Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» (вопросы обращения с отходами товаров и упаковки)
Обсуждение проекта
Luska
1
17.12.2025
Добрый день! Прошу рассмотреть этот вопрос
с точки зрения покупателя. Я сторонник покупок одежды в магазинах Секонд-хенд, т. к. мне нравится соотношение цены и качества одежды. Вы же должны понимать, введя этот надог на утилизацию, тем самым это приведет к поднятию цены. Цены на данном этапе на наши беларуские бренды, мягко говоря, "кусаются". Например такие как "Элема" или " Милавица" и т. д. Да, есть некоторые бренды, доступной ценовой категории,  но качество оставляет желать лучшего. Я считаю, что целесообразней, ввести такой налог на "китайский шерпотреп" ', который действительно после первой стирки, приходится выбрасывать, тк. он приходит в негодность!  
SergP68
1
17.12.2025
Я, как потребитель, проживающий в Беларуси,
не приобретаю текстильные изделия и обувь в государственных магазинах в виду высокой цены и не большого выбора. В сети магазинов Сэконд Хэнд устраивает и то и другое. Изменения напрямую ведёт к повышению цен ,а это не приемлемо.
Kristi-na
1
17.12.2025
Надо убрать из списка одежду и обувь бывшую
в употреблении, увеличение платы равно повышения цен в секонд хендах . Это ударит по  карману людей . Не у всех есть возможность приобретать новую одежду , да и качество намного хуже чем в секондах .  
Bravissimova
1
17.12.2025
Хочу высказать своё мнение по поводу увеличения
платы на налоги на утилизацию и переработку товаров б/у и обуви. Я против,так как это может повлечь за собой закрытие наших любимых сэкондов,либо увеличение цены на одежду и обувь из сэконд хендов.В этих магазинах можно найти одежду и обувь на любой вкус.И к тому же качество очень хорошее, разнообразие моделей и соответственно цена.Для людей малоимущих, многодетных, пенсионеров, студентов это будет очень большая потеря.В этих магазинах есть не только хорошие вещи,но и скидки.А если сэконды начнут закрываться,то и количество безработных увеличится.А сейчас найти работу хорошую,да и ещё достойно оплачиваемую очень не легко.
rytuza
1
17.12.2025
Увеличение налога на утилизацию б/у одежды
и обуви,повлечет за собой рост цен в магазинах second hand. Люди ходят в эти магазины за доступным ценником и далеко не худшим качеством. Увеличение налога и цен чувствительно ударит по карману обычного человека с небольшим доходом. Считаю допустить это нельзя. Для многих людей это почти единственный способ одеть себя и детей в качественные вещи по приемлемой цене.
Анна9888940
1
17.12.2025
Уважаемые представители законодательной
власти. Просьба учесть мнение граждан и экономическую реальность секонд-хендов при обсуждении проекта закона об экологических сборах. Речь идёт о группе товаров «Текстильные изделия и обувь», куда входят одежда и другие изделия бывшие в употреблении, а также обувь из резины, пластика и искусственных материалов. Мы хотим, чтобы эти изделия не стали под ударом повышения налогов без учёта особенностей секонд-хендов, которые уже сегодня выполняют важную социальную и экологическую роль. Считаю необходимым: Чтобы включение данной группы товаров в перечень объектов налогообложения на переработку и утилизацию происходило с учётом специфики секонд-хендов: ведь они помогают людям экономить деньги и сохранять доступ к качественной вещевой базе. Чтобы налоговые ставки были адекватны и справедливы, их следует подгонять под реальное экологическое воздействие и учитывать влияние на вторичный рынок, включая винтажные и раритетные вещи. Чтобы сохранить возможность граждан покупать одежду и обувь по доступным ценам и поддерживать широкий выбор, потому что секонд-хенды часто предлагают вещи лучшего качества, чем на рынках или у некоторых отечественных производителей. Чтобы поддерживались экологические цели — повторное использование снижает расход ресурсов, уменьшает количество отходов и уменьшает нагрузку на окружающую среду — но без непомерной нагрузки на потребителей и предпринимателей секонд-хендов. Чтобы рассматривалась возможность дифференцированных ставок, а не единообразного подхода ко всем видам ткани и обуви, включая винтаж и уникальные предметы. Предлагаю: В случае обсуждения закона предлагается ввести дифференцированные ставки налога на переработку и утилизацию, которые будут учитывать возраст изделия, его состояние и возможность повторного использования. Ввести льготы и упрощения для предприятий секонд-хендов, которые активно участвуют в отборе, переработке и повторном использовании материалов. Обеспечить прозрачность расчётов и механизм мониторинга влияния изменений на рынок секонд-хендов, на потребительское поведение и на доступность одежды и обуви. Организовать общественные консультации и слушания с участием представителей секонд-хендов, потребителей и экологических организаций, чтобы найти баланс между экологическими целями и доступностью товаров. Почему это важно для людей: Люди со средним и низким доходом получают доступ к качественной одежде и обуви без переплат. В секонд-хендах можно найти раритетные и винтажные вещи, которые добавляют индивидуальность и сохраняют культурное наследие. Экологический аспект — повторное использование сохраняет ресурсы, снижает отходы и снижает воздействие на окружающую среду. Рассмотрите предложенную редакцию закона так, чтобы экологические цели не шли в ущерб доступности и разнообразию секонд-хендов. Проведите общественные обсуждения и привлеките к диалогу представителей секонд-хендов, потребителей и экологических организаций. Поддержите программы переработки и повторного использования, которые действительно помогают окружающей среде и людям, а не создают лишние барьеры. Заранее благодарю за внимание к моему мнению. Я уверена, что можно найти решение, которое будет и экологически эффективным, и социально справедливым, и экономически разумным для граждан и бизнеса в Беларуси.
nafanja_91
1
17.12.2025
Ознакомившись с данным постановлением
хочу оставить комментарий. Важно поддерживать секонд-хенды ,так как они играют значительную роль в обеспечении доступности одежды для многих людей. Эти магазины не только предлагают экономически выгодные варианты, но и способствуют более устойчивому потреблению, уменьшая количество отходов. Закрытие секонд-хендов лишит граждан важных возможностей и повысит уровень потребительских расходов. Поддержка такого формата торговли важна для благосостояния общества.
thronetate
1
17.12.2025
Проект постановления Совета Министров
Республики Беларусь, направленный на изменение постановления № 388 от 30 июня 2020 года, предусматривает ряд мер, которые могут негативно сказаться на доступности товаров для населения и деятельности, которые, как правило, реализуются магазинами «секонд-хэнд». В частности, предлагается увеличить плату за организацию сбора, обезвреживания и использования товаров и упаковки для группы «Текстильные изделия и обувь», включающей бывшую в употреблении одежду, а также обувь из резины, пластмассы и искусственных материалов. Это может привести к следующим последствиям: 1. Рост цен на товары в магазинах «секонд-хэнд». Увеличение платы за обращение с отходами может вынудить магазины повысить цены на товары, чтобы компенсировать дополнительные расходы. Это сделает одежду и обувь из этой категории менее доступными для населения, особенно для малообеспеченных слоёв. 2. Сокращение ассортимента. Магазины могут сократить ассортимент или отказаться от работы с определёнными видами товаров, чтобы минимизировать расходы. Это уменьшит выбор для потребителей и может привести к снижению конкуренции на рынке. 3. Экономические трудности для бизнеса. Для магазинов «секонд-хэнд» увеличение платы станет дополнительной финансовой нагрузкой. Это может привести к сокращению числа таких магазинов, особенно в небольших городах и регионах. 4. Снижение социальной значимости «секонд-хэндов». Эти магазины часто ориентированы на предоставление доступных товаров для широкого круга потребителей. Увеличение стоимости их продукции уменьшит их социальную роль и может ограничить доступ к одежде и обуви для людей с ограниченными финансовыми возможностями. Аргументы против увеличения платы: 1. Экологическая целесообразность. Бывшая в употреблении одежда и обувь, как правило, не относится к категории сложноперерабатываемых отходов. Увеличение платы в этом случае не соответствует основной цели проекта — стимулированию сокращения оборота трудноизвлекаемых и неперерабатываемых материалов.  2. Социальная несправедливость. Повышение стоимости товаров в «секонд-хэндах» может усугубить экономическое положение малообеспеченных граждан, для которых такие магазины являются важным источником доступных вещей. 3. Отсутствие альтернативы. Для многих потребителей магазины «секонд-хэнд» — единственный доступный вариант приобретения одежды и обуви. Увеличение цен ограничит их возможности без предоставления альтернативных решений. 4. Экономические риски для отрасли. Рост затрат может привести к сокращению числа предприятий в этой сфере, что негативно скажется на занятости и налоговых поступлениях в бюджет. Рекомендации: - Исключить группу «Текстильные изделия и обувь» (бывшая в употреблении одежда и обувь из резины, пластмассы и искусственных материалов) из перечня товаров, на которые распространяется увеличение платы. - Сосредоточить внимание на стимулировании переработки и утилизации действительно сложноперерабатываемых материалов, а не на товарах, которые уже прошли этап использования и не требуют дополнительных ресурсов для обращения с ними. - Провести дополнительный анализ социально-экономических последствий предлагаемых изменений, чтобы оценить их влияние на различные группы населения и бизнес-среду. - Рассмотреть возможность предоставления льгот или субсидий для магазинов «секонд-хэнд», чтобы компенсировать возможные дополнительные расходы и сохранить доступность товаров. Увеличение платы за утилизацию отходов для этой группы товаров может привести к негативным социальным и экономическим последствиям, которые не соответствуют целям проекта. Важно пересмотреть этот аспект, учитывая интересы потребителей и бизнеса.
Повадырь Юлия юрисконсульт ИООО КЗТН
1
17.12.2025

ИООО «Кровельный завод «Технониколь»
в рамках общественных обсуждений проекта постановления, организованного МЖКХ, рассмотрело проект постановления Совета Министров «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» и сообщает следующее

В предлагаемой редакции изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388 (далее - постановление № 388) добавлена льготы для производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, которые будут использоваться в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций.

Анализ изменений в постановление № 388 показывает, что производитель (поставщик) строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9, получит предложенную в проекте льготу только, если реализует строительные материалы непосредственно организациям, основным видом деятельности которых является строительство. Данное условие сформулировано в подпункте 1.131 проекта

«1.131. производители и поставщики в части строительных изделий и строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, используемых в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций, в организациях, основным видом деятельности которых является строительство».

Кроме того, в добавляемом проектом постановления пункте 101 (в нем указываются документы для получения льготы) указано, что письменный отчет покупателя, которому реализованы строительные изделия и строительные материалы должен содержать сведения о фактическом количества строительных изделий и строительных материалов, фактически использованных (отпущенных для строительства, производства строительных конструкций) на соответствующие цели, то есть на строительстово.

ИООО «Кровельный завод ТехноНИКОЛЬ» производит в соответствии с СТБ EN 13164-2015 «Материалы теплоизоляционные для зданий и сооружений. Изделия из экструдированного пенополистирола (ХPS). Технические условия» плиты и листы из экструзионного пенополистирола (далее – XPS-плиты). XPS-плиты реализуются под кодами ТН ВЭД 3921 11 000 0 и 3925 90 800 9.

ИООО «Кровельный завод «Технониколь», преимущественно реализует XPS-плиты через торговые дома (посредники), которые далее реализуют XPS-плиты строительным и иным организациям, осуществляющим строительство или производящим сэндвич-панели. ИООО «Кровельный завод «Технониколь» практически не осуществляет поставки своей продукции в организации, основным видом деятельности которых является строительство.

В настоящее время, 90% XPS-плиты, произведенных ИООО «Кровельный завод «Технониколь» используется в строительстве и для производства строительных сэндвич-панелей.

То есть, ИООО «Кровельный завод «Технониколь» вправе получить льготу, но исходя из проекта изменений в постановление № 388 и практики реализации своей продукции - он ее не получит. И будет обязан вносить плату.

Такие изменения в постановление № 388 создают не равные условия производителей XPS-плиты («экструдированного полистирола») с производителями пенополистирола («пенопласта»), которые согласно проекту постановления получат льготу, так как в основном поставляют свою продукцию напрямую на строительные организации.

Кроме того, законопроект в предложенной редакции ставит производителей XPS-плиты в заведомо худшее положение по сравнению с торговыми домами – посредниками производителей, непосредственно реализующими продукцию производителя строительным и иным организациям, осуществляющим строительство или производящим сэндвич-панели.

Предлагаем внести в проект постановления № 388 изменения и исключить условие передачи продукции только организациям, основным видом деятельности которых является строительство. Также предлагаем предусмотреть перечень документов, согласно которым производитель (поставщик) если он реализует свою продукцию (строительные материалы, классифицируемые кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9) посреднику вправе получить льготу (не вносить плату).

Стоит отметить, что понятие «посредник» применяется в постановлении № 388 при установлении льготы для производителей (поставщиков) товаров и товаров в упаковке, вывезенных с территории Республики Беларусь (подпункт 1.6 приложения 11 и подпункт 5.2 приложения 2). Льгота на вывоз с территории Республики Беларусь допускает два варианта вывоза товаров: «самостоятельно производителем или поставщиком» и «посредником» (в абзаце первом подпункта 5.3. сформулировано так «для производителей и поставщиков товаров и товаров в упаковке, которые вывозятся другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - посредник)»).

Предлагаем следующие изменения в проект постановления.

1. Дополнить пункт подпунктом 1.131 следующего содержания:

«1.131. производители и поставщики в части строительных изделий и строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, используемых в строительной деятельности (строительстве);»

2. Дополнить пунктом 101 следующего содержания:

«101. В соответствии с подпунктом 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению:

101.1. для производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, используемых ими самостоятельно:

сведения об основном виде деятельности;

первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество строительных изделий и строительных материалов, использованных при строительстве, производстве строительных конструкций;

101.2. для производителей и поставщиков, которые реализуют строительные изделия и строительные материалы организациям, основным видом деятельности которых является строительство, производстве строительных конструкций (далее – строительные организации):

договор, на основании которого реализованы строительные изделия и строительные материалы строительным организациям, с указанием цели приобретения строительных изделий и строительных материалов, предусмотренной в подпункте 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению (для собственного использования в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций), и основного вида деятельности покупателя;

письменный отчет строительной организации, которому реализованы строительные изделия и строительные материалы, в произвольной форме о фактическом количестве строительных изделий и строительных материалов, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку строительных изделий и строительных материалов, количества строительных изделий и строительных материалов, полученных по накладной, и количества строительных изделий и строительных материалов, фактически использованных (отпущенных для строительства, производства строительных конструкций) на соответствующие цели.

101.3. для производителей и поставщиков, которые реализуют строительные изделия и строительные материалы другим организациям, не осуществляющим строительство, производство строительных конструкций (далее – посредники):

договор, на основании которого строительные изделия и строительные материалы реализованы (переданы) посреднику;

письменный отчет посредника, которому реализованы строительные изделия и строительные материалы, в произвольной форме с указанием:

сведений о фактическом количестве строительных изделий и строительных материалов, реализованных организациям, основным видом деятельности которых является строительство, производство строительных конструкций (далее – строительные организации),

сведений о договорах на реализацию (передачу) строительных изделий и строительных материалов строительным организациям с указанием цели приобретения строительных изделий и строительных материалов, предусмотренной в подпункте 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению (для собственного использования в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций) и основного вида деятельности строительных организаций (строительство, производстве строительных конструкций);

даты и номера накладных, подтверждающих отпуск и приемку этих товаров строительными организациями, количества товара, полученного строительными организациями по накладной;».

Olechka23
1
17.12.2025
Ознакомившись с данным постановлением,
хочу выразить свое мнение. Не стоит увеличивать плату на налоги по переработке и утилизации тавров бывших в употреблении, все это приведет к закрытию секонд хендов. Считаю данные меры необоснованными по следующим причинам: 1.Магазины секонд-хенд обеспечивают доступ населения с невысоким уровнем дохода к качественной одежде и обуви. В условиях инфляции закрытие таких торговых точек ударит по наиболее уязвимым слоям общества (пенсионерам, многодетным семьям, студентам). 2.Индустрия секонд-хенд является основой «циркулярной экономики». Повторное использование вещей сокращает количество текстильных отходов и снижает углеродный след. Закрытие таких магазинов противоречит глобальным и национальным целям в области устойчивого развития и охраны окружающей среды. 3.Увеличение налогов приведет к росту цен, закрытию малого и среднего бизнеса, потере рабочих мест и снижению налоговых поступлений в бюджет в долгосрочной перспективе из-за прекращения деятельности предпринимателей. 4.Граждане имеют право самостоятельно выбирать, где приобретать товары, исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.
batul
1
17.12.2025
Добрый день.  Секонд-хенд всегда считался
экологичным, тк продлевает жизнь вещам, сокращая текстильные отходы и потребление новых ресурсов. он противостоит культуре частой смены трендов и низкокачественной одежды, наносящей вред экологии. На сегодняшний день с качеством данных товаров в витебском регионе не может сравнится ни один магазин. Маркетплейсы, магазины одежды из Китая и Узбекистана предлагают нам "одноразовую",низкокачественную, чаще всего синтетическую одежду,которая после первой стирки выбрасывается, при этом стоимость ее в разы дороже секонда. Ввод сбора на утилизацию для секонд- хендов повлечет за собой рост цен в данных магазинах,а возможно и их закрытие и тогда, мы либо уже и это не сможем себе позволить,либо не сможем вообще одеваться красиво и качественно. Мы хотим сегодня и покушать, и красиво одеваться, а не выбирать, чтобы прожить до завтрашнего дня.