[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116» (вопросы отчуждения жилых домов в сельской местности и совершенствования работы с пустующими домами)
Урегулировать вопросы, связанные с особенностями работы с разрушенными домами. Практика работы с такими домами была различной. В целях упорядочения работы, обеспечения единой правоприменительной практики такие дома отнести к категории ветхих и установи необходимость включения таких домов в реестр ветхих домов и ведения соответствующей дальнейшей работы с ними. В то же время, исходя из норм законодательства, устанавливающих правовые последствия гибели (уничтожения) строения, установить ряд особенностей в отношении ветхих домов, разрушенных до основания. Справочно. Статьей 236 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что гибель или уничтожение имущества влечет прекращение права собственности на него. Согласно статье 54 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ если основанием прекращения существования недвижимого имущества являются его гибель или уничтожение (снос), то при государственной регистрации прекращения существования недвижимого имущества одновременно осуществляется государственная регистрация прекращения всех прав и ограничений (обременений) прав на это недвижимое имущество. Государственная регистрация прекращения существования такого жилого дома осуществляется на основании акта о гибели, составляемого территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии с пунктом 182 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24 марта 2015 г. № 11, в том числе, при наличии фундамента этого дома и (или) хозяйственных построек, являющихся его принадлежностями.
09.07.2021 08:40:40
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
В соответствии со статьями 141 и 142 Жилищного кодекса в случае признания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, принадлежащих гражданам на праве собственности, не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, по решению местного исполнительного и распорядительного органа таким гражданам предоставлять из средств местного бюджета денежную компенсацию за этот объект, а также с согласия гражданина предоставлять жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в течение одного года на условиях договора найма арендного жилья.
При этом порядок дальнейших действий с такими домами, квартирами Жилищным кодексом не урегулирован.
09.07.2021 08:48:11
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
В то же время, исходя из статьи 57 Кодекса о земле, при разрушении капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия право на земельный участок, на котором находятся принадлежащее гражданину строение сохраняется, если гражданин в течение одного года, после такого разрушения в установленном порядке приступили к восстановлению разрушенного строения либо возведению нового.
С учетом изложенного, распространение норм Указа № 357 на жилые дома, квартиры в блокированном жилом доме, находящиеся в аварийном состоянии или грозящие обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, обеспечит согласованность законодательных актов, защиту прав и законных интересов собственников таких объектов.
09.07.2021 09:00:06
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
При работе с домами, собственники которых умерли, а наследники право собственности на жилой не оформили в установленном законодательством порядке, у местных исполнительных и распорядительных органов зачастую возникают затруднения в части определения, вступили ли наследники в наследство фактически и такой дом соответствует критериям пустующего, либо имеются основания для обращения в суд с заявлением о признании жилого дома выморочным наследством.
09.07.2021 09:02:22
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
В целях комплексного урегулирования вопроса о порядке работы с домами, соответствующими критериям пустующих, определить обстоятельства, подлежащие выяснению местными исполнительными и распорядительными органами в целях правильного применения законодательства. Это:
обстоятельства, свидетельствующие о фактическом вступлении наследников во владение или управление наследственным имуществом:
проживание наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживание в наследуемом жилом доме;
сведения о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.;
несение расходов на содержание жилого дома (уплата коммунальных платежей, налога на недвижимость, заключение договора обязательного страхования и т.д.);
иные сведения и документы, подтверждающие фактическое вступление наследников во владение и пользование жилым домом.
09.07.2021 09:07:10
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Согласно пункту 2 Положения о порядке работы с пустующими и ветхими домами, утвержденного Указом № 357, ведение реестров пустующих домов и реестров ветхих домов осуществляется районными, городскими (города областного подчинения) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в г. Минске в электронном виде и при необходимости на бумажных носителях и ограничивается территорией соответствующей административно-территориальной единицы, района в г. Минске.
Информацию из реестров пустующих домов и реестров ветхих местные исполнительные и распорядительные органы обязаны размещать в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
Кроме того, в рамках проводимой в соответствии с Указом № 357 работы по поиску собственников и иных лиц, имеющих право владения и пользования жилыми домами, соответствующими критериям пустующего и (или) ветхого дома, местные исполнительные и распорядительные органы опубликовывают на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о таких домах.
Вместе с тем, по результатам проведенного Госкомимуществом правового мониторинга Указа № 357 было установлено, что фактически обязанность ведения реестров пустующих домов и реестров ветхих домов в электронном виде сведена к заполнению на машинных носителях в текстовом редакторе Word листов таких реестров по установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 878 ”О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357“ форме.
Размещаемую в открытом доступе на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов информацию из указанных реестров, а также иную информацию, подлежащую опубликованию на интернет-сайтах в соответствии с требованиями Указа № 357, зачастую сложно найти, что не позволяет обеспечить должную защиту прав и законных интересов собственников таких домом и иных лиц, имеющих право владения и пользования ими.
Кроме того, отсутствие единого реестра в целом по республике не позволяет оперативно получить информацию об общем количестве пустующих и ветхих домов, а также оценить эффективность работы местных органов власти с ними.
С учетом изложенного и предложений заинтересованных государственных органов, в целях совершенствования работы с пустующими и ветхими домами, обеспечения защиты прав и законных интересов собственников таких домов предусмотреть создание государственного информационного ресурса ’’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ и государственной информационной системы ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ (далее - ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“), на базе которой будет формироваться Единый реестр пустующих и ветхих домов.
ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ позволит обеспечить ведение Единого реестра пустующих и ветхих домов в целом по республике, автоматизацию работы местных исполнительных и распорядительных органов с такими домами до их включения в этот реестр, а также вовлечения их в оборот в дальнейшем.
09.07.2021 09:13:22
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Владельцем ГИС ’’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ и Единого реестра пустующих и ветхих домов определить Государственный комитет по имуществу, разработку указанных системы и ресурса, а также выполнение функций оператора ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ - поручить ГУП ’Национальное кадастровое агентство“, имеющему большой опыт разработки государственных информационных систем и ресурсов в сфере земельных и имущественных отношений, а также осуществления функций оператора государственных информационных систем.
09.07.2021 09:15:33
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Предусмотреть возложение на ГУП ’Национальное кадастровое агентство“ и иных обязанностей, в том числе по осуществлению эксплуатации и программно-технического сопровождения, модернизации комплексов программно-технических средств ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“, обеспечению выполнения требований законодательства об информации, информатизации и защите информации в процессе выполнения возложенных на него функций и т.д.
09.07.2021 09:17:57
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Распространение информации из Единого реестра пустующих и ветхих домов осуществлять на безвозмездной основе посредством глобальной компьютерной сети Интернет. При этом предусмотреть также интеграцию Единого реестра пустующих и ветхих домов с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
09.07.2021 09:21:19
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Создание, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения, Единого реестра пустующих и ветхих домов осуществлять за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116» (вопросы отчуждения жилых домов в сельской местности и совершенствования работы с пустующими домами)
Общественное обсуждение
49Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 08:40:40
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛПри этом порядок дальнейших действий с такими домами, квартирами Жилищным кодексом не урегулирован.
09.07.2021 08:48:11
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛС учетом изложенного, распространение норм Указа № 357 на жилые дома, квартиры в блокированном жилом доме, находящиеся в аварийном состоянии или грозящие обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, обеспечит согласованность законодательных актов, защиту прав и законных интересов собственников таких объектов.
09.07.2021 09:00:06
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 09:02:22
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛобстоятельства, свидетельствующие о фактическом вступлении наследников во владение или управление наследственным имуществом:
проживание наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживание в наследуемом жилом доме;
сведения о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.;
несение расходов на содержание жилого дома (уплата коммунальных платежей, налога на недвижимость, заключение договора обязательного страхования и т.д.);
иные сведения и документы, подтверждающие фактическое вступление наследников во владение и пользование жилым домом.
09.07.2021 09:07:10
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛИнформацию из реестров пустующих домов и реестров ветхих местные исполнительные и распорядительные органы обязаны размещать в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
Кроме того, в рамках проводимой в соответствии с Указом № 357 работы по поиску собственников и иных лиц, имеющих право владения и пользования жилыми домами, соответствующими критериям пустующего и (или) ветхого дома, местные исполнительные и распорядительные органы опубликовывают на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о таких домах.
Вместе с тем, по результатам проведенного Госкомимуществом правового мониторинга Указа № 357 было установлено, что фактически обязанность ведения реестров пустующих домов и реестров ветхих домов в электронном виде сведена к заполнению на машинных носителях в текстовом редакторе Word листов таких реестров по установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2018 г. № 878 ”О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357“ форме.
Размещаемую в открытом доступе на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов информацию из указанных реестров, а также иную информацию, подлежащую опубликованию на интернет-сайтах в соответствии с требованиями Указа № 357, зачастую сложно найти, что не позволяет обеспечить должную защиту прав и законных интересов собственников таких домом и иных лиц, имеющих право владения и пользования ими.
Кроме того, отсутствие единого реестра в целом по республике не позволяет оперативно получить информацию об общем количестве пустующих и ветхих домов, а также оценить эффективность работы местных органов власти с ними.
С учетом изложенного и предложений заинтересованных государственных органов, в целях совершенствования работы с пустующими и ветхими домами, обеспечения защиты прав и законных интересов собственников таких домов предусмотреть создание государственного информационного ресурса ’’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ и государственной информационной системы ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ (далее - ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“), на базе которой будет формироваться Единый реестр пустующих и ветхих домов.
ГИС ’Единый реестр пустующих и ветхих домов“ позволит обеспечить ведение Единого реестра пустующих и ветхих домов в целом по республике, автоматизацию работы местных исполнительных и распорядительных органов с такими домами до их включения в этот реестр, а также вовлечения их в оборот в дальнейшем.
09.07.2021 09:13:22
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 09:15:33
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 09:17:57
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 09:21:19
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.07.2021 09:24:04
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться