С учетом практики применения Закона о ПОГ, а также в целях дальнейшего совершенствования законодательства в области перевозки опасных грузов, законопроектом предлагается: • дополнить Закон о ПОГ новыми терминами и их определениями (например, грузоотправитель, грузополучатель, грузы повышенной опасности (риска), организация работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, перевозчик, происшествие и другие); • конкретизировать сферу действия Закона о ПОГ; • уточнить функции всех участников перевозки опасных грузов, а также круга субъектов перевозки опасных грузов; • дополнить полномочия Совета Министров Республики Беларусь компетенцией.
Сроки проведения обсуждения: с 21 апреля по 1 мая 2025 г.
21.04.2025 09:00:00
vladimir-v
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.7
1
В статью 1 необходимо добавить термин «компетентный орган».
Таким компетентным органом, из сути дополнений в полномочиях и функциях, будет назначен Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госпромнадзор).
В статье 1 в термине 14 «Перевозка опасных грузов» в первом предложении после слов «транспортных средств» пропущено «и воздушных судов». Это следует из термина 24 «Транспортное средство», в котором в новой редакции Закона убрано воздушное судно. О пропуске свидетельствует статья 2, пятый абзац, где указано: «изготовление, ремонт, модернизацию транспортных средств, воздушных судов, средств и систем удержания, предназначенных для перевозки опасных грузов», а также статья 171 «Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами». Таким образом определение термина 14 должно читаться как: «14. Перевозка опасных грузов – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств и воздушных судов от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, вагонах-цистернах, других цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка).».
В статье 1 в термине 18 «Проверка встроенной цистерны (автоцистерны)» указано на проведение комплекса осмотров и испытаний для целей пригодности встроенной цистерны (автоцистерны). Из названия самого термина следует, что проверяется только встроенная цистерна (автоцистерна), иные типы цистерн (съемные, контейнеры и пр.) не оговорены. Также с учетом вносимых далее по тексту Закона изменений следует, что термин «проверка встроенной цистерны (автоцистерны)» это проверка цистерны, изготовленной только из металлических материалов и только проверяющими организациями, не компетентным органом. Так и предполагалось?
В статье 1 в термине 19 «Проверяющая организация» указано на предоставление права проведения только периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн), корпуса которых изготовлены из металлических материалов, за исключением предназначенных для перевозки опасных грузов класса 2. Из этого следует, что разрешение может быть выдано, только на периодические и промежуточные проверки металлических цистерн, однако не учтены случаи необходимости проведения внеплановых проверок (после ремонта), а также проверок цистерн изготовленных из неметаллических материалов (армированных волокном пластмасс). Предполагается, что не указанные виды проверок и не указанные типы цистерн должен проверять компетентный орган (Госпромнадзор) в специально оборудованных местах?
В статье 8 «Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области перевозки опасных грузов», в дополняемом полномочии, «устанавливает порядок выдачи разрешений Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на право проведения периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн), корпуса которых изготовлены из металлических материалов, за исключением предназначенных для перевозки опасных грузов класса 2, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, регламентирующими перевозку опасных грузов;» также как и в термине 19 статьи 1 следует, что предоставление права выполнения проверок возможно только для металлических встроенных цистерн (автоцистерн) и только периодических и промежуточных проверок. Так и предполагалось?
В статье 9 «Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов» абзац десятый излагается в следующей редакции: «устанавливает порядок проведения оценок соответствия и проверок цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов». Предлагается уточнить, что данный порядок устанавливается для перевозки грузов на территории Республики Беларусь, т.к. порядок проведения оценок соответствия и проверок цистерн в международном сообщении установлен международными договорами. Также предлагается дополнить предложением аналогичным по смыслу с «устанавливает требования к проверяющим организациям, заявляющимся на получение разрешения на проведение проверок встроенных цистерн (автоцистерн)». При выработке требований к проверяющим организациям компетентный орган может установить определенные отступления от требований международных договоров Республики Беларусь, для внутриреспубликанских перевозок, в том числе к виду аккредитации проверяющей организации в национальной системе аккредитации Республики Беларусь.
В статье 9 «Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов» дополнить необходимостью предоставления сведений об официальном утверждении типа предназначенных для перевозки опасных грузов сосудов под давлением, цистерн, транспортных средств-батарей или многоэлементных газовых контейнеров в реестр национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (Реестр НСПС, интернет-ресурс tsouz.belgiss.by, раздел «сообщения об официальном утверждении типа»).
В статье 9 «Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов» дополнить необходимостью предоставления сведений об организациях, имеющих разрешение на право выполнения проверок цистерн (автоцистерн) или статусе такого разрешения (в случае прекращения его действия).
В статье 9 «Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям в области перевозки опасных грузов», дополняется осуществлением «выдачи разрешений на право проведения периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн), корпуса которых изготовлены из металлических материалов, за исключением предназначенных для перевозки опасных грузов класса 2, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, регламентирующими перевозку опасных грузов;» как уже указывалось выше, право предоставляется только на выполнение проверок металлических встроенных цистерн (автоцистерн) и только периодических и промежуточных. Отсутствуют неметаллические цистерны, съемные, контейнеры и пр., внеплановые проверки. Так и предполагалось?
В первом предложении статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов», напечатано «Статья 3. Настоящий Закон в следующем порядке:». Пропущено словосочетание «вступает в силу», после слова Закон.
Для целей реализации Статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» ниже приведены некоторые умозаключения и предложения, которые могут быть учтены Советом Министров Республики Беларусь.
● Анализ вносимых изменений показывает, что выполняется приведение национального законодательства в соответствие с международными договорами Республики Беларусь.
● Официальное утверждение типа и проведение полного перечня проверок (первоначальная проверка, промежуточная, периодическая, внеплановая, предэксплуатационная) различным типам сосудов и цистерн (металлические, неметаллические, встроенные, съемные, контейнеры, вакуумные и пр.) согласно международных договоров Республики Беларусь, будет осуществляться уполномоченным Советом Министров компетентным органом (Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь).
● Так как главная цель регулирования – это обеспечение безопасности перевозки опасных грузов и не допущение ввода в эксплуатацию не соответствующих требованиям ТНПА технических устройств, передача функций по официальному утверждению типа и первоначальным проверкам только компетентному органу целесообразна.
● Введение инструмента в виде разрешения видится логичным, но не приведено обоснование ограничений на виды деятельности.
В прилагаемой информации о необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» отсутствует обоснование необходимости ограничений видов проверок и типов цистерн для проверяющих организаций, выполняющих в настоящее время проверки цистерн, за исключением предназначенных для перевозки опасных грузов класса 2. Предполагается предоставление права проверяющим организациям только на проведение периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн) изготовленных из металлических материалов. Возможно необходимо оценить вводимые ограничения на не противоречие Закону Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» и Закону Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» с целью недопущения в дальнейшем обращений по фактам возможных дискриминационных условия для хозяйствующих субъектов.
Например, в общих правилах раздела 1.8.6 «Меры административного контроля за видами деятельности, описываемыми в разделах 1.8.7 и 1.8.8» Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ 2025), от компетентного органа договаривающейся стороны не требуется ограничение прав проверяющих организаций по видам проверок и типам цистерн.
В критерии выдачи разрешения на право проверок возможно внести классы опасных грузов или отдельные номера ООН, ограничив степенью опасности последствий при инцидентах и авариях.
● Дополнительно следует оценить возможное снижение коэффициента технической готовности находящихся в эксплуатации средств перевозки опасных грузов (автоцистерн, съемных цистерн, сосудов, контейнеров и пр.), в случае выполнения проверок, в том числе внеплановых, только компетентным органом. Так как они одномоментно будут направлены для проведения проверок в ограниченное количество оборудованных мест компетентного органа.
● В установившейся практике проверяющая организация это испытательная лаборатория со специалистами, сертифицированными в области неразрушающего контроля, в то время как подход описываемый в международных договорах предусматривает комплексную оценку соответствия (экспертизу, техническое освидетельствование) где неразрушающий контроль уже не на первом месте. Необходимо принять меры по подготовке в учреждениях образования специалистов в области перевозки опасных грузов с уклоном в направлении оценки соответствия и технических испытаний. Сфера деятельности по проверкам и оценке соответствия достаточно обширна и требует специфических знаний в различных областях (как химическая промышленность, машиностроение, стандартизация и сертификация). Возможен вариант с аттестацией экспертов проверяющих организаций в компетентном органе, после разработки соответствующих программ подготовки экспертов, с разделением на классы или типы конструкций цистерн.
25.04.2025 16:13:12
Василий Мих
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.7
1
В статье 1:
необходимо добавить термин «компетентный орган по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» и, определив его актом законодательства Республики Беларусь.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1996 г. №510 был определен компетентный национальный орган по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом для выполнения требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 N 2056 Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1996 г. №510 утратило силу, т.е. в Республике Беларусь в настоящее время официально отсутствует государственный орган, который может выполнять требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на международном уровне, но Госпромнадзор находится в списке компетентных органов на сайте ЕЭК ООН, хотя данная функция не определена Положением о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Термин «9. Контейнер» или исключить или добавить термины о других типах тары, т.к. в тексте проекта Закона присутствуют другие типы тары для перевозки и удержания опасных грузов.
Термин «18. Проверка встроенной цистерны (автоцистерны)» дополнить словами «, иных типов цистерн и контейнеров»
В термине «19. Проверяющая организация» слова «проведения периодических и промежуточных проверок» заменить словами «проведения первоначальных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок», после слов «цистерны (автоцистерны)» дополнить словами «, иных типов цистерн и контейнеров» - данная процедура обязывает члена Соглашения ДОПОГ выполнять главу 6 ДОПОГ, слова «металлических материалов», слово «материалов» исключить и дополнить словами «и неметаллических материалов» и, если будет определен компетентный орган, то термин изложить в следующей редакции «19. Проверяющая организация – утвержденная компетентным органом независимая организация, проводящая проверки и испытания».
Термин «24. Транспортное средство» после слов «к нему,» дополнить словами «воздушное судно, дрон,». Если в проекте исключили термин воздушное судно из термина «Транспортное средство», то тогда должен быть термин – воздушное средство и дополнительно определить понятие дрон, т.к. данное транспортное средство является средством перевозки опасных грузов.
В статье 2:
В третьем абзаце слова «воздушных судов,» исключить;
В четвертом абзаце слово «цистерн» дополнить словами «и контейнеров».
Слова «органом государственной охраны» заменить словами, которые конкретно определяют эти органы.
В статье 5 после слова «средства,» дополнить часть словом «контейнеры,»
В статье 8 слова «периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн), корпуса которых изготовлены из металлических материалов» заменить словами «проведения первоначальных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок встроенных цистерн (автоцистерн), иных типов цистерн и контейнеров, корпуса которых изготовлены из металлических и неметаллических материалов».
В статье 9 слова «устанавливает порядок проведения оценок соответствия и проверок цистерн,» дополнить словом «контейнеров,»;
слова «в специально оборудованных местах проверки цистерн,» дополнить словом «контейнеров,».
В статье 17 слова «требования к цистернам,» дополнить словом «контейнерам,».
В статье 231 абзац «Перечни грузов повышенной опасности (повышенного риска) устанавливаются международными договорами Республики Беларусь, регламентирующими перевозку опасных грузов.» изложить в следующей редакции «Грузы повышенной опасности (повышенного риска) в Республике Беларусь определяются международными соглашениями и договорами, регламентирующими перевозку опасных грузов.»;
во втором абзаце слово «международными» дополнить словами «соглашениями и»;
четвертый абзац исключить, т.к. это ведет к образованию какой-то новой структуры в Республике Беларусь, удорожает перевозку грузов повышенной опасности (повышенного риска) и увеличения срока доставки грузов повышенной опасности (повышенного риска), что отрицательно скажется на имидже Республики Беларусь в данном виде перевозки грузов и приведет к объезду территории Республики Беларусь международными перевозчиками, а это возможно. Необходимо провести анализ и условия международных перевозок грузов повышенной опасности (повышенного риска) странами участниками соглашения в области перевози опасных грузов и тогда выходить с предложением. Стоит обратить внимание на то, что это затронет агропромышленный комплекс Республики Беларусь, других субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а также всех владельцев автомобилей, работающих на бензине (это груз повышенной опасности).
В предложении «Статья 3. Настоящий Закон» после слова «Закон» дополнить словами «вступает в силу».
Республика Беларусь не должна терять экономическую выгоду, также не должны быть ущемлены права субъектов перевозки опасных грузов, производителей транспортных работ и услуг и населения Республики Беларусь из-за неточностей, недоработок в проекте Закона о перевозке опасных грузов предлагаю проект Закона вернуть на доработку с учетом в новом проекте Закона международных и национальных требований в области перевозки опасных грузов.
30.04.2025 08:45:03
_EUGENE_
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.7
1
В целом согласен с замечаниями пользователей vladimir-v и Василий Мих, после их развернутых комментариев добавить особо нечего. Однако, хотел бы заострить внимание на том, что предлагаемый проект закона не предполагает выдачу разрешения на право проведения любых проверок, кроме периодических и промежуточных, и, кроме того, в тексте упоминаются только встроенные металлические цистерны (хотя бывают и невстроенные и неметаллические). Проведение, например, внеплановых проверок с точки зрения разработчиков проекта, вообще не предполагает необходимости выдачи разрешения? Т.е. можно делать кому угодно? (в таком случае это может привести к снижению уровня компетентности, тем более учитывая тот факт, что внеплановая проверка может засчитываться как промежуточная или периодическая, в зависимости от объема) Или же это будет прерогативой только лишь компетентного органа? (в таком случае это создаст огромные трудности для субъектов хозяйствования, которые будут вынуждены после ремонта цистерны повторно обращаться в компетентный орган)
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов»
С учетом практики применения Закона о ПОГ, а также в целях дальнейшего совершенствования законодательства в области перевозки опасных грузов, законопроектом предлагается:
• дополнить Закон о ПОГ новыми терминами и их определениями (например, грузоотправитель, грузополучатель, грузы повышенной опасности (риска), организация работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, перевозчик, происшествие и другие);
• конкретизировать сферу действия Закона о ПОГ;
• уточнить функции всех участников перевозки опасных грузов, а также круга субъектов перевозки опасных грузов;
• дополнить полномочия Совета Министров Республики Беларусь компетенцией.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 21 апреля по 1 мая 2025 г.
21.04.2025 09:00:00
Пользователь
НОВИЧОКтермин «компетентный орган».
25.04.2025 16:13:12
Пользователь
НОВИЧОКВ статье 1:
необходимо добавить термин «компетентный орган по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» и, определив его актом законодательства Республики Беларусь.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1996 г. №510 был определен компетентный национальный орган по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом для выполнения требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 N 2056 Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1996 г. №510 утратило силу, т.е. в Республике Беларусь в настоящее время официально отсутствует государственный орган, который может выполнять требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов на международном уровне, но Госпромнадзор находится в списке компетентных органов на сайте ЕЭК ООН, хотя данная функция не определена Положением о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Термин «9. Контейнер» или исключить или добавить термины о других типах тары, т.к. в тексте проекта Закона присутствуют другие типы тары для перевозки и удержания опасных грузов.
Термин «18. Проверка встроенной цистерны (автоцистерны)» дополнить словами «, иных типов цистерн и контейнеров»
В термине «19. Проверяющая организация» слова «проведения периодических и промежуточных проверок» заменить словами «проведения первоначальных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок», после слов «цистерны (автоцистерны)» дополнить словами «, иных типов цистерн и контейнеров» - данная процедура обязывает члена Соглашения ДОПОГ выполнять главу 6 ДОПОГ, слова «металлических материалов», слово «материалов» исключить и дополнить словами «и неметаллических материалов» и, если будет определен компетентный орган, то термин изложить в следующей редакции «19. Проверяющая организация – утвержденная компетентным органом независимая организация, проводящая проверки и испытания».
Термин «24. Транспортное средство» после слов «к нему,» дополнить словами «воздушное судно, дрон,». Если в проекте исключили термин воздушное судно из термина «Транспортное средство», то тогда должен быть термин – воздушное средство и дополнительно определить понятие дрон, т.к. данное транспортное средство является средством перевозки опасных грузов.
В статье 2:
В третьем абзаце слова «воздушных судов,» исключить;
В четвертом абзаце слово «цистерн» дополнить словами «и контейнеров».
Слова «органом государственной охраны» заменить словами, которые конкретно определяют эти органы.
В статье 5 после слова «средства,» дополнить часть словом «контейнеры,»
В статье 8 слова «периодических и промежуточных проверок встроенных цистерн (автоцистерн), корпуса которых изготовлены из металлических материалов» заменить словами «проведения первоначальных, периодических, промежуточных и внеплановых проверок встроенных цистерн (автоцистерн), иных типов цистерн и контейнеров, корпуса которых изготовлены из металлических и неметаллических материалов».
В статье 9 слова «устанавливает порядок проведения оценок соответствия и проверок цистерн,» дополнить словом «контейнеров,»;
слова «в специально оборудованных местах проверки цистерн,» дополнить словом «контейнеров,».
В статье 17 слова «требования к цистернам,» дополнить словом «контейнерам,».
В статье 231 абзац «Перечни грузов повышенной опасности (повышенного риска) устанавливаются международными договорами Республики Беларусь, регламентирующими перевозку опасных грузов.» изложить в следующей редакции «Грузы повышенной опасности (повышенного риска) в Республике Беларусь определяются международными соглашениями и договорами, регламентирующими перевозку опасных грузов.»;
во втором абзаце слово «международными» дополнить словами «соглашениями и»;
четвертый абзац исключить, т.к. это ведет к образованию какой-то новой структуры в Республике Беларусь, удорожает перевозку грузов повышенной опасности (повышенного риска) и увеличения срока доставки грузов повышенной опасности (повышенного риска), что отрицательно скажется на имидже Республики Беларусь в данном виде перевозки грузов и приведет к объезду территории Республики Беларусь международными перевозчиками, а это возможно. Необходимо провести анализ и условия международных перевозок грузов повышенной опасности (повышенного риска) странами участниками соглашения в области перевози опасных грузов и тогда выходить с предложением. Стоит обратить внимание на то, что это затронет агропромышленный комплекс Республики Беларусь, других субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а также всех владельцев автомобилей, работающих на бензине (это груз повышенной опасности).
В предложении «Статья 3. Настоящий Закон» после слова «Закон» дополнить словами «вступает в силу».
Республика Беларусь не должна терять экономическую выгоду, также не должны быть ущемлены права субъектов перевозки опасных грузов, производителей транспортных работ и услуг и населения Республики Беларусь из-за неточностей, недоработок в проекте Закона о перевозке опасных грузов предлагаю проект Закона вернуть на доработку с учетом в новом проекте Закона международных и национальных требований в области перевозки опасных грузов.
30.04.2025 08:45:03
Пользователь
НОВИЧОКи Василий Мих, после их развернутых комментариев добавить особо нечего. Однако, хотел бы заострить внимание на том, что предлагаемый проект закона не предполагает выдачу разрешения на право проведения любых проверок, кроме периодических и промежуточных, и, кроме того, в тексте упоминаются только встроенные металлические цистерны (хотя бывают и невстроенные и неметаллические). Проведение, например, внеплановых проверок с точки зрения разработчиков проекта, вообще не предполагает необходимости выдачи разрешения? Т.е. можно делать кому угодно? (в таком случае это может привести к снижению уровня компетентности, тем более учитывая тот факт, что внеплановая проверка может засчитываться как промежуточная или периодическая, в зависимости от объема) Или же это будет прерогативой только лишь компетентного органа? (в таком случае это создаст огромные трудности для субъектов хозяйствования, которые будут вынуждены после ремонта цистерны повторно обращаться в компетентный орган)
30.04.2025 11:32:21
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться