Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3
Оказание услуг таможенного представителя с государственной формой собственности обеспечивает легальноеполучение выручки от оказываемых услуг. В отличии от частных компаний, которых у нас 81 %
24.04.2025 16:08:31
Анастасия Иванова
Пользователь
НОВИЧОК
10
1.7
1
Предлагаемые изменения в Закон о таможенном регулировании негативно повлияют на финансовые механизмы банков, применяемые при уже сложившейся практики.
24.04.2025 16:47:49
SAFARI
Пользователь
НОВИЧОК
13
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".
В частности на статью 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов
1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:
1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
Президентом Республики Беларусь была принята директива № 4 (директива Президента № 4 – это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси.), в которой содержаться 9 разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Особенно необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Данное изменение коренным образом противоречит первым двум разделам директивы и лишает возможности частным организациям работать и конкурировать в соответствующей сфере, улучшая качество предоставляемых услуг на всех уровнях.
Предлагаемое решение:
– полностью исключить из пункта 25 (Пункт 3 статьи 298) абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
24.04.2025 17:05:01
Natalia_NV
Пользователь
НОВИЧОК
13
2.7
2
Пунктом 25 проекта Закона вносятся изменения в пункт 3 статьи 298, в частности, имущество таможенных представителей должно находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице. В качестве обоснования проекта Закона заявлена необходимость совершенствования условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела. Данные изменения противоречат законодательству Республики Беларусь, а именно: Статьёй 13 Конституции Республики Беларусь установлено, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Данные изменения фактически монополизируют сферу услуг в области таможенного дела в качестве таможенного представителя предприятиями государственной формы собственности. Сфера услуг в области таможенного дела в качестве таможенного представителя в соответствии со статьёй 3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" не признана сферой естественных монополий. Так как некоторые предприятия занимают доминирующее положение на рынке таможенных услуг, изменение Закона повлечёт нарушение статьи 18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З (ред. от 03.04.2024) "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, по созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок.
24.04.2025 21:32:56
Natalia_NV
Пользователь
НОВИЧОК
7
2.7
2
23 апреля 2025 года на сайте Правого форума Беларуси был размещен Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Проект) для цели публичного обсуждения данного проекта НПА. Так, 25 пункт данного Проекта определяет, что право на включение в реестр таможенных представителей будут иметь юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице. Также пункт 31 Проекта устанавливает необходимость наличия в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Наличие меньшего количества аттестованных специалистов повлечет за собой приостановление деятельности таможенного представителя. Считаем, что данные изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам. 1. Снижение конкуренции на данном направлении неизбежно приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров. 2. Необходимость содержания в штате «порогового» количества специалистов по таможенному декларированию (не менее 10) неизбежно приведет к росту затрат таможенного представителя, которые в свою очередь приведут к увеличению тарифов на оказываемые таможенными представителями услуги, и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров. 3. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резиденства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение «порога» в 10 специалистов приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей. В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение). Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения. 4. Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны. В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси. 5. Нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек. 6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции. 7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики. Таким образом можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя: · не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя; · не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации; · не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис. 8. Проект Закона ведет к нарушению баланса между целями регулирования и масштабом вмешательства. Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения: были адресными; не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели; были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны. В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование: квалификационных требований к специалистам; усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами); допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д. Исходя из вышеизложенного, просим не включать соответствующие положения в итоговую редакцию Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
24.04.2025 21:36:41
ELENAknNda7UY2
Пользователь
НОВИЧОК
11
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице
Требование, которому должны будут соответствовать таможенные представители: “имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице“ противоречит основным законодательным актам Республики Беларусь:
1) Противоречит Конституции Республики Беларусь части 2 ст.13 государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).
2. Противоречит Закону от 12 декабря 2013 г. № 94-З Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности»
3. Противоречит положению Статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях"
4. Противоречит Директиве Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010 года.
5. Противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС
Данное требование для соответствия таможенному представителю не учитывает действующие правовые и законодательные акты, финансово-экономические, cоциальные последствия изменений действующего законодательства.
25.04.2025 00:06:07
Люся Иванова
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.7
2
Согласна с комментарием, что у таможенного представителя с государственной формой собственности легальное получение выручки от оказываемых услуг. Полностью поддерживаю проект Закона! Что у большинства частных таможенных представителей в собственности - один стол, стул и 2 ЭЦП! И более 10 работников дома на диване набирают декларации и скидывают для регистрации держателям ЭЦП! Квалифицированные (с аттестатом) специалисты по таможенному декларированию без работы не останутся, вернутся в государственные организации, где и работали ранее!
25.04.2025 08:48:59
ООО КАРГОКОНСАЛТ
Пользователь
НОВИЧОК
11
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Комментарий к проекту изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» по вопросу о включении в реестр таможенных представителей. Прошло менее четырех лет с того момента, как вступила в силу редакция Закона РБ «О таможенном регулировании» (25.07.2022 г.), согласно которому на сегодняшний день осуществляется работа участников рынка таможенных услуг. Неужели за три неполных года данная редакция в части включения в реестр таможенных представителей устарела или настолько была не продумана, что необходимо вносить такие существенные изменения? Если посмотреть на ст.298 и ст. 310 действующего Закона, то мы увидим прогрессивные нормы права полностью соответствующие требованиям текущего времени и разработанные в соответствии с требованиями таможенного кодекса ЕАЭС. Ст.298 п.3 действующей редакции предусматривает: «Право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.» Для исключения лиц из недружественных стран лишним не будет прописать дополнительные условия в Законе «учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС». Однако третий абзац («имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице» проекта будет явным перегибом который не следует допускать и необходимо исключить из проекта. Несколько аргументов в пользу исключения данной предлагаемой нормы: 1) Из 79 организаций, что составляет 100 % компаний, включенных в реестр таможенных представителей 15 это 19% соответствуют предлагаемой норме проекта Закона, из которых 5 это 6,3% (РУП «Белтаможсервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», РУП «Белинтертранс», РУП «Белпочта») могут оказывать возмездные услуги иным лицам. Остальные 10 это государственные предприятия, использующие данный статус для собственных нужд. 64 организации или 81% составляют частные предприятия. Это значительная отрасль экономики в сфере услуг. 2) Данное предложение не соответствует проводимой работе по сближению законодательств Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, которое так же не стоит игнорировать. Пункт 4 статьи 347 Закона о таможенном регулировании Российской Федерации определено, что иными условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются: «юридическое лицо, которое не является, казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона; организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона;» 3) Кроме того, предлагаемая норма права «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.» значительно ограничивает граждан РБ, работников таможенного представителя в возможности выбора рабочего места т.к. частные компании на рынке таможенных услуг составляют более 80%. 4) Директива №4 Президента РБ требует обеспечить развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от формы собственности и создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности. Предлагаемые изменения явно идут в разрез с требованием Президента Республики Беларусь.
Предложенные изменения по количеству специалистов в штате таможенного представителя с не менее двух до не менее десяти нельзя считать обоснованными. В нынешней редакции Закона, от 22.07.2022 г., законодателем досконально и гармонично продуманы и определены в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия включения и порядок совершения таможенных операций работниками таможенного представителя РБ. Так п.1 п.п.1.1 Ст.310 Закона требуется наличие в штате не менее двух специалистов, а так же определено, что для этого специалиста это основное место работы. Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя. Предлагаемые изменения о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию и отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы содержит дискриминационные и несправедливые нормы. В странах таможенного Союза наличие специалистов по таможенному декларированию не требуется за исключением Кыргызстана, где так же установлена норма, как и в Законе РБ не менее двух специалистов. Проконтролировать работника таможенному представителю, работает человек где то по совместительству или нет, не представляется возможным, т.к. трудовая книжка совместителю не требуется. Для реализации этой нормы необходимы изменения в трудовое законодательство, где должно быть прописано, что совместитель обязан уведомить основного нанимателя о совмещаемой работе. Требование о наличии в штате таможенного представителя десяти специалистов, ставит в менее благоприятные условия белорусского таможенного представителя по отношению к таможенным представителям стран ЕАЭС. В Казахстане, Армении, Российской Федерации наличие специалистов не требуется, а в Кыргызстане требуется не менее двух специалистов. Таможенным Кодексом ЕАЭС в ст.401 п.4 установлено «При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим Кодексом при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами.» Тем же таможенным Кодексом ст.402 п.2 определено, «Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов.» Но стоит заметить, что необходимо учитывать также норму ст.401 п.4 про жесткие требования. Увеличения в пять раз наличие специалистов тяготит больше к жестким требованиям, чем к мягкому предложению, что не совсем соответствует норме права таможенного союза. Как итог: - Исключить из проекта предлагаемое изменение ст.298 Закона о таможенном регулировании в части добавления абзаца, «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице». - Исключить из проекта предлагаемые изменения о «наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций»; в виду явно несправедливых мер по отношению к белорусскому бизнесу и необоснованных ущемлений прав граждан Республики Беларусь, препятствующих развитию деловой активности в государстве и явно идущие в разрез с заявлением Президента Республики Беларусь. Стоит так же отметить, что деятельность таможенного представителя рассчитана на длительный период т.к. банковская гарантия необходимая для включения в реестр таможенных представителей имеет регресс в более чем два года. После потери статуса таможенного представителя, организация обязана выплачивать проценты за выданную гарантию. Исходя из этого, требования о включении в реестр таможенного представителя должны быть долгосрочными и неизменными и не должны меняться через два года в таких серьезных и существенных вопросах. Данная, уже существующая норма соответствует всем стандартам таможенного союза, что подтверждается схожими требованиями во всех странах ЕАЭС, была закреплена Законом Республики Беларусь и подписана Президентом Республики Беларусь и не должна подлежать изменению.
25.04.2025 10:51:59
Li4KA123
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
1. Новая редакция п. 3 статьи 298 противоречит Конституции Республики Беларусь, а именно части 2 статьи 13, в которой говорится, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия. Интересно было бы услышать комментарий Министерства Юстиции, МАРТ и Министерства экономики к этому пункту. 2. О запрете совместительства. Данная норма противоречит Трудовому Кодексу. И соответственно, интересно услышать комментарий Минтруда о законности данной нормы. Предлагаю: Исключить из новой редакции пункт 3 статьи 298.
25.04.2025 12:45:10
АТП
Пользователь
НОВИЧОК
7
2.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт : 25 Элемент текста : «Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: ... абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.».
Пунктом 25 законопроекта предложена новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона, определяющей общие положения о о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. При этом предлагаемые изменения затронули исключительно лиц, включенных в реестр таможенных представителей, либо имеющих намерение быть в него включенным. Наиболее спорное предложение разработчика - право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон, не понимание аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения и соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза.
С практической точки зрения следует отметить, что таможенные представители совершают таможенные операции не только для лиц государств членов ЕАЭС, но и для иностранных лиц, в том числе недружественных государств. На протяжении последних лет регулярно расширяется список белорусских юридических лиц, как правило государственной формы собственности, в отношении которых недружественные иностранные государства вводят различно рода запреты, существенно влияющие на осуществление хозяйственной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем исключить вышеназванную норму из проекта Закона.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3
Оказание услуг таможенного представителя
с государственной формой собственности обеспечивает легальное получение выручки от оказываемых услуг. В отличии от частных компаний, которых у нас 81 %
24.04.2025 16:08:31
Пользователь
НОВИЧОКрегулировании негативно повлияют на финансовые механизмы банков, применяемые при уже сложившейся практики.
24.04.2025 16:47:49
Пользователь
НОВИЧОККомментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : «Пункт 3 ст.298 изложить в следующей редакции:» абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 12 декабря 2013 г. № 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".
В частности на статью 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов
1. Запрещаются соглашения, согласованные действия государственного органа с другим государственным органом либо хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и (или) причинению вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в том числе соглашения, согласованные действия, направленные на:
1.1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, видам, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов или потребителей;
1.2. ограничение доступа на товарный рынок, ухода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов;
Президентом Республики Беларусь была принята директива № 4 (директива Президента № 4 – это программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси.), в которой содержаться 9 разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Особенно необходимо отметить первых два раздела: 1. обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. 2. создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Данное изменение коренным образом противоречит первым двум разделам директивы и лишает возможности частным организациям работать и конкурировать в соответствующей сфере, улучшая качество предоставляемых услуг на всех уровнях.
Предлагаемое решение:
– полностью исключить из пункта 25 (Пункт 3 статьи 298) абзац 5: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.»
24.04.2025 17:05:01
Пользователь
НОВИЧОКПунктом 25 проекта Закона вносятся изменения
в пункт 3 статьи 298, в частности, имущество таможенных представителей должно находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице. В качестве обоснования проекта Закона заявлена необходимость совершенствования условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела. Данные изменения противоречат законодательству Республики Беларусь, а именно: Статьёй 13 Конституции Республики Беларусь установлено, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Данные изменения фактически монополизируют сферу услуг в области таможенного дела в качестве таможенного представителя предприятиями государственной формы собственности. Сфера услуг в области таможенного дела в качестве таможенного представителя в соответствии со статьёй 3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" не признана сферой естественных монополий. Так как некоторые предприятия занимают доминирующее положение на рынке таможенных услуг, изменение Закона повлечёт нарушение статьи 18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З (ред. от 03.04.2024) "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", которым запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, по созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок.
24.04.2025 21:32:56
Пользователь
НОВИЧОКТак, 25 пункт данного Проекта определяет, что право на включение в реестр таможенных представителей будут иметь юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Также пункт 31 Проекта устанавливает необходимость наличия в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Наличие меньшего количества аттестованных специалистов повлечет за собой приостановление деятельности таможенного представителя.
Считаем, что данные изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.
1. Снижение конкуренции на данном направлении неизбежно приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
2. Необходимость содержания в штате «порогового» количества специалистов по таможенному декларированию (не менее 10) неизбежно приведет к росту затрат таможенного представителя, которые в свою очередь приведут к увеличению тарифов на оказываемые таможенными представителями услуги, и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
3. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резиденства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение «порога» в 10 специалистов приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей. В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение). Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.
4. Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны. В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.
5. Нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек. 6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики. Таким образом можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя: · не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя; · не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации; · не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона ведет к нарушению баланса между целями регулирования и масштабом вмешательства. Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения: были адресными; не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели; были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны. В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование: квалификационных требований к специалистам; усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами); допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д. Исходя из вышеизложенного, просим не включать соответствующие положения в итоговую редакцию Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
24.04.2025 21:36:41
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 25 Абзац : 5 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице
Требование, которому должны будут соответствовать
таможенные представители: “имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) её административно- территориальной единице“ противоречит основным законодательным актам Республики Беларусь:
1) Противоречит Конституции Республики Беларусь части 2 ст.13 государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (часть 3 ст.13 Конституции).
2. Противоречит Закону от 12 декабря 2013 г. № 94-З Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности»
3. Противоречит положению Статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З (ред. от 08.01.2024) "Об инвестициях"
4. Противоречит Директиве Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010 года.
5. Противоречит законодательству Таможенного союза ЕАЭС
Данное требование для соответствия таможенному представителю не учитывает действующие правовые и законодательные акты, финансово-экономические, cоциальные последствия изменений действующего законодательства.
25.04.2025 00:06:07
Пользователь
НОВИЧОКпредставителя с государственной формой собственности легальное получение выручки от оказываемых услуг. Полностью поддерживаю проект Закона! Что у большинства частных таможенных представителей в собственности - один стол, стул и 2 ЭЦП! И более 10 работников дома на диване набирают декларации и скидывают для регистрации держателям ЭЦП! Квалифицированные (с аттестатом) специалисты по таможенному декларированию без работы не останутся, вернутся в государственные организации, где и работали ранее!
25.04.2025 08:48:59
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста :
Комментарий к проекту изменений в Закон РБ «О таможенном регулировании» по вопросу о включении в реестр таможенных представителей.
Прошло менее четырех лет с того момента, как вступила в силу редакция Закона РБ «О таможенном регулировании» (25.07.2022 г.), согласно которому на сегодняшний день осуществляется работа участников рынка таможенных услуг. Неужели за три неполных года данная редакция в части включения в реестр таможенных представителей устарела или настолько была не продумана, что необходимо вносить такие существенные изменения?
Если посмотреть на ст.298 и ст. 310 действующего Закона, то мы увидим прогрессивные нормы права полностью соответствующие требованиям текущего времени и разработанные в соответствии с требованиями таможенного кодекса ЕАЭС.
Ст.298 п.3 действующей редакции предусматривает: «Право на включение в соответствующие реестры имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.»
Для исключения лиц из недружественных стран лишним не будет прописать дополнительные условия в Законе «учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС».
Однако третий абзац («имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице» проекта будет явным перегибом который не следует допускать и необходимо исключить из проекта. Несколько аргументов в пользу исключения данной предлагаемой нормы:
1) Из 79 организаций, что составляет 100 % компаний, включенных в реестр таможенных представителей 15 это 19% соответствуют предлагаемой норме проекта Закона, из которых 5 это 6,3% (РУП «Белтаможсервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», РУП «Белинтертранс», РУП «Белпочта») могут оказывать возмездные услуги иным лицам. Остальные 10 это государственные предприятия, использующие данный статус для собственных нужд.
64 организации или 81% составляют частные предприятия. Это значительная отрасль экономики в сфере услуг.
2) Данное предложение не соответствует проводимой работе по сближению законодательств Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, которое так же не стоит игнорировать. Пункт 4 статьи 347 Закона о таможенном регулировании Российской Федерации определено, что
иными условиями включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
«юридическое лицо, которое не является, казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона; организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона;»
3) Кроме того, предлагаемая норма права «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.» значительно ограничивает граждан РБ, работников таможенного представителя в возможности выбора рабочего места т.к. частные компании на рынке таможенных услуг составляют более 80%.
4) Директива №4 Президента РБ требует обеспечить развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от формы собственности и создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
Предлагаемые изменения явно идут в разрез с требованием Президента Республики Беларусь.
Предложенные изменения по количеству специалистов в штате таможенного представителя с не менее двух до не менее десяти нельзя считать обоснованными. В нынешней редакции Закона, от 22.07.2022 г., законодателем досконально и гармонично продуманы и определены в ст.310 «Особенности включения в реестр таможенных представителей» условия включения и порядок совершения таможенных операций работниками таможенного представителя РБ.
Так п.1 п.п.1.1 Ст.310 Закона требуется наличие в штате не менее двух специалистов, а так же определено, что для этого специалиста это основное место работы. Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя.
Предлагаемые изменения о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию и отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы содержит дискриминационные и несправедливые нормы.
В странах таможенного Союза наличие специалистов по таможенному декларированию не требуется за исключением Кыргызстана, где так же установлена норма, как и в Законе РБ не менее двух специалистов.
Проконтролировать работника таможенному представителю, работает человек где то по совместительству или нет, не представляется возможным, т.к. трудовая книжка совместителю не требуется. Для реализации этой нормы необходимы изменения в трудовое законодательство, где должно быть прописано, что совместитель обязан уведомить основного нанимателя о совмещаемой работе.
Требование о наличии в штате таможенного представителя десяти специалистов, ставит в менее благоприятные условия белорусского таможенного представителя по отношению к таможенным представителям стран ЕАЭС. В Казахстане, Армении, Российской Федерации наличие специалистов не требуется, а в Кыргызстане требуется не менее двух специалистов.
Таможенным Кодексом ЕАЭС в ст.401 п.4 установлено «При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются в соответствии с настоящим Кодексом при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами.»
Тем же таможенным Кодексом ст.402 п.2 определено, «Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов.» Но стоит заметить, что необходимо учитывать также норму ст.401 п.4 про жесткие требования. Увеличения в пять раз наличие специалистов тяготит больше к жестким требованиям, чем к мягкому предложению, что не совсем соответствует норме права таможенного союза.
Как итог:
- Исключить из проекта предлагаемое изменение ст.298 Закона о таможенном регулировании в части добавления абзаца, «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице».
- Исключить из проекта предлагаемые изменения о «наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций»;
в виду явно несправедливых мер по отношению к белорусскому бизнесу и необоснованных ущемлений прав граждан Республики Беларусь, препятствующих развитию деловой активности в государстве и явно идущие в разрез с заявлением Президента Республики Беларусь.
Стоит так же отметить, что деятельность таможенного представителя рассчитана на длительный период т.к. банковская гарантия необходимая для включения в реестр таможенных представителей имеет регресс в более чем два года. После потери статуса таможенного представителя, организация обязана выплачивать проценты за выданную гарантию. Исходя из этого, требования о включении в реестр таможенного представителя должны быть долгосрочными и неизменными и не должны меняться через два года в таких серьезных и существенных вопросах.
Данная, уже существующая норма соответствует всем стандартам таможенного союза, что подтверждается схожими требованиями во всех странах ЕАЭС, была закреплена Законом Республики Беларусь и подписана Президентом Республики Беларусь и не должна подлежать изменению.
25.04.2025 10:51:59
Пользователь
НОВИЧОККонституции Республики Беларусь, а именно части 2 статьи 13, в которой говорится, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия. Интересно было бы услышать комментарий Министерства Юстиции, МАРТ и Министерства экономики к этому пункту.
2. О запрете совместительства. Данная норма противоречит Трудовому Кодексу. И соответственно, интересно услышать комментарий Минтруда о законности данной нормы. Предлагаю: Исключить из новой редакции пункт 3 статьи 298.
25.04.2025 12:45:10
Пользователь
НОВИЧОКПункт : 25 Элемент текста : «Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: ...
абзац 5 «имущество которых находится в собственности РБ или ее административно-территориальных единиц либо более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит РБ и (или) ее административно- территориальной единице.».
Пунктом 25 законопроекта
предложена новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона, определяющей общие положения о о включении юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. При этом предлагаемые изменения затронули исключительно лиц, включенных в реестр таможенных представителей, либо имеющих намерение быть в него включенным. Наиболее спорное предложение разработчика - право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон, не понимание аргументов преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения и соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза.
С практической точки зрения следует отметить, что таможенные представители совершают таможенные операции не только для лиц государств членов ЕАЭС, но и для иностранных лиц, в том числе недружественных государств. На протяжении последних лет регулярно расширяется список белорусских юридических лиц, как правило государственной формы собственности, в отношении которых недружественные иностранные государства вводят различно рода запреты, существенно влияющие на осуществление хозяйственной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем исключить вышеназванную норму из проекта Закона.
25.04.2025 13:07:21
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться