• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Экологического кодекса Республики Беларусь

65
закрыть тему
Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
7.2 72
Предлагаю утвердить экологический кодекс
одновременно на всех государственных языках. Он вводится впервые, а это замечательная возможность сразу проработать терминологию на беларуском языке и учесть права и законные интересы, как граждан читающих на русском, так и читающих на беларуском государственном языке.

17.09.2025 08:00:07

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
4
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Сроки обсуждения проекта Экологического Кодекса


По срокам обсуждения

Срок публичного
обсуждения проектов НПА определяется организаторами публичного обсуждения (с возможностью его дополнительного продления не позднее чем за один день до истечения срока публичного обсуждения).

С 1 февраля 2019 г. законодательно установлен минимальный срок такого обсуждения - 10 календарных дней. (п. 2 ст. 7 Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах", п. 13 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов).

В настоящий момент видно, что проект Экологического Кодекса состоит по факту из 11 НПА (8 Законов и 3 Указов). При этом сроки обсуждения проекта установлены минимальные - с 11 по 21 сентября 2025 г.

Если бы каждый из составляющих НПА в Экологическом Кодексе проходил бы обсуждение отдельно, то суммарно срок обсуждения всех НПА, составляющих Экологический Кодекс составил бы 110 дней.

Учитывая огромный размер проекта Экологического Кодекса – 513 (пятьсот тринадцать) страниц! - считаю необходимым продлить публичное обсуждение проекта минимум до 45 дней.

17.09.2025 08:47:15

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
8.0 163
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Раздел : 3 Глава : 12 Параграф : 105 Элемент текста : Требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду


Глава 12

Статья 105.

Требования
к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду

Проведение оценки воздействия на окружающую среду выполняется специалистами, прошедшими подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую среду по соответствующим компонентам природной среды в рамках освоения содержания образовательной программы дополнительного образования взрослых и соответствующих требованиям: наличие высшего образования по специальностям: ”Инженерная экология“, ”Экология“, ”Природоохранная деятельность“, ”Управление и охрана водных ресурсов“ либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки по специальностям переподготовки руководящих работников и специалистов по направлениям образования ”Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов“ и (или) ”Инженерная экология“;

Это прямое ограничение права на труд и дискриминация по принципу образования. Норма противоречит базовым принципам законодательства о труде.

Совсем непонятен выбор специальностей и их ограниченное количество.

”Инженерная экология“, ”Экология“, ”Природоохранная деятельность“ – самые общие специальности, универсального профиля. А универсализм - это умение делать всё, но всё одинаково плохо. ”Управление и охрана водных ресурсов – напротив узкая специализация только по одному направлению.

Норма не соответствует НПА Министерства образования, в частности Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», в котором присутствует гораздо большее количество специальностей, связанных с охраной окружающей среды (т.н. экологией), от «Биоэкология», «Геоэкология», «Медицинская экология», продолжая «Экология сельского хозяйства», «Химия (охрана окружающей среды» и заканчивая такими специальностями как «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна», «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».

Норма также не соответствует с НПА Минстройархитектуры - Постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.06.2024 N 70 «Об аттестации специалистов». Целесообразно приравнять специальности соответствующие специализации «Главный специалист, осуществляющий разработку раздела проектной документации (охрана окружающей среды)» специальностям специалистов, осуществляющих проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Согласно «Статья 102. Оценка воздействия на окружающую среду»

…

3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится с учетом следующих критериев: 3.1. всестороннее рассмотрение возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, включая здоровье физических лиц, земли (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир, также болота, леса, природные территории, подлежащие специальной охране, ООПТ, национальную экологическую сеть, биосферные резерваты, природные ландшафты и биотопы, естественные экологические системы, климат;

Может целесообразнее привязать специальности специалистов, осуществляющих проведение оценки воздействия на окружающую среду к направлениям воздействия на окружающую среду? То есть для растительного и животного мира – одни специальности, атмосферного воздуха другие и пр. А то получается специалист получивший обще-универсальную специальность «Экология» может проводить ОВОС по всем направлениям один, а специалист «Биоэколог» даже в части воздействия на животный и растительный мир не может поучаствовать?

18.09.2025 09:05:21

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Предлагается принять Пункт 1 Статьи 248 в
следующей редакции: 1. Управление ООПТ – деятельность, связанная с планированием и проведением природоохранных и иных мероприятий на ООПТ, направленных на обеспечение сохранения ценных природных комплексов и объектов, соблюдения режима ее охраны и использования. Пояснение: Поскольку главная цель создания ООПТ сохранения ценных природных комплексов и объектов, то и деятельность по управлению ООПТ, в первую очередь, должна быть направлена на  сохранения ценных природных комплексов и объектов.

18.09.2025 10:50:37

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 248 пункт 7. Основными задачами государственного природоохранного учреждения


Предлагается исключить из пункта 7 Статьи
248 фразу: "...а в случае, когда оно не создано, государственного органа..." Припять пункт 7 Статьи 248 в следующей редакции:  7. Основными задачами государственного природоохранного учреждения которому передана в управление ООПТ, являются:... ПОЯСНЕНИЕ: Задачи, возлагаемые на ГПУ столь значительны и обширны, что невозможно ожидать, что такие же задачи смогут и будут выполнять лесхозы или райисполкомы, в управлении которых чаще всего находятся ООПТ, в случае отсутствия ГПУ. Лесхозы и/или райисполкомы, не имеющие ни специалистов, ни отдельных средств для управления ООПТ, и имеющие массу других задач, при наличии данного пункта, будут блокировать создание ООПТ, в том числе из-за опасения дополнительной нагрузки, в том числе финансовой и дополнительных обязанностей.

18.09.2025 10:58:35

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 249. План управления ООПТ, пункт 1


Предлагается принять пункт 1, Статьи 249
в следующей редакции:

1. План управления ООПТ разрабатывается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 248 настоящего Кодекса.

ПОЯСНЕНИЕ: Пункт 2 статьи 248 настоящего Кодекса не касается плана управления. В данном случае должна быть отсылка к пункту 6 статьи 248 настоящего Кодекса.

18.09.2025 11:01:10

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 249. План управления ООПТ, пункт 2


Предлагается принять пункт 2 статьи 249
в следующей редакции:

2. Разработка плана управления ООПТ обеспечивается государственным природоохранным учреждением, в управление которого передана ООПТ, а в случае, когда оно не создано, государственным органом (иной государственной организации), в управление которого (которой) передана ООПТ. Для разработки плана управления ООПТ, в том числе на договорной основе, могут быть привлечены научные организации, подчиненные Национальной академии наук Беларуси, и иные научные и/или природоохранные организации, имеющие специалистов соответствующего профиля.

ПОЯСНЕНИЕ: Данный пункт, без предложенной редакции, создает монополию НАН на разработку Планов управления. Фактическая монополия одной организации, пусть и высококвалифицированной и имеющей ряд подразделений,  может негативно сказаться на качестве ПУ и удорожить стоимость работ по подготовке ПУ…

18.09.2025 11:03:31

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 249 План управления ООПТ, пункт 3


Предлагается принять пункт 3 статьи 249
в следующей редакции:

3. При подготовке проекта плана управления ООПТ готовится научное обоснование (констатирующая часть), которое должно содержать:

3.1. общую информацию об ООПТ (категория, вид, месторасположение, площадь ООПТ, вид, дата, регистрационный номер и название нормативного правового акта, которым была объявлена, преобразована ООПТ); 3.2. информацию о физико-географических условиях ООПТ (физико-географическое положение, характеристика рельеф местности, гидрологическое описание, ландшафтная структура, почвы и др.); 3.3. информацию о биологическом разнообразии ООПТ (общая характеристика растительности, описание флоры и фауны, включая виды диких животных и дикорастущих растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь и (или) подпадающие под действие международных договоров Республики Беларусь, типичных и редких биотопов); 3.4. информацию о социально-экономических условиях территории, на которой расположена ООПТ (включая основные виды хозяйственного использования ООПТ, дорожно-транспортную инфраструктуру, населенные пункты, при их наличии, историко-культурные достопримечательности; 3.5. оценку ценных природных комплексов и объектов в целях определения приоритетов в их охране и использовании, в том числе для использования их в туристической деятельности;

3.6 определение (перечень) объектов охраны ООПТ (перечень типичных и редких ландшафтов и/или биотопов, охраняемых видов и иных природных объектов, для сохранения которых создана ООПТ), включая их характеристику и точное место расположения с привязкой к географическим координатам и картографическому материалу;

3.7. оценку соблюдения режима охраны и использования ООПТ;

3.8. определение факторов вредного воздействия на ценные природные комплексы и объекты (типичные и редкие ландшафты и/или биотопы, охраняемые виды, иные природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ;

ПОЯСНЕНИЕ: На сегодняшний день, кроме Закона о ООПТ, отсутствуют иные НПА регламентирующие содержание научного обоснования плана управления. После вступления в силу Экологического кодекса, Закон о ООПТ будет отменен. Считаю целесообразным перенести норму закона о ООПТ, с некоторыми редакциями и дополнениями, касающуюся содержания научного обоснования плана управления. Это позволит контролировать и обеспечит необходимое качество подготовки планов управления.

18.09.2025 11:06:50

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 249. План управления ООПТ, пункт 4


Предлагается принять пункт 4 статьи 249
в следующей редакции:

4. План управления ООПТ должен содержать: 4.1. цели и задачи плана управления, срок его реализации;

4.2. перечень ценных природных комплексов и объектов (типичные и редкие ландшафты и/или биотопы, охраняемые виды, иные природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ, включая характеристику их состояния и точное место расположения с привязкой к географическим координатам и картографическому материалу;

4.3. перечень факторов вредного воздействия на ценные природные комплексы и объекты (типичные и редкие ландшафты и/или биотопы, охраняемые виды, иные природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ, а также в целом, комплексно влияющих на ООПТ;

4.4. мероприятия по охране, включая меры охраны ценных природных комплексов и объектов (типичных и редких ландшафтов и/или биотопов, охраняемых видов, иных природных объектов), для сохранения которых создана ООПТ, с указанием сроков реализации, объемов и источников финансирования этих мероприятий, а также ответственных исполнителей за проведение указанных мероприятий, разрабатываемые на пятилетние периоды

4.5. допустимые мероприятия по использованию ООПТ, благоустройству территории в границах ООПТ, информированию населения о границах, режиме охраны и использования ООПТ с указанием сроков реализации, объемов и источников финансирования этих мероприятий, а также ответственных исполнителей за проведение указанных мероприятий, разрабатываемые на пятилетние периоды;

4.6. систему оценки (мониторинг) состояния объектов охраны, эффективности мероприятий по охране, а также мониторинга выполнения иных мероприятий плана управления;

4.6. иные положения, подлежащие определению планом управления ООПТ в соответствии с настоящим Кодексом.

4.7. научное обоснование (констатирующая часть) является обязательной и неотъемлемой частью плана управления.

ПОЯСНЕНИЕ:  На сегодняшний день, кроме Закона о ООПТ, отсутствуют иные НПА регламентирующие содержание плана управления. После вступления в силу Экологического кодекса, Закон о ООПТ будет отменен. Считаю целесообразным перенести норму закона о ООПТ, с некоторыми редакциями и дополнениями, касающуюся содержания плана управления. Это позволит контролировать и обеспечит необходимое качество подготовки планов управления.  

18.09.2025 11:09:20

Андрей А

Пользователь

НОВИЧОК
0
30.0 27
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Статья 249. План управления ООПТ, пункт 5


Данный пункт пропущен в тексте Кодекса.
После пункта 4 следует пункт 6! Предлагается принять пункт 5 статьи 249 в следующей редакции:

5. К плану управления ООПТ прилагаются карты-схемы ООПТ, на которых должны быть указаны: 5.1. категории и виды земель, категории лесов, землепользователи; 5.2. места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и (или) к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь; 5.3. типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;

5.7. участки, на которых ограничена хозяйственная и иная деятельность в соответствии с режимом охраны и использования ООПТ; 5.7. участки, на которых запланирована хозяйственная и иная деятельность, включая виды деятельности, в соответствии с плановыми документами ведения таковой деятельности землепользователями; 5.4. места установки информационных, информационно-указательных и иных знаков; 5.5. места размещения объектов инфраструктуры туризма (эколого-информационные центры, экологические тропы, места размещения палаток и палаточных городков, туристских стоянок, других оборудованных зон и мест отдыха, стоянки механических транспортных средств и др.); 5.8. участки, на которых запланировано проведение мероприятий по управлению ценными природными комплексами и объектами (восстановление гидрологического режима, создание благоприятных условий для обитания диких животных и др.); 5.9. пункты наблюдений локальной сети комплексного мониторинга экосистем на ООПТ; 5.10. иные участки, подлежащие определению планом управления ООПТ в соответствии с настоящим Кодексом.

ПОЯСНЕНИЕ: На сегодняшний день, кроме Закона о ООПТ, отсутствуют иные НПА регламентирующие содержание плана управления. После вступления в силу Экологического кодекса, Закон о ООПТ будет отменен. Считаю целесообразным перенести норму закона о ООПТ, с некоторыми редакциями и дополнениями, касающуюся содержания плана управления. Это позволит контролировать и обеспечит необходимое качество подготовки планов управления.

18.09.2025 11:12:07

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте