[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (вопросы торговли и общественного питания)
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2006 г. № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2008 г. № 851 «О материальном обеспечении и организации питания учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 440 «Об обеспечении проведения закупочных и товарных интервенций»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 «О создании и функционировании рынков»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 «О выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2020 г. № 475 «Об обороте пиротехнических изделий».
В соответствии с п. 1.5 Проекта предлагается дополнить Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли обязанностью продавца доводить до сведения потребителя информацию о номерах контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. При этом, указанная информация должна быть размещена на главной странице интернет-магазина. На наш взгляд указанное требование о размещении информации о лице, уполномоченном продавцом рассматривать обращения покупателей является ничем иным, как попыткой в принудительном порядке обязать продавцов рассматривать поступающие электронные обращения покупателей о нарушении их законных прав. В свою очередь, порядок рассмотрения электронных обращений установлен ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 №300-3 (далее – Закон). В соответствии с п. 1 ст. 25 настоящего Закона обязанность по рассмотрению электронных обращений установлена только для государственных органов и иных государственных организаций. Электронные обращения, поступившие в организации, не указанные в ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации. Учитывая тот факт, что Закон Республики Беларусь обладает большей юридической силой по отношению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь – включение подобного требования считаем не соответствующим законодательству. Также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. При размещении информации об уполномоченном лице на рассмотрение обращений покупателей о нарушении их прав на главной странице интернет-магазина – это никоим образом не поспособствует ускорению процесса по рассмотрению таких обращений, т.к. все те вопросы, которые могли быть решены покупателем путем обращения в колл-центр интернет-магазина, будут автоматически направляться на электронную почту уполномоченного лица, что приведет к необходимости рассматривать каждое такое обращение независимо от того, касается оно нарушений прав потребителя или нет. Таким образом работа сотрудников колл-центра перейдет к юридическому отделу продавца, где штат сотрудников значительно меньше. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона обращения должны быть рассмотрены в срок не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца. Фактически, каждое такое поступившее обращение будет рассматриваться не позднее одного месяца, что явно не соответствует той цели, ради которой данное требование предлагается установить. Также в п. 1.5 Проекта предлагается обязать продавца доводить до сведения потребителя при передаче товара информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь Проектом не предусмотрено в каком объеме данная информация должна быть предоставлена, в каком виде, каким образом продавец должен будет подтверждать в случае спора, что указанная информация действительно была предоставлена покупателю. На наш взгляд предоставление указанной информации не имеет никакого практического смысла по следующим причинам: 1. если объем предоставляемой информации будет значительным, а именно так и будет ввиду того, что законодательство о защите прав потребителей включает в себя Закон, правила продажи и др. НПА – при передаче товара покупатель никогда не будет читать эту информацию; 2. предоставление указанной информации не гарантирует покупателю наличие дополнительной правовой защиты его законных прав и интересов; 3. тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, официально публикуются и размещены в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь www.parvo.by; 4. обязанность по разъяснению законодательства и консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей. П. 1.5 Проектом также предлагается обязать продавца размещать на главной странице интернет-магазина номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. На наш взгляд данное требование также поспособствует увеличению количества необоснованных обращений покупателей к работникам местных исполнительных и распорядительных органов, которые не могут владеть достаточной информацией для своевременного рассмотрения вопроса покупателя, в то время как сотрудники колл-центра интернет-магазина располагают всей нужной информацией и готовы оперативно решить вопрос покупателя или зафиксировать обращение и передать на рассмотрение уполномоченных работников продавца. С учетом вышеизложенного категорически не несогласны с предлагаемыми Проектом изменениями в части а) размещения информации о номерах контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей; б) доведения до сведения потребителя при передаче товара информации о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Размещение на главной странице интернет-магазина информации о номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, считаем нецелесообразным
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (вопросы торговли и общественного питания)
Общественное обсуждение
1Прилагаемая информация:
Документы, в которые вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2006 г. № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками, определении торговых объектов, объектов общественного питания, в которых допускается употребление пива и слабоалкогольных напитков, и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744 «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2008 г. № 851 «О материальном обеспечении и организации питания учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 440 «Об обеспечении проведения закупочных и товарных интервенций»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 «О создании и функционировании рынков»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 «О выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2020 г. № 475 «Об обороте пиротехнических изделий».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 15 по 25 апреля 2021 г.
14.04.2021 09:07:32
Пользователь
НОВИЧОКПри этом, указанная информация должна быть размещена на главной странице интернет-магазина.
На наш взгляд указанное требование о размещении информации о лице, уполномоченном продавцом рассматривать обращения покупателей является ничем иным, как попыткой в принудительном порядке обязать продавцов рассматривать поступающие электронные обращения покупателей о нарушении их законных прав.
В свою очередь, порядок рассмотрения электронных обращений установлен ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 №300-3 (далее – Закон). В соответствии с п. 1 ст. 25 настоящего Закона обязанность по рассмотрению электронных обращений установлена только для государственных органов и иных государственных организаций. Электронные обращения, поступившие в организации, не указанные в ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации.
Учитывая тот факт, что Закон Республики Беларусь обладает большей юридической силой по отношению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь – включение подобного требования считаем не соответствующим законодательству.
Также необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. При размещении информации об уполномоченном лице на рассмотрение обращений покупателей о нарушении их прав на главной странице интернет-магазина – это никоим образом не поспособствует ускорению процесса по рассмотрению таких обращений, т.к. все те вопросы, которые могли быть решены покупателем путем обращения в колл-центр интернет-магазина, будут автоматически направляться на электронную почту уполномоченного лица, что приведет к необходимости рассматривать каждое такое обращение независимо от того, касается оно нарушений прав потребителя или нет. Таким образом работа сотрудников колл-центра перейдет к юридическому отделу продавца, где штат сотрудников значительно меньше.
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона обращения должны быть рассмотрены в срок не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца. Фактически, каждое такое поступившее обращение будет рассматриваться не позднее одного месяца, что явно не соответствует той цели, ради которой данное требование предлагается установить.
Также в п. 1.5 Проекта предлагается обязать продавца доводить до сведения потребителя при передаче товара информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В свою очередь Проектом не предусмотрено в каком объеме данная информация должна быть предоставлена, в каком виде, каким образом продавец должен будет подтверждать в случае спора, что указанная информация действительно была предоставлена покупателю.
На наш взгляд предоставление указанной информации не имеет никакого практического смысла по следующим причинам:
1. если объем предоставляемой информации будет значительным, а именно так и будет ввиду того, что законодательство о защите прав потребителей включает в себя Закон, правила продажи и др. НПА – при передаче товара покупатель никогда не будет читать эту информацию;
2. предоставление указанной информации не гарантирует покупателю наличие дополнительной правовой защиты его законных прав и интересов;
3. тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, официально публикуются и размещены в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь
4. обязанность по разъяснению законодательства и консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей.
П. 1.5 Проектом также предлагается обязать продавца размещать на главной странице интернет-магазина номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. На наш взгляд данное требование также поспособствует увеличению количества необоснованных обращений покупателей к работникам местных исполнительных и распорядительных органов, которые не могут владеть достаточной информацией для своевременного рассмотрения вопроса покупателя, в то время как сотрудники колл-центра интернет-магазина располагают всей нужной информацией и готовы оперативно решить вопрос покупателя или зафиксировать обращение и передать на рассмотрение уполномоченных работников продавца.
С учетом вышеизложенного категорически не несогласны с предлагаемыми Проектом изменениями в части а) размещения информации о номерах контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей; б) доведения до сведения потребителя при передаче товара информации о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Размещение на главной странице интернет-магазина информации о номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, считаем нецелесообразным
23.04.2021 15:58:25
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться