2. Разрешительная документация на строительство не требуется на:
…
2.4. возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства
Что понимается под «хозяйственных строений» и чем эти объекты отличаются от «хозяйственных сооружений»?
Предлагается «строений и» исключить.
Статья 69
2. На основании градостроительных паспортов осуществляются:
2.1. формирование земельных участков для проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, аукционов на право аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, аукционов с условиями на право строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
2.2. включение земельных участков в перечни участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Без разработки градостроительных паспортов осуществляется формирование земельных участков, предназначенных для коллективного садоводства, а также для размещения объектов пятого класса сложности (за исключением одноквартирных, блокированных жилых домов), при:
проведении аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, аукционов на право аренды земельных участков;
включении земельных участков в перечни участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.
При этом формирование земельных участков для размещения объектов пятого класса сложности в границах городов областного подчинения, города Минска, а также городов с численностью населения 80 тысяч человек и более осуществляется с обязательной разработкой градостроительного паспорта.
4. С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки для размещения объектов пятого класса сложности (за исключением одноквартирных, блокированных жилых домов) в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, формируются на основании градостроительных паспортов.
Содержание п.п. 2-4 ст. 69 проекта Кодекса не соответствует предмету регулирования проекта Кодекса – такие нормы должны содержатся в законодательстве об охране и использовании земель (КоЗ).
Предлагается п.п. 2-4 ст. 69 из проекта Кодекса исключить.
Статья 73
Пункт 1 статьи 73
1. Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной проектной документации
Содержание ч. 1 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса регламентирует порядок осуществления отдельных видов строительства, что не соответствует наименованию ст. 73 «Порядок разработки проектной документации» проекта Кодекса. При этом каких-либо требований к «порядку разработки проектной документации» п. 1 ст. 73 проекта Кодекса не содержит (?!).
Предлагается изложить ч. 1 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса в следующей редакции:
«Проектная документация на возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы разрабатывается:
на основании и в соответствии с разрешительной документации на строительство, если ее выдача является обязательной;
в соответствии с предпроектной (предынвестиционной) документацией, если ее разработка является обязательной;
в соответствии с требованиями утвержденных градостроительных проектов;
с учетом требований актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов.
Разработанная проектная документация после согласования и выдачи заключения государственной [строительной] экспертизы утверждается заказчиком, застройщиком».
Пункт 2 статьи 73
Разработчики проектной документации несут ответственность за соответствие разработанной проектной документации требованиям, установленным актами законодательства
Прежде чем устанавливать ответственность за указанное, необходимо в п. 1 ст. 73 проекта Кодекса установить общие требования к разработке проектной документации (см. выше).
Пункт 4 статьи 73
Проектные работы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях выполняются в полном соответствии с материалами научно-исследовательских работ
С учетом замечаний по подп. 1.46 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса предлагается «в полном соответствии с материалами научно-исследовательских работ» заменить на «на основе результатов научно-исследовательских работ»
Статья 78
Пункт 2 статьи 78
Заключение госстройэкспертизы содержит выводы, а также может содержать требования в отношении объекта госстройэкспертизы
1. Какие именно «выводы» и «требования»?
После «выводы» предлагается добавить «по предмету государственной экспертизы».
2. В проекте Кодекса не определен государственный орган, который наделяется полномочиями определять состав, структуру и содержание заключения государственной экспертизы.
Ранее состав, структура и содержание экспертного заключения государственной экспертизы определялись в гл. 6 «Состав, структура, содержание и порядок оформления экспертного заключения» Инструкции об организации проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденной Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 17.12.2008 № 63. В настоящее время Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791, не содержит каких-либо требований к составу, структуре и содержанию заключения государственной экспертизы.
Соответственно, предлагается определить в проекте Кодекса государственный орган, который наделяется полномочиями определять состав, структуру и содержание заключения государственной экспертизы.
Пункт 5 статьи 78
Срок действия заключения госстройэкспертизы по градостроительному проекту ограничен сроком действия этого проекта
В проекте Кодекса не используется термин «срок действия» применительно к градостроительных проектам. В подп. 7.5 п. 7 ст. 60 и подп. 9.4 п. 9 ст. 62 проекта Кодекса используется термин «срок реализации» применительно к градостроительным проектам.
Предлагается заменить «сроком действия» на «сроком реализации».
Статья 79
Пункт 1 статьи 79
1. Строительная деятельность включает в себя:
1.1. выполнение изыскательских работ
Как указывалось выше, «изыскательские работы» к «строительной деятельности» не относятся.
Предлагается подп. 1.1 п. 1 из ст. 79 проекта Кодекса исключить.
Пункт 3 статьи 79
Проект Кодекса определяет основания и порядок проведения только таких видов строительства как «ремонт объекта» (ст. 85 проекта Кодекса) и «снос объекта» (ст. 90 проекта Кодекса). Очевидно, что в проекте Кодекса должны быть определены основания и порядок проведении всех видов строительства.
При этом следует учитывать следующее.
1. Согласно п. 1 ст. 67 проекта Кодекса «…возведение, реконструкция, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются на основании разрешительной документации на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи».
2. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 70 проекта Кодекса «До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объекта… заказчиком, застройщиком разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация».
3. Согласно ч.ч. 1 и 2 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса: «Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной проектной документации.
При возведении и реконструкции одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности в соответствии с пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса не являются обязательными разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом».
4. Застройщиком строительная деятельность может осуществляться самостоятельно (подп 1.23 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса).
5. Согласно п. 3 ст. 28 проекта Кодекса «Объектами нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности являются… строительная деятельность…», включающая все виды «строительства» (подп. 1.5 п. 1 и п. 2 ст. 79 проекта Кодекса). Данный вопрос особо актуален в случае, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации и проектной документации является не обязательной. В частности, при текущем ремонте и при «упрощенном порядке возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности» (ст. 84 проекта Кодекса). Следует ли в указанных случаях при строительстве соблюдать требования актов законодательства?
Так, строительные нормы СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» «предназначены для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности, при разработке градостроительной и проектной документации, а также принятии решений о размещении объектов» и содержат подразд. 6.3 «Усадебная жилая застройка. Градостроительные требования». В абз. 2 разд. 1 «Область применения» строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» сказано: «Настоящие строительные нормы предназначены для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими разработку проектной документации, возведение, реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт улиц населенных пунктов Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности».
6. С учетом вышеизложенного, предлагается дополнить ст. 79 проекта Кодекса пунктом 3 следующего содержания:
«3. Строительство осуществляется на основании и в соответствии с разрешительной документацией на строительство, выдаваемой в случаях, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предпроектной (предынвестиционной) документацией и проектной документацией (когда их разработка является обязательной), с учетом требований актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов, в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Статья 88
7. Разработчик проектной документации и подрядчик обязаны обеспечить безопасность объекта в течение нормативного срока его эксплуатации (службы), а в случае, если этот срок не указан в проектной документации, – в течение 20 лет при условии соблюдения пользователем правил эксплуатации объекта
1. В п. 1 ст. 88 и иных нормах проекта Кодекса не определены случаи, когда «нормативный срок его эксплуатации (службы)» может не указываться в проектной документации.
2. Проектом Кодекса и иным законодательством не определен термин «правила эксплуатации объекта» и не определено государственный орган либо иная организация, которые наделяются полномочиями по утверждению указанных правил.
Соответственно, предлагается проекте Кодекса определить термин «правила эксплуатации объекта» и государственный орган либо иную организацию, которые наделяются полномочиями по утверждению указанных правил.
Статья 90
Для получения разрешительной документации на строительство, указанной в части первой настоящего пункта, заказчик, застройщик, генеральный подрядчик при строительстве объектов «под ключ», инженер (инженерная организация) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью обращаются в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением, в котором указывают:
при сносе неиспользуемых объектов – местонахождение земельного участка и объекты недвижимости, подлежащие сносу, а также порядок и способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта, порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот;
при сносе объектов, не указанных в абзаце втором настоящей части, – местонахождение земельного участка и объекты недвижимости, подлежащие сносу
Как указывалось выше, согласно п. 5 ст. 58 КоЗ «не требуется изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков» для размещения объектов (элементов) благоустройства независимо от их капитальности. Соответственно, указание на «местонахождение земельного участка» не представляется возможным при сносе объектов строительства, являющихся объектами (элементами) благоустройства (капитальные велосипедные стоянки, шлагбаумы, ограждения и др.) либо их частей (автомобильная парковка как часть капитального сооружения).
Соответственно, предлагается после «земельного участка» добавить «и (или) объектов недвижимости».
Статья 94
1. Строительство жилых домов (дома) и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры, их озеленения, иных объектов недвижимости...
Что понимается под озеленением «жилых домов (дома) и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры»?
Предлагается заменить «их озеленения» на «благоустройство прилегающей территории».
Статья 101
Статья 101 проекта Кодекса регулирует вопросы «консервации и расконсервации» объекта незавершенного строительства и их последствия.
Предлагается проект Кодекса дополнить нормами, регулирующими отношения по консервации и расконсервации введенных в эксплуатацию неиспользуемых объектов (основания, сроки, порядок и последствия). Термин «неиспользуемый объект» определен в ч. 3 п. 4 ст. 90 проекта Кодекса.
Статья 104
Предлагается учесть нормы ст. 223 «Самовольное строительство и его последствия» ГК. В частности, в ч. 2 п. 4 и п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 6 ст. 223 ГК упоминается «принятие самовольной постройки в эксплуатацию».
ГЛАВА 27
Действующий Закон № 300-З содержит гл. 6 «Контроль и надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а проект Кодекса содержит гл. 27 «Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Из чего следует, что «контроль» в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности исключается, с чем согласится нельзя по следующим причинам:
1) в подп. 3.11 п. 3 ст. 24 проекта Кодекса упоминается «контроль в области жилищного строительства»;
2) согласно подп. 1.21 п. 1 ст. 17 проекта Кодекса к «направлениями государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» относится «обеспечение реализации градостроительных проектов, проектной документации». Для «обеспечения реализации» чего-либо необходим контроль за процессом «реализации».
Статья «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»
Действующий Закон № 300-З содержит ст. 33 «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Проект Кодекса аналогичную статью не содержит, с чем согласится нельзя.
Следует отметить, что нормы ст. 33 Закона № 300-З носят общий характер.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции «обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (подп. 3.8 п. 3 ст. 24 проекта Кодекса). При этом «градостроительные проекты» (кроме детальных планов) и «проектная документация» не относятся к законодательству.
Территориальные подразделения архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции «обеспечивают на соответствующей территории реализацию утвержденных градостроительных проектов, соблюдение режимов территориальных зон по функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц» (подп. 2.5 п. 2 ст. 25 проекта Кодекса). При этом реализация «утвержденных градостроительных проектов» и контроль за такой «реализацией» – далеко не одно и тоже.
Возникает вопрос: какие органы осуществляют контроль за реализацией «градостроительных проектов»? Проект Кодекса не наделяет какие-либо органы полномочиями осуществлять такой контроль.
Не обладают такими полномочиями и органы прокуратуры. Так, прокуратура осуществляет надзор за «точным и единообразным исполнением» только «нормативных правовых актов», к которым «градостроительные проекты» (за исключением детальных планов) не относится (ч. 1 ст. 125 Конституции Республики Беларусь 1994 г. и абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При этом контроль (надзор) за реализацией чего-либо должен осуществлять не тот орган, который осуществляет реализацию, а вышестоящий орган (контроль) либо специализированный орган (надзор). А иначе вряд ли можно говорить об эффективности контроля.
Следует отметить, что первоначальная редакция Закона № 300-З содержала ст. 34 «Компетенция должностных лиц органов, осуществляющих проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», пункт 1 которой предусматривал наличие органов, осуществляющих проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, должностные лица которых имели право:
- проводить контроль за строительством объектов в целях получения информации о соблюдении участниками архитектурной и градостроительной деятельности требований законодательства, градостроительной документации и проектной документации на строительство;
- запрашивать у заказчиков, застройщиков, разработчиков проектной документации проектную документацию на строительство, иные сведения и материалы, необходимые для проведения контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного среде обитания, в случае, если архитектурная, градостроительная и строительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- принимать решения о приостановлении либо прекращении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Однако, Законом Республики Беларусь от 30.11.2010 № 196-З статья 34 из Закона была исключена.
Предлагается включить в проект Кодекса статью «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», регламентирующую указанные выше вопросы.
Статья 121
1. Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при получении разрешительной документации на строительство, разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и проектной документации, выполнении изыскательских, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, оказании инженерных услуг, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока
1. Статья 121 называется «Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», однако содержание ее п. 1 регламентирует только надзор в области «архитектурной» и «строительной» деятельности.
Предлагается после «разработке» добавить «градостроительных проектов».
2. Предлагается в проекте Кодекса определить органы, осуществляющие надзор за «реализацией градостроительных проектов». Для примера, в Украине надзор «в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» осуществляют «архитектурно-строительные инспекции», а не исполкомы.
Статья 128
Пункт 2 статьи 128
2. Собственник (владелец) объекта при его эксплуатации обязан:
сохранять архитектурный облик объекта
Что понимается под «архитектурный облик объекта»?
проводить технические осмотры и обследования, за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий, порядок проведения которых определяется жилищным законодательством, а также объектов, по которым проведение таких обследований не является обязательным
1. Термин «обследование» проектом Кодекса не определен. В абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З термин «обследование» определяется как «комплекс работ». Между тем, правовое регулирование обследовательских работ практически отсутствует. Каким именно договором должны опосредоваться работы по обследованию зданий (сооружений)? Только ли договором подряда, который регулируется общими положениями о подряде (§ 1 гл. 37 ГК)?
2. Чем и кем определяется «порядок проведения обследования» иных объектов, кроме перечисленных в абз. 3 п. 2 ст. 128 проекта Кодекса?
Обследовательские отношения затрагивают общественные и государственные интересы, в частности, вопросы безопасности. В частности, возможно обследование как завершенных строительством, так и незавершенных строительством капитальных зданий (сооружений), представляющих реальную
опасность в будущем. Соответственно, порядок проведения обследовательских работ для всех объектов строительства следует определить в НПА, а не в ТНПА.
Исходя из вышеизложенного, предлагается в ст. 21 проекта Кодекса, посвященной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, предусмотреть следующее полномочие: «утверждает правила заключения и исполнения договоров на выполнение работ по обследованию зданий (сооружений), за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
3. Нормы по обследованию капитальных зданий и сооружений, содержащиеся в ст. 128 «Обязанности собственников (владельцев) объекта при его эксплуатации» проекта Кодекса, не применимы при обследовании неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) объектов строительства. При этом многие незавершенные строительством объекты представляют реальную опасность.
Предлагается дополнить проект Кодекса нормами, регулирующими обследование неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) объектов строительства.
Предлагается в ст. 21 проекта Кодекса, посвященной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, предусмотреть следующее полномочие: «утверждает правила выполнение работ по обследованию незавершенных строительством и эксплуатируемых капитальных зданий (сооружений),
за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
Пункт 3 статьи 128
Порядок и периодичность проведения технических осмотров с учетом степени износа объекта определяются Министерством архитектуры и строительства
С учетом вышеизложенного, предлагается после «объекта» добавить «, а также его обследования, за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
Статья «Признание объектов находящимися в аварийном состоянии или грозящих обвалом»
В проекте Кодекса не упоминается возможность признания капитальных зданий (сооружений) «находящимися в аварийном состоянии или грозящих обвалом». В ч. 1 п. 1 ст. 82, ст. 141, ч. 1 п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 142 ЖК упоминается «признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом» жилое помещение. В п. 6 ст. 87 ЖК упоминается «общежитие находится в аварийном состоянии или грозит обвалом». Из чего следует, что жилые здания могут быть признаны «аварийным или грозящим обвалом».
Предлагается определить в проекте Кодекса основания признания неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) и эксплуатируемых объектов строительства (кроме жилых домов) «аварийными или грозящими обвалом», а также государственный орган, полномочный утвердить порядок признания указанных объектов «аварийными или грозящими обвалом».
Правовой форум