Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Обсуждение проекта
Максим Кононов
1
22.07.2024

Создание такого органа самоуправления, как Палата риэлтеров, принципиально поддерживаем. В статье 10 обсуждаемого проекта Закона достаточно комплексно отражены ее потенциальные компетенции и направления будущей работы. Просматриваются среднесрочные цели и задачи, механизмы функционирования и принятия решений в условиях реальной жизнедеятельности. Надеемся, что в результате совместной работы новой структуры поэтапно будет найден баланс интересов всех заинтересованных сторон в четком и строгом соответствии с действующим к тому времени законодательством, равно как и веянием времени.

К сожалению, существующие на сегодня общественные объединения профильных специалистов, а также отраслевые союзы агентств недвижимости, достаточно часто и по многим принципиально важным вопросам не имеют консолидированной и конструктивной позиции.

Даже в критические моменты в самом риэлтерском сообществе имеют место кардинально разные точки зрения. Прежде всего ввиду разности философии бизнеса и внутрикорпоративной культуры, уровня организации процесса оказания услуг, а также при оценке и ранжировании рисков, допустимости издержек.

Бесспорным подтверждением данного факта является текущий качественно-количественный состав участников каждого из объединений, равно как и его динамика на протяжении несколько последних десятилетий. Отдельно хотелось бы отметить охват и вовлеченность в эти структуры участников рынка в процентном отношении к общей численности всех специалистов и лицензиатов. Мягко говоря, критически мало для изменения сложившейся ситуации и выработки единообразных правил и подходов в работе, в том числе внутриотраслевых процессов, взаимоотношений с потребителями и взаимодействии с регулятором.

Ранее неоднократно в разных форматах и в различных структурах, многими участниками рынка предпринимались попытки найти баланс и адаптировать работу риэлтерского сообщества к современным требованиям и условиям. К сожалению, самостоятельно не получилось.

ЗАО «АЛЬТЕРНАТИВА Брест»

Кононов Максим Анатольевич, директор

Surok
1
22.07.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 4 Элемент текста : Ст. ст. 16-18


Агент по операциям с недвижимостью должен знать рынок, риэлтер должен знать законы. Это должны быть разные люди.
Наталья
1
22.07.2024
Зачастую на практике агенты по операциям с недвижимостью превышают свои полномочия, оказывая услуги, которые в силу законодательства осуществлять не вправе. Закрепление только за риэлторами права на оказание риэлтерских услуг позволит упорядочить эту сферу деятельности.
Игорь
1
22.07.2024
Агентам по операциям с недвижимостью предоставляется уникальная возможность при наличии любого высшего образования, прохождения обучающих курсов и сдачи аттестационного экзамена претендовать на получение свидетельства об аттестации риэлтера.
Однозначно поддерживаю повышение квалификации специалистов в недвижимости.
Валентина Викторовна
2
22.07.2024
Выступаю за нормы проекта, устанавливающие, что работать с потребителем должны только риэлтеры . Не понимаю зачем изначально надо было создавать эту лишнюю прослойку агентов. Пусть помогают риэлтеру,  но не потребителю. За такие огромные деньги, которые берут агентства за свои услуги, риэлтер должен лично сопровождать своего клиента.
Валерия Ляшкевич
2
22.07.2024
Добрый день. Как человек, не имеющий собственного  жилья, не могу не отметить важность нормы статьи 32, запрещающей агентству брать предоплату за свои услуги по найму жилья. Сколько раз попадала в такие ситуации, когда с меня сначала брали деньги, обещая, что жилье будет, а в итоге я оставалась ни с чем. Поэтому полностью согласна:платить им нужно только после того как услуги оказаны, причем качественно. И это надо распространить и на другие случаи, например, покупку жилья. Если есть какие-то нарекания к качеству -сначала все недостатки должны быть устранены.
Tani_fffka
1
22.07.2024
Добрый день. Считаю что аттестация должна быть не только для риелтеров но и для директоров! Отношение к людям безответственное, лишь бы навязать услугу и взять деньги . Продавала квартиру, согласилась на уговоры агента оказать мне помощь. После этого мне была дана абсолютно неграмотная консультация о том, какие документы из БТИ надо представить. Оказалось, что документа, который от меня требовали, в отношении моей квартиры  просто не существует!  Свою ошибку агенство признало только после звонка в Минюст. А до этого директор и юрист защищали своего агента. Как оказалось в итоге, агент не учел нюансы законодательства. А я из за его неграмотности неделю ходила в БТИ пытаясь объяснить что мне нужно.
Владимир Пыльский
2
22.07.2024

Обсуждение проекта закона «О риэлтерской деятельности»

Общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности». Мнение учредителя и директора ООО «Магазин недвижимости» Владимира Пыльского. Опыт работы с 2013 года.

Больше всего меня волнует судьба агентов без высшего образования. В интересах потребителей надо предоставить возможность сохранить агентов-профессионалов на рынке. Есть много агентов без высшего образования, но которых потребители благодарят, рекомендуют друзьям и возвращаются к ним, когда надо решать задачи по купли-продажи недвижимости. Результат и довольный потребитель важнее диплома о высшем образовании. По-человечески жалко таких агентов.

Риэлтерские услуги состоят из двух блоков: отдел продаж и юридический отдел.

В первом в основном работают агенты по операциям с недвижимостью. Агенты изучают рынок недвижимости, знают рыночные цены на квартиры, дома, коммерческую недвижимость, встречаются с потребителями, выявляют в том числе неправовые потребности потребителей (продать квартиру быстро, выгодно, комфортно, купить подходящий объект и т.д.), консультируют потребителей как улучшить жилье с минимальными вложениями, чтобы быстрее и выгоднее его продать, покупателям помогают найти подходящий вариант по заданным критериям, совершают холодные звонки, мониторят интернет в поисках объектов, фотографируют и презентуют объект, подготавливают материалы для рекламы объекта, отвечают на звонки и готовы выехать на показ практически 24/7, наполняют базу объектов недвижимости агентства и т.д.

Юридический отдел в основном состоит из риэлтеров и отвечает за юридическое сопровождение сделок. Их задача, чтобы ни одна сделка не была в последствии признана судом недействительной. Риэлтер из юридического отдела сосредоточен на оформлении предварительного договора купли-продажи с согласованием условий предстоящей сделки, изучением документации по объекту, собственнику, проживающим и лицам, чьи согласия необходимо получить для совершения сделки. Риэлтер из юридического отдела сосредоточен на проведении безопасных сделок. Нельзя рассеивать его внимание функциями агента по операциям с недвижимостью из отдела продаж.

Предлагаю сохранить профессию агентов по операциям с недвижимостью или отменить образовательный ценз по признаку наличия высшего образования и предоставить возможность агентам со средним специальным образованием сдать экзамен и получить свидетельство об аттестации риэлтера. Экзамен не должен быть сложным. Агенту (риэлтеру из отдела продаж) не нужны глубокие знания юриспруденции. Его основные компетенции коммерческие, а не правовые: понимать потребности потребителя, знать, что продается и по каким ценам на рынке недвижимости, его тенденции, спрос и предложения, проводить переговоры, регулировать эмоциями сторон сделки, уметь совершать холодные звонки и т.д.

Прошу провести аттестацию действующих риэлтеров с учетом сроков действия их свидетельств об аттестации, а не в течении шести месяцев как это предусмотрено статьей 33 проекта Закона.

Проект Закона имеет ряд положительных новаций.

1. В статье 27 закрепляется право риэлтерских организаций запрашивать и получать информацию от широкого круга государственных органов и иных организаций. Особенно важно иметь доступ к выпискам из БТИ, справкам из РСЦ, справкам из наркологии/психиатрии, сведениям из ЗАГСа о заключенных браках. Это улучшит сервис риэлтерских компаний и расширит возможности для тщательной проверки объектов и проведения безопасных сделок (с низкой долей вероятности признания сделки недействительной).

2. В статье 9 закрепляется создание Палаты риэлтеров – органа самоуправления. Надеюсь Палата станет по-настоящему саморегулируемой организацией и в интересах риэлтерского сообщества будет реализовывать предусмотренные статьей 10 компетенции. Важно чтобы размер взносов был небольшим и учитывал финансовые возможности региональных компаний. Финансовая нагрузка большая: НДС, налог на прибыль, налог на рекламу, ФСЗН, страховой взнос, комиссионные и зарплаты сотрудникам, реклама объектов и агентства, аренда и т.д.

3. В статье 19 закрепляется, что риэлтером может быть физическое лицо с любым высшим образованием. То есть отменяется ограничивающие возможности требования к определенным видам высшего образования (юрист, экономист, инженер в сфере строительства).

Пожелания по дополнению Закона:

1. Предоставить возможность заключать договоры на оказание риэлтерских услуг с потребителями онлайн, а не только при личной встрече в офисе.

2. Отменить НДС. Насколько мне известно юристы-лицензиаты, нотариусы, адвокаты, ЗАГСы НДС не платят.

3. Предоставить возможность заключать договоры на оказание риэлтерских услуг по продаже недорогих объектов недвижимости (например, деревенский домик за 5-10 тысяч долларов США) по тарифам в базовых величинах как для покупателя (подбор варианта, согласование условий предстоящей сделки и т.д.) и по согласованию с Потребителем насчитывать, например, 100 базовых величин. Продавать такие объекты за 3% экономически нерентабельно для риэлтерской компании, а помощь потребителям оказывать надо.

С уважением,

Владимир Пыльский, учредитель и директор ООО «Магазин недвижимости»

Дмитрий_Минск
1
23.07.2024
В целом, принятие подобного рода закона имело место быть уже давно, но сам закон достаточно сырой. Можно предположить, что, по замыслу законодателя, всю рутинную деятельность, которую выполняли агенты, сейчас будут выполнять те же агенты, только после аттестации в риэлтеры. Из закона вытекает, согласно ст.19, риэлтером может стать любое физическое лицо имеющее высшее образование и сдавшее аттестационный экзамен, а это значит, что качество услуг станет выше. Но как на самом деле будет происходить переломный момент, покажет время. Благо у нас в стране, если что-то пойдет не так, могут откатить в любую сторону. Реформы в этой стези считаю оправданными, и кто бы что не говорил. Понятно, что собственникам бизнеса придется пересматривать всю структуру своей деятельности, топовым агентам придется расширить квалификацию, но в целом этот вид деятельности примет новые формы, которые со временем должны принести определенный результат.
Считаю необходимым внимательно и с минимальным ущербом для компаний подойти к этому вопросу, права граждан и так защищены довольно не плохо на законодательном уровне, осталось грамотность повысить.
Павел Сидорович
17
23.07.2024
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 5


Здравствуйте. Прощу рассмотреть -  В статье 27 в п.1 абзаце 1 слово «вправе» заменить словом «обязаны».

П.28,п.п.1 абзац 2 дополнить после слов «риэлтерской организации»  словами: «в том числе территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества»

Наталья Столичная
5
23.07.2024

Считаю, что нужно разделить риэлтерскую услугу на две основных составляющих –правовую и информационную.

Риэлтерские правовые услуги должны быть направлены на обеспечение «чистоты» сделки, доступ к персональным данным, защиту их имущественных прав. Требования к риэлтерам в таком случае оправданы.

Риэлтерские информационные услуги  это: "полевые" работы:  определение сторон, осмотры объектов недвижимости, подбор вариантов сделки, изучение предложений на рынке недвижимости, маркетинговые услуги и выгрузка рекламы об объектах недвижимости (иногда даже фотоуслуги), организация освобождения и передачи объекта после сделки и т.п.  Оказание данного вида услуг не требует от исполнителя специальных квалификационных знаний, предъявляемых к риэлтерам, а в первую очередь требуются маркетинговые знания рынка.