Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу»
Обсуждение проекта
Чеслав Костюкевич
0
16.04.2017
пункт  6.1 в проекте Декрета : в праве применять упрощенную систему налогообложения при осуществлении розничной торговли исключительно через интернет-магазин...
Предлагаю разрешить применять упрощенную систему налогообложения  предприятиям-изготовителям (микро или малым- это как решит законодатель)  при реализации только собственной продукции через собственную торговую сеть (магазины, павильоны) и интернет-магазин...
    Пример: наше ЧПТУП ( численность 10 человек) занимается производством деталей под собственной торговой маркой из металла (не буду уточнять) более 1000 наименований , но очень малыми партиями ,  детали сертифицированы согласно Технического Регламента Таможенного Союза.Наше предприятие применяет УСН без уплаты НДС ( кроме ввозного на металл), имеет два торговых павильона для продажи деталей собственного производства, но в данный момент лишено возможности реализации через интернет-магазин, полноценной интернет-рекламы и в итоге значительно проигрываем конкурентам с менее качественной китайской продукцией.Перейти на общую систему налогообложения затруднительно, т.к. очень большая номенклатура деталей, а в структуру себестоимости нужно считать расход металла, затраты на изготовление и др., а это дополнительные бухгалтера в штат. Предприятие зарегистрировано в малом населенном городе, производство расположено в небольшом райцентре за 100 км от Минска , никакими дополнительными льготами не пользуемся, занимаемся импортозамещением и не можем даже указать на своем сайте  цены на свою продукцию и где её можно купить . Повторяю : ничего кроме своей продукции не продаем!
Чеслав Костюкевич
0
16.04.2017
У меня , как у директора и учредителя частного предприятия , которое как заказчик ведет строительство цеха по металлообработке со встроенным АБК общей площадью 1000 м. кв.и количеством работников 10 человек , накопилось очень много замечаний и предложений в этом вопросе:
 1. Упростить процедуру и требования к проектированию и строительству относительно простых зданий и сооружений : складов, производственных зданий , СТО и др. В РБ в сравнении с Россией значительно отличаются ( к сожалению в худшую сторону) вопросы проектирования и согласования объектов строительства.
  Пример : Практически все объекты строительства общей площадью более  200 кв. м  , а это склады, производственные цеха и пр. должны проходить обязательную экспертизу проектов и относятся минимум к 4-му классу сложности . В РФ обязательную экспертизу могут не проходить например,  производственные здания до 2-х этажей и общей площадью до 1500 м. кв. (извините, если ошибся чуть в цифрах, этот вопрос выяснял более года назад, мог подзабыть)
   У нас в РБ теперь все проектные организации сертифицированы, сотрудники аттестованы , может пора дать им большие полномочий и снизить требования к проектам к уровню той же России. Для заказчика это будет быстрее, дешевле, не надо будет проходить повторную экспертизу в случае внесения существенных изменений в проект. Проектная организация будет больше заинтересована в упрощении , а следовательно в удешевлении проекта для заказчика . Ведь в настоящее время заказчик не общается с экспертизой , а проектировщику проще сделать все по максимальным требованиям , что бы легче пройти экспертизу ( в итоге за счет заказчика, вынужденного соглашаться со всем,  потому , что "не пройдем экспертизу"). Наличие экспертизы не исключает ошибок и досадных , как мне кажется , недоразумений.
  Пример из моего проекта: Прошу учесть, что строительство ведется за 100 км от Минска , за чертой небольшого районного центра ( адрес строительства: сельский совет). По классу пожарной опасности цеха не предусмотрено строительство систем внутреннего и наружного пожаротушения цеха и АБК , но зато предусмотрено строительство двух пожарных резервуаров общим объемом 60 м. куб. для автостоянки, расположенной перед огороженной территорией предприятия,   на 6 или 8  легковых автомобилей сотрудников . Еще раз : в деревне, при строительстве стоянки на 6-8 легковых автомобилей нужно строить пожарные резервуары на 60 куб. метров воды,  и это прошло экспертизу и подписано пожарным инспектором.
 Другой пример: В проекте предусмотрено выделение места для инвалидов,  предусмотрено пересечение пешеходной дорожки с проезжей частью в одном уровне. Вроде все правильно, но это производство, металлообработка, в штате токаря , термисты и др. , извините, какие инвалиды? Магазина нет, они что на экскурсию будут приезжать? Ответ : ну что вам сложно? Но это стоит денег: дорожные знаки, разметка, это место куда нельзя ставить другие автомобили , значит оно лишнее.
16.04.2017
1. Хотелось бы, чтобы перечень, представленный в пункте 1 статьи 295 НК РБ, был дополнен таким видом деятельности, как написание информационных, рекламных статьей и подготовка других текстовых материалов для интернет-изданий (копирайтинг, рерайтинг). Требования, которые предъявляются сейчас к ИП, неподъемны для копирайтеров-фрилансеров, которые работают удаленно и эпизодически пишут статьи на заказ за мизерную оплату (ежемесячный доход редко превышает размер МЗП). Хотелось бы, чтобы для данного вида деятельности была установлена справедливая ставка единого налога.
2. Считаю необходимым внести в подпункт 3.1. пункта 3 статьи 23 НК РБ изменения, которые снимали бы с налогового агента обязанность удерживать из средств плательщика уплаченные налоги, сборы и пошлины. В настоящее время у ИП-фрилансеров, работающих с зарубежными посредниками в сети и получающих от них выплаты за вычетом всех комиссий, технически нет возможности производить такие удержания (например, при уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство). В результате даже уплата установленного налога не освобождает ИП от ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на налогового агента.
Алексей Иевлев
0
17.04.2017
Декрет неплохой. Надо отметить власть держит слово и если обещает раскрепостить бизнес, то по крайней мере пытается сделать это. Но как часто у нас это бывает, делаем огромный шаг вперед, а затем полу движением перечеркиваем все хорошее. Я про ответственность разумеется. Если мы хотим чтобы на наши предприятия хоть кто-то приходил работать в качестве руководителя то никакой подобной ответственности и близко не должно быть. Написали: "Непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности юр.лица". Каких мер? что такое необходимых? Что такое надлежащей? Кто вообще определяет содержание этих понятий и где они написаны? Да, авторы нормы могут возразить: позвольте, но это же разновидность служебной халатности, только влекущая административную ответственность. Но, позвольте, в статье 428 УК названы конкретные последствия (смерть человека, тяжкие последствия, особо крупный ущерб, незаконное отчуждение гос.имущества). При чем там четко определена неосторожная вина! И все это устанавливает высококвалифицированный следователь под надзором прокурора в состязательном процессе при участии адвоката. Если такие субъекты ошиблись - не беда; есть судебная апелляция, надзорное производство, вновь открывшиеся обстоятельства). В административном процессе все очень быстро, скоротечно и, к сожалению, не всегда правомерно. Там нет обязательного прокурорского надзора, безусловного участия адвоката и других важных гарантий законности. Согласно проекту Декрета право, составлять протоколы в отношении руководителей предоставлено абсолютно всем органам, ведущим административный процесс. ВСЕМ!!! И эти органы будут определять характер наступивших последствий, вину (в проекте она вообще не определена-какую хочешь, такую и рисуй гражданин начальник), будут по-своему толковать оценочные категории (непринятие мер и пр.). Говоря о последствиях, то тут совсем все плохо. Вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Кроме окружающей среды и жизни со здоровьем я больше вообще ничего не понимаю. Этого никто не понимает. Даже по уголовным делам толкование вреда государственным или общественным интересам вызывает подчас непреодолимые трудности. А что стоит за волшебной фразой "права и законные интересы граждан" вообще остается тайной за семью печатями. И еще раз все это будет устанавливаться должностными лицами органов ведущих административный процесс. Вообще вред - категория уголовно-правовая и ей не место в КоАП. Ну некому ее установить в административке. Да и не надо. Если хотим наказать руководителя, есть целая глава УК о преступлениях против интересов службы. Рисовать искусственную статью в КоАП - дело не хитрое. Правда вопрос еще один возникает: а неуплата налогов это вред государственным интересам? Вред. Значит по совокупности будем привлекать? А нарушение законодательства об обращениях граждан, вред? Безусловно! Опять два протокола составляем. А зачем эти протоколы и сложение штрафов, если есть специальные статьи об ответственности за вполне конкретные деяния. С такой ответственностью сделаем только хуже, это однозначно.
17.04.2017
Продолжение вопросов строительства. Кода у нас наконец появятся типовые проекты (или проекты повторного применения)? Для малого бизнеса это было бы очень хорошо.
Пример: В небольшом городе Вы  ИП или малое предприятие хотите построить СТО  на 3 поста , заходите на нужный сайт, выбираете понравившейся  Вам проект, общаетесь с проектировщиками, заказчиком, можно поехать посмотреть "в живую". Проектировщику останется посадить проект на местность и спроектировать , при необходимости,  коммуникации. Это должно быть в разы дешевле. У нас в РБ есть заводы ЖБИ, которые выпускают изделия из которых можно собирать  надежные, теплые и относительно недорогие здания , которые подойдут для складов, цехов , СТО и др. Кстати, пару лет назад наш Президент поднимал вопрос по типовым зданиям.
17.04.2017
Хочу уточнить по поводу обязательной государственной экспертизы проектной документации у нас в РБ и в РФ: У нас проходят все здания 1-4 класса сложности, а это все СТО, цеха , производства , склады площадью более 200 кв.м , а вот что у них не проходит и что тут комментировать:


Статья 49 ГрК РФ. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Павел
4
17.04.2017
В Декрете прописано много толковых предложений и хочется верить данная работа будет продолжена. Пока вижу такие оставшиеся проблемы.

Ничего не сказано в Декрете про создание равных условий для юрлиц и индивидуальных предпринимателей в рамках упрощенной системы налогообложения. Обороты для ИП в рамках существующей системы УСН смехотворно малы. Проще открыть ИП в России в которой ИП и юрлица уравнены в правах в рамках упрощенной системы и предельная сумма там составляет 150 млн. рублей (около 2,5 млн. долларов) в год, сравните это с 60.000 долларов предельных сумм для ИП в Беларуси и будет понятна вся разница в подходах. Это серьезная недоработка Декрета.

Декриминализации статей для бизнеса четко все равно не прописано. Есть указания и отсылки на необходимость проработки, но это не то, вполне возможно бюрократической машиной эти изменения будут похоронены как ненужные. Вообще непонятно наличие уголовный статей за экономическую деятельность, при том, что штрафы за ту же неуплату налогов прописаны в Административном Кодексе. Пока планка отсечения реального ущерба не будет работать для вороватых олигархов и чиновников, то есть неуплата налогов при которой наступает уголовная ответственность будет составлять миллионы неуплаченных налогов, проку от всей дебюрократизации не будет. Ведь всегда есть риск загреметь в тюрьму и получить конфискацию всего имеющего имущества, то есть мотивации работать в Беларуси так и не проявится. Зачем что-то развивать и платить налоги, если это может быть конфисковано по формальным признакам. Сейчас такой мотивации нет, потому что получить реальный срок за неуплату налогов ввиду разной трактовки законодательства налоговой службой и бизнесом очень легко, а учитывая незначительный порог отсечения еще проще.

Также не освещена в рамках Декрета работа над валютной либерализацией, учитывая большой объем ИП и фрилансеров работающих на зарубежных рынках. Сейчас проще открыть юрлицо в той же Литве с похожими ставками налогов, чем пытаться исполнить все требования валютного законодательства в плане предоставления договоров и актов выполненных работ, плюс гадать правильно ли ты уплатить курсовые разницы с продаж валютных сумм. Почему для юрлиц получающих валютную выручку не сделать уплату налогов в валюте и убрать доплаты-переплаты за курсовые разницы? Для иностранных юрлиц в декрете прописана оплата налогов в валюте, а местные как обычно второго сорта.
17.04.2017
Считаю необходимым изменить подход к установлению ставок единого налога для ИП и физических лиц г. Витебска. Сейчас многие из этих ставок значительно выше, чем в столице (например, ставка единого налога для исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, в Витебске составляет 130 рублей, а в Минске – 86 рублей). Очень хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка на малый бизнес в Витебске снизилась хотя бы до уровня столичной...
17.04.2017
Хотелось что бы в декрете была проработана возможность ЛПХ доступа на рынок сбыта продукции, то есть возможность работать с торговыми сетями, реализовывать свою продукцию на рынке и соответственно уменьшение требований сан станции и экологической экспертизы и устранение других барьеров. Проработать возможности производственной и потребительской кооперации при само занятости населения на селе.
Андрей Николаюк
3
17.04.2017
Цитата
Vadzim:

                                   Почему в России отсутствуют товарно-транспо­ртные накладные (ТТН), а у нас обязательно нужно на каждую поездку их выписывать?
А если вдруг там ошибка (опечатка) так могут и машину завернуть или товар изъять... Получается, Россия более свободная страна в плане перемещения  товаров
                                   
                                   
   
   
Россия гораздо более свободная не только в плане перемещения товаров и это давно понятно, ТТН и прочие административные преграды из года в год пополняют бюджет РБ в виде штрафов и конфискаций - растут даже в кризис (они называют это "эффективность проверок")
Павел Карпович
0
17.04.2017
По поводу свидетельства о технической компетентности..
Представим ситуацию:
Я, ИП, в ванной комнате очищаю стены от старой краски, далее штаукатурю и гидроизолирую, создаю из гипсокартона перегородку в которой прячу спаянные лично трубы и (допустим) провод для розетки, кладу плитку. Возможно даже подведу кабель и установлю в натяжной потолок колонку для системы оповещения "умный дом".. (стандартный набор - якобы делал раз сто лучше чем ЖЭС который этого не делает)
В общем случае - комплексный ремонт частной квартиры в одиночку.
Итого имеем:
-Монтаж легких ограждающих конструкций
-Устройство изоляционных покрытий
-Отделочные работы
-Устройство полов
-Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений
-Электромонтажные работы
-Устройство связи и диспетчеризации инженерного оборудования
-Устройство слаботочных сетей и систем
Значит ли это что для получения того свидетельства о компетентности мне (ИП) как минимум необходимо иметь в штате пять аттестованных инженеров и пять прорабов соответствующего профиля  и пять мастеров (минимум 15 человек) или заниматься этим под страхом уголовного преследования..?)
Больше трёх наёмных сказано не нанимать..
Считаю необходимым иметь возможность подтвердить конкретно свою техническую компетентность  без этих спецов в штате. Также можно направлять этих спецов для производственного контроля соответствующей контролирующей организацией по требованию заказчика .