Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указов Президента Республики Беларусь»
Обсуждение проекта
Надежда Казакевич
1
28.04.2019
владимир александрович вадюшин, согласна полностью с представленными доводами, кто писал данные изменения в указ не имеют практической работы в должности председателей правления или же казначея. Владимир Александрович, прав и внесение данной нормы приведёт к дополнительным проблемам в товариществах.
Надежда Казакевич
1
28.04.2019
Цитата
Сергей Викторович Циркун:

                                   По п.1.3.  Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 ”О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ“.
Данный Указ обязывает лиц, выбывших из состава членов садоводческого товарищества (по собственному усмотрению либо в результате исключения в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения), наследники и иные лица, отказавшиеся от вступления в состав членов товарищества, в течение одного года со дня прекращения членства в товариществе произвести отчуждение находящихся у них на праве частной собственности земельного участка, садового домика, хозяйственных строений и сооружений. Это противоречит Конституции Республики Беларусь, т.к. в соответствии со ст.44 государство гарантирует неприкосновенно­сть частной собственности.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гласит: «Собственность может быть государственной и частной». Коллективной собственности в Республике Беларусь нет. Поэтому формулировка «для коллективного садоводства» некорректна.
Предлагаю внести изменения в этот Указ и другие законодательные акты, и предоставить возможность гражданам для ведения индивидуального садоводства с заключением договора с СТ на право пользования объектами общего пользования, как это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 ”О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок“ (п.22,29). В соседних государствах этот вопрос давно урегулирован.
В последнее время участились случаи в садоводческих товариществах взимания несанкционирова­нных Указом сборов в фонд благоустройства­, резервные фонды, вступительные взносы для новых владельцев земельных участков в действующем СТ.
Предлагаю внести в Указ пункт: «Не допускается сбор средств, кроме взносов, установленных настоящим Указом.»
                                   
                                   
   
   
крайне не согласна с данной позицией, так как Конституция защищает права всех членов товарищества, а если член товарищества своими действием или бездействием нарушает права других членов товарищества, то в качестве меры воздействия и разработана данная норма законодательства.
Елена Петрова
0
28.04.2019
Модератор новостей, Я являюсь членом правления СТ. На общих собраниях в нашем СТ и соседних дачники очень негативно восприняли пункт 54-1 "Положения о садоводческом товариществе" в части внесения членских взносов в равном размере вне зависимости от количества участков. В нашем СТ все участки приблизительно одной площади. Вдоль каждого участка одинаковые коммуникации. Работа штата (председателя, казначея, электрика, сантехника, сторожа) при уменьшении количества членов (за счет скупки или переоформления участков на одного человека) не изменилась. Т.е. оплату труда им уменьшить нельзя. Соответственно, необходимо увеличивать членские взносы. Члены СТ у кого 1 участок вынуждены платить за тех у кого 2, 3 и более участков. О каком равенстве членов СТ может идти речь при разных условиях и преимуществах? Стало выгодно вкладывать деньги в покупку участков в одном СТ, т.к. за их содержание не надо платить (членские взносы составляют основную часть затрат). Пусть заплатят соседи (в основном пенсионеры). Как в басне - битый не битого везет.
От всех соседних СТ предлагаем внести в Указ №50 изменения: все взносы (членские, целевые, дополнительные) оплачивать в равном размере за каждый участок. На общих собраниях предоставить членам СТ количество голосов в зависимости от количества участков (по аналогии с ЖК РБ, где все оплаты и размер голоса на общем собрании зависят от площади квартиры в доме). Если участки имеют большую разницу в площади предоставить общему собранию решать порядок оплаты взносов - по количеству участков или с учетом размера участка.
Надеюсь, что наше предложение будет услышано. Не надо создавать вражду между соседями.
Станислав Короткий
0
28.04.2019
Острыми вопросами для садоводов являются:
добровольность членства в садоводческом товариществе;
размер членских взносов в товариществе;
возможность самостоятельно производить мероприятия, связанные с благоустройством территории садоводческого  товарищества, объектов общего пользования.
Такое явление, как коллективное садоводство получило широкое развитие в 80-х годах прошлого века, когда товарищества массово создавались и раздавалась земля. В настоящее время основным способом получения земельных участков является их наследование или приобретение земельных участков, строений на вторичном рынке недвижимости.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что лицо, к которому перешло право на находящийся в границах товарищества земельный участок, предоставленный для ведения коллективного садоводства, становится членом товарищества со дня государственной регистрации этого права, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.
Лицо, которое приобрело в товариществе садовый домик, хозяйственные строения и сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся на праве пожизненного наследуемого владения или аренды, становится членом товарищества со дня государственной регистрации права на этот земельный участок, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.
При отказе наследника (наследников) от вступления в состав членов товарищества путем подачи заявления в правление в порядке и сроки, установленные уставом товарищества, он (они) обязан (обязаны) с соблюдением требований законодательных актов в области охраны и использования земель в течение одного года со дня государственной регистрации права (прав) на земельный участок, находящийся в границах товарищества, произвести отчуждение этого земельного участка, а также распорядиться расположенными на нем садовым домиком, хозяйственными строениями и сооружениями.
Наследник поставлен перед сложным выбором: или становиться членом товарищества или отчуждать имущество.
Между тем, товарищество представляет собой объединение людей, уже не имеющих общей идеи или цели. Люди, которые в 80-х создавали товарищества – глубокие пенсионеры, а многие вновь прибывшие - друг с другом даже не знакомы. Цель существования товарищества одна – собирать какие-то деньги на подержание территории и инженерных коммуникаций в надлежащем состоянии.
Если ранее, в советский период, социальный состав и уровень доходов садоводов был практически однородным, то в настоящее время есть существенные различия. Отдельные садоводческие товарищества являются коттеджными поселками. Граждане там не занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур. Используют земельные участки преимущественно для отдыха ли проживания.
Некоторые граждане  в товариществе хотят и могут сделать больше в части благоустройства территории вокруг своего участка. Но они ограничены в своих действиях требованиями Положения.
По пункту 28 Положения к компетенции общего собрания относятся следующие вопросы:
принятие решений о формировании и использовании имущества общего пользования товарищества;
утверждение ежегодных планов агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ;
Вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, не могут быть переданы на рассмотрение других органов управления товарищества, за исключением собрания уполномоченных.
Для решения вопросов со строительством, например дороги или стоянки, требуется созыв общего собрания, активная деятельность председателя товарищества.
Председатели  товариществ  – это, в основном,  пожилые люди, давно на пенсии, по каким-то причинам проживающие летний сезон, а то и круглый год на даче. Они не владеют в достаточной степени законодательством, пассивны, выполняют только некоторые функции (организуют ремонт ворот, уборку мусора). Заставить их что-то делать для улучшения жизни в товариществе практически невозможно. Местные органы власти тоже бессильны в этом вопросе.
Пункт 2 Положения не указывает, к какой именно организационно-правовой форме некоммерческих организаций следует отнести садоводческое товарищество. При этом можно руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса, которые определяют признаки различных некоммерческих организаций. Садоводческие товарищества  в значительной степени подпадают под признаки такого вида некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы.
В соответствии с п. 1 статьи 116 Гражданского кодекса потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения  материальных имущественных, и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Членство в гаражных кооперативах, например, является добровольным.
Еще есть интересный момент с членскими взносами.
Пунктом 54-1 Положения предусмотрено, что члены товарищества вносят членские взносы в равном размере вне зависимости от размеров земельных участков, землепользователями которых они являются в товариществе.
Это правильно, что размер взносов не зависит от площади земельного участка. Зарплата председателя и казначея, других наемных работников, иные расходы товарищества никак не связаны с площадью земельного участка члена садоводческого товарищества.
Однако есть члены товарищества, которые круглый год проживают в товариществе, а есть те, которые приезжают только косить траву (у людей разные жизненные обстоятельства).  
Объем услуг они потребляют разный, а платят одинаково. Здесь возникает вопрос о социальной справедливости, ведь мы должны платить за то, чем действительно пользуемся.
Хотелось бы, чтобы в законодательстве содержалась возможность добровольного членства в садоводческом товариществе. При этом следует сохранить за гражданином право использовать имущество общего пользования на равных условиях с членами товарищества, и обязанность вносить плату за приобретение, создание содержание этого имущества.
Такая возможность для граждан дала бы положительный эффект в виде:
стимуляции нерадивых председателей к более активной деятельности в интересах членов садоводческого товарищества (если у них есть желание получать большую зарплату, и не потерять должность);
возможности самостоятельно, без решения общего собрания, производить улучшение территории (во избежание нарушений следует предусмотреть согласование планов с правлением товарищества);
установления социальной справедливости и достоверной оплаты за те услуги и имущество, которыми люди действительно пользуются.  
Подводя итог изложенному, и понимая, насколько неповоротливо законодательство, особенно в части дополнительных свобод граждан, прошу рассмотреть вопрос о минимальном внесении изменений в Указ № 50 и Положение, предусмотрев в этих законодательных актах:
возможность добровольного членства граждан в садоводческих товариществах;
возможность установления размеров членских взносов в садоводческих товариществах в зависимости от объема потребляемых услуг и использования имущества общего пользования;
возможность производить гражданами работы по благоустройству территории общего пользования самостоятельно, по согласованию с правлением товарищества или органами исполнительной власти.
Игорь Валерьевич
128
29.04.2019
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к проекту Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указов Президента Республики Беларусь» в части корректировки Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43
Типовой устав гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок
В настоящее время законодательством не предусмотрена типовая форма Устава гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок (далее – гаражные кооперативы).  С целью исключения злоупотреблений со стороны председателя правления гаражного кооператива, иных лиц и возникновения вследствие этого конфликтных ситуаций и социальной напряженности в гаражных кооперативах, предлагается дополнить Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 следующей нормой: «Типовой устав гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.», что должно способствовать более полной защите прав и законных интересов членов гаражных кооперативов.
Трудовые отношения в гаражных кооперативах
В соответствии с абз. 9 ч. 1 п. 43 и абз. 2 п. 51 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 (далее – Положение) с председателем правления заключается трудовой договор (контракт), в абз. 14 ч. 2 п. 1 Положения упоминается «оплату труда штатных работников».
Правила внутреннего трудового распорядка
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь 1999 г. (далее – ТК) трудовой распорядок для работников определяется «правилами внутреннего трудового распорядка».
Согласно ст. 195 ТК «Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом». Согласно п. 4 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 «На основании настоящих Типовых правил внутреннего трудового распорядка наниматель с участием профсоюзов устанавливает свои правила внутреннего трудового распорядка».
Согласно п. 18 Положения «Общим собранием (собранием уполномоченных) утверждаются правила эксплуатации гаражей (правила пользования местами стоянок)». Кем должны быть разработаны и в каком порядке утверждены Правила внутреннего трудового распорядка кооператива?
С целью исключения злоупотреблений со стороны председателя правления кооператива, других работников кооператива и возникновения вследствие этого конфликтных ситуаций и социальной напряженности, предлагается в Положении определить порядок разработки и утверждения Правил внутреннего трудового распорядка. Ввиду важности данного документа для деятельности кооператива, предлагается его утверждать общим собранием кооператива. Соответственно, предлагается дополнить п. 43 Положения следующим абзацем:
«утверждение Правил внутреннего трудового распорядка кооператива».
Дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера
Согласно абз. 13 п. 43 Положения «К исключительной компетенции общего собрания относятся… утверждение… форм и систем оплаты труда, мер социальной защиты работников». Данная норма не согласована с нормой ч. 1 ст. 63 ТК: «Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора».
Соответственно, предлагается в абз. 13 п. 43 Положения после слов «форм и систем оплаты труда» добавить слова «в том числе  дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера».
Положение о премировании
Согласно ст. 196 ТК «Наниматель вправе поощрять работников. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведений и условий условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Одним из основных инструментов мотивации труда работников является премирование, устанавливающее прямую взаимосвязь размеров оплаты труда с результатами труда коллектива, отдельных работников.
Согласно подп. 11.4 п. 11 Примерной формы трудового договора, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155, в трудовом договоре при установлении условий выплаты премии указываются виды и показатели премирования, размеры премий по каждому показателю, а также условия, при которых премия уменьшается или не выплачивается в соответствии с действующим у нанимателя положением о премировании.
С целью исключения злоупотреблений со стороны председателя правления кооператива, других работников кооператива и возникновения вследствие этого конфликтных ситуаций и социальной напряженности, предлагается в Положении определить порядок разработки и утверждения Положения о премировании работников кооператива, в котором регламентировать сроки начисления, расчетный период, срок выплаты, получателей премии, минимальные и максимальные показатели, необходимые для начисления премии, а также иные условия ее начисления. Например, премиальные выплаты могут быть произведены за:
- результаты финансово-хозяйственной деятельности кооператива;
- экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов.
Ввиду важности данного Положения, предлагается его утверждать общим собранием кооператива. Соответственно, предлагается дополнить п. 43 Положения следующим абзацем:
«утверждение Положение о премировании работников кооператива».
Вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора)
В абз. 14 ч. 2 п. 1 Положения содержится определение следующего термина: «членский взнос – денежные средства, периодически вносимые членом кооператива на цели, связанные с осуществлением деятельности кооператива, в том числе на… вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора)...».
С целью исключения злоупотреблений со стороны председателя правления кооператива, членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора) и возникновения вследствие этого конфликтных ситуаций и социальной напряженности, предлагается в Положении определить локальный нормативный правой акт кооператива, которым регламентируются случаи и порядок выплаты указанных вознаграждений, а также орган, который его утверждает.
Инструкция по делопроизводству
Согласно п. 4 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 «Организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводству в соответствии с требованиями настоящей Инструкции».
Предлагается п. 51 Положения дополнить следующим абзацем:
«утверждение Инструкции по делопроизводству кооператива».