Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 628» (вопросы организации работы с претензиями и заявками граждан при оказании жилищно-коммунальных услуг)
Описание проекта
Проект правового акта:
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 628» (вопросы организации работы с претензиями и заявками граждан) [PDF].

Проектом постановления утверждается Инструкция, которая регламентирует вопросы, связанные с взаимодействием граждан с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по вопросам:
• оказания жилищно-коммунальных услуг, включая дополнительные жилищно-коммунальные услуги;
• содержания придомовых территорий, объектов внешнего благоустройства;
• выполнения работ (оказания услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры административно-территориальных единиц, выполнения иных работ (оказания услуг) в соответствии с классификатором автоматизированной системы «Диспетчерская служба».

Прилагаемая информация:
Обоснование проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 628» (вопросы организации работы с претензиями и заявками граждан) [PDF]
Инструкция по организации работы с претензиями и заявками граждан [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 628 «О создании республиканской системы мониторинга приема и исполнения претензий граждан на качество жилищно-коммунальных услуг».

Организатор общественного обсуждения: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 4 по 13 августа 2023 г.

Информация об итогах обсуждения.
информация
Организатор:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
Начало обсуждения:
04.08.2023
Окончание обсуждения:
13.08.2023
Количество сообщений:
3
Количество участников:
4
Обсуждение проекта
Дима19
5
04.08.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : проект Инструкции организации работы с претензиями и заявками граждан (пункты 7, 8, 9)


В проекте Инструкции (пункты 7, 8, 9) указание на сроки выполнения претензий и заявок потребителей, основания их продления делается путем отсылки к "нормативным правовым актам, в том числе техническим нормативным правовым актам".
Подобная конструкция не согласуется с частью третьей пункта 37 Требований нормотворческой техники, составляющих приложение к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З "О нормативных правовых актах" (далее - Закон об НПА), согласно которой ссылка должна быть максимально точной, следует избегать применения обобщенных ссылок.
Полагаем, что в данном случае для потребителя жилищно-коммунальных услуг имеет принципиальное значение знание конкретных сроков, поскольку это напрямую затрагивает его права и законные интересы, возможность их защиты.  
Предложенные формулировки ни только не дают информации о конкретных сроках, но даже не позволяют определить, в каких именно нормативных правовых актах эти сроки предусмотрены. Более того, следует учитывать, что многие подобные сроки содержаться в технических нормативных правовых актах (в частности, в ТКП), которые в большинстве случаев не подлежат включению в Национальный реестр правовых актов и официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, что объективно затрудняет поиск и ознакомление с ними.
Полагаю, что данном случае следует либо привести ссылки на конкретные акты либо отказаться от применения ссылок и включить сроки непосредственно в текст Инструкции. По моему мнению, последний вариант в наибольшей степени обеспечит требование полноты правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений (абзац четвертый пункта 1 статьи 28 Закона об НПА), защиту прав и законных интересов граждан- потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В целом обращаю внимание, что в том случае, если под техническими нормативными правовыми актами имеются ввиду, в том числе, ТКП, СТБ, то подобные формулировки могут рассматриваться как скрытая, противоречащая Закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З "О техническим нормировании и стандартизации" (далее - Закон о ТНиС), попытка придать соответствующим ТКП, СТБ обязательный характер в обход установленного порядка (статьи 21 и 23 Закона о ТНиС).  
Инна Климова
25
09.08.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 7 Элемент текста : проект Инструкции организации работы с претензиями и заявками граждан (пункты 7,8,9)


для потребителя жилищно-коммунальных услуг действительно существенное значение имеют конкретные сроки выполнения заявки, так  как затрагивают их законные интересы. И надо учитывать, что среди потребителей немалый удельный вес людей пожилого возраста, которые в силу объективных причин не могут искать в других законодательных актах информацию о сроках,а  Инструкция создаётся для всех граждан.  Поэтому необходимо учитывать этот немаловажный факт, и создавать качественные  нормотворческие документы,  максимально понятные, полные и доступные для понимания всеми гражданами (в том числе и пожилого возраста). Предложенные в Инструкции формулировки не позволяют определить: в какие именно сроки должна быть выполнена претензия или заявка. И это существенная недоработка документа, представленного для общественного обсуждения. Поэтому необходимо доработать документ и включить в текст Инструкции конкретные сроки.
MaksMaskMaks2000
9
09.08.2023
Необходимо закрепить законодательно, чтобы все товарищества собственников, были обязаны подключиться к службе 115.бел