Модератор новостей, Анатолий, такие пункты есть в каждом районе Минска. вы туда ходите, сдаете вторсырье?
14.08.2019 15:30:48
Татьяна
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
я буду очень рада, если такой закон у нас примут как можно быстрее. Выбрасывается просто огромнейшее количество пластикового мусора. некоторые даже бутылку не могут выкинуть в контейнер для отходов из пластика.
14.08.2019 15:35:30
Анастасия Плетнева
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.1
0
Модератор новостей, По-моему, при такой схеме учета затрат, страдает производитель, торговля и потребитель. А управляющая организация ничего еще не сделав, не заготовив и не поставив, уже имеет огромные барыши. И еще вопрос, насколько оперативно будет этот залог возмещаться. И не будет ли потом управляющая организация всеми правдами и неправдами стараться под любыми предлогами этот залог торговле не возвращать?
Предлагаю при обороте многократной тары залог исключить. 1) Почему производитель должен заранее перечислять сумму депозита? Пусть управляющая организация сначала поставит ему многооборотную тару, как положено и в пригодном использовании, а поставщик потом за нее заплатит. И почему управляющая организация должна быть непременно одна? Что это ещё за монополия такая? Здесь производитель заранее несёт убытки, так как никто (и особенно управляющая организация) не гарантирует ему возврат тары на сумму уже уплаченного залога. Часть тары разобьется, часть будет использована потребителями в быту, часть вывезена за рубеж. Почему производителю не иметь возможность самому выбирать - у кого из заготовителей купить тару? А может он захочет самостоятельно её заготавливать, чтобы снизить расходы на упаковку или заказать новую?
2) Субъекты торговли, приобретая у поставщика товар в многооборотной таре без залога, в таком случае ничего не возмещают: как покупали, так и будут покупать по прежним ценам. 3) Покупатель, приобретая у субъекта торговли товар, тоже ничего дополнительно не возмещает. Купил товар по цене вместе с тарой, сдал тару - получил деньги. Это будет также дополнительным стимулом для потребителя - купить товар в многооборотной таре без залога, да потом еще эту тару сдать за деньги! Чем купить в пластиковой таре с залогом. Вернуть при этом он постарается и ту, и ту.
5) Управляющая организация, покупает у субъекта торговли тару и продает ее производителю. Скажем, стоимость новой бутылки, включенной в прежнюю стоимость товара - 20 коп. Потребителю при возврате бутылки в магазин, возмещается, например, 10 коп Управляющая организация покупает у объекта торговли бутылку за 10 коп., несет все свои предполагаемые расходы и продает производителю за 15 копеек. В итоге: никто лишнего не переплачивает, цена не меняется, покупатель стимулирован на возврат тары деньгами (самый лучший стимул!) А вот за использование пластиковой и прочей "вредной" тары можно заставить платить налог и производителя-фасовщика в эту тару и производителя собственно самой тары. Из собранных средств можно возмещать потребителям за возвращенный в торговый объект пластик и одноразовую тару, а на остальные средства содержать заводы по переработке мусора. Предложенная схема будет стимулировать производителя использовать именно многооборотную стеклянную тару, за которую он не платит залог, налог и которую он продает в торговлю дороже, чем покупает у заготовителей. А это огромный плюс для экологии и здоровья нации в целом!
И кстати, по поводу сбора мусора службами ЖКХ. Много лет сознательные потребители добросовестно разделяют отходы по разным контейнерам, а потом приезжает мусоровоз и со всех контейнеров ссыпает всё в одну машину! Вот тебе и разделение, и переработка.
15.08.2019 17:42:57
Анатолий
Пользователь
НОВИЧОК
0
12.5
0
Татьяна, А я не в минске живу или мне на дорогу туда-обратно 30 литров солярки тратить?
18.08.2019 16:00:47
Анатолий
Пользователь
НОВИЧОК
0
12.5
0
Анастасия Плетнева, вы просто не поняли цель данного указа, а цель под предлогом борьбы за экологию ввести новый налог, да и в управляющую компанию на тепленькое местечко посадить нужных людей,
18.08.2019 16:19:39
Иван Михальчук
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
В 2015 году ООО "ЭкоРисайклинг" разработана «Концепция депозитной (залоговой) системы обращения одноразовой потребительской тары в Республике Беларусь». С учетом международного опыта и специфики обращения с отходами в Республике Беларусь к Концепции приложена прикладная программа включающая подготовку законодательных актов, решение технических и организационных вопросов. К сожалению, с 2015 до 2018 года, несмотря на то, что 2020 год был определен Государственной Программой "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 гг. годом внедрения системы, по непонятным причинам работа по разработке пакета законодательных актов по внедрению системы не проводилась.
В этой связи возникает ряд вопросов и предложений:
1. Так как запланированный срок внедрения системы уже не реален, а исходя из того, что сам Указ начинает действовать спустя 24 месяцев с даты опубликования, то в какие сроки предполагается подписание Указа Президентом Республики Беларусь?
2. Ориентация разработчика проекта Указа на привлечение инвестиций по принципу, что инвестор не только привлекает свои финансовые ресурсы, но и участвует в производственных процессах проекта (монтаж, сервис, клиринговые расчеты и т.д.), путем создания предприятия (СП, ИП), отвечает за конечные результаты работы и имеет опыт практической работы в данном направлении, в целом отвечает реальной ситуации с источниками финансирования в Республике Беларусь. Однако привлечение инвестиций является достаточно проблематичным, т.к.законодательные меры по урегулированию взаимоотношений между производителями, торговлей и оператором по управлению ДЗС не разработаны, а реальные сроки внедрения проекта не определены. Как правило, организационная структура по управлению ДЗС создается за 1,5 года до начала внедрения системы. Поэтому предлагаю создать дочернюю структуру по управлению ДЗС. Все полномочия и права у министра ЖКХ имеются. Это будет являться индикатором желания Правительства действительно заниматься внедрением ДЗС в Республике Беларусь. В противном случае уйдут годы на подписание Указа.
3. ООО "ЭкоРисайклинг" 28.03.2019г. направило письмо в Администрацию Президента "О некоторых вопросах Национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР на период до 2035 года" в котором обозначены ключевые проблемные вопросы по реализации Национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР. Сравнительный анализ существующих технологий обращения с ТКО внедряемых в Республике Беларусь имеется у ГУ "Оператор ВМР", который показал бесперспективность строительства линий сортировки. если их мощности не будут сбалансированы с системой раздельного сбора включая ДЗС.
Хотелось бы получить ответы на наши запросы.
19.08.2019 08:39:31
Анастасия Плетнева
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.1
0
Анатолий, Спасибо, я поняла Эту тему в так называемых "бизнес кругах" давно пытаются протолкнуть определенного рода "советчики". Как поживиться за счет ввода очередного налога и сделать это так, чтобы ни у кого не осталось выбора. Жаль. В Европе эти вещи делаются и обсуждаются по-другому https://www.bbc.com/russian/features-43568769
20.08.2019 11:26:33
Марина Боровко
Юрист
НОВИЧОК
0
1.1
0
Исх. №01-10/1231от 20.08.2019г.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь О рассмотрении проекта Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”
Унитарным предприятием (УП) “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” рассмотрены проекты Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”.
По мнению специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” принятие Указа в его нынешней редакции:
- нецелесообразно и рискованно без детальной и всесторонней оценки регулирующего воздействия и оценки экономических последствий для экономического развития страны. По нашему мнению, предлагаемая в проекте указа система мер приведет к серьезному удорожанию продукции, упакованной в потребительскую тару из стекла, пластмассы, металла. Разработчиками депозитной системы указывались в более ранних вариантах проекта Указа различные показатели: - например, размер из расчета на одну пластиковую бутылку: 20 копеек – сумма депозита; 7 копеек, затем 4 копейки, а затем 3 копейки - платеж Управляющей организации депозитной системы на функционирование системы. И это при средней стоимости бутылки напитка в пластиковой упаковке на полке торгового объекта около одного рубля. Следовательно в первоначальных расчетах разработчики депозитной системы ошибались более чем в 2 раза, что не может не вызывать настороженности и призывает к тщательной экспертной проверке всех расчетов. При этом, в соответствии с проектом Указа, производители и импортеры будут продолжать уплачивать сбор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», в соответствии с Указом 313. Более того, предлагаемый в проекте Указа алгоритм действия депозитной системы совершенно не учитывает специфику расчетов между поставщиками продукции и организациями торговли в Республике Беларусь, и возникающие при этом проблемы. В абсолютном большинстве случаев расчет за поставленную продукцию осуществляется организациями торговли с большой задержкой. Также имеет место проблема масштабной и растущей дебеторской задолженности организаций торговли и их банкротства. В этих условиях депозитная система в ее предложенном варианте приведет к большому и накапливающемуся отрицательному эффекту на экономику предприятий производителей и поставщиков, снижая их платежеспособность и инвестиционные возможности. Для наглядности отрицательный эффект задержки расчетов организаций торговли с поставщиками приведен в Приложении. Без детального экспертного экономического анализа предлагаемого алгоритма действия депозитной системы, в том числе последствий введения депозитной системы на общий рост цен, экономическое положение производителей, поведение потребителей и иные аспекты, не представляется возможным анализировать представленные проекты документов, тем более говорить об эффективности депозитной системы.
- УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” входит в группу компаний Coca-Cola HBC, работающую в 28 странах мира, включая многие страны Европы ( в том числе все страны Прибалтики ) и обладающую богатым опытом участия в становлении, развитии и функционирования различных систем обращения с отходами в разных странах. В обосновании необходимости создания депозитной системы и принятия соответсвующего Указа разработчиками делается ссылка на результаты изучения мирового опыта, однако не приводится никакого экспертно подтвержденного описания и анализа такого опыта. В то же время накопленный специалистами УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” опыт создания и использования систем сбора подтверждает, что депозитная система обращения с отходами упаковки является одной из самых дорогих из всех существующих систем, и требует в высшей степени профессионального и детально продуманного подхода к ее дизайну, этапам и срокам реализации. В Республике Беларусь нет автоматических устройств отечественной разработки по приему тары с выдачей наличных денежных средств либо подтверждающих документов с определенной степенью защиты. Это значит, что такие автоматы необходимо будет закупать за рубежом. Ориентировочная стоимость одного такого устройства составляет в среднем 15-30 тысяч Евро. Массовое приобретение подобных устройств отрицательно повлияет на внешнеэкономическое сальдо страны и приведет к росту импорта;
- в проекте Указа устанавливатся обязанность предприятий торговли организовать в магазинах пункты по приему тары, что во многих случаях невозможно сделать даже теоретически и не только из-за отсутствия свободного места, но и в силу того, что пластмассовая тара – это легко воспламеняемый материал, для хранения которого необходимо обеспечение специальных правил пожарной безопасности и выполнение требований к системам пожаротушения. При этом размещение подобных объектов (хранилищ пластмассы) в местах массового пребывания людей является недопустимым;
- проект Указа не содержит информации о том, каким образом управляющая организация будет использовать сырье, полученное в результате сбора отходов, подпадающих под действие Указа, при том, что доходы от его реализации планируется направлять на удешевление стоимости функционирования системы.
- в проекте Указа не описаны во всех деталях необходимые изменения в действующем законодательстве, и в том числе в технических НПА, которые ограничивают, например, использование вторсырья для производства тары для пищевых продуктов - технологию bottle-to-bottle, которая в настоящее время продолжает быть запрещенной в Республике Беларусь, но активнейшим образом развивается за рубежом, и в том числе группой компаний Coca-Cola HBC, перешедшей во многих странах на 100% изготовление PET упаковки из вторичного сырья ( r-PET технология );
- проект Указа не в полной мере решает вопросы обращения с отходами пластиковой упкаковки: существенное количество товаров в упаковке выведено из поля действия проекта Указа (например, молочные продукты в PET упаковке ). Как будут собираться отходы этой упаковки?
- планируется, что виды тары, которая участвует в депозитной системе, будет определять Совет Министров, однако, в финансово-экономическом обосновании все экономические расчеты сделаны исходя из конкретного количества и видов тары. Представляется логичным, чтобы виды тары были закреплены в тексте Указа;
- не являются убедительными элементы финансово-экономического обоснования системы, в которых обосновывается рост доходов государства за счет подоходного налога, который должен образоваться благодаря образованию 1500 дополнительных рабочих мест. Представляется, что создание новых рабочих мест не является основной задачей системы, при этом важнейшим показателем должна быть экономическая эффективность работы системы и минимизация нагрузки на экономику страны в целом;
- в финансово-экономическом обосновании к проекту Указа утверждается, что введение ДЗС не повлечёт дополнительных расходов государственного бюджета. Однако, опыт УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” показывает, что увеличение стоимости безалкогольных напитков и питьевых вод на 1% приводит к уменьшению реализации на 1%, что в свою очередь приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет как от производителей(поставщиков), так и от предприятий торговли. Так же не учтены потери бюджета в части уменьшения налога на прибыль от производителей (поставщиков), за счёт увеличения себестоимости товаров;
- суммы платежей производителей и импортеров управляющей организации депозитной системы предполагается осуществлять из собственных средств (п.13 Приложения 1 к проекту Указа). И такой подход предполагается обоснованным, при том, что в среднем в отрасли маржинальность производства питьевых вод и безалкогольных напитков составляет 0т -2 до +3%?
Более того, по мнению специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” является совершенно необоснованным внесение проекта Указа без детальной проработки иных нормативных правовых актов, регулирующих работу системы:
- так не предложен порядок создания и устав Управляющей организации ДЗС; - нет экономически и экологически обоснованного проекта (в т.ч. в разрезе конкретных населенных пунктов и территорий) внедрения ДЗС обращения упаковки в Республике Беларусь, включая анализ и обоснование: ‒ объемов производства, ввоза и реализации на территории Беларуси потребительской упаковки и товаров в потребительской упаковке, подлежащих обороту в ДЗС; ‒ сумм первоначальных инвестиций в основной и оборотный капитал участников ДЗС (в т.ч. иностранных инвесторов), необходимых для обеспечения функционирования системы на территории всей страны; ‒ потребностей в средствах технического обеспечения (площади, машины, оборудование и т.п. ) ДЗС, в т.ч. для сбора-приемки, транспортировки, хранения и пересчета, обезвреживания и (или) использования потребительской упаковки; ‒ издержек (инвестиционных и текущих затрат) участников ДЗС и величины компенсационных выплат участникам системы за сбор (приемку) упаковки; ‒ планово-расчетной величины суммы депозита (залога) и размера платы за обеспечение функционирования ДЗС.
- не разработаны Положения (инструкции, рекомендации и т.п.), определяющие экономически и экологически обоснованные нормы и регламенты функционирования ДЗС, в том числе: - о видах товаров в упаковке, а также о видах, типах упаковки, подлежащих обороту в ДЗС (включая требования к упаковке); - о порядке нанесения и регистрации маркировки, а также о требованиях к маркировке упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, специальными знаками (включая разработку образцов специальных знаков для маркировки упаковки); - о порядке выпуска в обращение (производства, ввоза и реализации) на территории Республики Беларусь, а также вывоза за ее пределы товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС; - о порядке регистрации участников в ДЗС, формирования и ведения реестра участников, а также о порядке формирования и ведения реестра упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС; - о порядке реализации на территории страны упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, организациями оптовой, розничной торговли и общественного питания, включая разработку требований к информированию покупателей о порядке сбора (приемки) этой упаковки; - об организации сбора (приема), сортировки и хранения упаковки, обращающейся в ДЗС организациями розничной торговли, общественного питания и специализированными организациями; - об организации и порядке транспортировки, хранения и пересчета, а также обезвреживания, использования и (или) вывоза за пределы Беларуси собранной (принятой) упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, в том числе с участием управляющей организации, а также торговых и специализированных организаций; - о порядке заключения договоров, учета упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, а также проведения взаимных расчетов между участниками этой системы, включая вопросы перераспределения прав собственности на собранную (принятую) упаковку; - об организации и порядке использования программного и технического обеспечения финансовых, материальных и информационных потоков в рамках ДЗС, включая требования к формам и системе отчетности всех участников депозитной (залоговой) системы. Разработчики проектов документов ссылаются прежде всего на опыт Литвы и Эстонии. Однако результаты изучения специалистами УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” опыта системы обращения одноразовой потребительской упаковки, действующей с 2016 года в Литве ( территории, на которой работает группа компаний Coca-Cola HBC в которую входит УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” ), позволяют сделать выводы об основных отличиях в подходах по внедрению системы, по сравнению в ситуацией в Республике Беларусь: - качественная предварительная экспертиза, в том числе оценка экономической эффективности проекта на основе расчетов, с учетом опыта, в том числе негативного, соседних стран, в том числе и опыта Эстонии, где система функционирует с 2005; - неукоснительное соблюдение принципа рыночного регулирования отношений участников системы – все они (и торговые организации в лице объединяющей их ассоциации, и пивоваренные компании, и ассоциация производителей безалкогольных напитков) являются соучредителями Оператора системы и его сособственниками, а государство только осуществляет определенный контроль за ее работой не выступая в качестве учредителя и не вмешиваясь в оперативную деятельность. В обосновании новой редакции проекта Указа не конкретизирована организационно-правовая форма будущей управляющей организации, иных принципов ее функционирования указанные проекты не содержат. - абсолютная прозрачность работы системы во всех ее организационных и финансовых нюансах для широкой общественности – за каждый привлеченный и потраченный евроцент есть подробный отчет, публикуемый в сети интернет Оператором; - четкое и детальное единообразное понимание всеми заинтересованными сторонами на момент запуска системы, кто будет ее инвестором, как будут строиться отношения между участниками системы, как и кем будет востребован продукт работы системы – переработанная вторичная упаковка, где и на каком оборудовании она будет перерабатываться, кто будет закупать оборудование для сбора, сортировки и переработки и на какие средства и т.д.
В проекте Указа не урегулирована ситуация, когда субъект хозяйствования покупает продукцию для собственных нужд. Формально в соответствии с п.2 Приложения к проекту Указа, например, юридическое лицо в указанном случае будет являться участником ДЗС, как покупатель, однако механизма возврата денег у него нет. Абсолютно аналогичная проблема будет у всех организаций общественного питания, которые осуществляю продажу, например напитков, в розлив, либо используют товары, которые упаковка которых участвует в ДЗС, в качестве ингредиентов для приготовления блюд. Как им получить деньги за сданную упаковку?
С точки зрения юридической техники, текст проекта Указа содержит определенные неточности, например, п. 3 Приложения №1 в точности повторяет п.5 проекта Указа.
Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что во всех странах, в том числе Литве, которая по неизвестным специалистам УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” критериям выбрана разработчиками проекта депозитной системы в Республике Беларусь в качестве прототипа, Управляющая организация системы создана форме некоммерческой организации, в качестве учредителей (либо лиц, непосредственно влияющих на деятельность) которой выступают ассоциации и компании, и прежде всего производители тары, подпадающей под действие системы, а также организации торговли.
По данным специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” в Литве инвестиции в создание депозитной системы на этапе внедрения составили около 35 млн. евро. Эти средства были частично привлечены с помощью банковских кредитов, частично – с помощью партнеров, предоставивших оборудование (тароматы для автоматического сбора тары) на сумму 25 млн. Евро в режиме долгосрочного лизинга. Вместе с тем, убыток Управляющей организации депозитной системы в Литве составил 2,5 млн. Евро в первый год работы, а по итогам аудита функционирования системы, проведенной независимой аудиторской организацией, было установлено, что производители и поставщики продукции в упаковке переплатили организациям торговли около 10 млн. Евро ( итоги аудита были признаны всеми участниками системы). Как разработчиками проекта Указа учтен этот опыт?
Несмотря на то, что создание информационной базы материальных и финансовых потоков потребительской упаковки было поручено Министром ЖКХ рабочей группе в приказе №64 от 30.08.2017 г. со сроком исполнения до 31 октября 2017 года (п. 2.1), специалистам УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” до сего дня неизвестны результаты исполнения поручения в данной части.
В Республике Беларусь внедрены только некоторые элементы Системы природно-экономического учета (СПЭУ), которые приняты ООН в 2012 году в качестве стандартов. При этом нет полной информации о движения основных материальных ресурсов в экономике, образовании отходов, их морфологии, географического распределения, вовлечения в экономику. Весьма фрагментарная и сомнительная имеющаяся первичная информация не позволяет научно-обоснованными методами просчитать эффективность различных концепций и проектов в области сбора и переработки отходов упаковки и оценить их экономическую состоятельность.
У специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” вызывают озабоченность и сомнения указанные в проекте сроки вступления Указа в силу и сроки внедрения его требований. Так например, проектом Указа предусматривается, что вступление в силу положений об обеспечении идентификации упаковки, участвующей в депозитной (залоговой) системе, и взимании залога (депозита) произойдет через восемьнадцать месяцев с момента официального опубликования Указа. В течение указанного срока необходимо создать Управляющую организацию, управляющей организации провести конкурс по выбору инвестора, управляющей организации совместно с инвестором обеспечить создание инфраструктуры (оборудование и программное обеспечение), участникам ДЗС подготовиться к новым требованиям учета товаров и упаковки, включенной ДЗС (в том числе осуществить необходимые настройки программного обеспечения и кассового оборудования). На практике участники ДЗС – производители товаров в упаковке смогут подготовиться к новым требованиям учета и упаковки товара только после создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей соответствие закупаемых за рубежом тароматов и имеющегося упаковочного оборудования, а также его модернизация, влекущая за собой существенные и в данный момент непредсказуемые дополнительные инвестиции. Таким образом, сроки вступления в силу положений проекта Указа в условиях полной неопределенности по целому ряду важнейших вопросов жизнеспособности и организации ДЗС являются нереальными.
УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” выражает свою готовность активно участвовать в работе по анализу проектов нормативных правовых актов, и при необходимости привлечь международных экспертов для оказания помощи в проведении необходимых анализа и экономических расчетов.
Приложение. Схемы возможных потоков денежных средств, товаров и упаковки между участниками ДЗС ( варианты ). С уважением, Генеральный директор А.П. Денисов Исп. Рощупкин 2100210
21.08.2019 09:43:20
Вадим Соколов
Юрист
НОВИЧОК
0
1.0
0
Модератор новостей, ЗАО «Минский завод виноградных вин», как участник межведомственной группы, рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки» с целью упорядочить взаиморасчеты между субъектами ДЗС, устранить возникающие противоречия и сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности вносит на рассмотрение следующие предложения: 1. Внести дополнения в абзац пункта 5 «Приложения 1 к Указу» кроме того, что сроки оплаты суммы депозита в соответствие с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» срок оплаты суммы депозита должен соответствовать сроку оплаты по договору за поставленную продукцию. А также необходимо предусмотреть возможность списания задолженности сумм депозита через ИМНС Республики Беларусь; 2. Во избежание возникновения просроченной задолженности и дополнительного бремени претензионной работы целесообразно определить ответственность для торговых организаций за несоблюдение сроков оплаты производителям сумм депозита в соответствии с абзацем 5 пункта 413 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно – «грубым нарушением законодательства о лицензировании является наличие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки либо табачные изделия»; 3. Пункт 12 «Приложения 1 к Указу» требует дополнений и коррекции в части рационального ведения хозяйственной деятельности производителя: - не предусмотрено использование в производстве продукции стеклянной бутылки, приобретенной до вступления в силу Указа, по которой обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов тары и отходов упаковки была исполнена в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 313. - не предусмотрены случаи расходования продукции для производственных целей производителя (отборы проб для проведения испытаний, проведение дегустации в маркетинговых целях, представление продукции на выставках, участие в конкурсах), несет ли какие-либо обязательства производитель по стеклянной таре, израсходованной при производстве данной продукции? 4. С целью прозрачности деятельности управляющей организации необходимо рассмотреть вопрос создания наблюдательного совета, в который войдут представители крупных производителей, торговых сетей и стекольной отрасли.
21.08.2019 13:50:50
Владислав Скребцов
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.2
0
Комментарии Союза «Гильдия пивоваров» по проекту Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки»
Прежде всего, отмечаем, что в морфологии отходов на тот тип упаковки напитков, который будет урегулирован указом Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки», приходится не более 5%. На стр. 6-7 Обоснования к проекту Указа изложено подробное изучение ДЗС, которая действует в Литве. Нами также были проведены консультации с по литовской системе сбора отходов с коммунальным учреждением “Užstato Sistemos Administratorius” (USAD). По полученной информации, затраты на организацию литовской системы составили более 30 млн евро. Из них 25 млн было выделено инвестором – компанией-производителем тароматов, 5 млн евро (были взяты в кредит) – управляющей организацией, 1 млн евро инвестировали ритейлеры, чтобы подготовить свои объекты для сбора и установки оборудования. При этом сейчас в Литве установлено больше 1100 тароматов, а также действует 1700 точек ручного сбора тары. В пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что Затраты на функционирование ДЗС при уровне сбора упаковки 80% оцениваются в 170 млн. рублей в год. Если ориентироваться на литовскую систему ДЗС и проводить аналогию между литовским и белорусским рынками, то с учетом гораздо большего количества торговых точек (в Беларуси их около 25 тыс), преобладанием магазинов современной розницы и крупных форматов торговли, на организацию аналогичной системы (только на тароматы) понадобится около 160 млн евро. Все это должен покрыть производитель. Кроме того, необходимо учитывать и планируемый сервисный платеж Управляющей организации депозитной системы на её функционирование за каждую собранную единицу упаковки, который будет включать обеспечение сбора, перемещение упаковки в распределительный центр, затем на переработку, а также на строительство и организацию работы распределительных центров и т.д. При размере сервисного сбора в 7 копеек дополнительные затраты в год для «Аливарии» составят 11,6 млн рублей (31,8% операционной прибыли). Также в пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что планируется повышение платы за упаковку из ПЭТ и введение платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 единицу такой упаковки. Данное действие приведет к повышению отпускных цен на продукцию и, соответственно, к повышению цены на полке в размере 1-2%. По предварительной оценке, такое влияние повышения цен - это сокращение объемов реализации за год на 140 тыс дал или на 830 тыс рублей. Касаясь введения платы за алюминиевую банку отметим, что банка сама по себе представляет ценность из-за содержания металла, соответственно, потребитель, сдавая банку на переработку, уже получает деньги. Таким образом, введение платы за банку – это двойной доход для бюджета Все вышеперечисленные дополнительные затраты для производителей приведут к существенному повышению стоимости продукции для потребителя. Кроме того, в настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь №313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» является плательщиком за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и перечисляет в бюджет плату за отходы (2017 год –1 084 897 рублей; (2018 год – 1 225 700 рублей). При этом указом не предусмотрено, что сбор оператору вторичных материальных ресурсов по указу № 313 для производителей и импортеров будет отменен. Пунктом 4 абзаца 3 Приложения 1 к проекту Указа требуется обеспечить нанесение на потребительскую упаковку или этикетку продуктов, реализуемых на территории Республики Беларусь, штриховых идентификационных кодов (товарных номеров), обеспечивающих их автоматическую идентификацию, и специального знака, информирующего покупателей о распространении на потребительскую упаковку депозитной (залоговой) системы обращения упаковки. При определении визуального вида данного знака предлагаем учитывать следующие требования к нанесению его на этикетку: знак не должен требовать точности позиционирования, должен быть мелким, чтобы его можно было просто включить в этикетку, не инвестируя в изменения на линии розлива. Пункта 12 проекта Указа предусматривает, что поставщики на дату вступления в силу настоящего Указа составляют опись остатков пищевых продуктов, которые произведены и (или) ввезены, но не реализованы до вступления в силу настоящего Указа, на потребительской упаковке для которых отсутствует идентификационный код и специальный знак (далее – опись остатков продуктов). Опись остатков продуктов в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего Указа представляется управляющей организации. Поставщики вправе реализовывать остатки продуктов без нанесения кода и специального знака, но не указано, в течение какого срока. Поэтому предлагаем продлить это разрешение до истечения срока годности продукции, которая на момент вступления в силу Указа уже будет отправлена в торговые точки. Согласно пункту 5 Приложения 1 к проекту Указа субъекты торговли и субъекты общественного питания обязаны оплачивать поставщикам и (или) субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, у которых приобретены продукты, суммы депозита (залога) за потребительскую упаковку продуктов в сроки, установленные для оплаты таких продуктов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В то же время, данные сроки могут отличаться от тех, которые прописаны в условиях договора между двумя субъектами хозяйствования. Поэтому предлагаем вариант, в котором торговые точки должны возвращать производителям сумму за депозит в те же сроки, что и отсрочка платежа по договору согласно действующему контракту. В пункте 7.1 Обоснования к проекту Указа дана оценка регулирующего воздействия. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается, в том числе, в максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Согласно ей внедрение ДЗС позволит увеличить в 2,1-2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь ПЭТ-бутылки (в 3-3,3 раза); снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10%; дополнительно собрать и переработать не менее 85 тыс. тонн отходов стекла, 23 тыс. тонн отходов ПЭТ и 360 тонн отходов алюминия. Однако не приведено обоснование того, что данные дополнительные объемы смогут быть приняты белорусскими предприятиями по переработке отходов, а также нет данных о том, что у мусороперерабатывающих заводов достаточно мощностей на дополнительные объемы.
«Плата, вносимая в настоящее время производителями и поставщиками стеклянной и ПЭТ упаковки и товаров в этой упаковке на расчетный счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки. Недостаток средств в размере 43 млн. рублей планируется компенсировать за счет повышения платы за упаковку из ПЭТ и введения платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 такую упаковку» - Данный пункт приводит к возникновению правовой коллизии. Проект указа о ДЗС предусматривает создание новой системы обращения с отходами. В то же время для производителей сохраняется плата за отходы согласно Указу 313, существующая при текущей системе обращения с отходами. Введение депозита должно заменить собой прочие экологические сборы. В том случае если текущие платежи за отходы будут сохранены, производители должны быть исключены из ДЗС. В проекте указа не прописаны конкретные механизмы, каким образом многооборотная тара будет включена в депозитную систему (многооборотная тара имеет специфику приемки, хранения и транспортировки) Важно обратить внимание на то, что в литовском варианте ДЗС государство не является ни учредителем, ни членом управляющей компании – в этом качестве представлены исключительно участники системы. И это позволяет выстроить управление системой на основе рыночных принципов и максимальной эффективности. При этом государство лишь доводит до управляющей компании необходимые показатели и следит за их выполнением, а управляющая компания обеспечивает эффективный менеджмент ДЗС как инструмента реализации государственной политики по обращению с твердыми бытовыми отходами.
В части сроков, отводимых на вступление Указа в силу и на подготовку к его внедрению по различным аспектам, на наш взгляд, наблюдается существенное несоответствие реальным возможностям. Так, предусматривается, что вступление в силу положений об обеспечении идентификации упаковки, участвующей в ДЗС, и взимании залога (депозита) произойдет по истечении двадцати четырех месяцев с момента официального опубликования Указа. В течение указанного срока необходимо создать управляющую организацию (три месяца), управляющей организации провести конкурс по выбору инвестора (три месяца), управляющей организации совместно с инвестором обеспечить создание инфраструктуры (оборудование и программное обеспечение) восемнадцать месяцев), участникам ДЗС подготовиться к новым требованиям учета товаров и упаковки, включенной ДЗС (в том числе настройка кассового оборудования). На практике участники ДЗС (производители) смогут подготовиться к новым требованиям учета и упаковки товара только после создания инфраструктуры, поскольку необходимо обеспечить соответствие закупаемых тароматов и упаковочного оборудования. Это означает, что срок вступления в силу указа должен быть увеличен. Необходимо отразить в проекте указа реальную ситуацию с платежами розничных сетей поставщикам и производителям за их продукцию. В реальности часто сроки оплаты составляют 120 и более дней после отгрузки, следовательно, предлагаемый срок в 60 календарных дней с момента отгрузки для уплаты сумм депозита поставщиками и производителями в текущих сложившихся условиях приведет к гигантскому кассовому разрыву, который существенно утяжелит финансовое положение предприятий-производителей и поставщиков. Необходимо предусмотреть в Указе обязанность производителей и поставщиков перечислять управляющей организации суммы депозита (залога) только после получения оплаты (например, в течение пяти дней) депозита (залога) от торговых организаций.
Считаем необходимым максимально подробно проработать процедуру выбора инвестора для создания ДЗС управляющей компанией – данная процедура должна быть максимально прозрачной и обеспечивать возможность выбора наиболее оптимального по совокупности параметров предложения. - качественная предварительная экспертиза, в том числе оценка экономической эффективности проекта на основе расчетов, произведенных управляющей компанией USAD с опорой на опыт соседних стран, в том числе и на опыт Эстонии, где система функционирует с 2005 года и где она не была столь успешной в момент за пуска и первые годы функционирования (т.е. учитывался и негативный опыт); Деятельность управлящей организации ДЗС должна быть полностью прозрачной во всех нюансах, в особенности финансовых, для широкой общественности (а не только для участников системы), периодичность публикации этой отчетности должна быть не реже раза в квартал (а не раза в год, как предложено в пакете документов), а еще лучше – обеспечить возможность следить за количество перерабатываемой тары в режиме онлайн, как это сделано в Литве. Технически такая возможность легко может быть обеспечена отечественными ИТ-компаниями, если они получат соответствующее техническое задание от управляющей компании. Это позволит сделать Систему национальным проектом и добиться необходимого уровня вовлечения населения, в корне изменить культуру обращения с потребительской упаковкой. В обоснования сказано, что плату за отходы нужно будет платить из прибыли (исключив из затрат по производству). Это достаточно крупные затраты и в текущем формате и тем более с увеличением, которое предлагается данным проектом указа (по нашим оценкам, для нашей компании эти затраты будут составлять 2,5 млн BYN в год). Считаем, что это нововведение негативно скажется на отрасли. Полагаем, что при таком подходе многие предприятия перейдут из разряда прибыльных в убыточные. В то же время на с.8 ФЭО указано, что данные затраты будут включены в цену упаковки, затем в цену упакованного в нее товара и в итоге оплачены конечным покупателем. То есть налицо противоречие в текстах документов. Наша позиция: плата за отходы должна относиться на затраты, а не на прибыль. Это логично и рационально». По непонятным причинам приостановлена активность рабочей группы при МЖКХ. Считаем важным оптимизировать ее состав и начать работу с тем, чтобы эффективно использовать наработки и экспертный потенциал производителей. Считаем важным изучить альтернативные ДЗС варианты работы с ВМР. ДЗС дорога и не во всех странах ее запуск показал должную эффективность.
Исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» В.Ю. Скребцов +375296140010
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки»
Общественное обсуждение
21Пользователь
НОВИЧОК14.08.2019 15:30:48
Пользователь
НОВИЧОК14.08.2019 15:35:30
Пользователь
НОВИЧОКПо-моему, при такой схеме учета затрат, страдает производитель, торговля и потребитель. А управляющая организация ничего еще не сделав, не заготовив и не поставив, уже имеет огромные барыши. И еще вопрос, насколько оперативно будет этот залог возмещаться. И не будет ли потом управляющая организация всеми правдами и неправдами стараться под любыми предлогами этот залог торговле не возвращать?
Предлагаю при обороте многократной тары залог исключить.
1) Почему производитель должен заранее перечислять сумму депозита? Пусть управляющая организация сначала поставит ему многооборотную тару, как положено и в пригодном использовании, а поставщик потом за нее заплатит. И почему управляющая организация должна быть непременно одна? Что это ещё за монополия такая?
Здесь производитель заранее несёт убытки, так как никто (и особенно управляющая организация) не гарантирует ему возврат тары на сумму уже уплаченного залога. Часть тары разобьется, часть будет использована потребителями в быту, часть вывезена за рубеж.
Почему производителю не иметь возможность самому выбирать - у кого из заготовителей купить тару? А может он захочет самостоятельно её заготавливать, чтобы снизить расходы на упаковку или заказать новую?
2) Субъекты торговли, приобретая у поставщика товар в многооборотной таре без залога, в таком случае ничего не возмещают: как покупали, так и будут покупать по прежним ценам.
3) Покупатель, приобретая у субъекта торговли товар, тоже ничего дополнительно не возмещает. Купил товар по цене вместе с тарой, сдал тару - получил деньги. Это будет также дополнительным стимулом для потребителя - купить товар в многооборотной таре без залога, да потом еще эту тару сдать за деньги! Чем купить в пластиковой таре с залогом. Вернуть при этом он постарается и ту, и ту.
5) Управляющая организация, покупает у субъекта торговли тару и продает ее производителю.
Скажем, стоимость новой бутылки, включенной в прежнюю стоимость товара - 20 коп.
Потребителю при возврате бутылки в магазин, возмещается, например, 10 коп
Управляющая организация покупает у объекта торговли бутылку за 10 коп., несет все свои предполагаемые расходы и продает производителю за 15 копеек.
В итоге: никто лишнего не переплачивает, цена не меняется, покупатель стимулирован на возврат тары деньгами (самый лучший стимул!)
А вот за использование пластиковой и прочей "вредной" тары можно заставить платить налог и производителя-фасовщика в эту тару и производителя собственно самой тары. Из собранных средств можно возмещать потребителям за возвращенный в торговый объект пластик и одноразовую тару, а на остальные средства содержать заводы по переработке мусора.
Предложенная схема будет стимулировать производителя использовать именно многооборотную стеклянную тару, за которую он не платит залог, налог и которую он продает в торговлю дороже, чем покупает у заготовителей. А это огромный плюс для экологии и здоровья нации в целом!
И кстати, по поводу сбора мусора службами ЖКХ. Много лет сознательные потребители добросовестно разделяют отходы по разным контейнерам, а потом приезжает мусоровоз и со всех контейнеров ссыпает всё в одну машину! Вот тебе и разделение, и переработка.
15.08.2019 17:42:57
Пользователь
НОВИЧОК18.08.2019 16:00:47
Пользователь
НОВИЧОК18.08.2019 16:19:39
Пользователь
НОВИЧОКВ этой связи возникает ряд вопросов и предложений:
1. Так как запланированный срок внедрения системы уже не реален, а исходя из того, что сам Указ начинает действовать спустя 24 месяцев с даты опубликования, то в какие сроки предполагается подписание Указа Президентом Республики Беларусь?
2. Ориентация разработчика проекта Указа на привлечение инвестиций по принципу, что инвестор не только привлекает свои финансовые ресурсы, но и участвует в производственных процессах проекта (монтаж, сервис, клиринговые расчеты и т.д.), путем создания предприятия (СП, ИП), отвечает за конечные результаты работы и имеет опыт практической работы в данном направлении, в целом отвечает реальной ситуации с источниками финансирования в Республике Беларусь. Однако привлечение инвестиций является достаточно проблематичным, т.к.законодательные меры по урегулированию взаимоотношений между производителями, торговлей и оператором по управлению ДЗС не разработаны, а реальные сроки внедрения проекта не определены.
Как правило, организационная структура по управлению ДЗС создается за 1,5 года до начала внедрения системы. Поэтому предлагаю создать дочернюю структуру по управлению ДЗС. Все полномочия и права у министра ЖКХ имеются. Это будет являться индикатором желания Правительства действительно заниматься внедрением ДЗС в Республике Беларусь. В противном случае уйдут годы на подписание Указа.
3. ООО "ЭкоРисайклинг" 28.03.2019г. направило письмо в Администрацию Президента "О некоторых вопросах Национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР на период до 2035 года" в котором обозначены ключевые проблемные вопросы по реализации Национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР. Сравнительный анализ существующих технологий обращения с ТКО внедряемых в Республике Беларусь имеется у ГУ "Оператор ВМР", который показал бесперспективность строительства линий сортировки. если их мощности не будут сбалансированы с системой раздельного сбора включая ДЗС.
Хотелось бы получить ответы на наши запросы.
19.08.2019 08:39:31
Пользователь
НОВИЧОК20.08.2019 11:26:33
Юрист
НОВИЧОКМинистерство жилищно-коммунального хозяйства
Республики Беларусь
О рассмотрении проекта
Указа Президента Республики Беларусь
“О депозитной (залоговой) системе обращения
потребительской упаковки”
Унитарным предприятием (УП) “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” рассмотрены проекты Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”.
По мнению специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” принятие Указа в его нынешней редакции:
- нецелесообразно и рискованно без детальной и всесторонней оценки регулирующего воздействия и оценки экономических последствий для экономического развития страны. По нашему мнению, предлагаемая в проекте указа система мер приведет к серьезному удорожанию продукции, упакованной в потребительскую тару из стекла, пластмассы, металла. Разработчиками депозитной системы указывались в более ранних вариантах проекта Указа различные показатели:
- например, размер из расчета на одну пластиковую бутылку: 20 копеек – сумма депозита; 7 копеек, затем 4 копейки, а затем 3 копейки - платеж Управляющей организации депозитной системы на функционирование системы. И это при средней стоимости бутылки напитка в пластиковой упаковке на полке торгового объекта около одного рубля. Следовательно в первоначальных расчетах разработчики депозитной системы ошибались более чем в 2 раза, что не может не вызывать настороженности и призывает к тщательной экспертной проверке всех расчетов.
При этом, в соответствии с проектом Указа, производители и импортеры будут продолжать уплачивать сбор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», в соответствии с Указом 313.
Более того, предлагаемый в проекте Указа алгоритм действия депозитной системы совершенно не учитывает специфику расчетов между поставщиками продукции и организациями торговли в Республике Беларусь, и возникающие при этом проблемы. В абсолютном большинстве случаев расчет за поставленную продукцию осуществляется организациями торговли с большой задержкой. Также имеет место проблема масштабной и растущей дебеторской задолженности организаций торговли и их банкротства. В этих условиях депозитная система в ее предложенном варианте приведет к большому и накапливающемуся отрицательному эффекту на экономику предприятий производителей и поставщиков, снижая их платежеспособность и инвестиционные возможности. Для наглядности отрицательный эффект задержки расчетов организаций торговли с поставщиками приведен в Приложении.
Без детального экспертного экономического анализа предлагаемого алгоритма действия депозитной системы, в том числе последствий введения депозитной системы на общий рост цен, экономическое положение производителей, поведение потребителей и иные аспекты, не представляется возможным анализировать представленные проекты документов, тем более говорить об эффективности депозитной системы.
- УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” входит в группу компаний Coca-Cola HBC, работающую в 28 странах мира, включая многие страны Европы ( в том числе все страны Прибалтики ) и обладающую богатым опытом участия в становлении, развитии и функционирования различных систем обращения с отходами в разных странах. В обосновании необходимости создания депозитной системы и принятия соответсвующего Указа разработчиками делается ссылка на результаты изучения мирового опыта, однако не приводится никакого экспертно подтвержденного описания и анализа такого опыта. В то же время накопленный специалистами УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” опыт создания и использования систем сбора подтверждает, что депозитная система обращения с отходами упаковки является одной из самых дорогих из всех существующих систем, и требует в высшей степени профессионального и детально продуманного подхода к ее дизайну, этапам и срокам реализации.
В Республике Беларусь нет автоматических устройств отечественной разработки по приему тары с выдачей наличных денежных средств либо подтверждающих документов с определенной степенью защиты. Это значит, что такие автоматы необходимо будет закупать за рубежом. Ориентировочная стоимость одного такого устройства составляет в среднем 15-30 тысяч Евро. Массовое приобретение подобных устройств отрицательно повлияет на внешнеэкономическое сальдо страны и приведет к росту импорта;
- в проекте Указа устанавливатся обязанность предприятий торговли организовать в магазинах пункты по приему тары, что во многих случаях невозможно сделать даже теоретически и не только из-за отсутствия свободного места, но и в силу того, что пластмассовая тара – это легко воспламеняемый материал, для хранения которого необходимо обеспечение специальных правил пожарной безопасности и выполнение требований к системам пожаротушения. При этом размещение подобных объектов (хранилищ пластмассы) в местах массового пребывания людей является недопустимым;
- проект Указа не содержит информации о том, каким образом управляющая организация будет использовать сырье, полученное в результате сбора отходов, подпадающих под действие Указа, при том, что доходы от его реализации планируется направлять на удешевление стоимости функционирования системы.
- в проекте Указа не описаны во всех деталях необходимые изменения в действующем законодательстве, и в том числе в технических НПА, которые ограничивают, например, использование вторсырья для производства тары для пищевых продуктов - технологию bottle-to-bottle, которая в настоящее время продолжает быть запрещенной в Республике Беларусь, но активнейшим образом развивается за рубежом, и в том числе группой компаний Coca-Cola HBC, перешедшей во многих странах на 100% изготовление PET упаковки из вторичного сырья ( r-PET технология );
- проект Указа не в полной мере решает вопросы обращения с отходами пластиковой упкаковки: существенное количество товаров в упаковке выведено из поля действия проекта Указа (например, молочные продукты в PET упаковке ). Как будут собираться отходы этой упаковки?
- планируется, что виды тары, которая участвует в депозитной системе, будет определять Совет Министров, однако, в финансово-экономическом обосновании все экономические расчеты сделаны исходя из конкретного количества и видов тары. Представляется логичным, чтобы виды тары были закреплены в тексте Указа;
- не являются убедительными элементы финансово-экономического обоснования системы, в которых обосновывается рост доходов государства за счет подоходного налога, который должен образоваться благодаря образованию 1500 дополнительных рабочих мест. Представляется, что создание новых рабочих мест не является основной задачей системы, при этом важнейшим показателем должна быть экономическая эффективность работы системы и минимизация нагрузки на экономику страны в целом;
- в финансово-экономическом обосновании к проекту Указа утверждается, что введение ДЗС не повлечёт дополнительных расходов государственного бюджета. Однако, опыт УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” показывает, что увеличение стоимости безалкогольных напитков и питьевых вод на 1% приводит к уменьшению реализации на 1%, что в свою очередь приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет как от производителей(поставщиков), так и от предприятий торговли. Так же не учтены потери бюджета в части уменьшения налога на прибыль от производителей (поставщиков), за счёт увеличения себестоимости товаров;
- суммы платежей производителей и импортеров управляющей организации депозитной системы предполагается осуществлять из собственных средств (п.13 Приложения 1 к проекту Указа). И такой подход предполагается обоснованным, при том, что в среднем в отрасли маржинальность производства питьевых вод и безалкогольных напитков составляет 0т -2 до +3%?
Более того, по мнению специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” является совершенно необоснованным внесение проекта Указа без детальной проработки иных нормативных правовых актов, регулирующих работу системы:
- так не предложен порядок создания и устав Управляющей организации ДЗС;
- нет экономически и экологически обоснованного проекта (в т.ч. в разрезе конкретных населенных пунктов и территорий) внедрения ДЗС обращения упаковки в Республике Беларусь, включая анализ и обоснование:
‒ объемов производства, ввоза и реализации на территории Беларуси потребительской упаковки и товаров в потребительской упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
‒ сумм первоначальных инвестиций в основной и оборотный капитал участников ДЗС (в т.ч. иностранных инвесторов), необходимых для обеспечения функционирования системы на территории всей страны;
‒ потребностей в средствах технического обеспечения (площади, машины, оборудование и т.п. ) ДЗС, в т.ч. для сбора-приемки, транспортировки, хранения и пересчета, обезвреживания и (или) использования потребительской упаковки;
‒ издержек (инвестиционных и текущих затрат) участников ДЗС и величины компенсационных выплат участникам системы за сбор (приемку) упаковки;
‒ планово-расчетной величины суммы депозита (залога) и размера платы за обеспечение функционирования ДЗС.
- не разработаны Положения (инструкции, рекомендации и т.п.), определяющие экономически и экологически обоснованные нормы и регламенты функционирования ДЗС, в том числе:
- о видах товаров в упаковке, а также о видах, типах упаковки, подлежащих обороту в ДЗС (включая требования к упаковке);
- о порядке нанесения и регистрации маркировки, а также о требованиях к маркировке упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, специальными знаками (включая разработку образцов специальных знаков для маркировки упаковки);
- о порядке выпуска в обращение (производства, ввоза и реализации) на территории Республики Беларусь, а также вывоза за ее пределы товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
- о порядке регистрации участников в ДЗС, формирования и ведения реестра участников, а также о порядке формирования и ведения реестра упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
- о порядке реализации на территории страны упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, организациями оптовой, розничной торговли и общественного питания, включая разработку требований к информированию покупателей о порядке сбора (приемки) этой упаковки;
- об организации сбора (приема), сортировки и хранения упаковки, обращающейся в ДЗС организациями розничной торговли, общественного питания и специализированными организациями;
- об организации и порядке транспортировки, хранения и пересчета, а также обезвреживания, использования и (или) вывоза за пределы Беларуси собранной (принятой) упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, в том числе с участием управляющей организации, а также торговых и специализированных организаций;
- о порядке заключения договоров, учета упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, а также проведения взаимных расчетов между участниками этой системы, включая вопросы перераспределения прав собственности на собранную (принятую) упаковку;
- об организации и порядке использования программного и технического обеспечения финансовых, материальных и информационных потоков в рамках ДЗС, включая требования к формам и системе отчетности всех участников депозитной (залоговой) системы.
Разработчики проектов документов ссылаются прежде всего на опыт Литвы и Эстонии. Однако результаты изучения специалистами УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” опыта системы обращения одноразовой потребительской упаковки, действующей с 2016 года в Литве ( территории, на которой работает группа компаний Coca-Cola HBC в которую входит УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” ), позволяют сделать выводы об основных отличиях в подходах по внедрению системы, по сравнению в ситуацией в Республике Беларусь:
- качественная предварительная экспертиза, в том числе оценка экономической эффективности проекта на основе расчетов, с учетом опыта, в том числе негативного, соседних стран, в том числе и опыта Эстонии, где система функционирует с 2005;
- неукоснительное соблюдение принципа рыночного регулирования отношений участников системы – все они (и торговые организации в лице объединяющей их ассоциации, и пивоваренные компании, и ассоциация производителей безалкогольных напитков) являются соучредителями Оператора системы и его сособственниками, а государство только осуществляет определенный контроль за ее работой не выступая в качестве учредителя и не вмешиваясь в оперативную деятельность. В обосновании новой редакции проекта Указа не конкретизирована организационно-правовая форма будущей управляющей организации, иных принципов ее функционирования указанные проекты не содержат.
- абсолютная прозрачность работы системы во всех ее организационных и финансовых нюансах для широкой общественности – за каждый привлеченный и потраченный евроцент есть подробный отчет, публикуемый в сети интернет Оператором;
- четкое и детальное единообразное понимание всеми заинтересованными сторонами на момент запуска системы, кто будет ее инвестором, как будут строиться отношения между участниками системы, как и кем будет востребован продукт работы системы – переработанная вторичная упаковка, где и на каком оборудовании она будет перерабатываться, кто будет закупать оборудование для сбора, сортировки и переработки и на какие средства и т.д.
В проекте Указа не урегулирована ситуация, когда субъект хозяйствования покупает продукцию для собственных нужд. Формально в соответствии с п.2 Приложения к проекту Указа, например, юридическое лицо в указанном случае будет являться участником ДЗС, как покупатель, однако механизма возврата денег у него нет. Абсолютно аналогичная проблема будет у всех организаций общественного питания, которые осуществляю продажу, например напитков, в розлив, либо используют товары, которые упаковка которых участвует в ДЗС, в качестве ингредиентов для приготовления блюд. Как им получить деньги за сданную упаковку?
С точки зрения юридической техники, текст проекта Указа содержит определенные неточности, например, п. 3 Приложения №1 в точности повторяет п.5 проекта Указа.
Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что во всех странах, в том числе Литве, которая по неизвестным специалистам УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” критериям выбрана разработчиками проекта депозитной системы в Республике Беларусь в качестве прототипа, Управляющая организация системы создана форме некоммерческой организации, в качестве учредителей (либо лиц, непосредственно влияющих на деятельность) которой выступают ассоциации и компании, и прежде всего производители тары, подпадающей под действие системы, а также организации торговли.
По данным специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” в Литве инвестиции в создание депозитной системы на этапе внедрения составили около 35 млн. евро. Эти средства были частично привлечены с помощью банковских кредитов, частично – с помощью партнеров, предоставивших оборудование (тароматы для автоматического сбора тары) на сумму 25 млн. Евро в режиме долгосрочного лизинга. Вместе с тем, убыток Управляющей организации депозитной системы в Литве составил 2,5 млн. Евро в первый год работы, а по итогам аудита функционирования системы, проведенной независимой аудиторской организацией, было установлено, что производители и поставщики продукции в упаковке переплатили организациям торговли около 10 млн. Евро ( итоги аудита были признаны всеми участниками системы). Как разработчиками проекта Указа учтен этот опыт?
Несмотря на то, что создание информационной базы материальных и финансовых потоков потребительской упаковки было поручено Министром ЖКХ рабочей группе в приказе №64 от 30.08.2017 г. со сроком исполнения до 31 октября 2017 года (п. 2.1), специалистам УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” до сего дня неизвестны результаты исполнения поручения в данной части.
В Республике Беларусь внедрены только некоторые элементы Системы природно-экономического учета (СПЭУ), которые приняты ООН в 2012 году в качестве стандартов. При этом нет полной информации о движения основных материальных ресурсов в экономике, образовании отходов, их морфологии, географического распределения, вовлечения в экономику. Весьма фрагментарная и сомнительная имеющаяся первичная информация не позволяет научно-обоснованными методами просчитать эффективность различных концепций и проектов в области сбора и переработки отходов упаковки и оценить их экономическую состоятельность.
У специалистов УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” вызывают озабоченность и сомнения указанные в проекте сроки вступления Указа в силу и сроки внедрения его требований. Так например, проектом Указа предусматривается, что вступление в силу положений об обеспечении идентификации упаковки, участвующей в депозитной (залоговой) системе, и взимании залога (депозита) произойдет через восемьнадцать месяцев с момента официального опубликования Указа. В течение указанного срока необходимо создать Управляющую организацию, управляющей организации провести конкурс по выбору инвестора, управляющей организации совместно с инвестором обеспечить создание инфраструктуры (оборудование и программное обеспечение), участникам ДЗС подготовиться к новым требованиям учета товаров и упаковки, включенной ДЗС (в том числе осуществить необходимые настройки программного обеспечения и кассового оборудования).
На практике участники ДЗС – производители товаров в упаковке смогут подготовиться к новым требованиям учета и упаковки товара только после создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей соответствие закупаемых за рубежом тароматов и имеющегося упаковочного оборудования, а также его модернизация, влекущая за собой существенные и в данный момент непредсказуемые дополнительные инвестиции. Таким образом, сроки вступления в силу положений проекта Указа в условиях полной неопределенности по целому ряду важнейших вопросов жизнеспособности и организации ДЗС являются нереальными.
УП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” выражает свою готовность активно участвовать в работе по анализу проектов нормативных правовых актов, и при необходимости привлечь международных экспертов для оказания помощи в проведении необходимых анализа и экономических расчетов.
Приложение.
Схемы возможных потоков денежных средств, товаров и упаковки между участниками ДЗС ( варианты ).
С уважением,
Генеральный директор А.П. Денисов
Исп.
Рощупкин 2100210
21.08.2019 09:43:20
Юрист
НОВИЧОКЗАО «Минский завод виноградных вин», как участник межведомственной группы, рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки» с целью упорядочить взаиморасчеты между субъектами ДЗС, устранить возникающие противоречия и сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности вносит на рассмотрение следующие предложения:
1. Внести дополнения в абзац пункта 5 «Приложения 1 к Указу» кроме того, что сроки оплаты суммы депозита в соответствие с Законом Республики Беларусь от 08.01.2014 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» срок оплаты суммы депозита должен соответствовать сроку оплаты по договору за поставленную продукцию. А также необходимо предусмотреть возможность списания задолженности сумм депозита через ИМНС Республики Беларусь;
2. Во избежание возникновения просроченной задолженности и дополнительного бремени претензионной работы целесообразно определить ответственность для торговых организаций за несоблюдение сроков оплаты производителям сумм депозита в соответствии с абзацем 5 пункта 413 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно – «грубым нарушением законодательства о лицензировании является наличие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки либо табачные изделия»;
3. Пункт 12 «Приложения 1 к Указу» требует дополнений и коррекции в части рационального ведения хозяйственной деятельности производителя:
- не предусмотрено использование в производстве продукции стеклянной бутылки, приобретенной до вступления в силу Указа, по которой обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов тары и отходов упаковки была исполнена в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 313.
- не предусмотрены случаи расходования продукции для производственных целей производителя (отборы проб для проведения испытаний, проведение дегустации в маркетинговых целях, представление продукции на выставках, участие в конкурсах), несет ли какие-либо обязательства производитель по стеклянной таре, израсходованной при производстве данной продукции?
4. С целью прозрачности деятельности управляющей организации необходимо рассмотреть вопрос создания наблюдательного совета, в который войдут представители крупных производителей, торговых сетей и стекольной отрасли.
21.08.2019 13:50:50
Пользователь
НОВИЧОКпо проекту Указа Президента Республики Беларусь
«О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки»
Прежде всего, отмечаем, что в морфологии отходов на тот тип упаковки напитков, который будет урегулирован указом Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки», приходится не более 5%.
На стр. 6-7 Обоснования к проекту Указа изложено подробное изучение ДЗС, которая действует в Литве. Нами также были проведены консультации с по литовской системе сбора отходов с коммунальным учреждением “Užstato Sistemos Administratorius” (USAD).
По полученной информации, затраты на организацию литовской системы составили более 30 млн евро. Из них 25 млн было выделено инвестором – компанией-производителем тароматов, 5 млн евро (были взяты в кредит) – управляющей организацией, 1 млн евро инвестировали ритейлеры, чтобы подготовить свои объекты для сбора и установки оборудования. При этом сейчас в Литве установлено больше 1100 тароматов, а также действует 1700 точек ручного сбора тары.
В пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что Затраты на функционирование ДЗС при уровне сбора упаковки 80% оцениваются в 170 млн. рублей в год. Если ориентироваться на литовскую систему ДЗС и проводить аналогию между литовским и белорусским рынками, то с учетом гораздо большего количества торговых точек (в Беларуси их около 25 тыс), преобладанием магазинов современной розницы и крупных форматов торговли, на организацию аналогичной системы (только на тароматы) понадобится около 160 млн евро. Все это должен покрыть производитель.
Кроме того, необходимо учитывать и планируемый сервисный платеж Управляющей организации депозитной системы на её функционирование за каждую собранную единицу упаковки, который будет включать обеспечение сбора, перемещение упаковки в распределительный центр, затем на переработку, а также на строительство и организацию работы распределительных центров и т.д. При размере сервисного сбора в 7 копеек дополнительные затраты в год для «Аливарии» составят 11,6 млн рублей (31,8% операционной прибыли).
Также в пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что планируется повышение платы за упаковку из ПЭТ и введение платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 единицу такой упаковки. Данное действие приведет к повышению отпускных цен на продукцию и, соответственно, к повышению цены на полке в размере 1-2%. По предварительной оценке, такое влияние повышения цен - это сокращение объемов реализации за год на 140 тыс дал или на 830 тыс рублей.
Касаясь введения платы за алюминиевую банку отметим, что банка сама по себе представляет ценность из-за содержания металла, соответственно, потребитель, сдавая банку на переработку, уже получает деньги. Таким образом, введение платы за банку – это двойной доход для бюджета
Все вышеперечисленные дополнительные затраты для производителей приведут к существенному повышению стоимости продукции для потребителя.
Кроме того, в настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь №313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» является плательщиком за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и перечисляет в бюджет плату за отходы (2017 год –1 084 897 рублей; (2018 год – 1 225 700 рублей). При этом указом не предусмотрено, что сбор оператору вторичных материальных ресурсов по указу № 313 для производителей и импортеров будет отменен.
Пунктом 4 абзаца 3 Приложения 1 к проекту Указа требуется обеспечить нанесение на потребительскую упаковку или этикетку продуктов, реализуемых на территории Республики Беларусь, штриховых идентификационных кодов (товарных номеров), обеспечивающих их автоматическую идентификацию, и специального знака, информирующего покупателей о распространении на потребительскую упаковку депозитной (залоговой) системы обращения упаковки. При определении визуального вида данного знака предлагаем учитывать следующие требования к нанесению его на этикетку: знак не должен требовать точности позиционирования, должен быть мелким, чтобы его можно было просто включить в этикетку, не инвестируя в изменения на линии розлива.
Пункта 12 проекта Указа предусматривает, что поставщики на дату вступления в силу настоящего Указа составляют опись остатков пищевых продуктов, которые произведены и (или) ввезены, но не реализованы до вступления в силу настоящего Указа, на потребительской упаковке для которых отсутствует идентификационный код и специальный знак (далее – опись остатков продуктов). Опись остатков продуктов в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего Указа представляется управляющей организации. Поставщики вправе реализовывать остатки продуктов без нанесения кода и специального знака, но не указано, в течение какого срока. Поэтому предлагаем продлить это разрешение до истечения срока годности продукции, которая на момент вступления в силу Указа уже будет отправлена в торговые точки.
Согласно пункту 5 Приложения 1 к проекту Указа субъекты торговли и субъекты общественного питания обязаны оплачивать поставщикам и (или) субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, у которых приобретены продукты, суммы депозита (залога) за потребительскую упаковку продуктов в сроки, установленные для оплаты таких продуктов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В то же время, данные сроки могут отличаться от тех, которые прописаны в условиях договора между двумя субъектами хозяйствования. Поэтому предлагаем вариант, в котором торговые точки должны возвращать производителям сумму за депозит в те же сроки, что и отсрочка платежа по договору согласно действующему контракту.
В пункте 7.1 Обоснования к проекту Указа дана оценка регулирующего воздействия. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается, в том числе, в максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Согласно ей внедрение ДЗС позволит увеличить в 2,1-2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь ПЭТ-бутылки (в 3-3,3 раза); снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10%; дополнительно собрать и переработать не менее 85 тыс. тонн отходов стекла, 23 тыс. тонн отходов ПЭТ и 360 тонн отходов алюминия. Однако не приведено обоснование того, что данные дополнительные объемы смогут быть приняты белорусскими предприятиями по переработке отходов, а также нет данных о том, что у мусороперерабатывающих заводов достаточно мощностей на дополнительные объемы.
«Плата, вносимая в настоящее время производителями и поставщиками стеклянной и ПЭТ упаковки и товаров в этой упаковке на расчетный счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки.
Недостаток средств в размере 43 млн. рублей планируется компенсировать за счет повышения платы за упаковку из ПЭТ и введения платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 такую упаковку» - Данный пункт приводит к возникновению правовой коллизии. Проект указа о ДЗС предусматривает создание новой системы обращения с отходами. В то же время для производителей сохраняется плата за отходы согласно Указу 313, существующая при текущей системе обращения с отходами. Введение депозита должно заменить собой прочие экологические сборы. В том случае если текущие платежи за отходы будут сохранены, производители должны быть исключены из ДЗС.
В проекте указа не прописаны конкретные механизмы, каким образом многооборотная тара будет включена в депозитную систему (многооборотная тара имеет специфику приемки, хранения и транспортировки)
Важно обратить внимание на то, что в литовском варианте ДЗС государство не является ни учредителем, ни членом управляющей компании – в этом качестве представлены исключительно участники системы. И это позволяет выстроить управление системой на основе рыночных принципов и максимальной эффективности. При этом государство лишь доводит до управляющей компании необходимые показатели и следит за их выполнением, а управляющая компания обеспечивает эффективный менеджмент ДЗС как инструмента реализации государственной политики по обращению с твердыми бытовыми отходами.
В части сроков, отводимых на вступление Указа в силу и на подготовку к его внедрению по различным аспектам, на наш взгляд, наблюдается существенное несоответствие реальным возможностям. Так, предусматривается, что вступление в силу положений об обеспечении идентификации упаковки, участвующей в ДЗС, и взимании залога (депозита) произойдет по истечении двадцати четырех месяцев с момента официального опубликования Указа. В течение указанного срока необходимо создать управляющую организацию (три месяца), управляющей организации провести конкурс по выбору инвестора (три месяца), управляющей организации совместно с инвестором обеспечить создание инфраструктуры (оборудование и программное обеспечение) восемнадцать месяцев), участникам ДЗС подготовиться к новым требованиям учета товаров и упаковки, включенной ДЗС (в том числе настройка кассового оборудования).
На практике участники ДЗС (производители) смогут подготовиться к новым требованиям учета и упаковки товара только после создания инфраструктуры, поскольку необходимо обеспечить соответствие закупаемых тароматов и упаковочного оборудования. Это означает, что срок вступления в силу указа должен быть увеличен.
Необходимо отразить в проекте указа реальную ситуацию с платежами розничных сетей поставщикам и производителям за их продукцию. В реальности часто сроки оплаты составляют 120 и более дней после отгрузки, следовательно, предлагаемый срок в 60 календарных дней с момента отгрузки для уплаты сумм депозита поставщиками и производителями в текущих сложившихся условиях приведет к гигантскому кассовому разрыву, который существенно утяжелит финансовое положение предприятий-производителей и поставщиков. Необходимо предусмотреть в Указе обязанность производителей и поставщиков перечислять управляющей организации суммы депозита (залога) только после получения оплаты (например, в течение пяти дней) депозита (залога) от торговых организаций.
Считаем необходимым максимально подробно проработать процедуру выбора инвестора для создания ДЗС управляющей компанией – данная процедура должна быть максимально прозрачной и обеспечивать возможность выбора наиболее оптимального по совокупности параметров предложения. - качественная предварительная экспертиза, в том числе оценка экономической эффективности проекта на основе расчетов, произведенных управляющей компанией USAD с опорой на опыт соседних стран, в том числе и на опыт Эстонии, где система функционирует с 2005 года и где она не была столь успешной в момент за пуска и первые годы функционирования (т.е. учитывался и негативный опыт);
Деятельность управлящей организации ДЗС должна быть полностью прозрачной во всех нюансах, в особенности финансовых, для широкой общественности (а не только для участников системы), периодичность публикации этой отчетности должна быть не реже раза в квартал (а не раза в год, как предложено в пакете документов), а еще лучше – обеспечить возможность следить за количество перерабатываемой тары в режиме онлайн, как это сделано в Литве. Технически такая возможность легко может быть обеспечена отечественными ИТ-компаниями, если они получат соответствующее техническое задание от управляющей компании. Это позволит сделать Систему национальным проектом и добиться необходимого уровня вовлечения населения, в корне изменить культуру обращения с потребительской упаковкой.
В обоснования сказано, что плату за отходы нужно будет платить из прибыли (исключив из затрат по производству).
Это достаточно крупные затраты и в текущем формате и тем более с увеличением, которое предлагается данным проектом указа (по нашим оценкам, для нашей компании эти затраты будут составлять 2,5 млн BYN в год). Считаем, что это нововведение негативно скажется на отрасли. Полагаем, что при таком подходе многие предприятия перейдут из разряда прибыльных в убыточные.
В то же время на с.8 ФЭО указано, что данные затраты будут включены в цену упаковки, затем в цену упакованного в нее товара и в итоге оплачены конечным покупателем. То есть налицо противоречие в текстах документов.
Наша позиция: плата за отходы должна относиться на затраты, а не на прибыль. Это логично и рационально».
По непонятным причинам приостановлена активность рабочей группы при МЖКХ. Считаем важным оптимизировать ее состав и начать работу с тем, чтобы эффективно использовать наработки и экспертный потенциал производителей.
Считаем важным изучить альтернативные ДЗС варианты работы с ВМР. ДЗС дорога и не во всех странах ее запуск показал должную эффективность.
Исполнительный директор
Союза «Гильдия пивоваров» В.Ю. Скребцов +375296140010
22.08.2019 06:52:10
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться