Комментарий к фрагменту проекта НПА: Подраздел : 3 Глава : 1 Элемент текста : Статья 3 Право собственности на отходы и сделки с ними
В абзаце 2 пункта 1 статьи 3 сказано: "Право собственности на отходы приобретают: производители отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования отходов" В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020г. №36 «О перечне опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации», и постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 №818 «О порядке обращения с отходами», описано, как и с какие отходы подлежат регистрации. Ситуация: Организация А, заключает договор безвозмездной аренды с Организацией Б. Организация А, арендует 3 кабинета. Организация А и Организация Б образовывает один и тот же отход (к примеру: Пластмассовые отходы в виде тары из-под моющих, чистящих и других аналогичных средств, код отхода 5712710, класс опасности - 3й). В Организации А в месяц образование данного отхода составляет 1 - 2 кг, а в Организации Б 100 кг. Основное здание Организации А находится на расстоянии 2-х кварталов. Соответственно, логично прописать в договоре безвозмездного пользования, что собственником образовавшихся отходов является Организация Б. Но согласно Пост. Совмина от 22.01.2020 №36, данный отход попадает в перечень отходов для которых необходима регистрации сделки по отчуждению. Поэтому для исключения недопонимания между арендаторами и арендодателями, для упрощения обращения с отходами образующимися у арендаторов, дополнить данный абзац либо расширить понятие "договора об использовании имущества" и прописать конкретно, в каком случае и какие отходы, могут предаваться арендодателю, согласно заключённому договору об использовании имущества. Так как на данный момент, полностью воспользоваться этим абзацам арендаторы не могут, ввиду ограничения на передачу образующихся отходов.
20.07.2022 15:29:50
ArtemMA
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
7
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Подраздел : 19 Глава : 4 Элемент текста : статья 19 Особенности субъектов хозяйствования и физических лиц в области обращения с отходами
абзац 11 п.1 ст.19: "обеспечить подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации"
На данный момент, отсутствует НПА, которые регламентируют какие работники проходят подготовку (обучение) в области обращения с отходами, какие инструктажи (виды инструктаже) по обращению с отходами, как проходит повышение квалификации и проверка знаний, по каким формам, кто проводит и т.д. Данная норма закреплена только по охране труда и не как не относится к вопросам по обращению с отходами. Поэтому данную норму сложно применять на практике. Предлагаю дополнить Закон новой статьёй в которой будут указаны виды инструктажей (их периодичность), кто проходит подготовку (обучение) и в какие сроки, кто проводит проверку знаний и в каком формате и т.д.
20.07.2022 16:28:41
ArtemMA
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
7
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Подраздел : 22 Глава : 4 Элемент текста : Статья 22. Требования к обращению с коммунальными отходами
пункт 1 изложить в следующей редакции: "Обращение с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с техническими требованиями, устанавливаемыми техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения."
20.07.2022 16:41:24
Светлана Руденко
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
6
Кроме сказанного предыдущими пользователями форума дополню, что исключение термина «подготовка отходов» потребует внесение изменений в Закон РБ №399-З от 18.07.2016 «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» статью 5 пункт 1.7 о необходимости прохождения государственной экологической экспертизы документации по подготовке отходов, что упрощает документооборот, но при этом возникают вопросы требования к приемке отходов и дополнительных пояснений подготовки отходов к использованию и обезвреживанию.
Пункт 26 статьи 1 проекта Закона «Об обращении с отходами» перевозка отходов - перемещение отходов с использованием транспортного средства от места их отправления до места назначения, выполняемое на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив) отходов, их выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения отходов в транспортном средстве, требующееся в соответствии с условиями перевозки.
Данный термин и определение не дают объективное раскрытие понятия перевозки. Если собственник отходов осуществляет перевозку собственным транспортом, как на объекты использования, хранения, обезвреживания и захоронения, а также перемещение между производственными площадками из одной области в другую область, при этом отсутствуют договорные отношения и под термин перевозки отходов такое перемещение отходов не попадет. Таким образом, требуется из термина исключить фразу: «выполняемое на договорной основе или других законных основаниях,» либо ввести термин перемещение отходов субъектом хозяйствования собственным транспортом.
В проекте Закона РБ «Об обращении с отходами» отсутствуют понятия «образование отходов» и «место образования отходов», «момент образования отходов», при этом по тексту в статье 1 пункт 23, статье 3 пункт 1 данные понятия встречаются, кроме проекта Закона такие понятия используется в следующих НПА и ТНПА:
пункте 12.1 ТКП 17.02-12-2014 «Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»,
пункте 12 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ №45 от 22.10.2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»,
пункт 7 постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке обращения с отходами».
Кроме того, не понятно, что имеют ввиду законотворческий орган в словах «первоначальное предназначение».
Исходя из определения проекта Закона статьи 1 пункт 23 «Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие свои потребительские свойства (отсутствует возможность использования веществ или предметов, относящихся к продукции, по первоначальному их предназначению), за исключением: веществ или предметов, образующихся и применяемых в качестве сырья в рамках одного и того же технологического процесса; веществ или предметов, образующихся в процессе производства продукции и в своем исходном состоянии соответствующих требованиям, предъявляемым к продукции (навоз, помет, молочная сыворотка, меласса, жом свекловичный и т.п.); трупов (тел, останков) людей, животных».
Приведу примеры значимости данных определений.
Пример 1. Деревообрабатывающее предприятие получает сырье в виде круглого лесоматериала производит окорку материала. Исходя из определения, указанного в проекте Закона, если технологический процесс окорки завершен, то образовалось сырье в виде лесоматериала и «кора» как отход, так как в технологическом процессе не участвует. Исходя из практики применения «кора» ценный ресурс, который может быть использован как для производства продукции, выполнения работ, в качестве топлива. Для «коры» отсутствует необходимость как подготовки, так и иных технологических операций для дальнейшего использования (например, использования в котельной предприятия). Но если вернемся к определениям проекта Закона, то «кора» не используется по месту образования, частично утратила потребительские свойства и используется не по первоначальному ее предназначению, таким образом является отходом. Для использования «коры» в котельной потребуется регистрация объекта по использованию отхода, если же местом образования считать не технологический процесс, а подразделение или предприятие в целом, то «кора» отходом не является и может использоваться по месту образования, например в котельной или направляться на другой технологический процесс для производства продукции. Таким образом, не понятно на какой стадии будет образовываться отход и является ли «кора» отходом на данном примере. Если рассматривать вопрос отчуждения «коры» другому юридическому лицу, то необходим документ, свидетельствующий об образовании данного отхода, что требует пункт 7 постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке обращения с отходами» на сегодняшний день отсутствует четко установленная форма документа, свидетельствующая об образовании отхода, крупные предприятия представляют акт инвентаризации (но это не регламентировано), то микроорганизации затрудняются в представлении такого документа.
Пример 2. При поступлении на предприятие сырья и материалов, упакованные полипропиленовой лентой, ее снятие означает окончание технологического процесса растаривания сырья и материалов, при этом лента частично утратила свои потребительские свойства и по определению является отходом. По законодательству при ее использовании на оборудовании, предназначенном для использования отходов, требуется регистрация объекта по использованию отходов. Таким образом, имея линию спайки полипропиленовой ленты в технологическом процессе упаковки продукции в паллеты на производстве субъект хозяйствования, чтобы сэкономить на покупке новой ленты должен зарегистрировать свою линию как объект по использованию отходов для затаривания своих материалов. Если рассматривать место образования предприятие в целом, то полипропиленовая лента отходов не является и может использоваться в других технологических процессах.
Таких примеров множество в производстве.
Пример 3. Рассмотрим образование коммунальных отходов (промышленно-бытовых). Исходя из приведенного термина в пункте 13 статьи 1 проекта Закона «Место временного хранения отходов - капитальное строение (здание, сооружение), его часть, специальное оборудование (контейнер, урна и т.п.) и иное место, предназначенные для временного хранения отходов.». Из проекта Закона следует, что урна, контейнер являются местом временного хранения, тогда место образования отхода сам человек или его рабочее место. Исходя из требований к учету отходов, указанных в ТКП 17.02-12-2014 учет должен вестись в местах образования отходов. Таким образом, каждый работник должен иметь и заполнять книгу учета отходов ПОД-9, если на предприятии 2000 человек, то исходя из терминологии на предприятии должно вестись 2000 шт книг ПОД-9.
Таким образом необходимо дать четко разграничить термины и дать определение.
Статья 2 пункт 7 требует корректировки. Предлагаю, пункт 7 статьи 2 в редакции: Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируется Министерством промышленности.
На сегодняшний день в ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в РБ» насчитывает 89 наименований черных металлов и 100 наименований цветных металлов. При приеме на использование отходов подчиненными организациями Министерства промышленности используется собственная классификация по приемке, которая делит черные металлы по видам: стальной лом, легированный лом и чугунный лом, а цветные металлы по наименованию металлов собранных в 5 групп (лом и кусковые, стружка, порошки, иные). Для облегчения работы всем субъектам хозяйствования, а также для системной работы двух министерств предлагаю: в главу 2 проекта Закона включить статью № «Компетенция Министерства промышленности в области обращения с отходами металлов». Министерство промышленности в области обращения с отходами металлов определяет единую государственную политику в области обращения с отходами металлов, определяет по согласованию с Минприроды единую классификацию отходов металлов.
Пункт 3 Статьи 3 Отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их:
заготовки и (или) сортировки - субъектам хозяйствования, осуществляющим такую деятельность; использования - на объекты, включенные в реестр объектов использования отходов; обезвреживания - на объекты, включенные в реестр объектов обезвреживания отходов; захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов; выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и (или) обезвреживанием отходов.
Если отчуждение отходов для использования осуществлять только на объекты по использованию отходов, то административная процедура потеряет актуальность в связи с тем, что в соответствии с требованиями постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. «Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами» пунктом 5 определено, что не требуется регистрации сделок об отчуждении опасных отходов в случае отчуждения опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию такого вида отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов.
Предлагаю, оставить отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их:
использования на объектах использования, а также с целью выполнения работ и оказания услуг.
Приведу пример из дорожно-строительной деятельности. Снятие асфальтобетонного покрытия методом фрезерования в результате образуются остатки битума и асфальтобетонной смеси после срезки фрезой имеет мелкую фракцию, но в дальнейшем именно в этом технологическом процессе не участвует и уже частично материал потерял потребительские свойства. Исходя из определения, указанного в Законе это уже отход 4 класса опасности, но они могут использоваться для подсыпки придомовых территорий или дорог второстепенного назначения, таким образом коммунальные службы и иные субъекты хозяйствования смогут использовать данный отход для выполнения работ, не имея объекта по использованию отходов, но зарегистрировав сделку в установленном законодательном порядке.
Пункт 10 Статьи 19 проекта Закона по обязательству оформления сопроводительных паспортов исключить. ТТН дает полную и объективную информацию о движении отхода. Кроме того, статьей 28 проекта Закона также установлены случаи возможности оформления сопроводительного паспорта.
Подпункт 2.3 пункта 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«определение мест временного хранения отходов, предусматривающих возможность хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено настоящим Законом». Указанная фраза в проекте Закона дополнительная фраза «определение мест для размещения» предполагает исходя из понятий статьи 1 проекта Закона определение мест хранения и захоронения, в связи с чем ее необходимо исключить.
Подпункт 2.5 пункта 2 статьи 24 «обеспечение создания объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов)» требует уточнения. Законодательством РБ предусмотрена приоритетность использования, в случае отсутствия объектов по использованию приоритетность обезвреживания, в случае отсутствия объектов обезвреживания передача на захоронение. Но отсутствуют требования, в случае которых передача осуществляется не на захоронение, а на долговременное хранение и создание таких объектов.
Статья 27 пункт 5 требует изложения в следующей редакции:
5. Санкционированные места временного хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах использования отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах. Временное хранение отходов (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности этих мест и т.п.) должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду).
Статья 30 пункт 3 часть 2 исключить. Данный абзац исключает возможность работы мобильных объектов по использованию отходов. Мобильные объекты по использованию отходов дают экономический эффект в части экономии транспортных расходов по перевозке отходов на длительные расстояния, а также затраты на погрузку и разгрузку отходов в транспортное средство, в определенных случаях исключает подготовку отходов, которые по габаритным размерам не вмещаются в транспортное средство, но проходят по параметрам загрузочного устройства дробильного оборудования.
20.07.2022 16:43:15
Artur Finkevich
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
4
Абз. 13 п. 1 ст. 19 гл. 4 Закона №271-З:
Цитата: осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды. До поправок была использована формулировка «осуществлять производственный контроль».
Первоначальная формулировка более точно нормирует правила поведения производителей. «Наблюдение» весьма обширное понятие, которое не подразумевает рамок. Контроль – это процесс регулирования в соответствии с определенными нормами.
Предложение: оставить первоначальный вариант.
20.07.2022 19:57:10
Ecopoint
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 1 Параграф : 3 Пункт : 1 Абзац : 4 Элемент текста : 1.Право собственности на отходы приобретают: субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов.
Согласно п.1. ст. 3 Право собственности на отходы приобретает субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов. В основном, коммунальные отходы удаляются специализированными организациями перевозчиками (в силу специфики деятельности сбор отходов осуществляется от различных собственников в один автомобиль с переходом права собственности) и передаются для захоронения на полигоны ТКО. При этом, п.3 ст.3 Закона допускается отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами только в целях их захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов. Не ясно, могут ли передаваться отходы субъекту хозяйствования, не являющемуся объектом, включенным в реестр объектов захоронения и хранения отходов, но в качестве цели сделки иметь последующее захоронение на включенном в реестр объекте захоронения.
20.07.2022 20:01:57
Artur Finkevich
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
4
ст. 22 Закона №271-З предложение:
добавить пункт 3, который будет нормировать раздельный сбор отходов, что является первоначальным шагом, облегчающим последующее управление отходами (транспортировка, рециклинг/утилизация).
«Обеспечение инфраструктурных условий для раздельного сбора отходов в населенных пунктах с численностью населения более 10 тысяч человек осуществляется районными исполнительными комитетами.»
Важно обеспечить не только областные, но и районные города возможностью раздельного сбора отходов повсеместно. Это позитивно скажется не только на процессе управления отходами со стороны государства, но и поспособствует развитию культуры экологической осознанности у граждан.
20.07.2022 20:23:56
Artur Finkevich
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
4
п. 2.1 ст. 23 Закона №271-З предложение:
расширить данный пункт и перечислить применяемые системы сбора, хотя бы частично.
Цитата: «применения собственной системы сбора, использования и (или) обезвреживания отходов товаров и упаковки»
добавить, например: «обеспечение сбора тары (бутылок) производителями напитков, посредством установки фондоматов – аппаратов по приему тары за денежную оплату или в виде ваучеров на покупку товаров) возле гипермаркетов и торговых центров».
Это позитивно повлияет на понимание данных мер гражданами, и, в какой-то мере, мотивирует к участию в данном процессе.
20.07.2022 20:42:12
Ecopoint
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 1 Параграф : 3 Пункт : 1 Абзац : 4 Элемент текста : 1. Право собственности на отходы приобретают: субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов.
Согласно, п.1. ст. 3 Право собственности на отходы приобретает субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов. В основном, коммунальные отходы удаляются специализированными организациями перевозчиками (в силу специфики деятельности сбор отходов осуществляется от различных собственников в один автомобиль с переходом права собственности) и передаются для захоронения на полигоны ТКО. При этом, п.3 ст.3 Закона допускается отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами только в целях их захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов. Не ясно, могут ли передаваться отходы субъекту хозяйствования, не являющемуся объектом, включенным в реестр объектов захоронения и хранения отходов, но в качестве цели сделки иметь последующее захоронение на включенном в реестр объекте захоронения.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»
Общественное обсуждение
60Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Ст.1 Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Дополнить данную статью следующими терминами:
1. Отчуждение отходов.
2. Сделки об отчуждению отходов.
20.07.2022 14:58:17
Пользователь
НОВИЧОКПодраздел : 3 Глава : 1 Элемент текста : Статья 3 Право собственности на отходы и сделки с ними
В абзаце 2 пункта 1 статьи 3 сказано:
"Право собственности на отходы приобретают:
производители отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования отходов"
В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020г. №36 «О перечне опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации», и постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 №818 «О порядке обращения с отходами», описано, как и с какие отходы подлежат регистрации. Ситуация: Организация А, заключает договор безвозмездной аренды с Организацией Б. Организация А, арендует 3 кабинета. Организация А и Организация Б образовывает один и тот же отход (к примеру: Пластмассовые отходы в виде тары из-под моющих, чистящих и других аналогичных средств, код отхода 5712710, класс опасности - 3й). В Организации А в месяц образование данного отхода составляет 1 - 2 кг, а в Организации Б 100 кг. Основное здание Организации А находится на расстоянии 2-х кварталов. Соответственно, логично прописать в договоре безвозмездного пользования, что собственником образовавшихся отходов является Организация Б. Но согласно Пост. Совмина от 22.01.2020 №36, данный отход попадает в перечень отходов для которых необходима регистрации сделки по отчуждению.
Поэтому для исключения недопонимания между арендаторами и арендодателями, для упрощения обращения с отходами образующимися у арендаторов, дополнить данный абзац либо расширить понятие "договора об использовании имущества" и прописать конкретно, в каком случае и какие отходы, могут предаваться арендодателю, согласно заключённому договору об использовании имущества. Так как на данный момент, полностью воспользоваться этим абзацам арендаторы не могут, ввиду ограничения на передачу образующихся отходов.
20.07.2022 15:29:50
Пользователь
НОВИЧОКПодраздел : 19 Глава : 4 Элемент текста : статья 19 Особенности субъектов хозяйствования и физических лиц в области обращения с отходами
абзац 11 п.1 ст.19:
"обеспечить подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации"
На данный момент, отсутствует НПА, которые регламентируют какие работники проходят подготовку (обучение) в области обращения с отходами, какие инструктажи (виды инструктаже) по обращению с отходами, как проходит повышение квалификации и проверка знаний, по каким формам, кто проводит и т.д. Данная норма закреплена только по охране труда и не как не относится к вопросам по обращению с отходами. Поэтому данную норму сложно применять на практике.
Предлагаю дополнить Закон новой статьёй в которой будут указаны виды инструктажей (их периодичность), кто проходит подготовку (обучение) и в какие сроки, кто проводит проверку знаний и в каком формате и т.д.
20.07.2022 16:28:41
Пользователь
НОВИЧОКПодраздел : 22 Глава : 4 Элемент текста : Статья 22. Требования к обращению с коммунальными отходами
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Обращение с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с техническими требованиями, устанавливаемыми техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения."
20.07.2022 16:41:24
Пользователь
НОВИЧОККроме сказанного предыдущими пользователями форума дополню, что исключение термина «подготовка отходов» потребует внесение изменений в Закон РБ №399-З от 18.07.2016 «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» статью 5 пункт 1.7 о необходимости прохождения государственной экологической экспертизы документации по подготовке отходов, что упрощает документооборот, но при этом возникают вопросы требования к приемке отходов и дополнительных пояснений подготовки отходов к использованию и обезвреживанию.
Пункт 26 статьи 1 проекта Закона «Об обращении с отходами» перевозка отходов - перемещение отходов с использованием транспортного средства от места их отправления до места назначения, выполняемое на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив) отходов, их выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения отходов в транспортном средстве, требующееся в соответствии с условиями перевозки.
Данный термин и определение не дают объективное раскрытие понятия перевозки. Если собственник отходов осуществляет перевозку собственным транспортом, как на объекты использования, хранения, обезвреживания и захоронения, а также перемещение между производственными площадками из одной области в другую область, при этом отсутствуют договорные отношения и под термин перевозки отходов такое перемещение отходов не попадет. Таким образом, требуется из термина исключить фразу: «выполняемое на договорной основе или других законных основаниях,» либо ввести термин перемещение отходов субъектом хозяйствования собственным транспортом.
В проекте Закона РБ «Об обращении с отходами» отсутствуют понятия «образование отходов» и «место образования отходов», «момент образования отходов», при этом по тексту в статье 1 пункт 23, статье 3 пункт 1 данные понятия встречаются, кроме проекта Закона такие понятия используется в следующих НПА и ТНПА:
пункте 12.1 ТКП 17.02-12-2014 «Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»,
пункте 12 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ №45 от 22.10.2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»,
пункт 7 постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке обращения с отходами».
Кроме того, не понятно, что имеют ввиду законотворческий орган в словах «первоначальное предназначение».
Исходя из определения проекта Закона статьи 1 пункт 23 «Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие свои потребительские свойства (отсутствует возможность использования веществ или предметов, относящихся к продукции, по первоначальному их предназначению), за исключением: веществ или предметов, образующихся и применяемых в качестве сырья в рамках одного и того же технологического процесса; веществ или предметов, образующихся в процессе производства продукции и в своем исходном состоянии соответствующих требованиям, предъявляемым к продукции (навоз, помет, молочная сыворотка, меласса, жом свекловичный и т.п.); трупов (тел, останков) людей, животных».
Приведу примеры значимости данных определений.
Пример 1. Деревообрабатывающее предприятие получает сырье в виде круглого лесоматериала производит окорку материала. Исходя из определения, указанного в проекте Закона, если технологический процесс окорки завершен, то образовалось сырье в виде лесоматериала и «кора» как отход, так как в технологическом процессе не участвует. Исходя из практики применения «кора» ценный ресурс, который может быть использован как для производства продукции, выполнения работ, в качестве топлива. Для «коры» отсутствует необходимость как подготовки, так и иных технологических операций для дальнейшего использования (например, использования в котельной предприятия). Но если вернемся к определениям проекта Закона, то «кора» не используется по месту образования, частично утратила потребительские свойства и используется не по первоначальному ее предназначению, таким образом является отходом. Для использования «коры» в котельной потребуется регистрация объекта по использованию отхода, если же местом образования считать не технологический процесс, а подразделение или предприятие в целом, то «кора» отходом не является и может использоваться по месту образования, например в котельной или направляться на другой технологический процесс для производства продукции. Таким образом, не понятно на какой стадии будет образовываться отход и является ли «кора» отходом на данном примере. Если рассматривать вопрос отчуждения «коры» другому юридическому лицу, то необходим документ, свидетельствующий об образовании данного отхода, что требует пункт 7 постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке обращения с отходами» на сегодняшний день отсутствует четко установленная форма документа, свидетельствующая об образовании отхода, крупные предприятия представляют акт инвентаризации (но это не регламентировано), то микроорганизации затрудняются в представлении такого документа.
Пример 2. При поступлении на предприятие сырья и материалов, упакованные полипропиленовой лентой, ее снятие означает окончание технологического процесса растаривания сырья и материалов, при этом лента частично утратила свои потребительские свойства и по определению является отходом. По законодательству при ее использовании на оборудовании, предназначенном для использования отходов, требуется регистрация объекта по использованию отходов. Таким образом, имея линию спайки полипропиленовой ленты в технологическом процессе упаковки продукции в паллеты на производстве субъект хозяйствования, чтобы сэкономить на покупке новой ленты должен зарегистрировать свою линию как объект по использованию отходов для затаривания своих материалов. Если рассматривать место образования предприятие в целом, то полипропиленовая лента отходов не является и может использоваться в других технологических процессах.
Таких примеров множество в производстве.
Пример 3. Рассмотрим образование коммунальных отходов (промышленно-бытовых). Исходя из приведенного термина в пункте 13 статьи 1 проекта Закона «Место временного хранения отходов - капитальное строение (здание, сооружение), его часть, специальное оборудование (контейнер, урна и т.п.) и иное место, предназначенные для временного хранения отходов.». Из проекта Закона следует, что урна, контейнер являются местом временного хранения, тогда место образования отхода сам человек или его рабочее место. Исходя из требований к учету отходов, указанных в ТКП 17.02-12-2014 учет должен вестись в местах образования отходов. Таким образом, каждый работник должен иметь и заполнять книгу учета отходов ПОД-9, если на предприятии 2000 человек, то исходя из терминологии на предприятии должно вестись 2000 шт книг ПОД-9.
Таким образом необходимо дать четко разграничить термины и дать определение.
Статья 2 пункт 7 требует корректировки. Предлагаю, пункт 7 статьи 2 в редакции: Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируется Министерством промышленности.
На сегодняшний день в ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в РБ» насчитывает 89 наименований черных металлов и 100 наименований цветных металлов. При приеме на использование отходов подчиненными организациями Министерства промышленности используется собственная классификация по приемке, которая делит черные металлы по видам: стальной лом, легированный лом и чугунный лом, а цветные металлы по наименованию металлов собранных в 5 групп (лом и кусковые, стружка, порошки, иные). Для облегчения работы всем субъектам хозяйствования, а также для системной работы двух министерств предлагаю: в главу 2 проекта Закона включить статью № «Компетенция Министерства промышленности в области обращения с отходами металлов». Министерство промышленности в области обращения с отходами металлов определяет единую государственную политику в области обращения с отходами металлов, определяет по согласованию с Минприроды единую классификацию отходов металлов.
Пункт 3 Статьи 3 Отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их:
заготовки и (или) сортировки - субъектам хозяйствования, осуществляющим такую деятельность; использования - на объекты, включенные в реестр объектов использования отходов; обезвреживания - на объекты, включенные в реестр объектов обезвреживания отходов; захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов; выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и (или) обезвреживанием отходов.
Если отчуждение отходов для использования осуществлять только на объекты по использованию отходов, то административная процедура потеряет актуальность в связи с тем, что в соответствии с требованиями постановления Совета Министров РБ №818 от 28 ноября 2019 г. «Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами» пунктом 5 определено, что не требуется регистрации сделок об отчуждении опасных отходов в случае отчуждения опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию такого вида отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов.
Предлагаю, оставить отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях их:
использования на объектах использования, а также с целью выполнения работ и оказания услуг.
Приведу пример из дорожно-строительной деятельности. Снятие асфальтобетонного покрытия методом фрезерования в результате образуются остатки битума и асфальтобетонной смеси после срезки фрезой имеет мелкую фракцию, но в дальнейшем именно в этом технологическом процессе не участвует и уже частично материал потерял потребительские свойства. Исходя из определения, указанного в Законе это уже отход 4 класса опасности, но они могут использоваться для подсыпки придомовых территорий или дорог второстепенного назначения, таким образом коммунальные службы и иные субъекты хозяйствования смогут использовать данный отход для выполнения работ, не имея объекта по использованию отходов, но зарегистрировав сделку в установленном законодательном порядке.
Пункт 10 Статьи 19 проекта Закона по обязательству оформления сопроводительных паспортов исключить. ТТН дает полную и объективную информацию о движении отхода. Кроме того, статьей 28 проекта Закона также установлены случаи возможности оформления сопроводительного паспорта.
Подпункт 2.3 пункта 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«определение мест временного хранения отходов, предусматривающих возможность хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено настоящим Законом». Указанная фраза в проекте Закона дополнительная фраза «определение мест для размещения» предполагает исходя из понятий статьи 1 проекта Закона определение мест хранения и захоронения, в связи с чем ее необходимо исключить.
Подпункт 2.5 пункта 2 статьи 24 «обеспечение создания объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов)» требует уточнения. Законодательством РБ предусмотрена приоритетность использования, в случае отсутствия объектов по использованию приоритетность обезвреживания, в случае отсутствия объектов обезвреживания передача на захоронение. Но отсутствуют требования, в случае которых передача осуществляется не на захоронение, а на долговременное хранение и создание таких объектов.
Статья 27 пункт 5 требует изложения в следующей редакции:
5. Санкционированные места временного хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах использования отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах. Временное хранение отходов (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности этих мест и т.п.) должно осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду).
Статья 30 пункт 3 часть 2 исключить. Данный абзац исключает возможность работы мобильных объектов по использованию отходов. Мобильные объекты по использованию отходов дают экономический эффект в части экономии транспортных расходов по перевозке отходов на длительные расстояния, а также затраты на погрузку и разгрузку отходов в транспортное средство, в определенных случаях исключает подготовку отходов, которые по габаритным размерам не вмещаются в транспортное средство, но проходят по параметрам загрузочного устройства дробильного оборудования.
20.07.2022 16:43:15
Пользователь
НОВИЧОКАбз. 13 п. 1 ст. 19 гл. 4 Закона №271-З:
Цитата: осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды. До поправок была использована формулировка «осуществлять производственный контроль».
Первоначальная формулировка более точно нормирует правила поведения производителей. «Наблюдение» весьма обширное понятие, которое не подразумевает рамок. Контроль – это процесс регулирования в соответствии с определенными нормами.
Предложение: оставить первоначальный вариант.
20.07.2022 19:57:10
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 1 Параграф : 3 Пункт : 1 Абзац : 4 Элемент текста : 1.Право собственности на отходы приобретают:
субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов
потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения
отходов.
Согласно п.1. ст. 3 Право собственности на отходы приобретает субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов.
В основном, коммунальные отходы удаляются специализированными организациями перевозчиками (в силу специфики деятельности сбор отходов осуществляется от различных собственников в один автомобиль с переходом права собственности) и передаются для захоронения на полигоны ТКО.
При этом, п.3 ст.3 Закона допускается отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами только в целях их захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов.
Не ясно, могут ли передаваться отходы субъекту хозяйствования, не являющемуся объектом, включенным в реестр объектов захоронения и хранения отходов, но в качестве цели сделки иметь последующее захоронение на включенном в реестр объекте захоронения.
20.07.2022 20:01:57
Пользователь
НОВИЧОКст. 22 Закона №271-З предложение:
добавить пункт 3, который будет нормировать раздельный сбор отходов, что является первоначальным шагом, облегчающим последующее управление отходами (транспортировка, рециклинг/утилизация).
«Обеспечение инфраструктурных условий для раздельного сбора отходов в населенных пунктах с численностью населения более 10 тысяч человек осуществляется районными исполнительными комитетами.»
Важно обеспечить не только областные, но и районные города возможностью раздельного сбора отходов повсеместно. Это позитивно скажется не только на процессе управления отходами со стороны государства, но и поспособствует развитию культуры экологической осознанности у граждан.
20.07.2022 20:23:56
Пользователь
НОВИЧОКп. 2.1 ст. 23 Закона №271-З предложение:
расширить данный пункт и перечислить применяемые системы сбора, хотя бы частично.
Цитата: «применения собственной системы сбора, использования и (или) обезвреживания отходов товаров и упаковки»
добавить, например: «обеспечение сбора тары (бутылок) производителями напитков, посредством установки фондоматов – аппаратов по приему тары за денежную оплату или в виде ваучеров на покупку товаров) возле гипермаркетов и торговых центров».
Это позитивно повлияет на понимание данных мер гражданами, и, в какой-то мере, мотивирует к участию в данном процессе.
20.07.2022 20:42:12
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 1 Параграф : 3 Пункт : 1 Абзац : 4 Элемент текста : 1. Право собственности на отходы приобретают:
субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с
твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов
потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения
отходов.
Согласно, п.1. ст. 3 Право собственности на отходы приобретает субъект хозяйствования, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - с момента размещения отходов потребителями таких услуг в санкционированных местах хранения отходов.
В основном, коммунальные отходы удаляются специализированными организациями перевозчиками (в силу специфики деятельности сбор отходов осуществляется от различных собственников в один автомобиль с переходом права собственности) и передаются для захоронения на полигоны ТКО.
При этом, п.3 ст.3 Закона допускается отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами только в целях их захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов захоронения и хранения отходов.
Не ясно, могут ли передаваться отходы субъекту хозяйствования, не являющемуся объектом, включенным в реестр объектов захоронения и хранения отходов, но в качестве цели сделки иметь последующее захоронение на включенном в реестр объекте захоронения.
20.07.2022 20:56:17
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться