Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
О рассмотрении проекта Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”
ОАО "Пивоваренная компания Аливария", Carlsberg Group рассмотрены проекты Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”. По мнению специалистов ОАО «Пивоваренная компания Аливария», в проект Указа необходимо внести некоторые корректировки по ряду причин. Прежде всего, отметим, что в морфологии отходов на тот тип упаковки напитков, который будет урегулирован указом Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки», приходится не более 5%. На стр. 6-7 Обоснования к проекту Указа изложено подробное изучение ДЗС, которая действует в Литве. Нами также были проведены консультации с по литовской системе сбора отходов с коммунальным учреждением “Užstato Sistemos Administratorius” (USAD). По полученной информации, затраты на организацию литовской системы составили более 30 млн евро. Из них 25 млн было выделено инвестором – компанией-производителем тароматов, 5 млн евро (были взяты в кредит) – управляющей организацией, 1 млн евро инвестировали ритейлеры, чтобы подготовить свои объекты для сбора и установки оборудования. При этом сейчас в Литве установлено больше 1100 тароматов, а также действует 1700 точек ручного сбора тары. В пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что Затраты на функционирование ДЗС при уровне сбора упаковки 80% оцениваются в 170 млн. рублей в год. Если ориентироваться на литовскую систему ДЗС и проводить аналогию между литовским и белорусским рынками, то с учетом гораздо большего количества торговых точек (в Беларуси их около 25 тыс), преобладанием магазинов современной розницы и крупных форматов торговли, на организацию аналогичной системы (только на тароматы) понадобится около 160 млн евро. Все это должен покрыть производитель. Кроме того, необходимо учитывать и планируемый сервисный платеж Управляющей организации депозитной системы на её функционирование за каждую собранную единицу упаковки, который будет включать обеспечение сбора, перемещение упаковки в распределительный центр, затем на переработку, а также на строительство и организацию работы распределительных центров и т.д. При размере сервисного сбора в 7 копеек дополнительные затраты в год для «Аливарии» составят 11,6 млн рублей (31,8% операционной прибыли). Также в пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что планируется повышение платы за упаковку из ПЭТ и введение платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 единицу такой упаковки. Данное действие приведет к повышению отпускных цен на продукцию и, соответственно, к повышению цены на полке в размере 1-2%. По предварительной оценке, такое влияние повышения цен - это сокращение объемов реализации за год на 140 тыс дал или на 830 тыс рублей. Касаясь введения платы за алюминиевую банку отметим, что банка сама по себе представляет ценность из-за содержания металла, соответственно, потребитель, сдавая банку на переработку, уже получает деньги. Таким образом, введение платы за банку – это двойной доход для бюджета Все вышеперечисленные дополнительные затраты для производителей приведут к существенному повышению стоимости продукции для потребителя. Кроме того, наша компания в настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь №313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» является плательщиком за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и перечисляет в бюджет плату за отходы (2017 год –1 084 897 рублей; (2018 год – 1 225 700 рублей). При этом указом не предусмотрено, что сбор оператору вторичных материальных ресурсов по указу № 313 для производителей и импортеров будет отменен. Пунктом 4 абзаца 3 Приложения 1 к проекту Указа требуется обеспечить нанесение на потребительскую упаковку или этикетку продуктов, реализуемых на территории Республики Беларусь, штриховых идентификационных кодов (товарных номеров), обеспечивающих их автоматическую идентификацию, и специального знака, информирующего покупателей о распространении на потребительскую упаковку депозитной (залоговой) системы обращения упаковки. При определении визуального вида данного знака предлагаем учитывать следующие требования к нанесению его на этикетку: знак не должен требовать точности позиционирования, должен быть мелким, чтобы его можно было просто включить в этикетку, не инвестируя в изменения на линии розлива. Пункта 12 проекта Указа предусматривает, что поставщики на дату вступления в силу настоящего Указа составляют опись остатков пищевых продуктов, которые произведены и (или) ввезены, но не реализованы до вступления в силу настоящего Указа, на потребительской упаковке для которых отсутствует идентификационный код и специальный знак (далее – опись остатков продуктов). Опись остатков продуктов в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего Указа представляется управляющей организации. Поставщики вправе реализовывать остатки продуктов без нанесения кода и специального знака, но не указано, в течение какого срока. Поэтому предлагаем продлить это разрешение до истечения срока годности продукции, которая на момент вступления в силу Указа уже будет отправлена в торговые точки. Согласно пункту 5 Приложения 1 к проекту Указа субъекты торговли и субъекты общественного питания обязаны оплачивать поставщикам и (или) субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, у которых приобретены продукты, суммы депозита (залога) за потребительскую упаковку продуктов в сроки, установленные для оплаты таких продуктов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В то же время, данные сроки могут отличаться от тех, которые прописаны в условиях договора между двумя субъектами хозяйствования. Поэтому предлагаем вариант, в котором торговые точки должны возвращать производителям сумму за депозит в те же сроки, что и отсрочка платежа по договору согласно действующему контракту. В пункте 7.1 Обоснования к проекту Указа дана оценка регулирующего воздействия. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается, в том числе, в максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Согласно ей внедрение ДЗС позволит увеличить в 2,1-2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь ПЭТ-бутылки (в 3-3,3 раза); снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10%; дополнительно собрать и переработать не менее 85 тыс. тонн отходов стекла, 23 тыс. тонн отходов ПЭТ и 360 тонн отходов алюминия. Однако не приведено обоснование того, что данные дополнительные объемы смогут быть приняты белорусскими предприятиями по переработке отходов, а также нет данных о том, что у мусороперерабатывающих заводов достаточно мощностей на дополнительные объемы.
Генеральный директор О.И. Хайдакин
Исполнитель Алла Летяго 2395800
22.08.2019 07:49:05
AlcoProdUnion
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Модератор новостей, Союз производителей алкогольных напитков, рассмотрев внесенный проект Указа, сообщает свои замечания: 1. Правоотношения между участниками депозитной (залоговой) системы не подкреплены детальной экспертизой экономической эффективности проекта Указа. Представленное финансово-экономическое обоснование проекта Указа не содержит детальных расчетов, отсутствует их методология. 2. В обосновании к проекту Указа отсутствуют данные об объемах оборота на внутреннем рынке стеклянных бутылок различных форматов (емкостью 0,1 - 1л), стеклянных банок (емкостью 0,1 - 3л), полимерной тары (0,5л - 2 л), алюминиевых жестебанок (0,25л - 1л). Без указанной информации невозможно просчитать процент сбора бывшей в употреблении потребительской тары. 3. Предлагаемый депозит (залог) в размере 0,2 руб. за единицу потребительской упаковки приведет к значительному удорожанию продукции (более чем на 20 процентов), в особенности имеющей низкую отпускную цену (пивобезалкогольные напитки, вода питьевая и минеральная, соки, детское питание и т.д.), что повлечет рост инфляции в стране. В этой связи предлагаем дифференцировать стоимость залога тары в зависимости от типоразмера потребительской упаковки, а также вида выпускаемой пищевой продукции. 4. Не распространять действие проекта Указа на тару, предназначенную для экспорта готовой продукции, чтобы производителям не отвлекать оборотные средства для уплаты депозитного (залогового) сбора управляющей организации, возврат которых может занять продолжительное время. 5. Предусмотреть в проекте Указа норму, предусматривающую выделение льготных кредитов производителями пищевой продукции для уплаты сумм депозита (залога) управляющей организации для финансирования сбора бывшей в употреблении тары по причине сложного их финансового состояния. 6. В абзаце втором пункта 5.3. проекта Указа предписано определить организационно-правовую форму некоммерческой организации. Полагаем необходимым также закрепить в данном пункте положение об участниках управляющей организации, указав, что в ее состав должны войти непосредственно представители производителей и торговых организаций. Это позволит добиться необходимого уровня вовлечения в работу депозитной (залоговой) системы всех её участников, а также сделает работу управляющей организации максимально прозрачной. При этом подотчетность управляющей компании государству в части выполнения доводимых показателей работы сохранится. 7. В проекте Указа отсутствует детальная информация об инвестиционных расчетах и методе их подсчета, а также о коммуникационной стратегии работы с населением и других указанных выше аспектах, определяющих успешность и эффективность работы такого рода систем в мировой практике. 8. В проекте Указа нет четкого описания одного из важнейших этапов работы системы - куда и как будет направлена собранная у населения упаковка (тара). При этом данный этап является основным для управляющей организации. 9. В представленном проекте Указа практически не отражены права, обязанности инвестора, а также порядок его взаимодействия с остальными участниками системы, в том числе с управляющей организацией. 10. Данная депозитная (залоговая) система напрямую зависит от первоначальных платежей импортеров и производителей и в случае перебоев в оплате не сможет функционировать. При этом по имеющейся информации, большинство производителей, особенно в винодельческой отрасли, находятся в сложном финансовом положении. Однако, последствия неоплаты залога для работы системы в проекте Указа не просчитаны. 11. Предлагаем рассмотреть вопрос о привлечении денежных средств, получаемых от уплаты экологического сбора за ввоз предприятиями на территорию республики импортной тары для финансирования отдельных этапов внедрения депозитно-залоговой системы. 12. Для отработки на практике модели функционирования депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары считаем целесообразным предварительно провести эксперимент в отдельно взятом регионе республики (например, в г. Минске либо другой области республики) в течение 2-3-х лет и впоследствии положительный опыт распространить на остальные регионы республики. 13. Для целостного анализа работы депозитной (залоговой) системы необходимо внести на общественное обсуждение весь комплекс проектов нормативных правовых актов, включая проекты соответствующих постановлений, положений и инструкций.
На основании изложенного полагаем, что представленные к обсуждению документы не несут в себе полной ясности того, как функционирует депозитная (залоговая) система сбора потребительской тары, не определяют порядок взаимодействия всех участников процесса, а также не определяют механизм расчетов залоговой стоимости тары, порядок ее оплаты, дальнейшей утилизации и требуют серьезной доработки.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки»
Общественное обсуждение
21Пользователь
НОВИЧОКМинистерство жилищно-коммунального
хозяйства Республики Беларусь
О рассмотрении проекта Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”
ОАО "Пивоваренная компания Аливария", Carlsberg Group рассмотрены проекты Указа Президента Республики Беларусь “О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки”.
По мнению специалистов ОАО «Пивоваренная компания Аливария», в проект Указа необходимо внести некоторые корректировки по ряду причин.
Прежде всего, отметим, что в морфологии отходов на тот тип упаковки напитков, который будет урегулирован указом Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки», приходится не более 5%.
На стр. 6-7 Обоснования к проекту Указа изложено подробное изучение ДЗС, которая действует в Литве. Нами также были проведены консультации с по литовской системе сбора отходов с коммунальным учреждением “Užstato Sistemos Administratorius” (USAD).
По полученной информации, затраты на организацию литовской системы составили более 30 млн евро. Из них 25 млн было выделено инвестором – компанией-производителем тароматов, 5 млн евро (были взяты в кредит) – управляющей организацией, 1 млн евро инвестировали ритейлеры, чтобы подготовить свои объекты для сбора и установки оборудования. При этом сейчас в Литве установлено больше 1100 тароматов, а также действует 1700 точек ручного сбора тары.
В пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что Затраты на функционирование ДЗС при уровне сбора упаковки 80% оцениваются в 170 млн. рублей в год. Если ориентироваться на литовскую систему ДЗС и проводить аналогию между литовским и белорусским рынками, то с учетом гораздо большего количества торговых точек (в Беларуси их около 25 тыс), преобладанием магазинов современной розницы и крупных форматов торговли, на организацию аналогичной системы (только на тароматы) понадобится около 160 млн евро. Все это должен покрыть производитель.
Кроме того, необходимо учитывать и планируемый сервисный платеж Управляющей организации депозитной системы на её функционирование за каждую собранную единицу упаковки, который будет включать обеспечение сбора, перемещение упаковки в распределительный центр, затем на переработку, а также на строительство и организацию работы распределительных центров и т.д. При размере сервисного сбора в 7 копеек дополнительные затраты в год для «Аливарии» составят 11,6 млн рублей (31,8% операционной прибыли).
Также в пункте 2 раздела V финансово-экономического обоснования к проекту Указа обозначено, что планируется повышение платы за упаковку из ПЭТ и введение платы за алюминиевую потребительскую упаковку (в настоящее время отсутствует), что в среднем составит 0,03 рубля на 1 единицу такой упаковки. Данное действие приведет к повышению отпускных цен на продукцию и, соответственно, к повышению цены на полке в размере 1-2%. По предварительной оценке, такое влияние повышения цен - это сокращение объемов реализации за год на 140 тыс дал или на 830 тыс рублей.
Касаясь введения платы за алюминиевую банку отметим, что банка сама по себе представляет ценность из-за содержания металла, соответственно, потребитель, сдавая банку на переработку, уже получает деньги. Таким образом, введение платы за банку – это двойной доход для бюджета
Все вышеперечисленные дополнительные затраты для производителей приведут к существенному повышению стоимости продукции для потребителя.
Кроме того, наша компания в настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь №313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» является плательщиком за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и перечисляет в бюджет плату за отходы (2017 год –1 084 897 рублей; (2018 год – 1 225 700 рублей). При этом указом не предусмотрено, что сбор оператору вторичных материальных ресурсов по указу № 313 для производителей и импортеров будет отменен.
Пунктом 4 абзаца 3 Приложения 1 к проекту Указа требуется обеспечить нанесение на потребительскую упаковку или этикетку продуктов, реализуемых на территории Республики Беларусь, штриховых идентификационных кодов (товарных номеров), обеспечивающих их автоматическую идентификацию, и специального знака, информирующего покупателей о распространении на потребительскую упаковку депозитной (залоговой) системы обращения упаковки. При определении визуального вида данного знака предлагаем учитывать следующие требования к нанесению его на этикетку: знак не должен требовать точности позиционирования, должен быть мелким, чтобы его можно было просто включить в этикетку, не инвестируя в изменения на линии розлива.
Пункта 12 проекта Указа предусматривает, что поставщики на дату вступления в силу настоящего Указа составляют опись остатков пищевых продуктов, которые произведены и (или) ввезены, но не реализованы до вступления в силу настоящего Указа, на потребительской упаковке для которых отсутствует идентификационный код и специальный знак (далее – опись остатков продуктов). Опись остатков продуктов в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего Указа представляется управляющей организации. Поставщики вправе реализовывать остатки продуктов без нанесения кода и специального знака, но не указано, в течение какого срока. Поэтому предлагаем продлить это разрешение до истечения срока годности продукции, которая на момент вступления в силу Указа уже будет отправлена в торговые точки.
Согласно пункту 5 Приложения 1 к проекту Указа субъекты торговли и субъекты общественного питания обязаны оплачивать поставщикам и (или) субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, у которых приобретены продукты, суммы депозита (залога) за потребительскую упаковку продуктов в сроки, установленные для оплаты таких продуктов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В то же время, данные сроки могут отличаться от тех, которые прописаны в условиях договора между двумя субъектами хозяйствования. Поэтому предлагаем вариант, в котором торговые точки должны возвращать производителям сумму за депозит в те же сроки, что и отсрочка платежа по договору согласно действующему контракту.
В пункте 7.1 Обоснования к проекту Указа дана оценка регулирующего воздействия. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается, в том числе, в максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Согласно ей внедрение ДЗС позволит увеличить в 2,1-2,4 раза сбор отходов упаковки, в первую очередь ПЭТ-бутылки (в 3-3,3 раза); снизить объем захоронения коммунальных отходов на 10%; дополнительно собрать и переработать не менее 85 тыс. тонн отходов стекла, 23 тыс. тонн отходов ПЭТ и 360 тонн отходов алюминия. Однако не приведено обоснование того, что данные дополнительные объемы смогут быть приняты белорусскими предприятиями по переработке отходов, а также нет данных о том, что у мусороперерабатывающих заводов достаточно мощностей на дополнительные объемы.
Генеральный директор О.И. Хайдакин
Исполнитель
Алла Летяго
2395800
22.08.2019 07:49:05
Пользователь
НОВИЧОКСоюз производителей алкогольных напитков, рассмотрев внесенный проект Указа, сообщает свои замечания:
1. Правоотношения между участниками депозитной (залоговой) системы не подкреплены детальной экспертизой экономической эффективности проекта Указа. Представленное финансово-экономическое обоснование проекта Указа не содержит детальных расчетов, отсутствует их методология.
2. В обосновании к проекту Указа отсутствуют данные об объемах оборота на внутреннем рынке стеклянных бутылок различных форматов (емкостью 0,1 - 1л), стеклянных банок (емкостью 0,1 - 3л), полимерной тары (0,5л - 2 л), алюминиевых жестебанок (0,25л - 1л). Без указанной информации невозможно просчитать процент сбора бывшей в употреблении потребительской тары.
3. Предлагаемый депозит (залог) в размере 0,2 руб. за единицу потребительской упаковки приведет к значительному удорожанию продукции (более чем на 20 процентов), в особенности имеющей низкую отпускную цену (пивобезалкогольные напитки, вода питьевая и минеральная, соки, детское питание и т.д.), что повлечет рост инфляции в стране. В этой связи предлагаем дифференцировать стоимость залога тары в зависимости от типоразмера потребительской упаковки, а также вида выпускаемой пищевой продукции.
4. Не распространять действие проекта Указа на тару, предназначенную для экспорта готовой продукции, чтобы производителям не отвлекать оборотные средства для уплаты депозитного (залогового) сбора управляющей организации, возврат которых может занять продолжительное время.
5. Предусмотреть в проекте Указа норму, предусматривающую выделение льготных кредитов производителями пищевой продукции для уплаты сумм депозита (залога) управляющей организации для финансирования сбора бывшей в употреблении тары по причине сложного их финансового состояния.
6. В абзаце втором пункта 5.3. проекта Указа предписано определить организационно-правовую форму некоммерческой организации. Полагаем необходимым также закрепить в данном пункте положение об участниках управляющей организации, указав, что в ее состав должны войти непосредственно представители производителей и торговых организаций. Это позволит добиться необходимого уровня вовлечения в работу депозитной (залоговой) системы всех её участников, а также сделает работу управляющей организации максимально прозрачной. При этом подотчетность управляющей компании государству в части выполнения доводимых показателей работы сохранится.
7. В проекте Указа отсутствует детальная информация об инвестиционных расчетах и методе их подсчета, а также о коммуникационной стратегии работы с населением и других указанных выше аспектах, определяющих успешность и эффективность работы такого рода систем в мировой практике.
8. В проекте Указа нет четкого описания одного из важнейших этапов работы системы - куда и как будет направлена собранная у населения упаковка (тара). При этом данный этап является основным для управляющей организации.
9. В представленном проекте Указа практически не отражены права, обязанности инвестора, а также порядок его взаимодействия с остальными участниками системы, в том числе с управляющей организацией.
10. Данная депозитная (залоговая) система напрямую зависит от первоначальных платежей импортеров и производителей и в случае перебоев в оплате не сможет функционировать. При этом по имеющейся информации, большинство производителей, особенно в винодельческой отрасли, находятся в сложном финансовом положении. Однако, последствия неоплаты залога для работы системы в проекте Указа не просчитаны.
11. Предлагаем рассмотреть вопрос о привлечении денежных средств, получаемых от уплаты экологического сбора за ввоз предприятиями на территорию республики импортной тары для финансирования отдельных этапов внедрения депозитно-залоговой системы.
12. Для отработки на практике модели функционирования депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары считаем целесообразным предварительно провести эксперимент в отдельно взятом регионе республики (например, в г. Минске либо другой области республики) в течение 2-3-х лет и впоследствии положительный опыт распространить на остальные регионы республики.
13. Для целостного анализа работы депозитной (залоговой) системы необходимо внести на общественное обсуждение весь комплекс проектов нормативных правовых актов, включая проекты соответствующих постановлений, положений и инструкций.
На основании изложенного полагаем, что представленные к обсуждению документы не несут в себе полной ясности того, как функционирует депозитная (залоговая) система сбора потребительской тары, не определяют порядок взаимодействия всех участников процесса, а также не определяют механизм расчетов залоговой стоимости тары, порядок ее оплаты, дальнейшей утилизации и требуют серьезной доработки.
22.08.2019 08:02:46
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться