Статья 120-1 Пунктом 46 Проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее – законопроект) предлагается дополнить Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (далее – ГК) статьей 120-1 в следующей редакции: «Статья 120-1. Саморегулируемые организации 1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность одного вида…» Наличие союза «либо» в данной норме означает, что «юридические лица и индивидуальные предприниматели» и «физические лица» будут являться членами разных саморегулируемых организаций. Между тем, в перечнях видов деятельности подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», п. 1 ст. 295 и п. 1 ст. 296 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) содержатся виды деятельности, которые могут осуществляться как физическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Фактически одни и те же виды деятельности могут осуществляться разными субъектами (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые будут являться членами разных саморегулируемых организаций, что не оправданно. Соответственно, союз «либо» из ч. 1 п. 1 ст. 120-1 ГК предлагается исключить. Статья 166-1 В Обосновании необходимости принятия Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» сказано: «43. В доктрине гражданского права особую группу юридических фактов составляют юридические значимые сообщения (заявления, уведомления, извещения, требования и т.п.). Эти факты представляют собой сознательные действия, которые совершаются для достижения соответствующих юридически значимых целей. Например, уведомление должника о состоявшейся цессии не выступает сделкой по передаче права требования, однако влечет последствие в виде освобождения кредитора от риска исполнения обязательства первоначальному кредитору (цеденту), поскольку такое исполнение должником обязательства будет считаться ненадлежащим. Правовая природа юридически значимых сообщений является предметом дискуссии в научной литературе, однако большинство исследователей отмечают, что такие сообщения отличаются от сделок, поэтому к ним не могут применяться положения о недействительности сделок и их последствиях. Вместе с тем правомерно ставить вопрос о том, возникли или нет последствия уведомления, предусмотренные законом или договором. В настоящее время законодательству известны многочисленные случаи, когда гражданские права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются в связи с соответствующими заявлениями, уведомлениями, требованиями и другими юридически значимыми сообщениями. Такие сообщения достаточно давно используются в договорной, корпоративной и судебной практике. Однако общего правила о том, когда лицо считается надлежащим образом уведомленным, а права, соответственно, возникшими, закон не предусматривает, что на практике приводит к спору о моменте возникновения, изменения или прекращения соответствующих прав у лица. Принимая во внимание вышеизложенное, а также в целях гармонизации с гражданским законодательством Российской Федерации, Гражданский кодекс которой содержит статью 166.1 «Юридически значимые сообщения», ГК РБ дополняется статьей 166-1 «Юридически значимые сообщения». Соответственно, пунктом 61 законопроекта предусматривается дополнить ГК статьей 166-1 следующего содержания: «Статья 166-1. Юридически значимые сообщения 1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним…». Помимо того, что правовая природа «юридически значимых сообщений» «является предметом дискуссии в научной литературе», так же и термин «сообщение» является неопределенным законодательством, многозначным и предметом дискуссий в научной литературе. Применение нормы с многозначным и дискуссионным составным термином будет вызывать проблемы на практике. Согласно абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) «информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Из чего можно сделать следующие выводы: 1) информация – это только сведения; 2) сведения могут быть представлены в различных формах. Законодательство Республики Беларусь не выделяет виды информации, относя к информации только «сведения». Иной подход встречается в зарубежном законодательстве. Так, в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон) содержится определение следующего термина: «1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В этой связи можно отметить следующее: 1. В ст. 2 Федерального закона «сведения» отделяются от «сообщения» и «данные» – это разные категории (множества); 2. В комментариях Федерального закона отмечается, что «Легальная дефиниция информации не делает различий между сведениями, данными и сообщениями, рассматривая все их как равные по правовому статусу виды информации». При этом в информатике принято разграничивать указанные категории. Так, «сведения» представляют собой информацию, рассматриваемую в содержательном аспекте, т.е. безотносительно к ее восприятию и использованию. В то же время «сообщение» представляет собой информацию, рассматриваемую в коммуникативном аспекте, т.е. как обмен сведениями, часть процесса общения между пользователями. Понятие «данные» (data) обычно используется применительно к информации, сгенерированной техническими устройствами или введенной в память компьютера (Кузнецов П.У. Основы информационного права. – М., 2014. С. 40). Однако юридический подход к определению понятия «информация» не улавливает данных нюансов. В ст. 2 Федерального закона также дается следующее определение: «10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети». Глоссарий модельного законодательства для государств - участников Содружества Независимых Государств в области интеллектуальной собственности, утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 37-17 от 17.05.2012 г., содержит определение следующего термина: «Электронное сообщение – информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур». В ст. 2 Модельного закона «Об электронных государственных услугах», утвержденного Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 34-7, содержится определение следующего термина: «сообщение – информация, посланная отправителем адресату, которая получена, зафиксирована и доступна для обработки, извлечения и восприятия в информационной системе адресата». Ранее действовавшие Методические рекомендации Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.03.2010 № 11 «По организации работы с электронными документами в организациях Республики Беларусь» содержали определение следующего термина: «Электронное сообщение (ЭС) – логически целостная совокупность структурированных данных, имеющих смысл для участников информационного взаимодействия, закодированная способом, позволяющим обеспечить ее обработку средствами вычислительной техники, передачу по каналам связи и хранение на машиночитаемых носителях информации». Терминологический словарь «Электронный документооборот: термины и определения», утвержденный Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 19.10.2015 № 39 (далее – Терминологический словарь) содержит иное определение данного термина: «214. Электронное сообщение – информационный пакет, носящий справочно-информационный характер и не регистрируемый в автоматизированной системе документационного обеспечения управления в качестве самостоятельного исходящего и входящего документа», где «64. Информационный пакет – информационный объект определенной структуры, передаваемый по сетевым коммуникациям или телекоммуникациям как единое целое. В системе электронного документооборота представляет собой электронное сообщение или файл-контейнер, содержащий один или несколько документов в электронном виде (электронных документов) с сопутствующими метаданными» и «63. Информационный объект – совокупность данных, которая может пересылаться, обрабатываться и храниться как единое целое». Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: 1) информация – это не только «сведения», но также «сообщения» и «данные». Соответственно, «сведения», «сообщения» и «данные» – это виды информации. Между тем, белорусский законодатель в ст. 1 Закона об информации относит к информации только «сведения», а остальные два вида информации не выделяются; 2) информация может быть представлена в различных формах; 3) сообщение направляется отправителем определенному (одному или нескольким) адресату; 4) при направлении электронных или иных сообщений происходит предоставление информации, при этом возможен обмен такими сообщениями; 5) законодательство Республики Беларусь не содержит определений термина «сообщение». Соответственно, для корректного применения п. 1 ст. 166-1 ГК необходимо внести изменения и дополнения в ст. 1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в части: 1) определения видов информации в содержании термина «информация» – «сведения», «сообщения» и «данные»; 2) определения терминов «сведения», «сообщение», «электронное сообщение» и «данные». Статья 713 Законодатель в п. 1 ст. 713 ГК закрепил юридическую возможность заключения самостоятельного договора на выполнение изыскательских работ и определил место данного договора в пределах подрядной группы договоров. При этом в §4 гл. 37 ГК практически отсутствуют нормы, которые касаются регулирования отношений, связанных с проведением изыскательских работ. Допуская в п. 1 ст. 713 ГК заключение самостоятельного договора на проведение изысканий, в последующих ст.ст. 714-717 ГК содержатся нормативные положения, которые в большей части применимы только при подготовке проектной документации. На уровне подзаконных нормативных актов этот пробел практически не восполняется. Можно отметить лишь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством», в котором также содержатся нормативные положения, в большей части применимые только при подготовке проектной документации. Во многом причиной такого подхода представляется отсутствие развитых теоретических положений, позволяющих выделить отличительные признаки договора на выполнение изысканий. В итоге заключение договора на изыскательские работы вызывает сложности на практике. Отсутствие в ГК положений о понятии и особенностях изыскательских работ, их видах зачастую приводит к тому, что стороны заключают обычный договор подряда, не учитывая специфику возникающих правоотношений по поводу проведения изысканий. Определение «изыскательские работы» в ГК и ином законодательстве отсутствует. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденном Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, отдельно не выделяются изыскательские работы как вид экономической деятельности. В то же время класс 7112 «Инженерные изыскания и предоставление технических консультаций в этой области» включает подкласс 71123 «Геодезическая и картографическая деятельность (без научных исследований и разработок)» входят: гидрологические изыскательские работы; геодезические изыскательские работы, связанные со сбором информации о форме, расположении и (или) границах участка земной поверхности различными методами, включая обход, фотограмметрические и гидрографические обследования. На практике договор подряда на выполнение изыскательских работ определяется как договор, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению инженерных изысканий. Предлагается: 1) выделить в гл. 37 ГК договор подряда на выполнение изыскательских работ в качестве отдельного вида договора подряда; 2) урегулировать данный договор в ГК.
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь»
Общественное обсуждение
30Юрист
ПРОФЕССИОНАЛПунктом 46 Проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее – законопроект) предлагается дополнить Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (далее – ГК) статьей 120-1 в следующей редакции:
«Статья 120-1. Саморегулируемые организации
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность одного вида…»
Наличие союза «либо» в данной норме означает, что «юридические лица и индивидуальные предприниматели» и «физические лица» будут являться членами разных саморегулируемых организаций. Между тем, в перечнях видов деятельности подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», п. 1 ст. 295 и п. 1 ст. 296 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) содержатся виды деятельности, которые могут осуществляться как физическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Фактически одни и те же виды деятельности могут осуществляться разными субъектами (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые будут являться членами разных саморегулируемых организаций, что не оправданно.
Соответственно, союз «либо» из ч. 1 п. 1 ст. 120-1 ГК предлагается исключить.
Статья 166-1
В Обосновании необходимости принятия Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» сказано:
«43. В доктрине гражданского права особую группу юридических фактов составляют юридические значимые сообщения (заявления, уведомления, извещения, требования и т.п.). Эти факты представляют собой сознательные действия, которые совершаются для достижения соответствующих юридически значимых целей. Например, уведомление должника о состоявшейся цессии не выступает сделкой по передаче права требования, однако влечет последствие в виде освобождения кредитора от риска исполнения обязательства первоначальному кредитору (цеденту), поскольку такое исполнение должником обязательства будет считаться ненадлежащим.
Правовая природа юридически значимых сообщений является предметом дискуссии в научной литературе, однако большинство исследователей отмечают, что такие сообщения отличаются от сделок, поэтому к ним не могут применяться положения о недействительности сделок и их последствиях. Вместе с тем правомерно ставить вопрос о том, возникли или нет последствия уведомления, предусмотренные законом или договором.
В настоящее время законодательству известны многочисленные случаи, когда гражданские права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются в связи с соответствующими заявлениями, уведомлениями, требованиями и другими юридически значимыми сообщениями. Такие сообщения достаточно давно используются в договорной, корпоративной и судебной практике. Однако общего правила о том, когда лицо считается надлежащим образом уведомленным, а права, соответственно, возникшими, закон не предусматривает, что на практике приводит к спору о моменте возникновения, изменения или прекращения соответствующих прав у лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также в целях гармонизации с гражданским законодательством Российской Федерации, Гражданский кодекс которой содержит статью 166.1 «Юридически значимые сообщения», ГК РБ дополняется статьей 166-1 «Юридически значимые сообщения».
Соответственно, пунктом 61 законопроекта предусматривается дополнить ГК статьей 166-1 следующего содержания:
«Статья 166-1. Юридически значимые сообщения
1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним…».
Помимо того, что правовая природа «юридически значимых сообщений» «является предметом дискуссии в научной литературе», так же и термин «сообщение» является неопределенным законодательством, многозначным и предметом дискуссий в научной литературе. Применение нормы с многозначным и дискуссионным составным термином будет вызывать проблемы на практике.
Согласно абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации) «информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Из чего можно сделать следующие выводы:
1) информация – это только сведения;
2) сведения могут быть представлены в различных формах.
Законодательство Республики Беларусь не выделяет виды информации, относя к информации только «сведения». Иной подход встречается в зарубежном законодательстве. Так, в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон) содержится определение следующего термина: «1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В этой связи можно отметить следующее:
1. В ст. 2 Федерального закона «сведения» отделяются от «сообщения» и «данные» – это разные категории (множества);
2. В комментариях Федерального закона отмечается, что «Легальная дефиниция информации не делает различий между сведениями, данными и сообщениями, рассматривая все их как равные по правовому статусу виды информации». При этом в информатике принято разграничивать указанные категории. Так, «сведения» представляют собой информацию, рассматриваемую в содержательном аспекте, т.е. безотносительно к ее восприятию и использованию. В то же время «сообщение» представляет собой информацию, рассматриваемую в коммуникативном аспекте, т.е. как обмен сведениями, часть процесса общения между пользователями. Понятие «данные» (data) обычно используется применительно к информации, сгенерированной техническими устройствами или введенной в память компьютера (Кузнецов П.У. Основы информационного права. – М., 2014. С. 40). Однако юридический подход к определению понятия «информация» не улавливает данных нюансов.
В ст. 2 Федерального закона также дается следующее определение: «10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети».
Глоссарий модельного законодательства для государств - участников Содружества Независимых Государств в области интеллектуальной собственности, утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 37-17 от 17.05.2012 г., содержит определение следующего термина: «Электронное сообщение – информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур».
В ст. 2 Модельного закона «Об электронных государственных услугах», утвержденного Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 34-7, содержится определение следующего термина: «сообщение – информация, посланная отправителем адресату, которая получена, зафиксирована и доступна для обработки, извлечения и восприятия в информационной системе адресата».
Ранее действовавшие Методические рекомендации Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.03.2010 № 11 «По организации работы с электронными документами в организациях Республики Беларусь» содержали определение следующего термина: «Электронное сообщение (ЭС) – логически целостная совокупность структурированных данных, имеющих смысл для участников информационного взаимодействия, закодированная способом, позволяющим обеспечить ее обработку средствами вычислительной техники, передачу по каналам связи и хранение на машиночитаемых носителях информации».
Терминологический словарь «Электронный документооборот: термины и определения», утвержденный Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 19.10.2015 № 39 (далее – Терминологический словарь) содержит иное определение данного термина: «214. Электронное сообщение – информационный пакет, носящий справочно-информационный характер и не регистрируемый в автоматизированной системе документационного обеспечения управления в качестве самостоятельного исходящего и входящего документа», где «64. Информационный пакет – информационный объект определенной структуры, передаваемый по сетевым коммуникациям или телекоммуникациям как единое целое. В системе электронного документооборота представляет собой электронное сообщение или файл-контейнер, содержащий один или несколько документов в электронном виде (электронных документов) с сопутствующими метаданными» и «63. Информационный объект – совокупность данных, которая может пересылаться, обрабатываться и храниться как единое целое».
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) информация – это не только «сведения», но также «сообщения» и «данные». Соответственно, «сведения», «сообщения» и «данные» – это виды информации. Между тем, белорусский законодатель в ст. 1 Закона об информации относит к информации только «сведения», а остальные два вида информации не выделяются;
2) информация может быть представлена в различных формах;
3) сообщение направляется отправителем определенному (одному или нескольким) адресату;
4) при направлении электронных или иных сообщений происходит предоставление информации, при этом возможен обмен такими сообщениями;
5) законодательство Республики Беларусь не содержит определений термина «сообщение».
Соответственно, для корректного применения п. 1 ст. 166-1 ГК необходимо внести изменения и дополнения в ст. 1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в части:
1) определения видов информации в содержании термина «информация» – «сведения», «сообщения» и «данные»;
2) определения терминов «сведения», «сообщение», «электронное сообщение» и «данные».
Статья 713
Законодатель в п. 1 ст. 713 ГК закрепил юридическую возможность заключения самостоятельного договора на выполнение изыскательских работ и определил место данного договора в пределах подрядной группы договоров. При этом в §4 гл. 37 ГК практически отсутствуют нормы, которые касаются регулирования отношений, связанных с проведением изыскательских работ. Допуская в п. 1 ст. 713 ГК заключение самостоятельного договора на проведение изысканий, в последующих ст.ст. 714-717 ГК содержатся нормативные положения, которые в большей части применимы только при подготовке проектной документации.
На уровне подзаконных нормативных актов этот пробел практически не восполняется. Можно отметить лишь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством», в котором также содержатся нормативные положения, в большей части применимые только при подготовке проектной документации.
Во многом причиной такого подхода представляется отсутствие развитых теоретических положений, позволяющих выделить отличительные признаки договора на выполнение изысканий. В итоге заключение договора на изыскательские работы вызывает сложности на практике. Отсутствие в ГК положений о понятии и особенностях изыскательских работ, их видах зачастую приводит к тому, что стороны заключают обычный договор подряда, не учитывая специфику возникающих правоотношений по поводу проведения изысканий.
Определение «изыскательские работы» в ГК и ином законодательстве отсутствует. В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденном Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85, отдельно не выделяются изыскательские работы как вид экономической деятельности. В то же время класс 7112 «Инженерные изыскания и предоставление технических консультаций в этой области» включает подкласс 71123 «Геодезическая и картографическая деятельность (без научных исследований и разработок)» входят: гидрологические изыскательские работы; геодезические изыскательские работы, связанные со сбором информации о форме, расположении и (или) границах участка земной поверхности различными методами, включая обход, фотограмметрические и гидрографические обследования.
На практике договор подряда на выполнение изыскательских работ определяется как договор, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению инженерных изысканий.
Предлагается:
1) выделить в гл. 37 ГК договор подряда на выполнение изыскательских работ в качестве отдельного вида договора подряда;
2) урегулировать данный договор в ГК.
22.07.2018 20:08:30
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться