Ознакомившись с Проектом Закона Республики Беларусь “О волонтерской деятельности” (далее - Проектом) и Обоснованием необходимости его принятия, хотим отметить определенные неточности и пробелы регулирования. При анализе мы исходим из того, что цель принятия данного акта – определение правового статуса волонтера и правовое регулирование правоотношений, связанных с взаимодействием волонтера и получателя волонтерской помощи.
1. Пункт 1 статьи 1 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции: “Волонтер – гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которое непосредственно осуществляет волонтерскую деятельность”. В связи с данным изменением предлагаем также предусмотреть требования для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих на территории Республики Беларусь) и добавить в статью 6 Проекта положения следующего содержания: “Иностранные граждане и лица без гражданства могут осуществлять волонтерскую деятельность на основании вида на жительство в Республике Беларусь, визы Республики Беларусь, разрешения на проживания либо миграционной карты”.
2. Предлагаем изложить часть 6 статьи 1 Проекта в следующей редакции: “Получатель волонтерской помощи – физическое или юридическое лицо, социальная группа, которые используют помощь волонтеров и (или) в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность, общество в целом, в случаях, если волонтерская помощь направлена на защиту общественного интереса, а также животные, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности. В связи с этим также считаем целесообразным внести следующие изменения и дополнения в статью 12 Проекта: 1) название статьи изложить в следующей редакции: “Права и обязанности физических или юридических лиц, являющихся получателями волонтерской помощи”; 2) дополнить часть 1 абзацем 8: “право, предусмотренное абзацем 3 настоящей части распространяется и на животных, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности".
3. Отметим также, что Проект не содержит перечня субъектов волонтерской деятельности, что, на наш взгляд, является существенным пробелом в регулировании. В связи с этим предлагаем Главу 1 Проекта дополнить статьей: “Статья №. Субъекты волонтёрской деятельности Субъектами волонтёрской деятельности являются: 1) волонтёры; 2) волонтёрские организации; 3) получатели волонтёрской помощи; 4) государственные органы, осуществляющие регулирование волонтерской деятельности; 5) иные физические лица, а также юридические лица, в уставных документах которых определена волонтёрская деятельность, прямо или опосредованно участвующие в организации и осуществлении волонтёрской деятельности.”
4. Статью 3 Проекта предлагаем дополнить следующим принципом: “недопущение дискриминации получателей волонтерской помощи по признаку расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям, социального статуса, возраста, состояния здоровья, а также других обстоятельств, способных повлиять на предоставление волонтерской помощи”
5. Считаем, что часть 1 статьи 6 после слова “объявленные” следует дополнить словосочетанием “в установленном законодательством порядке”
6. В статье 7 Проекта предлагаем отнести к одной из форм волонтерской деятельности волонтерскую деятельность, осуществляемую в рамках содействия деятельности общественного объединения. Считаем это целесообразным в связи с тем, что фиксированное членство в общественных объединениях создает определенные препятствия для тех людей, которые желают оказать им помощь, не вступая в них.
7. Считаем также необходимым дать законодательное закрепление понятию “субботник” и дополнить статью 7 Проекта следующей частью: “Участие в республиканских и (или) местных субботниках не является одной из форм осуществления волонтерской деятельности”
8. Часть десятую статьи 8 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции в силу неточности и бессвязности сформулированных направлений: “содействие в повышении общей грамотности населения, а также повышение осведомленности по вопросам, представляющим общественную ценность”. Предлагаем также добавить следующее направление волонтерской деятельности: “содействие повышению осведомленности о состоянии гендерного равенства, а также содействие установлению гендерного равенства в обществе”
9. Пункт 2 ст. 9 Проекта предлагаем дополнить следующим: “при оказании разовой волонтерской помощи физическим лица, социальным группам и обществу в целом, а также при оказании разовой волонтерской помощи животным”
10. Пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: “Договор волонтерства заключается в письменной форме либо в устной форме. Устная форма заключения договора допускается, если волонтерская помощь носит разовый характер, не предусматривает затрат волонтера на осуществление волонтерской деятельности и осуществление деятельности не связано с угрозой жизни и (или) здоровью волонтера.
11. Статью 9 Проекта предлагаем также дополнить пунктом следующего содержания: “В договоре волонтерства должны быть предусмотрены вид деятельности волонтёра, характер услуг (работ), их объём, дни и часы работы, срок договора, права и обязанности волонтера, особые условия, связанные с осуществлением волонтёрской деятельности.
12. Пункт 4 статьи 9 Проекта дополнить следующим: “заключение договора страхования жизни и здоровья, в случаях, если волонтерская деятельность представляет либо может представлять угрозу жизни и здоровью волонтера, за счет волонтерской организации”
13. В статье 10 Проекта говорится о материальном обеспечении в виде получения питания, форменной либо специальной одежды и др. Однако данный список далеко не полный и в его конце идет уточнение следующего содержания: «а также получение иных гарантий, если это предусмотрено договором волонтерства (в случае его заключения)», т.е. волонтер без заключения договора лишается материального обеспечения, что недопустимо.
14. Часть восьмую пункта 1 статьи 10 Проекта дополнить словами: “с возможностью обжалования отказа руководителя соответствующего учреждения (организации) в порядке, установленном законодательством”.
15. Часть девятую статьи 10 Проекта после слов “возмещение расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности” дополнить “получение компенсации за осуществление волонтерской деятельности”. В Проекте отсутствует упоминание о выплате компенсаций волонтерам за их волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что в ст. 1 Проекта сказано, что волонтерская деятельность – добровольная и безвозмездная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ и (либо) оказания услуг. В то же время, такие компенсации существуют (это может быть, например, бесплатное посещение соревнований).
16. Пункт 1 статьи 10 проекта дополнить следующей частью: “получение налоговых вычетов на доходы, указанные в части девятой настоящего пункта”
17. Дополнить статью 10 Проекта нормой следующего содержания: “волонтер имеет право на «возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им волонтерской деятельности».
18. Заменить в статье 10 Проекта «иные права, предусмотренные законодательством» на «помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, волонтер имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь».
19. Статью 18 Проекта предлагаем дополнить пунктом следующего содержания: "В целях осуществления международного сотрудничества в сфере волонтерской деятельности учреждения образования Республики Беларусь содействуют участию обучающихся в международных волонтёрских программах и акциях на основании представленного ими приглашения, выданного государственным органом, регулирующим волонтерскую деятельность в соответствующем государстве, с указанием формы волонтерской деятельности, места и сроков её осуществления.
20. Отдельно отметим, что после проведения 2 Европейских игр в Минске появилась необходимость в создании единой информационной базы данных о волонтерах. Предлагаем внести в Проект следующее уточнение о «Единой информационной системе в сфере развития волонтерства». При этом указать, что такая система включает сведения о волонтерах, организаторах волонтёрской деятельности, волонтерских организациях и предоставление сведений для включения в данную систему осуществляется добровольно
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности»
Общественное обсуждение
150Юрист
НОВИЧОК1. Пункт 1 статьи 1 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции: “Волонтер – гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин либо лицо без гражданства, которое непосредственно осуществляет волонтерскую деятельность”. В связи с данным изменением предлагаем также предусмотреть требования для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих на территории Республики Беларусь) и добавить в статью 6 Проекта положения следующего содержания: “Иностранные граждане и лица без гражданства могут осуществлять волонтерскую деятельность на основании вида на жительство в Республике Беларусь, визы Республики Беларусь, разрешения на проживания либо миграционной карты”.
2. Предлагаем изложить часть 6 статьи 1 Проекта в следующей редакции: “Получатель волонтерской помощи – физическое или юридическое лицо, социальная группа, которые используют помощь волонтеров и (или) в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность, общество в целом, в случаях, если волонтерская помощь направлена на защиту общественного интереса, а также животные, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности. В связи с этим также считаем целесообразным внести следующие изменения и дополнения в статью 12 Проекта: 1) название статьи изложить в следующей редакции: “Права и обязанности физических или юридических лиц, являющихся получателями волонтерской помощи”; 2) дополнить часть 1 абзацем 8: “право, предусмотренное абзацем 3 настоящей части распространяется и на животных, защита которых осуществляется при реализации соответствующего направления волонтерской деятельности".
3. Отметим также, что Проект не содержит перечня субъектов волонтерской деятельности, что, на наш взгляд, является существенным пробелом в регулировании. В связи с этим предлагаем Главу 1 Проекта дополнить статьей:
“Статья №. Субъекты волонтёрской деятельности
Субъектами волонтёрской деятельности являются:
1) волонтёры;
2) волонтёрские организации;
3) получатели волонтёрской помощи;
4) государственные органы, осуществляющие регулирование волонтерской деятельности;
5) иные физические лица, а также юридические лица, в уставных документах
которых определена волонтёрская деятельность, прямо или опосредованно
участвующие в организации и осуществлении волонтёрской деятельности.”
4. Статью 3 Проекта предлагаем дополнить следующим принципом: “недопущение дискриминации получателей волонтерской помощи по признаку расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям, социального статуса, возраста, состояния здоровья, а также других обстоятельств, способных повлиять на предоставление волонтерской помощи”
5. Считаем, что часть 1 статьи 6 после слова “объявленные” следует дополнить словосочетанием “в установленном законодательством порядке”
6. В статье 7 Проекта предлагаем отнести к одной из форм волонтерской деятельности волонтерскую деятельность, осуществляемую в рамках содействия деятельности общественного объединения. Считаем это целесообразным в связи с тем, что фиксированное членство в общественных объединениях создает определенные препятствия для тех людей, которые желают оказать им помощь, не вступая в них.
7. Считаем также необходимым дать законодательное закрепление понятию “субботник” и дополнить статью 7 Проекта следующей частью: “Участие в республиканских и (или) местных субботниках не является одной из форм осуществления волонтерской деятельности”
8. Часть десятую статьи 8 Проекта предлагаем изложить в следующей редакции в силу неточности и бессвязности сформулированных направлений: “содействие в повышении общей грамотности населения, а также повышение осведомленности по вопросам, представляющим общественную ценность”. Предлагаем также добавить следующее направление волонтерской деятельности: “содействие повышению осведомленности о состоянии гендерного равенства, а также содействие установлению гендерного равенства в обществе”
9. Пункт 2 ст. 9 Проекта предлагаем дополнить следующим: “при оказании разовой волонтерской помощи физическим лица, социальным группам и
обществу в целом, а также при оказании разовой волонтерской помощи животным”
10. Пункт 3 статьи 9 изложить в следующей редакции: “Договор волонтерства заключается в письменной форме либо в устной форме. Устная форма заключения договора допускается, если волонтерская помощь носит разовый характер, не предусматривает затрат волонтера на осуществление волонтерской деятельности и осуществление деятельности не связано с угрозой жизни и (или) здоровью волонтера.
11. Статью 9 Проекта предлагаем также дополнить пунктом следующего содержания: “В договоре волонтерства должны быть предусмотрены вид деятельности волонтёра, характер услуг (работ), их объём, дни и часы работы, срок договора, права и обязанности волонтера, особые условия, связанные с осуществлением волонтёрской деятельности.
12. Пункт 4 статьи 9 Проекта дополнить следующим: “заключение договора страхования жизни и здоровья, в случаях, если волонтерская деятельность представляет либо может представлять угрозу жизни и здоровью волонтера, за счет волонтерской организации”
13. В статье 10 Проекта говорится о материальном обеспечении в виде получения питания, форменной либо специальной одежды и др. Однако данный список далеко не полный и в его конце идет уточнение следующего содержания: «а также получение иных гарантий, если это предусмотрено договором волонтерства (в случае его заключения)», т.е. волонтер без заключения договора лишается материального обеспечения, что недопустимо.
14. Часть восьмую пункта 1 статьи 10 Проекта дополнить словами: “с возможностью обжалования отказа руководителя соответствующего учреждения (организации) в порядке, установленном законодательством”.
15. Часть девятую статьи 10 Проекта после слов “возмещение расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности” дополнить “получение компенсации за осуществление волонтерской деятельности”. В Проекте отсутствует упоминание о выплате компенсаций волонтерам за их волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что в ст. 1 Проекта сказано, что волонтерская деятельность – добровольная и безвозмездная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ и (либо) оказания услуг. В то же время, такие компенсации существуют (это может быть, например, бесплатное посещение соревнований).
16. Пункт 1 статьи 10 проекта дополнить следующей частью: “получение налоговых вычетов на доходы, указанные в части девятой настоящего пункта”
17. Дополнить статью 10 Проекта нормой следующего содержания: “волонтер имеет право на «возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им волонтерской деятельности».
18. Заменить в статье 10 Проекта «иные права, предусмотренные законодательством» на «помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, волонтер имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь».
19. Статью 18 Проекта предлагаем дополнить пунктом следующего содержания: "В целях осуществления международного сотрудничества в сфере волонтерской деятельности учреждения образования Республики Беларусь содействуют участию обучающихся в международных волонтёрских программах и акциях на основании представленного ими приглашения, выданного государственным органом, регулирующим волонтерскую деятельность в соответствующем государстве, с указанием формы волонтерской деятельности, места и сроков её осуществления.
20. Отдельно отметим, что после проведения 2 Европейских игр в Минске появилась необходимость в создании единой информационной базы данных о волонтерах. Предлагаем внести в Проект следующее уточнение о «Единой информационной системе в сфере развития волонтерства». При этом указать, что такая система включает сведения о волонтерах, организаторах волонтёрской деятельности, волонтерских организациях и предоставление сведений для включения в данную систему осуществляется добровольно
20.11.2020 17:18:45
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться