В частности, проектом Закона: • предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли; • в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров; • устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра; • сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела.
Сроки проведения обсуждения: с 22 апреля по 2 мая 2025 г.
22.04.2025 09:00:00
Евгений Кулинкович
Пользователь
НОВИЧОК
26
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.
Чем обосновано такое изменение в условия включения в реестр таможенных представителей и почему они выделены из остального списка лиц перечисленных в пункте 3 статьи 298 Закона непонятно. В обосновании изменений указано на совершенствование условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела, при этом фактически исключаются все таможенные представители без доли государства в уставном фонде. Высвобождение значительного количества сотрудников - специалистов по таможенному декларированию повлияет на передел рынка услуг по таможенному декларированию в сторону снижения качества оказываемых услуг, снижению количества слушателей курсов повышения квалификации ГИПК и ПК таможенных органов Республики Беларусь, снижению налоговых поступлений от деятельности таможенных представителей.
22.04.2025 13:57:23
РАД
Пользователь
НОВИЧОК
27
1.7
1
Предлагаемые изменения в Закон о таможенном регулировании касательно таможенных представителей фактически исключает нахождение в реестре частных компаний малого и среднего бизнеса. Выполнение предлагаемых изменений согласно п.25 «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.» делает невозможным выполнение условий для частных организаций. Данная норма если будет принята вступает в противоречие с заявлениями Президента Республики Беларусь.
Александр Лукашенко 17 февраля на встрече с представителями частных компаний заявил, что развитие в Беларуси комфортной бизнес-среды одним из приоритетов государственной экономической политики.
Изменения касательно наличия в штате не менее десяти специалистов по таможенному декларированию ставит в худшие условия белорусских таможенных представителей по отношению к коллегам из других стран членов ЕАЭС так как в Российской Федерации наличие квалификационного аттестата обязательным не является.
22.04.2025 14:31:39
Виталий Соболевский
Пользователь
НОВИЧОК
26
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : п.25 «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
Из 79 (100 %) компаний, включенных в реестр (на 18.04.2025), только 15 (19%) являются государственными, из которых 5 (6,32%) (РУП «Белтаможсервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», БЕЛИНТЕРТРАНС, РУП «БЕЛПОЧТА») являются «классическими таможенными представителями», то есть оказывают возмездные услуги третьим лицам. Оставшиеся 10 - промышленные государственные предприятия, использующие данный статус для собственных нужд. 64 (81%) компании - частные предприятия, в том числе совместные с иностранным капиталом. Их исключение парализует 80% рынка таможенных услуг. Это целая отрасль экономики. Тысячи людей останутся без рабочих мест.
Далее, в результате таких изменений Республика Беларусь - получит непрозрачную бюджетную схему, со значительными коррупционными рисками.
В случае, когда государственное предприятие, как таможенный представитель перечисляет платежи в бюджет - это перемещение денег внутри бюджетной системы. Никакого реального притока средств не происходит. Сегодня же частные компании ежегодно обеспечивают бюджету миллиарды рублей настоящих, дополнительных поступлений. Мы собственноручно лишим себя этих доходов.
Если таможенным представителем может быть только госпредприятие (РУП, ОАО с госучастием >50%), то:
Таможенные платежи (пошлины, НДС, сборы) формально уплачиваются государственной компанией (например, РУП «Белтаможсервис»), в случае нарушения норма таможенного законодательства, в том числе в виде доначислений сумм таможенных платежей, государство будет штрафовать (взыскивать) государственное предприятие, то есть само себя. Либо таможенные органы будут более лояльны к таким предприятиям, что будет порождать коррупционные риски, что в конченом итоге выльется в значительное снижение поступлений в бюджет.
В-третьих, исчезнут стимулы для эффективной работы.
Госпредприятия, зная, что им не грозит банкротство, не будут заинтересованы в качественном сервисе. Уже сейчас мы видим, что там, где нет конкуренции, падает качество.
22.04.2025 16:05:35
OSH
Пользователь
НОВИЧОК
24
2.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Комментарий к фрагменту проекта НПА пункт 25. Пункт 3 статьи 298: Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.
Данная формулировка (элемент текста) на наш взгляд, ущемляет права действующих хозяйственных субъектов - коммерческие организации (доля таких субъектов (коммерческих организаций) в Республике Беларусь в настоящее время ориентировочно составляет 74%)) и может привести к их полному устранению с сферы оказания таможенных услуг представителям бизнеса. Просим данный элемент текста исключить. В случае исключения данного элемента текста, будет достигнут, согласно Закона РБ от 17.07.2018 г. №130-З О нормативных актах. Статья 6. Пункт 5., принцип социальной справедливости, принцип баланса в правовом регулировании прав, свобод и обязанностей всех лиц, осуществляющих добросовестную деятельность в сфере таможенного дела в Республики Беларусь уже много лет. И будут созданы равные условия для всех участников в сфере таможенного дела в Республике Беларусь как с долей государства так и коммерческих организаций, сохранят рабочие места, поступление налогов в бюджет, ускорит совершение таможенных операций, увеличит пропускную способность в РПТО и в ВПТО Республики Беларусь.
22.04.2025 17:35:23
ОЛЬГА ПЕТРОВНА
Пользователь
НОВИЧОК
26
1.7
1
Подавляющее большинство организаций (всего 79 организаций, которые на сегодняшний день включены в реестр таможенных представителей) являются частными организациями, имущество которых не находится в собственности РБ и, следовательно, в связи с невыполнением данного пункта, многочисленное количество граждан РБ останутся без работы и средств к существованию.
Следует отметить, что в нашей стране, благодаря Президенту Республики Беларусь, частный бизнес поддерживается государством. так, 17 февраля 2025 года обсуждалось стимулирование развития предпринимательского сектора экономики. Александр Лукашенко отметил, что частный бизнес занимает немалую долю белорусской экономики. поэтому развитие комфортной бизнес-среды - один из приоритетов государственной экономической политики", - подчеркнул белорусский лидер.
Следует отметить также, что Президентом Республики Беларусь была принята директива № 4 (директива Президента № 4 – это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси.), в которой содержаться 9 разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Особенно необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Данное изменение коренным образом противоречит первым двум разделам директивы и лишает возможности частным организациям работать и конкурировать в соответствующей сфере, улучшая качество предоставляемых услуг на всех уровнях.
Также необходимо отметить, что полностью дискредитируется принцип транзитной привлекательности Республики Беларусь.
т.к. более 80% таможенных представителей являются частными организациями, у которых налажена работа в таможенной сфере с юридическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств, то при принятии данной нормы, транзитная привлекательность Республики Беларусь существенно снизиться, что приведет не только к финансовым потерям самого государства, но и репутационным потерям Республики Беларусь на международной арене.
Таким образом, данная норма лишает возможности развития малого и среднего бизнеса в данной сфере, граждане Республики Беларусь, которые задействованы в данном секторе останутся без средств к существованию, будет нарушен основной принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, монополизации данной сферы оказания услуг и недобросовестной конкуренции, утраты транзитной привлекательности Республики Беларусь.
Гл. 55 ст. 401 п.4 Таможенного Кодекса ЕАЭС определено: «при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим кодексом при совершении таможеных операций декларантом или иными заинтересованными лицами». ст.402 п.2 определяет «законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя , в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающих их соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством государств-членов».
данная норма устанавливает жесткие требования для таможенных представителей Республики Беларусь и в 5 раз увеличивает рекомендательную («может устанавливаться») норму сотрудников, установленных Таможенным Кодексом ЕАЭС (не менее двух работников), что противоречит нормам таможенного кодекса ЕАЭС, установленных ст.ст. 401 и 402.
Ужесточение требований к количеству сотрудников таможенного представителя приведет к монополизации данной сферы, малый и средний бизнес прекратит свое существование, что приведет к увеличению безработицы в регионах.
23.04.2025 08:24:30
JarCh
Юрист
НОВИЧОК
24
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Согласен, с предыдущими комментариями. Добавлю лишь, что на мой взгляд при разработке данного законопроекта, в частности конкретно нормы предусматривающей ограничение субъектов хозяйствования частной формы собственности при включении в реестр таможенных представителей, на мой взгляд законодателю необходимо обратить внимание на действующие правовые нормы, которые на мой взгляд прямо запрещают принимать подобные решения. В частности обращаю ваше внимание, на ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".
В частности на статью 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов
1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:
1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
2.1. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
2.2. устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на изготовление (производство) определенных видов товаров;
2.8. устанавливать для потребителей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
2.9. создавать дискриминационные условия.
Хотелось бы уточнить позицию Министерства антимонопольного регулирования и торговли по данному пункту.
23.04.2025 08:28:01
Вероника Лукашевич
Пользователь
НОВИЧОК
23
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
Введение данной нормы закона фактически исключает из реестра таможенных представителей частных компаний малого и среднего бизнеса, что приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в сфере таможенного дела. Возникновение монополии, искусственное гашение конкуренции, бюрократический подход, коррупционные риски, затягивание сроков таможенного декларирования, высвобождение на рынок труда большого количества специалистов, что повлечет за собой увеличение процента безработицы и уменьшение показателей социально-экономического развития населения, недопоступление в бюджет страны налогов от осуществления предпринимательской деятельности, - все это нарушает принципы Республики Беларусь как транзитного государства. Таможенная политика Республики Беларусь в сфере таможенного дела всегда была направлена на упрощение таможенных процедур и повышение транзитной привлекательности страны, которая находится на основных транспортных перекрестках Европы и Азии.
На встрече с представителями частных предприятий 17 февраля 2025 года Лукашенко Алекандр Григорьевич сказал: «Думаю, что и мы должны исходить исключительно из интересов своей экономики. Власть в равной степени заинтересована, чтобы частный и государственный секторы, а также иностранные предприятия работали на общее благо людей и страны. Это говорит о том, что мы должны поставить в равные условия частные и государственные формы собственности предприятий. В равные условия».
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.
23.04.2025 10:47:49
kseniapnn
Пользователь
НОВИЧОК
20
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Субъекты хозяйствования зачастую обращаются к одному конкретному таможенному представителю, уже знакомому со спецификой работы конкретного субъекта, особенностями оформления их документов, возможными и наиболее часто встречаемыми ошибками в их документах. Такие долгосрочные связи влияют на скорость и безошибочность таможенного оформления, сопутствующего деятельности значительной части участников хозяйственной деятельности Республики Беларусь, учитывая, что доля частных компаний среди таможенных представителей составляет более 50%. Конкретный таможенный представитель максимально глубоко изучает конкретные товарные группы, следит за появлением классификационных решений и изменением общемировой политической и внутригосударственной риторики относительно конкретных групп товаров. В том числе способствуя беспрепятственному ввозу товаров, обращение которых затруднено ввиду неопределенности статуса отдельных стран ко ввозу конкретных товарных групп. Что сказывает на объёме поступающих в государственный бюджет таможенных платежей. В дополнение к вышесказанному можно уточнить, что таможенное оформление отдельных высокотехничных и требующих фундаментальных знаний естественных наук групп товаров требует высокого уровня профессиональных и квалификационных знаний. Отдельные субъекты хозяйствования обращаются к конкретным таможенным представителям, в штате которых имеются сотрудники необходимых квалификаций. Переход субъектов хозяйствования единомоментно к работе с новыми контрагентами спровоцирует увеличившееся количество нарушений таможенного законодательства, связанного с неверной классификацией товаров, вытекающей из этого недоплатой таможенных платежей и несвоевременным соблюдением иных мер таможенного законодательства. Увеличит скорость Это увеличит нагрузку на проверяющие и контролирующие органы таможни. Также было уже упомянуто, что снижение предложения на рынке таможенных представительств снизит уровень качества предлагаемых услуг. Небольшие частные компании более мобильны к внедрению изменений и быстрее адаптируются. И особенно стоить упомянуть тысячи узкопрофильных специалистов, которые останутся без рабочих мест и не смогут найти их быстро ввиду специфики своего образования и профессиональной деятельности. Такой шаг абсолютно не соответствует социально-ориентированной рыночной экономике, которая утверждена в государстве. Считаем внесение следующего текста "имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице" в пункт 3 статьи 298 ухудшением существующей положения на рынке услуг таможенного представительства и действием вразрез с заявленной президентом РБ политикой в отношении социального-экономического положения населения.
23.04.2025 10:51:09
Dmitriy2003
Пользователь
НОВИЧОК
13
3.7
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице. Введение данной нормы закона фактически исключает из реестра таможенных представителей частных компаний малого и среднего бизнеса. Возникновение монополии повлечет за собой увеличение процента безработицы и уменьшение показателей социально-экономического развития населения, - все это нарушает принципы Республики Беларусь как транзитного государства и повышение транзитной привлекательности страны, развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
В частности, проектом Закона:
• предусматривается реализация положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года по вопросам электронной торговли;
• в отношении товаров электронной торговли устанавливаются порядок исполнения обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, применения мер по взысканию пеней, процентов в отношении таких товаров;
• устанавливаются условия, при которых субъект хозяйствования может получить статус оператора электронной торговли, основания приостановления деятельности оператора и его исключения из соответствующего реестра;
• сокращается количество документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела.
Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 22 апреля по 2 мая 2025 г.
22.04.2025 09:00:00
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более
пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых
принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.
Чем обосновано такое изменение в условия
включения в реестр таможенных представителей и почему они выделены из остального списка лиц перечисленных в пункте 3 статьи 298 Закона непонятно. В обосновании изменений указано на совершенствование условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела, при этом фактически исключаются все таможенные представители без доли государства в уставном фонде. Высвобождение значительного количества сотрудников - специалистов по таможенному декларированию повлияет на передел рынка услуг по таможенному декларированию в сторону снижения качества оказываемых услуг, снижению количества слушателей курсов повышения квалификации ГИПК и ПК таможенных органов Республики Беларусь, снижению налоговых поступлений от деятельности таможенных представителей.
22.04.2025 13:57:23
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаемые изменения в Закон о таможенном
регулировании касательно таможенных представителей фактически исключает нахождение в реестре частных компаний малого и среднего бизнеса. Выполнение предлагаемых изменений согласно п.25 «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.» делает невозможным выполнение условий для частных организаций. Данная норма если будет принята вступает в противоречие с заявлениями Президента Республики Беларусь.
Александр Лукашенко 17 февраля на встрече с представителями частных компаний заявил, что развитие в Беларуси комфортной бизнес-среды одним из приоритетов государственной экономической политики.
Изменения касательно наличия в штате не менее десяти специалистов по таможенному декларированию ставит в худшие условия белорусских таможенных представителей по отношению к коллегам из других стран членов ЕАЭС так как в Российской Федерации наличие квалификационного аттестата обязательным не является.
22.04.2025 14:31:39
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : п.25 «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
Из 79 (100 %) компаний, включенных в реестр
(на 18.04.2025), только 15 (19%) являются государственными, из которых 5 (6,32%) (РУП «Белтаможсервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», БЕЛИНТЕРТРАНС, РУП «БЕЛПОЧТА») являются «классическими таможенными представителями», то есть оказывают возмездные услуги третьим лицам. Оставшиеся 10 - промышленные государственные предприятия, использующие данный статус для собственных нужд. 64 (81%) компании - частные предприятия, в том числе совместные с иностранным капиталом. Их исключение парализует 80% рынка таможенных услуг. Это целая отрасль экономики. Тысячи людей останутся без рабочих мест.
Далее, в результате таких изменений Республика Беларусь - получит непрозрачную бюджетную схему, со значительными коррупционными рисками.
В случае, когда государственное предприятие, как таможенный представитель перечисляет платежи в бюджет - это перемещение денег внутри бюджетной системы. Никакого реального притока средств не происходит. Сегодня же частные компании ежегодно обеспечивают бюджету миллиарды рублей настоящих, дополнительных поступлений. Мы собственноручно лишим себя этих доходов.
Если таможенным представителем может быть только госпредприятие (РУП, ОАО с госучастием >50%), то:
Таможенные платежи (пошлины, НДС, сборы) формально уплачиваются государственной компанией (например, РУП «Белтаможсервис»), в случае нарушения норма таможенного законодательства, в том числе в виде доначислений сумм таможенных платежей, государство будет штрафовать (взыскивать) государственное предприятие, то есть само себя. Либо таможенные органы будут более лояльны к таким предприятиям, что будет порождать коррупционные риски, что в конченом итоге выльется в значительное снижение поступлений в бюджет.
В-третьих, исчезнут стимулы для эффективной работы.
Госпредприятия, зная, что им не грозит банкротство, не будут заинтересованы в качественном сервисе. Уже сейчас мы видим, что там, где нет конкуренции, падает качество.
22.04.2025 16:05:35
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Комментарий к фрагменту проекта НПА пункт 25. Пункт 3 статьи 298:
Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более
пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых
принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.
Данная формулировка (элемент текста) на
наш взгляд, ущемляет права действующих хозяйственных субъектов - коммерческие организации (доля таких субъектов (коммерческих организаций) в Республике Беларусь в настоящее время ориентировочно составляет 74%)) и может привести к их полному устранению с сферы оказания таможенных услуг представителям бизнеса. Просим данный элемент текста исключить. В случае исключения данного элемента текста, будет достигнут, согласно Закона РБ от 17.07.2018 г. №130-З О нормативных актах. Статья 6. Пункт 5., принцип социальной справедливости, принцип баланса в правовом регулировании прав, свобод и обязанностей всех лиц, осуществляющих добросовестную деятельность в сфере таможенного дела в Республики Беларусь уже много лет. И будут созданы равные условия для всех участников в сфере таможенного дела в Республике Беларусь как с долей государства так и коммерческих организаций, сохранят рабочие места, поступление налогов в бюджет, ускорит совершение таможенных операций, увеличит пропускную способность в РПТО и в ВПТО Республики Беларусь.
22.04.2025 17:35:23
Пользователь
НОВИЧОКПодавляющее большинство организаций (всего 79 организаций, которые на сегодняшний день включены в реестр таможенных представителей) являются частными организациями, имущество которых не находится в собственности РБ и, следовательно, в связи с невыполнением данного пункта, многочисленное количество граждан РБ останутся без работы и средств к существованию.
Следует отметить, что в нашей стране, благодаря Президенту Республики Беларусь, частный бизнес поддерживается государством. так, 17 февраля 2025 года обсуждалось стимулирование развития предпринимательского сектора экономики. Александр Лукашенко отметил, что частный бизнес занимает немалую долю белорусской экономики. поэтому развитие комфортной бизнес-среды - один из приоритетов государственной экономической политики", - подчеркнул белорусский лидер.
Следует отметить также, что Президентом Республики Беларусь была принята директива № 4 (директива Президента № 4 – это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси.), в которой содержаться 9 разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Особенно необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Данное изменение коренным образом противоречит первым двум разделам директивы и лишает возможности частным организациям работать и конкурировать в соответствующей сфере, улучшая качество предоставляемых услуг на всех уровнях.
Также необходимо отметить, что полностью дискредитируется принцип транзитной привлекательности Республики Беларусь.
т.к. более 80% таможенных представителей являются частными организациями, у которых налажена работа в таможенной сфере с юридическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств, то при принятии данной нормы, транзитная привлекательность Республики Беларусь существенно снизиться, что приведет не только к финансовым потерям самого государства, но и репутационным потерям Республики Беларусь на международной арене.
Таким образом, данная норма лишает возможности развития малого и среднего бизнеса в данной сфере, граждане Республики Беларусь, которые задействованы в данном секторе останутся без средств к существованию, будет нарушен основной принцип добросовестной конкуренции независимо от форм собственности, монополизации данной сферы оказания услуг и недобросовестной конкуренции, утраты транзитной привлекательности Республики Беларусь.
Гл. 55 ст. 401 п.4 Таможенного Кодекса ЕАЭС определено: «при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим кодексом при совершении таможеных операций декларантом или иными заинтересованными лицами». ст.402 п.2 определяет «законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя , в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающих их соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством государств-членов».
данная норма устанавливает жесткие требования для таможенных представителей Республики Беларусь и в 5 раз увеличивает рекомендательную («может устанавливаться») норму сотрудников, установленных Таможенным Кодексом ЕАЭС (не менее двух работников), что противоречит нормам таможенного кодекса ЕАЭС, установленных ст.ст. 401 и 402.
Ужесточение требований к количеству сотрудников таможенного представителя приведет к монополизации данной сферы, малый и средний бизнес прекратит свое существование, что приведет к увеличению безработицы в регионах.
23.04.2025 08:24:30
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более
пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых
принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Согласен, с предыдущими комментариями.
Добавлю лишь, что на мой взгляд при разработке данного законопроекта, в частности конкретно нормы предусматривающей ограничение субъектов хозяйствования частной формы собственности при включении в реестр таможенных представителей, на мой взгляд законодателю необходимо обратить внимание на действующие правовые нормы, которые на мой взгляд прямо запрещают принимать подобные решения. В частности обращаю ваше внимание, на ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".
В частности на статью 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов
1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:
1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
2. Государственным органам запрещается, если иное не установлено решениями Президента Республики Беларусь, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, совершать действия (бездействие), если такие акты законодательства, иные правовые акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе:
2.1. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
2.2. устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на изготовление (производство) определенных видов товаров;
2.8. устанавливать для потребителей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
2.9. создавать дискриминационные условия.
Хотелось бы уточнить позицию Министерства антимонопольного регулирования и торговли по данному пункту.
23.04.2025 08:28:01
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
Введение данной нормы закона фактически
исключает из реестра таможенных представителей частных компаний малого и среднего бизнеса, что приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в сфере таможенного дела. Возникновение монополии, искусственное гашение конкуренции, бюрократический подход, коррупционные риски, затягивание сроков таможенного декларирования, высвобождение на рынок труда большого количества специалистов, что повлечет за собой увеличение процента безработицы и уменьшение показателей социально-экономического развития населения, недопоступление в бюджет страны налогов от осуществления предпринимательской деятельности, - все это нарушает принципы Республики Беларусь как транзитного государства. Таможенная политика Республики Беларусь в сфере таможенного дела всегда была направлена на упрощение таможенных процедур и повышение транзитной привлекательности страны, которая находится на основных транспортных перекрестках Европы и Азии.
На встрече с представителями частных предприятий 17 февраля 2025 года Лукашенко Алекандр Григорьевич сказал: «Думаю, что и мы должны исходить исключительно из интересов своей экономики. Власть в равной степени заинтересована, чтобы частный и государственный секторы, а также иностранные предприятия работали на общее благо людей и страны. Это говорит о том, что мы должны поставить в равные условия частные и государственные формы собственности предприятий. В равные условия».
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, на развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также на принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности.
23.04.2025 10:47:49
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Субъекты хозяйствования зачастую
обращаются к одному конкретному таможенному представителю, уже знакомому со спецификой работы конкретного субъекта, особенностями оформления их документов, возможными и наиболее часто встречаемыми ошибками в их документах. Такие долгосрочные связи влияют на скорость и безошибочность таможенного оформления, сопутствующего деятельности значительной части участников хозяйственной деятельности Республики Беларусь, учитывая, что доля частных компаний среди таможенных представителей составляет более 50%. Конкретный таможенный представитель максимально глубоко изучает конкретные товарные группы, следит за появлением классификационных решений и изменением общемировой политической и внутригосударственной риторики относительно конкретных групп товаров. В том числе способствуя беспрепятственному ввозу товаров, обращение которых затруднено ввиду неопределенности статуса отдельных стран ко ввозу конкретных товарных групп. Что сказывает на объёме поступающих в государственный бюджет таможенных платежей. В дополнение к вышесказанному можно уточнить, что таможенное оформление отдельных высокотехничных и требующих фундаментальных знаний естественных наук групп товаров требует высокого уровня профессиональных и квалификационных знаний. Отдельные субъекты хозяйствования обращаются к конкретным таможенным представителям, в штате которых имеются сотрудники необходимых квалификаций. Переход субъектов хозяйствования единомоментно к работе с новыми контрагентами спровоцирует увеличившееся количество нарушений таможенного законодательства, связанного с неверной классификацией товаров, вытекающей из этого недоплатой таможенных платежей и несвоевременным соблюдением иных мер таможенного законодательства. Увеличит скорость Это увеличит нагрузку на проверяющие и контролирующие органы таможни. Также было уже упомянуто, что снижение предложения на рынке таможенных представительств снизит уровень качества предлагаемых услуг. Небольшие частные компании более мобильны к внедрению изменений и быстрее адаптируются. И особенно стоить упомянуть тысячи узкопрофильных специалистов, которые останутся без рабочих мест и не смогут найти их быстро ввиду специфики своего образования и профессиональной деятельности. Такой шаг абсолютно не соответствует социально-ориентированной рыночной экономике, которая утверждена в государстве. Считаем внесение следующего текста "имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице" в пункт 3 статьи 298 ухудшением существующей положения на рынке услуг таможенного представительства и действием вразрез с заявленной президентом РБ политикой в отношении социального-экономического положения населения.
23.04.2025 10:51:09
Пользователь
НОВИЧОКтекста : Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице. Введение данной нормы закона фактически исключает из реестра таможенных представителей частных компаний малого и среднего бизнеса. Возникновение монополии повлечет за собой увеличение процента безработицы и уменьшение показателей социально-экономического развития населения, - все это нарушает принципы Республики Беларусь как транзитного государства и повышение транзитной привлекательности страны, развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4.
23.04.2025 12:12:19
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться