Глава 15
В гл. 15 проекта Кодекса упоминаются следующие виды градостроительных проектов:
1) схемы и планы (п. 2 ст. 68);
2) схемы, стратегии и проекты (п. 1 ст. 71)
3) планы (п. 74).
Предлагается унифицировать виды градостроительных проектов. В частности, отнесение к градостроительным проектам «стратегий» будет на практике вводить в заблуждение в части правовой природы разного рода «стратегий»: является ли они градостроительной документацией либо каким-то иными документами?
Предлагается из п. 1 ст. 71 «стратегии» исключить.
Глава 17
Включение в раздел VI «Градостроительная деятельность» проекта Кодекса главы 17 «Разрешительная документация на строительство» вызывает сомнение, т.к. деятельность по подготовке и выдаче разрешительной документации на строительство не является градостроительной деятельностью.
Статья69
Согласно абз. 6 п. 1 ст. 69 проекта Кодекса «Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта общего планирования являются… окончание срока действия градостроительного проекта общего планирования». При этом законодательством не определены сроки действия градостроительных проектов, а в п. 3 ст. 68 проекта Кодекса упоминаются «сроки реализации градостроительных проектов общего планирования…». Очевидно, что «срок действия» и «срок реализации» – далеко не одно и тоже. При разработке любых градостроительных проектов в них указывается расчетный срок реализации, а не срок их действия.
Так, «Генеральный план следует разрабатывать на расчетный срок реализации 10 лет…» (п. 4.4 ТКП 45-3.01-286-2014), технико-экономические показатели ПДП приводят «за период с конца первого этапа по конец принятого расчетного периода реализации проекта (или нарастающим итогом)» (п. 6.16.3 ТКП 45-3.01-284-2014).
При этом должен соблюдаться принцип непрерывности градостроительного планирования территорий: ранее утвержденный градостроительный проект действует до утверждения нового (внесения изменений).
Соответственно, предлагается в проекте Кодекса определить для всех уровней и видов градостроительных проектов:
1) в качестве основания для разработки или изменения градостроительного проекта – окончание его срока реализации (а не «срока действия»);
2) принцип непрерывности градостроительного планирования территорий: ранее утвержденный градостроительный проект действует до утверждения нового (внесения изменений).
Статья 72
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 72 проекта Кодекса «Основанием для разработки или изменения градостроительных проектов специального планирования может являться… окончание срока действия градостроительного проекта».
Замечания и предложения в отношении окончания срока действия, аналогичные вышеизложенным для ст. 69 проекта Кодекса.
Статья 75
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 75 проекта Кодекса «Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта детального планирования являются… окончание срока действия градостроительного проекта детального планирования».
Замечания и предложения в отношении окончания срока действия, аналогичные вышеизложенным для ст. 69 проекта Кодекса.
Статья 78
В п. 1 ст. 78 проекта Кодекса регулируются вопросы согласованности и соподчиненности градостроительных проектов: «При разработке градостроительных проектов должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте общего планирования вышестоящего уровня». При этом в п. 1 ст. 78 проекта Кодекса регулируются вопросы согласованности и соподчиненности градостроительных проектов:
1) только при их разработке;
2) не всех возможных видов и уровней, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 67 проекта Кодекса.
Однако, вопросы соподчиненности градостроительных проектов разных видов и уровней могут возникать не только при разработке градостроительных проектов, но и при их действии (реализации).
Например, на конкретную территорию утверждены: 1) Генеральный план
населенного пункта (градостроительный проект общего планирования) и 2)
градостроительный проект детального планирования. После внесения
изменений в Генеральный план населенного пункта ранее утвержденный ПДП стал полностью либо частично противоречить утвержденному Генеральному плану этого населенного пункта. Можно ли в этом случае считать требования, содержащиеся в ПДП, которые полностью либо частично противоречат проектным решениям Генерального плана, действующими?
Согласно п. 1 ст. 67 проекта Кодекса в Республике Беларусь устанавливаются три уровня градостроительного планирования территорий, в т.ч. «региональный – для территории области, района, группы районов». Согласно п. 2 ст. 68 проекта Кодекса градостроительными проектами общего планирования являются в т.ч. схемы комплексной территориальной организации (далее – СКТО) областей и иных административно-территориальных и территориальных единиц». Из чего следует, что СКТО области и СКТО районов данной области являются градостроительными проектами общего планирования одного уровня (регионального). Соответственно, при разработке СКТО района норма п. 1 ст. 78 проекта Кодекса в отношении требований, содержащихся в ранее утвержденной СКТО области, не применима.
Так же не применима норма п. 1 ст. 78 проекта Кодекса при разработке ПДП в отношении требований, содержащихся в ранее утвержденном Генеральном плане этого же населенного пункта, т.к. и ПДП и Генеральный план населенного пункта относятся к местному уровню градостроительного планирования (п. 1 ст. 67 проекта Кодекса).
Аналогичные вопросы по согласованности и соподчиненности с градостроительными проектами общего и детального планирования возникают при разработке и реализации градостроительных проектов специального планирования (ст. 71 проекта Кодекса).
Предлагается в ст. 78 проекта Кодекса урегулировать согласованность и соподчиненность градостроительных проектов всех возможных видов и уровней при их разработке и реализации («юридическая сила» градостроительных проектов разных видов и уровней).
Статья «Реализация градостроительных проектов»
Как указывалось выше, ГрК РФ содержит статью 26 «Реализация документов территориального планирования», Закон Украины об основах градостроительства содержит статью 18 «Реализация градостроительной документации».
Соответственно, с учетом международного опыта, предлагается дополнить главу 15 проекта Кодекса статьей «Реализация градостроительных проектов».
Статья 93
В абз. 5 ч. 2 ст. 34 проекта Кодекса указаны случаи, когда проводится общественное обсуждение «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства». В ч. 1 ст. 1 проекта Кодекса содержится следующие определение: «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз…, разрабатываемый на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации)».
В общем случае «До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию… объектов… разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование» (ч. 1 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса). При этом ч. 1 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса содержит исключения из общего правила, когда предпроектная (предынвестиционная) документация не разрабатывается («за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, а также объектов, перечисленных в части четвертой настоящего пункта») либо разрабатывается «в форме задания на проектирование», например, «для возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам» (ч. 3 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса).
В п. 4.7 ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (далее – ТКП 45-1.02-298-2014) указаны случаи, когда предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается в «в сокращенном объеме (в форме задания на проектирование)». При этом «архитектурно-планировочная концепция» входит в состав материалов «обоснования инвестиций в строительство объектов (обоснование инвестиций)» и не входит в состав «задания на проектирование» (п. 6.1.2, 6.7, приложения Е, Ж и К ТКП 45-1.02-298-2014).
Таким образом, в определенных случаях на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации) «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства» не разрабатывается. Таким образом, в данных случаях предмет общественного обсуждения отсутствует и проведение общественного обсуждения «архитектурно-планировочной концепции объекта строительства» в таких случаях не
представляется возможным. Соответственно, возможна застройка территории
объектами без проведения общественного обсуждения их «архитектурно-планировочных концепций», что будет нарушать права юридических и физических лиц, не осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, указанные в п.п. 2 и 3 ст. 11 проекта Кодекса.
Подобные «передовые методы» застройки территорий населенных пунктов («ноу-хау») будут создавать реальную угрозу возмущения общественности и возникновения социальной напряженности.
С целью недопущения подобных методов застройки территорий населенных пунктов предлагается дополнить ст. 93 проекта Кодекса нормой, обязывающей заказчика любого объекта строительства разрабатывать «архитектурно-планировочную концепцию объекта строительства», если требуется ее общественное обсуждение в случае, указанном в абз. 5 ч. 2 ст. 34 проекта Кодекса.
Статья 95
1. Проектная документация разрабатывается не «на основании утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов общего, специального и детального планирования с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов» (абз. 1 п. 3 ст. 95 проекта Кодекса), а на основании «задания на проектирование» (абз. 2 п. 1 ст. 95 проекта Кодекса) либо «заключенного между заказчиком проектной документации и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, обязательным приложением к которому является задание на проектирование» (абз. 3 п. 1 ст. 95 проекта Кодекса).
2. В абз. 2 п. 3 ст. 95 проекта Кодекса слова «градостроительных проектов общего, специального и детального планирования» предлагается заменить на «градостроительных проектов» как исчерпывающих термин для указанных трех видов градостроительных проектов.
3. Предлагается учесть замечания к абз. 3 п. 1 ст. 9 проекта Кодекса в части «утверждаемой части» утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов.
Соответственно, предлагается изложить п. 3 ст. 95 проекта Кодекса в следующей редакции:
«3. Проектная документация разрабатывается:
на основании заключенного между заказчиком проектной документации и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством) и(или) задания на проектирование;
в соответствии с проектными решениями утверждаемой части утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов…»
и далее по тексту.
Статья 103
В ч. 1 ст. 1 проекта Кодекса содержится определение следующего термина: «предмет государственной экспертизы – оценка соответствия объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Между тем, при проведении государственной экспертизы градостроительной документации она оценке соответствия, которая проводится на соответствие только требованиям, указанным в п. 6 ст. 103 проекта Кодекса, среди которых отсутствует «выполнение требований градостроительного проекта общего планирования вышестоящего уровня» и др.
Предлагается дополнить п. 6 ст. 103 проекта Кодекса требованиям, на которые проводится оценка градостроительной документации с учетом предмета государственной экспертизы.
Статья 107
1. Замечания и предложения по п. 9 ст. 107 проекта Кодекса, аналогичные вышеизложенным.
2. Согласно абз. 19 ст. 21 проекта Кодекса к основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся «контроль за разработкой и реализацией градостроительных проектов, проектной документации». Однако, проект Кодекса (в т.ч. ст. 148) не содержит норм, регламентирующих данный вид контроля, не определены и органы, полномочные его осуществлять. Соответственно, предлагается наделить органы государственной экспертизы полномочиями давать оценку соответствия представленной для проведения государственной экспертизы проектной документации требованиям утверждаемых частей утвержденной градостроительной документации на территорию, включающую земельный участок для строительства объекта (например, законность размещения объекта строительства в границах «красных линий», в
ландшафтно-рекреационных зонах и др.).
В гл. 15 проекта Кодекса упоминаются следующие виды градостроительных проектов:
1) схемы и планы (п. 2 ст. 68);
2) схемы, стратегии и проекты (п. 1 ст. 71)
3) планы (п. 74).
Предлагается унифицировать виды градостроительных проектов. В частности, отнесение к градостроительным проектам «стратегий» будет на практике вводить в заблуждение в части правовой природы разного рода «стратегий»: является ли они градостроительной документацией либо каким-то иными документами?
Предлагается из п. 1 ст. 71 «стратегии» исключить.
Глава 17
Включение в раздел VI «Градостроительная деятельность» проекта Кодекса главы 17 «Разрешительная документация на строительство» вызывает сомнение, т.к. деятельность по подготовке и выдаче разрешительной документации на строительство не является градостроительной деятельностью.
Статья69
Согласно абз. 6 п. 1 ст. 69 проекта Кодекса «Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта общего планирования являются… окончание срока действия градостроительного проекта общего планирования». При этом законодательством не определены сроки действия градостроительных проектов, а в п. 3 ст. 68 проекта Кодекса упоминаются «сроки реализации градостроительных проектов общего планирования…». Очевидно, что «срок действия» и «срок реализации» – далеко не одно и тоже. При разработке любых градостроительных проектов в них указывается расчетный срок реализации, а не срок их действия.
Так, «Генеральный план следует разрабатывать на расчетный срок реализации 10 лет…» (п. 4.4 ТКП 45-3.01-286-2014), технико-экономические показатели ПДП приводят «за период с конца первого этапа по конец принятого расчетного периода реализации проекта (или нарастающим итогом)» (п. 6.16.3 ТКП 45-3.01-284-2014).
При этом должен соблюдаться принцип непрерывности градостроительного планирования территорий: ранее утвержденный градостроительный проект действует до утверждения нового (внесения изменений).
Соответственно, предлагается в проекте Кодекса определить для всех уровней и видов градостроительных проектов:
1) в качестве основания для разработки или изменения градостроительного проекта – окончание его срока реализации (а не «срока действия»);
2) принцип непрерывности градостроительного планирования территорий: ранее утвержденный градостроительный проект действует до утверждения нового (внесения изменений).
Статья 72
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 72 проекта Кодекса «Основанием для разработки или изменения градостроительных проектов специального планирования может являться… окончание срока действия градостроительного проекта».
Замечания и предложения в отношении окончания срока действия, аналогичные вышеизложенным для ст. 69 проекта Кодекса.
Статья 75
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 75 проекта Кодекса «Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта детального планирования являются… окончание срока действия градостроительного проекта детального планирования».
Замечания и предложения в отношении окончания срока действия, аналогичные вышеизложенным для ст. 69 проекта Кодекса.
Статья 78
В п. 1 ст. 78 проекта Кодекса регулируются вопросы согласованности и соподчиненности градостроительных проектов: «При разработке градостроительных проектов должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте общего планирования вышестоящего уровня». При этом в п. 1 ст. 78 проекта Кодекса регулируются вопросы согласованности и соподчиненности градостроительных проектов:
1) только при их разработке;
2) не всех возможных видов и уровней, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 67 проекта Кодекса.
Однако, вопросы соподчиненности градостроительных проектов разных видов и уровней могут возникать не только при разработке градостроительных проектов, но и при их действии (реализации).
Например, на конкретную территорию утверждены: 1) Генеральный план
населенного пункта (градостроительный проект общего планирования) и 2)
градостроительный проект детального планирования. После внесения
изменений в Генеральный план населенного пункта ранее утвержденный ПДП стал полностью либо частично противоречить утвержденному Генеральному плану этого населенного пункта. Можно ли в этом случае считать требования, содержащиеся в ПДП, которые полностью либо частично противоречат проектным решениям Генерального плана, действующими?
Согласно п. 1 ст. 67 проекта Кодекса в Республике Беларусь устанавливаются три уровня градостроительного планирования территорий, в т.ч. «региональный – для территории области, района, группы районов». Согласно п. 2 ст. 68 проекта Кодекса градостроительными проектами общего планирования являются в т.ч. схемы комплексной территориальной организации (далее – СКТО) областей и иных административно-территориальных и территориальных единиц». Из чего следует, что СКТО области и СКТО районов данной области являются градостроительными проектами общего планирования одного уровня (регионального). Соответственно, при разработке СКТО района норма п. 1 ст. 78 проекта Кодекса в отношении требований, содержащихся в ранее утвержденной СКТО области, не применима.
Так же не применима норма п. 1 ст. 78 проекта Кодекса при разработке ПДП в отношении требований, содержащихся в ранее утвержденном Генеральном плане этого же населенного пункта, т.к. и ПДП и Генеральный план населенного пункта относятся к местному уровню градостроительного планирования (п. 1 ст. 67 проекта Кодекса).
Аналогичные вопросы по согласованности и соподчиненности с градостроительными проектами общего и детального планирования возникают при разработке и реализации градостроительных проектов специального планирования (ст. 71 проекта Кодекса).
Предлагается в ст. 78 проекта Кодекса урегулировать согласованность и соподчиненность градостроительных проектов всех возможных видов и уровней при их разработке и реализации («юридическая сила» градостроительных проектов разных видов и уровней).
Статья «Реализация градостроительных проектов»
Как указывалось выше, ГрК РФ содержит статью 26 «Реализация документов территориального планирования», Закон Украины об основах градостроительства содержит статью 18 «Реализация градостроительной документации».
Соответственно, с учетом международного опыта, предлагается дополнить главу 15 проекта Кодекса статьей «Реализация градостроительных проектов».
Статья 93
В абз. 5 ч. 2 ст. 34 проекта Кодекса указаны случаи, когда проводится общественное обсуждение «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства». В ч. 1 ст. 1 проекта Кодекса содержится следующие определение: «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз…, разрабатываемый на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации)».
В общем случае «До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию… объектов… разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование» (ч. 1 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса). При этом ч. 1 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса содержит исключения из общего правила, когда предпроектная (предынвестиционная) документация не разрабатывается («за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, а также объектов, перечисленных в части четвертой настоящего пункта») либо разрабатывается «в форме задания на проектирование», например, «для возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам» (ч. 3 п. 1 ст. 93 проекта Кодекса).
В п. 4.7 ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (далее – ТКП 45-1.02-298-2014) указаны случаи, когда предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается в «в сокращенном объеме (в форме задания на проектирование)». При этом «архитектурно-планировочная концепция» входит в состав материалов «обоснования инвестиций в строительство объектов (обоснование инвестиций)» и не входит в состав «задания на проектирование» (п. 6.1.2, 6.7, приложения Е, Ж и К ТКП 45-1.02-298-2014).
Таким образом, в определенных случаях на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации) «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства» не разрабатывается. Таким образом, в данных случаях предмет общественного обсуждения отсутствует и проведение общественного обсуждения «архитектурно-планировочной концепции объекта строительства» в таких случаях не
представляется возможным. Соответственно, возможна застройка территории
объектами без проведения общественного обсуждения их «архитектурно-планировочных концепций», что будет нарушать права юридических и физических лиц, не осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, указанные в п.п. 2 и 3 ст. 11 проекта Кодекса.
Подобные «передовые методы» застройки территорий населенных пунктов («ноу-хау») будут создавать реальную угрозу возмущения общественности и возникновения социальной напряженности.
С целью недопущения подобных методов застройки территорий населенных пунктов предлагается дополнить ст. 93 проекта Кодекса нормой, обязывающей заказчика любого объекта строительства разрабатывать «архитектурно-планировочную концепцию объекта строительства», если требуется ее общественное обсуждение в случае, указанном в абз. 5 ч. 2 ст. 34 проекта Кодекса.
Статья 95
1. Проектная документация разрабатывается не «на основании утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов общего, специального и детального планирования с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов» (абз. 1 п. 3 ст. 95 проекта Кодекса), а на основании «задания на проектирование» (абз. 2 п. 1 ст. 95 проекта Кодекса) либо «заключенного между заказчиком проектной документации и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством) в соответствии с Правилами, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, обязательным приложением к которому является задание на проектирование» (абз. 3 п. 1 ст. 95 проекта Кодекса).
2. В абз. 2 п. 3 ст. 95 проекта Кодекса слова «градостроительных проектов общего, специального и детального планирования» предлагается заменить на «градостроительных проектов» как исчерпывающих термин для указанных трех видов градостроительных проектов.
3. Предлагается учесть замечания к абз. 3 п. 1 ст. 9 проекта Кодекса в части «утверждаемой части» утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов.
Соответственно, предлагается изложить п. 3 ст. 95 проекта Кодекса в следующей редакции:
«3. Проектная документация разрабатывается:
на основании заключенного между заказчиком проектной документации и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством) и(или) задания на проектирование;
в соответствии с проектными решениями утверждаемой части утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов…»
и далее по тексту.
Статья 103
В ч. 1 ст. 1 проекта Кодекса содержится определение следующего термина: «предмет государственной экспертизы – оценка соответствия объекта государственной экспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Между тем, при проведении государственной экспертизы градостроительной документации она оценке соответствия, которая проводится на соответствие только требованиям, указанным в п. 6 ст. 103 проекта Кодекса, среди которых отсутствует «выполнение требований градостроительного проекта общего планирования вышестоящего уровня» и др.
Предлагается дополнить п. 6 ст. 103 проекта Кодекса требованиям, на которые проводится оценка градостроительной документации с учетом предмета государственной экспертизы.
Статья 107
1. Замечания и предложения по п. 9 ст. 107 проекта Кодекса, аналогичные вышеизложенным.
2. Согласно абз. 19 ст. 21 проекта Кодекса к основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся «контроль за разработкой и реализацией градостроительных проектов, проектной документации». Однако, проект Кодекса (в т.ч. ст. 148) не содержит норм, регламентирующих данный вид контроля, не определены и органы, полномочные его осуществлять. Соответственно, предлагается наделить органы государственной экспертизы полномочиями давать оценку соответствия представленной для проведения государственной экспертизы проектной документации требованиям утверждаемых частей утвержденной градостроительной документации на территорию, включающую земельный участок для строительства объекта (например, законность размещения объекта строительства в границах «красных линий», в
ландшафтно-рекреационных зонах и др.).
Правовой форум