Пункт 25 проекта (новая редакция части второй пункта 3 изменяемого Закона). Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.». Очевидно, что в Республике Беларусь коммерческими организациями, право собственности на имущество которых принадлежит третьем лицу, являются унитарные предприятия. В данном случае предполагается, что это будут республиканские или коммунальные унитарные предприятия. Каким образом собственником имущества таких предприятий могут выступать лица государства – члена ЕАЭС? Полагаю, что никаким,они могут быть только соучредителями (соучастниками) хозяйственного общества совместно с республикой и (или) АТЕ. Соответственно норма требует доработки.
26.04.2025 19:53:31
Зайко
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: «3. Право на включение в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных cкладов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица:
- с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;
- имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.».
Предложение: исключить ч. 2 п. 3 ст. 298
Пояснения к ч.2 п.3 ст. 298.
В целях обеспечения единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2017 года был ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в отношении международного договора.
Пунктом 3 статьи 1 ТмК ЕАЭС определено, что таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Так, пунктом 3 статьи 397 ТмК ЕАЭС установлены условия включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и основания исключения из этих реестров включенных в них юридических лиц определяются разделом 8 ТмК ЕАЭС в отношении каждого вида деятельности в сфере таможенного дела. А пунктом 4 статьи 397 ТмК ЕАЭС определено, что порядок включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядок внесения изменений в такие реестры, порядок исключения из этих реестров включенных в них юридических лиц, а также основания и порядок приостановления и возобновления деятельности таких лиц устанавливаются законодательством государств-членов.
Таким образом, часть 2 пункта 3 статьи 298 прямо противоречит п.3 ст 397 ТмК ЕАЭС, где определено, что условия определяются разделом 8 ТмК ЕАЭС.
Т.е. статья 402 ТмК ЕАЭС установлены четкие условия включения в реестр таможенных представителей, а именно:
1) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;
2) обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, - в размере, определяемом законодательством государств-членов;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;
4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством государств-членов.
2. Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов.
Кроме того, в соответствии со статьёй 398 таможенные органы в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов, ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и обеспечивают их размещение не реже 1 раза в месяц на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет. А Комиссия Союза на основании реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, которые ведут таможенные органы, формирует общие реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и обеспечивает их размещение не реже 1 раза в месяц на официальном сайте Союза в сети Интернет.
Так, на сегодняшний день, данные в Общем реестр таможенных представителей (Решение Коллегии ЕЭК от 23.04.2024 N 41):
для Республики Армения – 204 ТП (население страны – 3 015 400 чел.);
для Республики Беларусь – 79 ТП (9 155 978 чел.); 5 – в случае принятия изменений!
для Республики Казахстан – 242ТП (20 286 084 чел.);
для Кыргызской Республики – 123ТП (7 254 000 чел.);
для Российской Федерации – 772ТП.
Таким образом, внесение изменений об условиях включения в реестр по таможенным представителям сократит количество таможенных представителе до 5 ТП, которые смогут соответствовать, из которых РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», РУП «БЕЛИНТЕРТРАНС» Белорусской железной дороги, РУП «БЕЛПОЧТА».
Также, для промышленных (транспортных) государственных предприятий, использующие данный статус для собственных нужд, нет необходимости содержать штат специалистов по таможенному декларированию из 10 человек, что ущемляет и их права тоже.
В статье 310: в пункте 1: подпункт 1.1 изложить в следующей редакции: «1.1. наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя, для которых эта работа является основным местом работы;»;
34. В статье 313: подпункт 1.9 изложить в следующей редакции: «иметь в штате не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;»
Данное условия также противоречит пункту 2 ст. 402 ТмК ЕАЭС где предусмотрено, что законодательство государств - членов ЕАЭС может устанавливать в качестве условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей наличие в штате не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств - членов ЕАЭС.
Кроме того, для каждого ТП обязательным условием является наличие договора страхования риска гражданской ответственности. Уплата страховых взносов от каждого таможенного представителя приблизительно составляет от 1500 руб. в год и выше.
Также, ТП обязан предоставить таможенному органу обеспечения исполнения обязанностей юридического лица - на сумму не менее 5000 базовых величин, установленных на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей – это расходы по банковской гарантии – вознаграждение банку + страхование гарантии – доп. страховые взносы.
Доход страховых компаний значительно сократился после отмены «Зеленой карты».
Также, таможенные представители уплачивают за право использования программного продукта РУП Белтаможсервис - 1 140 руб. за год (2024) + ежемесячное вознаграждение за передачу электронных документов.
Кроме того, некоторые ТП выступаю в качестве поручителей перед таможенными органами, для получения статуса также необходимы дополнительные условия обеспечения – а это вознаграждения банку + страховые взносы.
Введение данных условий экономически нецелесообразны для всех участников.
27.04.2025 14:20:59
YuliyaN
Пользователь
НОВИЧОК
10
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно[1]территориальной единице.
В Республике Беларусь существует ряд законов и нормативных актов, направленных на поддержку и развитие частного бизнеса. Вот некоторые из них: Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Закон «О предпринимательской деятельности»- устанавливает правовую основу для ведения предпринимательской деятельности в Беларуси, определяет права и обязанности предпринимателей, Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства».
Анализируя предложенный законопроект об ограничении права на включение в реестр таможенных представителей только компаниям с существенным государственным участием, видны некоторые противоречия с вышеперечисленными законами.
Противоречие с духом поддержки бизнеса: Законы, такие как «О поддержке малого и среднего предпринимательства», направлены на стимулирование частной инициативы и развитие малого и среднего бизнеса. Ограничение участия частных фирм в сфере таможенных услуг идет вразрез с идеей расширения участия частного бизнеса в экономике.
Снижение конкурентоспособности и монополизация рынка, что негативно повлияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. Установление ограничений может снизить конкурентоспособность и инновационный потенциал частных предприятий, что противоречит целям создания благоприятных условий для предпринимательства, прописанным в декрете № 7.
Увеличение барьеров для предпринимателей: Предложенный пункт исключает частный бизнес из данной сферы услуг, что может быть воспринято как увеличение административных барьеров и противоречить идеям упрощения ведения бизнеса, заложенным в различных нормативных актах.
Ограничение инноваций и эффективности: Частные компании часто более гибки и способны к внедрению новых технологий и инновационных решений, что способствует росту эффективности и снижению издержек. Снижение их присутствия на рынке может замедлить внедрение передовых практик и технологий.
Требование иметь в штате 10 специалистов может стать значительным барьером для бизнеса малых и средних предпринимателей. Небольшие компании, как правило, более гибки и способны быстрее адаптироваться к изменениям на рынке. Наличие большого штата может снизить эту гибкость. Важно сбалансировать эти факторы, чтобы содействовать здоровой конкуренции.
Предложенный законопроект нуждается в детальном обсуждении и доработке с учетом вышеуказанных аспектов, чтобы не подрывать доверие к принятым ранее мерам поддержки частного сектора и предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
28.04.2025 11:00:49
AlKl
Пользователь
НОВИЧОК
8
1.7
1
В отношении предложенной пунктом 25 статьи 1 Законопроекта новой редакции пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» считаю, что ограничение конкуренции на рынке таможенных услуг окажет негативное влияние на потребителей данного вида услуг, усложнит ведение бизнеса, который и без того в условиях санкций испытывает значительные сложности, окажет негативное влияние на занятость населения, бизнес-климат и, как следствие, нанесет ущерб экономическим интересам Республики Беларусь.
28.04.2025 13:34:36
tannnnnia
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Параграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Изменение законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь, а именно ликвидация частных таможенных предприятий, вызывает серьезные опасения и может негативно сказаться на экономической ситуации в стране.
Частные таможенные предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного функционирования таможенной системы. Они способствуют увеличению конкуренции на рынке таможенных услуг, что, в свою очередь, приводит к снижению цен и улучшению качества обслуживания. Ликвидация таких предприятий может создать монопольные условия, что негативно скажется на предпринимателях и потребителях.
Это приведет к потере рабочих мест для тысяч людей, что усугубит социальную напряженность в стране. В условиях экономического кризиса важно поддерживать рабочие места и создавать новые возможности для трудоустройства, а не сокращать их.
Согласно Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на частную собственность и ее защиту. Принятие законов, которые ставят под угрозу существование частных таможенных предприятий, противоречит этому принципу. Частные компании инвестировали средства в создание и развитие своих бизнесов, и их принудительное закрытие будет являться нарушением прав собственности.
Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Стоит отметить, что глава государства Александр Григорьевич Лукашенко на встрече с представителями частных предприятий сказал, что частный бизнес занимает немалую долю белорусской экономики. Этот сектор формирует половину ВВП, обеспечивает 37% промышленного производства, а именно на частный сектор приходится треть всех инвестиций. "Поэтому развитие комфортной бизнес-среды — один из приоритетов государственной экономической политики", — подчеркнул белорусский лидер.
28.04.2025 19:26:13
Борис Александрович
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:
Критика нормы права, предложенная в п.3 ст. 298 Закона о таможенном регулировании в РБ, предусматривающая включение в реестр таможенных представителей Республики Беларусь исключительно юридических лиц с государственной собственностью на имущество, а также нормы предложенной в п.п.1 п.1 ст.310 Закона.:
1. Нарушение принципов рыночной экономики
Ограничение доступа частных компаний к деятельности таможенных представителей противоречит принципам свободной конкуренции и равноправия субъектов хозяйствования. Такая норма искусственно создает монополию государственных структур, что подавляет рыночные механизмы и снижает мотивацию к повышению качества услуг.
2. Дискриминация частного сектора
Норма дискриминирует частные предприятия, лишая их возможности участвовать в таможенных процедурах наравне с государственными. Это нарушает принцип недискриминации, закрепленный в национальном законодательстве (например, в Законе «О предпринимательстве») и международных соглашениях, включая договоры Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который декларирует равенство условий для бизнеса.
3. Снижение эффективности таможенных услуг
Монополизация госструктурами роли таможенных представителей может привести к бюрократизации, росту издержек и замедлению процессов. Частные компании, действующие в условиях конкуренции, часто демонстрируют большую гибкость, инновационность и клиентоориентированность, что способствует оптимизации внешнеэкономической деятельности.
4. Риск коррупции и злоупотреблений
Отсутствие конкуренции создаёт почву для злоупотреблений и коррупции в государственных структурах. Частный сектор, подконтрольный независимым регуляторам и рыночным механизмам, может обеспечить более прозрачные и подотчётные услуги, а также ценообразование.
5. Противоречие международным стандартам
Во многих странах (включая государства ЕАЭС) таможенные представители — это преимущественно частные компании, что соответствует мировой практике. Жёсткая привязка к государственной собственности может затруднить интеграцию Беларуси в международные торговые системы. Таможенное дело в Республике Беларусь будет завязано на работу государственного органа контроля «Таможенная служба» и таможенного представителя государственной формы собственности.
6. Препятствие для инвестиций
Ограничение доступа частного капитала в сферу таможенных услуг снижает инвестиционную привлекательность сектора. Иностранные и местные инвесторы могут отказаться от работы в условиях, где ключевые функции зарезервированы за государством.
7. Альтернативные механизмы регулирования
Вместо запрета на участие частных компаний лучше установить чёткие критерии допуска: финансовую устойчивость, наличие квалифицированных специалистов (не изменяя норму по наличию 2-х специалистов, а не 10 как предложено), страхование ответственности, соответствие международным стандартам.
Мнение и выводы:
Данная норма не только противоречит принципам справедливой конкуренции, но и создаёт риски для экономической эффективности и интеграции Беларуси в глобальные торговые процессы. Изменение системы допуска таможенных представителей с акцентом на профессиональные критерии, а не форму собственности, способствовала бы развитию бизнеса и повышению качества услуг, а также развитию здоровой конкуренции и ценообразования. В случае принятия данных изменений сотрудники работающие в частном секторе останутся без работы, а таможенные представители с государственной формой собственности должны будут кратно увеличить штат для совершения всего объема операций.
29.04.2025 11:27:39
СНД
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Причин для внесения столь радикальных изменений в деятельности таможенных представителей нет. По исполнению основополагающих условий включения в реестр таможенных представителей закрепленных в ст. 402 ТК ЕАЭС проблем ни с государственными, ни с частными таможенными представителями нет. По информации, полученной от основных игроков банковской системы Республики Беларусь, выплат по обеспечению исполнения обязанностей таможенных представителей по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов они никогда не производили. Основные страховые компании Республики Беларусь также подтвердили отсутствие наступления страховых случаев вследствие причинения вреда имуществу представляемых таможенными представителями лиц или нарушения договоров с этими лицами. На протяжении многих лет все таможенные представители, независимо от формы собственности, выполняют свои обязанности и основные критерии включения в реестр безукоризненно.
Прежде чем рассматривать саму возможность внесения каких-либо изменений в любую сферу деятельности необходимо ответить на вопрос: “какую проблему мы пытаемся решить, внося эти изменения?”. По факту, каких-то серьёзных проблем в сфере деятельности таможенных представителей уже длительное время нет. Следовательно, полезно было бы задуматься над упрощениями в данной сфере. Прекрасное предложение Государственного таможенного комитета о «сокращении количества документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела». Предлагаем его всесторонне поддержать и продолжать движение в данном направлении, где это возможно.
Вместе с тем вызывают недоумение два необоснованных предложения изложенных в проекте: 1. «Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица - имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.
2. В статье 310: в пункте 1: подпункт 1.1 изложить в следующей редакции: «1.1. наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Касательно первого пункта стоит отметить, что он противоречит множеству основополагающих законодательных актов. Прежде всего 13 статье Конституции Республики Беларусь и статье 23 Закона Республики Беларусь 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Что касается второго пункта то, по нашему мнению, количество специалистов в штате таможенного представителя разумно определять самим таможенным представителям, исходя из объема работы и наличия клиентской базы. При этом предлагаем сохранить без изменений условие о наличии минимум 2 аттестованных специалистов в штате таможенного представителя. Запрет на совместительство при этом исключить, т.к. это нарушает права работников и зачастую невозможно проконтролировать самому нанимателю.
Перед принятием столь кардинальных изменений следовало бы изучить практику стран участниц ЕАЭС по данному вопросу. Проведя анализ законов о таможенном регулировании стран ЕАЭС мы увидим следующее. Условие о наличии двух специалистов по таможенному декларированию в штате юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Армения вообще исключено. Данное условие осталось только в законодательстве Киргизской Республики и Республики Беларусь (по 2 специалиста). При этом в Республике Беларусь предлагается в 5 раз увеличить обязательное количество специалистов в штате таможенного представителя и запретить совместительство. Для каких целей необходимы такие изменения?
Что касается формы собственности, то ни в одной стране ЕАЭС нет запрета для деятельности таможенных представителей частной формы собственности. При этом хотим обратить особое внимание на прямой запрет деятельности таможенных представителей государственной формы собственности в Российской Федерации (часть 4 статьи 347 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и Республике Армения (часть 3 статьи 256 Закона Республики Армения «О таможенном регулировании»). Половина наших партнеров по ЕАЭС видят риски в работе государственных таможенных представителей даже наравне с частными. Изучались ли эти риски, проводились ли какие-либо консультации с партнерами по ЕАЭС по данному вопросу? Прежде чем изменять вектор законодательства Республики Беларусь совершенно в обратном направлении, стоило бы всесторонне изучить этот вопрос.
29.04.2025 23:05:18
Ассоциация БАМЭ
Пользователь
НОВИЧОК
9
1.7
1
Предлагаемые изменения в Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вводят более жесткие требования для таможенных представителей, что создает множество проблем для частного бизнеса в Республики Беларуси. Это затрагивает как малый, так и средний бизнес, который составляет значительную долю (около 80%) рынка таможенных услуг
1. Считаем, что предлагаемые изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам:
Требование, чтобы учредителями были только лица государств-членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, которые активно работают в Республики Беларуси. Это ограничивает инвестиции и развитие бизнеса.
Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.
Утрата рабочих мест в частном секторе ухудшит экономическую ситуацию и увеличит уровень безработицы, особенно в регионах.
2. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
3. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
4. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.
5. Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.
6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.
Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:
• не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;
• не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;
• не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.
Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:
• были адресными;
• не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;
• были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:
• квалификационных требований к специалистам;
• усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);
• допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.
9. Противоречие заявленной государственной политике:
изменения в проект Закона противоречат заявлениям Президента Республики Беларусь Александра Григоровича Лукашенко о приоритетах комфортной бизнес-среды и поддержке предпринимательства.
Директива №4 Президента Республик Беларусь, направленная на устранение барьеров для бизнеса, также находится в противоречии с предлагаемыми мерами.
30.04.2025 10:15:14
Сергей
Пользователь
НОВИЧОК
5
1.7
1
Убрав частные компании из ТП, очевидно не будет конкуренции у БТС, на территории РБ. Но он в свою очередь будет проигрывать ТП ЕАЭС, где частный сектор преобладает, и всегда отставать. При отсутствии конкуренции на внутреннем рынке отпадет необходимость выстраивать финансовую логистику, будет ограниченное видение подходов работы с документами и клиентами, отсутствие альтернативного программного обеспечения (данная проблема уже присутствует), как итог упадет качество и скорость оказания услуг, увеличится стоимость (это скорее всего первое, что сделают) в результате однозначно упадет привлекательность страны и соответственно уменьшится объем услуг не только оказываемых ТП, но и тех что связаны с данным направлением.
Решение принять закон в данной редакции, это большой шаг назад и наверстать государственные ТП не смогут, ведь даже сейчас они не могут предложить то, что предлагается на рынке, а также не все хотят работать с гос. предприятием или инвестировать в экономику, где присутствуют исключительно государственные компании в такой важной отрасли как эта.
По итогу с падением привлекательности страны, спустя время, когда обратят на эту деятельности внимание, повесят все недостатки исправлять на ГТК, но и он изменить ничего не сможет, т.к. влиять будет особо не на кого, это перекладывание платежей из одного кармана в другой или смена сидящего на стуле, но ответственности как компании никакой и качества тоже.
30.04.2025 12:12:18
Виктория_TPБ
Пользователь
НОВИЧОК
5
1.7
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : пункты 25 и 31 проекта закона о таможенном регулировании
Считаем, что предлагаемые изменения по пункту 25 Проекта Закона о таможенном регулировании (далее – Проект) «25. Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:…», и пункту 31 «В статье 310:…» негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.
1. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
2. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
3. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.
В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение).
Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.
4. Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны.
В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.
5. Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.
6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.
Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:
· не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;
· не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;
· не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.
Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:
были адресными;
не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;
были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:
квалификационных требований к специалистам;
усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);
допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.
Исходя из вышеизложенного, просим не включать вышеупомянутые изменения в статьи 298 и 310 текущей редакции Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Пользователь
НОВИЧОКвторой пункта 3 изменяемого Закона). Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь; учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.». Очевидно, что в Республике Беларусь коммерческими организациями, право собственности на имущество которых принадлежит третьем лицу, являются унитарные предприятия. В данном случае предполагается, что это будут республиканские или коммунальные унитарные предприятия. Каким образом собственником имущества таких предприятий могут выступать лица государства – члена ЕАЭС? Полагаю, что никаким, они могут быть только соучредителями (соучастниками) хозяйственного общества совместно с республикой и (или) АТЕ. Соответственно норма требует доработки.
26.04.2025 19:53:31
Пользователь
НОВИЧОККомментарий к фрагменту проекта НПА:
Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: «3. Право на включение в реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных cкладов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр операторов электронной торговли имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица:
- с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС;
- имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.».
Предложение: исключить ч. 2 п. 3 ст. 298
Пояснения к ч.2 п.3 ст. 298.
В целях обеспечения единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2017 года был ратифицирован Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в отношении международного договора.
Пунктом 3 статьи 1 ТмК ЕАЭС определено, что таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Так, пунктом 3 статьи 397 ТмК ЕАЭС установлены условия включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и основания исключения из этих реестров включенных в них юридических лиц определяются разделом 8 ТмК ЕАЭС в отношении каждого вида деятельности в сфере таможенного дела. А пунктом 4 статьи 397 ТмК ЕАЭС определено, что порядок включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядок внесения изменений в такие реестры, порядок исключения из этих реестров включенных в них юридических лиц, а также основания и порядок приостановления и возобновления деятельности таких лиц устанавливаются законодательством государств-членов.
Таким образом, часть 2 пункта 3 статьи 298 прямо противоречит п.3 ст 397 ТмК ЕАЭС, где определено, что условия определяются разделом 8 ТмК ЕАЭС.
Т.е. статья 402 ТмК ЕАЭС установлены четкие условия включения в реестр таможенных представителей, а именно:
1) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;
2) обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комиссией, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, - в размере, определяемом законодательством государств-членов;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;
4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством государств-членов.
2. Законодательством государств-членов может устанавливаться, что условием включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных представителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств-членов.
Кроме того, в соответствии со статьёй 398 таможенные органы в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов, ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и обеспечивают их размещение не реже 1 раза в месяц на официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет. А Комиссия Союза на основании реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, которые ведут таможенные органы, формирует общие реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и обеспечивает их размещение не реже 1 раза в месяц на официальном сайте Союза в сети Интернет.
Так, на сегодняшний день, данные в Общем реестр таможенных представителей (Решение Коллегии ЕЭК от 23.04.2024 N 41):
для Республики Армения – 204 ТП (население страны – 3 015 400 чел.);
для Республики Беларусь – 79 ТП (9 155 978 чел.); 5 – в случае принятия изменений!
для Республики Казахстан – 242ТП (20 286 084 чел.);
для Кыргызской Республики – 123ТП (7 254 000 чел.);
для Российской Федерации – 772ТП.
Таким образом, внесение изменений об условиях включения в реестр по таможенным представителям сократит количество таможенных представителе до 5 ТП, которые смогут соответствовать, из которых РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РУП «Национальный аэропорт Минск», РУП «БЕЛИНТЕРТРАНС» Белорусской железной дороги, РУП «БЕЛПОЧТА».
Также, для промышленных (транспортных) государственных предприятий, использующие данный статус для собственных нужд, нет необходимости содержать штат специалистов по таможенному декларированию из 10 человек, что ущемляет и их права тоже.
В статье 310: в пункте 1: подпункт 1.1 изложить в следующей редакции: «1.1. наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций. Правом непосредственного совершения таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц обладают работники таможенного представителя, являющиеся специалистами по таможенному декларированию, состоящие в штате таможенного представителя, для которых эта работа является основным местом работы;»;
34. В статье 313: подпункт 1.9 изложить в следующей редакции: «иметь в штате не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций;»
Данное условия также противоречит пункту 2 ст. 402 ТмК ЕАЭС где предусмотрено, что законодательство государств - членов ЕАЭС может устанавливать в качестве условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей наличие в штате не менее 2 работников, имеющих документ, подтверждающий соответствие квалификационным требованиям, устанавливаемым законодательством государств - членов ЕАЭС.
Кроме того, для каждого ТП обязательным условием является наличие договора страхования риска гражданской ответственности. Уплата страховых взносов от каждого таможенного представителя приблизительно составляет от 1500 руб. в год и выше.
Также, ТП обязан предоставить таможенному органу обеспечения исполнения обязанностей юридического лица - на сумму не менее 5000 базовых величин, установленных на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей – это расходы по банковской гарантии – вознаграждение банку + страхование гарантии – доп. страховые взносы.
Доход страховых компаний значительно сократился после отмены «Зеленой карты».
Также, таможенные представители уплачивают за право использования программного продукта РУП Белтаможсервис - 1 140 руб. за год (2024) + ежемесячное вознаграждение за передачу электронных документов.
Кроме того, некоторые ТП выступаю в качестве поручителей перед таможенными органами, для получения статуса также необходимы дополнительные условия обеспечения – а это вознаграждения банку + страховые взносы.
27.04.2025 14:20:59
Пользователь
НОВИЧОККомментарий к фрагменту проекта НПА:
Элемент текста : Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица: учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются только лица государства – члена ЕАЭС; имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно[1]территориальной единице.
В Республике Беларусь существует ряд законов и нормативных актов, направленных на поддержку и развитие частного бизнеса. Вот некоторые из них: Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Закон «О предпринимательской деятельности»- устанавливает правовую основу для ведения предпринимательской деятельности в Беларуси, определяет права и обязанности предпринимателей, Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства».
Анализируя предложенный законопроект об ограничении права на включение в реестр таможенных представителей только компаниям с существенным государственным участием, видны некоторые противоречия с вышеперечисленными законами.
Противоречие с духом поддержки бизнеса: Законы, такие как «О поддержке малого и среднего предпринимательства», направлены на стимулирование частной инициативы и развитие малого и среднего бизнеса. Ограничение участия частных фирм в сфере таможенных услуг идет вразрез с идеей расширения участия частного бизнеса в экономике.
Снижение конкурентоспособности и монополизация рынка, что негативно повлияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. Установление ограничений может снизить конкурентоспособность и инновационный потенциал частных предприятий, что противоречит целям создания благоприятных условий для предпринимательства, прописанным в декрете № 7.
Увеличение барьеров для предпринимателей: Предложенный пункт исключает частный бизнес из данной сферы услуг, что может быть воспринято как увеличение административных барьеров и противоречить идеям упрощения ведения бизнеса, заложенным в различных нормативных актах.
Ограничение инноваций и эффективности: Частные компании часто более гибки и способны к внедрению новых технологий и инновационных решений, что способствует росту эффективности и снижению издержек. Снижение их присутствия на рынке может замедлить внедрение передовых практик и технологий.
Требование иметь в штате 10 специалистов может стать значительным барьером для бизнеса малых и средних предпринимателей. Небольшие компании, как правило, более гибки и способны быстрее адаптироваться к изменениям на рынке. Наличие большого штата может снизить эту гибкость. Важно сбалансировать эти факторы, чтобы содействовать здоровой конкуренции.
Предложенный законопроект нуждается в детальном обсуждении и доработке с учетом вышеуказанных аспектов, чтобы не подрывать доверие к принятым ранее мерам поддержки частного сектора и предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
28.04.2025 11:00:49
Пользователь
НОВИЧОК1 Законопроекта новой редакции пункта 3 статьи 298 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 22.04.2024) «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» считаю, что ограничение конкуренции на рынке таможенных услуг окажет негативное влияние на потребителей данного вида услуг, усложнит ведение бизнеса, который и без того в условиях санкций испытывает значительные сложности, окажет негативное влияние на занятость населения, бизнес-климат и, как следствие, нанесет ущерб экономическим интересам Республики Беларусь.
28.04.2025 13:34:36
Пользователь
НОВИЧОКПараграф : 298 Пункт : 3 Элемент текста : имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.
Изменение законодательства о таможенном
регулировании в Республике Беларусь, а именно ликвидация частных таможенных предприятий, вызывает серьезные опасения и может негативно сказаться на экономической ситуации в стране.
Частные таможенные предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного функционирования таможенной системы. Они способствуют увеличению конкуренции на рынке таможенных услуг, что, в свою очередь, приводит к снижению цен и улучшению качества обслуживания. Ликвидация таких предприятий может создать монопольные условия, что негативно скажется на предпринимателях и потребителях.
Это приведет к потере рабочих мест для тысяч людей, что усугубит социальную напряженность в стране. В условиях экономического кризиса важно поддерживать рабочие места и создавать новые возможности для трудоустройства, а не сокращать их.
Согласно Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на частную собственность и ее защиту. Принятие законов, которые ставят под угрозу существование частных таможенных предприятий, противоречит этому принципу. Частные компании инвестировали средства в создание и развитие своих бизнесов, и их принудительное закрытие будет являться нарушением прав собственности.
Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Стоит отметить, что глава государства Александр Григорьевич Лукашенко на встрече с представителями частных предприятий сказал, что частный бизнес занимает немалую долю белорусской экономики. Этот сектор формирует половину ВВП, обеспечивает 37% промышленного производства, а именно на частный сектор приходится треть всех инвестиций. "Поэтому развитие комфортной бизнес-среды — один из приоритетов государственной экономической политики", — подчеркнул белорусский лидер.
28.04.2025 19:26:13
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:
Критика нормы права, предложенная
в п.3 ст. 298 Закона о таможенном регулировании в РБ, предусматривающая включение в реестр таможенных представителей Республики Беларусь исключительно юридических лиц с государственной собственностью на имущество, а также нормы предложенной в п.п.1 п.1 ст.310 Закона.:
1. Нарушение принципов рыночной экономики
Ограничение доступа частных компаний к деятельности таможенных представителей противоречит принципам свободной конкуренции и равноправия субъектов хозяйствования. Такая норма искусственно создает монополию государственных структур, что подавляет рыночные механизмы и снижает мотивацию к повышению качества услуг.
2. Дискриминация частного сектора
Норма дискриминирует частные предприятия, лишая их возможности участвовать в таможенных процедурах наравне с государственными. Это нарушает принцип недискриминации, закрепленный в национальном законодательстве (например, в Законе «О предпринимательстве») и международных соглашениях, включая договоры Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который декларирует равенство условий для бизнеса.
3. Снижение эффективности таможенных услуг
Монополизация госструктурами роли таможенных представителей может привести к бюрократизации, росту издержек и замедлению процессов. Частные компании, действующие в условиях конкуренции, часто демонстрируют большую гибкость, инновационность и клиентоориентированность, что способствует оптимизации внешнеэкономической деятельности.
4. Риск коррупции и злоупотреблений
Отсутствие конкуренции создаёт почву для злоупотреблений и коррупции в государственных структурах. Частный сектор, подконтрольный независимым регуляторам и рыночным механизмам, может обеспечить более прозрачные и подотчётные услуги, а также ценообразование.
5. Противоречие международным стандартам
Во многих странах (включая государства ЕАЭС) таможенные представители — это преимущественно частные компании, что соответствует мировой практике. Жёсткая привязка к государственной собственности может затруднить интеграцию Беларуси в международные торговые системы. Таможенное дело в Республике Беларусь будет завязано на работу государственного органа контроля «Таможенная служба» и таможенного представителя государственной формы собственности.
6. Препятствие для инвестиций
Ограничение доступа частного капитала в сферу таможенных услуг снижает инвестиционную привлекательность сектора. Иностранные и местные инвесторы могут отказаться от работы в условиях, где ключевые функции зарезервированы за государством.
7. Альтернативные механизмы регулирования
Вместо запрета на участие частных компаний лучше установить чёткие критерии допуска: финансовую устойчивость, наличие квалифицированных специалистов (не изменяя норму по наличию 2-х специалистов, а не 10 как предложено), страхование ответственности, соответствие международным стандартам.
Мнение и выводы:
Данная норма не только противоречит принципам справедливой конкуренции, но и создаёт риски для экономической эффективности и интеграции Беларуси в глобальные торговые процессы. Изменение системы допуска таможенных представителей с акцентом на профессиональные критерии, а не форму собственности, способствовала бы развитию бизнеса и повышению качества услуг, а также развитию здоровой конкуренции и ценообразования. В случае принятия данных изменений сотрудники работающие в частном секторе останутся без работы, а таможенные представители с государственной формой собственности должны будут кратно увеличить штат для совершения всего объема операций.
29.04.2025 11:27:39
Пользователь
НОВИЧОКПричин для внесения столь радикальных
изменений в деятельности таможенных представителей нет. По исполнению основополагающих условий включения в реестр таможенных представителей закрепленных в ст. 402 ТК ЕАЭС проблем ни с государственными, ни с частными таможенными представителями нет. По информации, полученной от основных игроков банковской системы Республики Беларусь, выплат по обеспечению исполнения обязанностей таможенных представителей по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов они никогда не производили. Основные страховые компании Республики Беларусь также подтвердили отсутствие наступления страховых случаев вследствие причинения вреда имуществу представляемых таможенными представителями лиц или нарушения договоров с этими лицами. На протяжении многих лет все таможенные представители, независимо от формы собственности, выполняют свои обязанности и основные критерии включения в реестр безукоризненно.
Прежде чем рассматривать саму возможность внесения каких-либо изменений в любую сферу деятельности необходимо ответить на вопрос: “какую проблему мы пытаемся решить, внося эти изменения?”. По факту, каких-то серьёзных проблем в сфере деятельности таможенных представителей уже длительное время нет. Следовательно, полезно было бы задуматься над упрощениями в данной сфере. Прекрасное предложение Государственного таможенного комитета о «сокращении количества документов, представляемых при осуществлении административных процедур в сфере таможенного дела». Предлагаем его всесторонне поддержать и продолжать движение в данном направлении, где это возможно.
Вместе с тем вызывают недоумение два необоснованных предложения изложенных в проекте: 1. «Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции: Право на включение в реестр таможенных представителей имеют юридические лица - имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы либо более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно территориальной единице.
2. В статье 310: в пункте 1: подпункт 1.1 изложить в следующей редакции: «1.1. наличие в штате юридического лица не менее десяти специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору и не работающих по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Касательно первого пункта стоит отметить, что он противоречит множеству основополагающих законодательных актов. Прежде всего 13 статье Конституции Республики Беларусь и статье 23 Закона Республики Беларусь 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Что касается второго пункта то, по нашему мнению, количество специалистов в штате таможенного представителя разумно определять самим таможенным представителям, исходя из объема работы и наличия клиентской базы. При этом предлагаем сохранить без изменений условие о наличии минимум 2 аттестованных специалистов в штате таможенного представителя. Запрет на совместительство при этом исключить, т.к. это нарушает права работников и зачастую невозможно проконтролировать самому нанимателю.
Перед принятием столь кардинальных изменений следовало бы изучить практику стран участниц ЕАЭС по данному вопросу. Проведя анализ законов о таможенном регулировании стран ЕАЭС мы увидим следующее. Условие о наличии двух специалистов по таможенному декларированию в штате юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Армения вообще исключено. Данное условие осталось только в законодательстве Киргизской Республики и Республики Беларусь (по 2 специалиста). При этом в Республике Беларусь предлагается в 5 раз увеличить обязательное количество специалистов в штате таможенного представителя и запретить совместительство. Для каких целей необходимы такие изменения?
Что касается формы собственности, то ни в одной стране ЕАЭС нет запрета для деятельности таможенных представителей частной формы собственности. При этом хотим обратить особое внимание на прямой запрет деятельности таможенных представителей государственной формы собственности в Российской Федерации (часть 4 статьи 347Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ») и Республике Армения (часть 3 статьи 256 Закона Республики Армения «О таможенном регулировании»). Половина наших партнеров по ЕАЭС видят риски в работе государственных таможенных представителей даже наравне с частными. Изучались ли эти риски, проводились ли какие-либо консультации с партнерами по ЕАЭС по данному вопросу? Прежде чем изменять вектор законодательства Республики Беларусь совершенно в обратном направлении, стоило бы всесторонне изучить этот вопрос.
29.04.2025 23:05:18
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаемые изменения в Закона Республики
Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вводят более жесткие требования для таможенных представителей, что создает множество проблем для частного бизнеса в Республики Беларуси. Это затрагивает как малый, так и средний бизнес, который составляет значительную долю (около 80%) рынка таможенных услуг
1. Считаем, что предлагаемые изменения негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам:
Требование, чтобы учредителями были только лица государств-членов ЕАЭС, исключает международные компании с иностранным капиталом, которые активно работают в Республики Беларуси. Это ограничивает инвестиции и развитие бизнеса.
Частные компании ежегодно обеспечивают миллиарды рублей налоговых поступлений в бюджет. Исключение частного бизнеса приведёт к потере этих доходов.
Утрата рабочих мест в частном секторе ухудшит экономическую ситуацию и увеличит уровень безработицы, особенно в регионах.
2. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
3. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
4. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.
5. Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.
6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.
Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:
• не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;
• не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;
• не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.
Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:
• были адресными;
• не выходили за пределы, необходимые для достижения конкретной цели;
• были применены только тогда, когда иные менее обременительные меры неэффективны.
В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:
• квалификационных требований к специалистам;
• усиленных требований к прозрачности (включая контроль за бенефициарами);
• допуска к деятельности только при наличии страхования ответственности, IT-систем, и т.д.
9. Противоречие заявленной государственной политике:
изменения в проект Закона противоречат заявлениям Президента Республики Беларусь Александра Григоровича Лукашенко о приоритетах комфортной бизнес-среды и поддержке предпринимательства.
Директива №4 Президента Республик Беларусь, направленная на устранение барьеров для бизнеса, также находится в противоречии с предлагаемыми мерами.
30.04.2025 10:15:14
Пользователь
НОВИЧОКУбрав частные компании из ТП, очевидно
не будет конкуренции у БТС, на территории РБ. Но он в свою очередь будет проигрывать ТП ЕАЭС, где частный сектор преобладает, и всегда отставать. При отсутствии конкуренции на внутреннем рынке отпадет необходимость выстраивать финансовую логистику, будет ограниченное видение подходов работы с документами и клиентами, отсутствие альтернативного программного обеспечения (данная проблема уже присутствует), как итог упадет качество и скорость оказания услуг, увеличится стоимость (это скорее всего первое, что сделают) в результате однозначно упадет привлекательность страны и соответственно уменьшится объем услуг не только оказываемых ТП, но и тех что связаны с данным направлением.
Решение принять закон в данной редакции, это большой шаг назад и наверстать государственные ТП не смогут, ведь даже сейчас они не могут предложить то, что предлагается на рынке, а также не все хотят работать с гос. предприятием или инвестировать в экономику, где присутствуют исключительно государственные компании в такой важной отрасли как эта.
По итогу с падением привлекательности страны, спустя время, когда обратят на эту деятельности внимание, повесят все недостатки исправлять на ГТК, но и он изменить ничего не сможет, т.к. влиять будет особо не на кого, это перекладывание платежей из одного кармана в другой или смена сидящего на стуле, но ответственности как компании никакой и качества тоже.
30.04.2025 12:12:18
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : пункты 25 и 31 проекта закона о таможенном регулировании
Считаем, что предлагаемые изменения по
пункту 25 Проекта Закона о таможенном регулировании (далее – Проект) «25. Пункт 3 статьи 298 изложить в следующей редакции:…», и пункту 31 «В статье 310:…» негативно скажутся как на уже существующих профессиональных участниках рынка таможенных услуг, так и в целом на транзитной привлекательности Республики Беларусь по следующим обстоятельствам.
1. Снижение конкуренции на данном направлении негативно повлияет на рынок таможенных услуг, поскольку приведет к снижению качества оказываемых услуг, увеличению времени оформления грузов как в республиканских пунктах пропуска, так и во внутренних пунктах таможенного оформления, увеличению сроков выпуска товаров.
2. Обязательное требование о наличии в штате таможенного представителя не менее 10 специалистов по декларированию приведет к увеличению расходов, что вынудит повысить стоимость таможенных услуг и в целом, на импортируемые товары, значительная доля которых являются комплектующими для изготовления экспортных товаров.
3. Качество оказываемых услуг не зависит от количества специалистов по таможенному декларированию. Законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан не установлены пороговые минимальные значения по количеству аттестованных сотрудников в штате таможенных представителей, что в последствии может привести к отсутствию отечественных участников данного рынка при снятии ограничений по принципу резидентства на оказываемые таможенные услуги в рамках ЕАЭС. Введение требования о наличии в штате не менее 10 специалистов по декларированию приведет к закрытию таможенных представительств в областных центрах Республики Беларусь, где в настоящее время и так сужен рынок труда для данных специальностей.
В тоже время видится неразумным отсутствие в настоящее время законодательной привязки количества специалистов по таможенному декларированию к предоставляемой сумме обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела (далее – обеспечение).
Так как логично предполагать, что риски совершения ошибок специалистами по таможенному декларированию, которые, в том числе, могут привести к возникновению задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, прямо пропорциональны количеству специалистов по таможенному декларированию. В настоящее время складывается ситуация, что таможенный представитель, имеющий в штате 3 специалиста предоставляет обеспечение в эквиваленте 500 тысяч евро, так и таможенный представитель, имеющий в штате несколько сотен специалистов также предоставляет данную сумму обеспечения.
4. Наиболее крупный таможенный представитель, который «останется на плаву» после введенных изменений – РУП Белтаможсервис, включен в санкции Европейского союза. Таким образом иностранные перевозчики, равно как и иностранные экспедиторы не могут покупать услуги таможенного декларирования у данного представителя, что может повлечь за собой перестроение маршрутов логистики в обход Республики Беларусь, что, в свою очередь, приведет к общему снижению поступлений доходов в бюджет нашей страны.
В настоящее время именно наличие значительного количества альтернативных таможенных представителей дает возможность заезда на территорию Республики Беларусь грузов, которые находятся под санкциями ЕС и дают возможность РУП Белтаможсервис загрузить свои мощности имеющихся ТЛЦ и складов и в целом обеспечить транзит товаров по территории Беларуси.
5. Усматривается нарушение принципа равенства форм собственности согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь, что может привести к исключению с рынка добросовестных частных участников рынка таможенных услуг, имеющих устойчивую деловую репутацию, надлежащую техническую и кадровую базу, потерю рабочих мест уже аттестованных специалистов и, как следствие, нарушение уже выстроенных в условиях санкционного давления логистических цепочек.
6. Противоречие обязательствам Республики Беларусь в рамках ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 11.04.2017, где провозглашена свобода экономической деятельности и недопустимость необоснованных ограничений конкуренции.
7. Проект закона и пояснительная записка не содержит указания на проблему, которую возможно решить посредством внесения предлагаемых изменений, в частности не приведена статистика нарушений, в которой можно усмотреть связь с количеством специалистов или с формой собственности организации, наличие альтернативных вариантов решения той или иной проблематики.
Таким образом, можно усматривать нарушение принципа равенства участников гражданских отношений, определенному статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Считаем, что факт наличия у государства доли в уставном капитале таможенного представителя:
· не гарантирует надлежащее исполнение обязанностей таможенного представителя;
· не исключает злоупотреблений, если внутренний контроль и механизмы прозрачности не реализованы в операционной деятельности организации;
· не влияет автоматически на квалификацию персонала, IT-инфраструктуру, налоговую дисциплину и клиентский сервис.
8. Проект Закона вводит чрезмерные и необоснованные ограничения, нарушая баланс между целями регулирования и масштабом вмешательства.
Так, принцип пропорциональности правового вмешательства (в том числе закреплённый в практике Конституционного суда Республики Беларусь) требует, чтобы ограничения:
В рассматриваемом случае требования обязательной доли государственной собственности и наличия минимум 10 специалистов в штате являются наименее гибкими и самыми обременительными механизмами, несмотря на существование:
Исходя из вышеизложенного, просим не включать вышеупомянутые изменения в статьи 298 и 310 текущей редакции Закона о таможенном регулировании и сохранить текущую версию для возможности ведения деятельности частными отечественными компаниями со штатом специалистов по таможенному декларированию от двух человек.
30.04.2025 12:48:51
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться