Публичное обсуждение проектов НПА

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» (вопросы обращения с отходами товаров и упаковки)
Обсуждение проекта
tkuritskaya
1
17.12.2025

В предлагаемой редакции изменений в
постановление Совета Министров № 388 для производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 по ТНВЭД, которые будут использоваться в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций добавлена льгота, при условии реализации продукции в организации, основным видом деятельности которых является строительство. Т.е. реализация строительных изделий и строительных материалов через торговые сети, партнеров – лишает производителя возможности получить льготу, при условии, что независимо от способа реализации (напрямую или через посредников) изделия и материалы, классифицируемые кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 по ТНВЭД, используются в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций. Такие изменения в постановление № 388 создают не равные условия для производителей, которые не отгружают свою продукцию напрямую на строительные организации в сравнении с производителями, которые отгружаются свою продукцию напрямую на строительные организации. То есть, Проект создает неравные условия для производителей строительных материалов, имеющих иные структуры организации поставок своей продукции на объекты строительства.

Предлагаем внести в проект постановления № 388 изменения и исключить условие передачи продукции только организациям, основным видом деятельности которых является строительство. Также предлагаем предусмотреть перечень документов, согласно которым производитель (поставщик) если он реализует свою продукцию (строительные материалы, классифицируемые кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9) посреднику вправе получить льготу (не вносить плату).

Стоит отметить, что понятие «посредник» применяется в постановлении № 388 при установлении льготы для производителей (поставщиков) товаров и товаров в упаковке, вывезенных с территории Республики Беларусь (подпункт 1.6 приложения 11 и подпункт 5.2 приложения 2). Льгота на вывоз с территории Республики Беларусь допускает два варианта вывоза товаров: «самостоятельно производителем или поставщиком» и «посредником» (в абзаце первом подпункта 5.3. сформулировано так «для производителей и поставщиков товаров и товаров в упаковке, которые вывозятся другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - посредник)»).

Предлагаем следующие изменения в проект постановления.

1. Дополнить пункт подпунктом 1.131 следующего содержания:

«1.131. производители и поставщики в части строительных изделий и строительных материалов, классифицируемых кодами 3917, 3921, 3925 90, 3926 90 970 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, используемых в строительной деятельности (строительстве);»

2. Дополнить пунктом 101 следующего содержания:

«101. В соответствии с подпунктом 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению:

101.1. для производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, используемых ими самостоятельно:

первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество строительных изделий и строительных материалов, использованных при строительстве, производстве строительных конструкций;

101.2. для производителей и поставщиков, которые реализуют строительные изделия и строительные материалы организациям, основным видом деятельности которых является строительство, производстве строительных конструкций (далее – строительные организации):

договор, на основании которого реализованы строительные изделия и строительные материалы строительным организациям, с указанием цели приобретения строительных изделий и строительных материалов, предусмотренной в подпункте 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению (для собственного использования в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций), и основного вида деятельности покупателя;

письменный отчет строительной организации, которому реализованы строительные изделия и строительные материалы, в произвольной форме о фактическом количестве строительных изделий и строительных материалов, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку строительных изделий и строительных материалов, количества строительных изделий и строительных материалов, полученных по накладной, и количества строительных изделий и строительных материалов, фактически использованных (отпущенных для строительства, производства строительных конструкций) на соответствующие цели.

101.3. для производителей и поставщиков, которые реализуют строительные изделия и строительные материалы другим организациям, не осуществляющим строительство, производство строительных конструкций (далее – посредники):

договор, на основании которого строительные изделия и строительные материалы реализованы (переданы) посреднику;

письменный отчет посредника, которому реализованы строительные изделия и строительные материалы, в произвольной форме с указанием:

сведений о фактическом количестве строительных изделий и строительных материалов, реализованных организациям, основным видом деятельности которых является строительство, производство строительных конструкций (далее – строительные организации) или организациям, являющихся заказчиками строительства (далее – заказчики),

сведений о договорах на реализацию (передачу) строительных изделий и строительных материалов строительным организациям, заказчикам с указанием цели приобретения строительных изделий и строительных материалов, предусмотренной в подпункте 1.131 пункта 1 приложения 11 к настоящему постановлению (для использования в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций);

даты и номера накладных, подтверждающих отпуск и приемку этих товаров строительными организациями, количества товара, полученного строительными организациями по накладной;».

Intecostroy
1
17.12.2025

В рамках общественного обсуждения
проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» (далее – проект постановления) УП «Интекострой», осуществляющим деятельность по оптовой и розничной торговле строительными материалами на территории Республики Беларусь, рассмотрены предлагаемые изменения, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Проектом постановления предусматривается введение льготы для производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, используемых в строительной деятельности (строительстве) и производстве строительных конструкций.

Вместе с тем анализ предлагаемых изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388 (далее – постановление № 388) показывает, что применение указанной льготы поставлено в зависимость от условия реализации строительных изделий и строительных материалов исключительно организациям, основным видом деятельности которых является строительство.

Указанное условие сформулировано в подпункте 1.131 (последняя единица - это верхний регистр, не получается поставить, извините) проекта постановления, согласно которому льгота применяется в отношении производителей и поставщиков строительных изделий и строительных материалов, используемых в строительной деятельности (строительстве), производстве строительных конструкций, в организациях, основным видом деятельности которых является строительство.

Дополнительно проектом постановления предлагается ввести пункт 101 (последняя единица - это верхний регистр, не получается поставить, извините), определяющий перечень документов, необходимых для подтверждения права на применение льготы, включая письменный отчет покупателя о фактическом использовании строительных изделий и строительных материалов на цели строительства или производства строительных конструкций.

При этом деятельность УП «Интекострой» заключается в реализации строительных материалов (теплоизоляционных, гидроизоляционных, кровельных и иных сопутствующих строительных изделий), предназначенных для использования в строительстве, через товаропроводящую сеть, включающую торговые и логистические звенья. Реализация указанных материалов осуществляется как непосредственно строительным организациям, так и иным субъектам хозяйствования, приобретающим материалы для последующего использования в строительной деятельности либо для поставки строительным организациям.

Таким образом, в рамках фактически сложившейся модели оборота строительных материалов УП «Интекострой» не осуществляет ввод в обращение товаров, предназначенных для использования вне строительной деятельности, при этом реализация продукции осуществляется не исключительно организациям, основным видом деятельности которых является строительство.

В результате предлагаемая редакция проекта постановления приводит к ситуации, при которой применение льготы зависит не от назначения и фактического использования строительных материалов, а от формального признака основного вида деятельности покупателя, что исключает возможность применения льготы при реализации идентичных по назначению и свойствам строительных материалов через торговых посредников.

Следует отметить, что постановление № 388 уже содержит правовое регулирование, допускающее участие посредников в цепочке обращения товаров. Так, в постановлении № 388 используется понятие «посредник» при установлении льгот для производителей и поставщиков товаров и товаров в упаковке, вывозимых с территории Республики Беларусь (подпункт 1.6 приложения 11 (последняя единица - это верхний регистр, не получается поставить, извините) и подпункт 5.2 приложения 2), при этом предусмотрена возможность применения льготы как при самостоятельном вывозе товаров, так и при вывозе товаров посредником.

Указанная правовая конструкция свидетельствует о том, что участие посредника само по себе не исключает возможность применения льготы при условии подтверждения целевого назначения товара и фактического характера его использования.

В рассматриваемом проекте постановления аналогичный подход к участию посредников в цепочке поставки строительных материалов не реализован, несмотря на то, что назначение и фактическое использование строительных материалов при этом не изменяется.

Кроме того, критерий «основной вид деятельности покупателя» не позволяет однозначно определить фактическое использование строительных материалов, поскольку строительные материалы могут приобретаться организациями с иным основным видом деятельности для выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом либо для последующей передачи строительным организациям.

С учетом изложенного полагаем, что при доработке проекта постановления целесообразно учитывать назначение строительных изделий и строительных материалов и возможность их использования в строительной деятельности независимо от количества звеньев в цепочке поставки, а также предусмотреть применение льготы при реализации строительных материалов через торговые организации при наличии документального подтверждения их строительного назначения.

Учет указанной позиции позволит обеспечить единообразие правового регулирования, соответствие механизма льгот правовой логике постановления № 388 и фактической структуре оборота строительных материалов на территории Республики Беларусь. Благодарим за публичное обсуждение нормативно правового акта, предполагаемого к принятию.

Tasys
1
17.12.2025

Посещаю магазины секонд-хенд на регулярной
основе и считаю не целесообразным вводить дополнительный налог на данный вид товара,так как это сразу поспособствует увеличению цены за товар.У Большинства потребителей нашей страны не большой доход для того чтобы покупать новую одежду и обувь(многодетные,пенсионеры,инвалиды)

И как минимум это качество держаться до первой стирки!!!

В магазинах секонд-хенд,доступна и цена и качество товара !!!!

Не забирайте у нас возможность одеваться модно и доступно!!!

garantiachistoty
1
17.12.2025

Компания "Гарантия чистоты", осуществляющая
деятельность так же в сфере обращения с отходами и устойчивого потребления, выражает обеспокоенность положениями проекта постановления, предусматривающими включение текстильных изделий и обуви, в том числе бывших в употреблении, в отдельную товарную группу с повышенными тарифами.

Применение повышенных тарифов к данной категории товаров напрямую отразится на деятельности нашей компании. Рост обязательных платежей приведёт к увеличению себестоимости услуг и продукции, что вынудит нас сократить объёмы производства и переработки. В условиях ограниченного спроса это также повлечёт необходимость оптимизации затрат, включая сокращение рабочих мест.

Снижение производственных объёмов приведёт к уменьшению количества доступной продукции и услуг на рынке, а рост издержек — к их удорожанию для конечных потребителей. В результате будет снижена доступность продукции, ориентированной на повторное использование и экологически ответственное потребление.

Отдельно отмечаем, что распространение указанных требований на товары second hand не учитывает специфику их жизненного цикла. Повторный оборот бывших в употреблении текстильных изделий и обуви способствует продлению срока их использования, сокращению объёмов образования отходов и снижению нагрузки на систему утилизации. Эти процессы соответствуют целям государственной экологической политики и принципам экономики замкнутого цикла.

Считаем целесообразным при доработке проекта постановления:

·         рассмотреть возможность исключения бывших в употреблении текстильных изделий и обуви из данной товарной группы либо установления пониженных тарифов для таких товаров;

·         учесть экологический эффект повторного использования как приоритетную альтернативу утилизации;

·         учесть увеличение себестоимости услуг и продукции, что вынудит компании сократить объемы производства, а следовательно и переработки, что так же приведет к сокращению числа продукции и рабочих мест в стране;

·         провести дополнительную оценку влияния предлагаемых изменений на деятельность предприятий отрасли, уровень занятости и доступность продукции для населения.

Компания "Гарантия чистоты" просит учесть изложенные замечания и предложения при дальнейшей доработке проекта постановления.

Татьяна Вл
1
17.12.2025
Я - многодетная мама из Бреста, предлагаю
исключить из перечня группу товаров "Текстильные изделия и обувь" в которую будет входить одежда, бывшая в употреблении, т.к. введение сбора приведет к повышению цен в магазинах секонд-хэнд,что скажется на нас, многодетных в первую очередь, также как и на пенсионерах - самых незащищенных слоях населения. Потому что, приобретаемые там товары - это единственный способ одеть семью на сумму пособия, которое выплачивает государство. Необходимо создавать равные условия и для торговли, и для покупателя. А не убивать секонд-хэнд, для того чтобы убрать конкуренцию Легпрому с их по-прежнему неактуальными, дорогущими и неносибельными моделями.  
pravo-by
1
17.12.2025

Проектом Постановления предлагается
установить плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования товаров и упаковки на ввозимую одежду бывшую в употреблении в размере 720 рублей за тонну.

Оценка экологических последствий:

Концерн «Беллегпром», поддерживая введение дополнительной платы на ввоз одежды «second-hand», ратует за снижение нагрузки на экологию указывая, что такая одежда, уже имея определенный износ, используется меньший период времени, а значит создаёт большую нагрузку на окружающую среду.

Такой тезис не является бесспорным. Одежда «second-hand» ввозится из западноевропейских стран (Англия, Нидерланды, Италия, Германия), отличающихся строгими экологическими стандартами. Эта одежда более добротная, для её производства используются более дорогое сырьё и материалы, приоритет отдаётся натуральным тканям.

Увеличение розничных цен на одежду «second-hand» вследствие введения платы на ввоз с большей вероятностью приведет к переориентации спроса потребителя не на продукцию предприятий концерна «Беллегпром», а на более дешёвую одежду, ввозимую из республик Средней Азии, а также недорогую одежду из Китая, реализуемую через многочисленные маркетплейсы, не отличающуюся высоким качеством, износостойкостью и экологичностью.

Отрасль по сбору и реализации одежды «second-hand» - пример повторного использования продукции, она полностью соответствует концепции циклической (круговой) экономики, предполагающей максимальное вовлечение товаров во вторичный оборот и снижение объёмов образования отходов. Продление срока службы изделий соответствует приоритетам экологической политики в части ресурсосбережения и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Сбор и повторное использование одежды «second-hand» способствует сокращению объёмов текстильных отходов, направляемых на полигоны твёрдых коммунальных отходов или на сжигание. Таким образом, отрасль напрямую участвует в снижении нагрузки на инфраструктуру обращения с отходами.

Производство новой одежды характеризуется высокой ресурсоёмкостью (потребление воды, энергии, химических реагентов) и значительными выбросами загрязняющих веществ. Развитие рынка «second-hand» снижает спрос на первичное производство, что косвенно ведёт к уменьшению совокупного воздействия на окружающую среду.

Деятельность по сбору и реализации одежды second-hand формирует практики осознанного потребления среди населения и в ряде случаев сопровождается социальными и благотворительными инициативами, не создавая при этом дополнительной экологической нагрузки.

Оценка социальных последствий:

По оценке концерна «Беллегпром» доля потребления товаров «second-hand» в общем объеме потребления одежды в республике составляет примерно 35%. Это значит, что значительной части населения важна возможность приобретать недорогую одежду.

Меры, направленные на ограничение ввоза и (или) увеличение стоимости такой одежды, могут не найти одобрения у наших людей, особенно у малообеспеченных слоёв населения.

Оценка соотнесения Проекта постановления с международно-правовыми актами:

14-й пакетом санкций, введенный Европейским Союзом против Республики Беларусь в 2024 году, фактически запрещён прямой ввоз одежды «second-hand» из стран ЕС в РБ. В настоящее время существенные ресурсы предприятий отрасли «second-hand» направлены на преодоление последствий санкционной политики Евросоюза против субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Введение Министерством ЖКХ платы на ввоз одежды «second-hand» на фоне действующих санкций ЕС ещё более затруднит финансовое положение предприятий отрасли, которые являются крупными налогоплательщиками и работодателями, как и предприятия других отраслей экономики РБ.

Введение дополнительно платы не повлияет на реальную оптимизацию обращения с отходами, и не повлияет на уровень продаж предприятий концерна «Беллегпром».

Viktor111
1
17.12.2025
Добрый день. Тоже хочу оставить свой отзыв
и возмущение. Я не понимаю как введение утильсбора на завозимый секонд хенд может помочь увеличить реализацию одежды белорусского легпрома? Одежда секонд хенд не может быть априори конкурентом новой одежде легпрома, потому что она бывшая в управлении. Прямым конкурентом продукции легпрома является новая низко качественная и не дорогая одежда из Китая и стран средней Азии, но почему то именно на ввоз этой продукции не предполагается введение никакого утильсбора.К тому же сроки носки новой и не качественной китайской и среднеазиатской одежды значительно ниже, чем сроки носки одежды секонд хенд, потому что в основном она поставляется из стран ЕС , где применяются более высокие стандарты для одежды.Покупатели одежды б/у это и так самые социально незащищенные слои населения и введение дополнительного утильсбора только может привести к повышению цен с чем так борется наше правительство и соответсвенно может привести к повышению социальной напряженности в стране. Поэтому считаю введение этого утильсбора ошибочным  и не справедливым решением по отношению к 35% покупателям одежды в нашей стране. При ввозе и реализации одежды б/у платятся точно такие же пошлины  и налоги, как и при ввозе новой одежды.Введение этого утильсбора создаст проблемы для торгующих предприятий, что соответствено приведет к уменьшению налогов , а при закрытии магазинов люди потеряют свою работу.Поэтому стоит отметить это решеное, а если вводить, то  для всей ввозимой одежды и новой и б/у.
NOVIK1382-2
1
18.12.2025
мы, являемся предприятием, которое перерабатывает
сэконд-хенд на ветошь (резка и сортировка) , при повышении цены на сэконд-хенд производство ветоши в Беларуси станет не рентабельным, что приведет к увеличению импорта ветоши и закрытию предприятий по ее резке и сортировке.
Юнисейл торг
1
18.12.2025
В рамках общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388» и введения платы при ввозе одежды б/у хотелось бы обратить внимание на наиболее вероятные негативные последствия:
*Фактически речь идёт о дополнительном налоге на эту группу товаров, который увеличит розничные цены и вызовет недовольство со стороны покупателей со скромными доходами, создаст социальную напряжённость.
* Утверждение о том, что цикл жизни одежды б/у короткий - не вполне состоятельно. Ключевым критерием выбора товаров категории «секонд-хенд» является их высокая износостойкость и долговечность. Они сохраняют свои эксплуатационные свойства после многократных циклов чистки и стирки, чего не скажешь, например, о дешёвых азиатских товарах.
*Исходя из мировой практики, экологические и утилизационные сборы должны носить универсальный характер. Сбор является экономически обоснованным только в случае, когда он применяется ко всем категориям текстильной продукции и обуви, независимо от их состояния (новые или б/у), а также к сырью для их производства, включая ветошь, импортируемую из стран Европы и Азии. Это позволит учесть экологический след продукции, возникающий еще на стадии производства.
*Введение платы в отношении одежды б/у – это фактическая ограничительная мера на ввоз данного товара, тогда как, например, ветошь (код ТН ВЭД 6310 000000) беспрепятственно импортируется на рынок РБ, хотя в категорию отходов она попадает практически сразу после однократного использования.
OlgaGrisha
1
18.12.2025
Секонд-хенд-это вещи по доступной цене.Всем
нам хочется экономить свои деньги, но сегодняшний рынок не предоставляет нам такой возможности, поэтому приходится выходить из положения покупая вещи в секонде.Если сегодня зайти в магазин Белорусского производителя, то можно мягко говоря обалдеть от цен, которые написаны на бирках.Данный проект, который ведет к увеличению платы на переработку и утилизацию очень сильно отразится на ценовой политике секонда, то есть увеличение стоимости вещей.А как выживать на одну зп с 2 дочерьми, как и где их можно одеть дешево, стильно и качественно, чтобы они были одеты не хуже сверстников?