О концепции проекта Закона «О противодействии домашнему насилию»
ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
О концепции проекта Закона «О противодействии домашнему насилию»
32
Наталья Губа
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
0
Модератор новостей, В рамках обсуждения концепции проекта Закона «О противодействии домашнему насилию»хочу привести мнение Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, высказанное в ОБРАЩЕНИИ к общественным организациям и политическим деятелям от 12 Марта 2016:
"Вызывают большую тревогу участившиеся попытки представить семью в виде источника дискриминации, угрозы и насилия в отношении женщин и детей. Очевидна цель этих попыток - добиться принятия специальных законов и других правовых актов о так называемом «домашнем» или «семейном насилии». Уходя корнями в радикальную антисемейную идеологию, эти утверждения противоречат реальности – ведь на деле семья, основанная на браке, статистически является самым безопасным окружением и для женщин, и для детей.
Законы и другие правовые нормы, предлагаемые в связи с ложными утверждениями об опасности семьи, в реальности направлены не против насилия, а против семьи как таковой. Они создают возможности для произвольного вмешательства в жизнь граждан, противоречат здравым правовым принципам, открывают дорогу для широкой антисемейной пропаганды, губительной для общественного сознания. "
В документе "Разъяснение позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в отношении преступлений, совершаемых в семейном окружении (26 июня 2018 г. )" сказано следующее:
"При этом Комиссия убеждена, что, решая подобные вопросы, государственная власть всегда должна учитывать деликатную природу семейных отношений, избегая избыточного и необоснованного вмешательства в семейную жизнь. Серьезные преступления должны серьезно наказываться, независимо от того, соединен ли преступник с жертвой родственными и семейными узами. Вместе с тем, в случае супружеских конфликтов, не связанных с причинением реального вреда или ущерба здоровью, целесообразно оставить супругам свободу решать, будут ли они обращаться за защитой к государству или предпочтут урегулировать ситуацию между собой."
Полностью согласна с приведенным мнением Патриаршей комиссии и призываю законодателей прислушаться к нему, чтобы не нанести ущерба самому важному социальному институту общества- институту семьи. Считаю, что представленный к обсуждению проект Закона о насилии, использующий принципы противосемейной гендерной идеологии и постулаты Стамбульской конвенции, которая не ратифицирована в Республике Беларусь, должен быть серьёзно переработан с целью устранения угроз семейному устройству в нашем обществе.
30.07.2018 12:54
Александр
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.2
0
1. Данный Закон выделяет семью как потенциально опасное место. Получается, что даже более опасное, чем все остальные. Ведь на сегодняшний день в РБ нет отдельных законов о противодействии насилию, например, на работе, в армии, в общественных местах и учреждениях. Таким образом, семья теперь выглядит единственным местом, где насилие возможно.
К тому же, мы обоснованно считаем, что домашнее насилие – это во многом следствие тех процессов, с которыми человек сталкивается в нашем обществе. Проследив статистику того, где чаще всего совершаются правонарушения на бытовом уровне, мы видим: это районы с низким уровнем жизни и низкими заработными платами. Порой на рабочих местах, в учреждениях здравоохранения, образования люди подвергаются психологическому давлению. Есть немало телевизионных и новостных программ, ток-шоу и фильмов, которые подогревают в людях чувство ненависти и злобы. Многие компьютерные игры, которые можно сегодня легко приобрести, программируют подростков на насилие. Все эти и другие факторы создают у людей психологическое напряжение, которое часто находит выход в быту.
Поэтому без принятия должных мер, прежде всего, по повышению уровня духовности в обществе, а также по улучшению качества жизни населения, качества взаимоотношений на рабочем месте, повышения и регулирования стандартов культуры (в том числе и в интернет-пространстве) – принятие закона о противодействии домашнего насилия станет не только преждевременным, а создаст дополнительный источник напряжения в нашей стране.
2. Определения основных терминов в проекте Закона носят нечеткий и расплывчатый характер. В частности:
a. Согласно определению домашнего насилия, обязательное условие такового при отсутствии физических страданий – это причинение пострадавшему «психических страданий». Но концепция данного Закона не предусматривает порядка определения глубины переживаний потерпевшим. Кто будет давать оценку данным переживаниям и чувствам? И насколько объективным и компетентным будет это мнение?
b. Психологическое насилие рассматривается как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любое умышленное воздействие на психику гражданина, унижение его чести и достоинства посредством оскорблений, угроз…». Сексуальное насилие определяется как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любые умышленные действия, посягающие на половую неприкосновенность или половую свободу личности».
• Пример: муж изменил жене, и та устроила скандал. Будет ли этот скандал психологическим насилием над личностью мужа и посягательством на его половую свободу личности? Подобные определения и нормы закона станут ударом по целостности семьи.
c. Физическое насилие определяется как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любое умышленное причинение телесных повреждений, нанесение побоев, причинение боли».
• О какой боли идет речь? Психической, физической – непонятно.
• Воспитание детей включает в себя элемент наказания. Не касаясь его грубых форм, наказание может нести определенную незначительную боль ребенку, но эта боль поможет ему в будущем, научив его правильному поведению и тем самым защитив его от собственных разрушительных поступков.
• Сегодня, если ребенок провинился, то наказывают его родителей. Но если родитель будет наказывать своего ребенка, чтобы тот не вел себя плохо, государство также планирует наказывать этих родителей! Получается замкнутый круг. Кто тогда захочет рожать детей? И каковы будут демографические (а значит, и экономические) последствия для страны?
• Уже сейчас на Западе многие говорят о том, что ювенальная юстиция – одна из причин низкой рождаемости населения в этих странах.
d. К экономическому насилию относится «форма домашнего насилия, которая включает в себя любые умышленные действия с целью поставить гражданина в зависимое положение посредством лишения его жилья, пищи, денежных средств или другого имущества, на которые он имеет право в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо возможности пользоваться ими, воспрепятствования получению социальных услуг, запрета работать или учиться, принуждения к труду».
• Процесс воспитания детей в семье невозможен без определенных ограничений, в том числе и ограничений в денежных средствах. Как и кем будут определяться границы экономического насилия: не купил ребенку I-Pad или не дал на мороженое? Будут ли эти нормы различны в отношении детей, живущих в сельской местности и в городах, где уровень жизни выше?
• Детям свойственно часто лениться. И привлечение к труду может рассматриваться ими как принуждение. Опять же, детям в сельской местности приходится больше работать в домашнем хозяйстве, чем городским детям. Заставить ребенка помыть посуду, вынести мусор, сделать уроки, прополоть грядки – это принуждение или нет?
• Как тогда рассматривать закон о тунеядстве в РБ?
• Вот что озвучил TUT.BY 03 января 2018 года начальник управления профилактики милиции общественной безопасности МВД Олег Каразей в связи с намерением разработать Закон о насилии в семье (https://news.tut.by/society/574860.html?sub=1): «Запрет на карманные деньги — это тоже насилие». Получается, если у семьи не хватает средств на карманные деньги ребенку, что не всегда зависит от семьи (см. пункт 1), то по заявлению ребенка родителей могут призвать к ответственности? Снова вопрос: кто захочет рожать детей в стране с такими законами?
• Данное определение экономического насилия очень расплывчато.
e. В концепции Закона будет использоваться термин «гендер». Сегодня в мире есть разные определения этого термина. В Стамбульской конвенции, идеи которой планируется использовать в данном Законе, понятие «гендер» относят не к физиологическим данным, а к социально закрепленным ролям, поведению, действиям, которые человек сам определяет для себя. Исходя из этого, понятие «гендерное равноправие» не станет ли открытой дверью для продвижения в Беларуси ЛГБТ и тому подобных извращений?
07.08.2018 09:13
Марина Тимошенко
Юрист
НОВИЧОК
0
1.2
0
В связи с обсуждением концепции Закона «О предупреждении насилия в семье», прошу рассмотреть и учесть следующие предложения и замечания:
1. В Концепции имеется огромный дисбаланс между правами и обязанностями мужчины (обидчика) и женщины (жертвы); родителей (обидчиков) и детей (жертв). Фактически, у обидчика нет никаких прав. Они есть только у жертвы. Это нарушает ст.22 Конституции Республики Беларусь, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
2. Одобрение Концепции и принятие соответствующего Закона в предлагаемой форме будет способствовать вмешательству в личную, семейную сферу, что противоречит семейной политике Республики Беларусь, а именно: Кодексу о браке и семье, Концепции национальной безопасности, которые устанавливают принцип необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Согласно ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.
Имеет место также нарушение ст. 32 Конституции Республики Беларусь, согласно которой родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Следовательно, из смысла ст. 32 Конституции следует, что жестокое обращение в семье само по себе уже вне Закона.
3. Концепцией предусмотрено, что дела о домашнем насилии выведены за рамки уголовного и административного процесса. Процесс – это установленная законом и основанная на конституционных принципах деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению, а также разрешению уголовных, административных дел. Процесс ограждает и гарантирует невиновному защиту от преследования и осуждения, а в случае, когда такое осуждение или преследование имело место, обеспечивает реабилитацию невиновного. Положения Концепции нарушают презумпцию невиновности, сформулированную в ст. 26 Конституции Республики Беларусь, согласно которой никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Кроме того, «обидчик» будет лишен права на юридическую помощь в административном либо уголовном процессе (т.к. нормы этих отраслей права не будут применяться к такой категории дел), что является нарушением ст. 62 Конституции.
4. Понятие насилия и его форм носит неопределенный характер, что допускается субъективные суждения участников правоотношений. Факт наличия в законопроекте неопределенных норм препятствует его единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона, способствует произвольному толкованию норм права правоприменителем.
5. Согласно Концепции дела о насилии в семье приобретают характер публично-правовых, что исключает возможность примирения. Кроме того, в случае психологического, экономического, сексуального насилия без заявления «жертвы» невозможно определить, страдало лицо или нет, имело ли место такое насилие. Кроме того, наделение правом третьих лиц подавать подобного рода жалобы, может привести неминуемо к злоупотреблениям. Публично правовой характер должны носить дела только в случае физического насилия.
6. Концепция кардинально изменяет основные понятия семейного права «семья», «близкое родство», «свойство». Смешивание этих понятий и введение новой терминологии, распространение правоотношений, регулируемых концепцией на бывших супругов, сожителей, других родственников, третьих лиц. Такое нововведение является юридически безграмотным. Остается непонятным, повлечет ли такой подход изменения во все отрасли права. Также остается непонятным, на каком основании за рамками правоотношений отсутствуют опекуны и попечители.
В концепции введены новые понятия, такие как «семейные ценности», «гендерное воспитание» без раскрытия их содержательных характеристик.
7. Предложено применение суровых мер наказания вне рамках уголовного (административного) процесса, таких как применения защитного предписания и электронных средств контроля, не дифференцируя степень тяжести правонарушения. Причем Концепция допускает возбуждение дела при анонимном устном сообщении третьих лиц о факте конфликта, в то время как такой квалифицирующий признак, как угроза жизни и здоровью, исключается. В семейно–бытовой сфере обычный конфликт, крики ребенка могут быть вызваны недовольством от родительских ограничений. Однако Концепция возлагает обязанность на всех третьих лиц сообщать о фактах насилия в любой из форм в отношении несовершеннолетнего. Концепция не предполагает права жертвы насилия отказаться от «помощи» со стороны государства.
8. Из смысла концепции (глава 2) следует, что вводится новое основание для признания человека ограничено дееспособным – совершения им насилия в семье. Инициатором процесса станут должностные лица ОВД. Фактически, насилие в любых формах, в домашней сфере выводиться в особо тяжкую категорию преступлений, при совершении которых человека могут ограничить в дееспособности. Такого правового последствия нет даже для преступника-рецидивиста, убившего человека.
9. Концепция предусматривает возможность проживания несовершеннолетнего у близких родственников на время преодоления причин и последствий насилия в семье. Таким образом, и семьи родственников попадают в сферу действия Концепции, что может привести к нарушению их конституционных прав.
10. Действующее законодательство Республики Беларусь содержит достаточно норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности, в т.ч. женщин и детей. Это обосновано тем, что насилие признается противоправным деянием по своей сути, как уже писалось выше, а не по причине его совершения в семье. Перечень существующих норм права достаточен для борьбы с этим явлением, при этом не дискредитирует семью и многие тысячи добросовестных супругов и родителей, которые имеют право на невмешательство в их личную жизнь. Законодатель сегодня понимает, что преступления в брачно-семейной сфере существуют, но их не больше, чем в профессиональной, трудовой, бытовой, военной и т.п. сферах. Поэтому предусматривает некоторые особенности процесса при выявлении фактов насилия, и не более того. Однако не усугубляет ситуацию, до степени принятия специального законодательства.
Предложение об оказании помощи жертвам насилия также не ново, т.к. на сегодняшний день в Республике Беларусь медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, оказывают бесплатно государственные организации здравоохранения в установленном законодательстве порядке. Созданы горячие линии, кризисные комнаты с круглосуточным пребыванием, существует доступная медицинская, психологическая, психиатрическая, правовая помощь.
Поэтому считаю, что дела о насилии должны рассматриваться в рамках существующего административного и уголовного процесса. Корректировке должны быть подвергнуты именно нормы ПИКоАП и УПК для преодоления сложившихся на практике проблем правоприменения, о которых говорится в Концепции.
11. В Концепции говорится о необходимости введения новых органов, структур, наделенных контролирующими, карающими, лечащими и другими полномочиями. Полностью игнорируется система уже существующих органов. В Концепции нет анализа, который бы свидетельствовал о негативных фактах некомпетентности, не результативности в работе по борьбе и профилактике домашнего насилия. Также нет пояснений, как должно выглядеть новое специализированное учреждение, его структура, место расположения и ведомство подчинения. Т.е. без серьезных оснований предлагается упразднение уже существующей системы борьбы, профилактики и реабилитации, и введение нового учреждения. Что способствует росту бюрократии и необоснованной нагрузке на бюджет страны. Если что-то в этой системе работает не на должном уровне, то это повод устранить недостатки, а не разрушать уже наработанное и вводить нечто новое. Сращивание функций в пределах одного органа (организации) нецелесообразно, т.к. способствует росту произвола, злоупотреблений с его стороны. На сегодняшний день система взаимодействия государственных органов в вопросе насилия в семье способствует соблюдению принципа сдержек и противовесов. В данном случае он проявляется в разделении компетенций между органами государственной власти и позволяет им взаимно контролировать друг друга. Данный принцип производный от принципа разделения властей, основополагающий для правового государства, и обеспечивает устойчивость и компетентность борьбы с насилием в семье и не только.
12. Концепция в качестве обоснования приводит статистические данные о количестве заявлений о физическом насилии, поступивших в органы внутренних дел. Однако умалчивается или умышленно искажается информация о главных причинах такого насилия – беспрецедентная алкоголизация населения. Это главная причина насилия, о чем свидетельствует множество научных исследований по медицине, а также практика рассмотрения подобной категории дел в судах.
15.08.2018 19:42
Игорь
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Закон предполагает терор против семьи и лишает права родителей вообще каким-либо образом воспитывать детей. Под понятие "психологическое насилие" и "экономическое насилие" можно подогнать всё что угодно. Вот государство применяет экономическое насилие в виде налогов и штрафов. Может и это запретить ??? А может ещё запретить физическое насилие в виде тюрем ??? В системе образования будут учить доносить на родителей - "поощрение сообщений". Но даже если ваш ребёнок не Павлик Морозов, то за него могут решить, что он подвергается насилию, даже если сам ребёнок об этом не догадывается : "защита пострадавшего не должна зависеть от его готовности обратиться с заявлением" и " добровольность получения помощи пострадавшим, за исключением несовершеннолетних". Мужчина заранее обьявляется виновным в отношении женщины. Мужчина виноват уже тем, что он мужчина. Это не равенство, а дискриминация мужчин. Родители, у которых изымут детей даже не будут иметь возможности их видеть - "конфиденциальность информации о пострадавших". В Европе, опираясь на эти законы, отнимают детей за то что родители не дали конфет, например, или за отказ от посещения "секспросвета" в младших классах и детских садах. Отнятых детей отдают извращенцам на воспитание. В Европе зародились фашизм и коммунизм. Теперь вот ювенальную юстицию нам хотят протолкнуть !!!!! Европа вымирает благодаря таким законам, потому что страшно заводить детей. Теперь вот взялись за Беларусь.....
21.08.2018 11:36
Мария Блашкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.2
0
Александр:
1. Данный Закон выделяет семью как потенциально опасное место. Получается, что даже более опасное, чем все остальные. Ведь на сегодняшний день в РБ нет отдельных законов о противодействии насилию, например, на работе, в армии, в общественных местах и учреждениях. Таким образом, семья теперь выглядит единственным местом, где насилие возможно.
К тому же, мы обоснованно считаем, что домашнее насилие – это во многом следствие тех процессов, с которыми человек сталкивается в нашем обществе. Проследив статистику того, где чаще всего совершаются правонарушения на бытовом уровне, мы видим: это районы с низким уровнем жизни и низкими заработными платами. Порой на рабочих местах, в учреждениях здравоохранения, образования люди подвергаются психологическому давлению. Есть немало телевизионных и новостных программ, ток-шоу и фильмов, которые подогревают в людях чувство ненависти и злобы. Многие компьютерные игры, которые можно сегодня легко приобрести, программируют подростков на насилие. Все эти и другие факторы создают у людей психологическое напряжение, которое часто находит выход в быту.
Поэтому без принятия должных мер, прежде всего, по повышению уровня духовности в обществе, а также по улучшению качества жизни населения, качества взаимоотношений на рабочем месте, повышения и регулирования стандартов культуры (в том числе и в интернет-пространстве) – принятие закона о противодействии домашнего насилия станет не только преждевременным, а создаст дополнительный источник напряжения в нашей стране.
2. Определения основных терминов в проекте Закона носят нечеткий и расплывчатый характер. В частности:
a. Согласно определению домашнего насилия, обязательное условие такового при отсутствии физических страданий – это причинение пострадавшему «психических страданий». Но концепция данного Закона не предусматривает порядка определения глубины переживаний потерпевшим. Кто будет давать оценку данным переживаниям и чувствам? И насколько объективным и компетентным будет это мнение?
b. Психологическое насилие рассматривается как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любое умышленное воздействие на психику гражданина, унижение его чести и достоинства посредством оскорблений, угроз…». Сексуальное насилие определяется как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любые умышленные действия, посягающие на половую неприкосновенность или половую свободу личности».
• Пример: муж изменил жене, и та устроила скандал. Будет ли этот скандал психологическим насилием над личностью мужа и посягательством на его половую свободу личности? Подобные определения и нормы закона станут ударом по целостности семьи.
c. Физическое насилие определяется как «форма домашнего насилия, которая включает в себя любое умышленное причинение телесных повреждений, нанесение побоев, причинение боли».
• О какой боли идет речь? Психической, физической – непонятно.
• Воспитание детей включает в себя элемент наказания. Не касаясь его грубых форм, наказание может нести определенную незначительную боль ребенку, но эта боль поможет ему в будущем, научив его правильному поведению и тем самым защитив его от собственных разрушительных поступков.
• Сегодня, если ребенок провинился, то наказывают его родителей. Но если родитель будет наказывать своего ребенка, чтобы тот не вел себя плохо, государство также планирует наказывать этих родителей! Получается замкнутый круг. Кто тогда захочет рожать детей? И каковы будут демографические (а значит, и экономические) последствия для страны?
• Уже сейчас на Западе многие говорят о том, что ювенальная юстиция – одна из причин низкой рождаемости населения в этих странах.
d. К экономическому насилию относится «форма домашнего насилия, которая включает в себя любые умышленные действия с целью поставить гражданина в зависимое положение посредством лишения его жилья, пищи, денежных средств или другого имущества, на которые он имеет право в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо возможности пользоваться ими, воспрепятствования получению социальных услуг, запрета работать или учиться, принуждения к труду».
• Процесс воспитания детей в семье невозможен без определенных ограничений, в том числе и ограничений в денежных средствах. Как и кем будут определяться границы экономического насилия: не купил ребенку I-Pad или не дал на мороженое? Будут ли эти нормы различны в отношении детей, живущих в сельской местности и в городах, где уровень жизни выше?
• Детям свойственно часто лениться. И привлечение к труду может рассматриваться ими как принуждение. Опять же, детям в сельской местности приходится больше работать в домашнем хозяйстве, чем городским детям. Заставить ребенка помыть посуду, вынести мусор, сделать уроки, прополоть грядки – это принуждение или нет?
• Как тогда рассматривать закон о тунеядстве в РБ?
• Вот что озвучил TUT.BY 03 января 2018 года начальник управления профилактики милиции общественной безопасности МВД Олег Каразей в связи с намерением разработать Закон о насилии в семье (https://news.tut.by/society/574860.html?sub=1): «Запрет на карманные деньги — это тоже насилие». Получается, если у семьи не хватает средств на карманные деньги ребенку, что не всегда зависит от семьи (см. пункт 1), то по заявлению ребенка родителей могут призвать к ответственности? Снова вопрос: кто захочет рожать детей в стране с такими законами?
• Данное определение экономического насилия очень расплывчато.
e. В концепции Закона будет использоваться термин «гендер». Сегодня в мире есть разные определения этого термина. В Стамбульской конвенции, идеи которой планируется использовать в данном Законе, понятие «гендер» относят не к физиологическим данным, а к социально закрепленным ролям, поведению, действиям, которые человек сам определяет для себя. Исходя из этого, понятие «гендерное равноправие» не станет ли открытой дверью для продвижения в Беларуси ЛГБТ и тому подобных извращений?
спасибо за такое грамотное сообщение. согласна и полностью поддерживаю.
22.08.2018 11:37
Мария Блашкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.2
0
Марина Тимошенко:
В связи с обсуждением концепции Закона «О предупреждении насилия в семье», прошу рассмотреть и учесть следующие предложения и замечания:
1. В Концепции имеется огромный дисбаланс между правами и обязанностями мужчины (обидчика) и женщины (жертвы); родителей (обидчиков) и детей (жертв). Фактически, у обидчика нет никаких прав. Они есть только у жертвы. Это нарушает ст.22 Конституции Республики Беларусь, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
2. Одобрение Концепции и принятие соответствующего Закона в предлагаемой форме будет способствовать вмешательству в личную, семейную сферу, что противоречит семейной политике Республики Беларусь, а именно: Кодексу о браке и семье, Концепции национальной безопасности, которые устанавливают принцип необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Согласно ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.
Имеет место также нарушение ст. 32 Конституции Республики Беларусь, согласно которой родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Следовательно, из смысла ст. 32 Конституции следует, что жестокое обращение в семье само по себе уже вне Закона.
3. Концепцией предусмотрено, что дела о домашнем насилии выведены за рамки уголовного и административного процесса. Процесс – это установленная законом и основанная на конституционных принципах деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению, а также разрешению уголовных, административных дел. Процесс ограждает и гарантирует невиновному защиту от преследования и осуждения, а в случае, когда такое осуждение или преследование имело место, обеспечивает реабилитацию невиновного. Положения Концепции нарушают презумпцию невиновности, сформулированную в ст. 26 Конституции Республики Беларусь, согласно которой никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Кроме того, «обидчик» будет лишен права на юридическую помощь в административном либо уголовном процессе (т.к. нормы этих отраслей права не будут применяться к такой категории дел), что является нарушением ст. 62 Конституции.
4. Понятие насилия и его форм носит неопределенный характер, что допускается субъективные суждения участников правоотношений. Факт наличия в законопроекте неопределенных норм препятствует его единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона, способствует произвольному толкованию норм права правоприменителем.
5. Согласно Концепции дела о насилии в семье приобретают характер публично-правовых, что исключает возможность примирения. Кроме того, в случае психологического, экономического, сексуального насилия без заявления «жертвы» невозможно определить, страдало лицо или нет, имело ли место такое насилие. Кроме того, наделение правом третьих лиц подавать подобного рода жалобы, может привести неминуемо к злоупотреблениям. Публично правовой характер должны носить дела только в случае физического насилия.
6. Концепция кардинально изменяет основные понятия семейного права «семья», «близкое родство», «свойство». Смешивание этих понятий и введение новой терминологии, распространение правоотношений, регулируемых концепцией на бывших супругов, сожителей, других родственников, третьих лиц. Такое нововведение является юридически безграмотным. Остается непонятным, повлечет ли такой подход изменения во все отрасли права. Также остается непонятным, на каком основании за рамками правоотношений отсутствуют опекуны и попечители.
В концепции введены новые понятия, такие как «семейные ценности», «гендерное воспитание» без раскрытия их содержательных характеристик.
7. Предложено применение суровых мер наказания вне рамках уголовного (административного) процесса, таких как применения защитного предписания и электронных средств контроля, не дифференцируя степень тяжести правонарушения. Причем Концепция допускает возбуждение дела при анонимном устном сообщении третьих лиц о факте конфликта, в то время как такой квалифицирующий признак, как угроза жизни и здоровью, исключается. В семейно–бытовой сфере обычный конфликт, крики ребенка могут быть вызваны недовольством от родительских ограничений. Однако Концепция возлагает обязанность на всех третьих лиц сообщать о фактах насилия в любой из форм в отношении несовершеннолетнего. Концепция не предполагает права жертвы насилия отказаться от «помощи» со стороны государства.
8. Из смысла концепции (глава 2) следует, что вводится новое основание для признания человека ограничено дееспособным – совершения им насилия в семье. Инициатором процесса станут должностные лица ОВД. Фактически, насилие в любых формах, в домашней сфере выводиться в особо тяжкую категорию преступлений, при совершении которых человека могут ограничить в дееспособности. Такого правового последствия нет даже для преступника-рецидивиста, убившего человека.
9. Концепция предусматривает возможность проживания несовершеннолетнего у близких родственников на время преодоления причин и последствий насилия в семье. Таким образом, и семьи родственников попадают в сферу действия Концепции, что может привести к нарушению их конституционных прав.
10. Действующее законодательство Республики Беларусь содержит достаточно норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности, в т.ч. женщин и детей. Это обосновано тем, что насилие признается противоправным деянием по своей сути, как уже писалось выше, а не по причине его совершения в семье. Перечень существующих норм права достаточен для борьбы с этим явлением, при этом не дискредитирует семью и многие тысячи добросовестных супругов и родителей, которые имеют право на невмешательство в их личную жизнь. Законодатель сегодня понимает, что преступления в брачно-семейной сфере существуют, но их не больше, чем в профессиональной, трудовой, бытовой, военной и т.п. сферах. Поэтому предусматривает некоторые особенности процесса при выявлении фактов насилия, и не более того. Однако не усугубляет ситуацию, до степени принятия специального законодательства.
Предложение об оказании помощи жертвам насилия также не ново, т.к. на сегодняшний день в Республике Беларусь медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, оказывают бесплатно государственные организации здравоохранения в установленном законодательстве порядке. Созданы горячие линии, кризисные комнаты с круглосуточным пребыванием, существует доступная медицинская, психологическая, психиатрическая, правовая помощь.
Поэтому считаю, что дела о насилии должны рассматриваться в рамках существующего административного и уголовного процесса. Корректировке должны быть подвергнуты именно нормы ПИКоАП и УПК для преодоления сложившихся на практике проблем правоприменения, о которых говорится в Концепции.
11. В Концепции говорится о необходимости введения новых органов, структур, наделенных контролирующими, карающими, лечащими и другими полномочиями. Полностью игнорируется система уже существующих органов. В Концепции нет анализа, который бы свидетельствовал о негативных фактах некомпетентности, не результативности в работе по борьбе и профилактике домашнего насилия. Также нет пояснений, как должно выглядеть новое специализированное учреждение, его структура, место расположения и ведомство подчинения. Т.е. без серьезных оснований предлагается упразднение уже существующей системы борьбы, профилактики и реабилитации, и введение нового учреждения. Что способствует росту бюрократии и необоснованной нагрузке на бюджет страны. Если что-то в этой системе работает не на должном уровне, то это повод устранить недостатки, а не разрушать уже наработанное и вводить нечто новое. Сращивание функций в пределах одного органа (организации) нецелесообразно, т.к. способствует росту произвола, злоупотреблений с его стороны. На сегодняшний день система взаимодействия государственных органов в вопросе насилия в семье способствует соблюдению принципа сдержек и противовесов. В данном случае он проявляется в разделении компетенций между органами государственной власти и позволяет им взаимно контролировать друг друга. Данный принцип производный от принципа разделения властей, основополагающий для правового государства, и обеспечивает устойчивость и компетентность борьбы с насилием в семье и не только.
12. Концепция в качестве обоснования приводит статистические данные о количестве заявлений о физическом насилии, поступивших в органы внутренних дел. Однако умалчивается или умышленно искажается информация о главных причинах такого насилия – беспрецедентная алкоголизация населения. Это главная причина насилия, о чем свидетельствует множество научных исследований по медицине, а также практика рассмотрения подобной категории дел в судах.
Большое спасибо за сообщение. Вы смогли озвучить юридическим языком то, о чем многие думают, но не могут сформулировать.
22.08.2018 11:41
Ольга Михайлова
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Законодательная база для защиты от насилия в семье в РБ имеется. Она достаточна (при добросовестном исполнении закона должностными лицами) для защиты любого пострадавшего. Введение в действие данного проекта приведет к вмешательству в семейные отношения, к фактическому разрушению института семейных отношений и ценностей. Семейные традиции и устои нашей страны будут принесены в жертву современным веяниям западных государств. Полностью поддерживаю всех высказавшихся о проекте выше.
23.08.2018 07:56
Станислав
Юрист
НОВИЧОК
0
3.2
1
Андрей Никольский:
Авторы концепции Закона «О противодействии домашнему насилию» апеллируют к зарубежному опыту:
”Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что проблематике противодействия домашнему насилию в современном мире уделяется повышенное внимание. Специальные законы, регламентирующие указанный вопрос, приняты уже более чем в 120 странах, в том числе практически во всех государствах постсоветского пространства (за исключением Республики Беларусь, Узбекистана, Туркменистана и Российской Федерации). “
Однако не указано, к каким результатам привело внедрение подобных законов – насколько произошло сокращение уровня насилия в таких странах, какая при этом наблюдалась (-ется) динамика регистрации браков и рождения детей?
Также для объективной оценки ситуации необходимо было отметить (или учесть) те аргументы, на основании которых в некоторых странах не приняли подобные законы о предупреждении домашнего насилия.
Особенно ценным является опыт Российской Федерации, где разработка подобного закона вызвала широкий общественный резонанс и в итоге взвешенного подхода закон принят не был. Учитывая культурологическую связь наших государств, учет опыта РФ был бы очень ценен. Но при разработке концепции в Республике Беларусь данный опыт, похоже, был проигнорирован.
К тому же, так как большинство населения Республики Беларусь православного вероисповедания, при разработке концепции закона о противодействии домашнему насилию следовало бы учесть замечания Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства МП РПЦ (http://www.patriarchia.ru/db/text/5227882.html) по аналогичному законопроекту в Российской Федерации.
Действительно нечего МВД РБ опережать события! У ИДН и УИМ и так достаточно работы! необходимо чутко относится к международным соглашениям с РФ, стоит смотреть на опыт РФ и не пороть горячку! ДОГОВОР О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Статья 2. Целями Союзного государства являются:· формирование единой правовой системы демократического государства;· проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;! Достаточно вместо закона дополнить наш КоБС институтом борьбы с насилием в семье, разработать главу статей на 15 - 20 конкретизировать регулирование особо острых моментов и понятийный аппарат согласно кодексу, после детального анализа исключительно Белорусской практики, не создавая дополнительной напряженности имплементируя из-за "кордона" все подряд!
23.08.2018 17:52
Станислав
Юрист
НОВИЧОК
0
3.2
1
Наталья Губа:
Модератор новостей, В настоящее время происходит общественное обсуждение Концепции Закона «О противодействии домашнему насилию. На мой взгляд концепция не доработана, к ней есть ряд серьёзных замечаний. Полностью согласна с мнением высказанным на сайте «Беларусь сегодня» (https://www.sb.by/articles/bet-znachit-ne-lyubit.html):
«Есть мнения, что правовой базы для того, чтобы в случае агрессии защитить жертву, у нас достаточно, а дополнительные меры ответственности дадут возможность манипуляторам жаловаться на тех, кто невиновен.»
Также поддерживаю позицию Председателя Верховного Суда Валентина Сукало, который, отвечая на вопросы «СБ», сказал: «Я думаю, нам не следует слепо копировать то, что происходит за рубежом. Потому что у нас сегодня уже существуют серьезные законодательные возможности для адекватного влияния на различные ситуации, складывающиеся в сфере семейных или служебных отношений. Предусмотрены составы преступлений об истязании, причинении телесных повреждений или сексуальном принуждении, зачем же искусственно приумножать этот правовой арсенал? Не надо излишне криминализировать наше общество. В Беларуси следует сохранять собственный уклад, менталитет и сложившиеся понятия о взаимоотношениях в семье, в том числе и о воспитании детей».
Хочу высказать и некоторые из личных замечаний, которые возникли у меня при ознакомлении с текстом проекта концепции Закона Республики Беларусь ”О противодействии домашнему насилию“.
1) «Целями подготовки проекта Закона являются: предупреждение, выявление,
преследование и искоренение любых форм домашнего насилия;…»
Слова: любых форм домашнего насилия, имеют очень широкий спектр толкования. В концепции не определена разница между противоправными и преступными действиями членов семьи и необходимым, естественным проявлением власти главы семьи- мужа и отца, а также власти родителей над детьми с целью осуществлять воспитательную функцию, которая невозможна без мер принуждения и наказания. Считаю, что иерархия власти в семье должна быть неприкосновенной и не должна нарушаться извне.
2) «В качестве основополагающих принципов противодействия
домашнему насилию будут закреплены следующие:
- гендерного равенства (достижение равенства в правах между
мужчинами и женщинами в семейных и других правовых отношениях);
- поддержки семьи как фундаментального социального института
общества и укрепления традиционных ценностей…»
В концепции провозглашается одним из основополагающих принципов- гендерное равенство. Но общеизвестно, что это принцип гендерной идеологии, которая несёт в себе идеи всевозможной сексуальной ориентации, однополых «браков» и извращений как нормы, что неприемлемо для общества нашей страны и не соответствует принципам Закона о демографической безопасности и Концепции национальной безопасности. А также принцип гендерного равенства не соответствует второму принципу, указанному выше: поддержка семьи и укрепление традиционных ценностей.
3) Необоснованное расширение вмешательства государственных структур в дела семьи и нарушение свободы личности, выражающееся в следующих новациях концепции:
- вмешательство, несмотря на нежелание пострадавших обращаться с заявлением о привлечении гражданина, совершившего домашнее насилие, к уголовной ответственности;
- принудительный характер мер воспитательного воздействия, применяемых к гражданам, совершившим домашнее насилие (например, институт коррекционной программы).
4) Протестую против использования в проекте концепции принципов Стамбульской конвенции (Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 г. № 210. ) Этот международный документ не ратифицирован нашей страной, имеет скандальную известность, несёт в себе разрушительные для института семьи принципы. Ряд стран, в том числе Россия, отвергли и не ратифицировали Стамбульскую конвенцию.
5) Протестую против следующего пункта в тексте проекта концепции: « Если международным договором Республики Беларусь будут установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то должны применяться правила международного договора». Призываю законодателей быть патриотами Республики Беларусь и руководствоваться исключительно интересами своего народа и нашего государства, закреплёнными в наших законах, прежде всего Конституции, а также в Законе о демографической безопасности и Концепции национальной безопасности РБ.
Слушайтесь того о чем говорят мэтры права и уважаемые и заслуженные люди. В.Сукало грамотно излагает, нечего слепо копировать "ЗАПАД", в южных Штатах до сих порка в школах не отменена, у нас нет и слава Богу, живут Белорусы хорошо, народ толерантный поэтому нечего драматизировать с семейным насилием и нагнетать и криминализировать общество. Главное дать людям работу с достойной зарплатой, доступное обучение детям, чтобы по карте поляка не бежали в Польшу учиться где стипендия 300 долл и работу после учебы можно найти не менее чем на 1000 евро! Главное чтобы алкоголь в каждом ларьке или магазине возле школ не стоял. Надо как в РФ - километр от школы не пива ни водки ни курева! А у нас на автозапрвках водку и вино продают на Лукойле и других АЗС круглые сутки!!! С этого надо начинать, а не с никчемных законов!
23.08.2018 19:00
Сергей
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.2
0
Предполагается ввести понятие "экономического насилия". Отказ в карманных деньгах - тоже насилие.
Пример:
- Мама, купи мне чупа-чупс.
- У нас дома есть конфеты.
- Мама, я хочу такую.
- Нет.
Не отходя далеко от кассы к маме с ребёнком подходит неприятный мужик и говорит:
- Мне не хватает на бутылку.
- Я на спиртное не даю.
- Если вы не дадите мне десятку, то я позвоню в милицию и скажу, что вы совершили экономическое насилие над ребенком: отказали в деньгах на карманные расходы.
Пришлось дать. С тех пор по магазинам с ребёнком она больше не ходит. Поскольку она мать одиночка, чтобы выжить она заказывает продукты в е-dostavka.
С принятием такого закона алкоголики, тунеядцы, дебоширы и просто бессовестные люди смогут жить не работая.
О концепции проекта Закона «О противодействии домашнему насилию»
32Пользователь
НОВИЧОК30.07.2018 12:54
Пользователь
НОВИЧОК07.08.2018 09:13
Юрист
НОВИЧОК15.08.2018 19:42
Пользователь
НОВИЧОК21.08.2018 11:36
Пользователь
НОВИЧОК22.08.2018 11:37
Пользователь
НОВИЧОК22.08.2018 11:41
Пользователь
НОВИЧОК23.08.2018 07:56
Юрист
НОВИЧОК23.08.2018 17:52
Юрист
НОВИЧОК23.08.2018 19:00
Пользователь
НОВИЧОК02.09.2018 19:08
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться