25. Пункт 3 статьи 298: Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Данная норма нарушает статью 13 Конституции Республики Беларусь, которая предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Так же нарушает нормы антимонопольного законодательства и приведет к монополизации рынка оказываемых услуг.
Так же следует учитывать, что многие негосударственные таможенные представители являются поручителями перед таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а само поручительство без возможности совершения таможенных операций теряет смысл. Соответственно указанная норма разрушит действующий в настоящее время развитый институт поручительства, что приведет к снижению транзитной привлекательности Республики Беларусь.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.
31. В статье 310 в пункте 1: дополнить пункт подпунктами 1.11 и 1.12 следующего содержания:
1.11. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
Указанные изменения противоречат статье 41 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Кроме нарушения прав работников, указанная норма вводит ответственность таможенного представителя за исполнением данной нормы, а учитывая, что работник устраиваясь на работу по совместительству не обязан сообщать работодателю об этом, а работодатель не имеет права истребовать такую информацию, эта норма является не исполнимой, а ответственность за нее может наступить вплоть до исключения из реестра таможенных представителей.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.
30.04.2025 13:50:56
LAE
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Пунктом 25 статьи 1 Проекта предлагается новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании). Согласно части 2 пункта 3 статьи 298 Проекта устанавливаются дополнительные ограничения на включение субъектов хозяйствования в реестр таможенных представителей. Так, согласно Проекту, правом на включение в реестр таможенных представителей будут обладать «юридические лица:
с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;
имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более 50 % акций (долей в уставных фондах), которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице».
Кроме того, статьей 2 Проекта необоснованно корректируются в сторону ухудшения правового положения субъектов хозяйственной деятельности нормы, устанавливающие минимально допустимое количество специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у конкретного таможенного представителя является основным местом работы, с одновременным введением запрета на работу по совместительству специалистов по таможенному декларированию в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций, т.е. вводятся дополнительные барьеры для входа на рынок таможенных услуг.
По состоянию на 18.04.2025 из 79 хозяйственных обществ, включенных в реестр Таможенных представителей, 64 общества (т.е. 81% от общего количества) относятся к частной форме собственности (без доли государства в уставном фонде). Согласно части 2 статьи 2 Проекта таможенные представители, не соответствующие требованию, предусмотренному частью 2 пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании (в редакции Проекта), будут подлежать исключению из реестра таможенных представителей, т.е. прекратят ведение своей хозяйственной деятельности.
Полагаю, что принятие данной нормы не коррелирует с:
1. положениями статьи 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
2. нормами Закона № 94-З, в частности противоречит принципам государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, установленным ст. 5 Закона № 94-З, таким как принципы:
применения антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства (места пребывания), имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);
запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов);
осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для проведения эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества);
3. нормами статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З (ред. от 13.12.2024) «О нормативных правовых актах», в частности, противоречит основным принципам нормотворческой деятельности, таким как принципы:
конституционности (законности) (не обеспечены верховенство Конституции Республики Беларусь в нормотворческой деятельности, прямым действием ее норм; соответствие нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы; согласованность нормативных правовых актов одинаковой юридической силы);
защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости (при планировании, подготовке, принятии (издании) и реализации нормативных правовых актов не обеспечены интересы общества и государства, не учтены интересы значительного процента субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынке таможенных услуг, не обеспечен надлежащий баланс в правовом регулировании прав, свобод и обязанностей);
социально-экономической обусловленности принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов (принятие Проекта противоречит социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, так как уход с рынка успешно работающих компаний повлечет снижение объема налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь, ограничение доступности услуг для потребителей, а ограничение конкуренции, в свою очередь, будет способствовать снижению стимулов к инновациям и техническому отставанию, создавать предпосылки для снижения качества оказываемых услуг, а также завышения цен и как следствие, снижению благосостояния населения, замедлению экономического роста, снижению инвестиционной привлекательности данного сектора экономики и Республики Беларусь в целом; после принятия Проекта бизнес столкнётся с барьерами для входа на рынок и вынужденным прекращением деятельности обществ, что в свою очередь, в дополнение к вышеперечисленному, повлечет сокращение числа рабочих мест. Таким образом, ограничение конкуренции на рынке таможенных услуг через административный ресурс в долгосрочной перспективе приведет к негативным последствиям).
На основании вышеизложенного считаю, что законопроект требует доработки.
30.04.2025 14:19:46
Вадим99
Пользователь
НОВИЧОК
10
2.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
В то время, как проектом Закона предлагается монополизировать рынок таможенных услуг, в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике, где председателем избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович А.Б. На данном заседании отмечено, что в государствах СНГ проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
30.04.2025 14:34:34
Aliaks
Пользователь
НОВИЧОК
6
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 1 Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице
Полагаю, что в споре между регулятором и бизнесом в отношении требований, предъявляемых к таможенным представителя, справедливо было бы опираться на общепринятые международные стандарты, как это и предусмотрено статьей 1 Закона. На сайте Всемирной таможенной организации размещено Руководство ВТамО для таможенных брокеров. Это Руководство содержит раздел «Критерии лицензирования». Несколько выдержек из данного раздела:
- очень важно, чтобы такие критерии были полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми (пункт 15);
- лицензионные требования стран-участниц в целом включают в себя сочетание следующих требований: глубокое знание таможенного и другого законодательства, касающегося трансграничного регулирования, знание транспортных и финансовых вопросов, связанных с торговлей, “чистый” послужной список в плане безопасности и других вопросов соответствия требованиям, финансовые возможности или платежеспособность, минимальный образовательный ценз, минимальный опыт работы, в некоторых случаях письменный и/или устный экзамен и даже минимальное количество часов обучения, возможность электронной передачи данных, финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит), регистрация или учреждение в стране/гражданство или резидентство (пункт 12);
- для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, необходимо предоставить доказательства финансовой стабильности (финансовую отчетность за прошлый и текущий периоды) (пункт 18).
Выводы:
1) недопустимо применение дискриминационных критериев, к которым со всей очевидностью относится ограничение определенной формы собственности;
2) «финансовые возможности и платежеспособность (финансовая стабильность)» и «финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит)» – это разные, независимые друг от друга критерии.
Предложения:
1) исключить ограничение формы собственности как дискриминационное требование;
2) включить требование на соответствие значению финансовой устойчивости, критерии к которому должны быть установлены Правительством Республики Беларусь.
30.04.2025 16:48:24
ЮАП
Пользователь
НОВИЧОК
7
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Предлагаемое ограничение допуска к деятельности таможенного представителя исключительно для юридических лиц, у которых более 50% собственности принадлежит государству, вызывает серьёзные вопросы:
1. Отсутствие обоснования необходимости: в пояснительной записке не указано, какие именно риски или нарушения со стороны частных представителей побудили к столь радикальному ограничению. Следовательно, объект регулирования не определён, а мера не может считаться обоснованной.
2. Нарушение принципа равенства форм собственности (ст. 13 Конституции РБ), что может привести к исключению с рынка добросовестных частных субъектов, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу.
3. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС (Договор от 11.04.2017), где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
4. Фактическое создание барьера в пользу ограниченного круга участников, среди которых доминирует государственное предприятие, находящееся в ведении ГТК. Это порождает конфликт интересов между регулятором и его собственными коммерческими структурами.
Учитывая изложенное, прошу разработчиков пересмотреть целесообразность включения соответствующей нормы и рассмотреть альтернативные меры достижения целей контроля и прозрачности:
– усиление квалификационных требований к представителям;
– полная цифровизация процедур;
– интеграция с государственными ИС и обязательное страхование;
– раскрытие конечных бенефициаров и проверка деловой репутации.
Выбор жёсткой формы «огосударствления» как единственного способа обеспечения надёжности представляется диспропорциональным, юридически необоснованным и рискованным для устойчивости сферы ВЭД в целом
30.04.2025 16:53:49
Виктор1974
Пользователь
НОВИЧОК
7
1.7
1
Отзыв на проект Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (редакция от 22.04.2025)
1. СУТЬ ЗАМЕЧАНИЯ
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», согласно которой:
«Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) её административно-территориальной единице».
Фактически это означает полное исключение частных белорусских компаний (в том числе 100% принадлежащих гражданам Республики Беларусь) из числа субъектов, имеющих право заниматься деятельностью таможенного представителя.
2. ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ ЭТОЙ НОРМЫ
2.1. Нарушение принципа равенства форм собственности
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гласит: «Равным образом признаются и защищаются государственная и иные формы собственности».
Предлагаемая норма нарушает данный принцип, создавая искусственное преимущество для государственных и около государственных структур и дискриминируя частный капитал.
2.2. Противоречие международным обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС
В соответствии со статьей 4 Договора о Евразийском экономическом союзе (11.04.2017), государства-участники обязуются:
· обеспечивать равные условия доступа к деятельности и рынкам;
· соблюдать свободу предпринимательства и движения капитала;
· не допускать мер, ограничивающих конкуренцию и нарушающих принципы справедливой конкуренции.
Установление обязательной доли участия государства в капитале нарушает эти обязательства и может быть оспорено как в рамках ЕАЭС, так и в международных арбитражных инстанциях.
2.3. Подрыв инвестиционного климата и правовой определённости
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О хозяйственных обществах» и статье 5 Закона «О предпринимательстве», государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности. Введение ограничений по форме собственности в виде фильтра по доле участия государства подрывает базовые принципы стабильности ведения бизнеса.
2.4. Последствия для экономики и рынка ВЭД
Исключение частных компаний из числа таможенных представителей приведёт к:
· сокращению числа квалифицированных участников внешнеэкономической деятельности;
· снижению конкуренции, росту цен на услуги;
· ухудшению качества и скорости таможенного оформления;
· потере рабочих мест и миграции капитала в другие сферы.
2.5. Возможный кадровый коллапс
Подавляющее большинство действующих таможенных представителей сегодня — частные компании. Их исключение вызовет нехватку специалистов, необходимость перевода логистических цепочек и дестабилизацию сектора ВЭД.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Сохранить требование о резидентстве в рамках ЕАЭС для учредителей, но исключить требование о доле государственной собственности.
2. Ввести более чёткие и прозрачные требования к:
o финансовой устойчивости;
o техническому обеспечению;
o наличию внутреннего контроля и страхования ответственности.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Включение в закон требования о наличии доли собственности государства в капитале таможенных представителей:
· противоречит Конституции Республики Беларусь и международным обязательствам;
· подрывает правовые основы предпринимательства;
· наносит вред всей системе внешнеэкономической деятельности.
С учетом вышеизложенного,
просим не включать соответствующее положение в итоговую редакцию закона и сохранить возможность ведения деятельности частными белорусскими компаниями, отвечающими профессиональным требованиям.
02.05.2025 10:22:30
ВМО
Пользователь
НОВИЧОК
2
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : пункт 25 : Элемент текста: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах ) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице»
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
В рамках общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (редакция от 22.04.2025, далее по тексту Закон), просим Вас обратить внимание на одну из норм, вызывающую обоснованную обеспокоенность.
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона, которая устанавливает требование, согласно которому только юридические лица с долей участия государства более 50% смогут быть включены в реестр таможенных представителей.
Предлагаемое изменение, вводящее требование обязательного государственного участия в уставном фонде юридического лица — претендующего на статус таможенного представителя — не сопровождается ни в пояснительной записке, ни в структуре самого проекта обоснованием необходимости и целесообразности данной нормы.
В проекте закона и пояснительной записке отсутствуют ссылки на выявленные факты злоупотреблений частными организациями в сфере оказания услуг таможенными представителями, статистику нарушений, в которых можно усмотреть связь с формой собственности, наличие правовых пробелов, которые невозможно устранить иными способами.
Факт наличия у государства доли в уставном капитале не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя, не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности, не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
Принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения были адресными, не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели, были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В данном случае требование обязательной доли государственной собственности является наименее гибким и самым обременительным механизмом, несмотря на существование лицензирования, усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами), допуска к деятельности только при наличии страхования, IT-систем, специалистов и т.д.
Это нарушает баланс между интересами государства и свободой ведения предпринимательской деятельности, гарантированной ст. ст. 13, 44 и 60 Конституции Республики Беларусь.
Предлагаю из пункта 25 статьи 1 проекта исключить шестой абзац: «имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.»
02.05.2025 10:40:24
LLC ENI LTD
Пользователь
НОВИЧОК
5
1.7
1
Касательно редакции пункта 25 законопроекта: элемент текста "Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: «3. Право на включение в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: - имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо болеепятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.». Учитывая отсутствие обоснованности и необходимости принятия данных поправок в Закон, не представленные в обосновании аргументы преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения не соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза. Касательно редакции пункта 31 законопроекта:
предложена новая редакция подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 Закона, определяющей особенности включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, а именно довольно спорным считаем предложение разработчика - включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон и не понимание аргументов преимущества таможенных представителей, в штате которых имеется 10 специалистов по сравнению с двумя, считаем, что вносимые изменения противоречат пункту 2 статьи 402 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза. За работу по совместительству в других организациях должен нести сам специалист, а не таможенный представитель.
02.05.2025 13:39:42
РСУТО
Юрист
НОВИЧОК
5
7.0
16
Информируем о следующих предложениях и замечаниях по Проекту:1. По пункту 3 статьи 298 Закона о таможенномрегулировании:
1.1. Исключить абзац пятый пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС.
1.2. Исключить абзац шестой пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
ОБОСНОВАНИЕ по подпунктам 1.1 и 1.2:
Предлагаемая проектом редакция пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании полностью исключает равные возможности осуществления предпринимательской деятельности для организаций частной формы собственности, а также конкуренцию между юридическими лицами, и приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в связи с введением государственной искусственной монополии на рынке Республики Беларусь в данной сфере.
Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта прямо противоречат требованиям пунктов 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4) об обеспечении дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также о принятии самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности и создании условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития.
В Республике Беларусь 64 частных организации (из75 таможенных представителей) включены в реестр таможенных представителей, их имуществоне находится в собственности государства. При дополнении указанной нормой Законао таможенном регулировании, предприятия, участники которых откажутся передатьболее 50% долей (акций) Республике Беларусь и (или) ееадминистративно-территориальной единице, вынуждены будут прекратить своюдеятельность. Так как у большинства таможенных представителей данный вид деятельности является основным, это приведет к росту безработицы, уменьшениюпоступлений налогов в бюджет страны, приведет к оттоку кадров, занятых в даннойсфере экономики, в другие страны ЕАЭС, где существуют более привлекательныеусловия для частного бизнеса в качестве таможенного представителя, либо уходвысококвалифицированных специалистов в «серую зону» оказания услуг в таможеннойсфере.
02.05.2025 14:16:30
РСУТО
Юрист
НОВИЧОК
5
7.0
16
1. По пункту 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании:
Продолжение ОБОСНОВАНИЯ по подпунктам 1.1 и 1.2:
В 2018 году Всемирной таможенной организацией утверждено Руководство ВТамО для таможенных брокеров[1]. Данное Руководство, среди прочего, определяет для таможенных брокеров стандарты при установлении лицензионных требований (раздел «Критерии лицензирования»).
Согласно пункту 15 Руководства критерии лицензирования должны быть полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми. Ограничение формы собственности для таможенных представителей объективно является дискриминационным критерием.
Требование абзаца пятого пункта 25 статьи 1 Проекта о том, чтобы учредителями были только лица государств – членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, в том числе из стран СНГ, из Китайской Народной Республики и др., которые активно работают в Республике Беларусь.
Введение вышеуказанных норм в Закон о таможенном регулировании ограничит инвестиции и приведет к ухудшению репутации Республики Беларуси на международной арене и снижению ее привлекательности для потенциальных инвесторов.
Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта устанавливают более жёсткие требования к белорусским таможенным представителям по сравнению с требованиями статей 401 и 402 Таможенного кодекса ЕАЭС и, соответственно, существенно ухудшают условия осуществления деятельности отечественных организаций по сравнению с другими странами ЕАЭС, в которых такие, по сути дискриминационные, требования отсутствуют. Их внедрение негативно скажется на конкурентоспособности таможенных представителей Республики Беларусь после отмены принципа резидентства в таможенном законодательстве ЕАЭС.
Ужесточение требований для белорусских таможенных представителей не согласуется с подходами в рамках Союзного государства, функционирование которого предполагает гармонизацию и унификацию таможенного регулирования Республики Беларусь и Российской Федерации.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОК25. Пункт 3 статьи 298: Право на включение
в реестр таможенных представителей имеют юридические лица имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Данная норма нарушает статью 13 Конституции Республики Беларусь, которая предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Так же нарушает нормы антимонопольного законодательства и приведет к монополизации рынка оказываемых услуг.
Так же следует учитывать, что многие негосударственные таможенные представители являются поручителями перед таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а само поручительство без возможности совершения таможенных операций теряет смысл. Соответственно указанная норма разрушит действующий в настоящее время развитый институт поручительства, что приведет к снижению транзитной привлекательности Республики Беларусь.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.
31. В статье 310 в пункте 1: дополнить пункт подпунктами 1.11 и 1.12 следующего содержания:
1.11. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, работающих у этого нанимателя по совместительству для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
1.12. отсутствие в штате юридического лица специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;
Указанные изменения противоречат статье 41 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Кроме нарушения прав работников, указанная норма вводит ответственность таможенного представителя за исполнением данной нормы, а учитывая, что работник устраиваясь на работу по совместительству не обязан сообщать работодателю об этом, а работодатель не имеет права истребовать такую информацию, эта норма является не исполнимой, а ответственность за нее может наступить вплоть до исключения из реестра таможенных представителей.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю это норму исключить из проекта Закона.
30.04.2025 13:50:56
Пользователь
НОВИЧОКПунктом 25 статьи 1 Проекта предлагается
новая редакция пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании). Согласно части 2 пункта 3 статьи 298 Проекта устанавливаются дополнительные ограничения на включение субъектов хозяйствования в реестр таможенных представителей. Так, согласно Проекту, правом на включение в реестр таможенных представителей будут обладать «юридические лица:
с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;
имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более 50 % акций (долей в уставных фондах), которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице».
Кроме того, статьей 2 Проекта необоснованно корректируются в сторону ухудшения правового положения субъектов хозяйственной деятельности нормы, устанавливающие минимально допустимое количество специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у конкретного таможенного представителя является основным местом работы, с одновременным введением запрета на работу по совместительству специалистов по таможенному декларированию в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций, т.е. вводятся дополнительные барьеры для входа на рынок таможенных услуг.
По состоянию на 18.04.2025 из 79 хозяйственных обществ, включенных в реестр Таможенных представителей, 64 общества (т.е. 81% от общего количества) относятся к частной форме собственности (без доли государства в уставном фонде). Согласно части 2 статьи 2 Проекта таможенные представители, не соответствующие требованию, предусмотренному частью 2 пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании (в редакции Проекта), будут подлежать исключению из реестра таможенных представителей, т.е. прекратят ведение своей хозяйственной деятельности.
Полагаю, что принятие данной нормы не коррелирует с:
1. положениями статьи 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
2. нормами Закона № 94-З, в частности противоречит принципам государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, установленным ст. 5 Закона № 94-З, таким как принципы:
применения антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства (места пребывания), имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);
запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов);
осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для проведения эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества);
3. нормами статьи 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З (ред. от 13.12.2024) «О нормативных правовых актах», в частности, противоречит основным принципам нормотворческой деятельности, таким как принципы:
конституционности (законности) (не обеспечены верховенство Конституции Республики Беларусь в нормотворческой деятельности, прямым действием ее норм; соответствие нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы; согласованность нормативных правовых актов одинаковой юридической силы);
защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости (при планировании, подготовке, принятии (издании) и реализации нормативных правовых актов не обеспечены интересы общества и государства, не учтены интересы значительного процента субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынке таможенных услуг, не обеспечен надлежащий баланс в правовом регулировании прав, свобод и обязанностей);
социально-экономической обусловленности принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов (принятие Проекта противоречит социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, так как уход с рынка успешно работающих компаний повлечет снижение объема налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь, ограничение доступности услуг для потребителей, а ограничение конкуренции, в свою очередь, будет способствовать снижению стимулов к инновациям и техническому отставанию, создавать предпосылки для снижения качества оказываемых услуг, а также завышения цен и как следствие, снижению благосостояния населения, замедлению экономического роста, снижению инвестиционной привлекательности данного сектора экономики и Республики Беларусь в целом; после принятия Проекта бизнес столкнётся с барьерами для входа на рынок и вынужденным прекращением деятельности обществ, что в свою очередь, в дополнение к вышеперечисленному, повлечет сокращение числа рабочих мест. Таким образом, ограничение конкуренции на рынке таможенных услуг через административный ресурс в долгосрочной перспективе приведет к негативным последствиям).
На основании вышеизложенного считаю, что законопроект требует доработки.
30.04.2025 14:19:46
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
В то время, как проектом Закона предлагается
монополизировать рынок таможенных услуг, в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике, где председателем избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович А.Б. На данном заседании отмечено, что в государствах СНГ проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
30.04.2025 14:34:34
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 1 Пункт : 25 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице
Полагаю, что в споре между регулятором
и бизнесом в отношении требований, предъявляемых к таможенным представителя, справедливо было бы опираться на общепринятые международные стандарты, как это и предусмотрено статьей 1 Закона. На сайте Всемирной таможенной организации размещено Руководство ВТамО для таможенных брокеров. Это Руководство содержит раздел «Критерии лицензирования». Несколько выдержек из данного раздела:
- очень важно, чтобы такие критерии были полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми (пункт 15);
- лицензионные требования стран-участниц в целом включают в себя сочетание следующих требований: глубокое знание таможенного и другого законодательства, касающегося трансграничного регулирования, знание транспортных и финансовых вопросов, связанных с торговлей, “чистый” послужной список в плане безопасности и других вопросов соответствия требованиям, финансовые возможности или платежеспособность, минимальный образовательный ценз, минимальный опыт работы, в некоторых случаях письменный и/или устный экзамен и даже минимальное количество часов обучения, возможность электронной передачи данных, финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит), регистрация или учреждение в стране/гражданство или резидентство (пункт 12);
- для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, необходимо предоставить доказательства финансовой стабильности (финансовую отчетность за прошлый и текущий периоды) (пункт 18).
Выводы:
1) недопустимо применение дискриминационных критериев, к которым со всей очевидностью относится ограничение определенной формы собственности;
2) «финансовые возможности и платежеспособность (финансовая стабильность)» и «финансовые гарантии (поручительство, гарантийный депозит)» – это разные, независимые друг от друга критерии.
Предложения:
1) исключить ограничение формы собственности как дискриминационное требование;
2) включить требование на соответствие значению финансовой устойчивости, критерии к которому должны быть установлены Правительством Республики Беларусь.30.04.2025 16:48:24
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Предлагаемое ограничение допуска к деятельности
таможенного представителя исключительно для юридических лиц, у которых более 50% собственности принадлежит государству, вызывает серьёзные вопросы:
1. Отсутствие обоснования необходимости: в пояснительной записке не указано, какие именно риски или нарушения со стороны частных представителей побудили к столь радикальному ограничению. Следовательно, объект регулирования не определён, а мера не может считаться обоснованной.
2. Нарушение принципа равенства форм собственности (ст. 13 Конституции РБ), что может привести к исключению с рынка добросовестных частных субъектов, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу.
3. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС (Договор от 11.04.2017), где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
4. Фактическое создание барьера в пользу ограниченного круга участников, среди которых доминирует государственное предприятие, находящееся в ведении ГТК. Это порождает конфликт интересов между регулятором и его собственными коммерческими структурами.
Учитывая изложенное, прошу разработчиков пересмотреть целесообразность включения соответствующей нормы и рассмотреть альтернативные меры достижения целей контроля и прозрачности:
– усиление квалификационных требований к представителям;
– полная цифровизация процедур;
– интеграция с государственными ИС и обязательное страхование;
– раскрытие конечных бенефициаров и проверка деловой репутации.
Выбор жёсткой формы «огосударствления» как единственного способа обеспечения надёжности представляется диспропорциональным, юридически необоснованным и рискованным для устойчивости сферы ВЭД в целом
30.04.2025 16:53:49
Пользователь
НОВИЧОКОтзыв на проект Закона Республики Беларусь
"Об изменении Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (редакция от 22.04.2025)
1. СУТЬ ЗАМЕЧАНИЯ
Проектом предлагается новая редакция части второй пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», согласно которой:
«Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или её административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) её административно-территориальной единице».
Фактически это означает полное исключение частных белорусских компаний (в том числе 100% принадлежащих гражданам Республики Беларусь) из числа субъектов, имеющих право заниматься деятельностью таможенного представителя.
2. ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ВВЕДЕНИЯ ЭТОЙ НОРМЫ
2.1. Нарушение принципа равенства форм собственности
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гласит: «Равным образом признаются и защищаются государственная и иные формы собственности».
Предлагаемая норма нарушает данный принцип, создавая искусственное преимущество для государственных и около государственных структур и дискриминируя частный капитал.
2.2. Противоречие международным обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС
В соответствии со статьей 4 Договора о Евразийском экономическом союзе (11.04.2017), государства-участники обязуются:
· обеспечивать равные условия доступа к деятельности и рынкам;
· соблюдать свободу предпринимательства и движения капитала;
· не допускать мер, ограничивающих конкуренцию и нарушающих принципы справедливой конкуренции.
Установление обязательной доли участия государства в капитале нарушает эти обязательства и может быть оспорено как в рамках ЕАЭС, так и в международных арбитражных инстанциях.
2.3. Подрыв инвестиционного климата и правовой определённости
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О хозяйственных обществах» и статье 5 Закона «О предпринимательстве», государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности. Введение ограничений по форме собственности в виде фильтра по доле участия государства подрывает базовые принципы стабильности ведения бизнеса.
2.4. Последствия для экономики и рынка ВЭД
Исключение частных компаний из числа таможенных представителей приведёт к:
· сокращению числа квалифицированных участников внешнеэкономической деятельности;
· снижению конкуренции, росту цен на услуги;
· ухудшению качества и скорости таможенного оформления;
· потере рабочих мест и миграции капитала в другие сферы.
2.5. Возможный кадровый коллапс
Подавляющее большинство действующих таможенных представителей сегодня — частные компании. Их исключение вызовет нехватку специалистов, необходимость перевода логистических цепочек и дестабилизацию сектора ВЭД.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Сохранить требование о резидентстве в рамках ЕАЭС для учредителей, но исключить требование о доле государственной собственности.
2. Ввести более чёткие и прозрачные требования к:
o финансовой устойчивости;
o техническому обеспечению;
o наличию внутреннего контроля и страхования ответственности.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Включение в закон требования о наличии доли собственности государства в капитале таможенных представителей:
· противоречит Конституции Республики Беларусь и международным обязательствам;
· подрывает правовые основы предпринимательства;
· наносит вред всей системе внешнеэкономической деятельности.
С учетом вышеизложенного,
просим не включать соответствующее положение в итоговую редакцию закона и сохранить возможность ведения деятельности частными белорусскими компаниями, отвечающими профессиональным требованиям.
02.05.2025 10:22:30
Пользователь
НОВИЧОК02.05.2025 10:40:24
Пользователь
НОВИЧОКэлемент текста "Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: «3. Право на включение в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: - имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административнотерриториальной единице.». Учитывая отсутствие обоснованности и необходимости принятия данных поправок в Закон, не представленные в обосновании аргументы преимущества таможенных представителей с государственной формой собственностью над частными предприятиями считаем, что вносимые изменения не соответствуют Конституции Республики Беларусь, Директивам Президента Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Таможенному Кодексу Евразийского экономического союза. Касательно редакции пункта 31 законопроекта:
предложена новая редакция подпункта 1.1. пункта 1 статьи 310 Закона, определяющей особенности включения юридических лиц в реестр таможенных представителей, а именно довольно спорным считаем предложение разработчика - включение юридического лица в реестр таможенных представителей осуществляется при соблюдении условия о наличии в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Учитывая отсутствие обоснования принятия данных поправок в Закон и не понимание аргументов преимущества таможенных представителей, в штате которых имеется 10 специалистов по сравнению с двумя, считаем, что вносимые изменения противоречат пункту 2 статьи 402 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза. За работу по совместительству в других организациях должен нести сам специалист, а не таможенный представитель.
02.05.2025 13:39:42
Юрист
НОВИЧОК1.1. Исключить абзац пятый пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС.
1.2. Исключить абзац шестой пункта 25 статьи 1 Проекта, предусматривающий, что право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
ОБОСНОВАНИЕ по подпунктам 1.1 и 1.2:
Предлагаемая проектом редакция пункта 3 статьи 298 Закона о таможенном регулировании полностью исключает равные возможности осуществления предпринимательской деятельности для организаций частной формы собственности, а также конкуренцию между юридическими лицами, и приведет к ухудшению качества оказываемых услуг в связи с введением государственной искусственной монополии на рынке Республики Беларусь в данной сфере.
Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта прямо противоречат требованиям пунктов 1 и 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4) об обеспечении дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, а также о принятии самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности и создании условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития.
В Республике Беларусь 64 частных организации (из 75 таможенных представителей) включены в реестр таможенных представителей, их имущество не находится в собственности государства. При дополнении указанной нормой Закона о таможенном регулировании, предприятия, участники которых откажутся передать более 50% долей (акций) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице, вынуждены будут прекратить свою деятельность. Так как у большинства таможенных представителей данный вид деятельности является основным, это приведет к росту безработицы, уменьшению поступлений налогов в бюджет страны, приведет к оттоку кадров, занятых в данной сфере экономики, в другие страны ЕАЭС, где существуют более привлекательные условия для частного бизнеса в качестве таможенного представителя, либо уход высококвалифицированных специалистов в «серую зону» оказания услуг в таможенной сфере.02.05.2025 14:16:30
Юрист
НОВИЧОК1. По пункту 3
статьи 298 Закона о таможенном регулировании:
Продолжение ОБОСНОВАНИЯ по подпунктам 1.1 и 1.2:
В 2018 году Всемирной таможенной организацией утверждено Руководство ВТамО для таможенных брокеров[1] . Данное Руководство, среди прочего, определяет для таможенных брокеров стандарты при установлении лицензионных требований (раздел «Критерии лицензирования»).
Согласно пункту 15 Руководства критерии лицензирования должны быть полностью объективными, прозрачными, недискриминационными и измеримыми. Ограничение формы собственности для таможенных представителей объективно является дискриминационным критерием.
Требование абзаца пятого пункта 25 статьи 1 Проекта о том, чтобы учредителями были только лица государств – членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, в том числе из стран СНГ, из Китайской Народной Республики и др., которые активно работают в Республике Беларусь.
Введение вышеуказанных норм в Закон о таможенном регулировании ограничит инвестиции и приведет к ухудшению репутации Республики Беларуси на международной арене и снижению ее привлекательности для потенциальных инвесторов.
Абзацы пятый и шестой пункта 25 статьи 1 Проекта устанавливают более жёсткие требования к белорусским таможенным представителям по сравнению с требованиями статей 401 и 402 Таможенного кодекса ЕАЭС и, соответственно, существенно ухудшают условия осуществления деятельности отечественных организаций по сравнению с другими странами ЕАЭС, в которых такие, по сути дискриминационные, требования отсутствуют. Их внедрение негативно скажется на конкурентоспособности таможенных представителей Республики Беларусь после отмены принципа резидентства в таможенном законодательстве ЕАЭС.
Ужесточение требований для белорусских таможенных представителей не согласуется с подходами в рамках Союзного государства, функционирование которого предполагает гармонизацию и унификацию таможенного регулирования Республики Беларусь и Российской Федерации.
02.05.2025 14:17:31
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться