Сбор предложений по совершенствованию регулирования волонтерской деятельности
ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
Сбор предложений по совершенствованию регулирования волонтерской деятельности
23
Дмитрий Радзиевский
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
1
Волонтерство является добровольным и безвозмездным видом деятельности. Поэтому главный страх при создании закона - это создание преград на пути совершения данной деятельности. Такими преградами могут стать обязательная регистрация волонтеров, возложение непомерной ответственности на организации, получающие волонтерскую помощь.
Очень важно включать в процесс планирования Закона стороны, на которые он непосредственно будет влиять и которые смогут поделиться своим опытом работы в данной сфере. Это молодежные организации и инициативы, привлекающие волонтеров и сами волонтеры. В этом вопросе полностью разделяю и советую обратить внимание на Обращение БНМС "РАДА".
На сегодняшний день волонтерские инициативы заняты реализацией огромного количества проектов, появившихся в связи с пандемией COVID-19, поэтому даже просто высказать свое мнение в предоставленных каналах связи является очень сложным. Это повлияет на количество и качество полученных комментариев, соответственно не отразит реальное мнение общественности по данному вопросу. Поэтому важно увеличить срок разработки Законопроекта и реализовать практический подход по включению в этот процесс заинтересованных сторон.
13.05.2020 16:16
Ольга Смолянко
Юрист
НОВИЧОК
0
11.9
2
Согласно Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах" закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений. Безусловно, волонтерская деятельность относится к важным общественным отношениям. Вместе с тем, закон должен точно определять предмет правового регулирования, при его подготовке должна учитываться обоснованность включения в него тех либо иных норм. При регулировании отношений в сфере волонтерства, благотворительности важным является направленность норм на развитие данных институтов, при этом главная задача - не заурегулировать данную сферу.
Опыт ряда стран по принятию отдельного закона о волонтерской деятельности показывает, что принятый закон о волонтерской деятельности может быть крайне неэффективным и вместо развития сферы быть препятствием для такого развития. Кроме того, закон может просто не работать. Беларусь является далеко не первой страной, в которой идет речь о необходимости нормативного урегулирования института волонтерства. В связи с этим важным является детальное изучение законодательства и практики применения в странах, где есть такое законодательство: его преимуществ и недостатков (например, опыт РФ, Молдовы, Украины и т.д.)
Опыт работы некоммерческих организаций в Беларуси показывает, что в настоящее время в стране нет правовых норм, которые бы существенно препятствовали волонтерской деятельности. Однако, есть ряд нерешенных правовых проблем: 1) оформление компенсационных выплат волонтерам (за питание, проживание и т.п.), 2) налогообложение компенсационных выплат волонтерам, а также средств, направленных на их мотивацию и обучение (оплата обучения, информационных материалов и т.п.), 3) вопросы ответственности волонтеров перед третьими лицами, 4) вопросы ответственности перед волонтером, в том числе страхования на случай травмы при исполнении волонтерских обязанностей. Данные правовые проблемы вполне можно решить в рамках действующего законодательства: путем внесения изменений в Гражданский и Налоговые кодексы Республики Беларусь.
В любом случае для разработки эффективного законодательства необходима оценка потребностей и постоянные консультации с организациями самого разного характера деятельности, привлекающие к своей работе волонтеров (на всех стадиях процесса, а не только путем подобного сбора предложений, даже без опубликования концепции закона, информация о разработке которой содержалась на сайте Генпрокуратуры). В настоящее время в Беларуси в связи с пандемией также появилось большое количество самоорганизовавшихся волонтерских инициатив, деятельность которых направлена на помощь учреждениям здравоохранения и уязвимых групп. В связи с тем, что подобное явление ново для нашей страны, данные инициативы на практике могут сталкиваться с непроанализированными до настоящего времени проблемами. В связи с чем опять-таки для эффективного регулирования института волонтерства необходимо изучение опыта, правовых проблем и данных инициатив (что пока невозможно в настоящее время вследствие продолжения их работы) .
Полностью также поддерживаю мысль о том, что для эффективного регулирования волонтерства необходимо эффективное регулирование всего института благотворительности (привлечения ресурсов безвозмездно). Поэтому до урегулирования данного института необходим полный пересмотр норм законодательства о благотворительности, в том числе о безвозмездной (спонсорской) и иностранной безвозмездной помощи в консультациях с организациями гражданского общества.
13.05.2020 19:05
Татьяна Семашкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
1
Я, как представитель Республиканского молодежного объединения считаю, что такой закон нужен уже давно.
Хочется, чтобы волонтерство было признано на официальном уровне, т.к. волонтеры - это люди, заинтересованные в позитивных переменах в обществе. Закон должен четко определить статус волонтера, поднять имидж волонтерства в глазах общественности.
Считаю, что принятие этого закона должно быть совместно с негосударственными молодежными организациями, который имеют практический опыт и знают проблему изнутри.
14.05.2020 07:56
Алексей
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
1
П О З И Ц И Я
Координационного Комитета Беларусской национальной платформы
Форума гражданского общества Восточного Партнерства
относительно процесса разработки проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности», консультаций с общественностью
и необходимости временного моратория на разработку проекта Закона
В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 года № 482 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2020 год» Министерство юстиции Республики Беларусь в настоящее время осуществляет разработку проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности». Подготовка законопроекта осуществляется совместно с Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты, Министерством спорта и туризма, Белорусской республиканской коллегией адвокатов и Национальным центром законодательства и правовых исследований. Разработка законопроекта должна быть завершена до ноября 2020.
5 марта 2020 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь посредством своего официального сайта проинформировала общественность о том, что в 2019 году подготовила обоснование необходимости принятия специального закона для регулирования волонтерской деятельности и разработала концепцию законопроекта «О волонтерской деятельности».
Руководствуясь пунктом 5 статьи 42 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-3 «О нормативных правовых актах», Министерство юстиции пригласило ряд некоммерческих организаций «предоставить предложения по содержательному наполнению вышеуказанного законопроекта (пакета проектов) с соответствующим обоснованием, а также любую иную информацию, относящуюся к подготовке данных проектов». В марте 2020 года Министерство юстиции письменно обратилось к отдельным общественным организациям с просьбой предоставить предложения по содержанию законопроекта и в апреле 2020 года публично объявило о сборе предложений от заинтересованной общественности через электронные каналы коммуникации (правовой портал pravo.by и с помощью аккаунтов Министерства юстиции в социальных сетях).
Мы приветствуем действия Министерства юстиции, которые направлены на организацию взаимодействия с общественностью в процессе разработки проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности» и считаем необходимым обратить внимание на следующее:
1. Относительно текущего процесса сбора предложений.
До настоящего времени общественности не предоставлены и не опубликованы обоснование разработки проекта закона и концепции, что отрицательно влияет на характер взаимодействия. Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, какие задачи поставлены для разработки проекта, что представляет собой предмет и объем предполагаемого регулирования, какие именно правоотношения и какими средствами, по мнению инициаторов подготовки законопроекта и разработчиков призван урегулировать проект Закона «О волонтерской деятельности».
Сбор предложений о содержании законопроекта может являться эффективным механизмом взаимодействия с общественностью в случае, если 1) общественность проинформирована о задачах и подходах, которые поставлены перед разработчиками (обоснование необходимости принятия закона, концепция закона); 2) результаты сбора предложений являются доступными в полном объеме; 3) публичен и понятен механизм последующей работы с предложениями, что требует мотивированного ответа разработчика по учету или отклонению высказанных предложений.
2. Относительно текущего периода.
Необходимо отметить, что события февраля-мая 2020 года связанные с пандемией коронавируса COVID-19 должны существенно повлиять на оценку необходимости принятия закона и его задачи. В период весны этого года мы являемся свидетелями масштабного социального явления самоорганизации граждан и организаций негосударственной формы собственности в помощь медицинским работникам системы государственного здравоохранения и социально уязвимым группам населения. Люди и организации объединяют свои усилия по сбору денег, закупке и производству необходимого, готовят и развозят по больницам еду, организовывают бесплатный транспорт, безвозмездно используют производственные мощности. Тысячи людей и сотни организаций негосударственной формы собственности по всей стране на условиях волонтерства по собственному выбору объединяются и действуют в ответ на социальный вызов.
Разработка законопроекта была запланирована на 2020 год, однако следует учитывать внешние обстоятельства в которых предполагается ввести новое законодательное регулирование волонтерской деятельности.
Если задачи законопроекта состоят в создании условий для поддержки и развития волонтерской деятельности, то необходимо время и соответствующие инструменты для оценки текущего опыта самоорганизации и волонтерства. Именно анализ текущих событий, диалог с людьми и организациями, которые сейчас являются волонтерами в дополнение к предыдущему опыту позволит дать ответы на вопросы: нужен нам отдельный закон или действительные затруднения находятся в плоскости регулирования других нормативных актов Республики Беларусь; на создание каких механизмов поддержки волонтерской деятельности должно быть направлено регулирование.
На основании вышесказанного, предлагаем:
1. Продлить сроки подготовки и принятия Закона «О волонтерской деятельности» до 2022 года.
2. Провести комплексное исследование условий и среды волонтерской деятельности на основании методологии ООН и с привлечением международных и национальных экспертов до середины 2021 года.
3. На основании результатов исследования вернуться к вопросу о необходимости принятия отдельного закона.
4. В случае дальнейшей работы над законопроектом, создать надежные механизмы взаимодействия с общественностью: опубликовать обоснование принятия закона и концепцию; сделать публичными предложения государственных, негосударственных организаций и граждан; создать рабочую группу по разработке законопроекта с участием экспертов и представителей негосударственных организаций; обеспечить публичный характер деятельности рабочей группы.
12 мая 2020
Минск, Республика Беларусь
По поручению Координационного комитета,
председатель Андрей Егоров
14.05.2020 09:42
Дмитрий
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
1
Каб доўга не шукалі, публікую наш зварот да адказных дзяржаўных ворганаў з нагоды распрацоўкі закону "Аб валанцёрскай дзейнасці":
Зварот
Мы, саюз дваццаці сямі дэмакратычных моладзевых арганізацый Беларусі, створаны з мэтай кансалідацыі беларускіх моладзевых арганізацый грамадзянскай супольнасці дзеля прадстаўлення, прасоўвання і абароны агульных інтарэсаў, рэалізацыі права на свабоду аб’яднанняў, іншых канстытуцыйных правоў, прадстаўленыя кіруючым органам – Саветам “РАДА”, звяртаемся да Генеральнай пракуратуры Рэспублікі Беларусь і Міністэрства Юстыцыі з наступным зваротам:
Мы, прадстаўнікі моладзі і моладзевых арганізацый, якія актыўна займаюцца валанцёрствам як з боку арганізацыі валанцёрскай дзейнасці i развiцця валанцёрскаха руху ў межах дзейнасці сваіх арганізацый, так і асабістага валанцёрскага досведу і ўдзелу, выказваем адначасова зацікаўленасць ва ўдзеле і заклапочанасць бягучым працэсам распрацоўкі закону “Аб валанцёрскай дзейнасці” у Беларусі.
Мы падтрымліваем жаданне дзяржаўных ворганаў стварыць спрыяльныя ўмовы для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі. Мы вельмі зацікаўлены ў тым, каб валанцёрства было афіцыйна прызнаным, а валанцёрскі досвед адыгрываў большую ролю і меў большую вагу ў грамадстве, каб большая колькасць маладых людзей атрымлівала валанцёрскі досвед як у Беларусі, так і па-за яе межамі. Мы ўпэўнены, што развіццё валанцёрскага руху прынясе больш магчымасцяў, карысці і плёну для асабістага развіцця цяперашняй і будучай моладзі Беларусі.
Адначасова з гэтым, мы мусім заўважыць, што стварэнне гэтага закону з мэтай паляпшэння ўмоваў для валанцёрства не можа адбывацца без непасрэднага ўдзелу ўсіх зацікаўленых груп, у першую чаргу моладзевых арганізацый, чыя праца моцна залежыць ад удзелу валанцёраў і дзе каштоўнасці валанцёрства займаюць цэнтральнае месца.
Разам з гэтым адзначаем, што дзякуючы нашай сталай працы і нашым кантактам па-за межамі краіны у нас ёсць магчымасць далучыць да распрацоўкі закону міжнародных экспертаў, якія ўжо дапамагалі ў распрацоўцы падобных законаў у іншых краінах.
Але на дадзены момант мы бачым, што распрацоўка закона ідзе без магчымасці паўнавартаснага выкарыстання і ўключэння зацікаўленых у развіцці валанцёрства груп грамадства ў працэсс. Мы бачым, што Міністэстрвам Юстыцыі створаны наступныя магчымасці для выказвання прапаноў: ліставанне на пошту, каментаванне адмысловай тэмы на форуме (http://forumpravo.by/forums/actual.aspx?forum=29&topic=14320) i ў акаўнтах Мiнiстэрства Юстыцыi ў сацыяльных сетках. Пры гэтым варта заўважыць, што накіраваныя такім чынам прапановы не падлягаюць разгляду ў парадку, вызначаным Законам Рэспублікі Беларусь ад 18 лiпеня 2011 г. № 300-З “Аб зваротах грамадзян і юрыдычных асобаў”. І мы ўпэўнены, што гэты механізм не стварае паўнавартасных умоў для удзелу прадстаўнікоў зацікаўленых груп і не прадстаўляе магчымасцей для дыялогу, абмеркавання і разгляду меркаванняў і падыходаў да тэмы валанцёрства. Пра гэта ж сведчыць і адсутнасць прапісанага механізму працы з прапановамі з боку Міністэрства Юстыцыі.
Яшчэ адным важным момантам з’яўляецца развіццё і дзейнасць валанцёрскіх груп у апошнія месяцы ў сувязі з пандэміяй COVID-19. Досвед арганізацыі і працы гэтых валанцёрскіх груп, таксама як і іх узаемадзеянне з дзяржаўнымі структурамі, бізнэсам і грамадскім сектарам патрабуе вывучэння і не можа быць зроблены ў хуткім часе без шкоды для якасці. На наш погляд, калі не зрабiць аналіз гэтай сiтуацыi падчас распрацоўкі закону, то закон моцна згубіць свае актуальнасць і якасць, што прывядзе да неабходнасці яго зменаў.
Такім чынам мы адзначаем, што працэс падрыхтоўкі закону не выкарыстоўвае поўны патэнцыял удзелу грамадскіх арганізацый і валанцёраў, а таксама не ўлічвае бягучыя і актуальныя працэсы ў грамадскім жыцці, якія маюць вялікі ўплыў і на валанцёрскую дзейнасць і заклікаем Генеральную Пракуратуру і Міністэрства Юстыцыі Беларусі, а таксама ўсіх адказных за распрацоўку закона “Аб валанцёрскай дзейнасці”:
1. Адкласці распрацоўку закона, як мінімум на 1 год, улiчваючы валанцёрскую актыўнасць якая разгортваецца ў бягучы час, з мэтай арганізацыі рэальнага ўдзелу грамадскасці ў гэтым працэсе;
2. Да канца 2020 года правесці ацэнку асяроддзя для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі па метадалогіі ААН з прыцягненнем спецыялізаваных даследчых арганізацый;
3. Даць ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона або прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцкай дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона;
4. У бліжэйшы час афіцыйна апублікаваць (зрабіць даступнай для грамадскасці) створаную Генпракуратурай кароткую канцэпцыю, на падставе якой ажыццяўляецца распрацоўка закона;
5. У выпадку, калі пасля правядзення неабходных даследаванняў будзе прынята рашэнне працягнуць распрацоўку закона, просім стварыць працоўную групу з удзелам экспертаў і прадстаўнікоў арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцкай дзейнасці, ўлічыць удзел моладзевых арганізацый у распрацоўцы Дзяржаўнай моладзевай палітыкі 2030;
6. Уключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў валанцёрскага руху, арганізацый грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай группы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
7. Уключыць прадстаўнікоў РАДА ў працоўную групу.
11.05.2020, Мінск Зміцер Герыловiч, Старшыня БНМС РАДА
14.05.2020 09:43
Аня Дапшевичюте
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
1
Если опираться на тезис о том, что "предложения ожидаются в особенности от самих волонтёров" - вот что реальные волонтёры говорят о процессе разработки закона сейчас:
"Нам бы хотелось увидеть текст закона о волонтерстве и принять участие в его создании. Думаю, сейчас не нужно поспешно его принимать, потому что он может только навредить нам и многим НКО и фондам. Очень важно, чтобы составители закона проконсультировались с теми, кто занимается волонтерством непосредственно."
Полный текст с комментариями самих волонтёров и экспертов о происходящем - по ссылке - https://citydog.by/post/volunteers-law/
Стоит обратить внимание на проблемные зоны и мнения людей, которые прямо сейчас работают в критической ситуации.
Идея моратория разработки - очень разумная и взвешенная, если мы говорим о законе, как о качественном, рабочем инструменте, призванном развивать волонтёрское движение в стране.
14.05.2020 10:54
Ольга Филатова
Пользователь
НОВИЧОК
0
5.1
4
Я являюсь волонтером благотворительной организации. Мы помогаем людям с ограниченными возможностями. Важно мне кажется увязать закон о волонтерской деятельности и с деятельностью благотворительных организаций. остается открытым вопрос честности работы некоторых организаций. К примеру, сейчас на теме ковид 19 многие спекулируют, объявляют благотворительный сбор через платформы, а после люди, которые перечисляли взносы, не видят на что потрачено. И если можно, было бы здорово, чтобы волонтерам компенсировали либо льготировали проезд. Я живу в Фаниполе, трачу много средств на проезд. Приезжаю в Минск, там тоже перемещаюсь по городу, чтобы помочь инвалидам-колясочникам.
14.05.2020 14:54
Оксана Давыденко
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
1
Обзор немногочисленных нормативных правовых актов Республики Беларусь, затрагивающих деятельность волонтеров (Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном обслуживании», Инструкция о порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц с особенностями психофизического развития, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства туризма и спорта от 31 октября 2006 г. № 102/39), по нашему мнению, дает основание утверждать, что общественная деятельность в форме волонтерского движения лишь косвенно находит отражение в нормативных правовых актах в Республике Беларусь, и этого явно недостаточно, поскольку:
Во-первых, деятельность волонтеров не может быть ограничена молодежной аудиторией. Условия для участия лиц в социально значимой жизни общества независимо от их социального положения, религиозных или политических убеждений должны быть закреплены нормативно.
Во-вторых, отсутствует системное законодательное закрепление понятийного аппарата в сфере добровольческой деятельности.
В-третьих, по-прежнему неурегулированным остается правовой статус волонтера (добровольца). В нормативных правовых актах отсутствует закрепление прав, обязанностей и ответственности волонтеров.
Важно отметить, что общественные объединения в Республике Беларусь имеют только фиксированное членство. Законом не предусмотрено участие в деятельности объединения без обязательного оформления своего участия. Однако многолетний опыт работы подобного рода организаций показывает, что многие люди готовы оказывать поддержку общественному объединению на волонтерских началах, но не хотят входить в его состав. В связи с этим полагаем правильным учесть и нормативно закрепить такую практику и сформировавшиеся общественные отношения в этой сфере.
В то же время необходимо отметить, что особенно остро вопрос правового статуса волонтера стоит перед добровольцами, действующими в зоозащитной деятельности и помощи животным, поскольку нормативные правовые акты и правоприменительная практика в этой сфере крайне несовершенны и вызывают массу нареканий, что генерирует социальную напряженность.
На основании вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Ввести в законодательство Республики Беларусь положение о возможности привлечения общественными объединениями для выполнения уставных задач волонтеров без их обязательного членства в объединении. Отметим, что данная форма взаимодействия существует в ряде зарубежных государств.
В частности, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, предусматривает, что:
Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
- добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) международную или национальную (региональную) организацию (объединение) в индивидуальном или организованном (групповом) порядке.
При этом добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением), так и без заключения такового в случае существования договоренности добровольца (волонтера) непосредственно с получателем помощи добровольца (волонтера).
Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером) индивидуально могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и получателем помощи добровольца (волонтера) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в интересах получателя помощи добровольца (волонтера).
Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности должен быть заключен в письменной форме.
Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной уведомительной основе уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с установленными им правилами.
В то же время относительно необходимости заключения письменного договора с волонтером Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности» содержит следующую оговорку, заслуживающую внимания и адаптации применительно к нашему законодательству:
«Волонтерская организация обязана заключить с волонтером договор волонтерства, если волонтер занят волонтерской деятельностью более двадцати часов в месяц».
2. Закрепить понятие волонтерской организации.
Например, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, в качестве этой дефиниции определяет:
легитимную некоммерческую неправительственную организацию, зарегистрированную в государстве на общих основаниях, или международную неправительственную некоммерческую организацию, имеющую государственную регистрацию (представительство) на территории государства осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, выступающую организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющую добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающую к своей деятельности добровольцев (волонтеров), которые действуют от их имени и по поручению.
Закон Итальянской Республики от 11 августа 1991 года «Основные положения о волонтерстве» в свою очередь определяет, что:
волонтерские организации могут принимать любые юридические формы, которые считаются наиболее подходящими для достижения своих целей, исключая ограничения совместимости с их целями солидарности. Регионы создают и ведут регистры волонтерских организаций.
Включение в реестры является предварительным условием для получения доступа к государственной помощи, а также для установления соглашений и получения налоговых льгот.
3. Определить возраст, с которого физические лица могут осуществлять волонтерскую деятельность.
По общему правилу волонтерскую деятельность могут осуществлять физические лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Физическими лицами, не достигшими восемнадцати лет, волонтерская деятельность осуществляется при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию, и негативно не отражается на процессе обучения. Физические лица, не достигшие четырнадцати лет, участвуют в волонтерской деятельности с письменного согласия родителей (иных законных представителей) или в их сопровождении.
Аналогичные нормы содержит Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности».Сходные по сути нормы установлены Законом Республики Молдова от 18 июня 2010 года № 121 «О волонтерстве» и Законом Украины от 19 апреля 2011 года № 3236-VI «О волонтерской деятельности», согласно которым:
«Договор волонтерства может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать договор волонтерства с письменного согласия законного представителя.».
4. Предусмотреть отрытый перечень направлений волонтерской деятельности. Аналогичные нормы содержатся в Законе Республики Молдова от 18 июня 2010 года № 121 «О волонтерстве» и Законе Украины от 19 апреля 2011 года № 3236-VI «О волонтерской деятельности».5. Закрепить право волонтеров на возмещение всех разумных расходов, понесенных ими в процессе волонтерской деятельности.
В том числе на: возмещение суточных расходов, возмещения ущерба, причиненного при осуществлении добровольной деятельности; компенсацию за использование своего имущества.
Порядок возмещения вреда, причиненного волонтером третьим лицам, определяется договором.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Азербайджанской Республики от 9 июня 2009 года № 828-IIIQ «О добровольной деятельности».
Договоры с добровольцем могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Механизмы и порядок возмещения всех разумных расходов, понесенных волонтерами в процессе волонтерской деятельности, требуют также регулирования нормами налогового права.
6. Закрепить иные права волонтеров, в том числе на:
получение спецодежды, возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и других затрат, связанных с осуществлением волонтерской деятельности;
получение инструкций по технике безопасности при осуществлении волонтерской деятельности;
обеспечение проведения вакцинации, медицинского осмотра и других лечебно-профилактических мероприятий, непосредственно связанных с осуществлением волонтерской деятельности;
гарантии социальной защиты и оказание медицинской помощи, если это предусмотрено договором волонтерства;
получение от волонтерской организации рекомендательных писем, а также внесение записей в личную книжку волонтера о его общественно полезной деятельности, месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о его дополнительной подготовке.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Туркменистана от 12 января 2016 года № 320-V «О волонтерстве».7. Закрепить социальные льготы для волонтеров.
Например, Законом Туркменистана от 12 января 2016 года № 320-V «О волонтерстве» предусмотрено, что:
Волонтерская деятельность, подтвержденная личной книжкой волонтера и рекомендательными письмами, учитывается как опыт общественно полезной деятельности, если таковой является обязательным условием при приеме на работу или учебу.
Волонтерство, осуществляемое студентом с целью формирования навыков и приобретения профессионального опыта, подтвержденное личной книжкой волонтера и договором волонтерства, засчитывается в учебной или производственной (преддипломной) практике, если студентом отработано не менее 40 часов и учреждение профессионального образования имеет с волонтерской организацией соглашение (договор) о сотрудничестве.
В то же время Закон Итальянской Республики от 11 августа 1991 года «Основные положения о волонтерстве» содержит еще более широкий перечень льгот, возможных к применению и в Республике Беларусь.
Например:
работники, являющиеся членами организаций, включенных в реестры, имеют право использовать формы гибкого рабочего графика или изменения, предусмотренные коллективными договорами или контрактами на выполнение волонтерских услуг при условии организации компании.
8. Не облагать подоходным налогом с физических лиц доходы волонтеров в рамках гражданско-правовых договоров на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг, полученные ими в натуральной форме либо в виде выплат на возмещение расходов на форменную одежду, жилье, проезд, питание, медицинскую страховку и прочие нужды по указанным договорам.
При этом также следует исключить из объектов обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров).Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
14.05.2020 16:27
Антонина
Юрист
НОВИЧОК
0
4.1
1
Предложения
Вынуждены высказать лишь некоторые предложения, поскольку представляется более правильным обсуждать уже разработанный законопроект, когда понятны его суть. Хотелось бы обратить внимание на «запоздалость» такой разработки, учитывая значимость и важность данного законопроекта для общества, что особенно очевидно в условиях пандемии коронавируса, когда помощь волонтеров крайне нужна и востребована.
В настоящее время общественная деятельность в форме волонтерского движения лишь косвенно находит отражение в нормативных правовых актах в Республике Беларусь, и этого явно недостаточно, поскольку деятельность волонтеров не может быть ограничена молодежной аудиторией. Условия для участия лиц в социально значимой жизни общества независимо от их социального положения, религиозных или политических убеждений должны быть закреплены нормативно.
Необходимо:
1. Учесть прогрессивный зарубежный опыт.
2. Разработать и законодательно закрепить понятийный аппарат в сфере добровольческой деятельности, принципы.
3. Четко определить правовой статус волонтера (добровольца): права, обязанности, социальные гарантии и льготы (в целях стимулирования), ответственность.
4. Закрепить понятие волонтерской организации, определить ее статус и ответственность, порядок создания и контроля за ее деятельностью (поступлением и расходованием денежных средств), включая общественный контроль и соблюдения принципа информационной открытости.
5. Определить возраст, с которого физические лица могут осуществлять волонтерскую деятельность, ограничения, исключения и т.д.
6. Предусмотреть примерный (с учетом сложившейся практики), но открытый перечень направлений волонтерской деятельности и помощи (во избежание создания излишних бюрократических барьеров).
7. Предусмотреть информационные базы данных.
Обращаем внимание на то, что общественные объединения в Республике Беларусь имеют только фиксированное членство. Законом не предусмотрено участие в деятельности объединения без обязательного оформления своего участия. Однако многолетний опыт помощи безнадзорным животным и общение с добровольцами показывает, что многие люди готовы оказывать поддержку различного рода общественному объединению на волонтерских началах, но не хотят входить в его состав. В связи полагаем правильным учесть и нормативно закрепить такую практику и сформировавшиеся общественные отношения в этой сфере.
Особенно остро вопрос правового статуса волонтера стоит перед добровольцами, действующими в зоозащитной деятельности и помощи животным, поскольку нормативные правовые акты и правоприменительная практика в этой сфере несовершенны и вызывают массу нареканий. Необходимо учесть риски злоупотребления этим правом, а также использования волонтерской помощи в корыстных интересах со стороны руководителей либо других членов общественной организации, что подрывает авторитет и доверие к таких организациям, демотивирует граждан, готовых оказывать бескорыстно помощь и не способствует вовлечению в него новых добровольцев.
На основании изложенного предлагается также ввести в законодательство Республики Беларусь норму о возможности привлечения общественными объединениями для выполнения уставных задач волонтеров без их обязательного членства в объединении.
Отметим, что данная форма взаимодействия существует в ряде зарубежных государств.
В частности, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, предусматривает, что:
Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
- добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) международную или национальную (региональную) организацию (объединение) в индивидуальном или организованном (групповом) порядке.
При этом добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением), так и без заключения такового в случае существования договоренности добровольца (волонтера) непосредственно с получателем помощи добровольца (волонтера).
Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером) индивидуально могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и получателем помощи добровольца (волонтера) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в интересах получателя помощи добровольца (волонтера).
Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности должен быть заключен в письменной форме.
Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной, уведомительной основе уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с установленными им правилами.
В то же время относительно необходимости заключения письменного договора с волонтером Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности» содержит следующую оговорку, заслуживающую внимания и адаптации применительно к нашему законодательству:
«Волонтерская организация обязана заключить с волонтером договор волонтерства, если волонтер занят волонтерской деятельностью более двадцати часов в месяц.».
14.05.2020 18:17
Александр Королевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
1
Як прадстаўнік грамадскай арганізацыі "Адукацыйны цэнтар "ПОСТ" падкрэліваю неабходнасць наступных крокаў:
1. Адкласці распрацоўку закона, як мінімум на 1 год, улiчваючы валанцёрскую актыўнасць якая разгортваецца ў бягучы час, з мэтай арганізацыі рэальнага ўдзелу грамадскасці ў гэтым працэсе;
2. Да канца 2020 года правесці ацэнку асяроддзя для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі па метадалогіі ААН з прыцягненнем спецыялізаваных даследчых арганізацый;
3. Даць ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона або прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцкай дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона;
4. У бліжэйшы час афіцыйна апублікаваць (зрабіць даступнай для грамадскасці) створаную Генпракуратурай кароткую канцэпцыю, на падставе якой ажыццяўляецца распрацоўка закона;
5. У выпадку, калі пасля правядзення неабходных даследаванняў будзе прынята рашэнне працягнуць распрацоўку закона, просім стварыць працоўную групу з удзелам экспертаў і прадстаўнікоў арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцкай дзейнасці, ўлічыць удзел моладзевых арганізацый у распрацоўцы Дзяржаўнай моладзевай палітыкі 2030;
6. Уключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў валанцёрскага руху, арганізацый грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай группы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
Сбор предложений по совершенствованию регулирования волонтерской деятельности
23Пользователь
НОВИЧОК13.05.2020 16:16
Юрист
НОВИЧОК13.05.2020 19:05
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 07:56
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 09:42
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 09:43
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 10:54
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 14:54
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 16:27
Юрист
НОВИЧОК14.05.2020 18:17
Пользователь
НОВИЧОК14.05.2020 20:11
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться