Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Статья 24
Право физических лиц на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться, в первую очередь, формированием в стране надлежащего законодательства, регулирующего правоотношения в этой сфере (как пример здесь может быть проект Экологического кодекса), во-вторых, деятельностью государственных органов, начиная с законодательных - формирование законодательства, обеспечение его реализации и соблюдения, применение санкций за нарушение, и лишьв третьих - деятельность общественных организаций, защита и самозащита и пр. Что касается самозащиты права, необходимо либо раскрывать понятийный аппарат, либо делать отсылку к ГК, но с оговоркой, что действия граждан (при самозащите права) не должны причинять большего вреда окружающей среде или правам других лиц, чем предотвращаемое нарушение.
21.09.2025 23:12:23
Swat2
Юрист
НОВИЧОК
0
11.0
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Статья 25
Право на благоприятную окружающую среду это не то чтобы личное неимущественное право, не связанное с имущественным, это одно из прав человека, согласно Резолюции Генассамблеи ООН от 28 июля 2022 года "76/300. Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду", документ A/RES/76/300, в связи с чем у государства есть объективная обязанность обеспечит ьреализацию этого права. Относительно ч.2 ст. 2, о компенсации морального преда, причиненного нарушением вышепоименованного права, есть необходимость расширения нормы, в частности:
Закрепить в Экологическом кодексе перечень критериев для оценки морального вреда в экологических делах, включая:
продолжительность и интенсивность негативного воздействия;
его последствия для здоровья и качества жизни;
степень утраты возможности пользоваться природными ресурсами и рекреационными объектами;
психологическое воздействие (например, проживание в условиях постоянного загрязнения).
Установить обязанность суда учитывать эти критерии при определении размера компенсации.
Разработать специальные методические рекомендации для судебной практики по экологическим делам.
21.09.2025 23:19:58
Swat2
Юрист
НОВИЧОК
0
11.0
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Статья 26
В действующей редакции пункт 3 статьи 26 устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь в общей форме — «соблюдать требования в области охраны окружающей среды». Такая формулировка является декларативной и не отражает современных экологических приоритетов.
В целях конкретизации оптимально было бы дополнить пункт 3 статьи 26 следующей редакцией:
«3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
соблюдать требования в области охраны окружающей среды, установленные настоящим Кодексом и иными актами законодательства;
внедрять наилучшие доступные технологические методы (НДТМ) в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;
принимать меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты;
обеспечивать минимизацию образования отходов, их раздельное накопление, утилизацию и передачу специализированным организациям для обезвреживания;
осуществлять производственный экологический контроль и предоставлять государственным органам экологическую отчётность в установленном порядке;
разрабатывать и реализовывать планы по предотвращению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде.
……»
Внесение данных дополнений позволит:
устранить декларативность статьи;
обеспечить конкретные обязанности бизнеса в области охраны окружающей среды;
согласовать Экологический кодекс с принципами устойчивого развития и международной практикой регулирования.
21.09.2025 23:23:18
Swat2
Юрист
НОВИЧОК
0
11.0
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Статья 27
"предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется вред окружающей среде или создается опасность причинения вреда окружающей среде в будущем;" - здесь первую часть представляется целесообразным изменить с тем, чтобы общественные объединения имели право предъявлять иски о возмещении вреда ... в интересах своих членов (участников), это более соответствует процессуальному законодательству. Вторую же часть - право предъявления исков о приостановлении или запрете деятельность - все же это надо разделять - приобстановление либо запрет, т.к. приостановление временное, а запрет может быть и постоянным - так вот вторую часть этого положения лучше вынести как отдельное право, не совмещая его с правом обращения с искоми о возмещении вреда.
21.09.2025 23:30:27
Swat2
Юрист
НОВИЧОК
0
11.0
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Элемент текста : Статья 28
1. Ограниченный характер участия в управлении ООПТ
Форма участия сведена к работе в научно-техническом совете «с согласия учреждения». Это делает участие общественности и бизнеса полностью зависимым от воли администрации заповедника или парка.
Такая модель ограничивает принцип открытости и снижает прозрачность управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).
В международной практике участие общественности в управлении ООПТ рассматривается как важный элемент.
Рекомендация: предусмотреть гарантированное участие представителей общественных объединений и местных сообществ в советах по управлению ООПТ, а не только по согласованию с учреждением.
2. Игнорирование прав местных сообществ
В тексте статьи отсутствует упоминание об учёте интересов местных жителей, проживающих вблизи ООПТ. Между тем именно они в наибольшей степени затрагиваются ограничениями в землепользовании и хозяйственной деятельности.
Рекомендация: закрепить обязанность учитывать мнение местных сообществ при объявлении и изменении режима ООПТ.
21.09.2025 23:31:32
Swat2
Юрист
НОВИЧОК
1
11.0
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 4 Элемент текста : Статьи 29-34
Поскольку в проекте кодекса достаточно подробно описан порядок проведения обзественных обсуждений, это позволяет предполагать, что не будут приниматься подзаконные акты, более подробно описывающие порядок и детали. В связи с этим необходимо тогда конкретизировать:
перечень каналов и способов информирования, сроки:
официальный сайт Министерства природных ресурсов;
сайты местных исполнительных и распорядительных органов;
публикации в региональных печатных СМИ;
размещение объявлений на информационных стендах в населённых пунктах, расположенных в зоне воздействия проекта.
Обеспечить доступность материалов для местных сообществ, в том числе:
подготовку краткого резюме проектов простым и понятным языком;
возможность ознакомиться с материалами не только в интернете, но и в местных администрациях, библиотеках, домах культуры;
проведение выездных встреч или собраний для жителей территорий, непосредственно затрагиваемых проектами.
Закрепить обязанность организаторов гарантировать равный доступ к материалам обсуждений всем социальным группам, включая уязвимые слои населения (пожилых, лиц с ограниченными возможностями, жителей сельских территорий, лиц с инвалидностью).
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Экологического кодекса Республики Беларусь
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Статья 24
Право физических лиц на благоприятную
окружающую среду должно обеспечиваться, в первую очередь, формированием в стране надлежащего законодательства, регулирующего правоотношения в этой сфере (как пример здесь может быть проект Экологического кодекса), во-вторых, деятельностью государственных органов, начиная с законодательных - формирование законодательства, обеспечение его реализации и соблюдения, применение санкций за нарушение, и лишьв третьих - деятельность общественных организаций, защита и самозащита и пр. Что касается самозащиты права, необходимо либо раскрывать понятийный аппарат, либо делать отсылку к ГК, но с оговоркой, что действия граждан (при самозащите права) не должны причинять большего вреда окружающей среде или правам других лиц, чем предотвращаемое нарушение.
21.09.2025 23:12:23
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Статья 25
Право на благоприятную окружающую среду
это не то чтобы личное неимущественное право, не связанное с имущественным, это одно из прав человека, согласно Резолюции Генассамблеи ООН от 28 июля 2022 года "76/300. Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду", документ A/RES/76/300, в связи с чем у государства есть объективная обязанность обеспечит ьреализацию этого права. Относительно ч.2 ст. 2, о компенсации морального преда, причиненного нарушением вышепоименованного права, есть необходимость расширения нормы, в частности:
Закрепить в Экологическом кодексе перечень критериев для оценки морального вреда в экологических делах, включая:
продолжительность и интенсивность негативного воздействия;
его последствия для здоровья и качества жизни;
степень утраты возможности пользоваться природными ресурсами и рекреационными объектами;
психологическое воздействие (например, проживание в условиях постоянного загрязнения).
Установить обязанность суда учитывать эти критерии при определении размера компенсации.
Разработать специальные методические рекомендации для судебной практики по экологическим делам.
21.09.2025 23:19:58
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Статья 26
В действующей редакции пункт 3 статьи
26 устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь в общей форме — «соблюдать требования в области охраны окружающей среды». Такая формулировка является декларативной и не отражает современных экологических приоритетов.
В целях конкретизации оптимально было бы дополнить пункт 3 статьи 26 следующей редакцией:
«3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
соблюдать требования в области охраны окружающей среды, установленные настоящим Кодексом и иными актами законодательства;
внедрять наилучшие доступные технологические методы (НДТМ) в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;
принимать меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты;
обеспечивать минимизацию образования отходов, их раздельное накопление, утилизацию и передачу специализированным организациям для обезвреживания;
осуществлять производственный экологический контроль и предоставлять государственным органам экологическую отчётность в установленном порядке;
разрабатывать и реализовывать планы по предотвращению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде.
……»
Внесение данных дополнений позволит:
устранить декларативность статьи;
обеспечить конкретные обязанности бизнеса в области охраны окружающей среды;
согласовать Экологический кодекс с принципами устойчивого развития и международной практикой регулирования.
21.09.2025 23:23:18
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Статья 27
"предъявлять в суд иски о возмещении вреда,
причиненного жизни, здоровью и имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется вред окружающей среде или создается опасность причинения вреда окружающей среде в будущем;" - здесь первую часть представляется целесообразным изменить с тем, чтобы общественные объединения имели право предъявлять иски о возмещении вреда ... в интересах своих членов (участников), это более соответствует процессуальному законодательству. Вторую же часть - право предъявления исков о приостановлении или запрете деятельность - все же это надо разделять - приобстановление либо запрет, т.к. приостановление временное, а запрет может быть и постоянным - так вот вторую часть этого положения лучше вынести как отдельное право, не совмещая его с правом обращения с искоми о возмещении вреда.
21.09.2025 23:30:27
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Элемент текста : Статья 28
1. Ограниченный характер участия в управлении
ООПТ
Форма участия сведена к работе в научно-техническом совете «с согласия учреждения». Это делает участие общественности и бизнеса полностью зависимым от воли администрации заповедника или парка.
Такая модель ограничивает принцип открытости и снижает прозрачность управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).
В международной практике участие общественности в управлении ООПТ рассматривается как важный элемент.
Рекомендация: предусмотреть гарантированное участие представителей общественных объединений и местных сообществ в советах по управлению ООПТ, а не только по согласованию с учреждением.
2. Игнорирование прав местных сообществ
В тексте статьи отсутствует упоминание об учёте интересов местных жителей, проживающих вблизи ООПТ. Между тем именно они в наибольшей степени затрагиваются ограничениями в землепользовании и хозяйственной деятельности.
Рекомендация: закрепить обязанность учитывать мнение местных сообществ при объявлении и изменении режима ООПТ.
21.09.2025 23:31:32
Юрист
НОВИЧОКГлава : 4 Элемент текста : Статьи 29-34
Поскольку в проекте кодекса достаточно
подробно описан порядок проведения обзественных обсуждений, это позволяет предполагать, что не будут приниматься подзаконные акты, более подробно описывающие порядок и детали. В связи с этим необходимо тогда конкретизировать:
перечень каналов и способов информирования, сроки:
официальный сайт Министерства природных ресурсов;
сайты местных исполнительных и распорядительных органов;
публикации в региональных печатных СМИ;
размещение объявлений на информационных стендах в населённых пунктах, расположенных в зоне воздействия проекта.Обеспечить доступность материалов для местных сообществ, в том числе:
подготовку краткого резюме проектов простым и понятным языком;
возможность ознакомиться с материалами не только в интернете, но и в местных администрациях, библиотеках, домах культуры;
проведение выездных встреч или собраний для жителей территорий, непосредственно затрагиваемых проектами.
Закрепить обязанность организаторов гарантировать равный доступ к материалам обсуждений всем социальным группам, включая уязвимые слои населения (пожилых, лиц с ограниченными возможностями, жителей сельских территорий, лиц с инвалидностью).
21.09.2025 23:40:25
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться