[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (об обращении с отходами)
Абзац первый части первой дополнить: «, если это предусмотрено договором об использовании имущества. При этом собственник объекта обязан предоставлять копию инструкции по обращению с отходами арендодателям (ссудополучателям) в течение 3 рабочих дней после получения согласованной инструкции по обращению с отходами, а арендатор (ссудополучатель) несет ответственность за соблюдение инструкции по обращению с отходами после ее получения».
Обоснование: исключить неоднозначность, кто разрабатывает инструкцию, если в договоре аренды данный вопрос не урегулирован. Если инструкцию разработают как арендодатель, так и арендатор, то какая из них будет первоочередной, ведь в постановлении определено право арендодателя на разработку инструкции для арендаторов, а не обязанность? Обязанность по предоставлению копии инструкции арендатору также необходимо закрепить, чтобы у арендатора всегда была в наличии актуальная копия инструкции от арендодателя.
П. 12 Инструкции:
Из абзаца четвертого слова «дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства» исключить.
Обоснование: возможно, это требование было необходимо в прошлом, сейчас в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлено, что ПОД-10 заполняется ежемесячно. Привязка к конкретному дню заполнения излишняя, получается, что нельзя ни раньше на день, ни позже на день, это усложняет работу, но не имеет практического значения.
09.09.2025 13:32:08
Мария
Пользователь
НОВИЧОК
0
12.0
17
Предложение для рассмотрения с проектом изменений в данное постановление и проектом изменений в постановление Совмина 818.
Рассмотреть возможность разработки одной инструкции на все подразделения субъекта хозяйствования с согласованием этой инструкции в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту регистрации субъекта хозяйствования.
Разрабатывать одну инструкцию для всего субъекта хозяйствования раньше нужно было всегда, но возникал вопрос в согласовании по месту осуществления деятельности, если это все области и Минск, то необходимо было согласование во всех семи комитетах. С декабря 2020 года этот вопрос решили внесением положения о праве на разработку отдельных инструкций в пределах областей и города Минска, чем был решен вопрос согласования – каждая инструкция согласовывается в одном территориальном органе. Очень положительное изменение.
Есть субъекты хозяйствования, у которых есть подразделения по всей стране, но они небольшие, в результате их работы не образуются специфические отходы или отходы в больших количествах. Например, речь о торговых объектах, если всего несколько торговых точек, мелких складов, пунктов приема или выдачи и т.п., разбросанных по областям, или, например, есть много объектов, но из отходов там образуется только 9120400, макулатура, отходы упаковки, лампы, батарейки. В таких случаях удобно иметь одну инструкцию на все объекты, и это не запрещено, но невозможно с точки зрения согласования.
Возможно, при соблюдении каких-нибудь ограничивающих критериев, например, общее количество образующихся отходов, виды образующихся отходов, возможно реализовать вышеуказанное предложение. Это может снизить нагрузку на территориальные органы, уменьшить финансовые (при разработке сторонними организациями) и временные затраты субъектов на разработку инструкций.
09.09.2025 16:21:38
Пользователь Елена
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.6
1
Вопрос: проходят НПА Минприроды юридическую экспертизу на предмет соответствия эталонным нормативным понятиям, поскольку:
1. В настоящее время:
Закон №271-З «Об обращении с отходами» указывает, что субъект хозяйствования обязан вести учёт, а НПА Минприроды от №45 дополняет, что и обособленное подразделение - по месту образования (поступления) – разъяснения понятий нет ни в Законе, ни Инструкции №45.
В реальности:
Подведомственные структуры Минприроды требуют вести учёт по структурным подразделениям если они территориально расположены отдельно.
Вывод: о каком рациональном расходовании природных ресурсов и сокращении образования бумажных отходов может идти речь, если плодятся тома книг учёта ПОД- 9, содержащие записей по «пару строчек»?
Предлагаю в форму ПОД-9 :
- ввести столбец «Место образования отхода (указывается наименование структурного подразделения)»;
- для редко образующихся отходов «Итого за месяц» заменить «Итого за квартал».
2. При обсуждении изменений в Инструкцию №45 предполагают, что «Инструкция должна будет включать порядок обращения с отходами, образующимися в процессе эксплуатации имущества» юрлица и ИП, осуществляющих эксплуатацию совместного домовладения.
Вопрос: будет ли такой порядок распространятся только на данный конкретный случай - «эксплуатацию совместного домовладения между юр.лицом и ИП», или он коснётся имущества всех юридических лиц ( иначе говоря не заставят ли организации описывать обращение с отходами исходя из эксплуатируемого имущества – что нельзя допустить).
3. Объекты по заготовке, сортировке или использованию большинства отходов должны быть созданы в радиусе 100 км, а не возить 20 кг. отходов через всю Беларусь (особенно накладно это бюджетным организациям).
Пользователь: Елена
10.09.2025 10:58:17
Alena Khatkevich
Пользователь
НОВИЧОК
0
6.6
4
Предложение о внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.10.2010 N 45 (далее – Постановление):
Отказаться от обязательного согласования всей инструкции по обращению с отходами производства с территориальными органами Минприроды и ограничиться согласованием только двух ключевых элементов:
1. Карты-схемы хранения отходов производства (п. 19 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция о порядке разработки));
2. Расчета-обоснования количества отходов для временного хранения (одна транспортная единица) (п. 20 Инструкции о порядке разработки).
Остальные разделы инструкции не требуют согласования, так как их содержание уже регулируется действующим законодательством, а контроль за их исполнением осуществляется в рамках государственного контроля в области обращения с отходами.
Обоснование отказа от согласования всей инструкции
Согласно пункту 6 Инструкции о порядке разработки:
«Разработанная инструкция по обращению с отходами утверждается руководителем субъекта хозяйствования, который обеспечивает достоверность сведений, указанных в ней, и их соответствие законодательству».
Это означает, что инструкция — внутренний нормативный документ, ответственность за который несет руководитель. Она не может изменять положения государственных правовых актов, а служит инструментом реализации требований законодательства.
2. Все положения, включаемые в инструкцию по обращению с отходами производства не зависит от усмотрения субъекта хозяйствования, а определяется (дублируют нормы) нормативными правовыми актами:
2.1. Раздел "Ответственные за организацию обращения с отходами производства", предусмотренный пунктом 10 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных требований, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует положения статьи 19 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", в частности — подпункт 1.6 пункта 1, который устанавливает обязанность субъектов хозяйствования назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами.
2.2. Раздел "Образование отходов производства", предусмотренный пунктом 11 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно ссылочный и исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует требования Положения о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 N 818, которое является специализированным нормативным актом.
Таким образом, сам факт разработки и утверждения нормативов образования отходов регулируется на уровне Правительства. Инструкция по обращению с отходами лишь фиксирует наличие внутреннего порядка, соответствующего этому Положению.
2.3. Раздел "Учет отходов производства", предусмотренный пунктом 12 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный и ссылочный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью дублирует требования:
2.3.1. Главы 9 экологических норм и правил, утвержденных постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т, которое является специализированным нормативным актом;
2.3.2. Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17;
2.3.3. Постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022 N 90 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указаний по ее заполнению".
Согласование данного раздела с территориальными органами Минприроды является избыточным. Для обеспечения прозрачности и контроля достаточно:
- наличия у субъекта хозяйствования правильно заполненных форм ПОД-9 и ПОД-10, акта инвентаризации;
- возможности представления этих документов по запросу контролирующих органов в ходе проверок.
2.4. Разделы "Сбор и хранение отходов производства", "Использование и обезвреживание отходов производства", "Захоронение отходов производства" предусмотренные пунктами 13, 14 и 15 Инструкции о порядке разработки, в значительной степени дублирует требования действующего законодательства, в частности:
2.4.1. требования Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами";
2.4.2. требования технических нормативных правовых актов (ТНПА), например главы 8 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 N 5-Т;
2.4.3. требования по проектированию и эксплуатации объектов. Для субъектов, эксплуатирующих объекты хранения отходов, дополнительные требования (перечень отходов, описание объектов) уже учтены на этапе проектирования и государственной экологической экспертизы, и регистрации объектов в реестре.
Таким образом содержание, перечисленных в настоящем пункте, разделов не устанавливает новых требований, а лишь фиксирует исполнение обязанностей, установленных законом, ссылается на действующие ТНПА, воспроизводит данные из проектной и разрешительной документации.
2.5. Раздел "Перевозка отходов производства", предусмотренный пунктом 16 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно исполнительный характер и не содержит самостоятельных нормативных положений, подлежащих государственному согласованию.
Содержание данного раздела полностью определено и детализировано действующими правовыми актами, в первую очередь:
2.5.1. Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами";
2.5.2. Инструкцией о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 09.12.2008 № 112;
2.5.3. Законодательством о перевозке опасных грузов
Раздел "Перевозка отходов производства" — дублирующий, а не нормативный и воспроизводит требования, уже закрепленные в нормативных правовых актах.
2.6. Приложение "Образующиеся отходы производства", предусмотренное пунктом 17 Инструкции о порядке разработки, носит исключительно информационный и исполнительный характер, поскольку:
2.6.1. Все сведения, включаемые в приложение, формируются в ходе обязательной инвентаризации отходов, регламентированной отдельным нормативным актом. Содержание приложения полностью определяется результатами инвентаризации отходов производства, которая проводится в порядке, установленном Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17.
2.6.2. Классификация отходов жестко регламентирована общегосударственным классификатором ОКРБ 021-2019 или на основании заключения о степени опасности, выданного в порядке, установленном Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС от 29.11.2019 № 41/108/65.
Это означает, что сама классификация не зависит от усмотрения субъекта хозяйствования, а определяется объективными данными и нормативными документами. Следовательно, согласование этих сведений в рамках инструкции является избыточным.
Исходя из вышеизложенного согласование всей инструкции — избыточная административная нагрузка для органов Минприроды.
Требование о согласовании всех разделов инструкции не предотвращает нарушения (они выявляются при проверках), не влияет на качество учета или перевозки. Такие требования ведет к затратам времени и ресурсов, как для субъектов хозяйствования, так и для органов Минприроды, и к формализации процесса. Согласование инструкции по обращению с отходами производства сводится к сопоставлению положений законодательства и формулировок в инструкции.
На практике реальный контроль осуществляется через проверки, отчетность, лицензирование и мониторинг, а не через согласование внутреннего документа субъекта хозяйствования.
Согласование двух элементов, которые полностью охватывают ключевые экологические риски, связанные с временным хранением отходов:
объемом накопления отходов — чтобы не превышал возможности мест хранения и не создавал угрозу загрязнения (регулируется п. 20 Инструкции о порядке разработки — расчет одной транспортной единицы);
местом размещения объектов хранения — чтобы не нарушались санитарные, экологические и противопожарные нормы (регулируется п. 19 Инструкции о порядке разработки — карта-схема хранения).
Рекомендация по изменению постановления
Предлагается включить в новую редакцию постановления следующее положение:
«Согласование инструкции по обращению с отходами производства с территориальным органом Минприроды осуществляется в части:
приложения "Карта-схема хранения отходов производства";
приложения "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Остальные разделы инструкции подлежат утверждению руководителем субъекта хозяйствования и контролю в рамках:
- государственного контроля в области обращения с отходами;
- государственного санитарного надзора в области обращения с отходами;
- лицензионного контроля;
- представления статистической отчетности.
10.09.2025 14:08:53
Alena Khatkevich
Пользователь
НОВИЧОК
0
6.6
4
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 7
Предлагается внести в Инструкцию, утвержденную постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45, положение, закрепляющее дату начала действия инструкции по обращению с отходами.
Обоснование необходимости закрепления даты начала действия инструкции
В настоящее время пункт 6 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 устанавливает, что срок действия согласования инструкции составляет пять лет и исчисляется с даты, указанной на титульном листе инструкции в грифе согласования. Это означает, что дата, проставляемая в грифе согласования, формально определяет начало срока действия согласования, но не определяет саму дату начала применения инструкции как внутреннего локального нормативного документа.
Между тем, инструкция по обращению с отходами — это документ, утверждаемый субъектом хозяйствования (п. 6 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22.10.2010 № 45), и она вступает в силу с даты ее утверждения руководителем.
Предложение
Для устранения правовой неопределенности и обеспечения единства правоприменительной практики предлагается включить в п. 7 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (постановление Минприроды от 22.10.2010 № 45) следующее положение:
«7-1. Инструкция по обращению с отходами вступает в силу со дня ее согласования территориальным органом Минприроды.»
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (об обращении с отходами)
Пользователь
НОВИЧОКП. 5 Инструкции:
Абзац первый части
первой дополнить: «, если это предусмотрено договором об использовании имущества. При этом собственник объекта обязан предоставлять копию инструкции по обращению с отходами арендодателям (ссудополучателям) в течение 3 рабочих дней после получения согласованной инструкции по обращению с отходами, а арендатор (ссудополучатель) несет ответственность за соблюдение инструкции по обращению с отходами после ее получения».
Обоснование: исключить неоднозначность, кто разрабатывает инструкцию, если в договоре аренды данный вопрос не урегулирован. Если инструкцию разработают как арендодатель, так и арендатор, то какая из них будет первоочередной, ведь в постановлении определено право арендодателя на разработку инструкции для арендаторов, а не обязанность? Обязанность по предоставлению копии инструкции арендатору также необходимо закрепить, чтобы у арендатора всегда была в наличии актуальная копия инструкции от арендодателя.
П. 12 Инструкции:
Из абзаца четвертого слова «дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства» исключить.
Обоснование: возможно, это требование было необходимо в прошлом, сейчас в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 установлено, что ПОД-10 заполняется ежемесячно. Привязка к конкретному дню заполнения излишняя, получается, что нельзя ни раньше на день, ни позже на день, это усложняет работу, но не имеет практического значения.
09.09.2025 13:32:08
Пользователь
НОВИЧОКПредложение для рассмотрения с проектом
изменений в данное постановление и проектом изменений в постановление Совмина 818.
Рассмотреть возможность разработки одной инструкции на все подразделения субъекта хозяйствования с согласованием этой инструкции в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту регистрации субъекта хозяйствования.
Разрабатывать одну инструкцию для всего субъекта хозяйствования раньше нужно было всегда, но возникал вопрос в согласовании по месту осуществления деятельности, если это все области и Минск, то необходимо было согласование во всех семи комитетах. С декабря 2020 года этот вопрос решили внесением положения о праве на разработку отдельных инструкций в пределах областей и города Минска, чем был решен вопрос согласования – каждая инструкция согласовывается в одном территориальном органе. Очень положительное изменение.
Есть субъекты хозяйствования, у которых есть подразделения по всей стране, но они небольшие, в результате их работы не образуются специфические отходы или отходы в больших количествах. Например, речь о торговых объектах, если всего несколько торговых точек, мелких складов, пунктов приема или выдачи и т.п., разбросанных по областям, или, например, есть много объектов, но из отходов там образуется только 9120400, макулатура, отходы упаковки, лампы, батарейки. В таких случаях удобно иметь одну инструкцию на все объекты, и это не запрещено, но невозможно с точки зрения согласования.
Возможно, при соблюдении каких-нибудь ограничивающих критериев, например, общее количество образующихся отходов, виды образующихся отходов, возможно реализовать вышеуказанное предложение. Это может снизить нагрузку на территориальные органы, уменьшить финансовые (при разработке сторонними организациями) и временные затраты субъектов на разработку инструкций.09.09.2025 16:21:38
Пользователь
НОВИЧОКВопрос: проходят НПА Минприроды юридическую
экспертизу на предмет соответствия эталонным нормативным понятиям, поскольку:
1. В настоящее время:
Закон №271-З «Об обращении с отходами» указывает, что субъект хозяйствования обязан вести учёт, а НПА Минприроды от №45 дополняет, что и обособленное подразделение - по месту образования (поступления) – разъяснения понятий нет ни в Законе, ни Инструкции №45.
В реальности:
Подведомственные структуры Минприроды требуют вести учёт по структурным подразделениям если они территориально расположены отдельно.
Вывод: о каком рациональном расходовании природных ресурсов и сокращении образования бумажных отходов может идти речь, если плодятся тома книг учёта ПОД- 9, содержащие записей по «пару строчек»?
Предлагаю в форму ПОД-9 :
- ввести столбец «Место образования отхода (указывается наименование структурного подразделения)»;
- для редко образующихся отходов «Итого за месяц» заменить «Итого за квартал».
2. При обсуждении изменений в Инструкцию №45 предполагают, что «Инструкция должна будет включать порядок обращения с отходами, образующимися в процессе эксплуатации имущества» юрлица и ИП, осуществляющих эксплуатацию совместного домовладения.
Вопрос: будет ли такой порядок распространятся только на данный конкретный случай - «эксплуатацию совместного домовладения между юр.лицом и ИП», или он коснётся имущества всех юридических лиц ( иначе говоря не заставят ли организации описывать обращение с отходами исходя из эксплуатируемого имущества – что нельзя допустить).
3. Объекты по заготовке, сортировке или использованию большинства отходов должны быть созданы в радиусе 100 км, а не возить 20 кг. отходов через всю Беларусь (особенно накладно это бюджетным организациям).
Пользователь: Елена
10.09.2025 10:58:17
Пользователь
НОВИЧОКо внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.10.2010 N 45 (далее – Постановление):
10.09.2025 14:08:53
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 7
Предлагается внести
в Инструкцию, утвержденную постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45, положение, закрепляющее дату начала действия инструкции по обращению с отходами.
Обоснование необходимости закрепления даты начала действия инструкции
В настоящее время пункт 6 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 устанавливает, что срок действия согласования инструкции составляет пять лет и исчисляется с даты, указанной на титульном листе инструкции в грифе согласования. Это означает, что дата, проставляемая в грифе согласования, формально определяет начало срока действия согласования, но не определяет саму дату начала применения инструкции как внутреннего локального нормативного документа.
Между тем, инструкция по обращению с отходами — это документ, утверждаемый субъектом хозяйствования (п. 6 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22.10.2010 № 45), и она вступает в силу с даты ее утверждения руководителем.
Предложение
Для устранения правовой неопределенности и обеспечения единства правоприменительной практики предлагается включить в п. 7 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (постановление Минприроды от 22.10.2010 № 45) следующее положение:
«7-1. Инструкция по обращению с отходами вступает в силу со дня ее согласования территориальным органом Минприроды.»
10.09.2025 17:21:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться