[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 и от 2 июля 2019 г. № 449» (вопросы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве)
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2019 г. №449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов».
Сроки проведения обсуждения: с 1 по 11 июня 2021 г.
31.05.2021 08:21:56
Ольга Бредихина
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Рассмотрев проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 и от 2 июня 2019 г. № 449» (далее – проект постановления) предлагаются следующие изменения и дополнения. В целях принятия мер по борьбе с злоупотреблениями при участии в закупках и обеспечения добросовестной конкуренции, считаю необходимым изменить условия применения преференциальной поправки в размере 25 % (работы, услуги должны выполнятся без привлечения соисполнителей) путем внесения следующих изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее – постановление № 395): часть 1 абзац 3 подпункта 1.5. изложить в следующей редакции: «25 процентов – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, и при условии выполнения работ (оказания услуг) по предмету закупки собственными силами, в том числе силами инвалидов, без привлечения соисполнителей.». Также необходимо предусмотреть возможность изменения подхода в части условий подтверждения преференциальной поправки: абзац 6 подпункта 1.6. дополнить словами «и документ о доле оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, выданный уполномоченным государственным органом». Для поддержки инвалидов, нанимаемых зачастую на низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу, считаю также необходимым закрепить долю оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда организации, достаточную для применения преференциальной поправки (например, не менее 30%). Необходимо также предусмотреть дополнительные основания изменения условий договора с учетом специфики строительной деятельности. Предлагаю внести изменения в подпункт 1.8 постановления № 395 путем добавления следующих оснований изменения условий договора: выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств; существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства; уменьшения предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год; существенного нарушения установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования); нарушения установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ по вине заказчика; приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон. Также в проекте постановления считаю необходимым уточнить позиции для включения в приложение 1 к постановлению № 395, в части предоставления подтверждающих документов о наличии опыта выполнения работ (оказания услуг). Должно быть установлено минимальное количество договоров для подтверждения опыта, например, по аналогии с требованием о представлении отзывов (не менее 3-х). Отзывы должны быть представлены на объекты, содержащиеся в реестре договоров. Предлагаю изложить соответствующие требования в столбце таблицы «документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям к участникам» в отношении строительных работ, услуг (по кодам ОКРБ 007-2012: 41.0 – 43.9 и 71.1) в следующей редакции: «реестр договоров (не менее 3-х) о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг)», составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки).
07.06.2021 08:20:57
Дмитрий
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
"Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по такому договору должен оставлять не менее 50 процентов размера аванса."
Как быть с дорогостоящими материалами и оборудованием? Откуда подрядчику взять 1 миллион рублей с целевого аванса на оборудование в 2 миллиона? А текущие авансы? У подрядчика не хватает оборотных средств, он просит текущий аванс у заказчика и чтобы получить этот самый аванс, ему надо из оборотных средств, которых ему не хватает, найти половину суммы этого аванса. Теряется весь смысл авансирования. Можно было просто написать что авансы не допускаются.
07.06.2021 10:27:47
Денис Дергачёв
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
0
Предложения к Проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 и от 2 июля 2019 г. № 449» (вопросы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве) (далее – Проект). 1. Согласно представленному проекту приложение 1 к постановлению Совета Министров от 15.06.2019 №395 предлагается дополнить требованиями к документам и (или) сведениям, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам процедуры закупок в строительстве (далее – изменения приложения 1 к постановлению №395). В частности, участникам необходимо предоставлять при проведении процедуры закупок следующие документы: «реестр договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки)»;
«не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, сопоставимых по цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) за последние три года».
2. При подготовке Проекта изменения приложения 1 к постановлению №395: не было проведено научных исследований в области правоотношений в закупке строительных работ и сферы их регулирования, не было исследованы обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования Проекта; не было в целом изучены последствия принятия подобных изменений с точки зрения возможности участия малого и среднего предпринимательства при проведении государственных закупок строительных работ на объектах капитального ремонта и модернизации. 3. Согласно обоснований к Проекту в части изменения приложения 1 к постановлению №395 указано, что: «Установленные требования позволят обеспечить выбор наиболее квалифицированных подрядных организаций и соответственно обеспечить высокое качество выполняемых работ (услуг), а также сдачу объектов в нормативные сроки.», «проект постановления позволит детализировать порядок проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.». В свою очередь, квалификационные требования, предъявляемые к участникам строительной деятельности, регламентируются весьма многочисленными процедурами, установленными НПА и ТНПА, в первую очередь процедурой оценкой технической компетентности участников строительства, не говоря уже об обязательной аттестации юридических лиц на объектах строительства 1-4 класса сложности и обязательной сертификации отдельных видов строительных работ. Не совсем понятно, как дополнительные требования к предъявляемым документам, указанные в изменениях приложения 1 к постановлению №395, могут еще больше помочь в определении «наиболее квалифицированной подрядной организации». Если организация не строила объекты второй категории стоимостью 5 млн. рублей за последние три года, это не означает, что данная организация менее квалифицирована той, которая выполняла строительство объектов второй категории стоимостью 5 млн. рублей. Ведь эти организации на равных условиях проходили оценку технической компетентности при выполнении строительных работ, такие организации имеют аттестаты соответствия на выполнение строительных работ не ниже второй категории, соответствующий опыт выполнения работ, что и подтверждает их уровень компетенции. Относительно зависимости изменений приложения 1 к постановлению №395 к «сдаче объектов в нормативные сроки» хочется отметить, что, исходя из опыта сопровождения строительной деятельности подрядчиков, сроки строительства также наполовину зависят от надлежащего и корректного исполнения обязанностей заказчика и качества проектной документации. Еще одним важным условием обеспечения своевременных сроков строительных работ, помимо качества проектной документации, является и уровень осуществления заказчиками и проектировщиками технического и авторского надзора. Дополнительные требования к документам, предусмотренные изменениями приложения 1 к постановлению №395, не позволят улучшить сроки сдачи объектов в нормативные сроки, в принципе, они и так в основном соблюдаются, не позволят искоренить ненадлежащее исполнение обязанностей заказчика, изменить уровень технического и авторского надзора, а соответственно комплексно не решат вопрос своевременности сдачи объектов в нормативные сроки. Пример. Заказчик проводит процедуру закупки по выбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта, определяет подрядчика в 2019 году, затем вносит изменения в проектную документацию по утеплению жилого дома, выбирает подрядчика по такому утеплению весь 2020 год, при этом первый подрядчик не может выполнить свои работы полностью в установленные договором сроки т.к. они должны технологически выполняться после проведения работ второго подрядчика, сроки строительства первого подрядчика из-за несовременного принятия решений заказчика превышены, объект не консервировался и соответственно общие нормативные сроки сорваны. Относительно «эффективности расходования бюджетных средств» при введении в действие изменений приложения 1 к постановлению №395 возникает немало вопросов. На рынке может сложится ситуация, когда попросту будет отсутствовать конкуренция при закупке работ по капитальному ремонту. Данный рынок весьма специфичен, в настоящий момент исключительно капитальным ремонтом и модернизацией занимается свыше 30 организаций, конкуренция на рынке достаточно высокая и при проведении закупок происходит значительные понижения первоначальной стоимости закупки работ. Однако, уже сегодня на рынке капитального ремонта складывается тенденция укрупнения проектирования и выполнения работ не на одном объекте, а на нескольких одновременно, что подразумевает закупку лота, состоящую из нескольких объектов капитального ремонта. Следовательно, стоимость такого лота будет начинаться от нескольких миллионов рублей и при предъявлении требования к участникам предоставить договор о выполнении сопоставимой по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичной, исполненной участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки), 90% участников попросту не смогут этого сделать, т.к. не выполняли капитальные ремонты стоимостью более 1-2 млн. рублей за последние три года. Таким образом, может сложится ситуация, где будет отсутствовать конкуренция в закупке, а, следовательно, будет отсутствовать понижение ориентировочной стоимости закупки. Данная ситуация не будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств. При этом, крупные участники будут отдавать на субподряд закупленные работы этим самым 30 некрупным участникам рынка, тем самым будет образовываться схема посредничества.
4. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 N 7 (ред. от 26.02.2021) "О развитии предпринимательства" цель всех нормативных актов - сделать наше законодательство и практику его применения максимально эффективными с точки зрения защиты интересов субъектов хозяйствования. В связи с чем, предлагается из Проекта приложения 1 к постановлению №395 исключить слова и цифры «(не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки))», и изложить требования к документам и (или) сведениям, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам в следующей редакции: «документ, подписанный участником, о выполнении работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;
«реестр договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене;
«не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных».
08.06.2021 07:59:08
Елена Добрилко
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Рассмотрев проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 и от 2 июля 2019 г. № 449» предлагаются следующие изменения и дополнения.
1. Учитывая закредитованность строительных предприятий, вызванную дефицит оборотных средств, из проекта подпункта 1.10 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395 последний абзац целесообразно исключить. «Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения обязательств по такому договору должен составлять не менее 50 процентов размера аванса». 2. Учитывая требования пункта 1.7. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2.07.2019 №449: «1.7. не допускается использование заказчиком (организатором) критериев оценки, не указанных в настоящем постановлении, если иные критерии не установлены в соответствии с законодательными актами, и не определенных в конкурсных документах»
Для обеспечения выбора наиболее квалифицированных подрядных организаций считаю необходимым дополнить критерии оценки и сравнения предложения нестоимостной группы для строительной отрасли дополнительными критериями: - наличие основных средств, необходимых для выполнения работ (услуг) (оценку производить по стоимости основных средств по бухгалтерскому учету); - наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом закупки (оценку производить по количеству исполненных договоров сопоставимых по виду и объему с предметом закупки и положительных отзывов заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ за установленный организатором торгов период)
08.06.2021 07:59:40
Наталья Крепская
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
В проекте предлагаемого постановления: По пункту 1.1 проекта постановления 1) абзац «В случае если при проведении электронного аукциона ………(далее по тексту» - исключить. Обоснование: В перечне «Товаров (работа, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов» работы (услуги ) при строительстве отсутствуют, в то же время само понятие «работы (услуги) при строительстве» в пункте 1.10 проекта постановления выводит работы (услуги) при строительстве на обязательный уровень. 2) абзац «Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обстоятельств по такому договору должен составлять не менее 50 процентов размера аванса.» - исключить. Обоснование: В строительстве постановлением Совета Министров РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 сентября 1998 г. N 1450 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА предусмотрены текущий аванс до 70 процентов и целевой аванс. Еще и приобретение оборудования Заказчик передаст Подрядчику. Какой размер обеспечения будет в этом случае? В то же время поставщики (изготовители) строительных материалов требуют от Подрядчика аванс. Многие бюджетные организации в конкурсной документации полностью отказываются от выдачи аванса с формулировкой – к рассмотрению не принимаются. Приемлемо ли это к строительству? 3) приложение 1 41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 50 процентов работ (оказать не менее 50 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами» имеется не соответствия: - код 41.0 – 41.10.10.200 - РАЗДЕЛ 41 ЗДАНИЯ; РАБОТЫ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ЗДАНИЙ - код 42.1 - 42.99.29.000 - РАЗДЕЛ 42 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА; РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПО СООРУЖЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА - код 43.1 - 43.99.90.900 РАЗДЕЛ 43 РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ Если коды 41.0-43.9, то слово «общестроительные» не уместно.
Приложение 1 «41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 50 процентов работ (оказать не менее 50 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами»» изложить в следующей редакции ««41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 40 процентов работ (оказать не менее 40 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами»» изложить в следующей редакции Обоснование: Практика показывает, что общестроительных работ (около 60% от общей стоимости всех строительных работ) больше чем специализированных. В то же время на капитальном ремонте специализированных работ становится больше, чем общестроительных. При этом специализированные работы разбиты по направлениям. Ни разу мне лично не встретился объект, который выиграла специализированная организация и выставила общестроительные работы на подрядные торги или переговоры. Более мелкие организации в проигрышном состоянии. В то же время, требуется наличие опыта с предоставление договоров о выполнении сопоставимых по цене работ. Договор заключается с Генподрядчиком, имеющим аттестат соответствия ГС, который несет ответственность за работы выполняемые субподрядными организациями. 4) «Реестром договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащей сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки)» Комментарий: у вновь образовавшихся организаций шансов никаких. По пункту 1.2 проекта постановления 1) условия предоставления аванса – после кабального размера обеспечения исполнения обстоятельств этот пункт трудно комментировать; 2) Общая цена договоров – малые организации проигрывают; 3) «Финансовое положение участника, в том числе размер годовой выручки (дохода)» заменить на «наличие производственно-технического потенциала участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов) и подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке» Обоснование: выручка – количественное выражение денежных средств, соответственно у крупных организаций выручка выше. А рентабельность? Кроме этого, статьей 16 и 17 Закона о государственных закупках товаров (работ, услуг) уже определен круг юридических или физических лиц, не имеющих право участвовать в закупках. Если под «финансовым положением» понимать предоставление бухгалтерской отчетности за последний отчетный год и период, возникает вопрос: «Зачем эта бухгалтерская отчетность?» В постановлении №88 требования по предоставлению бухгалтерской отчетности имеется, а для чего не понятно. Ни в одной конкурсной документации не увидела - зачем нужны Заказчику эти документы.
По моему мнению не рассмотрены такие понятия в строительстве как: 1) Годовые планы государственных закупок – к строительству не применимо, т.к. объемы у строительных организаций появляются только после выигранных подрядных торгов. 2) Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки – к строительству не применимо. Стоимость объекта строительства формируется на основании сметной документации, стартовая цена Заказчика - по постановлению Совет Министров Республики Беларусь 18 ноября 2011г №1553 пункты 5 и 6 с учетом нормативного срока строительства. Комментарий: не раз столкнулась с тем, что стартовая цена занижена. Пример - объект строительства «Капитальный ремонт жилого дома №1 по ул. Школьная д. Дещенка Узденского района Минской области», подрядные торги 2020-846955 и 2021-875130. Еще и критерии по нормативному сроку стали появляться. Как результат, выигрывают организации, которые снижают нормативные сроки строительства до 5 раз (пример - подрядные торги №2020-859150 нормативный срок 3 месяца или 90 календарных дней. Выигрывает организация предложившая 17 календарных дней). 3) Сроки для подготовки и подачи - 15 календарных дней для строительных организаций мало. Если нет в организации определенного отдела, то в отчетный период практически не хватает времени на углубленный анализ проектно-сметной документации. Заказчик (организатор) не позднее трех календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи обязан ответить на запрос о разъяснении (далее по тексту)…… Столкнулась с тем, что Заказчики игнорируют запросы через торговую площадку (пример: подрядные торги 2020-859150). О том, что на сайте имеется запрос, уведомила дополнительно в телефонном разговоре. Три календарных дня – первый день не увидели, затем два выходных дня…. Логичнее, что бы в Законе прописывались рабочие дни. 4) Префпоправка 25% (в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников.) – в какой строительной организации такое может быть? 5) Постановление Совета Министров Республика Беларусь 15 июня 2019 №395 п. 1.8 «изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения; Комментарий: Как это привязать к строительству? Имеются и неточности (корректировки) проектно-сметной документации и дополнительные работы. А на текущем ремонте и дефектные акты могут быть слабыми, и сопутствующие (непредвиденные) дополнительные работы выявлены. Данный пункт для строительной области необходимо сделать более расширенным.
10.06.2021 10:02:18
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
По пункту 1.1 проекта: Срок действия банковской гарантии? Кто его будет устанавливать? Необходимо определить минимальный срок действия банковской гарантии.
Как (на основании чего) участник будет перечислять обеспечение исполнения обязательств по договору в случае, если изначально заказчик не требовал такого обеспечения? На какой счёт? Как эти средства будут использоваться?
Порядок действий заказчика и подрядчика при возврате обеспечения (например, можно ли уменьшать сумму в ходе исполнения договора)?
10.06.2021 16:58:32
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
По пункту 1.1 проекта: В пункте 1.10 после слов «от 10 до 15 процентов» добавить «включительно»
10.06.2021 17:00:07
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
По пункту 1.1 проекта: Неясно как действовать заказчику, если он в проекте договора предусмотрел обеспечение исполнения обязательств в размере, например, 20% а предложение участника содержит цену, сниженную более на 15 процентов.
10.06.2021 17:00:32
TenderM
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
140
По пункту 1.1 проекта: Необходимо ли требовать предоставление обеспечение исполнения обязательств по договору если участник применяет упрощенную систему налогообложения и подал предложение без НДС? Цена такого предложения из-за отсутствия НДС может оказаться на 20% ниже ориентировочной стоимости предмета государственные закупки.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 и от 2 июля 2019 г. № 449» (вопросы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве)
Общественное обсуждение
25Прилагаемая информация:
Документы, в которые вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2019 г. №449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 1 по 11 июня 2021 г.
31.05.2021 08:21:56
Пользователь
НОВИЧОКВ целях принятия мер по борьбе с злоупотреблениями при участии в закупках и обеспечения добросовестной конкуренции, считаю необходимым изменить условия применения преференциальной поправки в размере 25 % (работы, услуги должны выполнятся без привлечения соисполнителей) путем внесения следующих изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее – постановление № 395):
часть 1 абзац 3 подпункта 1.5. изложить в следующей редакции:
«25 процентов – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, и при условии выполнения работ (оказания услуг) по предмету закупки собственными силами, в том числе силами инвалидов, без привлечения соисполнителей.».
Также необходимо предусмотреть возможность изменения подхода в части условий подтверждения преференциальной поправки:
абзац 6 подпункта 1.6. дополнить словами «и документ о доле оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, выданный уполномоченным государственным органом».
Для поддержки инвалидов, нанимаемых зачастую на низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу, считаю также необходимым закрепить долю оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда организации, достаточную для применения преференциальной поправки (например, не менее 30%).
Необходимо также предусмотреть дополнительные основания изменения условий договора с учетом специфики строительной деятельности. Предлагаю внести изменения в подпункт 1.8 постановления № 395 путем добавления следующих оснований изменения условий договора:
выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;
существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства;
уменьшения предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год;
существенного нарушения установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования);
нарушения установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ по вине заказчика;
приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон.
Также в проекте постановления считаю необходимым уточнить позиции для включения в приложение 1 к постановлению № 395, в части предоставления подтверждающих документов о наличии опыта выполнения работ (оказания услуг). Должно быть установлено минимальное количество договоров для подтверждения опыта, например, по аналогии с требованием о представлении отзывов (не менее 3-х). Отзывы должны быть представлены на объекты, содержащиеся в реестре договоров. Предлагаю изложить соответствующие требования в столбце таблицы «документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям к участникам» в отношении строительных работ, услуг (по кодам ОКРБ 007-2012: 41.0 – 43.9 и 71.1) в следующей редакции:
«реестр договоров (не менее 3-х) о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг)», составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки).
07.06.2021 08:20:57
Пользователь
НОВИЧОККак быть с дорогостоящими материалами и оборудованием? Откуда подрядчику взять 1 миллион рублей с целевого аванса на оборудование в 2 миллиона? А текущие авансы? У подрядчика не хватает оборотных средств, он просит текущий аванс у заказчика и чтобы получить этот самый аванс, ему надо из оборотных средств, которых ему не хватает, найти половину суммы этого аванса. Теряется весь смысл авансирования. Можно было просто написать что авансы не допускаются.
07.06.2021 10:27:47
Юрист
НОВИЧОК1. Согласно представленному проекту приложение 1 к постановлению Совета Министров от 15.06.2019 №395 предлагается дополнить требованиями к документам и (или) сведениям, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам процедуры закупок в строительстве (далее – изменения приложения 1 к постановлению №395). В частности, участникам необходимо предоставлять при проведении процедуры закупок следующие документы:
«реестр договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки)»;
«не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, сопоставимых по цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) за последние три года».
2. При подготовке Проекта изменения приложения 1 к постановлению №395:
не было проведено научных исследований в области правоотношений в закупке строительных работ и сферы их регулирования, не было исследованы обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования Проекта;
не было в целом изучены последствия принятия подобных изменений с точки зрения возможности участия малого и среднего предпринимательства при проведении государственных закупок строительных работ на объектах капитального ремонта и модернизации.
3. Согласно обоснований к Проекту в части изменения приложения 1 к постановлению №395 указано, что:
«Установленные требования позволят обеспечить выбор наиболее квалифицированных подрядных организаций и соответственно обеспечить высокое качество выполняемых работ (услуг), а также сдачу объектов в нормативные сроки.»,
«проект постановления позволит детализировать порядок проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.».
В свою очередь, квалификационные требования, предъявляемые к участникам строительной деятельности, регламентируются весьма многочисленными процедурами, установленными НПА и ТНПА, в первую очередь процедурой оценкой технической компетентности участников строительства, не говоря уже об обязательной аттестации юридических лиц на объектах строительства 1-4 класса сложности и обязательной сертификации отдельных видов строительных работ.
Не совсем понятно, как дополнительные требования к предъявляемым документам, указанные в изменениях приложения 1 к постановлению №395, могут еще больше помочь в определении «наиболее квалифицированной подрядной организации». Если организация не строила объекты второй категории стоимостью 5 млн. рублей за последние три года, это не означает, что данная организация менее квалифицирована той, которая выполняла строительство объектов второй категории стоимостью 5 млн. рублей. Ведь эти организации на равных условиях проходили оценку технической компетентности при выполнении строительных работ, такие организации имеют аттестаты соответствия на выполнение строительных работ не ниже второй категории, соответствующий опыт выполнения работ, что и подтверждает их уровень компетенции.
Относительно зависимости изменений приложения 1 к постановлению №395 к «сдаче объектов в нормативные сроки» хочется отметить, что, исходя из опыта сопровождения строительной деятельности подрядчиков, сроки строительства также наполовину зависят от надлежащего и корректного исполнения обязанностей заказчика и качества проектной документации.
Еще одним важным условием обеспечения своевременных сроков строительных работ, помимо качества проектной документации, является и уровень осуществления заказчиками и проектировщиками технического и авторского надзора. Дополнительные требования к документам, предусмотренные изменениями приложения 1 к постановлению №395, не позволят улучшить сроки сдачи объектов в нормативные сроки, в принципе, они и так в основном соблюдаются, не позволят искоренить ненадлежащее исполнение обязанностей заказчика, изменить уровень технического и авторского надзора, а соответственно комплексно не решат вопрос своевременности сдачи объектов в нормативные сроки. Пример. Заказчик проводит процедуру закупки по выбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта, определяет подрядчика в 2019 году, затем вносит изменения в проектную документацию по утеплению жилого дома, выбирает подрядчика по такому утеплению весь 2020 год, при этом первый подрядчик не может выполнить свои работы полностью в установленные договором сроки т.к. они должны технологически выполняться после проведения работ второго подрядчика, сроки строительства первого подрядчика из-за несовременного принятия решений заказчика превышены, объект не консервировался и соответственно общие нормативные сроки сорваны.
Относительно «эффективности расходования бюджетных средств» при введении в действие изменений приложения 1 к постановлению №395 возникает немало вопросов. На рынке может сложится ситуация, когда попросту будет отсутствовать конкуренция при закупке работ по капитальному ремонту. Данный рынок весьма специфичен, в настоящий момент исключительно капитальным ремонтом и модернизацией занимается свыше 30 организаций, конкуренция на рынке достаточно высокая и при проведении закупок происходит значительные понижения первоначальной стоимости закупки работ. Однако, уже сегодня на рынке капитального ремонта складывается тенденция укрупнения проектирования и выполнения работ не на одном объекте, а на нескольких одновременно, что подразумевает закупку лота, состоящую из нескольких объектов капитального ремонта. Следовательно, стоимость такого лота будет начинаться от нескольких миллионов рублей и при предъявлении требования к участникам предоставить договор о выполнении сопоставимой по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичной, исполненной участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки), 90% участников попросту не смогут этого сделать, т.к. не выполняли капитальные ремонты стоимостью более 1-2 млн. рублей за последние три года. Таким образом, может сложится ситуация, где будет отсутствовать конкуренция в закупке, а, следовательно, будет отсутствовать понижение ориентировочной стоимости закупки. Данная ситуация не будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств. При этом, крупные участники будут отдавать на субподряд закупленные работы этим самым 30 некрупным участникам рынка, тем самым будет образовываться схема посредничества.
4. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 N 7 (ред. от 26.02.2021) "О развитии предпринимательства" цель всех нормативных актов - сделать наше законодательство и практику его применения максимально эффективными с точки зрения защиты интересов субъектов хозяйствования. В связи с чем, предлагается из Проекта приложения 1 к постановлению №395 исключить слова и цифры «(не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки))», и изложить требования к документам и (или) сведениям, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам в следующей редакции:
«документ, подписанный участником, о выполнении работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;
«реестр договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене;
«не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных».
08.06.2021 07:59:08
Пользователь
НОВИЧОК1. Учитывая закредитованность строительных предприятий, вызванную дефицит оборотных средств, из проекта подпункта 1.10 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395 последний абзац целесообразно исключить.
«Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения обязательств по такому договору должен составлять не менее 50 процентов размера аванса».2. Учитывая требования пункта 1.7. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2.07.2019 №449:
«1.7. не допускается использование заказчиком (организатором) критериев оценки, не указанных в настоящем постановлении, если иные критерии не установлены в соответствии с законодательными актами, и не определенных в конкурсных документах»
Для обеспечения выбора наиболее квалифицированных подрядных организаций считаю необходимым дополнить критерии оценки и сравнения предложения нестоимостной группы для строительной отрасли дополнительными критериями:
- наличие основных средств, необходимых для выполнения работ (услуг) (оценку производить по стоимости основных средств по бухгалтерскому учету);
- наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом закупки (оценку производить по количеству исполненных договоров сопоставимых по виду и объему с предметом закупки и положительных отзывов заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ за установленный организатором торгов период)
08.06.2021 07:59:40
Пользователь
НОВИЧОКПо пункту 1.1 проекта постановления
1) абзац «В случае если при проведении электронного аукциона ………(далее по тексту» - исключить.
Обоснование: В перечне «Товаров (работа, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов» работы (услуги ) при строительстве отсутствуют, в то же время само понятие «работы (услуги) при строительстве» в пункте 1.10 проекта постановления выводит работы (услуги) при строительстве на обязательный уровень.
2) абзац «Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обстоятельств по такому договору должен составлять не менее 50 процентов размера аванса.» - исключить.
Обоснование: В строительстве постановлением Совета Министров РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 сентября 1998 г. N 1450 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА предусмотрены текущий аванс до 70 процентов и целевой аванс. Еще и приобретение оборудования Заказчик передаст Подрядчику. Какой размер обеспечения будет в этом случае? В то же время поставщики (изготовители) строительных материалов требуют от Подрядчика аванс. Многие бюджетные организации в конкурсной документации полностью отказываются от выдачи аванса с формулировкой – к рассмотрению не принимаются. Приемлемо ли это к строительству?
3) приложение 1 41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 50 процентов работ (оказать не менее 50 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами» имеется не соответствия:
- код 41.0 – 41.10.10.200 - РАЗДЕЛ 41 ЗДАНИЯ; РАБОТЫ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ ЗДАНИЙ
- код 42.1 - 42.99.29.000 - РАЗДЕЛ 42 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА; РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПО СООРУЖЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
- код 43.1 - 43.99.90.900 РАЗДЕЛ 43 РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
Если коды 41.0-43.9, то слово «общестроительные» не уместно.
Приложение 1 «41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 50 процентов работ (оказать не менее 50 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами»» изложить в следующей редакции ««41.0-43.9 Секция F «Здания и сооружения; работы по возведению зданий и сооружений» «Способность участника выполнить не менее 40 процентов работ (оказать не менее 40 процентов услуг) составляющий предмет государственной закупки, собственными силами»» изложить в следующей редакции
Обоснование: Практика показывает, что общестроительных работ (около 60% от общей стоимости всех строительных работ) больше чем специализированных. В то же время на капитальном ремонте специализированных работ становится больше, чем общестроительных. При этом специализированные работы разбиты по направлениям. Ни разу мне лично не встретился объект, который выиграла специализированная организация и выставила общестроительные работы на подрядные торги или переговоры. Более мелкие организации в проигрышном состоянии. В то же время, требуется наличие опыта с предоставление договоров о выполнении сопоставимых по цене работ. Договор заключается с Генподрядчиком, имеющим аттестат соответствия ГС, который несет ответственность за работы выполняемые субподрядными организациями.
4) «Реестром договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащей сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 процентов ориентировочной стоимости предмета государственной закупки)»
Комментарий: у вновь образовавшихся организаций шансов никаких.
По пункту 1.2 проекта постановления
1) условия предоставления аванса – после кабального размера обеспечения исполнения обстоятельств этот пункт трудно комментировать;
2) Общая цена договоров – малые организации проигрывают;
3) «Финансовое положение участника, в том числе размер годовой выручки (дохода)»
заменить на «наличие производственно-технического потенциала участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов) и подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке»
Обоснование: выручка – количественное выражение денежных средств, соответственно у крупных организаций выручка выше. А рентабельность?
Кроме этого, статьей 16 и 17 Закона о государственных закупках товаров (работ, услуг) уже определен круг юридических или физических лиц, не имеющих право участвовать в закупках.
Если под «финансовым положением» понимать предоставление бухгалтерской отчетности за последний отчетный год и период, возникает вопрос: «Зачем эта бухгалтерская отчетность?» В постановлении №88 требования по предоставлению бухгалтерской отчетности имеется, а для чего не понятно. Ни в одной конкурсной документации не увидела - зачем нужны Заказчику эти документы.
По моему мнению не рассмотрены такие понятия в строительстве как:
1) Годовые планы государственных закупок – к строительству не применимо, т.к. объемы у строительных организаций появляются только после выигранных подрядных торгов.
2) Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки – к строительству не применимо. Стоимость объекта строительства формируется на основании сметной документации, стартовая цена Заказчика - по постановлению Совет Министров Республики Беларусь 18 ноября 2011г №1553 пункты 5 и 6 с учетом нормативного срока строительства.
Комментарий: не раз столкнулась с тем, что стартовая цена занижена. Пример - объект строительства «Капитальный ремонт жилого дома №1 по ул. Школьная д. Дещенка Узденского района Минской области», подрядные торги 2020-846955 и 2021-875130.
Еще и критерии по нормативному сроку стали появляться. Как результат, выигрывают организации, которые снижают нормативные сроки строительства до 5 раз (пример - подрядные торги №2020-859150 нормативный срок 3 месяца или 90 календарных дней. Выигрывает организация предложившая 17 календарных дней).
3) Сроки для подготовки и подачи - 15 календарных дней для строительных организаций мало. Если нет в организации определенного отдела, то в отчетный период практически не хватает времени на углубленный анализ проектно-сметной документации.
Заказчик (организатор) не позднее трех календарных дней до истечения срока для подготовки и подачи обязан ответить на запрос о разъяснении (далее по тексту)…… Столкнулась с тем, что Заказчики игнорируют запросы через торговую площадку (пример: подрядные торги 2020-859150). О том, что на сайте имеется запрос, уведомила дополнительно в телефонном разговоре. Три календарных дня – первый день не увидели, затем два выходных дня….
Логичнее, что бы в Законе прописывались рабочие дни.
4) Префпоправка 25% (в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников.) – в какой строительной организации такое может быть?
5) Постановление Совета Министров Республика Беларусь 15 июня 2019 №395 п. 1.8 «изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения;
Комментарий: Как это привязать к строительству? Имеются и неточности (корректировки) проектно-сметной документации и дополнительные работы. А на текущем ремонте и дефектные акты могут быть слабыми, и сопутствующие (непредвиденные) дополнительные работы выявлены. Данный пункт для строительной области необходимо сделать более расширенным.
10.06.2021 10:02:18
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛСрок действия банковской гарантии? Кто его будет устанавливать?
Необходимо определить минимальный срок действия банковской гарантии.
Как (на основании чего) участник будет перечислять обеспечение исполнения обязательств по договору в случае, если изначально заказчик не требовал такого обеспечения? На какой счёт? Как эти средства будут использоваться?
Порядок действий заказчика и подрядчика при возврате обеспечения (например, можно ли уменьшать сумму в ходе исполнения договора)?
10.06.2021 16:58:32
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛВ пункте 1.10 после слов «от 10 до 15 процентов» добавить «включительно»
10.06.2021 17:00:07
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛНеясно как действовать заказчику, если он в проекте договора предусмотрел обеспечение исполнения обязательств в размере, например, 20% а предложение участника содержит цену, сниженную более на 15 процентов.
10.06.2021 17:00:32
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛНеобходимо ли требовать предоставление обеспечение исполнения обязательств по договору если участник применяет упрощенную систему налогообложения и подал предложение без НДС? Цена такого предложения из-за отсутствия НДС может оказаться на 20% ниже ориентировочной стоимости предмета государственные закупки.
10.06.2021 17:01:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться