• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Экологического кодекса Республики Беларусь

65
закрыть тему
Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Предлагается дополнить Кодекс Статьей 249.1. План охраны ООПТ


Предлагается дополнить Кодекс Статьей
249.1. План охраны ООПТ Статья 249.1. План охраны ООПТ 1. Для ООПТ, для которых не предусмотрена/нецелесообразна разработка плана управления, может быть разработан план охраны. 2. Разработка плана охраны ООПТ обеспечивается государственным природоохранным учреждением, в управление которого передана ООПТ, а в случае, когда оно не создано соответствующими подразделениями  Минприроды (Облкомитеты, райинспекции) в координации с государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передана ООПТ и/или государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передана ООПТ. Для разработки плана управления ООПТ, в том числе на договорной основе, могут быть привлечены научные организации, подчиненные Национальной академии наук Беларуси, и иные научные и/или природоохранные организации, имеющие специалистов соответствующего профиля. 3. План охраны ООПТ должен содержать: 3.1. краткую общую характеристику  ООПТ (категория, вид, административное месторасположение, площадь ООПТ, вид, дата, регистрационный номер и название нормативного правового акта, которым была объявлена, преобразована ООПТ,  физико-географическое положение,  характеристика рельеф местности, гидрологическое описание, общую информацию о биологическом разнообразии ООПТ);  3.2. перечень ценных природных комплексов и объектов (типичные и редкие ландшафты и/или биотопы, охраняемые виды, иные природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ, включая характеристику их состояния и точное место расположения с привязкой к географическим координатам и картографическому материалу; 3.3. перечень угроз и факторов вредного воздействия на ценные природные комплексы и объекты (типичные и редкие ландшафты и/или биотопы, охраняемые виды, иные природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ; 3.4. необходимые мероприятия по охране ценных природных комплексов и объектов (типичных и редких ландшафтов и/или биотопов, охраняемых видов, иных природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ и сроки их реализации; 3.5. систему оценки (мониторинг) угроз и факторов вредного воздействия и/или состояния объектов охраны, а также эффективности мероприятий по охране;  4. К плану охраны ООПТ прилагаются карты-схемы ООПТ, на которых должны быть указаны:  4.1. категории и виды земель, категории лесов, землепользователи;  4.2. места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и (или) к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь;  4.3. типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;  4.4. участки, на которых ограничена хозяйственная и иная деятельность в соответствии с режимом охраны и использования ООПТ;  4.5. участки, на которых запланирована хозяйственная и иная деятельность, включая виды деятельности, в соответствии с плановыми документами ведения таковой деятельности землепользователями;  4.6. участки, на которых запланировано проведение мероприятий по управлению ценными природными комплексами и объектами (восстановление гидрологического режима, создание благоприятных условий для обитания диких животных и др.);  4.7. пункты наблюдений локальной сети комплексного мониторинга экосистем на ООПТ или иной системы мониторинга природных ценностей данной ООПТ;  4.8. иные участки, подлежащие определению планом охраны ООПТ в соответствии с настоящим Кодексом. ПОЯСНЕНИЕ: План управления ООПТ нужный и важный инструмент охраны ООПТ. Однако это довольно объемный, трудоемкий и дорогой для разработки документ. План управления целесообразно готовить для крупных ООПТ (заповедник, национальные парки, крупные заказники) имеющие органы управления. Для относительно не больших ООПТ предлагается разрабатывать альтернативный плану управления документ – План охраны. Данный документ, это краткая версия плана управления, который сосредоточен только на охране ценных природных комплексов и объектов (типичных и редких ландшафтов и/или биотопов, охраняемых видов, иных природных объектов), являющихся объектами охраны в границах ООПТ. План охраны должен содержать перечень ценных природных комплексов и объектов, являющихся объектами охраны в границах ООПТ, перечень угроз и факторов вредного воздействия на них, а также необходимые мероприятия по охране ценных природных комплексов и объектов, для сохранения которых создана ООПТ. Возможность разработка планов охраны позволит более детально изучать ООПТ и более предметно планировать и реализовывать охрану ООПТ, а значит значительно повысит качество охраны, при этом не будет связано со значительными дополнительными финансовыми расходами. Наличие подобной альтернативы Плану управления создаст возможности более гибкого подхода и выбора при принятии решения о подготовке документов необходимых для управления ООПТ.

18.09.2025 11:24:17

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : ГЛАВА 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, Статья 229


ГЛАВА 27 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ,
в Кодексе отсутствует определение ООПТ. Предлагается добавить статью пунктом с определением ООПТ, а также с определением термина – охрана ООПТ.

Предлагается дополнить Статью 229 пунктами с определениями, что такое "ООПТ" и "Охрана ООПТ"

1. ООПТ – часть территории Республики Беларусь с ценными природными комплексами и (или) объектами, в отношении которой установлен особый режим охраны и использования.

2. Охрана ООПТ – деятельность, направленная на сохранение и восстановление (воспроизводство) ценных природных комплексов и объектов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, уничтожения и иного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ценные природные комплексы и объекты и ликвидацию последствий такого воздействия, обеспечение соблюдения режима охраны и использования ООПТ.

18.09.2025 11:29:54

Общественный эколог

Пользователь

НОВИЧОК
0
4.0 1

1.     В целях соблюдения законодательства
об обращении с отходами, исключения не добросовестного посредничества, уменьшения цепочки передачи отходов а также прозрачного учёта и контроля за обращением с отходами 1-3 классов опасности (далее – опасные отходы) (сбор, перевозка, обезвреживание) в Республике Беларусь передача опасных отходов на объекты по обезвреживанию должна происходить на основании прямых договоров между производителями (собственниками) опасных отходов и объектами по обезвреживанию отходов, включённых в Реестр объектов по обезвреживанию отходов.

К сожалению, многие не добросовестные посредники в целях получения собственной выгоды и уменьшения затрат передают на объекты по обезвреживанию не все принятые отходы от производителей (собственников) отходов. Т.о. это наносит ущерб окружающей среде и ведёт к нецелевому использованию, в т.ч. бюджетных, средств.

При передаче опасных отходов напрямую объектам по обезвреживанию отходы вывозятся сразу на объекты по обезвреживанию без временного сбора на перевалочных базах, площадках, складах. Т.о. это уменьшение выбросов CO2.

Также при передаче опасных отходов напрямую объекту по обезвреживанию ведётся фактический и реальный учёт и взвешивание переданных отходов.

Т.о. в прозрачном учёте, контроле и уменьшении затрат, выбросов в атмосферу и негативного воздействия на окружающую среду заинтересованы все стороны (производители (собственники) отходов, в т.ч. государственные органы власти и учреждения, население Республики Беларусь и объекты по обезвреживанию).

2.         Передача опасных отходов на объекты по обезвреживанию должна происходить на основании действующей лицензии, выданной Минприроды, на право обезвреживания отходов 1-3 классов опасности.

3.         Перевозка опасных отходов должна происходить согласно правилам Перевозки опасных грузов (регистрация в Госпромнадзоре, получение «зелёной» карты, обучение сотрудников и получение ими соответствующих сертификатов (свидетельств)).

К сожалению, не все даже просто перевозчики выполняют данные требования.

4.         В целях уменьшения захоронения опасных отходов, соблюдения санитарных норм и правил, избежания эпидемиологических катастроф, уменьшения нагрузи на оставшийся 1 (один) единственный объект по захоронению (полигон) в Минске (полигон Тростенецкий) ужесточить контроль за процессом обезвреживания отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов аппаратным методом или дезинфицирующими средствами.

К сожалению, у многих производителей отходов, тех же медицинских учреждений, годами ранее образовывались не обезвреженные отходы под тем же кодом 7710302, и вдруг такие отходы стали "обезвреженными" и передаются на захоронение под тем же кодом 7710104.

Для справки: только граждане Беларуси образуют в среднем по 3,5 кг. опасных отходов в год/почти 32 000 т. в год. Не считая отходов производства.

5.         В целях соблюдения законодательства обращения с отходами, в т.ч. оформления сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, ужесточить контроль за взвешиванием отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов в разрезе по кодам отходов производства и целям передачи отходов.

Производители (собственники) отходов обязаны оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства, в т.ч. указывать вес передаваемых отходов. Но, к сожалению, не у всех тех же учреждений здравоохранения есть в наличии весы.

6.         Во избежание несанкционированного складирования опасных отходов за пределами населённых пунктов, а также уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и выбросов CO2 в атмосферу передача опасных отходов должна происходить по территориальному признаку (например, производители (собственники) опасных отходов в г. Минске должны передавать данные отходы на объекты по обезвреживанию, находящиеся в г. Минске, Минском районе).

Исключения должны составлять только случаи, если ближайший объект по обезвреживанию находится на расстоянии более 50 км. от места происхождения, образования опасных отходов.

7.         В целях ведения учёта и контроля за обращением с коммунальными отходами вести их количественный учёт образования и передачи на объект по использованию (обезвреживанию, захоронению) на основании нормативов образования отходов в зависимости от объекта образования отходов и вида деятельности производителя (собственника) отходов.

8.         Ужесточить контроль за определением кодов отходов в местах их образования производителями (собственниками) отходов.

Субъекты хозяйствования, как производители (собственники) отходов, в целях экономии средств классифицируют отходы той же мебели, как изделия из фанеры, потерявшие потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно, как коммунальные отходы в связи с тем, что данный вид отходов якобы образовался не в результате их производственной деятельности, и т.о. с перевозчиками заключаются договора без перехода права собственности на отходы и без уплаты экологического налога.

А это приводит к нарушению природоохранного законодательства и не уплате налогов в бюджет. И это сплошь и рядом по разным кодам и видам отходов. Потому что производитель (собственник) сам определяет на своё усмотрение код отходов. И не просто определяет, а может внести изменения в инструкцию, и код, который раньше был, например, не обезвреженный, становится обезвреженный. При этом агрегатное состояние, свойства и т.д. отходов не изменились.

18.09.2025 12:07:57

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
0
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Глава : 12 Параграф : 110


Глава 12

Статья 110. Объекты государственной
экологической экспертизы

1. Объектами государственной экологической экспертизы являются:

…

1.4. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в пункте 1 статьи 103 настоящего Кодекса, объектов в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, для получения электрической, тепловой энергии для нужд района (квартала) жилой застройки, района (квартала) индивидуальной жилой застройки, их части, застройки территории, изменения, вносимые в них, за исключением:

…

возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации, сносе на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;

Объекты, которые подлежат экологической экспертизе ограничены:

1.6. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 103 настоящего Кодекса, изменения, вносимые в них;

в подп. же 1.4 нет исключений по сносу.

Предложение.

Представить соответствующий абзац подп. 1.4 примерно в таком виде:

возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации, сносе (объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 103 настоящего Кодекса) на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;

Или исключить слово снос из абз. 4 подп. 1.4 и прелставить подп. 1.6 в таком виде:

1.6. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 103 настоящего Кодекса, изменения, вносимые в них, за исключением сноса на территории заказчиков указанных объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов.

18.09.2025 12:14:46

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Глава : 12 Параграф : 110


Глава 12

Статья 110. Объекты государственной
экологической экспертизы

1.7. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на строительство нефтяных и газовых скважин, включая объекты электроснабжения, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды, изменения, вносимые в них, за исключением:

Что за «строительство» в данном случае имеется ввиду? Непонятно. Строительство согласно Кодексу Республики Беларусь от 17.07.2023 N 289-З "Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" это:

деятельность по выполнению изыскательских работ, подготовке разрешительной документации на строительство, оказанию инженерных услуг, выполнению пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте) при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонте, сносе объекта, ремонтно-реставрационных работах и монтаже всех видов оборудования, консервации объекта незавершенного строительства;

Формулировку подпункта необходимо откорректировать в соотвествии с терминологией Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

18.09.2025 12:24:40

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Глава : 12 Параграф : 110 Элемент текста : документация на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов


Глава 12

Статья 110. Объекты государственной
экологической экспертизы

…

1.9. документация на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных, изменения, вносимые в нее, связанные с использованием новых видов отходов и (или) увеличением объема использования отходов, не учтенных в утвержденной документации, трупов животных, за исключением использования, обезвреживания:

По прежнему непонятно – если указанная документация прошла государственную экологическую экспертизу, то имеет ли право природопользователь использовать такие мобильные установки вне территории объектов по использованию, при условии соблюдения всех норм, прописанных в этой документации?

18.09.2025 13:07:44

Alena Khatkevich

Пользователь

НОВИЧОК
0
7.0 4

Замечание по проекту Экологического
кодекса Республики Беларусь в части регулирования временного хранения отходов производства и необходимости обеспечения правовой согласованности с подзаконными актами

Настоящее замечание направлено на устранение потенциальной правовой коллизии между положениями проекта Экологического кодекса Республики Беларусь и подзаконными нормативными правовыми актами:

- действующее постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45 (далее – Постановление);

- разрабатываемое – проект постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 45» (далее – Проект постановления).

Указанный конфликт может привести к нарушению принципа единства правоприменительной практики, создать условия для неоднозначного толкования норм.

Суть замечания

В проекте Экологического кодекса содержится следующее ключевые положения:

Статья 175. Временное хранение отходов

2. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

8. Содержание (нахождение) отходов вне санкционированных мест хранения отходов запрещается.

Таким образом, проект Кодекса устанавливает обязательность указания мест временного хранения отходов в инструкциях по обращению с отходами производства, если их разработка для субъекта хозяйствования предусмотрена законодательством; при этом хранение отходов вне таких санкционированных мест запрещается.

Однако, согласно Проекту постановления, в карте-схеме инструкции указываются места временного хранения отходов с исключением:

пункт 19 дополнить словами «, за исключением случая, когда места временного хранения отходов указаны в проекте организации строительства и (или) плане производства работ (для отходов производства, образующихся у субъектов хозяйствования (подрядчиков) при выполнении ими строительно-монтажных работ на строительной площадке (объекте строительства), длительность которых не превышает 90 календарных дней)».

Между двумя нормативными актами возникает прямое противоречие:

- проект Экологического кодекса: места временного хранения отходов обязательно должны быть указаны в инструкции. Хранение вне этих мест – запрещено.

- Проект постановления: разрешается не включать место хранения в инструкцию, если оно указано в проектной документации.

Указанное противоречие порождает прямую коллизию норм.

В целях обеспечения единства правового регулирования и практической применимости норм, предлагается внести уточнение в проект пункта 2 статьи 175 о временном хранении отходов:

Вариант 1:

«2. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для их перевозки, санкционированные места хранения отходов производства определяются:

в инструкциях по обращению с отходами производства, за исключением случаев, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта;

в проектной документации на строительство, в том числе в проекте организации строительства и (или) плане производства работ — для отходов производства, образующихся при выполнении строительно-монтажных работ на строительной площадке (объекте строительства), если длительность таких работ не превышает девяносто календарных дней.

В инструкции по обращению с отходами производства или в указанной проектной документации определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.»

Вариант 2:

«2. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

Санкционированными местами временного хранения отходов производства признаются также места, определённые в проектной документации на строительство, в том числе в проекте организации строительства и (или) плане производства работ, при выполнении строительно-монтажных работ сроком не более девяносто календарных дней.

Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.»

Обоснование предложения

Требование оформления отдельной инструкции по обращению с отходами для каждого подрядчика на строительной площадке является избыточным административным бременем, особенно при краткосрочных работах.

Проектная документация на строительство уже проходит экспертизу и согласование, включая экологические разделы.

18.09.2025 14:24:34

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 6 Глава : 29 Параграф : 265


Глава 29

Статья 265. Компенсационные
мероприятия в отношении удаляемых объектов растительного мира или вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания

…

Пункт:

4. Компенсационные мероприятия в отношении удаляемых объектов растительного мира не осуществляются в случаях:

дополнить абзацем:

удаления объектов растительного мира на основании предписания Контртеррористического управления Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в целях обеспечения надежной охраны объектов и устранения возможных путей хищения имущества

В первую очередь это касается объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении.

18.09.2025 14:36:53

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 241. Режим охраны и использования ООПТ, пункт 2.10


Предлагаю дополнить пункт 2.10 Статьи 241
следующими нормами: 2.10.1. запрещается проведение всех видов рубок в болотных лесах;

2.10.2. запрещается проведение всех видов рубок в естественных насаждениях соответствующих критериям типичных и редких биотопов, выделенных в рамках подготовки НиТЭО и/или плана управления/плана охраны ООПТ;

Пояснение: Данные дополнения позволят, при выделении таких участков, при подготовке НиТЭО объявления/преобразования ООПТ, а также подготовки планов управления/планов охраны автоматически устанавливать там необходимый природоохранный режим для таких участков, без дополнительной, длительной и трудоемкой процедуры передачи биотопов под охрану. Что значительно повысит качество и эффективность охраны ООПТ.

18.09.2025 16:57:28

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 229. Классификация ООПТ, пункт 2


Предлагается дополнить пункт 2 Статьи
229 новыми категориями ООПТ и принять пункт 2 статьи 229 в следующей редакции: 2. В зависимости от особенностей ценных природных комплексов и объектов, целей объявления ООПТ, режима их охраны и использования ООПТ подразделяются на следующие категории: 2.1. заповедники – ООПТ, объявленные в целях обеспечения естественного течения природных процессов, сохранения в естественном состоянии и изучения ценных природных комплексов и объектов;  2.2. национальные парки – ООПТ, объявленные в целях сохранения, восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов, их рационального (устойчивого) использования в процессе природоохранной, научной, образовательной, туристической и рекреационной деятельности; 2.3 ландшафтные парки – ООПТ, объявленные в целях реализации дифференцированного подхода к сохранению, восстановлению (воспроизводству) ценных природных комплексов и объектов, их рационального (устойчивого) использования в процессе природоохранной, образовательной, туристической и научной деятельности;  2.4 заказники – ООПТ, объявленные в целях сохранения и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов;  2.5 природные резерваты – ООПТ, объявленные в целях сохранения в естественном состоянии, изучения естественного течения природных процессов, наиболее ценных участков природных комплексов и объектов.  2.6 памятники природы – ООПТ, объявленные в целях сохранения отдельных участков ценных природных комплексов или отдельных объектов. ПОЯСНЕНИЕ: Предлагается дополнить перечень категорий ООПТ двумя новыми категориями: ландшафтный парк и природный резерват. Существующая современная система категорий ООПТ (заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы) ограничивает возможности дифференцированного подхода к управлению ООПТ. Если первые две категории (заповедник, национальный парк) позволяют дифференцированно подходить к охране природных ценностей в их границах, то такая категория как – заказник, к которой относится подавляющие большинство наших ООПТ, не позволяет этого сделать.  Заказники занимают наибольшую площадь среди ООПТ - 6,8% от площади страны и 74,2% от общей площади ООПТ. Критерии выделения заказников одинаковы для всех заказников, не зависимо от их размеров. Незначительные различия в критериях есть только для республиканских и местных заказников. Требования по подготовке НиТЭО, возможные варианты режимов охраны заказников одинаковы для всех заказников. При этом существует огромная разница в площади заказников. Самый маленький местный заказник – заказник «Липники» (площадь – 1,3 гектара) в более чем в 23 тысячи раз меньше самого крупного местного заказника – «Чериковский», (площадь – 30899,81 гектара). Напомню что критерии выделения для всех местных заказников и возможные варианты режимов охраны одинаковы для всех местных заказников.  Столь же заметное различие, хотя и менее масштабное, характерно и для заказников республиканского значения. Значительная часть местных заказников имеет площадь меньшую, чем памятники природы. А ряд заказников республиканского значения, по своей площади, больше или сравнимы с площадью большинства национальных парков и заповедником. Все это, как указывалось выше, ограничивает возможности дифференцированного подхода к охране, создает дополнительную нагрузку и повышает стоимость работ при подготовке НиТЭО и тд. В связи с этим предлагается дополнить категории ООПТ двумя новыми категориями: ландшафтный парк и природный резерват. Ландшафтный пар – это крупная ООПТ (как правило, более 10 тыс. га), на территории которой, относительно равномерно представлены все основные типы экосистем (водные, лесные, болотные, луговые), без очевидного доминирования одного типа. Ландшафтный парк предполагает возможность зонирования территории (по примеру с национальным парком) и соответственно дифференцированный подход к охране отдельных его частей. Для ландшафтного парка предполагается в обязательном порядке создание ГПУ и разработка плана управления. Задачами ландшафтного парка, помимо охраны природы, также является развитие экологического образования, туризма и научная деятельность. Примеры современных заказников, соответствующих критериям ландшафтного парка: Средняя Припять, Ольманские болота, Налибокский, Выгонощанское и др.

Заказник, в новой редакции его сути, является природной территорией средних размеров (как правило, но необязательно, до 10 тыс. га) в пределах которой доминирует один тип экосистем (лесные заказники, озерные, болотные, пойменные и тд.). Для управления заказника ГПУ создается при необходимости, разрабатывается План охраны, а не План управления. Главная задача заказника – сохранение представленных на его территории экосистем, включая активную охрану природы. Примеры существующих охраняемых территорий, соответствующих критериям заказников в новой редакции: Званец, Ельня, Морочно, Буда-Кошелевский и др.

Природный резерват – это небольшая ООПТ (как правило, но не обязательно, площадью до 1000 га), основной целью которой является строгая (заповедная) охрана природы на небольших территориях. К природным резерватам относятся природные территории относительно небольшого размера, наиболее ценные, сохранившиеся в наиболее приближенном к естественному состоянии, в высокой концентрацией охраняемых видов и биотопов, где не требуется реализация мер активной охраны. Режим охраны природных резерватов наиболее строгий, приближенный к заповедному. Примеры существующих охраняемых территорий, соответствующих критериям природного резервата: Хмелевка, Еловский, Вязень, Заозерье о др.

18.09.2025 17:13:06

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте