[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
Считаю что при наличии первой квалификационной категории достаточно иметь необходимое количество часов для подтверждения категории,т.к. на курсах повышения квалификации предусмотрено тестирование. Так будет оправданы человеческие ресурсы и их возможности. Только для этого нужно обеспечить должное наличие путевок на курсы повышения квалификации. Люди разных возрастных категорий работают в данной сфере. Отчёты, экзамены это пререгатива студентов очной формы образования. Также интересен сам процесс,который нужно организовать к 2026 году. Специалистов с категориями не так уж и мало. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и сделайте нужные выводы. Рациональные в первую очередь.
Цитата
Модератор новостей:
Проект правового акта: Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» [PDF].
Проектом предусмотрено утверждение Инструкции о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения (на медицинских работников Государственного комитета судебных экспертиз действие Инструкции не распространяется).
Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» [PDF].
Сроки проведения обсуждения: с 13 по 22 мая 2021 г.
19.05.2021 07:17:17
Илья Рысенко
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Полностью согласен с предыдущим сообщением. Считаю что текущую Инструкцию о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, утвержденную Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22 декабря 2008г. №232 следует сохранить в текущем виде. Допустимыми изменениями считаю, что при наличии ребёнка до 6 лет проводить аттестацию на присвоение категории ТОЛЬКО по желанию работника.
19.05.2021 07:33:52
Арсений
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Модератор новостей, Предлагаю внести в Инструкцию о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения», следующие изменения и дополнения: 1) По тексту документа следует разграничить понятие «профессиональная аттестация работников» и «присвоение квалификационных категорий». Поскольку ст. 50 Закона « О здравоохранении» (в ред. от 11.12.2020) оговорено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на присвоение квалификационных категорий и повышение квалификации; а в ст. 51 отсутствует обязанность иметь категорию. «Профессиональная аттестация работников» фактически заменяет аттестацию на соответствие занимаемой должности, установленной постановлением Совета Министров. Данные нововведения принципиально не соответствуют законодательным нормам стран-участниц ЕАЭС, вносят путаницу, ухудшают трудовые условия работников, будут способствовать снижению лекарственного обеспечения населения, значительного снижения финансово-хозяйственных показателей. Кроме того предлагаемое понятие «профессиональная аттестация работников» противоречит п.4, 6 самой инструкции, и не включает в себя присвоение квалификационных категорий, а только оценку уровня квалификации, что не является тождественным этому. Следует дополнить инструкцию абзацами следующего содержания: «Аттестация – это процедура соответствия работника требованиям к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. Аттестация подразделяется на первичную и периодическую. Первичная аттестация осуществляется: после завершения образовательных программ учреждений образования медицинского или фармацевтического профиля и прохождения интернатуры; после освоения программ переподготовки и переквалификации; для лиц, получивших образование на территории иностранного государства. Периодическая аттестация осуществляется для работников, прошедших первичную аттестацию и после освоения курсов повышения квалификации, каждые 5 лет». Фактически лица, подвергающиеся первичной аттестации – это лица, указанные в п.5 настоящей инструкции. Соответственно абзац первый и второй п.4, абзац третий п.21, п.22 – исключить. Следует также определить комиссии на присвоение квалификационных категорий, аналогично п.11 настоящей инструкции или прописать ,что эти же комиссии осуществляют присвоение (снижение) квалификационных категорий. 2) абзац третий п.4 изложить в следующей редакции: «Квалификационные категории действуют постоянно при условии повышения квалификации и (или) переподготовки, в течение каждых пяти лет после их присвоения». 3) В п.3 слова «анализ деловых и личностных качеств» исключить. В законодательстве нет деловых требований к медицинским и фармацевтическим работникам. Включение данной формулировки вносит предвзятость в оценку конкретного работника. 4) В абзаце первом п.6 слова «аттестация» заменить словами «Присвоение квалификационных категорий» Абзац третий п.6 – исключить. Нет установленных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, не понятно, каким образом, наниматель принимает решение, что его работник снизил свои навыки. 5) в абзаце первом п.7 слова «Аттестация на», «или подтверждение» - исключить. 6) дополнить п.11 абзацем следующего содержания: «аттестационные комиссии торгово-производственного республиканского унитарного предприятия «БЕЛФАРМАЦИЯ», областных торгово-производственных унитарных предприятий «Фармация» и торгово-производственного республиканского унитарного предприятия «Минская Фармация» - приказами этих организаций по согласованию с Министерством здравоохранения». Поскольку в настоящее время присвоение квалификационных категорий осуществляется в т.ч. на предприятиях системы «Фармация», более того республиканской комиссии придется проверять уровень знаний практически всех фармацевтических работников страны и осуществлять им присвоение квалификационные категории, соблюдая соответствующие сроки. 7) абзац первый п.12 изложить в следующей редакции: «Аттестационные комиссии осуществляют свою работу в соответствии с утвержденным Положением об аттестационной комиссии и полномочиями по согласованию с Министерством здравоохранения». 8) в абзаце третьем п. 14: конкретизировать, что подразумевается под «высококвалифицированными специалистами»: каким образом, специалист является высококвалифицированным, какие критерии существуют, и т.п. после слов «общественного объединения средних медицинских работников» дополнить словами «республиканского общественного объединения фармацевтических работников «ФАРМАБЕЛ». 9) абзац четвертый п. 16 изложить в следующей редакции: «рассматривает предоставленное на работника заключение о профессиональной деятельности;» 10) абзац второй п. 19 изложить в следующей редакции: «График заседаний размещается на календарный год на официальном интернет-ресурсе организации (учреждения), на базе которого организована работа аттестационной комиссии (аттестационной подкомиссии) не позднее 31 декабря года, предшествующего заседаниям». 11) абзац второй п. 21 изложить в следующей редакции: «Присвоение квалификационных категорий вне указанной в части первой настоящего пункта последовательности осуществляется по инициативе нанимателя, индивидуального предпринимателя на основании разрешения Республиканской аттестационной комиссии». 12) абзац четвертый п. 23 изложить в следующей редакции: «Фармацевтическим работникам с высшим и средним специальным фармацевтическим образованием, квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор», «фармацевт» соответственно». 13) в п.24: абзац второй, после слов «фармацевтическим образованием» дополнить словами «, молодых специалистов»; абзац третий, слова «не менее шести лет» заменить словами «не менее пяти лет» (аналогично с нормами Российской Федерации и устоявшейся в нашей стране практике); абзац третий, слова «не менее 120 часов» заменить словами «не менее 100 часов»; абзац пятый, слова «не менее 160 часов» и «не менее 120 часов» заменить словами «не менее 100 часов» и «не менее 40 часов» соответственно (согласно устоявшейся в нашей стране успешной практике, данных часов достаточно для поддержания квалификации работников, тем более, что будет осуществляться периодическая аттестация каждого работника); 14) в п.25: абзац первый, после слов «на условиях совместительства» дополнить словами «(но не менее 0,5 ставки)»; абзац второй, после слов «до 1 сентября 2021 г.*,» дополнить словами «магистратуре,» дополнить пункт абзацем следующего содержания: «Работники, находившиеся в социальных отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не более одного года, после выхода на работу могут претендовать на получение квалификационной категории при наличии стажа работы по специальности, определенного пунктом 25 настоящей Инструкции». 15) в части второй п. 26: абзац третий, после слов «(ординатуре),» дополнить словами «магистратуре»; абзац четвертый, после слов «врачей» дополнить словами «республиканского общественного объединения фармацевтических работников «ФАРМАБЕЛ»,»; Конкретизировать объем времени профессиональной подготовки (в часах) для резидентуры, подготовки в клинической ординатуре (ординатуре), аспирантуры, докторантуры, магистратуры, участия в съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях в качестве участника и докладчика. 16) абзац второй после слов «Рэспублікі Беларусь» дополнить словами «, работники, имеющие многочисленные публикации в профессиональных изданиях, авторы учебных изданий и пособий, научных трудов, инструкций и патентов»; 17) часть первую п.28 дополнить подпунктом следующего содержания: «заключение на отчет о профессиональной деятельности работника». Конкретизировать минимальные требования к отчету о профессиональной деятельности работника (ранее, Инструкция о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения содержала данные требования). В части третей п. 28, в абзаце первом, после слов «он работает» дополнить словами «или уполномоченным ими работниками с соответствующей квалификацией.» Конкретизировать перечень документов, предоставляемых для получения квалификационных категорий и аттестации работников. 18) абзац второй п. 29 после слов «к аттестации» дополнить словами «и оповещение работника о принятом решении в течение 5 рабочих дней». 19) в п.30: Необходимо конкретизировать понятие эксперт, критерии по которым эксперт признается таковым, порядок утверждения экспертов. В настоящее время законодательством не предусмотрено наличие таких лиц. В абзаце первом слова «, подтверждаются» - исключить. Абзац третий изложить в следующий редакции: «Аттестационный экзамен первичной аттестации и на присвоение квалификационных категорий состоит из двух этапов и проводится в виде компьютерного тестирования и собеседования с демонстрацией практических навыков и решением ситуационных задач. Периодическая аккредитация состоит в оценке отчета о профессиональной деятельности работника». (подобные требования доказали свою эффективность в Российской Федерации) Абзац пятый – исключить. 20) внести соответствующие изменения в приложения к инструкции.
19.05.2021 07:50:36
Тамара Есаулова
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Уважаемые авторы документа! При всём уважении к вам и проделанной вами работе, считаем, что для принятия окончательного решения по такому важному вопросу , как аттестация, нужно учитывать все факторы и общую ситуацию в стране в целом. Ведь медицинская и фармацевтическая сферы функционирую не автономно, а вкупе со всеми остальными .
Так ли необходимо, при нынешней ситуации в стране (да и в мире в целом), повышать эмоциональную нагрузку на специалистов сферы здравоохранения (как обучающихся, так и преподавателей и экзаменаторов) введением аттестационного экзамена для подтверждения категории и увеличения объёма часов обучения ?
Увеличение часов обучения и введение аттестационного экзамена для подтверждение квалификационной категории повлечет значительное увеличение финансовых затрат нанимателей. От фармацевтической отрасли, например, постоянно требуют снижения, сдерживания роста цен , а в то же время пытаются ощутимо увеличить расходы на обучение персонала.
Достаточно ли ресурсов у аккредитованных учреждений образования для обеспечения обучения всех нуждающихся специалистов в установленном объёме ? Ведь нагрузка на преподавателей также значительно возрастёт. На сегодняшний день ситуация с повышением квалификации специалистов фармацевтической отрасли такова, что заявки на обучение специалистов организаций частной формы собственности удовлетворяются в лучшем случае на 50 %. И это при том, что мы подаём свои заявки на обучение в ноябре текущего года на весь следующий.
Предложения.
Если специалист работал по специальности не прерывая стажа и своевременно проходил курсы повышения квалификации в установленном объёме, имеет смысл оставить для такого работника прежний порядок подтверждения квалификационной категории.
Сохранить количество часов обучения, необходимых для подтверждения квалификационной категории в объёмах, действующих в настоящее время.
Рассмотреть возможность дистанционного обучения специалистов, что позволит проводить единовременное обучение большего количества людей.
19.05.2021 08:05:13
Екатерина
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
2
Абзац 2 п.7 Обоснования необходимости принятия постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»:
«Оценка регулирующего воздействия проекта постановления на условия осуществления предпринимательской деятельности не проводилась, поскольку проект постановления не предусматривает обязанностей, запретов и ограничений, расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Мнение: не соответствует действительности, т.к. наниматели понесут существенные расходы: - увеличение командировочных расходов и расходов на обучение, т.к. увеличивается необходимое время профессиональной подготовки, при этом согласно проекту работники обязаны иметь квалификационную категорию (курсы повышения квалификации проходят на платной основе с заключением договора, онлайн-семинары (вебинары) в большинстве случаев тоже платные).
Считаю, что: 1. работники должны иметь право, а не обязанность получать квалификационную категорию, стимуляцией к получению квалификационной категории м.б. повышающие коэффициенты при расчете заработной платы, или запрет занимать вышестоящие должности (заведующий отделением, заведующий аптекой) специалистам, не имеющим квалификационные категории. 2. необходимо оставить прежнее количество часов профессиональной подготовки, т.к. их увеличение ведет не только к увеличению расходов (изложено выше), но и к дополнительному отвлечению специалистов от работы при сложившемся дефиците кадров, особенно в сельской местности, где часто работает по 1 специалисту, что приведет к ухудшению медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения. Кроме того, на сегодняшний день количество путевок на курсы повышения квалификации ограничено. Вопрос смогут ли учреждения образования организовать курсы при резком повышении потребности в них, в связи с обязанностью иметь квалификационную категорию и увеличением количества часов, остается открытым. 3. порядок подтверждения квалификационной категории должен отличатся от порядка присвоения более высокой категории. Предлагаю дистанционный способ подтверждения квалификационной категории путем оценки отчета о профессиональной деятельности и сдачи компьютерного тестирования. Такой способ более рационален по нескольким причинам: - дистанционный способ является современным и безопасным (нет необходимости контактировать с аттестационной комиссией, особенно в периоды подъема заболеваемости и пандемий); - нет необходимости отвлекать работника от работы (особенно в случае командирования работника для подтверждения квалификационной категории в другие населенные пункты); - снимается значительная часть нагрузки на аттестационные комиссии, т.к. количество работников претендующих на более высокую категории значительно меньше, чем на подтверждение категории; - устный экзамен (собеседование) при подтверждении квалификационной категории излишен, т.к. работники и так каждые 3 года сдают устное собеседование на соответствие занимаемой должности согласно Постановлению СовМина РБ от 25.05.2010 №784 и п.2 части второй ст.2612 Трудового кодекса РБ.
19.05.2021 12:31:29
Екатерина
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
6 лет учебы с интернатурой маловато, правда? Вероятно, ваши экзамены сдать не смогут люди в возрасте-- это факт! Пенсионеры уйдут на пенсию, а это люди с большим опытом работы, которым доверяют пациенты! Кому нужны ваши экзамены? Никакого толка от них нет--впустую потраченные нервы, деньги и время. Сейчас отток кадров бешеный! Кто хочет получать категорию- пусть получают. Значит им это интересно. Но поголовно-то зачем??? Вы тем самым обесцените наличие категории.
19.05.2021 13:05:02
Екатерина
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Не понятно, если у главного врача или заместителя есть категория врача-специалиста (только она и нет по организации здравоохранения), присвоенная ему еще до назначения его на должность руководителя и действовавшая до принятия этого постановления, то через пять ему нужно подтверждать её или сдавать с полным пакетом на высшую врача-организатора здравоохранения через год?????
п. 8 "квалификационные категории, присвоенные работникам до вступления в силу настоящей Инструкции, сохраняются независимо от даты ее присвоения в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящей инструкции" - т.е. все эти люди ровно через пять лет от принятия Инструкции должны все массово идти подтверждать свою категорию?? вы представляете какое это количество человек? и всем одномоментно подтвердить?? или можно кому-то через два, кому через четыре?? но понятно, что все будут тянуть до последнего.
В зависимости от специфики работы учреждений здравоохранения, н-р, в лаборатории работают техники и инженера, кот. выполняют схожие функции по исследованиям с мед. работниками, почему они не должны ничего подтверждать?? Медицинские дезинфекторы, инструкторы-дезинфекторы не относятся к медицинским работникам (бухгалтерским документам), по части отчетов МЗ РБ, то относятся, то не относятся, но они осуществляют свою деятельность в мед. учреждениях, у инструктора-дезинфектора может быть категория и у медицинского дезинфектора нет, работа почти идентична, один что-то кому-то должен подтверждать, другой нет??? или оба никому ничего не должны, или наоборот должны. Предлагаю количество часов, необходимых для подтверждения, оставить как сейчас 100 и 40 часов + для специальностей, кот. не связаны непосредственно с оказанием помощи людям, оставить только тестирование, остальным - сдачу практического навыка, исключив устный экзамен и написание отчета (трата времени). Подготовка к тестированию и так подразумевает повторение и изучение необходимой нормативки.
Предлагаю доработать постановление с учетом всех предложений, дополнительно разослав для сбора замечаний и предложение по учреждениям здравоохранения, в которых на данный момент существуют квалификационные комиссии, и люди имеют практический опыт работы с принимаемыми вами нормативными документами, чтобы услышать их мнение. Перенести его принятие как минимум до 1 января 2022 года. Поскольку принятое в таком виде и имея столько недочетов, специалисты потеряют то, что имеют, только из-за непонимания ваших нормативных документов. У вас больше времени уйдет на написание разъяснительных писем, лучше сразу приложить мозги. Раньше такая (почти) система подтверждения категорий уже была, но умные люди её отменили, а вы хотите вернуться на старые грабли!!! Лучше оставить всё как есть!!
20.05.2021 11:04:01
Евгений
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
22
Проект значительно ухудшает положение работников, т. к. увеличивает требуемый стаж для получения категории (до 3, 6, 9 лет, против 2,5,7 сейчас), вводит обязательную аттестацию на вторую категорию и подтверждение категории со сдачей экзамена. Также по проекту только лица, включенные в банк данных одарённой и талантливой молодежи и т.д. могут претендовать на получение второй категории через 2 года, а сейчас могут все выпускники-и как это изменение стимулирует получать категорию?
В Обосновании Проекта Министерство упоминает про отсутствие системы лицензирования и аккредитации врачей в Беларуси и приводит в пример систему аттестации медицинских работников в России. Но не пишет, что аттестация (присвоение квалификационных категорий) медработников в РФ добровольна. Там внедряют обязательную периодическую (раз в 5 лет) аккредитацию, для успешного прохождения которой нет необходимости сдавать экзамен, нужно набрать баллы за проф. деятельность ( за отчёт о проф. деятельности, прохождение повышение квалификации и т.д.).
Предлагаю оставить работникам право получать квалификационную категорию, любую категорию (а не только высшей) подтверждать только отчетом, оставить существующие требования к стажу на категорию, поэтому изменить ряд пунктов Инструкции:
Абз. 1 и абз. 4 п. 22 исключить
Абз 2 п. 22 изложить в след. редакции: "Аттестации не подлежат:"
В абз. 2, абз. 3 и абз. 4 п. 24 слова "трех", "шести", "девяти" заменить словами "двух", "пяти", "семи", соответствено.
В ч.1 п. 27 слова "два года" заменить словами "один год".
В ч. 1 п. 30 слово "подтверждаются" исключить.
Ч. 5 п. 30 изложить следующим образом: "квалификационная категория подтверждается по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности работника."
20.05.2021 23:52:09
Анастасия
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Проект значительно ухудшает положение работников, т. к. увеличивает требуемый стаж для получения категории (до 3, 6, 9 лет, против 2,5,7 сейчас), вводит обязательную аттестацию на вторую категорию и подтверждение категории со сдачей экзамена. Также по проекту только лица, включенные в банк данных одарённой и талантливой молодежи и т.д. могут претендовать на получение второй категории через 2 года, а сейчас могут все выпускники-и как это изменение стимулирует получать категорию? В Обосновании Проекта Министерство упоминает про отсутствие системы лицензирования и аккредитации врачей в Беларуси и приводит в пример систему аттестации медицинских работников в России. Но не пишет, что аттестация (присвоение квалификационных категорий) медработников в РФ добровольна. Там внедряют обязательную периодическую (раз в 5 лет) аккредитацию, для успешного прохождения которой нет необходимости сдавать экзамен, нужно набрать баллы за проф. деятельность ( за отчёт о проф. деятельности, прохождение повышение квалификации и т.д.). Предлагаю оставить работникам право получать квалификационную категорию, любую категорию (а не только высшей) подтверждать только отчетом, оставить существующие требования к стажу на категорию, поэтому изменить ряд пунктов Инструкции: Абз. 1 и абз. 4 п. 22 исключить Абз 2 п. 22 изложить в след. редакции: "Аттестации не подлежат:" В абз. 2, абз. 3 и абз. 4 п. 24 слова "трех", "шести", "девяти" заменить словами "двух", "пяти", "семи", соответствено. В ч.1 п. 27 слова "два года" заменить словами "один год". В ч. 1 п. 30 слово "подтверждаются" исключить. Ч. 5 п. 30 изложить следующим образом: "квалификационная категория подтверждается по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности работника." Евгений, 21.05.2021 2:52
Данный документ дискредитирует Минздрав. Люди там либо не знают, что творится на местах, кто работает в амбулаторном звене, как система функционирует, либо им все равно. А при желании можно рассмотреть и как диверсию, с целью погубить здравоохранение страны!!!
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения»
Общественное обсуждение
40Пользователь
НОВИЧОКПроект правового акта: Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» [PDF].
Проектом предусмотрено утверждение Инструкции о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения (на медицинских работников Государственного комитета судебных экспертиз действие Инструкции не распространяется).
Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» [PDF].
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 13 по 22 мая 2021 г.
19.05.2021 07:17:17
Пользователь
НОВИЧОКСчитаю что текущую Инструкцию о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, утвержденную Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22 декабря 2008г. №232 следует сохранить в текущем виде.
Допустимыми изменениями считаю, что при наличии ребёнка до 6 лет проводить аттестацию на присвоение категории ТОЛЬКО по желанию работника.
19.05.2021 07:33:52
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю внести в Инструкцию о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения», следующие изменения и дополнения:
1) По тексту документа следует разграничить понятие «профессиональная аттестация работников» и «присвоение квалификационных категорий». Поскольку ст. 50 Закона « О здравоохранении» (в ред. от 11.12.2020) оговорено, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на присвоение квалификационных категорий и повышение квалификации; а в ст. 51 отсутствует обязанность иметь категорию. «Профессиональная аттестация работников» фактически заменяет аттестацию на соответствие занимаемой должности, установленной постановлением Совета Министров. Данные нововведения принципиально не соответствуют законодательным нормам стран-участниц ЕАЭС, вносят путаницу, ухудшают трудовые условия работников, будут способствовать снижению лекарственного обеспечения населения, значительного снижения финансово-хозяйственных показателей.
Кроме того предлагаемое понятие «профессиональная аттестация работников» противоречит п.4, 6 самой инструкции, и не включает в себя присвоение квалификационных категорий, а только оценку уровня квалификации, что не является тождественным этому.
Следует дополнить инструкцию абзацами следующего содержания:
«Аттестация – это процедура соответствия работника требованиям к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. Аттестация подразделяется на первичную и периодическую.
Первичная аттестация осуществляется:
после завершения образовательных программ учреждений образования медицинского или фармацевтического профиля и прохождения интернатуры;
после освоения программ переподготовки и переквалификации;
для лиц, получивших образование на территории иностранного государства.
Периодическая аттестация осуществляется для работников, прошедших первичную аттестацию и после освоения курсов повышения квалификации, каждые 5 лет».
Фактически лица, подвергающиеся первичной аттестации – это лица, указанные в п.5 настоящей инструкции.
Соответственно абзац первый и второй п.4, абзац третий п.21, п.22 – исключить.
Следует также определить комиссии на присвоение квалификационных категорий, аналогично п.11 настоящей инструкции или прописать ,что эти же комиссии осуществляют присвоение (снижение) квалификационных категорий.
2) абзац третий п.4 изложить в следующей редакции:
«Квалификационные категории действуют постоянно при условии повышения квалификации и (или) переподготовки, в течение каждых пяти лет после их присвоения».
3) В п.3 слова «анализ деловых и личностных качеств» исключить. В законодательстве нет деловых требований к медицинским и фармацевтическим работникам. Включение данной формулировки вносит предвзятость в оценку конкретного работника.
4) В абзаце первом п.6 слова «аттестация» заменить словами «Присвоение квалификационных категорий»
Абзац третий п.6 – исключить. Нет установленных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, не понятно, каким образом, наниматель принимает решение, что его работник снизил свои навыки.
5) в абзаце первом п.7 слова «Аттестация на», «или подтверждение» - исключить.
6) дополнить п.11 абзацем следующего содержания:
«аттестационные комиссии торгово-производственного республиканского унитарного предприятия «БЕЛФАРМАЦИЯ», областных торгово-производственных унитарных предприятий «Фармация» и торгово-производственного республиканского унитарного предприятия «Минская Фармация» - приказами этих организаций по согласованию с Министерством здравоохранения».
Поскольку в настоящее время присвоение квалификационных категорий осуществляется в т.ч. на предприятиях системы «Фармация», более того республиканской комиссии придется проверять уровень знаний практически всех фармацевтических работников страны и осуществлять им присвоение квалификационные категории, соблюдая соответствующие сроки.
7) абзац первый п.12 изложить в следующей редакции:
«Аттестационные комиссии осуществляют свою работу в соответствии с утвержденным Положением об аттестационной комиссии и полномочиями по согласованию с Министерством здравоохранения».
8) в абзаце третьем п. 14:
конкретизировать, что подразумевается под «высококвалифицированными специалистами»: каким образом, специалист является высококвалифицированным, какие критерии существуют, и т.п.
после слов «общественного объединения средних медицинских работников» дополнить словами «республиканского общественного объединения фармацевтических работников «ФАРМАБЕЛ».
9) абзац четвертый п. 16 изложить в следующей редакции:
«рассматривает предоставленное на работника заключение о профессиональной деятельности;»
10) абзац второй п. 19 изложить в следующей редакции:
«График заседаний размещается на календарный год на официальном интернет-ресурсе организации (учреждения), на базе которого организована работа аттестационной комиссии (аттестационной подкомиссии) не позднее 31 декабря года, предшествующего заседаниям».
11) абзац второй п. 21 изложить в следующей редакции:
«Присвоение квалификационных категорий вне указанной в части первой настоящего пункта последовательности осуществляется по инициативе нанимателя, индивидуального предпринимателя на основании разрешения Республиканской аттестационной комиссии».
12) абзац четвертый п. 23 изложить в следующей редакции:
«Фармацевтическим работникам с высшим и средним специальным фармацевтическим образованием, квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор», «фармацевт» соответственно».
13) в п.24:
абзац второй, после слов «фармацевтическим образованием» дополнить словами «, молодых специалистов»;
абзац третий, слова «не менее шести лет» заменить словами «не менее пяти лет» (аналогично с нормами Российской Федерации и устоявшейся в нашей стране практике);
абзац третий, слова «не менее 120 часов» заменить словами «не менее 100 часов»;
абзац пятый, слова «не менее 160 часов» и «не менее 120 часов» заменить словами «не менее 100 часов» и «не менее 40 часов» соответственно (согласно устоявшейся в нашей стране успешной практике, данных часов достаточно для поддержания квалификации работников, тем более, что будет осуществляться периодическая аттестация каждого работника);
14) в п.25:
абзац первый, после слов «на условиях совместительства» дополнить словами «(но не менее 0,5 ставки)»;
абзац второй, после слов «до 1 сентября 2021 г.*,» дополнить словами «магистратуре,»
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«Работники, находившиеся в социальных отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не более одного года, после выхода на работу могут претендовать на получение квалификационной категории при наличии стажа работы по специальности, определенного пунктом 25 настоящей Инструкции».
15) в части второй п. 26:
абзац третий, после слов «(ординатуре),» дополнить словами «магистратуре»;
абзац четвертый, после слов «врачей» дополнить словами «республиканского общественного объединения фармацевтических работников «ФАРМАБЕЛ»,»;
Конкретизировать объем времени профессиональной подготовки (в часах) для резидентуры, подготовки в клинической ординатуре (ординатуре), аспирантуры, докторантуры, магистратуры, участия в съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях в качестве участника и докладчика.
16) абзац второй после слов «Рэспублікі Беларусь» дополнить словами «, работники, имеющие многочисленные публикации в профессиональных изданиях, авторы учебных изданий и пособий, научных трудов, инструкций и патентов»;
17) часть первую п.28 дополнить подпунктом следующего содержания:
«заключение на отчет о профессиональной деятельности работника».
Конкретизировать минимальные требования к отчету о профессиональной деятельности работника (ранее, Инструкция о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим работникам и иным работникам здравоохранения содержала данные требования).
В части третей п. 28, в абзаце первом, после слов «он работает» дополнить словами «или уполномоченным ими работниками с соответствующей квалификацией.»
Конкретизировать перечень документов, предоставляемых для получения квалификационных категорий и аттестации работников.
18) абзац второй п. 29 после слов «к аттестации» дополнить словами «и оповещение работника о принятом решении в течение 5 рабочих дней».
19) в п.30:
Необходимо конкретизировать понятие эксперт, критерии по которым эксперт признается таковым, порядок утверждения экспертов. В настоящее время законодательством не предусмотрено наличие таких лиц.
В абзаце первом слова «, подтверждаются» - исключить.
Абзац третий изложить в следующий редакции:
«Аттестационный экзамен первичной аттестации и на присвоение квалификационных категорий состоит из двух этапов и проводится в виде компьютерного тестирования и собеседования с демонстрацией практических навыков и решением ситуационных задач.
Периодическая аккредитация состоит в оценке отчета о профессиональной деятельности работника». (подобные требования доказали свою эффективность в Российской Федерации)
Абзац пятый – исключить.
20) внести соответствующие изменения в приложения к инструкции.
19.05.2021 07:50:36
Пользователь
НОВИЧОКПри всём уважении к вам и проделанной вами работе, считаем, что для принятия окончательного решения по такому важному вопросу , как аттестация, нужно учитывать все факторы и общую ситуацию в стране в целом. Ведь медицинская и фармацевтическая сферы функционирую не автономно, а вкупе со всеми остальными .
Так ли необходимо, при нынешней ситуации в стране (да и в мире в целом), повышать эмоциональную нагрузку на специалистов сферы здравоохранения (как обучающихся, так и преподавателей и экзаменаторов) введением аттестационного экзамена для подтверждения категории и увеличения объёма часов обучения ?
Увеличение часов обучения и введение аттестационного экзамена для подтверждение квалификационной категории повлечет значительное увеличение финансовых затрат нанимателей. От фармацевтической отрасли, например, постоянно требуют снижения, сдерживания роста цен , а в то же время пытаются ощутимо увеличить расходы на обучение персонала.
Достаточно ли ресурсов у аккредитованных учреждений образования для обеспечения обучения всех нуждающихся специалистов в установленном объёме ? Ведь нагрузка на преподавателей также значительно возрастёт. На сегодняшний день ситуация с повышением квалификации специалистов фармацевтической отрасли такова, что заявки на обучение специалистов организаций частной формы собственности удовлетворяются в лучшем случае на 50 %. И это при том, что мы подаём свои заявки на обучение в ноябре текущего года на весь следующий.
Предложения.
Если специалист работал по специальности не прерывая стажа и своевременно проходил курсы повышения квалификации в установленном объёме, имеет смысл оставить для такого работника прежний порядок подтверждения квалификационной категории.
Сохранить количество часов обучения, необходимых для подтверждения квалификационной категории в объёмах, действующих в настоящее время.
Рассмотреть возможность дистанционного обучения специалистов, что позволит проводить единовременное обучение большего количества людей.
19.05.2021 08:05:13
Пользователь
НОВИЧОК«Оценка регулирующего воздействия проекта постановления на условия осуществления предпринимательской деятельности не проводилась, поскольку проект постановления не предусматривает обязанностей, запретов и ограничений, расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Мнение: не соответствует действительности, т.к. наниматели понесут существенные расходы:
- увеличение командировочных расходов и расходов на обучение, т.к. увеличивается необходимое время профессиональной подготовки, при этом согласно проекту работники обязаны иметь квалификационную категорию (курсы повышения квалификации проходят на платной основе с заключением договора, онлайн-семинары (вебинары) в большинстве случаев тоже платные).
Считаю, что:
1. работники должны иметь право, а не обязанность получать квалификационную категорию, стимуляцией к получению квалификационной категории м.б. повышающие коэффициенты при расчете заработной платы, или запрет занимать вышестоящие должности (заведующий отделением, заведующий аптекой) специалистам, не имеющим квалификационные категории.
2. необходимо оставить прежнее количество часов профессиональной подготовки, т.к. их увеличение ведет не только к увеличению расходов (изложено выше), но и к дополнительному отвлечению специалистов от работы при сложившемся дефиците кадров, особенно в сельской местности, где часто работает по 1 специалисту, что приведет к ухудшению медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения.
Кроме того, на сегодняшний день количество путевок на курсы повышения квалификации ограничено. Вопрос смогут ли учреждения образования организовать курсы при резком повышении потребности в них, в связи с обязанностью иметь квалификационную категорию и увеличением количества часов, остается открытым.
3. порядок подтверждения квалификационной категории должен отличатся от порядка присвоения более высокой категории.
Предлагаю дистанционный способ подтверждения квалификационной категории путем оценки отчета о профессиональной деятельности и сдачи компьютерного тестирования.
Такой способ более рационален по нескольким причинам:
- дистанционный способ является современным и безопасным (нет необходимости контактировать с аттестационной комиссией, особенно в периоды подъема заболеваемости и пандемий);
- нет необходимости отвлекать работника от работы (особенно в случае командирования работника для подтверждения квалификационной категории в другие населенные пункты);
- снимается значительная часть нагрузки на аттестационные комиссии, т.к. количество работников претендующих на более высокую категории значительно меньше, чем на подтверждение категории;
- устный экзамен (собеседование) при подтверждении квалификационной категории излишен, т.к. работники и так каждые 3 года сдают устное собеседование на соответствие занимаемой должности согласно Постановлению СовМина РБ от 25.05.2010 №784 и п.2 части второй ст.2612 Трудового кодекса РБ.
19.05.2021 12:31:29
Пользователь
НОВИЧОК19.05.2021 13:05:02
Пользователь
НОВИЧОКп. 8 "квалификационные категории, присвоенные работникам до вступления в силу настоящей Инструкции, сохраняются независимо от даты ее присвоения в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящей инструкции" - т.е. все эти люди ровно через пять лет от принятия Инструкции должны все массово идти подтверждать свою категорию?? вы представляете какое это количество человек? и всем одномоментно подтвердить?? или можно кому-то через два, кому через четыре?? но понятно, что все будут тянуть до последнего.
В зависимости от специфики работы учреждений здравоохранения, н-р, в лаборатории работают техники и инженера, кот. выполняют схожие функции по исследованиям с мед. работниками, почему они не должны ничего подтверждать?? Медицинские дезинфекторы, инструкторы-дезинфекторы не относятся к медицинским работникам (бухгалтерским документам), по части отчетов МЗ РБ, то относятся, то не относятся, но они осуществляют свою деятельность в мед. учреждениях, у инструктора-дезинфектора может быть категория и у медицинского дезинфектора нет, работа почти идентична, один что-то кому-то должен подтверждать, другой нет??? или оба никому ничего не должны, или наоборот должны.
Предлагаю количество часов, необходимых для подтверждения, оставить как сейчас 100 и 40 часов + для специальностей, кот. не связаны непосредственно с оказанием помощи людям, оставить только тестирование, остальным - сдачу практического навыка, исключив устный экзамен и написание отчета (трата времени). Подготовка к тестированию и так подразумевает повторение и изучение необходимой нормативки.
Предлагаю доработать постановление с учетом всех предложений, дополнительно разослав для сбора замечаний и предложение по учреждениям здравоохранения, в которых на данный момент существуют квалификационные комиссии, и люди имеют практический опыт работы с принимаемыми вами нормативными документами, чтобы услышать их мнение. Перенести его принятие как минимум до 1 января 2022 года. Поскольку принятое в таком виде и имея столько недочетов, специалисты потеряют то, что имеют, только из-за непонимания ваших нормативных документов. У вас больше времени уйдет на написание разъяснительных писем, лучше сразу приложить мозги. Раньше такая (почти) система подтверждения категорий уже была, но умные люди её отменили, а вы хотите вернуться на старые грабли!!! Лучше оставить всё как есть!!
20.05.2021 11:04:01
Пользователь
НОВИЧОКВ Обосновании Проекта Министерство упоминает про отсутствие системы лицензирования и аккредитации врачей в Беларуси и приводит в пример систему аттестации медицинских работников в России.
Но не пишет, что аттестация (присвоение квалификационных категорий) медработников в РФ добровольна. Там внедряют обязательную периодическую (раз в 5 лет) аккредитацию, для успешного прохождения которой нет необходимости сдавать экзамен, нужно набрать баллы за проф. деятельность ( за отчёт о проф. деятельности, прохождение повышение квалификации и т.д.).
Предлагаю оставить работникам право получать квалификационную категорию, любую категорию (а не только высшей) подтверждать только отчетом, оставить существующие требования к стажу на категорию, поэтому изменить ряд пунктов Инструкции:
20.05.2021 23:52:09
Пользователь
НОВИЧОКИсточник:
Полностью поддерживаю эти предложения.
21.05.2021 06:31:34
Пользователь
НОВИЧОК21.05.2021 13:06:18
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться