• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Экологического кодекса Республики Беларусь

65
закрыть тему
Swat2

Юрист

НОВИЧОК
0
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Статья 24


Право физических лиц на благоприятную
окружающую среду должно обеспечиваться, в первую очередь, формированием в стране надлежащего законодательства, регулирующего правоотношения в этой сфере (как пример здесь может быть проект Экологического кодекса), во-вторых, деятельностью государственных органов, начиная с законодательных  - формирование законодательства, обеспечение его реализации и соблюдения, применение санкций за нарушение, и лишьв третьих - деятельность общественных организаций, защита и самозащита и пр. Что касается самозащиты права, необходимо либо раскрывать понятийный аппарат, либо делать отсылку к ГК, но с оговоркой, что действия граждан (при самозащите права) не должны причинять большего вреда окружающей среде или правам других лиц, чем предотвращаемое нарушение.

21.09.2025 23:12:23

Swat2

Юрист

НОВИЧОК
0
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Статья 25


Право на благоприятную окружающую среду
это не то чтобы личное неимущественное право, не связанное с имущественным, это одно из прав человека, согласно Резолюции Генассамблеи ООН от 28 июля 2022 года "76/300. Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду", документ A/RES/76/300, в связи с чем у государства есть объективная обязанность обеспечит ьреализацию этого права. Относительно ч.2 ст. 2, о компенсации морального преда, причиненного нарушением вышепоименованного права, есть необходимость расширения нормы, в частности:

Закрепить в Экологическом кодексе перечень критериев для оценки морального вреда в экологических делах, включая:

продолжительность и интенсивность негативного воздействия;

его последствия для здоровья и качества жизни;

степень утраты возможности пользоваться природными ресурсами и рекреационными объектами;

психологическое воздействие (например, проживание в условиях постоянного загрязнения).

Установить обязанность суда учитывать эти критерии при определении размера компенсации.

Разработать специальные методические рекомендации для судебной практики по экологическим делам.

21.09.2025 23:19:58

Swat2

Юрист

НОВИЧОК
0
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Статья 26


В действующей редакции пункт 3 статьи
26 устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь в общей форме — «соблюдать требования в области охраны окружающей среды». Такая формулировка является декларативной и не отражает современных экологических приоритетов.

В целях конкретизации оптимально было бы дополнить пункт 3 статьи 26 следующей редакцией:

«3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

соблюдать требования в области охраны окружающей среды, установленные настоящим Кодексом и иными актами законодательства;

внедрять наилучшие доступные технологические методы (НДТМ) в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;

принимать меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты;

обеспечивать минимизацию образования отходов, их раздельное накопление, утилизацию и передачу специализированным организациям для обезвреживания;

осуществлять производственный экологический контроль и предоставлять государственным органам экологическую отчётность в установленном порядке;

разрабатывать и реализовывать планы по предотвращению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде.

……»

Внесение данных дополнений позволит:

устранить декларативность статьи;

обеспечить конкретные обязанности бизнеса в области охраны окружающей среды;

согласовать Экологический кодекс с принципами устойчивого развития и международной практикой регулирования.

21.09.2025 23:23:18

Swat2

Юрист

НОВИЧОК
0
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Статья 27


"предъявлять в суд иски о возмещении вреда,
причиненного жизни, здоровью и имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется вред окружающей среде или создается опасность причинения вреда окружающей среде в будущем;" - здесь первую часть представляется целесообразным изменить с тем, чтобы общественные объединения имели право предъявлять иски о возмещении вреда ... в интересах своих членов (участников), это более соответствует процессуальному законодательству. Вторую же часть - право предъявления исков о приостановлении или запрете деятельность - все же это надо разделять - приобстановление либо запрет, т.к. приостановление временное, а запрет может быть и постоянным - так вот вторую часть этого положения лучше вынести как отдельное право, не совмещая его с правом обращения с искоми о возмещении вреда.

21.09.2025 23:30:27

Swat2

Юрист

НОВИЧОК
0
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Элемент текста : Статья 28


1. Ограниченный характер участия в управлении
ООПТ

Форма участия сведена к работе в научно-техническом совете «с согласия учреждения». Это делает участие общественности и бизнеса полностью зависимым от воли администрации заповедника или парка.

Такая модель ограничивает принцип открытости и снижает прозрачность управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).

В международной практике участие общественности в управлении ООПТ рассматривается как важный элемент.

Рекомендация: предусмотреть гарантированное участие представителей общественных объединений и местных сообществ в советах по управлению ООПТ, а не только по согласованию с учреждением.

2. Игнорирование прав местных сообществ

В тексте статьи отсутствует упоминание об учёте интересов местных жителей, проживающих вблизи ООПТ. Между тем именно они в наибольшей степени затрагиваются ограничениями в землепользовании и хозяйственной деятельности.

Рекомендация: закрепить обязанность учитывать мнение местных сообществ при объявлении и изменении режима ООПТ.

21.09.2025 23:31:32

Swat2

Юрист

НОВИЧОК
1
11.0 8
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 4 Элемент текста : Статьи 29-34


Поскольку в проекте кодекса достаточно
подробно описан порядок проведения обзественных обсуждений, это позволяет предполагать, что не будут приниматься подзаконные акты, более подробно описывающие порядок и детали. В связи с этим необходимо тогда конкретизировать:

перечень каналов и способов информирования, сроки:

официальный сайт Министерства природных ресурсов;

сайты местных исполнительных и распорядительных органов;

публикации в региональных печатных СМИ;

размещение объявлений на информационных стендах в населённых пунктах, расположенных в зоне воздействия проекта.

Обеспечить доступность материалов для местных сообществ, в том числе:

подготовку краткого резюме проектов простым и понятным языком;

возможность ознакомиться с материалами не только в интернете, но и в местных администрациях, библиотеках, домах культуры;

проведение выездных встреч или собраний для жителей территорий, непосредственно затрагиваемых проектами.

Закрепить обязанность организаторов гарантировать равный доступ к материалам обсуждений всем социальным группам, включая уязвимые слои населения (пожилых, лиц с ограниченными возможностями, жителей сельских территорий, лиц с инвалидностью).

21.09.2025 23:40:25

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте