрирующий орган попросту не сможет изготовить (без вклейки в него фотографии) дубликат свидетельства о государственной регистрации.
Как следствие, в результате отсутствия у антикризисного управляющего (непередачи ему) свидетельства о государственной регистрации должника - индивидуального предпринимателя и невозможности получить в регистрирующем органе дубликат управляющие не имеет вовсе возможности открыть требуемый в силу статьи 76 Закона«Об урегулировании неплатёжеспособности» банковский счет должника (совершения сделок и расчетов с кредиторами) или вынуждены нарабатывать сомнительную (не подкрепленную нормами права, непосредственного действия) практику ходатайств перед судом о разрешении открытия банковского счета.
Предложение: Закрепить на законодательном уровне (путем дополнения подпункта 2.3 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 или иным образом) возможность открытия расчетного счета индивидуального предпринимателя, находящего в процедуре банкротства, без обязательного предоставления свидетельства о государственной регистрации такого индивидуального предпринимателя - на основании судебного постановления (определения об открытия конкурсного производства).
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности»
18Юрист
НОВИЧОК5.
Согласно п. 2 ст. 67 Закона предусмотрено, что в случае, когда количество кредиторов менее установленного размера (менее 10), то на первом собрании кредиторов может быть принято решение об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов. Такое построение правовой нормы априори порождает путаницу и правовую неопределенность, не говоря уже о том, что в Законе № 227-З не раскрыто значение и содержание тех самых «функций» комитета кредиторов (осмелюсь предположить, что в Законе «функции» комитета кредиторов трактуются и отождествляются с термином «полномочиями», что является ошибочным, так как полномочия комитета кредиторов определяются через совокупность его прав и обязанностей и отвечают на вопрос «что может делать?», а функции представляют собой основные направления действия/деятельности комитета кредиторов в деле о несостоятельности или банкротстве и отвечают на вопрос «для чего это делается?»). Так, исходя из смысла и духа Закона можно сделать вывод, что комитет кредиторов представляет собой группу уполномоченных кредиторами лиц из числа кредиторов должника, правомочных оперативно принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию комитета кредиторов без необходимости проведения собрания кредиторов (что в свою очередь дополнительно способствует реализации принципа процессуальной экономии). Отсюда следует, что одной из функций комитета кредиторов является экономическая (процессуально-экономическая). Если же предположить, что собранию кредиторов переходят функции комитета кредиторов, то неясно, о чем именно идет речь и как эти функции реализуются на практике (например, созывается собрание кредиторов и на него приходят «избранные» кредиторы; на собрании кредиторов никто из кредиторов не имеет право воздержаться от голосования и т.п.). Дополнительно некорректность построения нормы выражается еще и в том, что из ее буквального толкования подразумевает наличие двух обязательных органов – собрания кредиторов и комитета кредиторов. Однако этого не может быть, так как комитет кредиторов имеет юридическую силу лишь с момента своего образования и в случае принятия собранием кредиторов решения об не образовании комитета кредиторов, то такой орган юридически и не существует. А для того, чтобы передать собранию кредиторов функции комитета кредиторов необходимо, чтобы такой орган существовал. Отсюда следует, что для передачи собранию кредиторов функций комитета кредиторов необходимо сначала принять решение о создании (образовании) комитета кредиторов, а в последующем принять решение об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов без/с упразднения/ем комитета кредиторов. Дополнительную сложность создает и то, что норма допускает не принятие собранием кредиторов решения об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов. В таком случае теоретически предполагается, что управляющий должен обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения собрания кредиторов о неосуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов, что лишь способствует затягиванию процедуры, а также излишней забюрократизированности и теоретизированности процедуры, потому как предполагается, что у собрания кредиторов будет отсутствовать юрисдикция (компетенция) в тех либо иных вопросах. Рекомендации: из ст. 67 Закона убрать норму, позволяющую ставить на голосование перед собранием кредиторов вопрос об осуществлении собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
30.04.2025 15:19:16
Юрист
НОВИЧОКСтатья 9. Субсидиарная ответственность
по обязательствам должника
Необходимо конкретизировать определение «виновные (умышленные) действия», какие конкретно действия будут подпадать под указанное определение в случае подачи иска, т.к. в судебном разбирательстве о привлечении к субсидиарной ответственности всегда ответчик в своей позиции ссылается на отсутствие приговора по уголовному делу и не возможности привлечения его в субсидиарной ответственности. На практике большой процент удовлетворенных исков без наличия приговора. Указанное изменение поможет единообразно применять указанную норму закона.
Статья 34. Перечисление денежных средств, необходимых для выплаты вознаграждения управляющему
Предусмотреть возможность открывать специальный счет для должника, находящегося в ликвидации или прекращении деятельности для бронирования средств для перечисления управляющему согласно п.1 ст. 34. На практике возникает проблема с консолидацией денежных средств на расчетном счету в случае наличия арестов и АИС ИДО. Любые денежные средства списываются, соответственно не возможно оплатить из средств должника, даже при наличии имущества. В связи с чем зафиксировано значительное количество прекращенных дел по банкротству. По факту подобная подача заявления о банкротстве является лишь формальным действием, связанным с необходимостью подачи заявления в суд, т.е. должник изначально знал о такой необходимости и невозможности внесения указанной суммы, однако ответственности за такие действия нет. Более того, необходимо понимать, что подача заявления в суд приводит к целому ряду процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявления, а именно направление копий заявлений ответчикам и иным заинтересованным лицам, назначение и проведение судебного заседания, рассмотрение заявления по существу дела, ознакомление и исследование материалов дела, вынесение постановления суда с дальнейшим его направлением участникам процесса. Огромные процессуальные, временные и финансовые расходы. А позже рассмотрение ходатайства управляющего о прекращении дела и вынесения нового постановления.
Также необходимо внести соответствующие изменении и в ГК РБ и Положение о ликвидации и прекращении деятельности
Статья 38. Размещение в Едином реестре сведений об управляющих, сведений по делам о несостоятельности или банкротстве и по делам по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством
Огромное количество сведений, подлежащих размещению согласно ст. 38 Закона при чем в короткие сроки. Приходится много времени затрачивать на публикации и проведения соответствующих оплат, вместо того, чтобы сконцентрироваться на непосредственной работе по выявлению активов и возможности взыскать задолженность, в т.ч. путем подачи соответствующих исков, на подготовку и составление которых уходит очень много времени и сил.
Особенно сильно это ощущается при большом количестве кредиторов и необходимости сканирования и размещения бюллетеней, листов регистрации и иных документов к собранию кредиторов и по его итогу. Иногда это занимает далеко не один день.
Статья 54. Вознаграждение и иные выплаты управляющему
Пунктом 13 ст. 54 Закона предусмотрено, что в случае подачи заявления о банкротстве прокурором, органом финансовых расследований Комитета государственного контроля, налоговым, таможенным органами, органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, иным государственным органом, представителем работников должника, а также должником в случае, указанном впункте 2 статьи 34 настоящего Закона, при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств для выплаты управляющему основного вознаграждения после вынесения определения суда о завершении ликвидационного производства управляющему осуществляются выплаты денежных сумм в счет оплаты услуг по проведению процедуры банкротства из средств республиканского бюджета в порядке и размере, установленных Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. По состоянию на сегодняшний день документа для таких выплат не предусмотрено. Однако управляющий несет огромное количество затрат, связанных с ведением дела о банкротстве, в том числе и по публикации обязательной информации. В связи с чем управляющие отказываются брать дела с отсутствием имущества для возможного погашения хоть частично вознаграждения управляющего.
Дело находится в производстве управляющего минимум полгода, свои функции и обязательства управляющий осуществляет ежедневно, в связи с чем считаю целесообразным ввести выплату минимального вознаграждения из бюджета по итогам дела. Что в свою очередь поможет госорганам, подающим заявления в суд, найти управляющего в дело о банкротстве.
Статья 146. Передача оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и осуществления иных необходимых выплат и (или) нереализованного имущества должника. Списание имущества должника
Пунктом 14 ст. 146 Закона установлено, что нереализованное движимое имущество, в том числе * задолженность, не переданное управляющим собственнику имущества должника – юридического лица, учредителям (участникам) должника или лицу, уполномоченному собственником имущества должника – юридического лица, учредителями (участниками) должника, может быть передано управляющим безвозмездно иным заинтересованным лицам.
На практике это привело к созданию нового бизнеса, направленного на безвозмездное получение нереализованного имущества банкрота с целью его дальнейшей реализации в качестве предпринимательской деятельности. Считаем подобный алгоритм действий недопустимым в процедурах банкротства.
Необходима доработка функционала сайта Банкрот гов бай по реализации имущества по прямым договорам.
Статья 147. Отчет управляющего по итогам ликвидационного производства
После реализации всех мероприятий, предусмотренных планом ликвидации должника – юридического лица или планом прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя, управляющий не позднее чем за 45 дней до истечения срока ликвидационного производства обязан разместить в Единомреестре отчет по итогам ликвидационного производства, который должен содержать сведения, указанные в пункте 1 статьи 145 настоящего Закона (п.1 ст.147 Закона). Считаем нецелесообразным размещение отчета за столь длительный промежуток времени. На практике за полтора месяца до окончания срока ликвидационного производства еще многое меняется и в суд направляется иной отчет, с другими цифрами и данными. Достаточно за 5 дней до проведения собрания кредиторов по итогам ликвидационного производства. Также как и нет необходимости проводить собрание кредиторов за 30 дней до окончания срока ликвидационного производства, достаточно 10 рабочих дней до окончания.
Статья 148. Завершение ликвидационного производства
В п.3 ст.148 Закона предусмотрено, что банковские счета должника подлежат закрытию управляющим до исключения должника из Единого государственногорегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу определения суда о завершении ликвидационного производства. Управляющий должен представить копию такого определения в банки, в которых открыты счета должника.
В прежнем законе счета закрывались после исключения из ЕГР.
На практике управляющие столкнулись с проблемой закрытия счетов до исключения из ЕГР, т.к. в базах банков числится задолженность и они технически не могут это сделать. А управляющий не может погасить указанную задолженность ввиду отсутствия денежных средств и нарушения погашения очередности платежей.
Норма закона не указывает на списание задолженностей предъявленных и не заявленных управляющему после завершения процедуры банкротства, за иск. ст.219.
Статья 219. Требования кредиторов после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя
После исключения должника – индивидуального предпринимателя из Единого государственногорегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей такое лицо освобождается от исполнения обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и иных обязательств, требования по которым были предъявлены и признаны в производстве по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя, за исключением требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, либо о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью физических лиц, либо о выплате алиментов, а также иные требования личного характера, не удовлетворенные в порядке исполнения решения суда о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства либо не заявленные в ходе производства по делу о банкротстве в отношении должника – индивидуального предпринимателя, сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя. Также сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя требования кредиторов по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности должником – индивидуальным предпринимателем, не заявленные в ходе производства по делу о его банкротстве.
Т.е. есть если требования не заявлялись в процедуре банкротства не будут списываться, в связи с чем кредитору не выгодно заявляться в банкротстве, а подавать в суд после исключения из ЕГР. Таким образом институт банкротства для ИП утрачивает саму суть процедуры, ее смысл и актуальность.
Статья 224. Розыск и возврат имущества отсутствующего должника
П.2 - по ходатайству управляющего при выявлении им имущества отсутствующего должника, достаточного для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения управляющему, суд вправе вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве в упрощенном порядке, установленном настоящей главой, и провести процедуру банкротства в общем порядке.
На практике ходатайство не подается, определение судами не выносится, что говорит о том, что норма не соблюдается надлежащим образом.
30.04.2025 17:24:20
Пользователь
НОВИЧОКи поддерживаю предложение Натальи Дейнека от 11.04.2025 15:59:14 об исключении в п. 7 ст. 109 Закона слово «судом».
30.04.2025 23:49:24
Пользователь
НОВИЧОКи 3 статьи 110 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» закреплено, что управляющий не позднее чем за пять дней до даты проведения первого собрания кредиторов, помимо плана санации (ликвидации), размещает в ЕГРСБ отчет о своей деятельности в конкурсном производстве. Однако функционал ЕГРСБ в настоящее время не предусматривает специального раздела для размещения управляющими отчета о своей деятельности в конкурсном производстве. В опубликованном Департаментом по санации и банкротству сообщении от 7 мая 2024 г. «О фактах неразмещения сведений» особо обращено внимание на то, что размещение сведений должно осуществляться именно в соответствующем разделе ЕГРСБ и что размещение сведений в несоответствующем разделе будет считаться фактом их неразмещения. На практике некоторые управляющие отчет о своей деятельности в конкурсном производстве в ЕГРСБ размещают в подразделы «План ликвидации (прекращения деятельности) и изменения/дополнения» раздела «Планы» и подраздел «Конкурсное производство» раздела «Отчёты/справки» соответствующего должника. Однако в таком случае наименование «отчет о своей деятельности в конкурсном производстве» в ЕГРСБ корректно не отображается (отображается наименование «отчетам управляющего по итогам конкурсного производства»).
30.04.2025 23:50:25
Пользователь
НОВИЧОК17 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 декабря 2024 г. №8 «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатёжеспособности» содержатся разъяснения о том, какие именно сведения должны быть отражены в отчете управляющего по итогам конкурсного производства. Однако при этом отсутствуют какие-либо нормативные требования или руководящие разъяснения Верховного Суда Республики Беларусь или Департамента по санации и банкротству относительно того, какие сведения должен содержать упоминаемый в пунктах 1 и 3 статьи 110 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» отчет управляющего о своей деятельности в конкурсном производстве. В этой связи на практике существует правовая неопределенность по вопросу чем именно по своему содержанию (или иным критериям, помимо наименования) отчёт управляющего о своей деятельности в конкурсном производстве отличается от отчета управляющего по итогам конкурсного производства.
30.04.2025 23:50:57
Пользователь
НОВИЧОК30.04.2025 23:51:20
Пользователь
НОВИЧОК5.21 пункта 5 статьи 38 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» в ЕГРСБ обязательному размещению управляющим подлежат «отчеты и справки управляющего, документы, указанные в пункте 1 статьи 100, пункте 1 статьи 112, пункте 3 статьи 126, пункте 2 статьи 147 настоящего Закона». При этом в указанной правовой норме не конкретизировано какие именно справки управляющего подлежат обязательному размещению в ЕГРСБ. В опубликованном Департаментом по санации и банкротству сообщении «О порядке и сроках представления временными (антикризисными) управляющими отчетов» от 23 октября 2024 г. содержится указание на необходимость размещения в максимально короткий срок в ЕГРСБ: в защитном периоде - «справки о достоверности фактов, изложенных в заявлении о несостоятельности или банкротстве, и наличии(отсутствии) оснований для подачи заявления о несостоятельности или банкротстве и оснований для открытия конкурсного производства»; в конкурсном производстве - «отчета управляющего по итогам конкурсного производства, иных документов». Вместе с тем, функционал ЕГРСБ в настоящее время не предусматривает специального раздела для размещения управляющим справки (по установленной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10 мая 2023 г. №8 форме) о наличия (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами. В связи с чем существует правовая неопределенность относительно: 1) как наличия самой необходимости для управляющего обязательно размещать в ЕГРСБ справку (по установленной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10 мая 2023 г. №8 форме) о наличия (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами (либо, например, достаточно во исполнение разъяснений из части 3 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 декабря 2024 г. №8 «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатёжеспособности» приводить размещенном в ЕГРСБ отчете управляющего по итогам конкурсного производства сведения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами?); 2) так и конкретного раздела в ЕГРСБ, в который необходимо размещать такую справку, и порядка исчисления крайнего срока её размещения (в случае действительной необходимости обязательной её размещения).
30.04.2025 23:51:46
Пользователь
НОВИЧОК1.5 пункта 1 статьи 103 Закона «Об урегулировании неплатёжеспособности» со дня открытия конкурсного производства органы управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель в срок, установленный судом, но не превышающий 15 дней со дня открытия конкурсного производства, обязаны обеспечить передачу управляющему документов, связанных с ведением бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, составлением отчетности, иной документации, обязанность по ведению (составлению) и хранению которой установлена законодательством, печатей и штампов, иного имущества должника. В случае неисполнения органами управления должника – юридического лица, должником – индивидуальным предпринимателем указанной обязанности управляющий не позднее трех дней после истечения срока, в течение которого должна быть обеспечена передача таких документов, печатей и штампов, иного имущества должника, должен обратиться в суд с ходатайством о понуждении указанных лиц к исполнению этой обязанности.
30.04.2025 23:52:09
Пользователь
НОВИЧОК2.3 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» установлено, что, индивидуальными предпринимателями для открытия текущих (расчетных) банковских счетов, помимо заявления на открытие текущего (расчетного) банковского счета, представляются в банк копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации.
30.04.2025 23:52:31
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться