Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»
Обсуждение проекта
Татьяна Довнер
0
02.12.2019
Было бы неплохо оговорить процедуру исправления ошибок в ЕГР по заявлению субъекта хозяйствования (в России есть подобная практика).
Владимир
0
02.12.2019
Ольга Смолянко,

ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь уже не требует что наименование должно содержать указание на его организационно-­правовую форму.
Татьяна
0
03.12.2019
Статья 16п.1настоящего проекта: Гос.регистрация юр.лица производится по месту его нахождения.
В то же время, согл.ст.14 п. 2 ЖК РБ: Использование жилого помещения не по назначению (в том числе размещение в жилом помещении организаций и их обособленных подразделений) допускается только после перевода его в нежилое, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и четвертой настоящего пункта. Насчет 2-ой части понятно, т. к касается ЧУП. А вот 4-ая часть гласит:Использование не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части без перевода в нежилые может осуществляться по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
А есть еще подп. 5.12 п. 5 Декрета №7, согл. которому субъекты хоз-ния вправе использовать для размещения офисных помещений и т. д объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в док-ах ЕГР и т.д.
Как видим, нормы ЖК и Декрета №7 не противоречат друг другу и возможность использования жилых помещений в предпринимательской деятельности , в частности для ООО, – для размещения юридического адреса, осуществления производственной деятельности — является одним из наиболее актуальных вопросов, волнующих учредителей создаваемых фирм, действующие организации и индивидуальных предпринимателей РБ.
Но, на самом деле, согл. приложению №17 Положения о государственной регистрации, жилое помещение может быть местом регистрации только и только  ЧУП и крестьянского хозяйства .
Может быть, пришло время привести в согласие нормативные правовые акты, касающиеся размещения юр.лиц, частности ООО, и осуществления их деятельности?!
Василий Ряузов
0
03.12.2019
На мой субъективный взгляд, действующего правового регулирования (Декрета) достаточно.
В отношении платы за выписку позицию сформулировал в первом сообщении, если будет время, также направлю отдельное сообщение против придания электронной почте статуса "обязательности к ежедневному прочтению".

Во вторую очередь хотел бы обозначить подход, который усложнит процесс привлечения инвестиций из-за рубежа (усложнение создания юридических лиц иностранными лицами)

Исходя из обоснования к проекту Закона:

"В целях сведения к минимуму возможности представления в
регистрирующий орган неактуальной информации срок действия
легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения (иного
эквивалентного доказательства юридического статуса организации в
соответствии с законодательством страны ее учреждения),
представляемой в регистрирующий орган для подтверждения статуса
учредителя - иностранной организации, предлагается уменьшить с одного
года до трех месяцев".

В то же время, обращаем внимание, что для предоставления выписки в регистрирующий орган Беларуси, иностранному лицу необходимо получить её на бумаге, до этого - запросить, (это первое действие, занимающее некоторое время), после чего необходимо её, например (если нет консульской легализации, отнимающей ещё большее время или нотариального удостоверения до апостилирования), апостилировать (это второе действие, занимающее время), затем необходимо выписку передать в Беларусь для целей подготовки документов для государственной регистрации (это третье действие занимающее время), после чего следует перевод выписки (четвёртое действие, занимающее время), после чего, нотариальное свидетельствование подписи переводчика (пятое действие, занимающее время), после чего, переведённая информация будет внесена в документы для государственной регистрации белорусскими юристами (шестое действие, занимающее время).
После того, как документы будут подготовлены, их необходимо согласовать. Чем более значительные инвестиции будут идти в Беларусь, тем более формально и тщательно подойдут к этому вопросу согласующие лица, соответственно только лишь седьмое действие может занять не одну неделю. И наконец, можно готовить визит иностранных учредителей  (иностранных или местных представителей) на государственную регистрацию. Соответственно, сама подача, это восьмое действие, занимающее время. Предположим, что в ходе подачи или подготовки документов возникнет какой-то вопрос, требующий длительного времени на разрешение, получается, что нужно заказывать выписку вновь, и проделывать практически все те хе действия (1-5).  

Обратимся к международному опыту.
Насколько я могу судить, нормы о гос.регистрации Российской Федерации, не устанавливают никакого срока (пп. "г" ст. 12 Закона N 129-ФЗ, абз. 5 п. 18 Административного регламента)):
Так, в самом Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

В руководстве по подготовке документов для государственной регистрации в Литве (https://www.registrucentras.lt/jar/atmintines/e-gidas.php?l=2&tipas=uab&steig-jar=on)  также не указано на установление какого-либо срока действия выписки.

Таким образом, считаю, что установление срока действия выписки из иностранного реестра является созданием дополнительного барьера для государственной регистрации субъектов хозяйствования с иностранным участием.
Васіль Завадскі
0
03.12.2019
Социально-информационное учреждение "ТаймАкт" поддерживает предложения просветительского учреждения "Центр правовой трансформации" по проекту Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»:

Предложение 1.

Юридический адрес.
Ст. 16 проекта закона, как и действующее в настоящее время законодательство, предусматривает возможность размещения юридического адреса в жилом помещении только для некоторых коммерческих организаций: унитарные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Для некоммерческих организаций, например, учреждений, как и в настоящее время, возможность размещения юридических адресов в жилых помещениях проектом закона не предусматривается. Такой подход создает условия для неравного положения коммерческих и некоммерческих организаций в стране. Кроме того, в отличие от разрабатываемого в настоящее время проекта закона «Об общественных объединениях», в котором на данном этапе установлена возможность размещения общественными объединениями юридического адреса в индивидуальном жилом доме после согласования с местными органами власти, в рассматриваемом проекте закона такой прямой нормы для некоммерческих организаций также нет. Исходя из сложившейся практики отказов в согласовании размещения юридических адресов учреждений в индивидуальных жилых домах в связи с отсутствием в законодательстве такой прямой нормы и аналогичных разъяснений Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства совместно с управлением Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь по этому поводу (несмотря на предусмотренную ст. 17 Жилищного кодекса возможность согласования использования индивидуального жилого дома не по назначению), можно сделать вывод, что если в рассматриваемый закон такая возможность внесена не будет, то учреждения не смогут размещать юридические адреса и в индивидуальных жилых домах.

Предлагаем ст. 16 проекта закона дополнить формулировкой следующего содержания:
Допускается размещение юридических адресов некоммерческих организаций в блокированных, одноквартирных жилых домах или их части без перевода в нежилые в порядке, предусмотренном законодательными актами.
Кроме того, необходимо вообще предусмотреть возможность нахождения учреждений в жилом помещении (квартире, доме) физического лица – собственника имущества учреждения без дополнительных согласований по аналогии с унитарными предприятиями.  
В законодательстве большинства европейских стран, нет отдельных положений, регулирующих вопросы размещения некоммерческих организаций. Как правило, в таких законах содержится просто требование о необходимости наличия юридического адреса (информации об офисе, местонахождении, штаб-квартире, адреса для связи с органами организации) в регистрационных документах некоммерческой организации, без дополнительных требований о том, где этот юридический адрес может размещаться. Таким образом, организация может размещаться как в административном помещении, так и в жилом доме. Подобные положения есть, например, в законодательстве Албании, Армении, Болгарии, Грузии, Латвии, Словакии.

Предложение 2.

Процедура смены собственника учреждения.
Проект закона, как и действующее в настоящее время законодательство, не проливает свет на существующую в настоящее время нерешенную правовую проблему – смена собственника учреждения. В противовес этому законодательство напрямую регулирует вопрос смены учредителя унитарного предприятия, в котором правовые отношения между собственником имущества и созданным им юридическим лицом аналогичны таким отношениям в учреждении, через процедуру купли-продажи предприятия как имущественного комплекса.
Как сообщает на своем сайте Просветительское учреждение "Центр правовой информации", о необходимости осуществления процедуры купли-продажи предприятия как имущественного комплекса для смены учредителя учреждения было разъяснено представителю Центра при личном обращении в Управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома. В то же время распространение процедуры купли-продажи предприятия как имущественного комплекса на учреждения является необоснованным и неоправданным.
Во-первых, в соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь объектом такой купли-продажи могут быть только предприятия. Имущественный комплекс — это имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации не создаются с целью осуществления предпринимательской деятельности, более того, большинство из них такой деятельности не ведет.
Во-вторых, продажа предприятия как имущественного комплекса предполагает значительные финансовые затраты в виде стоимости услуг аудитора по подготовке аудиторского заключения, стоимости услуг кадастрового агентства по регистрации имущественного комплекса, а также государственных пошлин за регистрационные действия, что является практически невозможным для некоммерческой организации, которая не создается с целью извлечения прибыли.

Предложение 3.

Требования к наименованию некоммерческой организации.
В отличие от действующего законодательства проект закона не предусматривает согласование наименования, в то же время в проект закона (ст. 28) вносится новое основание для неосуществления регистрации: несоответствие названия юридического лица требованиям законодательства.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь наименование некоммерческой организации должно содержать указание на его организационно-правовую форму, а также на характер деятельности. В тоже время законодательство не определяет понятия «характер деятельности».
В настоящее время процесс согласования наименования такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как учреждение, очень трудоемкий. Многие создаваемые учреждения неоднократно обращаются за согласованием наименования, получая многократные отказы в согласовании в связи с отсутствием в нем характера деятельности, хотя, по мнению учредителей, характер деятельности в наименовании отражен.
Ситуация отягощается тем, что регистрирующие органы предъявляют разные требования к наименованиям при согласовании наименований создаваемых учреждений.
Так, например, регистрирующим органом было отказано в согласовании наименования Частное социально-информационное Учреждение “Женское дело” в связи с тем, что предложенное к согласованию наименование учреждения не соответствует законодательному требованию об указании в наименовании характера деятельности. В итоге было согласовано наименование Частное социально-информационное учреждение поддержки женщин «Женское дело».  В тоже время согласованы такие наименования, как Социально-информационное учреждение «ТаймАкт», Социально-информационное учреждение «Городское развитие», Благотворительное социально-информационное учреждение «Пространство успеха» и т. п. Также на практике специалисты регистрирующих органов при согласовании наименований создаваемых учреждений осуществляют расширенное толкование норм действующего законодательства. Так, например, регистрирующим органом было отказано в согласовании наименования Консультационное учреждение “Идентичность и право” в связи с тем, что согласование наименований юридических лиц, создаваемых в форме учреждений, указывающих в качестве характера деятельности просветительскую деятельность (и производные от нее), может быть произведено только при условии отражения в наименовании соответствующего конкретного направления распространения знаний (сферы, области деятельности) (п.п. 1.94. п. 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20).  Таким образом, специалистами регистрирующего органа был сделан необоснованный вывод, что слово «консультационный» является производным от «просветительский». В тоже время согласованы такие наименования учреждений, как Информационно-консультационное учреждение «Содействие развитию бизнеса», Информационно-консультационное учреждение «Деловая логика». Таким образом, регистрирующие органы при согласовании наименований учреждения предъявляют не единообразные и субъективные требования к наименованиям создаваемых учреждений при определении характера деятельности в них. В такой ситуации отсутствие процедуры согласования наименования существенно затруднит регистрацию некоммерческих организаций.
В этой связи предлагаем для избежания подобной практики, ухудшения положений некоммерческих организаций в Беларуси и ситуации с регистрацией юридических лиц в целом, а также увеличения нагрузки на судебные органы в связи с появлением большего количества обращений в суды в связи с неосуществлением регистрации:
1)    определить в законодательстве Республики Беларусь понятие «характер деятельности» для целей возможности его обозначения в наименовании создаваемой некоммерческой организации,
2)    предусмотреть в законе действующую в настоящее время процедуру согласования наименования.

Учреждение "ТаймАкт" поддерживает также исключение из проекта закона по сравнению с действующим на данный момент законодательством непонятной и одиозной нормы о том, что ликвидация учреждения может быть осуществлена по решению регистрирующего органа в случае непринятия собственником имущества, руководителем учреждения мер по смене собственника имущества учреждения, руководителя такого учреждения, состоящих на профилактическом учёте в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений.
L Олег
14
05.12.2019
В проект Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» предлагается (далее - проект).
Абзац четвёртый пункта 1 стать 4 проекта изложить в слудующей редакции:
"утверждает типовой устав (учредительный договор) (далее - типовой устав) юридического лица соответствующей организационно-правовой формы на белорусском и русском языках;".
Пункт 1 статьи 26 проекта изложить в следующей редакции:
“1. Заявление о государственной регистрации подписывается: при государственной регистрации юридического лица - собственником имущества или учредителями юридического лица. Если количество учредителей юридического лица более двух, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления и сведений о собственниках имущества (учредителях), о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании организации.".
Абзац пятый подпункта 3.2 пункта 3 статьи 43 проекта изложить в следующей редакции:
"В случае электронной государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя для открытия текущих (расчетных) банковских счетов в банк или  *  кредитнофинансовую организацию представляются электронные документы, свидетельствующие об осуществлении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Указанные документы могут быть предоставлены в электронном формате.".
Команда Академии МВД "VVV"
0
05.12.2019
Модератор новостей,
Ознакомившись с Законопроектом и Обоснованием необходимости его принятия выражаем следующее мнение:
1. Положительные черты:
Настоящий законопроект направлен на регулирование общественных отношений в сфере регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования. В настоящее время данная сфера регулируется Декретом Президента № 1 от 26.01.2009 года
«О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Логично провести параллели между законопроектом и действующим Декретом.
Несмотря на то, что Декрет, как вид нормативно-правового акта, согласно ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь, а также ч. 2 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О нормативно правых актах», регулирует наиболее важные общественные отношения, в законах гораздо чаще и шире раскрываются общие положения нормативно-правового акта. В Законопроекте в ст. 1 закреплены основные термины и их определения, которых ранее не было в белорусском законодательстве. Стоит отметить с положительной стороны, что данная статья не носит бланкетную форму, что кардинально упрощает задачу при дальнейшем прочтении и практическом применении настоящего Законопроекта. В дальнейшем, в ходе изучения общих положений, можно найти те положения, которые отсутствуют в Декрете.
В п.п. 3-5 ст. 19 Законопроекта закреплены положения о документах, необходимых для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Проводя аналогию с Декретом (п. 17 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования) стоит отметить о значительном расширении соответствующей нормы. В Законопроекте идёт речь о возможном применении автоматизированной информационной системы единого расчетного центра и информационного пространства, как способ оплаты государственной пошлины. Предоставленная возможность значительно облегчает процесс регистрации индивидуального предпринимателя. Подобная возможность существует в российском законодательстве. Согласно Приложению № 20 Приказа ФНС Российской Федерации «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ), заполнить квитанцию для оплаты государственной пошлины за регистрацию в качестве ИП автоматически можно с помощью официального сервиса от ФНС Российской Федерации. Также в этом Приказе, а именно в п.п. 1.1 Приложения № 20 закреплено, что форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. На основании выше изложенного предлагается последовать примеру российского законодателя и создать возможность подавать заявление для регистрации ИП в электронном виде на всей территории Республики Беларусь.
В Законопроекте, в отличии от Декрета, положения, предусматривающие возможность приостановления деятельности индивидуального предпринимателя, были выделены в отдельную главу. Глава находится после главы о регистрации ИП, что кажется более логичным
(в Декрете эти положения находятся в Положении о ликвидации и прекращении деятельности ИП).
2. Концептуальные положения.
Преамбула проекта закона декламирует, что закон направлен на совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности, однако говорить об этом не совсем корректно. Поскольку, во-первых, на момент государственной регистрации субъектов хозяйствования никакой предпринимательской деятельности они не осуществляют; (и к моменту государственной регистрации ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования  такая деятельность уже не осуществляется. Кроме того, проект Закона регламентирует и порядок государственной регистрации отдельных видов некоммерческих юридических лиц.
Определение «субъекты хозяйствования», содержащееся в п. 4 ст. 1 проекта Закона сформулировано некорректно не соответствует нормам действующего законодательства, а также не отражает всех существующих наработок в теории гражданского и хозяйственного права. Кроме того, такая формулировка создает коллизию п. 4 ст. 1 проекта Закона и положений ГК Республики Беларусь.
По сфере действия в ст. 3 проекта Закона следует обозначить, что настоящий Закон не распространяет свое действие на порядок создания государственных органов и государственных юридических лиц, положения о которых утверждены актами законодательства.
Как основополагающий нормативный правовой акт проект Закона не содержит переходных положений, в частности, не предусматривает положений об обратной силе закона.
3. Юридические ошибки
Одним из важнейших требований, предъявляемых в процессе регистрации юридического лица, является представление в регистрирующий орган учредительных документов, которые по своей форме и содержанию должны соответствовать требованиям законодательства. Так, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляется устав. Ст. 20 Закона определяет основания и порядок внесения изменений в устав юридического лица. Для того чтобы содержание настоящего Закона последовательно закрепляло правовые основы государственной регистрации юридических лиц представляется целесообразным дополнить Закон положениями, конкретизирующими нормы ст. 48 ГК о содержании учредительных документов (см., например, ст. 8 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»).
4. Ошибки юридической техники
Нецелесообразно наличие в проекте Закона п. 3 ст. 6, поскольку его содержание не согласуется с теорией об органах юридического лица.
В ст. 7 проекта Закона Министерство юстиции Республики Беларусь определяется как контролирующий орган за деятельностью регистрирующих органов. В тоже время в ст. 5 проекта Закона Министерство юстиции выступает в качестве последнего (регистрирующего органа).
В абз. 5 п. 1 ст. 10 проекта Закона должны быть отражены сведения не о «ликвидации ...», а о «начале процедуры ликвидации ...».
В ст. 17 проекта Закона целесообразно предусмотреть минимально необходимый размер уставного фонда коммерческой организации в целях обеспечения защиты интересов кредиторов юридического лица.
В предложенном законопроекте закреплены слишком длительные сроки хранения регистрационные дел (ч. 4 ст. 13 Регистрационное дело субъекта хозяйствования в электронной форме хранится в течение семидесяти пяти лет с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении субъекта хозяйствования из данного регистра).
Полагаем, следует дополнительно изучить Инструкцию  по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную  постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, а также Закон Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» для приведения к единообразным требованиям сроков хранения официальных документов.
Алла
0
05.12.2019
Модератор новостей,    Закон затронет много людей. Так, .ИПэшник. Предпенсионного возраста, имеющий пока место основной работы, окажется незащищенным перед непродлением контракта,банкротством или закрытием своего предприятия, переездом,болезнью, неурожаем, если его деятельность: сдача на на предприятия излишков сельхозпродукции, мёда и др,если ему его ИП принудительно закроют при неосуществлении деятельности какой-то период.    Мнение:    Зарегистрированное ИП для людей,имеющих место основной работы, когда на работе с9до 18,а в существующих реалиях и позже и с захватом выходных,  не даёт возможности полноценно работать,как ИП. Поэтому таким работникам нужно оставить шанс числиться ИП и закрывать только с их согласия. ИП-пенсионеры с нашими низкими пенсиями после изменений в пенсионном законодательстве- это шанс  хоть как-то выжить, имея возможность как ИП. оказывать разовые услуги для юрлиц или сдавать излишки сельхозпродукции с дачи, мёд и др
Алла
0
05.12.2019
Давно назрела принудительная ликвидация общественных организаций,таких, например, как :  ТС, перешедших на обслуживание в ЖРЭО, жилищных и гаражных кооперативов, которые после приватизации собственниками своего имущества и Выхода Закона о земле превратились в виртуальные  сообщества, не нужные собственникам и  собирающие взносы только на зарплату не нужной собственникам администрации. Собрания в них проводятся только на бумаге, должности распределяются между приближенными, они ФАКТИЧЕСКИ давно не осуществляют ту деятельность, ради которой создавались при строительстве 20-40 лет назад.   Мнение:   ТОварищества  собственников жилья ликвидировать при переходе на обслуживание в ЖРЭО в течение месяца после решения исполкома, кооперативы жилищные и гаражные ликвидировать, предложив собственникам заключать договора на уборку,охрану, и т.п. С юрлицами, выигравшими тендера на соответствующие услуги
Татьяна
0
05.12.2019
Предлагается следующее:

п. 4 ст. 22 – изложить в следующей редакции (предложенное выделено курсивом):
4. Уведомление, направленное юридическим лицом, подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.
Уведомление, направленное индивидуальным предпринимателем, подписывается этим индивидуальным предпринимателем или иным лицом, уполномоченным в соответствии доверенностью действовать от имени этого индивидуального предпринимателя.
п. 6 ст. 22 – а если подается уведомление о замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), изменения состава ликвидационной комиссии – эти сведения отражаются же в ЕГР. Поэтому предлагается дополнить «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

примечание № 2 к ст. 30 – почему расширили понятие заведомо ложных сведений?
Формулировка в проекте: «Под представлением заведомо ложных сведений в настоящей статье понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих отношение к государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.»
В настоящий момент формулировка следующая: «о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации» – предлагается также и перенести в закон (ведь можно сказать, что все факты так или иначе имеют отношения к государственной регистрации).
Команда Академии МВД "Innovators"
0
05.12.2019
В ходе обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»  и Обоснования необходимости его принятия, выражаем свое мнение по некоторым критериям:

1. Концептуальные положения
После проведенного нами анализа проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – проект Закона), а также подробно изучили Обоснования, предложенные законодателем, его принятия, можем сделать некоторые выводы по его содержанию и выделить основные моменты, которые, по нашему мнению, подлежат внесению в данный нормативно-правовой акт.
Наш анализ данного проекта Закона прежде всего был посвящен актуальной проблеме, а именно регулированию и закреплению правовых основ государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. На данный момент на законодательном уровне данный вопрос регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1, который был создан в целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Анализируемый нами проект Закона направлен на установление правовых основ государственной регистрации, ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направлен на совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности. Таким образом, мы видим, что представленный проект Закона предлагает нам более инновационные для нашей страны способы и методы правого регулирования данного вопроса. Однако в процессе анализа мы также обращались и к другому не менее важному Закону Республики Беларусь от 17 июля 2017 года № 130-З «О нормативных правовых актах» без соблюдения норм которого невозможно существования ни одного нормативно-правого акта в Республике Беларусь.
Настоящий проект Закона устанавливает правовые основы государственной регистрации, ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, к которым не отнесены фонды, общественные объединения и ряд иных некоммерческих организаций. Однако глава 2 Закона посвящена ведению Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, положения которой актуальны и в отношении регистрации юридических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 11 апреля 2013 г. № 15-9, Республике Беларусь предложено разработать и принять закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» как основополагающий акт. Разработанный проект Закона нельзя считать таковым, так как он регламентирует правовые основы государственной регистрации только отдельных видов юридических лиц. Например, аналогичные законы Российской Федерации, Украины, Казахстана закрепляют правовые основы государственной регистрации юридических лиц в целом, а не только субъектов хозяйствования. В качестве возможного предложения следует рассмотреть вопрос о дополнении проекта Закона отдельной главой (главами), содержащими общие положения о государственной регистрации, ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, а также изменить название закона, придав ему тем самым статус основополагающего акта в данной сфере.

2. Юридические ошибки
Абзац 4 части 2 пункта 1 статьи 4 проекта Закона оперирует категориями устав и учредительный договор как тождественными понятиями. Два этих понятия по сути разные, учредительные документы определяются через категорию «типовой устав». Такое использование является некорректным и противоречит положениям Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Кроме того, в проекте Закона следует дать четкое определение этим категориям, поскольку таковые отсутствуют в законодательстве. Такая же ошибка нашла отражение в абзаце 4 пункта 3 статьи 14 проекта Закона.
В пункте 4 статьи 9 проекта Закона не следует говорить о принадлежности регистрационного номера ликвидированному юридическому лицу. Целесообразно оставить положение, согласно которому ранее использованный регистрационный номер нельзя присвоить другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В пункте 6 статьи 9 проекта Закона, по нашему мнению, целесообразно использовать категорию «правообладатель» вместо категории «владелец» ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пункт 1 статьи 14 проекта Закона не совсем корректно сформулирован, на наш взгляд, определять государственную регистрацию субъектов хозяйствования, через акт признания и подтверждением государством юридически значимых фактов – не является верным. Такое определение позволяет, сделать вывод о том, что государственная регистрация – это юридический факт, которым признается другой юридический факт.
В пункте 2 статьи 14 проекта Закона содержится указание на заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, кроме банков. Однако, такое исключение затрагивает большее количество субъектов хозяйствования.
3. Ошибки юридической техники
Согласно главе 4 статьи 28 Закона Республики Беларусь  от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», одним из основных требований к нормативно правовому акту является «полнота правового регулирования нормативным правовым актом соответствующих общественных отношений», а также согласно пункту 4 «В целях обеспечения полноты правового регулирования соответствующих общественных отношений в нормативном правовом акте должны предусматриваться комплексное регулирование общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования этого акта, исключающее пробелы в правовом регулировании и излишние отсылочные и бланкетные нормы, а также меры по реализации его положений». Однако, в данном проекте Закона имеется достаточно большое количество отсылочных норм к «иным законодательным актам», что, по нашему мнению, не соответствует требованиям законопроекта.
Пункты 3 и 4 статьи 3 проекта Закона не последовательно отображают избранную законодателем терминологию «ликвидация (прекращение деятельности)». Кроме того, нельзя отождествлять юридический порядок  ликвидации юридического лица и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Та же ошибка содержится в абзаце 5 пункта 1 статьи 10 проекта Закона.
В статье 5 проекта Закона не указаны все возможные виды регистрирующих органов и субъектов хозяйствования, имеющих специфический предмет деятельности. Нет преемственности положений Декрета Президента Республики Беларусь № 1 от 26.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Пункт 2 статьи 6 проекта Закона определяет, что регистрирующие органы могут осуществлять деятельность по технической и (или) криптографической защите информации в качестве Удостоверяющего центра. На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в проекте Закона положения, определяющие основания, направления и принципы деятельности регистрирующих органов в качестве Удостоверяющих центров.
В соответствии со статьей 29 проекта Закона неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений, внесенных в уставы юридических лиц, изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, могут быть обжалованы в суд, рассматривающий экономические дела, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате неосуществления государственной регистрации, в течение трех лет с даты неосуществления регистрирующим органом государственной регистрации.
Представляется целесообразным закрепить в данном случае специальный сокращенный срок для обжалования (например, один год), что будет способствовать всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств принятия регистрирующим органом обжалуемого решения, а также стимулировать заявителей к своевременной защите своих прав.
В данном проекте Закона не регламентирован порядок действий регистрирующего органа при предоставлении юридическим лицом недостоверной информации при его регистрации. Полагаем, что следует закрепить следующую норму: «В течение тридцати дней с момента направления уведомления о предоставлении недостоверной информации, юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном регистре  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о юридическом лице».
Также, считаем необходим указать в пункте 3 статьи 37 проекта Закона правовые последствия. В противном случае, статья просто является дублером обязанностей государственных органов, вытекающих из правил обязательного страхования.
В пункте 13 статьи 41 проекта Закона необходимо указать, в какие сроки при внесении регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица, индивидуального предпринимателя, регистрирующий орган обязан уведомить индивидуального предпринимателя о сделанной записи в целях своевременного прекращения своей деятельности юридическим лицом.