следующего содержания: "2.14. реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
следующего содержания: "2.14. реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
В целях обеспечения доступности квалифицированной
юридической помощи, соблюдения принципов равенства профессиональной деятельности, соразмерности государственного регулирования и устойчивого развития регионов Республики Беларусь предлагаю пересмотреть предъявляемые требования к лицензированию юридической деятельности.
Согласно изменениям законодательства, с 2026 года оказание юридических услуг допускается исключительно в форме юридического лица при одновременном выполнении следующих условий:
- наличие в штате не менее двух аттестованных юристов, работающих по основному месту работы;
-наличие помещения, находящегося в собственности либо ином законном владении и соответствующего установленным требованиям.
Указанные требования практически исключают возможность осуществления юридической деятельности в малых городах и сельской местности и не учитывают реальные социально-экономические и кадровые условия регионов.
На практике в малых регионах Республики Беларусь:
-отсутствует экономическая целесообразность создания юридических лиц, оказывающих юридические услуги;
-отсутствует устойчивый спрос, позволяющий содержать штат, помещение и нести постоянные административные расходы;
-отсутствует кадровый потенциал для формирования штата из двух аттестованных юристов.
Фактически на сегодняшний день в малых регионах Республики Беларусь отсутствуют юридические лица, специализирующиеся на оказании юридических услуг, поскольку данная форма деятельности является экономически необоснованной и нерентабельной. В связи с этим юридические услуги в таких населённых пунктах традиционно оказывают иные специалисты (бухгалтеры), использующие правовые и законодательные базы, что не может заменить квалифицированную юридическую помощь.
Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.02.2025 № 14 установлена минимальная численность адвокатов в юридических консультациях. Однако даже данные нормативы во многих районах не обеспечены фактическим кадровым составом по объективным причинам. Это свидетельствует о системном дефиците юридических кадров в регионах, который усугубляется дальнейшим ужесточением требований к осуществлению юридической деятельности.
С точки зрения правовых принципов, установленные требования не соответствуют принципу соразмерности государственного регулирования, согласно которому ограничения права на осуществление профессиональной и предпринимательской деятельности должны быть необходимыми и адекватными заявленным целям. В условиях малых городов данные требования носят фактически запретительный характер и не способствуют повышению качества юридической помощи, а, напротив, приводят к её полному отсутствию.
Планируемые изменения, предусматривающие возможность оказания юридической помощи исключительно:
-в бизнес-инкубаторах;
-в центрах поддержки предпринимательства;
-при наличии в штате хотя бы одного аттестованного юриста, также не решают проблему доступности юридической помощи. Практика показала, что данные структуры не являются жизнеспособными в малых городах. В частности, в нашем городе центр поддержки предпринимательства был создан в 2018 году, однако прекратил деятельность спустя непродолжительное время в связи с отсутствием спроса и экономической нецелесообразностью. Юридическая помощь не может быть устойчиво привязана к формально существующей инфраструктуре, не учитывающей реальные потребности населения и бизнеса.
Сложившаяся ситуация также свидетельствует о нарушении принципа равенства условий осуществления профессиональной деятельности. В настоящее время
-бухгалтеры вправе осуществлять деятельность без аттестации, без обязательного наличия помещения и без штатных требований;
-налоговые консультанты не обязаны иметь штат и отдельное помещение;
- специалисты без профильного юридического образования вправе свободно оказывать консультационные услуги населению.
В то же время юрист с высшим юридическим образованием и профессиональным стажем обязан проходить аттестацию и одновременно лишается реальной возможности применять свои знания в регионах. Такое регулирование ставит юридическую профессию в заведомо неравное положение, подрывает её престиж, препятствует профессиональной самореализации и вынуждает квалифицированных специалистов покидать регионы либо менять сферу деятельности.
Отсутствие квалифицированной юридической помощи в малых городах и сельской местности:
-снижает уровень правовой защищённости граждан и субъектов хозяйствования;
-препятствует развитию малого и среднего бизнеса;
-ограничивает доступ к правосудию и правовой информации;
-тормозит социально-экономическое развитие регионов.
Юрист в малом городе выполняет не только коммерческую, но и социально значимую функцию, обеспечивая правовую стабильность, профилактику правовых конфликтов и повышение правовой культуры населения.
С учётом изложенного считаю правомерным и обоснованным допустить осуществление юридической деятельности в форме индивидуального предпринимательства как меры, обеспечивающей баланс публичных интересов и реальных возможностей регионов. Данная форма деятельности не снижает качество юридической помощи при наличии образования и аттестации, обеспечивает персональную ответственность специалиста и соответствует социально-экономическим условиям малых населённых пунктов.
В связи с изложенным предлагаю:
1. Разрешить оказание юридической помощи в статусе индивидуального предпринимателя при условии наличия высшего юридического образования и аттестации в населённых пунктах с численностью до 20 000 человек.
2. Установить упрощённый порядок лицензирования и осуществления юридической деятельности в малых городах и сельской местности, в том числе:
- отменить обязательное требование о наличии в штате двух аттестованных юристов;
- пересмотреть требования к наличию отдельного помещения.
3. Обеспечить равенство условий осуществления профессиональной деятельности между юристами, бухгалтерами и налоговыми консультантами.
4. Поддерживать специализацию юристов по отраслям права, что позволит повысить качество юридической помощи без формального укрупнения организационных структур.
Реализация указанных предложений позволит
- обеспечить доступность квалифицированной юридической помощи на всей территории Республики Беларусь;
-создать реальные условия для профессиональной деятельности юристов в регионах;
-стимулировать развитие предпринимательства в малых регионах;
-укрепить правовую культуру и доверие граждан к правовым институтам;
-устранить несоразмерные ограничения и повышенные требования в отношении юридической профессии.
2.14 «реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи» хотя бы для получения доп образования на базовом уровне без выдачи сертификата, ведь это кружок по интересам.
молодёжи. Не знаю о чём пишут некоторые комментарии: во-первых уже давно образованием детей могут заниматься только юр лица, во- вторых о каких кухнях и подвалах идёт речь, ведь каждое помещение проходит проверку сан-эпидем станцией с довольно строгими требованиями, в-третих образовательная программа подписывается отделом или управлением образования да еще с планами воспитательной работы, в-четвертых на работу принимаются педагоги с профильным образованием с кучей справок и выписок. Мне кажется, что и без лицензирования вся работа иных организаций, имеющих право на образование на сегодняшний день сполна регулируется государством. А про какие-то сырки, писал один из комментаторов, так это вообще не имеет отношение к допобразованию, это какой-то частный случай. Придя на кружок требуйте согласованную программу и иную документацию у организации, а если таковой не имеется, так такая организация и так не имеет право работать. И всё таки я за то, что бы исключить в пункте 2 статьи 213 подпункт 2.14 «реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи»
2.14 «реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи» так как это кружок по интересам, необязательный, не предусматривает выдачи сертификата или другого документа после прохождения курса. В пояснительной записке указано, что лицензирование вводится, в том числе, из-за перепрофилирования недобросовестных субъектов после лицензирования дошкольного образования. Однако предлагаемый инструмент бьет не только по "недобросовестным", но и по добросовестным микро-предприятиям, которые обеспечивают качественное, доступное и безопасное дополнительное образование, уже выполняя требования (уведомляют местные органы управления о начале деятельности, согласовывают программы, получают сан заключение, делают запрос на потенциального работника о наличии правонарушений и т.д)
кодекса Республики Беларусь, регулирующей индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также, учитывая положения Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь, согласно которым дела с участием физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность (деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность, самостоятельную профессиональную деятельность) стали подсудны экономическим судам предлагаю прямо закрепить в статье 221 Закона Республики Беларусь «О лицензировании» в том числе право оказания юридических услуг физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность. Юристы, имеющие свидетельство об аттестации лица, оказывающего юридические услуги наравне с адвокатами, обладают соответствующей профессиональной подготовкой для представления интересов заказчиков в экономическом суде. Учитывая введение аттестации, предлагаю предоставить право юридическим лицам, оказывающим юридические услуги представлять интересы заказчиков в экономических судах (термин «экономический суд» имеет значение, определенное в п.35 ст.1 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь).
редакции допускается реализация лекарственных препаратов медицинскими работниками, если в населенном пункте НЕТ аптеки. Эта оговорка ухудшает положение сельских жителей, так как в сельских аптеках часто нет фармацевтического работника на полную занятость, а медицинский работник может участвовать в выездных осмотрах и осуществлять розничную реализацию лекарств в соседних крошечных населенных пунктах. Поэтому предлагаю убрать это условие, аптека и медицинский работник, осуществляющий реализацию лекарственных препаратов могут параллельно функционировать в одном населенном пункте.
2.14 «реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи» В пояснительной записке предоставлена информация, что лицензирование вводится, в том числе, из-за перепрофилирования недобросовестных субъектов после лицензирования дошкольного образования, но на наш взгляд более правильным является необходимость предусмотреть механизмы выявления "недобросовестных" субьектов, так как предлагаемое изменение предполагает дополнительные временные и финансовые затраты тех, кто уже выполняет требования законодательства (уведомляют местные органы управления о начале деятельности, согласовывают программы, получают сан заключение, делают запрос на потенциального работника о наличии правонарушений и т.д), временные затраты уполномоченных органов на выдачу лицензии, а по сути процедура является дублирующей уже имеющиеся требования. А вероятность того, что "недобросовестные" субьекты так и останутся "недобросовестными" не исключена.
213 подпункт 2.14 «реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи» Занимаюсь 2 года такой деятельностью. Вынуждена открыть юр.лицо что повлекло высокую финансовую, налоговую и документальную нагрузку. Я занимаю одна и учеников немного. Зачем мне лишние время и трудозатраты. А я приравнена к предприятию. В моем малом городе таких образовательных услуг никто больше не оказывает, хочется поддержки от государства!
Рассмотреть сохранение прежней формулировки
нарушения Статьи 311. Грубые нарушения законодательства о лицензировании, связанного с условиями хранения лекарственных средств, а именно: «нарушение условий хранения лекарственных средств, приведшее к несоответствию их качества требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов».
Формулировка, используемая в проекте — «хранение лекарственных средств с нарушением условий хранения», — не учитывает ряд практических аспектов, возникающих на различных этапах обращения лекарственных средств. Указанная формулировка предполагает трактовку любого отклонения от установленных условий хранения как грубого нарушения, без учета характера, продолжительности отклонения и иных значимых параметров, а также без разграничения процессов, связанных с осуществлением рутинной деятельности (приемка, хранение, реализация лекарственных препаратов).
Особенно это актуально для условий хранения, сформулированных в обобщенном виде, таких как:
- «Хранить при температуре воздуха от +… °C до +… °C»;
- «Хранить в защищенном от света месте»;
- «Хранить в защищенном от влаги месте».
Кроме того, в пояснительной записке указано, что «производитель лекарственных средств гарантирует их качество, эффективность и безопасность только при условии соблюдения указанных на упаковке температуры, относительной влажности воздуха и иных специальных характеристик (например, хранить в защищенном от света месте)». Вместе с тем, несмотря на наличие данных о стабильности для ряда лекарственных препаратов, производитель в ряде случаев не располагает возможностью предоставить однозначные и количественно определённые сведения о допустимости и пределах отклонений от условий хранения.
На сегодняшний день в нормативных правовых актах, фармакопеях и документах производителей отсутствуют определения понятий кратковременного отклонения условий хранения, средней кинетической температуры, а также не установлены допустимые временные рамки отклонений, что затрудняет объективную и однозначную оценку выявляемых отклонений условий хранения лекарственных средств.
Рассмотреть формулировку нарушения,
связанного с дистанционным способом розничной реализации лекарственных препаратов, предусмотренного статьёй 311 «Грубые нарушения законодательства о лицензировании», с формулировки: «предложение к розничной реализации дистанционным способом лекарственных препаратов, не разрешенных к такой реализации» на формулировку: «реализация дистанционным способом лекарственных препаратов, не разрешенных к такой реализации».
С учётом того, что указанный вид деятельности осуществляется с использованием интернет-сайта, формулировка «предложение к розничной реализации» носит неопределённый и широкий характер. Она не содержит чётких критериев, позволяющих однозначно определить, какие элементы интернет-сайта образуют «предложение»: требуется ли наличие возможности оформления заказа, относится ли к «предложению» информационное описание лекарственного препарата с указанием реализации исключительно в аптеке, либо справочное описание без указания цены, оформления заказа и иных признаков возможности приобретения, а также может ли рассматриваться в качестве «предложения» само по себе доведение до потребителя информации о лекарственном препарате без оформления заказа, произведения оплаты или фактической передачи лекарственного препарата.
Использование формулировки «предложение к розничной реализации» создаёт риск широкого толкования нормы и, как следствие, привлечения к ответственности при отсутствии факта реализации лекарственного препарата.
Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie
Правовой форум