Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О туризме»
Обсуждение проекта
Игорь Борисёнок
650
15.07.2019
Цитата
Модератор новостей:

                                   Проект правового акта: проект Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме».

Организатор общественного обсуждения: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 12 по 28 июля 2019 г.

Информация о результатах обсуждения: Предлагаем запретить въезд на территорию РБ с символикой, пропагандирующей половые извращения.

Источник: http://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&post=140695&act=edit – Правовой форум Беларуси    
Цитата
Евгения Никиторович:

                                   Цель законопроекта:  "обеспечение равного доступа участников туристической деятельности
к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического
путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии;"

О каком равном доступе может идти речь, когда турагентству ПРЯМО навязывают бронировать все услуги через ТО - резидента.

То есть,  я вижу в "независимой" системе бронирования отель по цене на 40% дешевле, чем у туроператора, и билет на 100 руб. дешевле,  но бронировать должна у ТО? Или, вариант два - отказать клиенту и "послать" его напрямую на "букинг" и еже с ним... Шедеврально. Или, вариант 3:  забронировать все тоже самое, но через посредника.  Еще конечно,  можно, каждую услугу оформлять отдельным договором)))) - консультационны­м, а не " оказания туристических услуг".

Когда уже наш "Закон о туризме" перестанет отставать от жизни на десяток лет?

Определения ТО, ТА безнадежно устарели!
 

Каменный век!
                                   
                                   
   
   

Предлагаем запретить въезд на территорию РБ с символикой, пропагандирующей половые извращения.
Людмила Шилько
0
17.07.2019
Честно говоря, удивлена, что никто не обратил внимания на фразу, исключать из реестра и запрещать заниматься туристической деятельностью на территории Беларуси, нарушившим что-то туристическим организациям. Согласно белорусского законодательства, только суд имеет право наказывать и запрещать. Декрет Президента №7, наоборот, направлен на развитие туризма в Беларуси, а сейчас чиновники от Министерства спорта решили обличить себя властью и решать самим, кого карать, а кому разрешать. Это мне кажется недопустимым и вносит непонятные запреты для игроков на туристическом рынке. Ведь в Закон пытаются внести просто обтикаемые фразы -три нарушения, и все, ты уже не можешь заниматься туристической деятельностью. Даже пьяному за рулем, лишая прав, дают возможность реабилитироваться, пересдать на права и т.п. Интересная норма: для включения в Реест, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: 1. или заключить договор гражданской ответственности со страховой компанией (скажите, кто-нибудь в настоящее время имеет такие договора из туристических фирм?); 2, или получить у банка банковскую гарантию (в каких случаях банк дает такую гарантию в Министерстве спорта и туризма известно?); 3. или сформировать свой фонд ( Министерство спорта имеет представление, как такой Фонд формируется, куда перечисляются деньги, на какие цели могут быть использованы деньги данных фондов, почему выделено, что деньги фондов могут быть использованы Советом Министров?) Под какие цели, простите? Эта норма вносится под маркой, что белорусские туристы (или туристический бизнес Беларуси) пострадали от действий российской туристической компании "Натали-Турс" и надо обезопасить туристов и себя в будущем, но почему-то четко не прописывается механизм распределения собираемых финасовых потоков, Это наводит на размышления, что данным Законом просто расчищается дорожка для определенных компаний, и необязательно белорусских, если иностранным компаниям так легко  будет все равно приходить на туристический рынок Беларуси. Ведь не секрет, что уже нет ни одной достаточно крупной белорусской туристической компании, сейчас лидирующие позиции на рынке Беларуси занимают монстры ТЕЗ ТУР, КОРАЛ, множество крупных украинских компаний. Удивительно, что Министерство спорта пытается протащить Закон о туризме, который не защищает и не нацелен на развитие белорусского туристического рынка, формирования условий для притока туристов в нашу страну, развитие туристических зон Беларуси, а хочет своим Законом просто почистить белорусский туристический рынок в угоду каким-то мелким интересам отдельных чиновников из Министерства.
Игорь Борисёнок
650
18.07.2019
Цитата
Модератор новостей:

                                   Проект правового акта: проект Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме».

Организатор общественного обсуждения: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 12 по 28 июля 2019 г.

Информация о результатах обсуждения:
                                   
                                   
   
   

Необходимо ввести карточку интуриста. По ней контролировать расходы, чтобы лекарства не скупали, органы бесплатно не вставляли, а по мировым ценам. Запретить в агроусадьбах проводить банкеты, только в общепите. Сауны тоже не должны становиться притонами. Электронная карточка интуриста позволит вести контроль, плюс месторасположение пьяных поросят.
Игорь Борисёнок
650
18.07.2019
Цитата
Модератор новостей:

                                   Проект правового акта: проект Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «О туризме» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме».

Организатор общественного обсуждения: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 12 по 28 июля 2019 г.

Информация о результатах обсуждения:
                                   
                                   
   
   

Необходим запрет ввоза порнографии, наркотических средств для личного употребления, пусть покупают у наших производителей!
Игорь Борисёнок
650
18.07.2019
Цитата
Александр Карпач:

                                   Определения "Турагент",  "Туроператор", "Турагентская деятельность" и "Туроператорска­я деятельность" прописаны.
А про разраничение ответственности ни слова - формулировка прежняя "Субъекты туристической деятельности обязаны:"......
                                   
                                   
   
   

Необходим запрет ввоза лгбт-символики.
Елена
0
23.07.2019
Анализ представленного законопроекта показывает, что его основные статьи и посылы, прописанные в вопросах защиты интересов туриста и туристических агентств, не обеспечивают адекватной, понятной и реально действующей защиты и возможности стабильной работы турагентов.

Просим Вас рассмотреть доработку следующих моментов:

1. Самый волнующий вопрос — разделение ответственности.

По данному вопросу, все сообщество турагентов едино во мнении, что солидарная ответственность не наделяет операторов должной ответственностью перед потребителем, а это, в свою очередь, не приведет к более ответственному подходу со стороны операторов к формированию качественных туров.
К тому же при солидарной ответственности (даже при наличии фингарантий или фонда персональной ответственности) турагент никаким образом не защищен при банкротстве туроператора, так как турист все равно будет вправе требовать в 100% размере возврат за свои услуги, а оператор опять останется безнаказанным в стороне, как это было в случае с Натали Турс. То есть, в данном вопросе (а он был основным) мы не сдвинулись ни на шаг.
Мы неоднократно говорили о том, что агент не оказывает услуги и не имеет прямых контрактов с отдельными поставщиками услуг (авиакомпании, трансферы, отели и т. д.), соответственно он не может отвечать перед туристом 100% стоимостью, тем более при том, что агентство имеет прибыль всего 5-10% от суммы, что существенно ниже всей стоимости.
Мы предлагаем ввести долевую ответственность, где каждый несет ответственность перед потребителем в рамках своего вознаграждения при условии выполнения всех договорных отношений.
Также считаем важным указать, что турагентства должны нести ответственность перед туристом либо перед оператором, если  в следствие частичного/ полного невыполнения, а также некачественного выполнения своих обязательств в рамках предоставления туруслуг, если такое действие/бездействие повлекло за собой дополнительные фактически понесенные затраты туриста либо туроператора. Например, если турагент допустил ошибку при внесении данных в бронировании, что повлекло за собой переписку авиабилета и штрафы для туроператора от авиакомпании, то он обязан возместить данные затраты оператора.

Таким образом, мы предлагаем статью 22, пункт 2 в следующей редакции:

«Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами.
Исполнитель (турагент) и туроператор несут долевую ответственность по обязательствам, вытекающим из договора оказания туристических услуг. При банкротстве или доказанной вине одной из сторон, невиновная сторона освобождается от обязательств, а виновная сторона обязана возместить заказчику убытки в полном объеме.»

2. Просим дополнить статью 21, пункт 8, абзац 3 хотя бы следующей конкретизацией:

«..систематическое нарушение субъектом туристической деятельности (три и более раз в течение года) законодательства о туризме и защите прав потребителей, которые установлены компетентными органами»

Просим внести данное дополнение, так как из сегодняшней формулировки неясно как  устанавливаются нарушения, кто и как их фиксирует. Данный пробел, на наш взгляд, может в дальнейшем привести к манипуляциям и коррупционным схемам.

3. Вопрос о фактически понесенных расходах.

Также в ходе обсуждения законопроекта, мы выявили существенное упущение в законе по вопросу о фактически понесенных расходах (далее -ФПР). А именно, со стороны турагентства мы обязаны в кратчайшие сроки предоставить документы о ФПР туристу, но в законе нигде не указано, что ТО обязан предоставить ТА такие документы в полном объеме. Из практики мы видим, что порой встречаются ситуации в суде, когда ТА проигрывает суд перед туристом по ФПР  в связи с тем, что ТО не были предоставлены необходимые документы.

Поэтому настоятельно просим дополнить статью 26 следующим пункта:

«При отказе от забронированного тура туристом в одностороннем порядке, субъект туристической деятельности, сформировавший тур, обязан в 7 дневный срок после окончания сроков предполагаемого тура предоставить по требованию субъекта туристической деятельности, реализовавшего тур, документы, подтверждающие  фактически понесенные расходы туроператора с четко обозначенным источником таких расходов.

В случае неподтверждения, отказа в предоставлении или отсутствия таких документов с четко обозначенным источником субъект туристической деятельности, сформировавший тур, обязан в течение 14 дней со дня получения запроса на предоставление таких документов  вернуть стоимость туристических услуг в полном объеме»

Данный пункт необходим для исполнений обязательств турагентом перед туристом по статье 29, пункту 1, абзацу 2 и 3, так как нас обязывают предоставить документы, которых мы не имеем в виду того, что мы не формируем тур. Поэтому мы просим обязать туроператоров предоставлять нам такие документы.

4. По статьям 18 и 19 - механизмам защиты потребителей (фингарантии и фонды).
Мы считаем, что на сегодняшний день все 3 варианта, предложенные МСИТ в законопроекте, либо нерабочие, либо «сырые».
По страхованию ответственности и банковской гарантии – пока ни банки, ни страховые компании не могут предложить готового решения по данным инструментам, соответственно, рассматривать их пока не представляется возможным.
По фондам – данный инструмент полностью показал свою несостоятельность и неэффективность у наших соседей в РФ.
При банкротстве ТО в РФ и наличии там подобных механизмов, туристы получали в среднем до 10% от стоимости туров. Соответственно, мы видим, что данный механизм не только приведет к увеличению стоимости туров, но и не сможет защитить туриста должным образом. Но именно этот вариант сейчас рассматривается как основной.
Поэтому к нему и больше всего вопросов, на которые мы не получили ответов.
Например, у нас они следующие:

Подлежат ли возврату при прекращении туроператором деятельности его денежные средства из фонда персональной ответственности? Так, например, у российских коллег, согласно Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (глава 5, статья 11.6), туроператор имеет такое право при условии выполнения им всех обязательств перед туристами. У нас же нет однозначного ответа.

При банкротстве одного из операторов будут ли задействованы денежные средства других, операторов входящих в состав организации? Если да, то возникает вопрос: почему при фонде ПЕРСОНАЛЬНОЙ ответственности одна организация должна рассчитываться по долгам не относящейся к ней другой организации.

Если завтра турагент захочет перейти из рядов агентов в ряды туроператоров, то каким образом это возможно? Банковские и страховые гарантии пока не работают, а ни один союз не примет никому незнакомого нового члена, так как он не сможет им показать прибыль и обороты за прошлый год по операторскому продукту. Таким образом, мы имеем замкнутый круг и полное ограничение по входу на рынок новых игроков.

Откуда взяты суммы от 1% до 7%? И почему от выручки? При маржинальности в туроператорской деятельности в 4-5% это выходит огромная сумма. Поэтому явно после введения закона в силу мы увидим значительное увеличение стоимости туристического продукта, что, в первую очередь, ударит по карману нашего потребителя, что, на наш взгляд, допускать нельзя.

Если субъект занимается и турагентской деятельностью, и туроператорской, то необходимо ли мне учитывать выручку от агентской деятельности при расчете суммы взноса в фонд?

Не приведут ли такие методы к резкому сокращению количества туроператоров? Ведь если их станет в несколько раз меньше, то логично предположить, что конкурентная среда, а точнее ее отсутствие, приведут к дополнительному росту цен.

В целом по статьям 18 и 19 больше вопросов, чем ответов.
Я понимаю, что порядок формирования и деятельности таких фондов будет учрежден дополнительно Постановлением Совета Министров, но в то же время, со стороны представителей турагентств одобрять новый закон, не зная и не понимая новых правил игры, представляется  невозможным.

Также хотим обратить внимание, что на сегодняшний день, зарегистрировано около 1500 турагентств, а каждый турагент — это такой же налогоплательщик, как и турист, который вносит свой вклад в развитие государства, оплачивая налоги в казну государства. Мы не просим финансовой поддержки у государства, но просим сформировать работающий механизм, который позволит всем участникам рынка нормально функционировать. Во всём мире представителей малого бизнеса поддерживают, предоставляют преференции, всевозможные льготы. А мы лишь просим создать адекватные условия работы на туристическом рынке и максимально избежать расплывчатых формулировок и норм, которые  в дальнейшем могут привести к сокращению и закрытию большого количества организаций.


С уважением,
Кудлакова Е.В.
Александр Карпач
0
25.07.2019
Единственным неправильным моментом в действующей редакции Закона является то, что ТУРАГЕНТ обязан заключать с потребителем тур услуг Договор оказания туристических услуг, выдавая себя за исполнителя этих услуг (за ТУРОПЕРАТОРА). Что по своей сути неверно и вводит в заблуждение всех(туристов, суды, контролирующие, фискальные и иные профильные организации).
Договор оказания туруслуг должен заключать с конечным потребителем тот, кто их и оказывает -ТУРОПЕРАТОР, а ТУРАГЕНТ (при наличии агентского договора и доступа к системе бронирования ТУРОПЕРАТОРА) имеет право лишь заверить этот Договор своей подписью/печатью, как третье лицо, что является общемировой практикой в туристической отрасли.
Если субъект туристической деятельности заключил Договор оказания туруслуг с конечным потребителем - значит он ТУРОПЕРАТОР, и должен иметь финансовую гарантию в любой форме перед конечным потребителем.
Это решает все вопросы и недопонимания в цепочке ТУРОПЕРАТОР - ТУРАГЕНТ - ТУРИСТ (конечный потребитель услуг):
- ТУРОПЕРАТОР сам, в соответствии с законодательством и своими особенностями ведения хозяйственной деятельности, формирует свою редакцию Договора оказания туруслуг с ТУРИСТОМ (конечным потребителем), исключая риски "неправильных", "неполных", "неточных" договоров ТУРАГЕНТА с ТУРИСТОМ и реализует свой продукт либо самостоятельно, либо через агентскую сеть
- ТУРАГЕНТ лишь заверяет подпись и факт того, что ТУРИСТ ознакомился с Договором, но не выступает исполнителем по данному Договору, что автоматически освобождает его (ТУРАГЕНТА) от ответственности за неисполнение, некачественное исполнение тех услуг, которые оказывает ТУРОПЕРАТОР ТУРИСТУ, независимо от ситуации - банкротство, овербукинг, перенос аэропорта вылета/ возврата, задержка рейса и т.д. Единственным ответчиком выступает ТУРОПЕРАТОР.
- решение наиболее болезненной темы для всех ТУРАГЕНТОВ - необоснованные скидки: ТУРУГЕНТ в таком случае обязан перечислить ТУРОПЕРАТОРУ все сумму, указанную в Договоре оказания туруслуг (иными словами - что-бы дать скидку - необходимо "достать её из своего кармана", поскольку заработок - комиссионное вознаграждение, будет получено от ТУРОПЕРАТОРА только после исполнения ТУРОПЕРАТОРОМ всех обязательств перед конечным пользователем).

Вывод - ЗАПРЕТИТЬ ТУРАГЕНТАМ заключать Договора оказания туристических услуг от своего имени с конечными потребителями.





О финансовых гарантиях ТУРОПЕРАТОРОВ (только эти субъекты должны их формировать, т.к. они формирут, продают, исполняют и отвечают перед потребителями за свои туры(турпродукты, и тд. - называть это можно как угодно)):

Каждый ТУРОПЕРАТОР обязан иметь либо банковскую гарантию, либо договор страхования ответственности на СУММУ НЕ МЕНЕЕ СУММЫ ВСЕГО ОБЪЕМА ПЛАНИРУЕМЫХ ПРИВЛЕЧЕННЫХ НО НЕИСПОЛНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ перед конечными потребителями на время действия данных обязательств (общемировая практика туристической отрасли). Если в течение действия данного договора страхования/банковской гарантии ТУРОПЕРАТОР превышает указанные лимиты - должен их незамедлительно расширить.

Формирование отдельного фонда, рассчитанного на внештатные ситуации (срочная эвакуация с курорта, иные непредвиденные, но строго оговоренные в будущем Законе ситуации, либо на выплату пострадавшим потребителям туруслуг, при банкротстве ТУРОПЕРАТОРА, если, вдруг, будет недостаточно средств по договорам страхования/банковской гарантии). Данный фонд формируется путем добавления определенно установленной суммы (5 рублей) на каждого потребителя туристических услуг к Договору оказания туристических услуг в момент его оформления(Договора).
Таисия
0
26.07.2019
Предлагаем для внесения в Закон о туризме

1. ст.2. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения:
1.1. включить определение системы Tax Free
Система Tax Free -  возврат суммы налога на добавленную стоимость физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза, при вывозе за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, реализованных им в розничной торговле Республики Беларусь через магазины.
1.2. изложить определение «услуги, связанные с организацией туристического путешествия» в следующей редакции:
Услуги, связанные с организацией туристического путешествия – услуги субъектов туристической деятельности по оказанию участникам туристической деятельности содействия в приобретении туров, в том числе консультирование по приобретению туров и иным вопросам совершения туристического путешествия, подбор туров, бронирование мест в транспортных средствах и средствах размещения, организации шоппинга по системе Tax Free, услуги по заполнению (оформлению) документов, необходимых для совершения туристического путешествия, и их подаче в соответствующие органы (организации).

2. Ст.16. Понятие туристического информационного центра.
Изложить абз. 2 в следующей редакции:
Туристическими информационными центрами признаются организации, осуществляющие сбор, накопление, обработку, анализ и распространение информации о:
достопримечательностях, памятниках искусства, истории и архитектуры Республики Беларусь;
особо охраняемых природных территориях; туристических ресурсах;
агроэкоусадьбах; гостиницах и аналогичных средствах размещения;
предлагаемых экскурсиях; культурно-массовых мероприятиях,
выставках, фестивалях, организуемых на территории Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
расписании движения транспорта;
системе Tax Free и магазинах, которые оказывают услугу по данной системе;
иной информации, необходимой для субъектов и участников туристической деятельности.
Анатолий Акантинов
0
26.07.2019
Модератор новостей,
1. Общее замечание, предложение. В Законе не обозначено к какой категории относится туризм - социальной, культурной, оздоровительной, экономической, спортивной, имиджевой и т.д.? Туризм - это экономическое направление! Нигде не говорится про экономику, в лучшем случае в ст 7: развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами.
Предлагаю добавить понятие - экономическое развитие страны, где это уместно.
2. От экономического принципа развития туризма возникают и тактические вопросы - создание стратегии с финансовыми показателями и методикой расчета, приоритетами (принципами) развития, курирование (причастность) Министерства экономики, защита субъектов хозяйствования, институты саморазвития. В основном акцент делается на потребителя, т.е. на социальную ориентацию (не без этого).
3. В части статьи 19 о фонде персональной ответственности - реализация должна быть комплексной от туриста до государства, а не только за счет туроператора. Здесь есть множество предложений о технологии, внедрения и порядке и цифрах ответственности. Под сомнением п. 4. Совмин не может вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и устанавливать правила. Это деньги бизнеса и его ответственности. Фондов, страховых организаций может быть несколько. Почему везде упоминается союз (ассоциация), это могут быть и другие формы. Размер уплаты взносов не обоснован.
4. Недостаточно говориться о содействии предпринимательского сектора развития туризма, создании условий.
5. Отдельная функция туризма это развитие имиджа страны в целом и других отраслей через деловой и другие виды туризма. Об этом также недостаточно говориться в Законе, кроме ст. 8 - формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов. О формировании бюджета на этот вопрос нигде не говориться.
6. Недостаточно обозначено взаимодействие других министерств и ведомств, а также общественных объединений, индустрии туризма.

В целом новый Закон о туризме может внести сумятицу и дисбаланс в развитии туризма. Корректировать придется по ходу, экономического развития он не дает, только регулирует существующее мировоззрение.
Павел Реут
0
26.07.2019
Модератор новостей,

Насколько вижу, про разграничение ответственности между туроператором и турагентом, все понятно.

Вопрос, намного более существенный, который повлияет на всех (туроператоров, турагентов и обычных туристов) - финансовые гарантии туроператора.
Мне, как турагенту важно, чтобы из РБ можно было предлагать клиенту туры в большое количество стран и по хорошим, а не заоблачным ценам.
Только, казалось, туристическая отрасль вышла на путь здорового развития (на рынок пришло больше операторов (Джоин Ап, ТУИ, Компас), появились полетные программы из регионов). Цены на туры стали действительно, конкурентоспособными с Украиной, РФ.

На данный же момент варианты, предложенные В.Грицевичем, приведут к необратимому существенному увлечения цен на туры, как бы ни старался МАРТ.


На мой взгляд опыт польских коллег является действительно отличным решением возникшей проблемы.
Туристу будет не так обременительно заплатить 4-5 у.е. с тура и при этом знать, что его внесенные деньги и отдых будут застрахованы.
Против 15 злотых/чел в Польше давно уже никто не возражает. Белорусские туристы не сильно ведь противятся вносить 5 у.е. как аэропортный сбор ТЕЗ-Туру?

Поэтому я полностью поддерживаю инициативу Р.Сегенюка.
Чтобы туристическая отрасль РБ и продолжала дальше развиваться, этот шаг кажется наиболее логичным, в том числе и для туристов.
В противном случае, мы придет к тому, что как и раньше, большая часть туристов будет кататься на вылет в Украину, а из РБ в Египет будет летать только один ТЕЗ-ТУР.

Кроме этого, туристы будут покупать туры онлайн или напрямую у украинских и российских турагентов, "благодаря" чему белорусская казна будет недосчитываться налогов, често уплачиваемых белорусскими туроператорами и турагентами.
Александр Карпач
0
26.07.2019
Исходя из определений, указанных в ст.2 проекта Закона "о Туризме", Турагент не может выступать Исполнителем в Договоре оказания туристических услуг, а именно:


- турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие турагентскую деятельность;
- турагентская деятельность – предпринимательская деятельность, направленная на совершение по поручению туроператоров – резидентов Республики Беларусь юридических действий по продвижению и реализации сформированных туров участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия;
- туроператор – юридическое лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность;
- туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных
с организацией туристического путешествия,


А это означает, что статья 22 должна быть изложена в следующей редакции:


Статья 22. Договор оказания туристических услуг. Заключение договора оказания туристических услуг в электронной форме



1.       По договору оказания туристических услуг исполнитель (ТУРОПЕРАТОР) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

2.       Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами(авиакомпании, отельеры, перевозчики, страховщики, обьекты питания, и иные лица, непосредственно оказывающие услуги участникам туристической деятельности - ТУРИСТАМ). (Удалить(т.к туроператор и является исполнителем): Исполнитель и туроператор несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора оказания туристических услуг.)

Туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание заказчику (участнику туристической деятельности) туристических услуг независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

3.       Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме и помимо существенных условий, определенных законодательством, должен содержать следующие существенные условия:

стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;

сведения об исполнителе, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;

сведения о заказчике,(удалить(т.к. сведения о юр.лицах авиакомпаний, отельеров, страховщиков может являтся коммерческой тайной): а также о третьих лицах, если договором для них предусмотрено оказание туристических услуг, в объеме, необходимом для оказания туристических услуг);

программу туристического путешествия;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Положения, предусмотренные частью первой настоящего пункта, распространяются на договоры оказания туристических услуг, совершаемые или исполняемые посредством смарт-контракта, с учетом особенностей, предусмотренных для данного вида договоров.

         4.         Реализация Исполнителем (Туроператором) своих услуг через агентскую сеть (через Турагентов) регулируется, в соответствии с п.1 ст.861 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
(этот пункт полностью отображает определение "Турагентская деятельность"  ст.2 проекта Закона "о Туризме")


5.       Заказчик производит оплату полной стоимости туристических услуг  Исполнителю по договору оказания туристических услуг, в порядке и сроки, предусмотренные данным договором напрямую, либо через Турагента, в случае реализации Исполнителем своих услуг через агентскую сеть.  (подкорректировано, с учетом вышеуказанных предложений)

6.       Договор оказания туристических услуг считается заключенным при согласовании его сторонами всех существенных условий.

Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

7.       Договор оказания туристических услуг может быть заключен
в электронной форме с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.



Для заключения договора оказания туристических услуг в электронной форме участники туристической деятельности могут передать субъекту туристической деятельности информацию (заявку о заключении договора оказания туристических услуг и иные документы) путем ее размещения
на официальном сайте субъекта туристической деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет.

Официальный сайт субъекта туристической деятельности может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между субъектами
и участниками туристической деятельности.

Договор оказания туристических услуг в электронной форме считается заключенным участником туристической деятельности
с момента подтверждения обеими сторонами согласия с условиями договора оказания туристических услуг.

При заключении договора оказания туристических услуг
в электронной форме субъект туристической деятельности по желанию заказчика (участника туристической деятельности) обязан выдать ему подтверждение из информационной системы, содержащее сведения
и текст заключенного договора оказания туристических услуг.

Порядок выдачи субъектом туристической деятельности заказчику (участнику туристической деятельности) подтверждения, предусмотренного частью пятой настоящего пункта, регулируется Правилами оказания туристических услуг, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

8.       Субъекты туристической деятельности вправе совершать
и (или) исполнять сделки, иные юридически значимые действия при оказании участникам туристической деятельности туристических услуг посредством смарт-контракта.

Лицо, совершившее и (или) исполнившее сделку, иное юридически значимое действие посредством смарт-контракта, считается надлежащим образом осведомленным о ее условиях, в том числе выраженных программным кодом, пока не доказано иное.

Порядок совершения и (или) исполнения сделок, иных юридически значимых действий при оказании участникам туристической деятельности туристических услуг посредством смарт-контрактов определяется Правилами оказания туристических услуг, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Совершение и (или) исполнение субъектами туристической деятельности действий, указанных в части первой настоящего пункта,
в отношении физических лиц осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона и законодательства о защите прав потребителей.

9.       Каждая из сторон вправе внести предложения по изменению или расторжению договора оказания туристических услуг в связи
с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.