• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»

15
закрыть тему
Инна Климова

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.0 23
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Пункт : 1 Подпункт : 4


В отношении пункта 1.1.

Чтобы понять
суть предлагаемых изменений  в этой части, которые инициатор хочет осуществить вынесенным на общественное обсуждение документом, обратимся к действующему законодательству: кто должен на сегодняшний день представлять сведения для включения в торговый реестр?

В Торговый реестр обязаны представлять сведения ряд субъектов хозяйствования, а именно (п. 5 ст. 20 Закона о торговле, подп. 8.1 п. 8 Положения о Торговом реестре):

- субъекты торговли;

- субъекты общественного питания;

- администрации торговых центров;

- администрации рынков.

Интернет-площадки, которые не являются сами продавцами, не относятся ни к одной из указанных категорий.

С 11.07.2024 установлено, что субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра, администрация рынка вправе осуществлять торговлю со дня включения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре, рынке, интернет-магазине, форме торговли в Торговый реестр. Кроме того, уведомительный принцип внесения сведений в Торговый реестр заменен на разрешительный (осуществлять торговлю можно только после включения соответствующих объектов в Торговый реестр). Таким образом, возникло дополнительное бюрократическое препятствие для удовлетворения покупательского спроса на товары.

Кроме того, необходимо обратить на следующий момент, изложенный в Главе 4. Порядок внесения сведений в Торговый реестр, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2021 N 363 (ред. от 10.07.2024) "О реализации Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (вместе с "Положением о Торговом реестре Республики Беларусь", "Положением об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов") :

Сведения о заявителях-нерезидентах, осуществляющих торговлю без использования торгового объекта, в том числе через интернет-магазин, вносятся в Торговый реестр уполномоченными органами по месту обращения заявителей-нерезидентов.

Следовательно, на сегодняшний день продавец-нерезидент должен самостоятельно пройти процедуру внесения его в торговый реестр

Инициаторы же вынесенного на общественное обсуждение документа в пункте 1.1 пытаются интернет-площадки переквалифицировать в интернет-магазины, что в корне противоречит самой природе интернет-площадки.

Интернет-площадка — это онлайн-ресурс (веб-сайт или мобильное приложение), который предоставляет возможность нескольким продавцам и покупателям взаимодействовать, торговать товарами или услугами, сравнивать предложения и заключать сделки без физического присутствия. По сути, это виртуальное пространство, объединяющее множество продавцов и их клиентов, а сам владелец интернет-площадки выступает в роли посредника, обеспечивая техническую и информационную поддержку торгового процесса.

То есть очевидна существенная разница с интернет-магазином, где один продавец продаёт свой товар. Кроме того, для интернет-площадки характерно разделение функций: Владелец площадки отвечает за создание и поддержку инфраструктуры, а продавцы сосредоточены на размещении товаров и управлении продажами.

Таким образом, становится очевидным, что владельцы интернет-площадок не являются продавцами и не должны включаться в торговый реестр, а пункт 1.1 представленного на общественное обсуждение документа является надуманным, устаревшим подходом к работе, не соответствующим современным реалиям и времени.

По поводу пункта 1.4 представленного на общественное обсуждение документа. Введение обязанности для субъектов хозяйствования, которые осуществляют продажу товаров дистанционно, разрабатывать и согласовывать перечни товаров, обязательные к наличию для реализации посредством дистанционной торговли – это требование применимо к стационарным торговым объектам, но никак не к дистанционной торговле. Ассортиментный перечень товаров (ассортиментный перечень) - это перечень товаров, которые должны находиться в продаже в торговом объекте постоянно или в течение определенного периода, что характерно для стационарных торговых объектов и актуально для магазинов у дома, фирменных магазинов. Но распространять такие требования на дистанционную торговлю – это полностью надуманный подход, не соответствующий времени.

Поэтому есть предложение:

на сайте МАРТ в отдельном разделе чтобы была создана интернет-платформа, на которой отечественные производители смогут предлагать потребителям к продаже свои товары с указанием адреса. Где их можно приобрести, и ввести перечни товаров, обязательные к наличию. Тогда потребитель сможет на одном сайте найти все потребительские товары, производимые в стране, сравнить цены, проанализировать и выбрать для себя более подходящий вариант. Таким образом министерство, заинтересованное в развитии торговли, могло бы оказать информационную поддержку развитию торгового процесса.

25.09.2025 17:10:06

Советник_1

Пользователь

НОВИЧОК
0
3.8 1

1.          В текущей версии проекта Указа
указано, что «Иностранное юридическое лицо ... вправе оказывать услуги интернет-площадки в Республике Беларусь... только в случае создания им на территории Республики Беларусь юридического лица», что создает неоднозначность по выбору организационно-правовой формы юридического лица и составу учредителей/участников (учредителем должно быть именно то иностранное лицо, которое оказывает такие услуги на иностранное территории, либо любое иное лицо), а также в определении того, кто же все-таки оказывает услуги на территории РБ и получает с этого доход: иностранное лицо, либо лицо, созданное на территории РБ. Но в то же время в проекте Указа предусмотрено, что владелец интернет-площадки оказывает услуги интернет-площадки, а владельцем интернет-площадки является лицо, зарегистрированное на территории РБ.

Предлагаю предусмотреть в части 2 п.1.1. проекта Указа, что оказывать услуги интернет-площадки в Республике Беларусь, а также осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет в Республике Беларусь вправе только юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь.

Таким образом, будет предусмотрено, что указанную деятельность может осуществлять белорусский субъект хозяйствования, а не иностранное (ый) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также устраняется неоднозначность по организационно-правовой форме юридического лица, составу учредителей/участников такой организации.

2.          Согласно п. 1.5. проекта Указа МАРТ вправе выносить решения об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении неисполнения владельцем интернет-площадки требований, предусмотренных подпунктами 1.1 – 1.4  пункта 1 проекта Указа. В соответствии с указанными пунктами нарушения могут быть как формального характера, не влекущие негативные последствия, так и создающие причинение вреда жизни и здоровью населения. Ограничение доступа к интернет-площадке, по сути, приостановление деятельности.

Предлагаю предусмотреть основания для ограничении доступа к интернет-площадкам по аналогии с основаниями для приостановления деятельности торговых объектов.

3.          Согласно п.1.7. проекта Указа допускается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака, реализуемых в магазинах беспошлинной торговли, на сайтах владельцев таких магазинов в сети Интернет.

В целях соблюдения принципов защиты здоровья населения, снижения социальной привлекательности такой продукции, а также отсутствия дискриминационных условий в отношении иных участников рынка, предлагаем предусмотреть единые условия по размещении рекламы указанной продукции для всех участников рынка.

26.09.2025 17:31:00

Ассоциация

Юрист

НОВИЧОК
0
6.8 22
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Подпункт : 1 Элемент текста : Указ Президента Республики Беларусь "О совершенствовании регулирования потребительского рынка"


ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Пункт 1.2. владельцы
интернет-площадок обязаны:

дополнить абзацем следующего содержания:

«обеспечивать условия для предоставления продавцом (исполнителем) полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) и продавце (исполнителе), и иные сведения, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативно-технической документацией, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю (при маркировке товара), в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя, включая следующие:

указывать всю информацию, которая требуется при маркировке товаров;

размещать фотографии упаковки со всех сторон, чтобы показывать всю обязательную для покупателя информацию.»

ОБОСНОВАНИЕ:

Для многих товаров (пищевые продукты, личная гигиена, косметика, одежда) состав является одним из главных критериев при выборе товара, так, как позволяет покупателю сделать выбор такого товара, который не нанесет вред здоровью – не вызовет аллергических реакций, раздражений кожи, иных последствий у людей имеющих чувствительную кожу или заболевания.

В связи с этим, прежде чем покупатель выберет и купит товар, он должен знать, что входит в его состав. Однако, большинство продавцов при описании товара на интернет-площадках не указывают полную информацию о товаре.

Например, продавец на интернет-площадке пишет: «мягкий как хлопок» и рисует цветы хлопка (хотя товар не содержит хлопка), но состав товара не указывает.

Покупатель, который купил товар на интернет площадке, может сравнить его с описанием на упаковке только при получении. Если описание товара на упаковке не соответствуют его ожиданиям - вместо хлопка он получил синтетику, он не может предъявить претензию ни владельцу интернет-площадки, ни продавцу (производителю). Потому, что при размещении на интернет-площадке не установлены требования к описанию товара (информация может быть неполной). При этом, на упаковке информация достоверная, соответствует требованиям законодательства, что также не позволяет уличить продавца (производителя) в обмане.

Таким образом, неполная информация при описании товара, указанная на интернет-площадке, вводит в заблуждение покупателя и не позволяем ему сделать правильный выбор.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров», иному законодательству, регулирующему вопросы маркировки товаров, технических регламентов, единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам) действующих на территории Таможенного союза, ТНПА на данный вид и/или группу товаров, должна содержаться обязательная информация, которая доносится до покупателя путем маркировки на упаковке товара.

В Законе Республики Беларусь от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», Статье 7. Информация о товарах (работах, услугах), сказано:

1. Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным настоящим Законом, иными актами законодательства, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1400-2023 (СТБ 1400-ХХХХ/ОР) «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.» в п. 4. подробно изложено какая информация должна доводиться для потребителя, чтобы быть однозначно понимаемой, полной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно потребительских, функциональных и эксплуатационных свойств товара, способов его применения (использования), комплектности или количества, а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность товара, и не мог ошибочно принять приобретаемый товар за другой, близкий к нему по назначению, внешнему виду или другим показателям. Однако указанный стандарт распространяется только на непродовольственные товары отечественного и зарубежного производства, реализуемые на территории Республики Беларусь в розничной торговле, и устанавливает общие требования к содержанию информации для потребителя, но не содержит подробных указаний по информации, которая предоставляется электронными средствами.

Как следует из вышеизложенного, действующим законодательством Республики Беларусь не установлены требования к содержанию и способам представления информации покупателю (потребителю) о товаре, реализуемом (предлагаемом) на интернет-площадках.

Поэтому необходимо включить в Проект Указа такие нормы, которые не позволят продавцам вводить в заблуждение покупателей (потребителей) и будут способствовать добросовестной конкуренции между производителями аналогичных товаров.

Полное описание товара (как маркировка на упаковке) и размещение фотографий упаковки должны показывать всю обязательную для покупателя информацию, включая состав, пищевую ценность, срок годности, условия хранения и информацию о производителе, поскольку продавец обязан предоставить потребителю полные и достоверные сведения о товаре, чтобы потребитель мог сделать осознанный выбор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1. В Законе Республики Беларусь от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», Пункт 1 Статьи 7 дополнить словом "интернет-торговле", изложив его в следующей редакции:

1. Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным настоящим Законом, иными актами законодательства, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и обычно предъявляемым в розничной торговле, интернет-торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1400-2023 (СТБ 1400-ХХХХ/ОР) «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.» распространить на интернет-торговлю.

28.09.2025 22:25:07

Ассоциация

Юрист

НОВИЧОК
0
6.8 22
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Подпункт : 2 Элемент текста : Указ Президента Республики Беларусь "О совершенствовании регулирования потребительского рынка"


Дополнительное обоснование
к Предложению о необходимости дополнить Пункт 1.2. Указа абзацем следующего содержания:

«обеспечивать условия для предоставления продавцом (исполнителем) полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) и продавце (исполнителе), и иные сведения, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативно-технической документацией, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю (при маркировке товара), в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя, включая следующие: указывать всю информацию, которая требуется при маркировке товаров; размещать фотографии упаковки со всех сторон, чтобы показывать всю обязательную для покупателя информацию.»

Необходимость дополнения Пункта 1.2. Указа подтверждается Федеральным законом от 31.07.2025 N 289-ФЗ "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации"

Статья 7. Размещение карточки товара, внесение изменений в карточку товара

1. При размещении карточки товара партнером, внесении им изменений в карточку товара оператор обязан:

1) обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке товара информации о данном партнере, товаре, работе, услуге, предлагаемых указанным партнером посредством размещения карточки товара, в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, а также:

а) информации о разрешениях, лицензиях, сертификатах или иных документах, имеющихся у партнера и необходимых для выполнения предлагаемых работ, оказания предлагаемых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) информации об обязательном или о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров требованиям, установленным актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", путем размещения ссылки на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую запись о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, порядок формирования и ведения которого установлен Правительством Российской Федерации, и (или) Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого утвержден Коллегией Евразийской экономической комиссии;

в) информации об исполнении требований по маркировке предлагаемых товаров в случае, если такие требования к товару установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;

г) информации о государственной регистрации предлагаемых товаров в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" путем размещения ссылки на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую запись о свидетельстве государственной регистрации продукции в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции;

д) информации о возможности приобретения товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 491-ФЗ "О приобретении отдельных товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата";

2) размещать в карточке товара информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке средствами идентификации, если такое требование установлено в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;

3) разместить в карточке товара информацию о том, что оператор не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг, не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, за исключением случаев, если оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени;

4) если партнером является иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее - иностранный партнер), размещать в карточке товара информацию о том, что товары, работы, услуги предлагаются в такой карточке иностранным партнером, а также информировать пользователя об особенностях покупки товаров, заказа работ, услуг у иностранного партнера;

5) размещать в карточке товара информацию о том, что партнер зарегистрирован в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если предлагаемый к продаже товар подлежит обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Оператор осуществляет проверку информации, содержащейся в размещаемой на посреднической цифровой платформе карточке товара, в соответствии с порядком, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и не допускает размещения карточки товара, содержащей информацию:

1) о продаже товаров, изъятых из оборота;

2) о продаже пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию в Реестре пестицидов и агрохимикатов и подлежащих такой регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) о продаже биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции и подлежащих такой регистрации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;

4) о продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий, не прошедших регистрацию и подлежащих такой регистрации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;

5) о продаже товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 1 настоящей статьи;

6) о продаже товара, подлежащего государственной регистрации предлагаемых товаров в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1 части 1 настоящей статьи;

7) о продаже товара, подлежащего маркировке в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств или законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, без размещения партнером в карточке товара информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 настоящей статьи;

8) о продаже товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", партнером, не зарегистрированным в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

3. Партнер вправе самостоятельно прекратить размещение карточки товара, содержащей предложение данного партнера, или ограничить доступ к такой карточке, в том числе посредством использования личного кабинета (при наличии).

4. Порядок осуществления оператором проверки содержащейся в размещаемой на посреднической цифровой платформе карточке товара информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 и частью 2 настоящей статьи, в том числе перечень используемых при такой проверке государственных информационных систем (реестров), и порядок взаимодействия с операторами указанных систем (реестров) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Правительство Российской Федерации вправе установить иные требования к карточке товара, в том числе требования к отображению информации о цене товара, размещению карточки товара, а также требования, без соблюдения которых оператор не вправе допускать размещение такой карточки товара на посреднической цифровой платформе.

6. Правообладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в случае обнаружения нарушения его исключительного права и законных интересов вправе обратиться к оператору с заявлением о прекращении размещения на посреднической цифровой платформе информации, нарушающей такое исключительное право.

28.09.2025 23:22:43

Ассоциация

Юрист

НОВИЧОК
0
6.8 22
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 1 Подпункт : 2 Элемент текста : Указ Президента Республики Беларусь "О совершенствовании регулирования потребительского рынка"


ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2:

Пункт 1.2. Указа дополнить
абзацем следующего содержания:

«устанавливать отличительный знак маркировки «Зроблена ў Беларусі» на товары, произведенные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке применения знака маркировки «Зроблена ў Беларусі»;

создавать отдельную группу товаров с отличительным знаком маркировки «Зроблена ў Беларусі» на интернет-площадках;

предоставлять приоритет товарам с отличительным знаком «Зроблена ў Беларусі» при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках;

при выборе покупателем товара конкретного иностранного товара обеспечивать одновременную рекомендацию предложения аналогичного белорусского товара.»

ОБОСНОВАНИЕ:

Обозначение белорусских товаров в торговле знаком «Зроблена ў Беларусі» - продвижение отечественного бренда как в Республике Беларусь, так и на мировых рынках, что способствует реализации товаров отечественных производителей и развитию белорусской экономики.

Аналогичные нормы введены и планируется ввести в государствах-членах ЕАЭС.

Примеры:

Республика Казахстан

В соответствии с  Правилами внутренней торговли, утв. Приказом и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 24 июля 2024 года № 290-НҚ О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264, Параграф 8. Электронная торговля:

200. Субъекты внутренней торговли при осуществлении продажи товаров на электронных площадках:

1) устанавливают отличительный знак маркировки «Сделано в Казахстане» на товары, произведенные в Республике Казахстан в соответствии со стандартом СТ РК 3837 по порядку применения знака маркировки «Сделано в Казахстане»;

2) создают отдельную группу товаров с отличительным знаком маркировки «Сделано в Казахстане» на электронных торговых площадках;

3) предоставляют приоритет товарам с отличительным знаком «Сделано в Казахстане» при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках.

Использование государственной символики на товарах соблюдается в соответствии с требованиями Конституционному закону Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан».

Кыргызская Республика

Постановлением Правительства КР от 24 января 2020 года № 26 "О внесении изменения в постановление Правительства  Кыргызской Республики "Об упорядочении торговой деятельности на территории Кыргызской Республики" от 30 сентября 2014 года № 560" Правила торговли отдельными видами товаров на территории Кыргызской Республики дополнены пунктом 22-1 следующего содержания:

В торговых залах площадью свыше 50 квадратных метров в каждом шелфтокером "Кыргызстандажасалган" ("Made in Kyrgyzstan", "Изготовлено в Кыргызстане").

В торговых залах площадью от 100 до 200 квадратных метров в каждом товарном ряду должны быть установлены легкие рекламные конструкции, размещенные над местом продажи товаров отечественного производства, с обозначением страны происхождения товаров шелфтокером "Кыргызстанда жасалган" ("Made in Kyrgyzstan", "Изготовлено в Кыргызстане").

В торговых залах площадью свыше 200 квадратных метров должны быть установлены информационные указатели, вывески, шелфтокеры и баннеры "Кыргызстанда жасалган" ("Made inKyrgyzstan", "Изготовлено в Кыргызстане") для привлечения внимания потребителя к месту продажи товаров кыргызского производства.".

Российская Федерация

По информации Министра промышленности и торговли Антона Андреевича Алиханова в настоящее время Минпромторг России подготовил и обсуждает с профильными ведомствами обновленную версию законопроекта о российской (или русской) полке.

Механизм законопроекта дает "маркетинговые преференции" отечественным производителям, чтобы уравнять их в конкурентных возможностях с более сильными с маркетинговой точки зрения зарубежными брендами через представленность на полках магазинов.  

В офлайн-торговле для торговых сетей будет устанавливаться минимальная доля российских брендов на полке, для каждой товарной категории своя.  

Для маркетплейсов предлагается установить обязанность — при выборе покупателем товара конкретного иностранного бренда маркетплейс должен обеспечить одновременную рекомендацию предложения аналогичного российского товара.

В соответствии с федеральной программой «Сделано в России», призванной помочь жителям страны познакомиться с отечественными брендами и повысить узнаваемость локальных производителей, российские товары попадают на онлайн «региональную витрину» на ведущих маркетплейсах страны. Это позволяет повысить узнаваемость российских (в том числе(локальных) брендов.

В 2025 году программу «Сделано в России» включили в нацпроект «Международная кооперация и экспорт», целью которого является продвижение национального бренда на рынках дружественных стран. Первым из регионов страны, включившимся в проект, стала Ростовская область, подписавшая соглашение с Российским экспортным центром о получении сертификата «Сделано в России» на основании сертификации в региональной системе «Сделано на Дону».

«Товары донских производителей в настоящее время представлены в специальных разделах «Сделано в Ростовской области» на ведущих маркетплейсах страны. Это стало возможным благодаря реализации федеральной программы «Сделано в России», входящей в новый нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Товары донских производителей представлены в специальных разделах «Сделано в Ростовской области» на маркетплейсах «Озон», «Мегамаркет» и «Вайлдберриз» – по состоянию на 1 апреля 2025 года количество уникальных карточек товаров превысило 100 тысяч».

Инициатива направлена на поддержку российских производителей, предоставляя им дополнительную возможность привлечь внимание к своим товарам. Раздел стал площадкой, где отечественные бренды смогут подчеркнуть уникальность своей продукции, а покупатели — открыть для себя новые локальные бренды. Сейчас к региональной витрине на маркетплейсе подключены 38 регионов, до конца 2025 года это число планируют увеличить до 50.

28.09.2025 23:48:57

Ассоциация

Юрист

НОВИЧОК
0
6.8 22

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3

Первый
абзац подпункта 1.5. пункта 1 Указа дополнить следующим:

"В случае неоднократного нарушения владельцем интернет-площадки требований, предусмотренных подпунктами 1.1 – 1.4 настоящего пункта, Министерство антимонопольного регулирования и торговли вправе исключить интернет-площадку из Торгового реестра." ОБОСНОВАНИЕ: Чем строже наказание, тем меньше нарушений, и соответственно, сократится число частых (регулярных) контрольных мероприятий государственных служб.  

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4

Подпункт 1.3. пункта 1 дополнить следующим абзацем:

1.3. владельцам интернет-площадки запрещается:

устанавливать неравные размеры вознаграждения за услуги, или снижать цены предлагаемого продавцом товара в неравных размерах на одинаковые виды товаров в разрезе наименований классификационных группировок товаров в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. N 83».

ОБОСНОВАНИЕ:

Принятие данной нормы позволит производителям конкурировать в равных условиях, не зависеть от влияния владельца интернет-площадки на цену товара.

Владельцы интернет-площадки не смогут навязывать свои условия продавцам (производителям) и оказывать влияние на реализацию того или иного товара неконкурентным способом, что будет способствовать реализации отечественных высококачественных импортозамещающих товаров.

29.09.2025 01:14:35

  • 1
  • 2
  • 1
  • 2

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте