Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об автомобильных перевозках пассажиров»
Обсуждение проекта
Екатерина Станкевич
1
17.06.2023
Ассоциация профессиональных перевозчиков пассажиров «АППП» поддерживает концептуально проект Указа.

Однако имеются некоторые предложения по содержанию, которые мы просим принять ко вниманию.

Хотим отметить, что с 2018 года неоднократно проводились встречи с представителями организаций, которые оказывали услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, при участии как профильного Министерства транспорта и коммуникаций, так и Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Министерства экономики.
К большому сожалению, принятие мер, направленных на урегулирование данного вида деятельности затянулось, но предложенный вариант Указа Президента, по нашему мнению, направлен на то, чтобы всё направление деятельности в области нерегулярных перевозок, в том числе автомобилями-такси, находилось не в ведении частной организации, занявшей доминирующее положение на рынке, а в ведении нескольких субъектов, способных конкурировать между собой и с возможностью осуществления функций контроля за данным видом деятельности.

Нельзя не отметить, что в отдельных регионах Российской Федерации ужи приняты меры по урегулированию данного вида деятельности и при их введении также была попытка давления с мотивацией того, что ужесточение мер и контроля «разрушит отрасль». Тем не менее бизнес смог перестроится и это не сказалось существенно ни на количестве подвижного состава, особенно в сфере такси, ни на тарифах на услуги.
Более развернутый вариант по предложениям будет направлен для рассмотрения в Министерство транспорта и коммуникаций, на данном форуме предлагаем обратить внимание на следующие предложения.

1. В преамбуле Указа предлагается использовать термин безопасности автомобильных перевозок, используемого в значениях Закона от 14 августа 2007 года №278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Мы предлагаем заменить термин «безопасности автомобильных перевозок» на «безопасность транспортной деятельности» и для целей настоящего Указа использовать  значение, указанное в Законе от 05 мая 1999 года №140-З «Об основах транспортной деятельности», так как понятийный аппарат данного термина носит более объемный характер и затрагивает не только непосредственно перевозку пассажиров, но и сам процесс организации перевозок с участием объектов и субъектов транспортной деятельности.

2. Пункт 2.6 Указа во избежание разночтений при вынесении решений предлагается дополнить:
«водителя - сроком до одного месяца;
транспортного средства - сроком до трех месяцев;
автомобильного перевозчика - сроком до трех месяцев;
диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси - сроком до трех месяцев.»
Такая мера, позволит более справедливо применять меру взыскания, исходя из тяжести совершенного нарушения.

3. Абзац 7 пункта 2.7.
«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении под видом автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;»

С целью предупреждения использования транспортных средств в качестве орудия совершения административного правонарушения, полагаем указать в следующей редакции:

Абзац 7 пункта 2.7.
«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении под видом автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, что является запрещённым видом деятельности и влечет ответственность, предусмотренную за осуществление деятельности, когда такая деятельность является незаконной и (или) запрещается

4. Абзац 7 пункта 2.7.
«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… наложения административного взыскания два и более раза в течение 12 месяцев подряд за нарушение установленного порядка приема средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров;»  

Возникает вопрос кого исключать: водителя или перевозчика. Если речь идет об исключении перевозчика, то данная мера не позволит исключить злоупотребление в части недобросовестной конкуренции, так как водителем может быть злонамеренно использована данная норма. Поэтому предлагается уточнение, что в данном случае речь идет о временном исключении водителя, который в таком случае будет лично заинтересован в правильном отражении выручки и соблюдении кассовой дисциплины. Поэтому полагаем уточнить, что в данном случае необходимо изложить в следующей редакции.

«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… наложения административного взыскания два и более раза в течение 12 месяцев подряд за нарушение установленного порядка приема средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров в отношении водителя транспортного средства;»  

5. Абзац 10 пункта 2.7.
«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… наложения административного взыскания два и более раза в течение 12 месяцев подряд за нарушения требований законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках;»

Тяжесть нарушений законодательных актов может быть достаточно разной по степени вреда, который может быть нанесен безопасности осуществления транспортной деятельности, поэтому полагаем, что такая мера должна быть справедливой и учитывать наиболее тяжкие, которые, к примеру указаны в законодательстве о лицензировании транспортной деятельности.
Поэтому полагаем, что данный пункт должен быть дополнен

«2.7. исключение из реестра осуществляется Транспортной инспекцией в случаях: …
… наложения административного взыскания два и более раза в течение 12 месяцев подряд за нарушения требований законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках за грубые нарушения, список которых определен Советом Министров Республики Беларусь;»


В целом, по нашему мнению, несмотря на то, что переходный период может оказаться сложным, но данные меры позволят защитить интересы тех представителей профессии, для которых она является профессиональным выбором, а не просто подработкой.
Кроме того, положит конец неравнозначному подходу к осуществлению деятельности и выполнения функций контроля к субъектам хозяйствования, выполняющим перевозку пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении автобусами.  
Сергей Юрашевич
1
17.06.2023
Понятно что цель Указа повышение безопасности в сфере автомобильных перевозок,но Кроме как излишней бюрократизации и повышения финансовой нагрузки на бизнес, а соответственно на граждан,этот проект ничего не даст. Многие нормы указа противоречат предыдущим Указам и Декретам Президента РБ(например Декрет N7). А самое главное что в одну кучу смешали всех нерегулярных перевозчиков и службу такси, и маршрутное такси, и нерегулярные городские, междугородние и международные перевозки классом М2 и М3. Можно опять повторить некоторые пункты и варианты их несоответствия и реалиям и предыдущим принятым НПА, но все это описано в сообщениях выше.
Igor 1966
2
18.06.2023
Вот снова пришли к тому что осуждается деятельность такси а про автобусы м1 и м3 ни слова. М1 и М3 не имеют брать деньги наличными!! Как такое можно допустить? Сейчас отдадут операторам деятельность диспетчера и перевозжчики останутся без работы!машины забирать разве это законно?
Igor 1966
2
18.06.2023
Гордродние перевозки и работали. А теперь будет создана коррупция если будет отдана операторам. Уже и так понятно что в регулярном сообщении есть коррупция!! . Кто хочет работать в регулярном сообщении им не дают разрещения. Конкурс объявляют на маршруты. А как отбивать лизинг и кредиты? А в такси как можно предлагать машины не старше 5 лет?? Это когда она отработает кредит и асе.Водитель и машина которая будет работать не должно БЫТЬ В КЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР ИПро реестры какие-либо и речи быть не может это сколько денег нужно будет заплатить за каждого водителя? Если взять Минск это гос автопарки, троллейбусы, трамваи тоже должны заплатить за каждого водителя!!! Только по Минску нужно будет заплатить от 200 тысяч !!! А в масштабах республики ? Миллионы!!это без коммерческого транспорта !!!! Про транспорт М1 и М3 ни слова, а ведь они занимались ранее нерегулярными перевозками что теперь? Деньги наличными брать не имеют право, а как работать тогда? Как отбивать лизинг? М1 которые все время между городами ездили, решали вопрос доставки людей на работу в Минск. Сейчас их прировняли как незаконнуЮ предпринимательскую деятельность. Не мотря на то что министерство транспорта не хочет разяснить что такое и иные пассажирские перевозки.Мнения перевозчиков М1 и М3 такое, что водитель не должен включаться в какой то реестр. Нерегулярные пассажирские перевозки поэтому и называется что автобусы едут по ЗАКАЗАННОМУ ВРЕМЕНИ ЗАКАЗЧИКАМ!! БЫЛА ЛИЦЕНЗИЯ НА МЕЖДУГО
Евгения2013
1
18.06.2023
Если нельзя будет физическим лицами быть арендаторами, то это означает, что междугородние частные перевозчики (микроавтобусы) не смогут работать? Как тогда они должны - назваться регулярными перевозками и лицензироваться? Почему в резюме документа не описаны последствия для всех, кого это затрагивает, почему нужно догадываться?
Минтранс, пожалуйста, не трогайте междугородних частных перевозчиков! Они делают полезное социальное дело, которые государственные автопарки никогда на таком уровне делать не смогут. Каждая попытка зарегулировать по-новому, ведет к кому, что с рынка уходит большая часть парков и ездить людям всё сложнее.
В 2018 сервисов перевозки Минск-Могилев-Минск было 8 штук. После «регулирования по-новому» от 2019 года осталось три или даже два. Поэтому бронировать поездку в выходные стало нужно за неделю, хотя раньше можно было за 2-3 дня. Чуть зазевался - всё, опоздал, уехать нечем. Моя дочь 19 последних лет ездит ко мне в деревню в Могилевский район из Минска каждый выходной. Если вы окончательно добьете перевозчиков своим новым регулированием– как она будет ко мне добираться? Ведь не все люди могут позволить себе купить автомобиль. А из тех, кто способен купить автомобиль, не все способны хорошо ездить.
Декларируя цель - порядок на рынке перевозок, но при этом убирая с него тех, кто на нем работает годами, вы приведете к тому, что на дорогах появится больше людей на автомобильном ломе, которые будут пытаться куда-то самостоятельно добираться. При том, что раньше их возили те, кто хотел и уметь возить. В итоге порядка неизбежно станет меньше.
Вместо того, чтобы всех ликвидировать, кроме государственных парков, создайте условия, чтобы можно было комфортно работать всем. Перевозки – это как движение крови по сосудам страны, его не останавливать, а стимулировать надо, льготное налогообложение создавать, ненужные бумажки вроде «заказ-наряд – список группы – старший группы» исключать. Иначе наша страна превратится в территорию со столицей, пятью областными городами и опустевшими местностями между ними.
Виталий Александрович
1
18.06.2023

Рассмотрев данный проект Указа захотелось высказать свое мнение, основанное на многолетнем опыте работы в сфере нерегулярных перевозок автобусами категории М3.

1.                  Сведения об автомобильных перевозчиках и транспортных средствах, используемых ими для оказания услуг по выполнению внутриреспубликанских перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, естественно должны быть у Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ,но почему внесение данных в реестр этих данных должно стоить 2 Б.В? Если эти данные нужны для контроля (с чем я согласен) то почему за это нужно платить? Не раскрыты совершенно критерии соответствия требованиям к транспортным средствам имеющие право находится в этом реестре. Кроме того, не понятно, почему транспортные средства, которые используются для регулярных перевозок пассажиров не вносятся в этот реестр? Ведь они ещё чаще оказывают услуги по перевозке и соответственно контроль за ними должен быть ещё больше. Не логично и не справедливо

2.                  Текучесть кадров в отрасли автомобильного транспорта огромная. Если раньше у нас на каждом автобусе работало по два водителя так как мы осуществляли в основном международные рейсы на дальние расстояния, то сейчас в виду редкости таких поездок мы вынуждены оставить по одному водителю на автобус, а для международных поездок приглашать подсадных водителей по договору подряда. Очень много водителей автобусов увольняются до истечения испытательного срока. В сложившихся условиях высокого уровня текучести кадров это повлечет за собой существенный рост финансовой нагрузки на перевозчиков. Кроме того, не урегулирован вопрос с водителями автобусов, которых перевозчики привлекают для разового выполнения работ по гражданско-правовым договорам. Нужно ли вносить в реестр сведения о таких водителях автобусов? В какой срок будут внесены данные сведения? Как быть, когда нужен водитель срочно? Взамен допустим заболевшего или не прошедшего предрейсовый осмотр? Бывают случаи, когда нужна срочная подмена автобуса у сломавшегося коллеги и гражданско-правовой договор заключается «сегодня на сегодня», а дата его заключения приходится на выходной день по графику работы ТИ? Что делать? Пусть сломавшийся автобус коллеги стоит на дороге с замерзающими пассажирами пока будем оформлять нового водителя в реестр? И почему водителей этот проект закона относит к какой-то элитной категории работников, которые должны быть в каких-то реестрах? И чем они опаснее для окружающих людей чем, например, строители, врачи, учителя, повара? Давайте тогда создадим реестры всех специальностей включая и работников сельского хозяйства! Чем они хуже? Почему такая социальная несправедливость?

3.                  Диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении - юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении  на определенной территории, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет. Указанные услуги перевозчики негосударственной формы собственности оказывают сами себе самостоятельно. При этом в проекте Указа не определено, обязан ли такой перевозчик регистрироваться в реестре и уплачивать госпошлину в размере 100 БВ. И нужно ли быть Диспетчером с регистрацией в реестрT если заказ принял для самого себя но потом по каким то причинам не мог выполнить сам а передал для исполнения коллеге?

4.                  Пункт 2.9 Указа в изложенной редакции лишит граждан возможности заказать автобус для личных нужд. А ведь есть огромное количество поводов и причин, когда людям иногда нужно заказать автобус. Например, родительские комитеты часто принимают решение о заказе автобуса для поездки детей на различные экскурсии. Заказчиком в таком случае выступает физическое лицо – один из родителей. Похороны, свадьбы, различные юбилейные мероприятия и т.д.

Необходимость обращаться к юридическому лицу, которое возьмет на себя обязанность по заключению договора фрахтования, существенно увеличит конечную стоимость транспортных услуг для физических лиц и создаёт почву для роста посреднических услуг, когда они совсем не нужны.

Подводя итог моему краткому анализу, данный проект запланирован на наведение порядка в области такси и регулярных перевозках под видом нерегулярных и тут без вины попадают под удар и автобусы категории М3 которые огромное количество лет честно трудятся на заказных поездках. Бить всех подряд только потому что они похожи, по-моему, плохая идея поэтому я считаю, что данный законопроект должен исключить автобусы категории М3.

Дмитрий Боган
3
18.06.2023
Одна из целей Указа – создание условий добросовестной конкуренции.
Ни о какой добросовестной конкуренции не может идти речь, если Указ позволяет иностранной компании «Uber ML B.V.» (Яндекс) не создавать  на территории Республики Беларусь юридическое лицо, а также продолжать осуществлять деятельность некоего "сервиса", "агрегатора", "платформы", и соответственно игнорировать требования законодательства предъявляемые диспетчеру такси.