[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции»
Рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» (далее – Проект), отмечаем следующее.
Для принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами: Вопрос 1. Что такое причинение вреда.
Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательства используется следующее понятие: «Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.». Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.». Относительно рассматриваемого вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон): «Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.». Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.». «Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.». Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.». «Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.». Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды: «Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.». На основании изложенного можно сделать следующие выводы: - причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства; - причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; - государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды.
Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.
Согласно статье 101 Закона: «Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.». Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой: «До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательством, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».
Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательством признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда. Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.
В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается: «3. Делегировать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы: Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственной комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательством. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь: Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Образование чрезвычайных судов запрещается. Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированное положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственной комиссии.
Более того, финансово-экономическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканского и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным http://www.minpriroda.gov.by/ru/news-ru/view/itogi-raboty-prirodooxrannogo-vedomstva-za-1-polugodie-rassmotreny-na-zasedanii-kollegii-2888/ в 1 полугодии 2019 г. органами Минприроды к административной ответственности привлечено 527 виновных лиц на общую сумму 133 609,75 рублей, выявлено 9 фактов причинения вреда окружающей среде на сумму 25 580,32 рублей. В случае работы Межведомственной комиссии данные суммы могут быть необосновано исключены их республиканского и местных бюджетов. Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства. Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности. Учитывая, что основными нарушителями природоохранного законодательства, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:
1). Проект противоречит требованиям действующего законодательства, установленному единому порядку подсудности дел.
2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.
3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканского и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.
4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.
5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранного законодательства, создаст условия для коррупционных проявлений.
от имени АПБ и других общественных экологических организаций
24.03.2020 18:14:05
Юрий
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.2
0
Модератор новостей, Добрый день. Считаю проект этого указа обсурдным. Здесь приследуется прямая жажда наживы сейчас жертвуя будущем страны. Также он создает благоприятную почву для развития коррупции в отрасли.
27.03.2020 08:58:56
Илья Лобачевский
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.2
0
Данный закон по сути своей разрешит свободно ухудшать экологию и не нести за этого должного наказания. Экономическая выгода отдельных субъектов хозяйствования не должна быть выше национальных интересов страны
27.03.2020 09:00:06
Юрий
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.2
0
Цитата
Александр Винчевский:
Рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» (далее – Проект), отмечаем следующее.
Для принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами: Вопрос 1. Что такое причинение вреда.
Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательства используется следующее понятие: «Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.». Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.». Относительно рассматриваемого вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон): «Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.». Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.». «Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.». Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.». «Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.». Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды: «Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.». На основании изложенного можно сделать следующие выводы: - причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства; - причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; - государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды.
Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.
Согласно статье 101 Закона: «Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.». Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой: «До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательством, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».
Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательством признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда. Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.
В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается: «3. Делегировать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы: Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственной комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательством. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь: Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Образование чрезвычайных судов запрещается. Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированное положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственной комиссии.
Более того, финансово-экономическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканского и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным http://www.minpriroda.gov.by/ru/news-...egii-2888/ в 1 полугодии 2019 г. органами Минприроды к административной ответственности привлечено 527 виновных лиц на общую сумму 133 609,75 рублей, выявлено 9 фактов причинения вреда окружающей среде на сумму 25 580,32 рублей. В случае работы Межведомственной комиссии данные суммы могут быть необосновано исключены их республиканского и местных бюджетов. Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства. Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности. Учитывая, что основными нарушителями природоохранного законодательства, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:
1). Проект противоречит требованиям действующего законодательства, установленному единому порядку подсудности дел.
2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.
3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканского и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.
4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.
5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранного законодательства, создаст условия для коррупционных проявлений.
от имени АПБ и других общественных экологических организаций
Полность с Вами согласен.
27.03.2020 09:03:44
Алексей
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Считаю данный проект указа потворствующим коррупционной составляющей. Он не должен и не может быть принят следуя здравому смыслу. По субъективному мнению данный проект создан для продвижения и поддержки недобросовестных предпринимателей. В перспективе может повлечь последствия на здоровье населения.
27.03.2020 09:23:31
андрей
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Считаю этот вредным и требую привлечь к уголовной ответственности инициаторов данного предложения. При нанесении ущерба окружающей среды предлагаю увеличить наказание в размере от 1000 базовых величин вне зависимости от формы собственности.
27.03.2020 10:02:16
Аляксей Дужы
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Таго, хто стварыў гэты праект прыцягнуць да адказнасці за плануемы замах на навакольнае асяроддзе! У якой краіне Еўропы такое магчыма? Наадварот, зараз на першае месца выходзіць ахова прыроды!!! Гэта наш агульны дом! Як можна ў ім гадзіць і за гэта не несці адказнасць. Дакумент падвяргае навакольнае асяроддзе сапраўднай рызыцы ад кампаній, якія жывуць па прынцыпу "пасля нас хоць патоп"
27.03.2020 11:39:17
Владимир Минлевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Модератор новостей, считаю воплощение в жизнь этого указа неприемлемым. Он создает поле для коррупции и безконтрольному подрыву экологии страны.
27.03.2020 11:45:15
Иван Михальчук
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Данный указ нацелен на безнаказанное уничтожения природы и всей экологии в принципе! Главная суть указов и законов в том, что каждый человек, кем бы он ни был, должен отвечать за свои поступки, а если данный указ дает поблажку каким либо людям, то он полностью уничтожает доктрину равенства перед законом! Каждый человек должен понимать, что нанеся вред экологии(которая является достоянием всех людей) должен поплатится за это! Неотвратимость наказания - лучшая профилактика преступления!
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции»
Общественное обсуждение
24Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 18 по 28 марта 2020 г.
16.03.2020 13:33:55
Пользователь
НОВИЧОКДля принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами:
Вопрос 1. Что такое причинение вреда.
Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательства используется следующее понятие:
«Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.».
Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.».
Относительно рассматриваемого вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон):
«Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.».
Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.».
«Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.».
Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь:
«Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.».
«Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.».
Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды:
«Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.».
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства;
- причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды.
Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.
Согласно статье 101 Закона:
«Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.».
Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой:
«До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательством, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».
Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательством признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда.
Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.
В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается:
«3. Делегировать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:
Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственной комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательством. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь:
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированное положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственной комиссии.
Более того, финансово-экономическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканского и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным
Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства.
Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности.
Учитывая, что основными нарушителями природоохранного законодательства, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:
1). Проект противоречит требованиям действующего законодательства, установленному единому порядку подсудности дел.
2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.
3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканского и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.
4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.
5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранного законодательства, создаст условия для коррупционных проявлений.
от имени АПБ и других общественных экологических организаций
24.03.2020 18:14:05
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 08:58:56
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 09:00:06
Пользователь
НОВИЧОКРассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» (далее – Проект), отмечаем следующее.
Для принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами:
Вопрос 1. Что такое причинение вреда.
Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательства используется следующее понятие:
«Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.».
Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.».
Относительно рассматриваемого вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон):
«Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.».
Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.».
«Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.».
Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь:
«Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.».
«Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.».
Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды:
«Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.».
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства;
- причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды.
Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.
Согласно статье 101 Закона:
«Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.».
Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой:
«До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательством, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».
Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательством признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда.
Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.
В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается:
«3. Делегировать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:
Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственной комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательством. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь:
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированное положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственной комиссии.
Более того, финансово-экономическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканского и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным
Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства.
Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности.
Учитывая, что основными нарушителями природоохранного законодательства, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:
1). Проект противоречит требованиям действующего законодательства, установленному единому порядку подсудности дел.
2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.
3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканского и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.
4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.
5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранного законодательства, создаст условия для коррупционных проявлений.
от имени АПБ и других общественных экологических организаций
27.03.2020 09:03:44
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 09:23:31
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 10:02:16
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 11:39:17
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 11:45:15
Пользователь
НОВИЧОК27.03.2020 12:32:33
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться