Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» (вопросы обращения с отходами товаров и упаковки)
Описание проекта
Документ подготовлен с учетом практики применения постановления № 388 и в целях ограничения выпуска в обращение товаров и упаковки, которые после утраты потребительских свойств не перерабатываются.

Проектом предусмотрено:

  • исключение льготы в отношении определенных видов неперерабатываемой упаковки из пластмасс для некоторых категорий социально значимых товаров (мясо, молоко, яйца, хлеб, крупы, макаронные изделия, сахар);
  • увеличение платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования товаров и упаковки на определенные виды упаковки из неперерабатываемых (сложноперерабатываемых) видов материалов.

Кроме того, подготовлены предложения по расширению перечня товаров и упаковки, в который дополнительно включены:

  • мешки и пакеты упаковочные, из химических текстильных материалов, из полос или лент или аналогичных форм из полиэтилена или полипропилена, кроме промышленной упаковки;
  • декоративные изделия для праздников из пластмассы, включая искусственные ели;
  • части кондиционеров;
  • группа товаров «Текстильные изделия и обувь», в которую будут входить одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении, а также обувь из резины или пластмассы и искусственных материалов.

Документом также предлагается:

  • добавить льготы для производителей и поставщиков в части строительных изделий и строительных материалов, которые будут использоваться в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций, а также организаций, использующих труд инвалидов (по аналогии с Налоговым кодексом Республики Беларусь);
  • пересмотреть порядок расчета процента использования отходов по льготам, указанным в подпунктах 1.7 и 1.8 приложения 11 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388, для производителей, которые используют в процессе производства определенный процент отходов, собранных на территории Республики Беларусь, или вторичных полимерных материалов, произведенных на территории Республики Беларусь.
информация
Начало обсуждения:
08.12.2025
Окончание обсуждения:
18.12.2025
Количество сообщений:
31
Количество участников:
32
Обсуждение проекта
СтаниславНиколаевич
1
09.12.2025
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Подраздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 3 Абзац : 46 Элемент текста : На основании предложений Постоянной комиссии Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь по
законодательству по аналогии с Налоговым кодексом Республики
Беларусь, в котором предусмотрен ряд льгот стимулирующих
нанимателей к приему на работу инвалидов, подготовлены предложения
об освобождении от обязанности по обеспечению сбора отходов
производителей, использующих труд инвалидов, если численность
инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30 процентов
численности работников в среднем за этот же период и сумма
начисленных инвалидам выплат за истекший квартал составляет не менее
20 процентов в общей сумме начисленных выплат за этот же квартал
(включена соответствующая льгота и перечень документов для ее
подтверждения в приложения 11
и 2 к постановлению № 388).


Согласен.
Теро
1
12.12.2025
Предлагаю исключить из приложения 4 к Постановлению
Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 N388 агрострейч плёнку (ТНВЭД 3920 10 240 0). Агрострейч плёнка применяется исключительно в сельском хозяйстве для упаковки силоса, сенажа и других кормов. Она не используется для розничной торговли и не попадает в потребительский оборот. Агрострейч плёнка является частью производственного цикла и используется в качестве расходного материала в технологическом процессе производства сельскохозяйственной продукции. В таких обстоятельствах сельскохозяйственные организации имеют возможность централизованно обеспечить сбор упаковки и передачу её на использование перерабатывающим предприятиям в качестве исходного сырья для производства вторичных полимерных материалов.  Таким образом взимание платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты товарами и упаковкой потребительских свойств в отношении агрострейч плёнки, является излишним, т.к. фактически выполняются цели, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 N 16 "О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки", а именно сокращение объемов захоронения отходов, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, а также повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.
Mix
1
12.12.2025

группа товаров «Текстильные изделия
и обувь», в которую будут входить одежда и прочие изделия, бывшие в употреблении, а также обувь из резины или пластмассы и искусственных материалов.

Включая это дополнительно в перечень товаров, увеличивая плату на налоги по переработке и утилизации, все это приведет к закрытию секонд хендов. А именно в секонд хендах люди ищут экономию, не желая переплачивать огромные суммы за одежду и обувь. Тем более что качество чаще всего намного лучше, чем вещи на рынках или отчественные производители. Так же это возможность носить раритетные, винтажные вещи, а не под копирку как все. И для экологии, о которой так заботятся, вторичное использование товаров уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.

Yauheniya
1
12.12.2025

Я ознакомилась с проектом постановления
и хочу оставить свой комментарий.

Как человек с доходом ниже среднего, в основном покупаю одежду и обувь в магазинах second hand, потому что это единственный доступный для меня вариант. Введение в проект группы товаров «текстильные изделия и обувь», включая бывшие в употреблении вещи, приведёт к повышению тарифов на их утилизацию. А это, в свою очередь, может вызвать рост цен в магазинах second hand.

Из-за подорожания такие магазины потеряют часть покупателей и могут быть вынуждены сокращать штат или даже закрываться. Это негативно скажется как на доступности недорогой одежды для населения, так и на рынке труда.

Прошу учесть эти возможные последствия

v55643091
1
13.12.2025
Против
Татьянка126
2
14.12.2025
Утилизация текстиля и обуви, бывшие в употреблении
,если подорожает...то и цены в секонде соответственно поднимут . Извините но с нашими доходами у кого семья немаленькая не каждому по карману покупать обновку в магазинах! Секонды только и спасают как быть населению если и поношеное извините меня станет на порядок дороже....!! ?
Galinab
1
15.12.2025
Против введения сбора на утилизацию для
б.у одежды и обуви. Не хотелось бы подорожания этого сегмента так как  в связи с невысокими зарплатами это отличный вариант для того чтобы одеться самим и одеть детей.  
Nikalet
1
16.12.2025
Хотелось бы обратить внимание, что введение
дополнительного налога исключительно на товары секонд хенд повысит цены в секондах, а также создаст  неравные условия на рынке и ляжет дополнительным бременем на наименее защищенные слои населения. Поэтому если вопрос с дополнительным налогообложением текстильной продукции и обуви рассматривается принципиально, то будет справедливо и логично распространить такой  подход на все швейные, трикотажные изделия и обувь, независимо от канала их реализации. Это должно касаться любой текстильной продукции продающейся через маркетплейсы OZON, WILDBERRIES, в стоках (аутлетах), дисконт-центрах и других торговых точках. Объемы этих продаж наверняка значительно превышают продажи в магазинах секонд хенд, да и качество таких изделий порой значительно хуже, чем товары из секонда.  
HannaMix
1
17.12.2025
Я являюсь постоянным покупателем магазинов
сэконд хэнд, меня привлекает качество товара, уникальность вещей и доступная цена. При этом ни одна купленная вещь в сэконд хэнде не пошла в мусорку, что нельзя сказать о вещах азиатского и турецкого происхождения (после первой стирки приходится уже выбрасывать). Считаю, что введение дополнительного налога на товары сэконд хэнд затронет мои права как потребителя, а также многодетные семьи, пенсионеров, инвалидов и людей, которые оказались в тяжелом материальном положении. Для них сэконд хэнд является единственным спасением. Полагаю, что правильным будет обложить налогом новые недолговечные вещи азиатского и турецкого происхождения.
MarySerg
1
17.12.2025
Считаю, что нет необходимости вводить новый
налог на утилизацию и ссылаться  на экологию. На сегодняшний день в наших дворах мусор, который размещен в разных контейнерах (пластик, бумага, бытовые отходы) все равно сгружается и вывозится в одной машине и я думаю, что нужно начать с наведения порядка на мусорках!  И конечно же ввод новых налогов увеличит стоимость различных товаров, а также  товаров бывших в употреблении. Сама часто покупаю одежду и обувь секонд хенд и довольна качеством и возможностью купить нормальные вещи за приемлемую цену. Категорически против новых дополнительных налогов на те товары, которые необходимы большому количеству небогатых людей, а на минуточку это треть населения Республики Беларусь. Да и думаю будь немного лишних денег ( а они есть, учитывая что часто покупаем качественную одежду в секонд хендах) - они бы шли на другие вещи, например создавать семьи и рожать детишек, то есть на питание, на развивашки, на отдых, а далее это счастливые люди и счастливое поколение в Беларуси!