• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь»

41
закрыть тему
Сергей Гарчичко

Юрист

НОВИЧОК
0
4.0 18

Введение особого порядка получения персональных
данных работников, предусмотренное пп. 4.1 и 4.2., является излишним, т.к. согласно ст. 6 Закона «О защите персональных данных» согласие работников на обработку персональных данных в процессе трудовой деятельности не требуется.

Право работника (в том числе и ученого) на разумный риск, предусмотренное п. 20, уже закреплено на законодательном уровне, а именно в ч. 6 ст. 400 Трудового кодекса.

Вместо определения юридической силы разъяснений, что предусмотрено п. 60, необходимо установить, что в случае необходимости дачи разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов госорганы обязаны инициировать внесение в них изменений и дополнений, устраняющих неясность в правовых предписаниях.

В целях устранения искусственных препятствий в доступе к правовой информации следует закрепить в Директиве, что «Банк данных судебных постановлений» должен находиться в открытом доступе без необходимости регистрации пользователей на сайте Верховного Суда.

17.06.2025 09:54:35

ZhilchikAleksandr

Пользователь

НОВИЧОК
3
1.8 1
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 38


В рамках
общественного обсуждения проекта Указа Президента Республики Беларусь «О
б изменении Директивы Президента Республики Беларусь № 4», в целях повышения инвестиционной привлекательности и устойчивости деловой среды в Республике Беларусь предлагаем рассмотреть возможность внедрения в национальное уголовное и налоговое законодательство норм, аналогичных примечанию 2 к статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) («Уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов»), а также ограничить период ретроспективного налогового контроля тремя завершёнными календарными годами.
В настоящее время в Российской Федерации уголовная ответственность за неуплату налогов дифференцирована по размеру ущерба (крупный/особо крупный), а максимальное наказание по части 2 статьи 199 УК РФ ограничено лишением свободы (или принудительными работами) до пяти лет. Примечание 2 к статье 199 УК РФ предусматривает освобождение лица, впервые совершившего данное преступление, от уголовной ответственности при условии полного возмещения ущерба и уплаты штрафов и пеней. Такая конструкция позволяет государству оперативно восстановить фискальные интересы, а хозяйствующему субъекту — сохранить рабочие места и продолжить предпринимательскую деятельность.
В отличие от указанного подхода, статья 243 УК Республики Беларусь («Уклонение от уплаты налогов, сборов») предусматривает наказание вплоть до двенадцати лет лишения свободы при причинении ущерба в особо крупном размере, и исключает возможность лица, которому вменяется статья 243 УК Республика Беларусь, избежать уголовной ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба, выплаты пеней и штрафов, что существенно усугубляет его положение, а также мотивацию к добровольному возмещению ущерба. Следует отметить, что в Республике Беларусь предусмотрен институт освобождения от уголовной ответственности при уплате уголовно-правовой компенсации, однако при причинении особо крупного ущерба и в последующем добровольном его возмещении с учетом штрафов и пеней, дополнительно уплатить равнозначную сумму компенсации не представляется возможным, так как начисляются значительные суммы ущерба, штрафа и пеней, которые являются следствием того, что глубина налоговых проверок может достигать до десяти лет.  Привлечение к уголовной ответственности опытных управленцев существенно повышает финансовые риски предприятия (как правило организации с большим количеством работников и большим оборотом), и в подавляющем большинстве случаев влечет за собой банкротство или ликвидацию действующего налогоплательщика.
Предлагаем рассмотреть положительный опыт Российской Федерации и внести в действующее законодательство следующие положения:
1. Обязательное освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, связанного с неуплатой налогов, при условии:
- полного возмещения причинённого государству ущерба;
- уплаты начисленных штрафов и пеней;
- отсутствия незакрытых долговых обязательств перед бюджетом на дату принятия решения.
2. Ограничение глубины налоговых проверок тремя завершёнными календарными годами, что:
- согласуется с лучшими международными практиками;
- снижает регуляторную неопределённость и издержки бизнеса;
- стимулирует добровольное и своевременное исполнение налоговых обязательств.
Введение указанных норм обеспечит более гуманное и экономически обоснованное правоприменение, высвободит ресурсы правоохранительных органов, снизит социальную напряжённость и даст предпринимателям «право на ошибку», необходимое для устойчивого экономического развития страны.
Просим учесть данные предложения при доработке проекта изменений.

17.06.2025 12:26:19

OrrinVel

Юрист

НОВИЧОК
1
2.8 2

О пересмотре требований к оказанию юридических
услуг в малых городах и сельской местности

В связи с планируемыми изменениями законодательства, предусматривающими с 2026 года обязательные условия для осуществления юридической деятельности, а именно:

обязательная регистрация в форме юридического лица;

наличие не менее двух аттестованных юристов с основным местом работы;

наличие помещения, пригодного для оказания юридической помощи;

считаю необходимым обратить внимание общественности и законодателей на ограниченную применимость этих требований в реальных условиях малых городов и сельской местности.

Проблемы и риски, на которые необходимо обратить внимание:

1. Организационные и финансовые барьеры

Создание юрлица, содержание помещения и найм сотрудников — нереализуемо в условиях низкого спроса на юридические услуги в малых населённых пунктах. В результате может быть полностью прекращена правовая помощь в отдалённых регионах.

2. Нечестные условия по сравнению с другими профессиями

Многие виды предпринимательства не требуют ни экзаменов, ни помещения, ни организационно-правовой формы (например, деятельность в сфере красоты, питания, консультирования). В то же время квалифицированные юристы с опытом вынуждены проходить чрезмерные барьеры для допуска к профессии.

3. Экзамен как фильтр, не учитывающий практику

Юристов учат работать с источниками, а не запоминать закон. Современные правовые системы изменяются стремительно, и даже опытные специалисты не всегда могут сдать экзамен, не потому что они некомпетентны, а потому что он фокусируется на теории, а не прикладной практике.

4. Неравенство с бухгалтерами и налоговыми консультантами

Бухгалтеры и налоговые консультанты могут работать без аналогичных требований, что создаёт системное неравенство и снижает привлекательность юридической профессии в регионах.

Что предлагается:

1.     Упрощённые условия для юристов в регионах:

не обязывать создавать юридическое лицо;

разрешить индивидуальную юридическую деятельность (в статусе ИП);

позволить работу без второго штатного юриста;

допустить оказание услуг дистанционно — в онлайн-формате;

упростить требования к помещению.

2.     Исключение из экзаменационных требований:

юристов с высшим образованием и стажем от 10 лет, если они проживают и работают в сельской местности или малых городах.

3.     Поддержка отраслевой специализации.

Почему это важно:

Это гарантирует доступ к правовой помощи для граждан и бизнеса в малых городах и  

сёлах. Это сократит отток юристов из регионов. Это поможет людям решать реальные правовые проблемы — без поездок в областные центры и г. Минск. Это создаст справедливые условия между профессиями. Это позволит опытным юристам оставаться в профессии, а не выбывать из неё из-за формальных барьеров.

Это будет способствовать развитию предпринимательской инициативы в малых регионах и созданию новых рабочих мест.

           Полагаю, что в нашей стране необходимо разработать более гибкий и справедливый подход к регулированию юридической деятельности в целом, особенно с учётом региональной специфики.

18.06.2025 09:37:19

sud_adashkevich

Пользователь

НОВИЧОК
1
1.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 1 Подраздел : 1 Глава : 1 Элемент текста : Весь текст акта законодательства


Руководствуясь частью первой пункта
1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о нормативных правовых актах) по итогу комплексного анализа проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Проект Директивы) прошу учесть следующие замечания.

         1. В силу пункта 1 статьи 30 Закона о нормативных правовых актах определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично, исключать возможность их различного толкования.

         Тексты проектов нормативных правовых актов должны излагаться общедоступным языком с использованием профессионально-юридических выражений и терминов.

         В силу изложенного в преамбуле Проекта Директивы недопустимо упоминание таких выражений и терминов, как «драйвер инновационного развития», «новое звучание» (справочно: вместе действующего «новое значение»), «социальная нагрузка», «частные компании», «промышленные гиганты», «реалии линейного уровня развития», «прорыв», «правила игры».

         2. Структурно Проект Директивы не соответствует изначальной структуре ранее принятой Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

         Проект Директивы предусматривает сплошную нумерацию, ввиду чего положения правового акта не имеют четкой нормотворческой и логической структуры.

         Предлагается положения Проекта Директивы разделить на блоки (разделы), которые бы предусматривали самостоятельную нумерацию по принципу «пункт – подпункт».

         3. С учетом правил юридической техники и логики построения положений правового акта словосочетание «В сфере дебюрократизации предпринимательской деятельности, обеспечения равных условий хозяйствования для всех форм собственности, максимального перевода взаимодействия государства и бизнеса в цифровой формат» заменить словосочетанием «С целью дебюроктратизации предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечения равных условий ее осуществления для всех субъектов хозяйствования, максимального перехода на цифровое взаимодействие государства и бизнеса».

         4. Из пункта 1 Проекта Директивы исключить такие слова, как «барьерных» (термин, который следует употреблять в исключительных случаях, к которым соответствующий пункт Проекта Директивы не относится), «экономически эффективных» (не представляется возможным установить, кто и в каком порядке оценивает экономическую неэффективность актов законодательства), «с точки зрения» (рекомендуется заменить на фразу «применительно к реальным потребностям …»).

         5. Пункт 2 Проект Директивы исключить по причине его избыточности.

         6. Пункт 3 Проекта Директивы исключить по причине его избыточности и отсутствия в нем конкретного правового регулирования. В соответствующем пункте упоминается «электронный реестр», однако использование подобного термина является неточным и некорректным.

         В настоящее время действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2021 г. № 735 «О государственной информационной системе «Реестр административных процедур».

         7. Абзац второй подпункта 4.1 пункта 4 Проекта Директивы представляется избыточным в силу следующего.

         На основании части первой пункта 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О защите персональных данных» и иными законодательными актами.

         В частности, административные процедуры осуществляются на основании Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования», а также Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и иных нормативных правовых актов.

         В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется для осуществления административных процедур.

         8. Закрепление в Проекте Директивы подпункта 4.2 пункта 4 представляется не соответствующим действующему законодательству, поскольку в соответствующей норме не конкретизируется, о каких конкретно персональных данных упоминается в правовой норме. Представляется, что перечень таких персональных данных, на которые распространялся бы подпункт 4.2 пункта 4 Проекта Директивы, должен быть исчерпывающим.

         9. В пункте 6 Проекта Директивы слова «учредительных документов» заменить на слова «учредительных документов (при их наличии)». Дополнение основано ввиду действующего постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2025 г. № 133 «О типовых уставах юридических лиц».

         10. Пункт 7 Проекта Директивы исключить, поскольку в настоящее время субъекты хозяйствования не лишены возможности использовать сервисы интернет-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), в том числе, но не исключительно, для внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы, для подачи заявления о ликвидации юридического лица и др.

         11. Пункт 8 Проекта Директивы представляется экономически нецелесообразным, поскольку потребует системной модернизации портала ЕГР с иными внешними сервисами, что приведет к необоснованному расходу бюджетных денежных средств.

         12. С учетом вступления в силу 01.01.2026 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (далее – КГС) пункт 11 Проекта Директивы требует существенной доработки, чтобы предусмотреть возможность автоматизировать процедуру рассмотрения требований в порядке приказного производства также для районных (городских) судов.

         При этом не исключено, что апробацию подобной автоматизации рассмотрения требований в порядке приказного производства следует изначально реализовать на базе экономических судов областей и города Минска.

         Представляется, что подобная автоматизация невозможна без внесения изменений и (или) дополнений в КГС, ввиду чего применительно к закреплению соответствующего пункта в Проекте Директивы требуется запросить позиции Верховного Суда Республики Беларусь по данному вопросу.

         13. В развитие пункта 22 Проекта Директивы необходимо рассмотреть нормативное закрепление обязанности профильных государственных органов осуществлять просветительскую деятельность относительно законного осуществления предпринимательской деятельности (например, еженедельные вебинары налоговыми органами о правильности применения налогового законодательства, управлениями Комитета государственного контроля и др.).

         Все это будет способствовать надлежащему осуществлению деятельности субъектами хозяйствования и выработке единых правил реализации положений актов законодательства, что исключит двоякое трактование нормативных предписаний.

         14. Пункт 31 Проекта Директивы не соответствует правилам юридической техники и нормативному языку изложения правовых норм.

         В частности, в соответствующем пункте используется термин «компания», что не соответствует части первой пункта 2 стать 30 Закона о нормативных правовых актах.

         В соответствии со статьей 222 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лиуензировании), в частности, лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями.

         Оказание юридических услуг осуществляется посредством применения такого вида гражданско-правового договора, как договор возмездного оказания услуг (статья 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

         Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик, ввиду чего в пункте 21 Проекта Директивы не допустимо употребление термина «клиент».

         В силу части четвертой пункта 3 статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам.

         В силу изложенного, а также с учетом статьи 222 Закона о лицензировании, использование в пункте 21 Проекта Директивы уточнения «субъекты предпринимательской деятельности» является некорректным.

         Предлагается пункт 21 Проекта Директивы изложить в следующей редакции: «Предоставить коммерческим организациям, оказывающим в установленном порядке юридические услуги, право на осуществление представительства интересов заказчиков в экономических судах на всех стадиях судебного разбирательства по всем категориям дел, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности».

         В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее лицензию на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

         Справочно: ранее в отношении кандидатов выдвигалось требование о наличии стажа работы по специальности не менее трех лет.

         Предлагается с целью гармонизации законодательства рассмотреть возможность для включения в Проект Директивы положения, нивелирующего требование о наличии стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее трех лет для граждан Республики Беларусь, намеревающихся получить в установленном порядке свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги (абзац третий пункта 2 Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 143 «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги»).

         15. На странице 10 Проекта Директивы не допустимо использование такого словосочетания, как «серебряный возраст» (справочно: данный термин подлежит исключению и в иных положения правового акта), а также «неформальная занятость» (статья 30 Закона о нормативных правовых актах).

         16. Пункт 45 Проекта Директивы не соответствует действующему законодательству о труде, поскольку наниматель и работник самостоятельны в выборе построения способов взаимодействия (полная или неполная занятость, комбинированная или постоянная дистанционная работа). Представляется, что соответствующий пункт Проекта Директивы требует доработки.

         17. Пункт 47 Проекта директивы использует словосочетание «малые семейные предприятия», что не соответствует статье 30 Закона о нормативных правовых актах. Закрепление в правопорядке соответствующего термина не представляется обоснованным. Действующее законодательство о труде не запрещает для организаций частной формы собственности формирование штатной численности работников из числа близких родственников.

         При анализе пункта 47 Проекта Директивы не представляется возможным установить, о каком «упразднении формальных процедур» упоминается в соответствующей правовой норме.

         18. Предлагается в Проекте Директивы закрепить обязанность уполномоченных государственных органов на размещение в публичном доступе (посредством системы «ЭТАЛОН-ONLINE» на безвозмездной основе общеустановленного массива законодательства, необходимого для реализации своего права гражданам и иным лицам на доступность законодательства (например, применительно к текстам профессиональных стандартов и др.).

         19. С целью соблюдения равных условий для получения заинтересованными лицами лицензии на право оказания юридических услуг из пункта 53 Проекта Директивы абзац третий исключить.

         20. Пункт 63 Проекта Директивы исключить.

         21. На странице 15 словосочетание «Зрабіць наша жыццё багацейшым, больш камфортным і ўвогуле лепшым для нас сёння і для будучых пакаленняў заўтра» исключить (статья 30 Закона о нормативных правовых актах). Соответствующая идея может быть изложена в преамбуле Проекта Директивы.

         В целом Проект Директивы требует существенных доработок на предмет соблюдения требований юридической техники и терминологии нормативного правового акта.

С уважением,

Адашкевич Никита Александрович

18.06.2025 12:48:49

punko

Юрист

НОВИЧОК
0
1.8 2
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 31


П.п.31-32 проекта исключить, поскольку они
противоречат ст. 72 действующего ГПК Республики Беларусь, ст.76 действующего ХПК и  ст.92 Кодекса гражданского судопроизводства, который  вступает в силу с 01.01.2026г.  В настоящее время адвокаты  осуществляют представительство субъектов бизнеса в судах по всем категориям дел и успешно с этим справляются. Именно адвокаты  в соответствии с законом "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" выполняют государственную задачу по оказанию на профессиональной основе юридической помощи не только физическим лицам, но и ИП, юридическим лицам и обеспечивают доступ к правосудию.

19.06.2025 10:36:23

Veronika_S

Юрист

НОВИЧОК
1
1.8 1
   Необходимо предоставить
коммерческим организациям, оказывающим юридические услуги, право на представительство
субъектов хозяйствования в экономических судах и судах общей юрисдикции (по гражданским, трудовым и потребительским спорам).Если коммерческая организация, оказывающая юридические услуги, будет проводить досудебную работу и продолжит представление интересов заказчиков (субъектов хозяйствования) как в общих, так и экономических судах, то названый подход позволит снизить риск ошибок и неполного изучения всех обстоятельств дела при передаче его между различными представителями. Названный подход повысит согласованность и единообразие стратегии защиты интересов заказчика и ускорит процесс разрешения спора. Юридическая практика показывает, что постоянное участие одного и того же специалиста в подготовке и ведении дела способствует более глубокому пониманию специфики ситуации заказчика.
    Расширение полномочий коммерческим организациям, оказывающим юридические услуги, позволит повысить эффективность юридического сопровождения бизнеса, обеспечит более полное и своевременное представление интересов субъектов хозяйствования.

19.06.2025 16:38:42

Евгений-юрист

Юрист

НОВИЧОК
2
2.8 5
По проекту предлагается
следующее:
1.               Разрешить всем субъектам малого предпринимательства (а не только коммерческим организациям, созданным индивидуальными предпринимателями в порядке «бесшовного» перехода) определять место нахождения организации (т.н. юридический адрес) по месту жительства одного из учредителей (участников) и/или директора организации. Реализация предложения позволит небольшим организациям экономить ресурсы на аренде офисов под юридический адрес.
2.               Разрешить индивидуальным предпринимателям осуществлять лицензируемую Минюстом деятельность по оказанию юридических услуг.
ИП, оказывающие юридические услуги, не могут, как анонсировалось, «бесшовно» перейти в статус юридического лица, т.к. согласно лицензионным требованиям Закона «О лицензировании» юридическое лицо, оказывающие юридические услуги, должно иметь в штате не менее 2 (двух) юристов со свидетельством об аттестации лица, оказывающего юридические услуги.
Запрет ИП оказывать юридические услуги ограничивает конкуренцию в этом виде деятельности (особенно за пределами г.Минска), лишает бизнес права выбора, у кого заказывать юридические услуги (у юрлица, ИП, адвоката или нанять работника в штат). Более того, заказчиком юруслуг является бизнес, который вполне может сам разобраться, с кем работать, а с кем нет (с ИП-юристом или с юрлицом).
Для сравнения. В России юристы оказывают юридические услуги для бизнеса в различных организационно-правовых формах: адвокаты, ИП, самозанятые лица, юристы некоммерческих организаций - ассоциаций содействия бизнеса. Причем нет никакого лицензирования такой деятельности и есть право представлять интересы клиентов в арбитражных судах. Справедливо в условиях Союзного государства дать возможность юристам Беларуси выбирать организационно-правовую форму (ИП или организация) осуществления деятельности по оказанию юридических услуг.
Вместе с тем, если для ИП невозможно с точки зрения регулятора разрешить оказывать юридические услуги, то предлагается в таком случае установить для юридических лиц, оказывающих юридические услуги, право иметь в штате только 1 (одного) юриста со свидетельством об аттестации лица, оказывающего юридические услуги. Это позволит ИП-юристам перейти в статус коммерческих организаций, оказывающих юридические услуги.
3.               Пункт 31 в части предоставления права компаниям, оказывающим юридические услуги бизнесу, права представлять интересы клиентов-предпринимателей в экономических судах отвечает запросу как самих юридических фирм, так и запросу бизнеса, позволит исключить монополию адвокатов на такую деятельность. Реализация указанной нормы позволит юридическим фирмам оказывать полный спектр услуг как на досудебной стадии, так и в суде без необходимости привлекать к участию в суде адвоката, чтобы он «формально» изложил в суде позицию, подготовленную аттестованными юристами юрфирмы. Аттестованные Минюстом юристы юридических фирм имеют достаточно квалификации и знаний для представления интересов своих клиентов-предпринимателей в суде. Справочно: в России право представительства в арбитражных судах предоставлено всем лицам, имеющим высшее юридическое образование, а не только адвокатам, что не повлекло негативных последствий.
Предлагается только добавить в пункт 31 право представлять интересы клиентов-предпринимателей не только в экономических судах, но и в судах общей юрисдикции по делам, прямо или косвенно связанным с осуществлением бизнес-клиентами предпринимательской деятельности (например, по трудовым спорам, спорам с потребителями).

19.06.2025 19:53:03

Dzimon

Юрист

НОВИЧОК
0
1.8 1
п.31 Предоставить
компаниям, оказывающим юридические услуги бизнесу на основании соответствующих лицензий и имеющим в штате аттестованных Министерством юстиции Республики Беларусь юристов, право на осуществление представительства интересов своих клиентов – субъектов предпринимательской деятельности в экономических судах  на всех стадиях судебного разбирательства по всем категориям дел, связанным с осуществлением экономической деятельности
ИСКЛЮЧИТЬ
Обоснование:  В соответствии с п.20 Концепции правовой политики Республики Беларусь характерными чертами правовой системы Республики Беларусь является наличие эффективных государственных институтов, защищающих интересы как всего белорусского народа, так и отдельных граждан. На основании ст.1 Закона Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" адвокатура - правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Предоставление компаниям, оказывающим юридические услуги бизнесу права на осуществление представительства интересов своих клиентов – субъектов предпринимательской деятельности в экономических судах  на всех стадиях судебного разбирательства по всем категориям дел, связанным с осуществлением экономической деятельности, неэффективно, поскольку имеет место фактическое незнание юристами процессуального законодательства. В свою очередь такое незнание может повлечь причинение вреда бизнесу при отсутствии страхования ответственности. Кроме этого, перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, указан в ст.92 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь, и не требует расширения.

20.06.2025 08:49:06

labi

Юрист

НОВИЧОК
1
1.8 2
1. Право представлять интересы клиентов
лицами, оказывающими юридические услуги на основании соответствующей лицензии.
Скорректировать пункт 31 проекта. Предусмотреть для оказывающих юридические услуги право на осуществление представительства  своих клиентов – субъектов предпринимательской деятельности не только в экономических судах, но и в других судах общей юрисдикции по гражданским делам. Это обусловлено тем, что у клиента-субъекта предпринимательской деятельности помимо возможных споров в экономических судах также возникает необходимость представительства по гражданским делам (потребительские, трудовые споры и пр.). Сложилась ситуация, при которой профессиональный юрист может сформировать позицию клиента, разработать пакет документов, договоры, соглашения и многое другое. Но представить интересы клиента по этим документам в суде не допускается.  Это подрывает веру клиента в профессионализм при составлении документов, а также ставит вопрос целесообразности обращения к юристу за составлением документов, если в случае спора юрист не способен обеспечить защиту клиента и по сути отстоять свою работу. Юрист может профессионально подготовить позицию по спору в суде, документы для суда, заявления, ходатайства. При этом фактически реализовать представление интересов в случае необходимости не допускается. Дополнительное привлечение адвокатов к такой ситуации усложняет взаимоотношения с клиентом, влечёт для него дополнительные расходы. Адвокаты довольно загружены другими судебными делами, адвокату необходимо значительное время на то, чтобы разобраться в сути спора, вникнуть во все аспекты деятельности клиента, принять сформированную позицию другого юриста, а юрист не может отвечать за работу адвоката перед клиентом и гарантировать требуемый клиенту уровень вовлечённости и обслуживания со стороны адвоката. Ввиду того, что клиенты — это представители бизнес-сообщества им непросто принимать такую ситуацию, вникать в особенности лицензирования юридических услуг, понять почему юрист может подготовить договор, но не может его отстоять в споре, подготовить позицию и документы для суда, но не может сам обеспечить их реализацию через представление интересов в суде. Работа юриста за время существования такой профессии состояла не только в подготовке документов и даче консультаций, но и в защите прав своего клиента в случае необходимости, представлении его интересов.  Такое восприятие профессии логично сформировано у тех, кто обращается к юристу за помощью. В глазах клиента юрист становится неполноценным профессионалом, который не может в полной мере отвечать за результат своей работы и обеспечить полное сопровождение при необходимости защиты. Оттачивание своего юридического мастерства для любого юриста возможно в полном объёме лишь при наличии возможности практического участия в разрешении споров и представлении интересов своих заказчиков, а равно при практическом отстаивании и защите результата своей работы. Юристы, имеющие свидетельства об аттестации сдают советующий экзамен, включающий в том числе вопросы в области хозяйственного процесса. Юристы обязаны соблюдать правила профессиональной этики и оказанию юридических услуг, которые утверждаются Министерством юстиции. Эти правила можно дополнить условиями и требованиями при осуществлении представительства в судах общей юрисдикции. За их несоблюдение, в том числе при осуществлении представительства в судах к лицензиатам и юристам лично могут применяться соответствующие меры: (прекращение лицензии, аннулирования свидетельства об аттестации юриста). Всё это позволяет предоставить юристам возможность представлять своих клиентов (представителей бизнеса) во всех судах. При предоставлении такого права восстанавливается профессиональная справедливость. При всё при этом, пунктом 32 проекта предусматривается право представлять консультируемых лиц во всех судах без ограничений, при том, что налоговые консультанты по большей части это лица с экономическим, а не юридическим образованием, не владеют знаниями в области процессуального законодательства. Программа экзамена для кандидата-налогового консультанта не сопоставима с программой экзамена для лиц, оказывающих юридические услуги (не допускается использование нормативных актов, включены вопросы по процессуальному законодательству и пр.). 2. Право для юристов работать в качестве лицензиата-ИП Дополнить проект: Предоставить лицам, имеющим свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги осуществлять лицензируемую деятельность по оказанию юридических услуг в статусе индивидуального предпринимателя. Либо Исключить требование к лицензиатам-организациям о наличии в штате юридического лица не менее двух лиц, имеющих свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги. Деятельность юристов зачастую индивидуально-профессиональная. Бизнес обращается к конкретным юристам, персоналиям, имеющим профессиональную репутацию и навыки. Открытие юридической фирмы подходит не для всех профессиональных юристов. Ведение бизнеса в форме организации и индивидуальная практика юриста это разные подходы к работе. Не каждый юрист имеет цель открывать компанию для оказания юридических услуг и создавать(вести) бизнес в форме компании. Видится, что открытие компаний юристами с 2026 г (двумя и более) это будет просто вынужденная мера "для галочки", а не реальная цель создания юридического лица в классическом понимании. Создание компании "для галочки" никогда не влечёт положительных результатов для страны и в целом противоречит заложенным в гражданском законодательстве принципам. Дополнительно стоит отметить, что количество юристов, имеющих свидетельства не велико в Республике Беларусь, темпы прироста аттестованных юристов незначительны. В связи с этим видятся сложности в том, чтобы открыть компанию и обеспечить наличие нескольких юристов в компании, особенно в регионах. Также постепенно может сформироваться практика наличия нескольких крупных компаний в стране с обширным штатом юристов (вынужденно начавших работу в таких компаниях), которые будут использовать своё доминирующее и монопольное положение таким образом, что это приведёт к практической нереальности открытия новых юридических компаний и невозможности конкурировать с действующими игроками, а также определению неразумной стоимости и порядка оказания услуг для представителей бизнеса. 2. Дополнить перечень юридических услуг Предоставить лицам, оказывающим юридические услуги возможность оказания услуг физическим лицами, не только по вопросам создания бизнеса, но и по вопросам приобретение бизнеса, осуществлением прав участника (акционера) в бизнесе: купля-продажа долей, акций в организациях, консультирование по вопросам осуществления прав участника, акционера, представление интересов в общих собраниях участников, акционеров, ведение переговоров, представление интересов перед другими участниками, акционерами и организациями. Это обусловлено тем, что зачастую при оказании юридических услуг в сфере бизнеса у граждан возникают соответствующие запросы. Сегодня допускается оказывать юридические услуги гражданам по вопросам создания бизнеса, но не его приобретения/продажи. Расширение перечня услуг в данной сфере логично и будет способствовать возможности полного сопровождения лицензиатом своих клиентов. 3. Единообразие в разрешительных видах деятельности Существует закон о лицензировании. Вместе с тем, есть ряд видов деятельности в Республике Беларусь, которые фактически соответствуют определению лицензируемой деятельности (есть определённые требования к осуществлению), но при этом юридически, к лицензируемым не относятся. Примеры: деятельность по физической культуре и спорту (аккредитация), налоговое консультирование (нужно сдавать экзамен получать аттестат, страховать ответственность, вступать в палату), перевозки пассажиров в такси (включение в реестр и соблюдение требований к авто и водителям) и пр. В связи с этим следует внести пункт о включении всех видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение аккредитации, аттестации и т.п. в Закон о лицензировании в целях общего подхода к порядку осуществления разрешительной деятельности. Это упросит ведение бизнеса и способствует единообразию осуществления деятельности. 4. Исключить практику необоснованных запросов налоговых и иных государственных органов Прекратить направление писем и прочих запросов налоговыми и иными государственными органами, если это не связано с проведением в установленном порядке проверки в соответствии с законодательством. Конкретизировать нормы законодательства в области прав таких органов на направление запросов и истребование документов и информации. Например, налоговые органы регулярно направляют бизнесу письма, запросы с требованием явится в инспекцию, предоставить документы и информацию. При этом обосновывая запросы общей нормой п.п. 1.1. п. 1 ст. 107 НК (право получать от плательщика документы и информацию) или не обосновывая вовсе. Вместе с тем из системного анализа норм НК следует, что право истребования документов, вызова плательщика в инспекцию реализуется исключительно в случаях проведения проверки по установленной процедуре. Такая практика достаточно распространена и среди иных гос. органов, что негативно влияет на бизнес. необоснованное представление документов и необоснованная явка в органы руководства бизнеса.

20.06.2025 11:51:09

Yulianna

Юрист

НОВИЧОК
1
1.8 1
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 31 Элемент текста : Предложение по п.31 Директивы


Дополнить п.31 Директивы текстом
следующего содержания:  
"В связи с исключением юридических услуг из перечня видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя, определенного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457, в порядке исключения, предоставить индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на право оказание юридических услуг, право создания коммерческой организации в соответствии с Приложением к Закону Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» с сохранением соответствующей лицензии без необходимости соблюдать требование о наличии в штате такой коммерческой организации двух лиц, имеющих свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги". Обоснование: По состоянию на 16.05.2025 в Республике Беларусь 140 ИП, имеющих лицензию на оказание юридических услуг. При этом большинство из этих ИП осуществляет деятельность в г. Минске (например, согласно данным ЕРЛ в г. Витебске всего 3 ИП, имеющих лицензию на оказание юридических услуг со статусом "действующая", в г. Гомеле - таких ИП тоже 3, в г. Могилеве - 2 ИП, в г. Бресте - 6 ИП и т.д. ). То есть, даже в областных центрах количество лиц, имеющих свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги, незначительно, что исключает возможность, при наличии требования в штате юр. лица 2-ух аттестованных юристов, всем ИП, зарегистрированным в регионах, создать коммерческую организацию и продолжить деятельность по оказанию юридических услуг после 31.12.2025. Например, в 2013 году, в порядке исключения, юристам, оказывающим юридические услуги было предоставлено право воспользоваться процедурой упрощенного перехода в адвокаты. Упрощенная процедура создания коммерческой организации ИП-лицензиатом с 1-м юристом в штате, имеющим, свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги, предоставит возможность ИП-юристам, зарегистрированным в регионах, остаться в профессии и продолжить свою дальнейшую деятельность по оказанию юридических услуг в статусе коммерческой организации.

Если на законодательном уровне, с точки зрения регулятора, невозможно, в порядке исключения, предоставить право создания коммерческой организации ИП-юристам с 1-м аттестованным юристом в штате, то, предлагаю сохранить для юристов-лицензиатов право на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг после 31 декабря 2025 года в статусе индивидуального предпринимателя.

20.06.2025 13:43:25

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте