[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
пункт 24. Для подтверждения квалификационной категории работнику требуется прохождение профессиональной подготовки в объеме не менее 160 часов (для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием – не менее 120 часов).
Достаточно ли ресурсов у ОЗ и УЗ, предоставляющих услуги по повышению квалификации, чтобы предоставить необходимое количество мест/часов для работников со средним специальным образованием и высшим, для того чтобы можно было подтвердить категорию.
Мнение: при отсутствии ресурсов ( на сегодняшний день это происходит) снизить объемы до 100-120 часов и 40-80 часов.
18.05.2021 10:18:09
Доктор
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Добрый день, коллеги. 1. Важно включить пункт о возможности сохранения категории без повторной аттестации у медработников, имеющих учёные степени д.м.н. и к.и.н., а также учёные звания доцента и профессора и оказывающих медпомощь в УЗ, включая консультативную. 2. Организовывать переаттестацию после курсов ФПК по специальности.
18.05.2021 10:22:20
Александр
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
10
В случае если государственные организации будут осуществлять процедуру аттестации своих работников, достаточно ли будет ресурсов у аттестационной комиссии для негосударственных организаций для осуществления процедуры по подтверждению квалификационной категории ( экспертная оценка отчета, проведение экзамена) у работников негосударственных организаций?
Приблизительный пример в сфере фармацевтической деятельности (т.к. точной статистики нет и фарм. специалисты осуществляют свою деятельность не только в аптеках)
В РБ около 4000 аптек. 50 % негосударственных организаций. В среднем это 2000 аптек * 2 специалиста = 4000 фарм.специалистов в аптеках негосударственных организаций. На основании Проекта каждому работнику нужно в течении 5 лет или получить вторую категорию или подтвердить имеющуюся. 4000 работников / 5 лет / 12 месяцев = 66 работников негосударственных организаций, осущ. фарм.деятельность, должна принять аттестационная комиссия в месяц.
18.05.2021 10:32:46
Роберт Аркадьевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
В настоящее время, требования к наличию квалификационных категорий у фармацевтических работников не распространяются на соискателей лицензий при получении лицензии на осуществление лицензируемой деятельности в населенных пунктах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения. Данную норму необходимо учесть, так как значительная часть молодых специалистов (и не только) претендуют в связи с кадровым дефицитом в зонах радиоактивного загрязнения на занятие должности руководителя аптеки первой и второй категории. В случаи обязательной аттестации на присвоение второй квалификационной категории, в какой срок необходимо пройти аттестацию для таких работников? Если работник не желает проходить аттестацию на присвоение второй категории, то он допускается к работе?
18.05.2021 16:46:54
Ekaterina Alecsandrovna
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Откровенно говоря, мы постоянно совершенствуемся, обучаемся, развиваемся, но постоянно чему-то не соответствуем. Зачем эти глупые вопросы о профессиональной деятельности? Никто не видит цифры? Экзамен принимают непосредственные руководители. Постоянные отчеты о каждой проделанной мелочи. Зубрежка НПА (главное знать номер и дату, а содержание не столь важно)? Зачем? Да мы вообще не защищены ни с какой стороны. Клиенты пишут жалобы по поводу и без, все эти надзоры с другой стороны стоят над душой. А эти сказки как все оснащено по последнему слову.... И курсы, на которых одно и тоже, можно конспект старый возить с собой. Думаю, что необходимо задуматься над чем-то более полезным для мед работников. Да, обучение очень важно для нас и совершенствование, но не в таком виде как сейчас. От того, что увеличится число часов за партой и число отчётов за период и повышение квалификации станет аттестацией ничего не изменится. Предвижу много изменений и дополнений в постановление, если оно выйдет в таком виде...
18.05.2021 19:38:32
Виктория
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Здравствуйте. Интересует вопрос о педагогических работниках государственных медицинских колледжей, которые обеспечивают получение среднего специального медицинского, фармацевтического образования, переподготовку и повышение квалификации медицинских, фармацевтических работников. Многие преподаватели - это лица с высшим медицинским и фармацевтическим образованием с наличием категории, которые в настоящее время преподают. Попадают ли они под п.5, абзац 4, т.е. подлежат ли они аттестации? И кто в данном случае будет инициатором аттестации - педагогический работник/работник здравоохранения или наниматель (УО)? Никто не хочет терять свои категории. Раньше для этого достаточно было прохождения курсов повышения квалификации, чтобы сохранить категорию, но работать преподавателем. При этом, не работая по специальности более 4 лет, нужно было подтверждать свою аттестацию. А теперь работа преподавателем в медколледже будет относится к фразе "имеет перерыв в работе на должностях медицинских, фармацевтических работников более 3 лет"? В п.25 оговорено, что "в стаж работы по специальности для присвоения квалификационной категории засчитываются периоды работы по соответствующей должности служащего, в том числе на УСЛОВИЯХ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА, подтверждённые документально..." При этом в стаж работы по специальности для присвоения квалификационной категории период работы преподавателем в колледже не входит, в отличие от преподавателей медуниверситетов (т.к. они осуществляют научную деятельность). Ранее оговаривалось, что на условиях совместительства - это не менее 0,5 ставки. А что подразумевается в новом документе? Некоторые преподаватели не оставили практическое здравоохранение, работают по специальности на условиях внешнего совместительства. В каком объеме должно осуществляться совместительство, чтобы засчитывался стаж работы для присвоения квалификационной категории или для ее подтверждения? Или для подтверждения достаточно будет 0,25 ставки? Кто будет инициатором аттестации? Сам работник будет заключать договор на оплату аттестации? Ведь организации не заинтересованы это делать для внешних совместителей. Или получится так, что все преподаватели, которые только преподают в медколледже, без дополнительной занятости, будут лишены своих медицинских и фармацевтических категорий?
18.05.2021 19:43:07
Любовь
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Модератор новостей, Абсолютно против регулярной аттестации. Согласна с вышеизложенными мнениями: это приведет только к бОльшему оттоку медработников; абсолютно не мотивирует на повышение квалификации; занимает ЛИЧНОЕ время медработника, которого и так не хватает на семью, отдых и здоровье, потому что, будем откровенными на 1 ставку мало кто работает. Как правило, это 1,5-2 ставки, потому что не хватает работников+отпуска+больничные. Считаю этот проект бумагомарательством. В медицине полно нерешенных проблем, пусть минздрав займется ими. Зачем усложнять и так тяжелый труд, повышать нервное напряжение?
18.05.2021 20:12:15
Марина Парфёнова
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Цитата
Александр Дечко:
1. Общие положения, пункт 3. Анализ деловых и личностных качеств. Аттестация не может проводить анализ деловых качеств т.к. нет критериев такой оценки. Деловые качества можно оценить по результатам труда при наличии адекватных задаче возможностей. Анализ личностных качеств вообще не возможен в процессе аттестации. Их можно оценивать только исходя из характеристики с места работы. Процесс написания характеристик нам всем известен. Поэтому моё мнение, что наличие этого пункта даёт возможность не подтверждать квалификацию по критериям, которые невозможно проверить объёктивно.
2. После утверждения документа начать работу с создания адекватной базы вопросов. Те вопросы, по которым сдают квалификационный экзамен сегодня, содержит огромное количество балластной информации и ошибок. Для того, чтобы аттестация не стала очередной формальностью, нужно разработать вопросы, которые имеют отношение к реальной работе специалиста. Сегодня сдача на категорию проходит через автоматическое заучивание нормативных документов и ненужных вопросов.
3. Исключить из аттестации вопросы на механическое заучивание нормативно – правовых актов. Законы меняются каждый день. Знание номера и названия приказа не даёт гарантии его успешного применения.
4. Не удалось найти вопрос аттестации самих членов аттестационной комиссии. Хотелось бы начать с этого.
5. Аттестацию главных врачей/директоров РНПЦ и т.д. проводить как специалистов высшей категории – на основании реальных результатов работы.
6. На время переходного периода к новому механизму присвоения категорий не проводить аттестацию специалистов с первой и высшей категорией, которые проработали в системе Здравоохранения более 25 лет. Они и так попали под все эксперименты и во время учёбы, и за период работы.
полностью Вас поддерживаю
18.05.2021 20:22:28
Надежда Филипович
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Предложения по проекту постановления «Об утверждении инструкции о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
1. Проект положения о профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения предусматривает дополнительно к процедуре присвоения квалификационных категорий процедуру их подтверждения. В настоящее время служащие системы здравоохранения проходят 2 вида аттестации: квалификационный экзамен на присвоение квалификационной категории и аттестацию на соответствие занимаемой должности, которая проводится 1 раз в 3 года. Процедура подтверждения имеющейся квалификационной категории в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, аттестация на присвоение (подтверждение) квалификационной категории направлена на достижение аналогичных целей, как и аттестация на соответствие занимаемой должности. Дополнительное прохождение подтверждения квалификационной категории увеличит количество экзаменов, которые придется сдавать работнику. Предлагаем 2 варианта: оставить существующую систему присвоения квалификационных категорий и проведения аттестации на соответствие занимаемой должности (предпочтительный вариант) либо профессиональную аттестацию медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, предусмотренную проектом постановления, признать одновременно аттестацией на соответствие занимаемой должности. Но в случае принятия решения в пользу такой системы аттестаций может возникнуть коллизия со сроками прохождения аттестации, предусмотренными другими актами законодательства (Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 №784 и п.2 части второй ст.2612 Трудового кодекса Республики Беларусь). 2. В п.6 предусмотрено, что присвоение квалификационной категории, а также подтверждение действующей квалификационной категории проводится по инициативе работника. Инициатива – это принятие человеком самостоятельного решения, т.е. он сам должен определить необходимость совершения того или иного действия, здесь, в частности, о необходимости сдачи и подтверждения категории. Данная норма противоречит п.22, в соответствии с которой аттестация на присвоение второй квалификационной категории и на подтверждение квалификационной категории является обязательной. В постановлении нет решения по тем работникам, которые не захотят проявлять инициативу на сдачу и подтверждение категории. 3. В п.8 нет четкого определения, в какие сроки должны будут пройти аттестацию работники, имеющие квалификационные категории до вступления в силу постановления, для того, чтобы не лишиться ее. 4. В соответствии с п.11 неясно, могут ли на предприятиях «Фармация» создаваться аттестационные комиссии. Нет перечня полномочий. Поэтому невозможно определить, в каких комиссиях будут проходить аттестацию фармацевтические работники предприятий системы «Фармация» и организаций здравоохранения, подчиненных главным управлениям здравоохранением. 5. В п.16 предусмотрено, что аттестационная комиссия (аттестационная подкомиссия) готовит экспертное заключение по представленным отчетам о профессиональной деятельности работника. Согласно этой норме теперь изучить отчет должны будут все члены аттестационной комиссии, а не только один рецензент. Добавляется значительный объем работы членам аттестационной комиссии. 6. В соответствии с п.24 предусматривается необходимым значительно большее количество часов профессиональной подготовки, чем в настоящее время. Считаем существующую систему профессиональной подготовки достаточной. Введение дополнительного обязательного объема повышения квалификации, как для сдачи, так и для подтверждения категории, повлечет за собой следующие последствия: - будет материально более затратной для нанимателей; - потребует большего времени отсутствия на рабочем месте работников. Не всегда у нанимателей есть возможность обеспечить полноценную замену отсутствующим работникам, в особенности в тех структурных подразделениях, где работает 1 работник. Особенно такая ситуация распространена в сельской местности. Это может негативно сказаться на медицинской и лекарственной помощи населению в силу невозможности ее оказания или сокращения объемов. - не по всем специальностям есть разноплановый перечень циклов повышения квалификации. Поэтому в целях набора часов работники будут вынуждены проходить курсы ПК по одинаковым циклам, что не будет способствовать повышению их профессионального уровня. 7. В п.24 в качестве обязательного условия является наличие не менее одной публикации за последние 5 лет. В постановлении нет разъяснения, какие публикации необходимы: научные, статьи в СМИ, интерне-ресурсах и т.д. Для работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием считаем нецелесообразным введение данного требования. 8. В п.24 и п.25 имеются нечеткие понятия «стаж работы по специальности» и «стаж работы в должности». Считаем необходимым конкретизировать данные понятия или использовать одно из них. 9. Абзац второй п.25 следует разделить, т.к. данная норма имеет двоякое толкование, включается ли интернатура, пройденная до 1 сентября 2021 года, в стаж работы по соответствующей специальности (должности). 10. В п.26 нет уточнения, какие курсы повышения квалификации будут включаться в объем профессиональной подготовки. Будут ли учитываться курсы по охране труда, гражданской обороне и др., которые работники проходят не по профилю «Здравоохранение». 11. Нет четкого определения, какой объем профессиональной подготовки должен быть за счет переподготовки, повышения квалификации, а какой за счет иных видов профессиональной подготовки. Проектом постановления предусматривается в качестве видов профессиональной подготовки образовательные программы подготовки в организациях, но нет разъяснения, что это за программы, каким образом организации могут ее проводить. 12. Для работников, имеющих научную степень, призеров конкурса «Врач года», награжденных знаком «Выдатнiк аховы здароуя Рэспублiкi Беларусь» возможным было бы предусмотреть аттестацию на подтверждение квалификационной категории без сдачи аттестационного экзамена.
19.05.2021 05:50:33
Алла
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.1
0
1. С учетом экономической целесообразности предлагаем в Инструкции сохранить норму, предусмотренную п.34-37 главы 4 («Порядок действия квалификационных категорий») Инструкции «О порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения», утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22 декабря 2008г. №232: «Квалификационные категории действуют постоянно при условии повышения квалификации и (или) переподготовки по специальности согласно занимаемой должности либо специальности, соответствующей наименованию квалификационной категории, в течение каждых пяти лет после их присвоения». Предлагаемая проектом Инструкции норма по обязательному подтверждению квалификационной категории в виде написания и экспертной оценки отчета, сдачи 2-х этапов аттестационного экзамена приведет к значительному по времени отвлечению специалистов (как подтверждающих категорию, так и членов комиссии) от непосредственных должностных обязанностей, негативно скажется на производственной функции, качестве обслуживания населения, морально-психологическом состоянии аттестуемого, а также на финансовых результатах деятельности предприятия. Необходимо учитывать, что для подтверждения знаний и квалификации по занимаемой должности специалисты один раз в три года проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности, которая предполагает подготовку пакета документов и очную сдачу экзамена аттестационной комиссии. Это также требует отвлечения специалистов от непосредственных должностных обязанностей в условиях дефицита кадров, и вполне достаточно для обновления и подтверждения знаний аттестуемого при условии повышения квалификации и (или) переподготовки по специальности. 2. Пункт 3. Считаем, что при профессиональной аттестации оцениваться могут только деловые и профессиональные качества, практические навыки, а для оценки личностных качеств не существует достаточных критериев, поэтому любое мнение оценивающего будет субъективным. 3. Пункт 6. Для того, что бы установить снижение уровня работы, необходимо четко определить достоверные способы оценки уровня в целях исключения субъективного фактора, а это невозможно. Кроме того наниматель располагает другими механизмами воздействия в соответствии с законодательством Республики Беларусь для обеспечения надлежащего выполнения трудовых функций подчиненными. 4. Пункт 8. Через 5 лет все фармацевтические специалисты Республики Беларусь, имеющие квалификационные категории в настоящее время, одномоментно должны будут пройти аттестацию для подтверждения категории, что технически невыполнимо. 5. Пункт 22. Аттестация на присвоение квалификационной категории должна быть правом, а не обязанностью работника. Возникает правомерный вопрос: что делать с лицом, не сдавшим на 2-ю категорию, но имеющим диплом о профильном образовании? Необходимо помнить, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. 6. Пункт 24, 4 абзац. С учетом того, что термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными, необходимо дать разъяснение понятию «высокая теоретическая подготовка». 7. Пункт 24. Принимая во внимание дефицит кадров, особенно в сельской местности, а также с учетом экономической составляющей, объем времени профессиональной подготовки для присвоения и продолжения действия квалификационной категории предлагаем оставить на прежнем уровне. 8. Пункт 28 исключить. В случае назначения (перевода) на новую должность работник через год проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. С учетом вышеизложенного и основных принципов нормотворческой деятельности, с целью защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, а также необходимости рационального расходования и экономии финансовых средств, считаем необходимым в настоящее время оставить для руководства отработанную на практике Инструкцию о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, утвержденную Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22 декабря 2008г. №232, так как предлагаемые изменения не могут привести к улучшению качества работы и оптимизации финансово-экономических показателей.
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
Общественное обсуждение
40Пользователь
НОВИЧОКпрохождение профессиональной подготовки в объеме не менее 160 часов (для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием – не менее 120 часов).
Достаточно ли ресурсов у ОЗ и УЗ, предоставляющих услуги по повышению квалификации, чтобы предоставить необходимое количество мест/часов для работников со средним специальным образованием и высшим, для того чтобы можно было подтвердить категорию.
Мнение: при отсутствии ресурсов ( на сегодняшний день это происходит) снизить объемы до 100-120 часов и 40-80 часов.
18.05.2021 10:18:09
Пользователь
НОВИЧОК1. Важно включить пункт о возможности сохранения категории без повторной аттестации у медработников, имеющих учёные степени д.м.н. и к.и.н., а также учёные звания доцента и профессора и оказывающих медпомощь в УЗ, включая консультативную.
2. Организовывать переаттестацию после курсов ФПК по специальности.
18.05.2021 10:22:20
Пользователь
НОВИЧОКдостаточно ли будет ресурсов у аттестационной комиссии для негосударственных организаций для осуществления процедуры по подтверждению квалификационной категории ( экспертная оценка отчета, проведение экзамена) у работников негосударственных организаций?
Приблизительный пример в сфере фармацевтической деятельности (т.к. точной статистики нет и фарм. специалисты осуществляют свою деятельность не только в аптеках)
В РБ около 4000 аптек.
50 % негосударственных организаций.
В среднем это 2000 аптек * 2 специалиста = 4000 фарм.специалистов в аптеках негосударственных организаций.
На основании Проекта каждому работнику нужно в течении 5 лет или получить вторую категорию или подтвердить имеющуюся.
4000 работников / 5 лет / 12 месяцев = 66 работников негосударственных организаций, осущ. фарм.деятельность, должна принять аттестационная комиссия в месяц.
18.05.2021 10:32:46
Пользователь
НОВИЧОК18.05.2021 16:46:54
Пользователь
НОВИЧОК18.05.2021 19:38:32
Пользователь
НОВИЧОКПопадают ли они под п.5, абзац 4, т.е. подлежат ли они аттестации? И кто в данном случае будет инициатором аттестации - педагогический работник/работник здравоохранения или наниматель (УО)? Никто не хочет терять свои категории. Раньше для этого достаточно было прохождения курсов повышения квалификации, чтобы сохранить категорию, но работать преподавателем. При этом, не работая по специальности более 4 лет, нужно было подтверждать свою аттестацию. А теперь работа преподавателем в медколледже будет относится к фразе "имеет перерыв в работе на должностях медицинских, фармацевтических работников более 3 лет"?
В п.25 оговорено, что "в стаж работы по специальности для присвоения квалификационной категории засчитываются периоды работы по соответствующей должности служащего, в том числе на УСЛОВИЯХ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА, подтверждённые документально..." При этом в стаж работы по специальности для присвоения квалификационной категории период работы преподавателем в колледже не входит, в отличие от преподавателей медуниверситетов (т.к. они осуществляют научную деятельность). Ранее оговаривалось, что на условиях совместительства - это не менее 0,5 ставки. А что подразумевается в новом документе? Некоторые преподаватели не оставили практическое здравоохранение, работают по специальности на условиях внешнего совместительства. В каком объеме должно осуществляться совместительство, чтобы засчитывался стаж работы для присвоения квалификационной категории или для ее подтверждения? Или для подтверждения достаточно будет 0,25 ставки? Кто будет инициатором аттестации? Сам работник будет заключать договор на оплату аттестации? Ведь организации не заинтересованы это делать для внешних совместителей. Или получится так, что все преподаватели, которые только преподают в медколледже, без дополнительной занятости, будут лишены своих медицинских и фармацевтических категорий?
18.05.2021 19:43:07
Пользователь
НОВИЧОК18.05.2021 20:12:15
Пользователь
НОВИЧОК1. Общие положения, пункт 3. Анализ деловых и личностных качеств. Аттестация не может проводить анализ деловых качеств т.к. нет критериев такой оценки. Деловые качества можно оценить по результатам труда при наличии адекватных задаче возможностей. Анализ личностных качеств вообще не возможен в процессе аттестации. Их можно оценивать только исходя из характеристики с места работы. Процесс написания характеристик нам всем известен. Поэтому моё мнение, что наличие этого пункта даёт возможность не подтверждать квалификацию по критериям, которые невозможно проверить объёктивно.
2. После утверждения документа начать работу с создания адекватной базы вопросов. Те вопросы, по которым сдают квалификационный экзамен сегодня, содержит огромное количество балластной информации и ошибок. Для того, чтобы аттестация не стала очередной формальностью, нужно разработать вопросы, которые имеют отношение к реальной работе специалиста. Сегодня сдача на категорию проходит через автоматическое заучивание нормативных документов и ненужных вопросов.
3. Исключить из аттестации вопросы на механическое заучивание нормативно – правовых актов. Законы меняются каждый день. Знание номера и названия приказа не даёт гарантии его успешного применения.
4. Не удалось найти вопрос аттестации самих членов аттестационной комиссии. Хотелось бы начать с этого.
5. Аттестацию главных врачей/директоров РНПЦ и т.д. проводить как специалистов высшей категории – на основании реальных результатов работы.
6. На время переходного периода к новому механизму присвоения категорий не проводить аттестацию специалистов с первой и высшей категорией, которые проработали в системе Здравоохранения более 25 лет. Они и так попали под все эксперименты и во время учёбы, и за период работы.
18.05.2021 20:22:28
Пользователь
НОВИЧОК1. Проект положения о профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения предусматривает дополнительно к процедуре присвоения квалификационных категорий процедуру их подтверждения.
В настоящее время служащие системы здравоохранения проходят 2 вида аттестации: квалификационный экзамен на присвоение квалификационной категории и аттестацию на соответствие занимаемой должности, которая проводится 1 раз в 3 года. Процедура подтверждения имеющейся квалификационной категории в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, аттестация на присвоение (подтверждение) квалификационной категории направлена на достижение аналогичных целей, как и аттестация на соответствие занимаемой должности. Дополнительное прохождение подтверждения квалификационной категории увеличит количество экзаменов, которые придется сдавать работнику.
Предлагаем 2 варианта:
оставить существующую систему присвоения квалификационных категорий и проведения аттестации на соответствие занимаемой должности (предпочтительный вариант)
либо профессиональную аттестацию медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, предусмотренную проектом постановления, признать одновременно аттестацией на соответствие занимаемой должности. Но в случае принятия решения в пользу такой системы аттестаций может возникнуть коллизия со сроками прохождения аттестации, предусмотренными другими актами законодательства (Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 №784 и п.2 части второй ст.2612 Трудового кодекса Республики Беларусь).
2. В п.6 предусмотрено, что присвоение квалификационной категории, а также подтверждение действующей квалификационной категории проводится по инициативе работника. Инициатива – это принятие человеком самостоятельного решения, т.е. он сам должен определить необходимость совершения того или иного действия, здесь, в частности, о необходимости сдачи и подтверждения категории. Данная норма противоречит п.22, в соответствии с которой аттестация на присвоение второй квалификационной категории и на подтверждение квалификационной категории является обязательной.
В постановлении нет решения по тем работникам, которые не захотят проявлять инициативу на сдачу и подтверждение категории.
3. В п.8 нет четкого определения, в какие сроки должны будут пройти аттестацию работники, имеющие квалификационные категории до вступления в силу постановления, для того, чтобы не лишиться ее.
4. В соответствии с п.11 неясно, могут ли на предприятиях «Фармация» создаваться аттестационные комиссии. Нет перечня полномочий. Поэтому невозможно определить, в каких комиссиях будут проходить аттестацию фармацевтические работники предприятий системы «Фармация» и организаций здравоохранения, подчиненных главным управлениям здравоохранением.
5. В п.16 предусмотрено, что аттестационная комиссия (аттестационная подкомиссия) готовит экспертное заключение по представленным отчетам о профессиональной деятельности работника. Согласно этой норме теперь изучить отчет должны будут все члены аттестационной комиссии, а не только один рецензент. Добавляется значительный объем работы членам аттестационной комиссии.
6. В соответствии с п.24 предусматривается необходимым значительно большее количество часов профессиональной подготовки, чем в настоящее время. Считаем существующую систему профессиональной подготовки достаточной. Введение дополнительного обязательного объема повышения квалификации, как для сдачи, так и для подтверждения категории, повлечет за собой следующие последствия:
- будет материально более затратной для нанимателей;
- потребует большего времени отсутствия на рабочем месте работников. Не всегда у нанимателей есть возможность обеспечить полноценную замену отсутствующим работникам, в особенности в тех структурных подразделениях, где работает 1 работник. Особенно такая ситуация распространена в сельской местности. Это может негативно сказаться на медицинской и лекарственной помощи населению в силу невозможности ее оказания или сокращения объемов.
- не по всем специальностям есть разноплановый перечень циклов повышения квалификации. Поэтому в целях набора часов работники будут вынуждены проходить курсы ПК по одинаковым циклам, что не будет способствовать повышению их профессионального уровня.
7. В п.24 в качестве обязательного условия является наличие не менее одной публикации за последние 5 лет. В постановлении нет разъяснения, какие публикации необходимы: научные, статьи в СМИ, интерне-ресурсах и т.д. Для работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием считаем нецелесообразным введение данного требования.
8. В п.24 и п.25 имеются нечеткие понятия «стаж работы по специальности» и «стаж работы в должности». Считаем необходимым конкретизировать данные понятия или использовать одно из них.
9. Абзац второй п.25 следует разделить, т.к. данная норма имеет двоякое толкование, включается ли интернатура, пройденная до 1 сентября 2021 года, в стаж работы по соответствующей специальности (должности).
10. В п.26 нет уточнения, какие курсы повышения квалификации будут включаться в объем профессиональной подготовки. Будут ли учитываться курсы по охране труда, гражданской обороне и др., которые работники проходят не по профилю «Здравоохранение».
11. Нет четкого определения, какой объем профессиональной подготовки должен быть за счет переподготовки, повышения квалификации, а какой за счет иных видов профессиональной подготовки.
Проектом постановления предусматривается в качестве видов профессиональной подготовки образовательные программы подготовки в организациях, но нет разъяснения, что это за программы, каким образом организации могут ее проводить.
12. Для работников, имеющих научную степень, призеров конкурса «Врач года», награжденных знаком «Выдатнiк аховы здароуя Рэспублiкi Беларусь» возможным было бы предусмотреть аттестацию на подтверждение квалификационной категории без сдачи аттестационного экзамена.
19.05.2021 05:50:33
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаемая проектом Инструкции норма по обязательному подтверждению квалификационной категории в виде написания и экспертной оценки отчета, сдачи 2-х этапов аттестационного экзамена приведет к значительному по времени отвлечению специалистов (как подтверждающих категорию, так и членов комиссии) от непосредственных должностных обязанностей, негативно скажется на производственной функции, качестве обслуживания населения, морально-психологическом состоянии аттестуемого, а также на финансовых результатах деятельности предприятия.
Необходимо учитывать, что для подтверждения знаний и квалификации по занимаемой должности специалисты один раз в три года проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности, которая предполагает подготовку пакета документов и очную сдачу экзамена аттестационной комиссии. Это также требует отвлечения специалистов от непосредственных должностных обязанностей в условиях дефицита кадров, и вполне достаточно для обновления и подтверждения знаний аттестуемого при условии повышения квалификации и (или) переподготовки по специальности.
2. Пункт 3. Считаем, что при профессиональной аттестации оцениваться могут только деловые и профессиональные качества, практические навыки, а для оценки личностных качеств не существует достаточных критериев, поэтому любое мнение оценивающего будет субъективным.
3. Пункт 6. Для того, что бы установить снижение уровня работы, необходимо четко определить достоверные способы оценки уровня в целях исключения субъективного фактора, а это невозможно. Кроме того наниматель располагает другими механизмами воздействия в соответствии с законодательством Республики Беларусь для обеспечения надлежащего выполнения трудовых функций подчиненными.
4. Пункт 8. Через 5 лет все фармацевтические специалисты Республики Беларусь, имеющие квалификационные категории в настоящее время, одномоментно должны будут пройти аттестацию для подтверждения категории, что технически невыполнимо.
5. Пункт 22. Аттестация на присвоение квалификационной категории должна быть правом, а не обязанностью работника. Возникает правомерный вопрос: что делать с лицом, не сдавшим на 2-ю категорию, но имеющим диплом о профильном образовании? Необходимо помнить, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
6. Пункт 24, 4 абзац. С учетом того, что термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными, необходимо дать разъяснение понятию «высокая теоретическая подготовка».
7. Пункт 24. Принимая во внимание дефицит кадров, особенно в сельской местности, а также с учетом экономической составляющей, объем времени профессиональной подготовки для присвоения и продолжения действия квалификационной категории предлагаем оставить на прежнем уровне.
8. Пункт 28 исключить. В случае назначения (перевода) на новую должность работник через год проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
С учетом вышеизложенного и основных принципов нормотворческой деятельности, с целью защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, а также необходимости рационального расходования и экономии финансовых средств, считаем необходимым в настоящее время оставить для руководства отработанную на практике Инструкцию о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, утвержденную Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22 декабря 2008г. №232, так как предлагаемые изменения не могут привести к улучшению качества работы и оптимизации финансово-экономических показателей.
19.05.2021 06:22:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться