Предметом правового регулирования проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны озонового слоя» (далее – проект Закона) являются отношения в области охраны озонового слоя, связанные с обращением с озоноразрушающими веществами, регулируемыми Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года (далее – Монреальский протокол).
Проект Закона подготовлен с учетом необходимости приведения Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее – Закон № 56-З) в соответствие с положениями Монреальского протокола с учетом ратификации Кигалийской поправки к нему и уточнения определения термина «операции с озонороазрушающими веществами», применяемого в Законе Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон № 213-З), приведенного для целей Главы 22, которой предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются операции с озоноразрушающими веществами.
1. Определение термина «мониторинг озонового слоя» необходимо привести в соответствие с определением термина «мониторинг окружающей среды» (Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»), сохранив его в действующей редакции: «мониторинг озонового слоя – система наблюдений за состоянием озонового слоя, оценки и прогноза изменений состояния озонового слоя под воздействием природных и антропогенных факторов;». Цели проведения мониторинга могут быть указаны в положении о порядке его проведения. Законодательство об охране окружающей среды не дает определения понятию «негативное воздействие», а термин «вредное воздействие на окружающую среду» здесь не вполне применим, так как учитывает только антропогенные факторы (хозяйственную и иную деятельность).
2. В определении термина «рециркуляция (рециклинг) озоноразрушающих веществ» упомянута «очистка озоноразрушающих веществ», которой нет в определениях терминов «обращение с озоноразрушающими веществами» и «рекуперация озоноразрушающих веществ». Если «очистка» входит в состав «рециркуляции (рециклинга)», определение последнего требует корректировки, например: «рециркуляция (рециклинг) озоноразрушающих веществ – очистка рекуперированных озоноразрушающих веществ и их последующее повторное использование.». Кроме того, в законопроекте не предусмотрено требований к проведению очистки озоноразрушающих веществ.
03.01.2023 11:08:58
АПИМХ
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.4
1
Замечания к проекту Закона «Об изменении законов по вопросам охраны озонового слоя»
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал 13 октября 2022 г. Закон Республики Беларусь № 212-З «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (далее Закон № 212-З)».
Статья 2 Закона № 212-З предписывает Совету Министров Республики Беларусь принять меры по приведению законодательства в соответствие с положениями поправки, а также иные меры, необходимые для реализации положений Кигалийской поправки.
Согласно поручению заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Л.К.Заяц (10 ноября 2022 г. № 06/140-74, 214-213/11972р), Минприроды должно привести законодательство в соответствие с положениями ратифицированной Республикой Беларусь Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
Реализация положений Монреальского протокола в Республике Беларусь осуществляется в рамках Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее Закон № 56-З).
Кигалийская поправка, дополнила перечни регулируемых Монреальским Протоколом веществ списком F и установила сроки вывода из обращения веществ, указанных в этом списке, с использованием механизмов Монреальского протокола, поэтому для обеспечения реализации Закона №212-З достаточно в Законе №56-З уточнить определение «озоноразрушающие вещества», указав, что озоноразрушающие вещества это вещества, оказывающие воздействие на озоновый слой и климат и регулируемые Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.
Подготовленный Минприроды и представленный к обсуждению проект Закона не соответствует цели, установленной Президентом Республики Беларусь. В проекте Закона отсутствуют механизмы контроля и регулирования обращения веществ, внесенных в список F Монреальского протокола (за исключением добровольного предоставления отчетности по оборудованию, содержащему более 3-х кг этих веществ).
Более того, этот проект Закона не соответствует законодательной базе ЕАЭС, членом которой является Республика Беларусь. Обращаем ваше внимание, что решением Коллегии ЕЭК от 16.03.2021 № 30 вещества списка F Монреальского Протокола уже внесены в раздел 2.1 Озоноразрушающие вещества Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза и вывоза в ЕАЭС.
Необходимо привести белорусское законодательство как в соответствие с требованиями Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, так и в соответствие с законодательством ЕАЭС и внести проект Закона необходимо положения, обеспечивающие соблюдение положений Кигалийской поправки и выполнения принятых страной обязательств в части вывода из обращения веществ приложения F к Монреальскому протоколу, включая:
актуализацию существующих нормативных правовых актов для расширения сферы действия законодательства, регулирующего обращение с озоноразрушающими веществами, на гидрофторуглероды;
расширение сферы лицензирования и квотирования импорта и экспорта озоноразрушающих веществ за счет включения в нее гидрофторуглеродов с установлением требования по подтверждению (в рамках добровольной сертификации) наличия обученного квалифицированного персонала, имеющего опыт работы с гидрофторуглеродами, достаточной для обеспечения заявленных работ и услуг материально-технической базы, включая наличие необходимого оборудования инструментов и приборов для всех субъектов хозяйствования, выполняющих в Республике Беларусь работы и оказывающие услуги в части проектирования, монтажа, наладки систем холодоснабжения и кондиционирования, эксплуатации, обслуживания и утилизации оборудования на гидрофторуглеродах, а также осуществляющие импорт, экспорт, куплю, продажу, сбор и восстановление гидрофторуглеродов;
введение поэтапного ограничения ввоза в страну, реализации и внедрения в стране оборудования на гидрофторуглеродах;
обеспечение контроля качества (сертификации на лабораторной базе Республики Беларусь) ввозимых в страну ГФУ-хладагентов;
разработку и внедрение системы регулирования потребления гидрофторуглеродов в республике, обеспечивающую соблюдение установленных норм потребления конечными пользователями;
создание реестра технологий и оборудования, содержащего более 3 кг гидрофторуглеродов, в котором будет регистрироваться выполнение процедур сервисного обслуживания и дозаправки систем хладагентом. оборудования с регистрацией обслуживания выполненных работ по дозаправке и т.д.;
Необходимо также закрепить законодательно первоочередное использование природных хладагентов для замещения регулируемых Монреальским протоколом веществ и принять меры для:
актуализации и принятия в качестве государственного стандарта ГОСТ EN 378-1÷4 «Системы холодильные и тепловые насосы»;
разработке и принятию технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок работы с природными хладагентами.
Дополнительно направляем проект Закона и обоснование необходимости принятия Закона с замечаниями экспертов Ассоциации АПИМХ.
Обращаем внимание на необходимость привлечения к разработке положений нового законодательства специалистов и заинтересованных не на последнем этапе, а начиная с первой стадии разработки проекта Закона.
Приведенные изменения в НПА лишь вносят путаницу, неясно каким образом регулируется обращение с ГФУ. Все указанные изменения относятся к ОРВ и не устанавливают в принципе комплекс мер, направленных на регулирование обращения с ГФУ. С целью выполнения требований международных договоров необходимо распространить существующие правовые нормы по обращению с ОРВ на ГФУ, только таким образом возможно реализовать меры, позволяющих выполнить требования Кигалийской поправки, ратифицированной республикой.
Предложения
статью 1. Преамбулу Закона ДОПОЛНИТЬ «…обращения с озоноразрушающими веществами и ГФУ (или заменить на термин регулируемые вещества (ОРВ+ГФУ…)»
Статью 1. Основные термины ДОПОЛНИТЬ/отредактировать необходимыми и актуальными терминами:
Гидрофторуглероды (далее ГФУ) - искусственные органические соединения, существующее самостоятельно или в смеси в качестве хладагента, наиболее доступные заменители озоноразрушающих веществ, соответствуют приложению F к Монреальскому протоколу. Обладают НУЛЕВЫМ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИМ ПОТЕНЦИАЛОМ и ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ;
Природные хладагенты, регулируемые вещества, потенциал глобального потепления и пр.
Не отражено обращение с ГФУ, т.е. ВСЕ ПУНКТЫ законодательства должны быть приведены в соответствие согласно международных обязательств (полный перечень регулируемых веществ) и распространить их действие не только для озоноразрущающих веществ.
Также, изменения в указанные НПА должны содержать конкретные мероприятия, направленные на расширение сферы лицензирования и квотирования импорта и экспорта ОРВ за счет включения в нее ГФУ. Без введения системы лицензирования обращения с ГФУ отсутствует возможность осуществлять регулирование потребления ГФУ, соблюдение владельцем оборудования и сервисными центрами нормативно установленного количества ГФУ для дозаправки оборудования, что снизит эффективность принимаемых мер на уровне государства по сокращению потребления ГФУ.
Отразить обязательства по сертификации специалистов и компаний. Одного технического обучения недостаточно, и приобретение навыков должно быть подтверждено. В последние несколько лет растет и широко признается, что программы сертификации имеют решающее значение для успеха Монреальского протокола. Учитывая кол-во новых хладагентов, в том числе легковоспламеняющихся, токсичных и работающие под высоким давлением, специалисты должны делать это профессионально и безопасно, наличие специализированного инструмента, что соответствует хотя бы минимальным промышленным требованиям. В странах, использующие легковоспламеняющиеся хладагенты, исполняются решения об установлении или принятии той или иной формы сертификации для техников, обслуживающих холодильную отрасль.
Учитывая краткосрочный предпраздничный период рассмотрения данного законопроекта, выше указаны не все замечания.
Законопроект требует значительной переработки и повторного обсуждения.
05.01.2023 13:45:43
Йола
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
1
С зашитой озонового слоя много НО! Следует изучить эту тему досконально и проанализировать опыт прошедших лет.
После внедрения хладагентов ГФУ, наша страна практически полностью зависит от их импорта. Примеры: ситуация резкого скачка стоимости в 6-7 раз на привычные нам хладагенты R404A, R507, R134A год назад; перебои поставок из-за карантина в странах производителях. Исполнение же Кигалийской поправки и увеличение использования природных хладагентов уменьшит зависимость от импортных хладагентов (аммиак производим, диоксид углерода производим, есть технические возможности производить пропан R290). Многие опасаются, что придется менять весь парк оборудования. Компании, которые закупают холодильное оборудование, занимаются производством его, обслуживанием, прекрасно понимают срок службы холодильного оборудования. Кигалийская поправка не требует моментальной замены оборудования, а требует постепенных (запланированных) изменений. Существует много научных споров по влиянию ГФУ на парниковый эффект, при их внедрении многие понимали, что по энергозатратности тот же R134a больше, чем те хладагенты, которые использовались. С развитием технологий, их массовости, появилась возможность широко и безопасно применять природные хладагенты, энергоэффективные и распространенные. Большинство развитых стран работает уже более 10 лет, заменяя ГФУ природными хладагентами. Специалисты по холодильному оборудованию нашей страны прекрасно знакомы с аммиаком, новое оборудование позволяет использовать его максимально безопасно. Пропан так же в СНГ уже распространен, его энергоэффективность доказана в практике, большинство заводов производителей торгового холодильного оборудования на встроенном холоде перешли на его использование (в том оборудовании, где это позволяют существующие нормы ограничивающие количество его использования), существуют курсы для обучения правильного использования пропана. Чтобы безопасно работать с диоксидом углерода, требуется обучение и практика. Ассоциация предприятий микроклимата и холода активно работает в этом направлении. Чем раньше начнется реальный переход от ГФУ к природным хладагентам, тем больше времени у участников холодильного рынка РБ, глубоко освоить технологию и их использование. Полностью поддерживаю замечания АПИМХ. Для реального исполнения подписанной Президентом Кигалийской поправки требуется: - разработать систему регулирования потребления ГФУ в республике. НПА должны содержать конкретные мероприятия, направленные на лицензирование и квотирование импорта ГФУ и работы с ним; - разработать систему контроля потребления ГФУ;
06.01.2023 15:54:04
alex_54
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.4
1
Исходя из своего понимания текущих процессов и обязательств страны в области охраны озонового слоя и Монреальского протокола, которыми я начал заниматься в Минприроды с 2004 года и продолжаю по сей день, предложил бы вернуть разработанный Минприроды проект Закона на доработку, как не отвечающий принятым Республикой Беларусь обязательствам по Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
1. Проект Закона не соответствует ни положениям Монреальского протокола, ни законодательной базе ЕАЭС, Стороной которого является и Республика Беларусь, ни подписанному Президентом Республики Беларусь Закону о ратификации Кигалийской поправки (кстати инициированный Минприроды), ни поручению правительства об обеспечении реализации положений Кигалийской поправки в соответствии с подписанным Президентом Республики Беларусь Законом.
2. Кроме того, проект Закона изобилует неточностями, некорректными формулировками, так:
в абз.10 Статьи 1. Указано, что «озоноразрушающие вещества – химические вещества, … , перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь…». В действительности эти вещества определены списком F к Монреальскому протоколу.
в абз.4 Статьи 1. термин «использование озоноразрушающих веществ – применение озоноразрушающих веществ для эксплуатации, технического обслуживания, а также ремонта оборудования и технических устройств, для которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества..» не выдерживает никакой критики.
Находящиеся в холодильном контуре оборудования фреоны (ГХФУ или ГФУ) являются рабочим агентом, который не должен покидать контур и эксплуатационный персонал к нему доступа не имеет, поэтому эксплуатацию оборудования из термина «применение озоноразрушающих веществ» необходимо исключить, а для устранения возможности возникновения ляпов при разработке законодательства, регулирующего отношения в какой-либо отрасли, необходимо привлекать к участию в его разработке соответствующих специалистов.
3. В проекте Закона отсутствует приоритетность использования природных хладагентов в холодильной технике (рекомендуются ГФУ с низким ПГП), что наносит ущерб не только выполнению обязательств страны по Монреальскому протоколу, но и ставит преграды развитию производства отечественных хладагентов, развитию импортозамещения и повышению энергоэффективности холодильной отрасли в целом.
4. Выполнение обязательств по сокращению потребления веществ списка F к Монреальскому протоколу невозможно без эффективного управления этим процессом со стороны государства. Лицензирование деятельности по обращению с веществами, регулируемыми Монреальским протоколом, дает замечательные результаты и это единственный действенный способ наведения порядка в сфере обращения с этими веществами, который позволяет обеспечить качественный контроль и регулирование обращения веществ, внесенных в список F Монреальского протокола. Кроме того, это позволит пополнить бюджет страны.
Полагаю необходимым исключить из проекта Закона Статью 2, препятствующую лицензированию деятельности, связанной с обращением веществ списка F Монреальского протокола.
5. Полагаю целесообразным также придать веществам списка F Монреальского протокола статус озоноразрушающих веществ и предусмотреть введение отдельных временных ограничений, в том числе по реализации проектных решений по использованию гидрофторуглеродов с 2025 года, возложив их согласование на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта.
6. И последнее. Хотелось бы, чтобы столь ответственные законодательные проекты выносились на обсуждение общественности не в период празднования Рождества и Нового года.
06.01.2023 15:56:45
преподаватель
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
1
Поддерживаю, что термин "использование озоноразрушающих веществ" требуется серьезно пересмотреть, т.к. из этого термина любой, у которого имеется на сегодняшний день торговое холодильное оборудование, использует эти вещества сам того не понимая и не зная. Поэтому термин должен быть пересмотрен в плане работы с этими веществами именно специалистами, например: применение озоноразрушающих веществ в качестве рабочего вещества, а также для технического обслуживания и ремонта оборудования и технических устройств, для которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества. Это позволит ограничить доступ к этим веществам и разграничить зоны ответственности пользователей холодильного оборудования и технических специалистов, работающих с этими веществами.
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны озонового слоя»
Общественное обсуждение
7Предметом правового регулирования проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны озонового слоя» (далее – проект Закона) являются отношения в области охраны озонового слоя, связанные с обращением с озоноразрушающими веществами, регулируемыми Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года (далее – Монреальский протокол).
Проект Закона подготовлен с учетом необходимости приведения Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее – Закон № 56-З) в соответствие с положениями Монреальского протокола с учетом ратификации Кигалийской поправки к нему и уточнения определения термина «операции с озонороазрушающими веществами», применяемого в Законе Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон № 213-З), приведенного для целей Главы 22, которой предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются операции с озоноразрушающими веществами.
В связи с технически сложным внесением изменений, а также для улучшения восприятия норм проектом Закона предлагается новая систематизация и структуризация, изложение в новой редакции отдельных статей Закона № 56-З, а также изложение в новой редакции статьи 147 Закона № 213-З.Прилагаемая информация:
Документы, в которые вносятся изменения:
Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя»
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании»
Организатор общественного обсуждения:Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь .
Сроки проведения обсуждения: с 27 декабря 2022 г. по 06 января 2023 г.
22.12.2022 12:37:54
Пользователь
НОВИЧОК«мониторинг озонового слоя – система наблюдений за состоянием озонового слоя, оценки и прогноза изменений состояния озонового слоя под воздействием природных и антропогенных факторов;».
Цели проведения мониторинга могут быть указаны в положении о порядке его проведения.
Законодательство об охране окружающей среды не дает определения понятию «негативное воздействие», а термин «вредное воздействие на окружающую среду» здесь не вполне применим, так как учитывает только антропогенные факторы (хозяйственную и иную деятельность).
2. В определении термина «рециркуляция (рециклинг) озоноразрушающих веществ» упомянута «очистка озоноразрушающих веществ», которой нет в определениях терминов «обращение с озоноразрушающими веществами» и «рекуперация озоноразрушающих веществ».
Если «очистка» входит в состав «рециркуляции (рециклинга)», определение последнего требует корректировки, например:
«рециркуляция (рециклинг) озоноразрушающих веществ – очистка рекуперированных озоноразрушающих веществ и их последующее повторное использование.».
Кроме того, в законопроекте не предусмотрено требований к проведению очистки озоноразрушающих веществ.
03.01.2023 11:08:58
Пользователь
НОВИЧОКПрезидент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал 13 октября 2022 г. Закон Республики Беларусь № 212-З «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (далее Закон № 212-З)».
Статья 2 Закона № 212-З предписывает Совету Министров Республики Беларусь принять меры по приведению законодательства в соответствие с положениями поправки, а также иные меры, необходимые для реализации положений Кигалийской поправки.
Согласно поручению заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Л.К.Заяц (10 ноября 2022 г. № 06/140-74, 214-213/11972р), Минприроды должно привести законодательство в соответствие с положениями ратифицированной Республикой Беларусь Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
Реализация положений Монреальского протокола в Республике Беларусь осуществляется в рамках Закона Республики Беларусь от 12 ноября
2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» (далее Закон № 56-З).
Кигалийская поправка, дополнила перечни регулируемых Монреальским Протоколом веществ списком F и установила сроки вывода из обращения веществ, указанных в этом списке, с использованием механизмов Монреальского протокола, поэтому для обеспечения реализации Закона №212-З достаточно в Законе №56-З уточнить определение «озоноразрушающие вещества», указав, что озоноразрушающие вещества это вещества, оказывающие воздействие на озоновый слой и климат и регулируемые Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.
Подготовленный Минприроды и представленный к обсуждению проект Закона не соответствует цели, установленной Президентом Республики Беларусь. В проекте Закона отсутствуют механизмы контроля и регулирования обращения веществ, внесенных в список F Монреальского протокола (за исключением добровольного предоставления отчетности по оборудованию, содержащему более 3-х кг этих веществ).
Более того, этот проект Закона не соответствует законодательной базе ЕАЭС, членом которой является Республика Беларусь. Обращаем ваше внимание, что решением Коллегии ЕЭК от 16.03.2021 № 30 вещества списка F Монреальского Протокола уже внесены в раздел 2.1 Озоноразрушающие вещества Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза и вывоза в ЕАЭС.
Необходимо привести белорусское законодательство как в соответствие с требованиями Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, так и в соответствие с законодательством ЕАЭС и внести проект Закона необходимо положения, обеспечивающие соблюдение положений Кигалийской поправки и выполнения принятых страной обязательств в части вывода из обращения веществ приложения F к Монреальскому протоколу, включая:
актуализацию существующих нормативных правовых актов для расширения сферы действия законодательства, регулирующего обращение с озоноразрушающими веществами, на гидрофторуглероды;
расширение сферы лицензирования и квотирования импорта и экспорта озоноразрушающих веществ за счет включения в нее гидрофторуглеродов с установлением требования по подтверждению (в рамках добровольной сертификации) наличия обученного квалифицированного персонала, имеющего опыт работы с гидрофторуглеродами, достаточной для обеспечения заявленных работ и услуг материально-технической базы, включая наличие необходимого оборудования инструментов и приборов для всех субъектов хозяйствования, выполняющих в Республике Беларусь работы и оказывающие услуги в части проектирования, монтажа, наладки систем холодоснабжения и кондиционирования, эксплуатации, обслуживания и утилизации оборудования на гидрофторуглеродах, а также осуществляющие импорт, экспорт, куплю, продажу, сбор и восстановление гидрофторуглеродов;
введение поэтапного ограничения ввоза в страну, реализации и внедрения в стране оборудования на гидрофторуглеродах;
обеспечение контроля качества (сертификации на лабораторной базе Республики Беларусь) ввозимых в страну ГФУ-хладагентов;
разработку и внедрение системы регулирования потребления гидрофторуглеродов в республике, обеспечивающую соблюдение установленных норм потребления конечными пользователями;
создание реестра технологий и оборудования, содержащего более 3 кг гидрофторуглеродов, в котором будет регистрироваться выполнение процедур сервисного обслуживания и дозаправки систем хладагентом. оборудования с регистрацией обслуживания выполненных работ по дозаправке и т.д.;
Необходимо также закрепить законодательно первоочередное использование природных хладагентов для замещения регулируемых Монреальским протоколом веществ и принять меры для:
актуализации и принятия в качестве государственного стандарта ГОСТ EN 378-1÷4 «Системы холодильные и тепловые насосы»;
разработке и принятию технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок работы с природными хладагентами.
Дополнительно направляем проект Закона и обоснование необходимости принятия Закона с замечаниями экспертов Ассоциации АПИМХ.
Обращаем внимание на необходимость привлечения к разработке положений нового законодательства специалистов и заинтересованных не на последнем этапе, а начиная с первой стадии разработки проекта Закона.
Экспертный Совет Ассоциации АПИМХ
05.01.2023 12:28:21
Пользователь
НОВИЧОКПриведенные изменения в НПА лишь вносят путаницу, неясно каким образом регулируется обращение с ГФУ. Все указанные изменения относятся к ОРВ и не устанавливают в принципе комплекс мер, направленных на регулирование обращения с ГФУ. С целью выполнения требований международных договоров необходимо распространить существующие правовые нормы по обращению с ОРВ на ГФУ, только таким образом возможно реализовать меры, позволяющих выполнить требования Кигалийской поправки, ратифицированной республикой.
Предложения
статью 1. Преамбулу Закона ДОПОЛНИТЬ «…обращения с озоноразрушающими веществами и ГФУ (или заменить на термин регулируемые вещества (ОРВ+ГФУ…)»
Статью 1. Основные термины ДОПОЛНИТЬ/отредактировать необходимыми и актуальными терминами:
Гидрофторуглероды (далее ГФУ) - искусственные органические соединения, существующее самостоятельно или в смеси в качестве хладагента, наиболее доступные заменители озоноразрушающих веществ, соответствуют приложению F к Монреальскому протоколу. Обладают НУЛЕВЫМ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИМ ПОТЕНЦИАЛОМ и ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ;
Природные хладагенты, регулируемые вещества, потенциал глобального потепления и пр.
Не отражено обращение с ГФУ, т.е. ВСЕ ПУНКТЫ законодательства должны быть приведены в соответствие согласно международных обязательств (полный перечень регулируемых веществ) и распространить их действие не только для озоноразрущающих веществ.
Также, изменения в указанные НПА должны содержать конкретные мероприятия, направленные на расширение сферы лицензирования и квотирования импорта и экспорта ОРВ за счет включения в нее ГФУ. Без введения системы лицензирования обращения с ГФУ отсутствует возможность осуществлять регулирование потребления ГФУ, соблюдение владельцем оборудования и сервисными центрами нормативно установленного количества ГФУ для дозаправки оборудования, что снизит эффективность принимаемых мер на уровне государства по сокращению потребления ГФУ.
Отразить обязательства по сертификации специалистов и компаний. Одного технического обучения недостаточно, и приобретение навыков должно быть подтверждено. В последние несколько лет растет и широко признается, что программы сертификации имеют решающее значение для успеха Монреальского протокола. Учитывая кол-во новых хладагентов, в том числе легковоспламеняющихся, токсичных и работающие под высоким давлением, специалисты должны делать это профессионально и безопасно, наличие специализированного инструмента, что соответствует хотя бы минимальным промышленным требованиям. В странах, использующие легковоспламеняющиеся хладагенты, исполняются решения об установлении или принятии той или иной формы сертификации для техников, обслуживающих холодильную отрасль.
Учитывая краткосрочный предпраздничный период рассмотрения данного законопроекта, выше указаны не все замечания.
Законопроект требует значительной переработки и повторного обсуждения.
05.01.2023 13:45:43
Пользователь
НОВИЧОК06.01.2023 14:14:15
Пользователь
НОВИЧОКПосле внедрения хладагентов ГФУ, наша страна практически полностью зависит от их импорта. Примеры: ситуация резкого скачка стоимости в 6-7 раз на привычные нам хладагенты R404A, R507, R134A год назад; перебои поставок из-за карантина в странах производителях. Исполнение же Кигалийской поправки и увеличение использования природных хладагентов уменьшит зависимость от импортных хладагентов (аммиак производим, диоксид углерода производим, есть технические возможности производить пропан R290). Многие опасаются, что придется менять весь парк оборудования. Компании, которые закупают холодильное оборудование, занимаются производством его, обслуживанием, прекрасно понимают срок службы холодильного оборудования. Кигалийская поправка не требует моментальной замены оборудования, а требует постепенных (запланированных) изменений. Существует много научных споров по влиянию ГФУ на парниковый эффект, при их внедрении многие понимали, что по энергозатратности тот же R134a больше, чем те хладагенты, которые использовались. С развитием технологий, их массовости, появилась возможность широко и безопасно применять природные хладагенты, энергоэффективные и распространенные. Большинство развитых стран работает уже более 10 лет, заменяя ГФУ природными хладагентами. Специалисты по холодильному оборудованию нашей страны прекрасно знакомы с аммиаком, новое оборудование позволяет использовать его максимально безопасно. Пропан так же в СНГ уже распространен, его энергоэффективность доказана в практике, большинство заводов производителей торгового холодильного оборудования на встроенном холоде перешли на его использование (в том оборудовании, где это позволяют существующие нормы ограничивающие количество его использования), существуют курсы для обучения правильного использования пропана. Чтобы безопасно работать с диоксидом углерода, требуется обучение и практика. Ассоциация предприятий микроклимата и холода активно работает в этом направлении. Чем раньше начнется реальный переход от ГФУ к природным хладагентам, тем больше времени у участников холодильного рынка РБ, глубоко освоить технологию и их использование.
Полностью поддерживаю замечания АПИМХ. Для реального исполнения подписанной Президентом Кигалийской поправки требуется:
- разработать систему регулирования потребления ГФУ в республике. НПА должны содержать конкретные мероприятия, направленные на лицензирование и квотирование импорта ГФУ и работы с ним;
- разработать систему контроля потребления ГФУ;
06.01.2023 15:54:04
Пользователь
НОВИЧОКИсходя из своего понимания текущих процессов и обязательств страны в области охраны озонового слоя и Монреальского протокола, которыми я начал заниматься в Минприроды с 2004 года и продолжаю по сей день, предложил бы вернуть разработанный Минприроды проект Закона на доработку, как не отвечающий принятым Республикой Беларусь обязательствам по Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
1. Проект Закона не соответствует ни положениям Монреальского протокола, ни законодательной базе ЕАЭС, Стороной которого является и Республика Беларусь, ни подписанному Президентом Республики Беларусь Закону о ратификации Кигалийской поправки (кстати инициированный Минприроды), ни поручению правительства об обеспечении реализации положений Кигалийской поправки в соответствии с подписанным Президентом Республики Беларусь Законом.
2. Кроме того, проект Закона изобилует неточностями, некорректными формулировками, так:
в абз.10 Статьи 1. Указано, что «озоноразрушающие вещества – химические вещества, … , перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь…». В действительности эти вещества определены списком F к Монреальскому протоколу.
в абз.4 Статьи 1. термин «использование озоноразрушающих веществ – применение озоноразрушающих веществ для эксплуатации, технического обслуживания, а также ремонта оборудования и технических устройств, для которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества..» не выдерживает никакой критики.
Находящиеся в холодильном контуре оборудования фреоны (ГХФУ или ГФУ) являются рабочим агентом, который не должен покидать контур и эксплуатационный персонал к нему доступа не имеет, поэтому эксплуатацию оборудования из термина «применение озоноразрушающих веществ» необходимо исключить, а для устранения возможности возникновения ляпов при разработке законодательства, регулирующего отношения в какой-либо отрасли, необходимо привлекать к участию в его разработке соответствующих специалистов.
3. В проекте Закона отсутствует приоритетность использования природных хладагентов в холодильной технике (рекомендуются ГФУ с низким ПГП), что наносит ущерб не только выполнению обязательств страны по Монреальскому протоколу, но и ставит преграды развитию производства отечественных хладагентов, развитию импортозамещения и повышению энергоэффективности холодильной отрасли в целом.
4. Выполнение обязательств по сокращению потребления веществ списка F к Монреальскому протоколу невозможно без эффективного управления этим процессом со стороны государства. Лицензирование деятельности по обращению с веществами, регулируемыми Монреальским протоколом, дает замечательные результаты и это единственный действенный способ наведения порядка в сфере обращения с этими веществами, который позволяет обеспечить качественный контроль и регулирование обращения веществ, внесенных в список F Монреальского протокола. Кроме того, это позволит пополнить бюджет страны.
Полагаю необходимым исключить из проекта Закона Статью 2, препятствующую лицензированию деятельности, связанной с обращением веществ списка F Монреальского протокола.
5. Полагаю целесообразным также придать веществам списка F Монреальского протокола статус озоноразрушающих веществ и предусмотреть введение отдельных временных ограничений, в том числе по реализации проектных решений по использованию гидрофторуглеродов с 2025 года, возложив их согласование на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта.
6. И последнее. Хотелось бы, чтобы столь ответственные законодательные проекты выносились на обсуждение общественности не в период празднования Рождества и Нового года.
06.01.2023 15:56:45
Пользователь
НОВИЧОКПоэтому термин должен быть пересмотрен в плане работы с этими веществами именно специалистами, например: применение озоноразрушающих веществ в качестве рабочего вещества, а также для технического обслуживания и ремонта оборудования и технических устройств, для которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества. Это позволит ограничить доступ к этим веществам и разграничить зоны ответственности пользователей холодильного оборудования и технических специалистов, работающих с этими веществами.
06.01.2023 23:45:38
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться