Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»
Обсуждение проекта
Вячеслав
163
29.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Параграф : 5 Пункт : 1 Элемент текста : 1.4. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты (за исключением модернизации, технической модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов) на:


Абз. 2 подп. 1.4 п. 1 ст. 5 гл. 1 Закона (законопроекта) № 399-З:

1.4. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты (за исключением модернизации, технической модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов) на:

возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона;

возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, обеспечивающих производство и хранение товаров;

возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов электро-, тепло-, гидроэнергетики в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;

Включение документации на такой вид строительства как «техническая модернизация» в число объектов подлежащих ГЭЭ противоречит духу и букве Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7)*.

*- в первую очередь – принципу саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - экономическая деятельность) субъектов хозяйствования

В частности, в абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 четко указано что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации, объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

То есть Декрет № 7 прямо указывает на сопоставимость таких видов строительства как капитальный ремонт и техническая модернизация. В настоящее время как правило субъекты хозяйствования осуществляют в рамках технической модернизации замену морально устаревшего и физически изношенного технологического оборудования. Включение документации на такой вид строительства как «техническая модернизация» в число объектов подлежащих ГЭЭ приведет к увеличению сроков строительства и его удорожанию, без

Пример.

Технической модернизацией предусмотрена замена существующих центробежных насосов для перекачки нефтепродуктов с одинарными торцевыми уплотнениями (которые в настоящее время являются источниками выделения ЗВ) на новые центробежные насосы с двойным торцовым уплотнением и термосифонной системой. Конструкция новых насосов исключает утечку перекачиваемого продукта, т.е. поступление продукта в окружающую среду и соответственно выделение каких-либо компонентов продукта в атмосферный воздух исключено, соответственно новые насосы не будет являться источниками выделения ЗВ.

Связана ли такая техническая модернизация (замена насосных агрегатов) с воздействием на ООС*? Да (качественные и количественные характеристики (параметров) выделений загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух изменились). Требует ли она проведения ГЭЭ? По нашему мнению - однозначно нет.

*- Критерии отнесения предпроектных, проектных решений, оказывающих воздействие на компоненты природной среды приняты согласно Разъяснению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Разъяснения требований Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (с учетом изменений в редакции от 15.07.2019 № 218-З)» (размещено на официальном интернет-сайте Минприроды 16.08.2019):

образование дополнительных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изменение мест расположения источников выбросов независимо от увеличения/уменьшения объема выбросов, изменение качественных и количественных характеристик (параметров) выделений загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Предложение.

Вид строительства - «техническая модернизация» исключить из абз. 2, 3, 4 подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Законопроекта и остальных норм Законопроекта.

Вячеслав
163
29.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Параграф : 17 Пункт : 3 Элемент текста : 3. Документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы прекращено, подлежит повторному представлению на государственную экологическую экспертизу, если заказчик планирует продолжать осуществление хозяйственной и иной деятельности


Подп. 1.1 и п. 3 ст. 17 гл. 3 действующего Закона № 399-З:

Касаемо повторного представления на ГЭЭ документации в случаях если прекращение действия заключения ГЭЭ обусловлено внесением изменений и (или) дополнений) в документацию. Следует установить, что повторная ГЭЭ в таких случаях проводится только в той части документации, изменения и (или) дополнения в которой повлекли изменения в воздействии на ООС.

В противном случае получается крайне нелогичная ситуация, например имеется проектная документация, являющаяся объектом ГЭЭ, получившая положительное заключение ГЭЭ, согласно этой документации предусматривается, что при возведении объекта образуются выбросы ЗВ, сбросы сточных вод, обращение с отходами производства, удаление, пересадка объектов растительного мира, оказывается воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания, предоставляется земельный участок на праве постоянного пользования или аренды, используются полезных свойств земельных участков, осуществляется пользование недрами, использование иных ресурсов недр.

Изменениями в такую проектную документацию предусматривается удаление на 1 шт. объекта растительного мира больше, чем предусматривалось в утвержденной, получившей положительное заключение ГЭЭ, проектной документации.

Что, в данном случае необходимо полное повторное проведение ГЭЭ? Необходим полный, объективный и комплексный анализ документации? С новым представлением письменных замечаний и предложений по документации даже в тех частях, которые нисколько не изменялись?

Предложение.

Установить, что повторная ГЭЭ в таких случаях проводится только в той части документации, изменения и (или) дополнения в которой повлекли изменения в воздействии на ООС.

Т.е. представить норму Закона по аналогии с нормами Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации»:

П. 33 гл. 6 указанного Положения:

33. Повторная государственная экспертиза проектной документации с внесенными изменениями проводится в отношении измененных проектных решений.

Игорь Валерьевич
128
29.07.2022
Статья 5
1. Объектами государственной экологической экспертизы является следующая документация, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в нее:
1.1. градостроительные проекты;
Порядок разработки градостроительных проектов установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее – Положение № 1476). Из содержания гл. 2 «Разработка или изменение градостроительных проектов» Положения № 1476 следует, что градостроительные проекты бывают двух видов:
а) разработанные;
б) измененные.
Таким образом, вместо внесения «изменений и(или) дополнений» в ранее разработанный градостроительный проект – разрабатывается новый градостроительный проект на основе ранее разработанного с внесением в него «изменений и(или) дополнений». На практике «измененные» градостроительные проекты отличаются от «разработанных» наличием в их наименовании «(изменение)».
По имеющимся сведениям, п. 4 ст. 48 доработанного проекта Кодекса Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – проект Кодекса) изложен в следующей редакции: «В градостроительном кадастре подлежат регистрации и учету: утвержденные градостроительные проекты общего, детального и специального планирования, в том числе с внесенными в них изменениями…». Также «в том числе с внесенными в них изменениями» применительно к градостроительным проектам используется и в иных нормах проекта Кодекса.
Несогласованность положений предлагаемой редакции п. 1 ст. 5 Закона и соответствующих норм Положения № 1476 и проекта Кодекса в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) порождает «коллизию нормативных правовых актов», что вызывает «правовую неопределенность» (п. 14 ст. 2 Закона о НПА).
С целью исключения «правовой неопределенности» путем приведения п. 1 ст. 5 Закона в соответствие с проектом Кодекса предлагается перед «документация» добавить «разработанная, измененная».
Статья 7
1. Объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, являются:

1.30. объекты хозяйственной и иной деятельности на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года, и в пределах 2 километров от их границ, за исключением:

расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, жилищного строительства и благоустройства территорий
Термины «благоустройство территорий» и «объекты благоустройства территорий» законодательством не определены. Соответственно, не определены и «расположенные в населенных пунктах объекты благоустройства территорий», что вызывает «правовую неопределенность» (п. 14 ст. 2 Закона о НПА).
Статьей 2 проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг», внесенному Советом Министров Республики Беларусь 30.06.2022 г., предлагается ст. 43 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» после абзаца десятого дополнить абзацами следующего содержания:
__________________________
*
Под объектами внешнего благоустройства населенных пунктов понимаются объекты озелененной территории общего пользования, улицы населенных пунктов, малые архитектурные формы, планировочные и объемные элементы благоустройства, игровое и спортивное оборудование, а также иные объекты, предназначенные для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека, расположенные на территории населенных пунктов

С целью исключения правовой неопределенности предлагается определить в Законе термин «объекты благоустройства территорий» либо «заменить «объекты благоустройства территорий» на «объекты внешнего благоустройства населенных пунктов» и направить в Парламент письмо с предложениями по корректировке сноски* в указанном законопроекте (при необходимости).
Вячеслав
163
29.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Параграф : 23 Пункт : 2 Элемент текста : 2.1. формирование письменных замечаний и предложений по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки;


Подп. 2.1 п. 2 ст. 23 гл. 5 Закона (законопроекта) № 399-З:

17. Статью 23 изложить в следующей редакции: «Статья 23. Права и обязанности организаций и специалистов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы

1. Организации, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, проводят государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

2. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, имеют право на:

2.1. формирование письменных замечаний и предложений по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки;

Вопрос.

Какие ещё «предложения»? Что имеется ввиду вообще под «предложениями»? Т.е. какой-то специалист, осуществляющий проведение ГЭЭ, может иметь своё субъективное мнение на то или иное проектное решение и на этом основании предложить свой вариант такого решения и оправить проектную документацию на доработку?!

Предложение.

Конкретизировать что имеется ввиду под «предложениями», их статус (рекомендательный, обязательный) или исключить «и предложений» из подпункта.

Вячеслав
163
29.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Параграф : 23 Пункт : 2 Элемент текста : 2.1. формирование письменных замечаний и предложений по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки;


Подп. 2.1 п. 2 ст. 23 гл. 5 Закона (законопроекта) № 399-З:

17. Статью 23 изложить в следующей редакции: «Статья 23. Права и обязанности организаций и специалистов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы

2. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, имеют право на:

2.1. формирование письменных замечаний и предложений по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки;

Почему только в письменной форме? Почему не продублировать в электронном виде на электронную почту разработчику документации или заказчику для оперативности доработки документации? Мы в 21-м веке живём. И при наличии электронного документооборота (например системы межведомственного электронного документооборота (СМДО), созданной для обмена электронными документами между госорганами и другими организациями) строить документооборот только в письменной форме достаточно странно.

Предложение.

Представить подп. 2.1 п. 2 ст. 23 гл. 5 Законопроекта примерно в такой редакции:

2.1. формирование замечаний и предложений по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление в письменном виде, а также в электронном виде на электронную почту (или с использованием системы межведомственного электронного документооборота), разработчику документации или заказчику для ее доработки;

Вячеслав
163
29.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5 Параграф : 23 Пункт : 3 Элемент текста : 3. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, обязаны:


П. 3 ст. 23 гл. 5 Закона (законопроекта) № 399-З:

3. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, обязаны:

В подп. 2.1 п. 2 ст. 23 гл. 5 Закона (законопроекта) № 399-З указано, что специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, имеют право на формирование письменных замечаний и предложений по документации, представленной на ГЭЭ, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки. При этом в п. 3 ст. 23 гл. 5 Закона (законопроекта) № 399-З не определено в какой срок они обязаны это сделать (при наличии таковых замечаний и (или) предложений).

Предложение.

Дополнить п. 3 ст. 23 гл. 5 законопроекта подп. примерно следующего содержания:

3.х направлять разработчику документации или заказчику для ее доработки замечания и (или) предложения (при их наличии) в срок установленный законодательством о государственной экологической экспертизе*

*- по аналогии с сроками направления замечаний государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) установить в подзаконных НПА по ГЭЭ срок в 10 календарных дней, в подзаконных НПА использовать примерно такую формулировку:

замечания и предложения орган государственной экологической экспертизы направляет в адрес заявителя письменным уведомлением и в электронном виде не позднее 10 календарных дней до установленного законодательством срока проведения государственной экологической экспертизы. В уведомлении указывается срок, в течение которого могут быть представлены требуемые документы либо доработанная по замечаниям и предложениям экспертов документация.

Сяргей
3
31.07.2022
Конкретизировать необходимость проведения экологической экспертизы при сносе неиспользуемых объектов, т.к. согласно подп. 4.4.1 п. 4 Положения о выдаче разрешительной документации N 223, местный исполком принимает решение о необходимости разработки документации на снос неиспользуемых объектов.
Также непонятна необходимость проведения экологической экспертизы при проведении работ по ликвидации и захоронению объектов на территориях, загрязненных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по программе, которые также являются объектами сноса.
Сяргей
3
31.07.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 7 Пункт : 1 Подпункт : 12


В подпункте 1.12 Статьи 7 добавить "гидротехнических сооружений"
Ольга
76
31.07.2022

В ст. 12 и ст. 21 добавить местным исполнительным и распорядительным органам (= заказчикам проведения государственной экологической экспертизы градостроительных проектов) обязанность размещать заключение государственной экологической экспертизы градостроительных проектов с особыми условиями реализации проектных решений на своих интернет-сайтах вместе с этими градостроительными проектами.

По новому кодексу об архитектуре, заказчиками градостроительных проектов местного уровня, кроме схем комплексной территориальной организации областей, районов, генеральных планов областных центров, города Минска, городов областного подчинения и городов-спутников областных центров, являются местные исполнительные и распорядительные органы, и они же их утверждают. Для исключений заказчик министерство архитектуры, а утверждает совмин.

Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров от 8 октября 2008 г. № 1476, градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами. А согласно п. 23-1, они должны размещаться на интернет-сайтах органа, утвердившего соответствующий градостроительный проект.

Поэтому и заключение государственной экологической экспертизы со всеми особыми условиями реализации проектных решений должно быть доступно всем юридическим и физическим лицам.

Или лучше их публиковать все на одном сайте, например, на сайте минприроды, а исполкомы чтобы ставили правильные ссылки.

Вячеслав
163
01.08.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Параграф : 14 Элемент текста : Срок проведения государственной экологической экспертизы


Ст. 14 гл. 3 Законопроекта «Срок проведения государственной экологической экспертизы»

По-прежнему не предусмотрен механизм продления сроков ГЭЭ. Этот механизм крайне необходим для замечаний и рассмотрения предложений органов ГЭЭ по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу. Почему у государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) такая процедура существует, а у органов ГЭЭ нет? Надо приходить к единообразию подходов в части проведения экспертиз (хотя бы) предпроектной и проектной документации.

Абз. 2 ст. 32 Закона № 300-З:

В случае необходимости доработки архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), представленных юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, срок проведения их государственной экспертизы может быть увеличен до двух месяцев по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Предложение.

Дополнить ст. 14 Законопроекта нормой аналогичного содержания.

Вячеслав
163
01.08.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 1 Параграф : 5 Пункт : 1 Элемент текста : Подпункт 1.6 предусматривает отнесение к объектам государственной экологической экспертизы архитектурных или при одностадийном проектировании строительных проектов на снос объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, объектов, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране. Данное новшество вызвано необходимостью регулировать вопросы в области обращения с отходами.


Подп. 1.6 п. 1 ст. 5 гл. 1 Закона (законопроекта) № 399-З:

1. Объектами государственной экологической экспертизы является следующая документация, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в нее:

1.6. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос:

объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона;

объектов, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;

Обоснование необходимости принятия Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»:

Подпункт 1.6 предусматривает отнесение к объектам государственной экологической экспертизы архитектурных или при одностадийном проектировании строительных проектов на снос объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, объектов, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране. Данное новшество вызвано необходимостью регулировать вопросы в области обращения с отходами.

Повторно и дополнительно по этому новшеству. В дополнение к вышеуказанным вопросам и замечаниям на данном форуме:

Это что же получается - такие объекты ГЭЭ как архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в статье 7 Закона № 399-З будут ещё и под необходимость проведения ОВОС подпадать?! (с учетом того, что п. 2 ст. 19 действующего Закона № 399-З предлагается законопроектом исключить).

При этом исключений из этой нормы не предлагается вообще никаких!

Чем это обосновано и обусловлено?!

Примеры.

На территории действующего предприятия (категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, целевое назначение земельного участка - содержание и обслуживание промышленной площадки, вид земель – земли под застройкой, функциональная зона – производственная, находится около 800 зданий и сооружений различного назначения.

Часть этих зданий и сооружений по ряду причин не эксплуатируется по 5, 10, 20, 30 и более лет. Технологическое оборудование. находящееся на таких зданиях и (или) сооружениях не эксплуатируется, соответственно, такой же временной период (опорожнено, опустошено и пр.) и в принципе в большинстве случаев N количество лет уже как демонтировано. Проектной документацией предусматривается снос такого (их) объектов, т.е. фактически только снос (разборка, демонтаж) строительных конструкций. В дальнейшем на участках, освобожденных от снесенных зданий и (или) сооружений планируется только строительной направление рекультивации (технический этап рекультивации) приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для промышленного и внутрихозяйственного строительства.

Какой смысл в таких ОВОСах?! Цель их и задача?!

Предложение.

Исключить проведение ОВОС при сносе объектов на территории действующих субъектов хозяйствования*, указанных в ст. 7 Законопроекта.

*- как вариант для тех объектов, при сносе которых не происходит изменения категории, вида земель участков, на которых осуществляется снос объектов. Плюс для таких объектов исключить проведение ГЭЭ.