Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Обсуждение проекта
Игорь Валерьевич
128
03.01.2023
Статья 67
2. Разрешительная документация на строительство не требуется на:

2.4. возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства
Что понимается под «хозяйственных строений» и чем эти объекты отличаются от «хозяйственных сооружений»?
Предлагается «строений и» исключить.
Статья 69
2. На основании градостроительных паспортов осуществляются:
2.1. формирование земельных участков для проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, аукционов на право аренды земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, аукционов с условиями на право строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
2.2. включение земельных участков в перечни участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Без разработки градостроительных паспортов осуществляется формирование земельных участков, предназначенных для коллективного садоводства, а также для размещения объектов пятого класса сложности (за исключением одноквартирных, блокированных жилых домов), при:
проведении аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, аукционов на право аренды земельных участков;
включении земельных участков в перечни участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционный проект, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.
При этом формирование земельных участков для размещения объектов пятого класса сложности в границах городов областного подчинения, города Минска, а также городов с численностью населения 80 тысяч человек и более осуществляется с обязательной разработкой градостроительного паспорта.
4. С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки для размещения объектов пятого класса сложности (за исключением одноквартирных, блокированных жилых домов) в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, формируются на основании градостроительных паспортов.
Содержание п.п. 2-4 ст. 69 проекта Кодекса не соответствует предмету регулирования проекта Кодекса – такие нормы должны содержатся в законодательстве об охране и использовании земель (КоЗ).
Предлагается п.п. 2-4 ст. 69 из проекта Кодекса исключить.
Статья 73
Пункт 1 статьи 73
1. Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной проектной документации
Содержание ч. 1 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса регламентирует порядок осуществления отдельных видов строительства, что не соответствует наименованию ст. 73 «Порядок разработки проектной документации» проекта Кодекса. При этом каких-либо требований к «порядку разработки проектной документации» п. 1 ст. 73 проекта Кодекса не содержит (?!).
Предлагается изложить ч. 1 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса в следующей редакции:
«Проектная документация на возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы разрабатывается:
на основании и в соответствии с разрешительной документации на строительство, если ее выдача является обязательной;
в соответствии с предпроектной (предынвестиционной) документацией, если ее разработка является обязательной;
в соответствии с требованиями утвержденных градостроительных проектов;
с учетом требований актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов.
Разработанная проектная документация после согласования и выдачи заключения государственной [строительной] экспертизы утверждается заказчиком, застройщиком».
Пункт 2 статьи 73
Разработчики проектной документации несут ответственность за соответствие разработанной проектной документации требованиям, установленным актами законодательства
Прежде чем устанавливать ответственность за указанное, необходимо в п. 1 ст. 73 проекта Кодекса установить общие требования к разработке проектной документации (см. выше).
Пункт 4 статьи 73
Проектные работы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях выполняются в полном соответствии с материалами научно-исследовательских работ
С учетом замечаний по подп. 1.46 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса предлагается «в полном соответствии с материалами научно-исследовательских работ» заменить на «на основе результатов научно-исследовательских работ»
Статья 78
Пункт 2 статьи 78
Заключение госстройэкспертизы содержит выводы, а также может содержать требования в отношении объекта госстройэкспертизы
1. Какие именно «выводы» и «требования»?
После «выводы» предлагается добавить «по предмету государственной экспертизы».
2. В проекте Кодекса не определен государственный орган, который наделяется полномочиями определять состав, структуру и содержание заключения государственной экспертизы.
Ранее состав, структура и содержание экспертного заключения государственной экспертизы определялись в гл. 6 «Состав, структура, содержание и порядок оформления экспертного заключения»  Инструкции об организации проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденной Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 17.12.2008 № 63. В настоящее время Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791, не содержит каких-либо требований к составу, структуре и содержанию заключения государственной экспертизы.
Соответственно, предлагается определить в проекте Кодекса государственный орган, который наделяется полномочиями определять состав, структуру и содержание заключения государственной экспертизы.
Пункт 5 статьи 78
Срок действия заключения госстройэкспертизы по градостроительному проекту ограничен сроком действия этого проекта
В проекте Кодекса не используется термин «срок действия» применительно к градостроительных проектам. В подп. 7.5 п. 7 ст. 60 и подп. 9.4 п. 9 ст. 62 проекта Кодекса используется термин «срок реализации» применительно к градостроительным проектам.
Предлагается заменить «сроком действия» на «сроком реализации».
Статья 79
Пункт 1 статьи 79
1. Строительная деятельность включает в себя:
1.1. выполнение изыскательских работ
Как указывалось выше, «изыскательские работы» к «строительной деятельности» не относятся.
Предлагается подп. 1.1 п. 1 из ст. 79 проекта Кодекса исключить.
Пункт 3 статьи 79
Проект Кодекса определяет основания и порядок проведения только таких видов строительства как «ремонт объекта» (ст. 85 проекта Кодекса) и «снос объекта» (ст. 90 проекта Кодекса). Очевидно, что в проекте Кодекса должны быть определены основания и порядок проведении всех видов строительства.
При этом следует учитывать следующее.
1. Согласно п. 1 ст. 67 проекта Кодекса «…возведение, реконструкция, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются на основании разрешительной документации на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи».
2. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 70 проекта Кодекса «До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объекта… заказчиком, застройщиком разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация».
3. Согласно ч.ч. 1 и 2 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса: «Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, капитальный ремонт, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы осуществляются в установленном порядке на основе разработанной, согласованной, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной проектной документации.
При возведении и реконструкции одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности в соответствии с пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса не являются обязательными разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом».
4. Застройщиком строительная деятельность может осуществляться самостоятельно (подп 1.23 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса).
5. Согласно п. 3 ст. 28 проекта Кодекса «Объектами нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности являются… строительная деятельность…», включающая все виды «строительства» (подп. 1.5 п. 1 и п. 2 ст. 79 проекта Кодекса). Данный вопрос особо актуален в случае, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации и проектной документации является не обязательной. В частности, при текущем ремонте и при «упрощенном порядке возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности» (ст. 84 проекта Кодекса). Следует ли в указанных случаях при строительстве соблюдать требования актов законодательства?
Так, строительные нормы СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» «предназначены для применения всеми юридическими и физическими лицами,  осуществляющими  архитектурную, градостроительную и строительную  деятельность на территории  Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности, при разработке градостроительной и проектной документации, а также принятии решений о размещении объектов» и содержат подразд. 6.3 «Усадебная жилая застройка. Градостроительные требования». В абз. 2 разд. 1 «Область применения» строительных норм СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов» сказано: «Настоящие строительные нормы предназначены для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими разработку проектной документации, возведение, реконструкцию  (модернизацию) и капитальный ремонт улиц населенных пунктов Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности».
6. С учетом вышеизложенного, предлагается дополнить ст. 79 проекта Кодекса пунктом 3 следующего содержания:
«3. Строительство осуществляется на основании и в соответствии с разрешительной документацией на строительство, выдаваемой в случаях, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предпроектной (предынвестиционной) документацией и проектной документацией (когда их разработка является обязательной), с учетом требований актов законодательства, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов, в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Статья 88
7. Разработчик проектной документации и подрядчик обязаны обеспечить безопасность объекта в течение нормативного срока его эксплуатации (службы), а в случае, если этот срок не указан в проектной документации, – в течение 20 лет при условии соблюдения пользователем правил эксплуатации объекта
1. В п. 1 ст. 88 и иных нормах проекта Кодекса не определены случаи, когда «нормативный срок его эксплуатации (службы)» может не указываться в проектной документации.
2. Проектом Кодекса и иным законодательством не определен термин «правила эксплуатации объекта» и не определено государственный орган либо иная организация, которые наделяются полномочиями по утверждению указанных правил.
Соответственно, предлагается проекте Кодекса определить термин «правила эксплуатации объекта» и государственный орган либо иную организацию, которые наделяются полномочиями по утверждению указанных правил.
Статья 90
Для получения разрешительной документации на строительство, указанной в части первой настоящего пункта, заказчик, застройщик, генеральный подрядчик при строительстве объектов «под ключ», инженер (инженерная организация) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью обращаются в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением, в котором указывают:
при сносе неиспользуемых объектов – местонахождение земельного участка и объекты недвижимости, подлежащие сносу, а также порядок и способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта, порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот;
при сносе объектов, не указанных в абзаце втором настоящей части, – местонахождение земельного участка и объекты недвижимости, подлежащие сносу
Как указывалось выше, согласно п. 5 ст. 58 КоЗ «не требуется изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков» для размещения объектов (элементов) благоустройства независимо от их капитальности. Соответственно, указание на «местонахождение земельного участка» не представляется возможным при сносе объектов строительства, являющихся объектами (элементами) благоустройства (капитальные велосипедные стоянки, шлагбаумы, ограждения и др.) либо их частей (автомобильная парковка как часть капитального сооружения).
Соответственно, предлагается после «земельного участка» добавить «и (или) объектов недвижимости».
Статья 94
1. Строительство жилых домов (дома) и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры, их озеленения, иных объектов недвижимости...
Что понимается под озеленением «жилых домов (дома) и относящихся к ним объектов инженерной инфраструктуры»?
Предлагается заменить «их озеленения» на «благоустройство прилегающей территории».
Статья 101
Статья 101 проекта Кодекса регулирует вопросы «консервации и расконсервации» объекта незавершенного строительства и их последствия.
Предлагается проект Кодекса дополнить нормами, регулирующими отношения по консервации и расконсервации введенных в эксплуатацию неиспользуемых объектов (основания, сроки, порядок и последствия). Термин «неиспользуемый объект» определен в ч. 3 п. 4 ст. 90 проекта Кодекса.
Статья 104
Предлагается учесть нормы ст. 223 «Самовольное строительство и его последствия» ГК. В частности, в ч. 2 п. 4 и п. 5, абз. 3 ч. 1 п. 6 ст. 223 ГК упоминается «принятие самовольной постройки в эксплуатацию».
ГЛАВА 27
Действующий Закон № 300-З содержит гл. 6 «Контроль и надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а проект Кодекса содержит гл. 27 «Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Из чего следует, что «контроль» в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности исключается, с чем согласится нельзя по следующим причинам:
1) в подп. 3.11 п. 3 ст. 24 проекта Кодекса упоминается «контроль  в  области жилищного  строительства»;
2) согласно подп. 1.21 п. 1 ст. 17 проекта Кодекса к «направлениями государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» относится «обеспечение реализации градостроительных проектов, проектной документации». Для «обеспечения реализации» чего-либо необходим контроль за процессом «реализации».
Статья «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»
Действующий Закон № 300-З содержит ст. 33 «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Проект Кодекса аналогичную статью не содержит, с чем согласится нельзя.
Следует отметить, что нормы ст. 33 Закона № 300-З носят общий характер.
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции «обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (подп. 3.8 п. 3 ст. 24 проекта Кодекса). При этом «градостроительные проекты» (кроме детальных планов) и «проектная документация» не относятся к законодательству.
Территориальные подразделения архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции «обеспечивают на соответствующей территории реализацию утвержденных градостроительных проектов, соблюдение режимов территориальных зон по функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц» (подп. 2.5 п. 2 ст. 25 проекта Кодекса). При этом реализация «утвержденных градостроительных проектов» и контроль за такой «реализацией» – далеко не одно и тоже.
Возникает вопрос: какие органы осуществляют контроль за реализацией «градостроительных проектов»? Проект Кодекса не наделяет какие-либо органы полномочиями осуществлять такой контроль.
Не обладают такими полномочиями и органы прокуратуры. Так, прокуратура осуществляет надзор за «точным и единообразным исполнением» только «нормативных правовых актов», к которым «градостроительные проекты» (за исключением детальных планов) не относится (ч. 1 ст. 125 Конституции Республики Беларусь 1994 г. и абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При этом контроль (надзор) за реализацией чего-либо должен осуществлять не тот орган, который осуществляет реализацию, а вышестоящий орган (контроль) либо специализированный орган (надзор). А иначе вряд ли можно говорить об эффективности контроля.  
Следует отметить, что первоначальная редакция Закона № 300-З содержала ст. 34 «Компетенция должностных лиц органов, осуществляющих проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», пункт 1 которой предусматривал наличие органов, осуществляющих проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, должностные лица которых имели право:
- проводить контроль за строительством объектов в целях получения информации о соблюдении участниками архитектурной и градостроительной деятельности требований законодательства, градостроительной документации и проектной документации на строительство;
- запрашивать у заказчиков, застройщиков, разработчиков проектной документации проектную документацию на строительство, иные сведения и материалы, необходимые для проведения контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного среде обитания, в случае, если архитектурная, градостроительная и строительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- принимать решения о приостановлении либо прекращении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Однако, Законом Республики Беларусь от 30.11.2010 № 196-З статья 34 из Закона была исключена.
Предлагается включить в проект Кодекса статью «Контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», регламентирующую указанные выше вопросы.
Статья 121
1. Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при получении разрешительной документации на строительство, разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и проектной документации, выполнении изыскательских, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, оказании инженерных услуг, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока
1. Статья 121 называется «Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», однако содержание ее п. 1 регламентирует только надзор в области «архитектурной» и «строительной» деятельности.
Предлагается после «разработке» добавить «градостроительных проектов».
2. Предлагается в проекте Кодекса определить органы, осуществляющие надзор за «реализацией градостроительных проектов». Для примера, в Украине надзор «в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» осуществляют «архитектурно-строительные инспекции», а не исполкомы.
Статья 128
Пункт 2 статьи 128
2. Собственник (владелец) объекта при его эксплуатации обязан:
сохранять архитектурный облик объекта
Что понимается под «архитектурный облик объекта»?
проводить технические осмотры и обследования, за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий, порядок проведения которых определяется жилищным законодательством, а также объектов, по которым проведение таких обследований не является обязательным
1. Термин «обследование» проектом Кодекса не определен. В абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З термин «обследование» определяется как «комплекс работ». Между тем, правовое регулирование обследовательских работ практически отсутствует. Каким именно договором должны опосредоваться работы по обследованию зданий (сооружений)? Только ли договором подряда, который регулируется общими положениями о подряде (§ 1 гл. 37 ГК)?
2. Чем и кем определяется «порядок проведения обследования» иных объектов, кроме перечисленных в абз. 3 п. 2 ст. 128 проекта Кодекса?
Обследовательские отношения затрагивают общественные и государственные интересы, в частности, вопросы безопасности. В частности, возможно обследование как завершенных строительством, так и незавершенных строительством капитальных зданий (сооружений), представляющих реальную
опасность в будущем. Соответственно, порядок проведения обследовательских работ для всех объектов строительства следует определить в НПА, а не в ТНПА.
Исходя из вышеизложенного, предлагается в ст. 21 проекта Кодекса, посвященной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, предусмотреть следующее полномочие: «утверждает правила заключения и исполнения договоров на выполнение работ по обследованию зданий (сооружений), за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
3. Нормы по обследованию капитальных зданий и сооружений, содержащиеся в ст. 128 «Обязанности собственников (владельцев) объекта при его эксплуатации» проекта Кодекса, не применимы при обследовании неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) объектов строительства. При этом многие незавершенные строительством объекты представляют реальную опасность.
Предлагается дополнить проект Кодекса нормами, регулирующими обследование неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) объектов строительства.
Предлагается в ст. 21 проекта Кодекса, посвященной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, предусмотреть следующее полномочие: «утверждает правила выполнение работ по обследованию незавершенных строительством и эксплуатируемых капитальных зданий (сооружений),
за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
Пункт 3 статьи 128
Порядок и периодичность проведения технических осмотров с учетом степени износа объекта определяются Министерством архитектуры и строительства
С учетом вышеизложенного, предлагается после «объекта» добавить «, а также его обследования, за исключением выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, общежитий».
Статья «Признание объектов находящимися в аварийном состоянии или грозящих обвалом»
В проекте Кодекса не упоминается возможность признания капитальных зданий (сооружений) «находящимися в аварийном состоянии или грозящих обвалом». В ч. 1 п. 1 ст. 82, ст. 141, ч. 1 п. 1 и ч. 1 п. 2 ст. 142 ЖК упоминается «признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом» жилое помещение. В п. 6 ст. 87 ЖК упоминается «общежитие находится в аварийном состоянии или грозит обвалом». Из чего следует, что жилые здания могут быть признаны «аварийным или грозящим обвалом».
Предлагается определить в проекте Кодекса основания признания неэксплуатируемых (незавершенных строительством, в т.ч. законсервированных, а также неиспользуемых) и эксплуатируемых объектов строительства (кроме жилых домов) «аварийными или грозящими обвалом», а также государственный орган, полномочный утвердить порядок признания указанных объектов «аварийными или грозящими обвалом».
Оксана Владимировна
6
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : я 24 Элемент текста : 3.8. обеспечивают на соответствующей территории соблюдение
законодательства в области архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности;


Исключить формулировку подпункта 3.8 из пункта 3 .
Обеспечение соблюдения законодательства - носит характер обязанностей и не относится к функциям компетентности. При этом для исполнения таких обязанностей местные органы власти должны быть наделены определенными полномочиями, так как формулировка "обеспечений соблюдение законодательства в области 3.8. обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" - широкое понятие, без конкретизаций в какой именно части, что заранее неисполнимо в целом. Местные органы власти не судебный и не надзорный орган в целом за соблюдением норм законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Заменить формулировкой:
"3.8. обеспечивают реализацию градостроительных проектов, разработанных для соответствующих территорий, в срок, установленный в таких проектах;"  
Оксана Владимировна
6
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : тья 2.5 Элемент текста : 2.5. обеспечивают на соответствующей территории реализацию
утвержденных градостроительных проектов, соблюдение режимов
территориальных зон по функциональному использованию территорий
населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц


из подпункта 2.5 исключить слова "реализацию утвержденных градостроительных проектов". Реализация градостроительных проектов зависит от финансирования, территориальное подразделение не обладает самостоятельными средствами и не может обеспечить какой либо процесс реализации, если на это не согласен исполком. Реализацию градостроительных проектов может обеспечить только местный исполнительный и распорядительный орган.
При этом отсутствует меры ответственности за несоблюдение сроков реализации градостроительных проектов, разработанных, обеспеченных бюджетным финансированием,  и не реализованных  в установленные сроки.
Так же  в Кодексе отсутствует требование и органы отвечающие за контроль за реализацией градостроительных проектов, значит выделенное бюджетное финансирование на эти цели никто не контролирует: разработали, положили на полку.    
Ольга
76
04.01.2023

В ст 3 после п 1 идет п 32. Пропущены п 2-31. Добавьте

Ольга
76
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 10 Подпункт : 3


П 3 ст 10 ухудшает права граждан по сравнению с п 1 ст 4 действующего закона и отбирает у граждан право на информацию о предполагаемых изменениях среды обитания. Но это же очень важная вещь для граждан, знать, как застройщики собираются изувековечить определенную территорию, чтобы принять решение о своей недвижке и качестве своей жизни на этой территории. Стоит ли там покупать жилье или побыстрее валить в другое место, где строительная мафия не настолько агрессивна. Верните обратно эту фразу.
Ольга
76
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 11 Подпункт : 3


Добавьте в п 3 ст 11 обязанность дублировать эту информацию на сайте исполкома (илитп сайте). Такие объекты бывают длинные (например, коллектор от Кижеватова до Чижевских), что их не обвешаешь сплошняком табличками, и людям непонятно, что это. И часто они грязные вокруг, что к табличке не подойдешь, а не каждый телефон сфотает мелкие детали.
Ольга
76
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 11 Подпункт : 4


В настоящее время не существует описания «регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам», которое используется в п 4 ст 11. Поэтому существует реальная проблема ознакомиться с разрабатываемыми и утвержденными градостроительными проектами. И более того, исполкомы секретят даже общедоступную информацию. Значит, необходимо определить порядок этого регламентируемого доступа, чтобы оно не было пустым словом, которое не значит ничего.
Вячеслав
163
04.01.2023
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 7 Глава : 17 Параграф : 70 Пункт : 2 Подпункт : 2.7 Элемент текста : социальных, экологических и других последствий


Цитата

2. Предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, реставрацию объектов первого –– четвертого классов сложности разрабатывается и утверждается заказчиком, застройщиком в составе раздела обоснования инвестиций, задания на разработку проектной документации, иной документации. В такой предпроектной (предынвестиционной) документации указываются:

2.7. расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации, эксплуатации объекта.

Формулировка самого общего, размытого характера. Какие именно расчеты и в каком объеме, составе и пр.должны быть представлены? Чем регламентируется порядок их проведения и т.п. Что понимается под терминами «социальные последствия», «экологические последствия»? Определения этих терминов? Что имеется ввиду под неопределенным термином «другие последствия». Какие другие? Даже приблизительно не определено. Необходимо конкретизировать подпункт и четко и детально представить его требования. В противном случае с 1000% вероятностью гарантировано возникновение множество спорных ситуаций между заказчиками (застройщиками), экспертными органами, органами государственного управления.

Игорь Валерьевич
128
04.01.2023
Взамен ранее направленного текста
Статья 1
Подпункт 1.8 пункта 1
благоустройство – совокупность работ и мероприятий, осуществляемых при возведении, реконструкции, модернизации, капитальном и текущем ремонте объекта, ремонтно-реставрационных работ, выполняемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях (далее – ремонтно-реставрационные работы), в целях приведения объекта в состояние, пригодное для эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), инженерной и транспортной инфраструктуры, создания благоприятных условий жизнедеятельности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания
Согласно абз. 41 ч. 1 п. 1 ст. 1 действующего Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) одним из видов «строительной деятельности (строительства)» является «благоустройство объекта строительства». Исключение «благоустройства» из «строительная деятельность» (подп. 1.82 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) и «строительство» (подп. 1.89 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) на практике будет вызывать ряд проблем.
1. В настоящее время в соответствии с действующим Законом № 300-З возможно и на практике осуществляется «благоустройство» как отдельный вид строительства на основе проектной документации с названиями типа «Благоустройство сквера по ул….», «Благоустройство прилегающей территории к…», «Благоустройство прилегающей территории к жилому дому №…», «Благоустройство дворовой территории жилых домов…» и т.п. При этом в рамках «благоустройства дворовых территорий» многоквартирных жилых домов и общежитий выполняются в т.ч. следующие работы:
«- устройство асфальтобетонного проезда шириной 5,5 м, вместо существующего шириной 3,5 м;
- устройство тротуара вдоль проектируемого проезда с площадкой у подъездов;
- устройство дополнительных мест для стоянки автотранспорта;
- устройство детских игровых площадок, велосипедных стоянок, прогулочных дорожек, спортплощадки для игры в мини-футбол, а также площадки для выгула собак;
- устройство хозяйственной площадки;
- устройство площадки для раздельного сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора;
- установка дополнительных малых архитектурных форм и дополнительное озеленение территории».
Также указанные выше работы на практике иногда выполняются «при капитальном ремонте» многоквартирных жилых домов и общежитий в рамках одной проектной документации («Капитальный ремонт жилого дома №_ с благоустройством прилегающей территории»), что не противоречит п.п. 9 и 11 Инструкции о порядке определения вида строительной  деятельности и наименования объекта строительства, утвержденной Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 30.06.2022 № 66 (далее – Инструкция № 66), и позволяет экономить бюджетные средства.
Проектом Кодекса с учетом определения термина «объект» (подп. 1.50 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) предусмотрено, что осуществление «благоустройства» будет возможно только «при возведении, реконструкции, модернизации, капитальном и текущем ремонте объекта, ремонтно-реставрационных работах» в составе указанных видов строительства, осуществляемого в отношении «одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), включая линейные сооружения (дороги, элементы улично-дорожной сети, железные дороги, метрополитены, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, каналы), их части, объекты незавершенного строительства, недвижимые материальные историко-культурные ценности, на которых выполняются ремонтно-реставрационные работы, инженерные и транспортные коммуникации, их части», а не в отношении «элементов благоустройства в качестве отдельных «работ и мероприятий». Соответственно, перечень возможных работ при «благоустройстве» будет зависеть от вида строительства, в рамках которого оно будет осуществляться. Очевидно, что при «текущем ремонте объекта» перечень возможных работ при «благоустройстве» будет минимальным, а «при возведении» – максимальным. Соответственно, «комплексное благоустройство» в отношении существующих объектов строительства будет возможно только при «реконструкции объектов».
В ч. 1 п. 3 ст. 7 проекта Кодекса отсутствует упоминание «благоустройство придомовых территорий» либо «благоустройство прилегающих к жилым домам территорий» (что более правильно – см. ниже). Соответственно, выполнение указанных выше работ при «капитальном ремонте» многоквартирных жилых домов (общежитий) будет невозможным – такие работы можно будет выполнять только «при возведении, реконструкции» многоквартирных жилых домов (общежитий). Между тем, до 1955 г. отсутствовали какие-либо требования к благоустройству жилой многоквартирной застройки и в старой многоквартирной застройке все элементы благоустройства (дворовые проезды, детская площадка, зона отдыха взрослых, контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов и др.), как правило, размещались неизвестными лицами в неизвестные сроки произвольно без разработки проектной документации, что фактически является самовольным строительством, вызывающим очевидные проблемы. При этом решать такие проблемы можно будет только «при реконструкции» многоквартирных жилых домов  и общежитий (?!).
2. Благоустройство «при возведении, реконструкции, модернизации, капитальном… ремонте» осуществляется  «в установленном  порядке  на основе разработанной, согласованной,  прошедшей  государственную экспертизу и утвержденной проектной документации» (ч. 1 п. 1 ст. 73 проекта Кодекса). А благоустройство «при текущем ремонте» осуществляется «на основании дефектного акта и сметы» (ч. 1 п. 2 ст. 85 проекта Кодекса). Между тем, согласно п. 5 ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. в ред. от 18.07.2022 г. (далее – КоЗ) «Не требуются также изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства, размещению малых архитектурных форм и средств наружной рекламы на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель. Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации (за исключением случаев размещения средств наружной рекламы) и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения». При «благоустройстве» зачастую требуется «возведение» и «реконструкция» капитальных «сооружений благоустройства» (велосипедные стоянки, проезды, места для стоянки автотранспорта, шлагбаумы, ограждения и др.), являющихся «объектом строительства» (подп. 1.50 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса), что явно требует разработки проектной документации.
3. Не ясно, что будет являться «объектом строительства» при «благоустройстве территорий», например, при «благоустройстве» сквера.
4. Пунктом 20 ст. 2 проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления» (принят в первом чтении 12.10.2022 г.) предлагается дополнить Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» статьей 36-1 «Реализация гражданских инициатив» следующего содержания: «1. Гражданские инициативы – мероприятия, направленные на улучшение качества жизнедеятельности населения соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, в том числе на благоустройство территорий…». Соответственно, «реализация гражданских инициатив» в части «благоустройства территорий» будет возможна только «при возведении, реконструкции, модернизации, капитальном и текущем ремонте объекта, ремонтно-реставрационных работах», а не в качестве отдельных «работ и мероприятий», что будет ограничивать возможность «реализации гражданских инициатив».
5. Из предлагаемого определения термина следует, что «благоустройство объекта – совокупность работ и мероприятий…, осуществляемых в целях приведения объекта в состояние, пригодное для…».
С учетом определения термина «объект» (подп. 1.50 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) указанная «совокупность работ и мероприятий» осуществляется в целях приведения «одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), включая линейные сооружения (дороги, элементы улично-дорожной сети, железные дороги, метрополитены, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, каналы), их части, объекты незавершенного строительства, недвижимые материальные историко-культурные ценности, на которых выполняются ремонтно-реставрационные работы, инженерные и транспортные
коммуникации, их части» в определенное «состояние». Между тем, на практике указанная «совокупность работ и мероприятий» осуществляется в целях приведения в определенное состояние не только (и не столько) указанных «объектов строительства», но и прилегающей территории. Также указанная
«совокупность работ и мероприятий» осуществляется не только (и не столько) на «объектах строительства», но и на прилегающей территории.
С учетом вышеизложенного, предлагается после «осуществляемых в целях приведения объекта» добавить «и прилегающей территории». При этом термин «прилегающая территория» должен включать «земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания объекта [строительства]», а также территории, относимые к «землям общего пользовать населенных пунктов», на которых размещаются «элементы благоустройства».